Храм Трех святителей (Шеки): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «Категория: Азербайджан {{Местоположение святыни|локация=41.204444; 47.198333|вид=Приходской храм}} |350px|мини|справа]] '''Название.''' Аннотация:: {{Погода|id=10752}} == История == == Современное состояние == Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праз...»)
 
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
[[Категория: Азербайджан]]
[[Категория: Азербайджан]]


{{Местоположение святыни|локация=41.204444; 47.198333|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение святыни|локация=41.203392, 47.196849|вид=Приходской храм}}
|350px|мини|справа]]
[[Файл:Храм Трех святителей (Шеки).jpg|350px|мини|справа]]
'''Название.''' [[Аннотация:: ]]
'''Храм Трех святителей (Шеки).''' [[Аннотация:: Построен в 1853 году и действовал до начала XX века. Ныне здесь функционирует Музей народного прикладного искусства.]]
{{Погода|id=10752}}
{{Погода|id=10752}}
== История ==
== История ==


Когда была построена церковь Трех святителей в Нухе доподлинно неизвестно.
Исследователь Южного Кавказа И. Л. Сегаль в своих воспоминаниях о Елизаветпольской губернии в 1902 г. пишет: «Кроме дворца в крепости имеется православная церковь, казармы, казначейство и тюрьма. Церковь небольшая, она переделана в 1828 г. из бывшей ханской мечети. Средства на ее переделку, отделку и приобретение необходимой утвари были отчасти собраны по подписке от воинских чинов, находившихся тогда в Нухе, отчасти взяты от денег, вырученных от продажи скота, оставшегося после бегства некоторых жителей в Персию». Однако, нет сведений, подтверждающих, что именно то здание православной церкви, что находится по сей день в Шекинской крепости, является переделанной ханской мечетью.
31 августа 1819 г. майор 9-го егерского полка Лисаневич рапортовал командиру Грузинской артиллерийской дивизии генерал-майору Ахвердову о составлении им «Описи строениям и прочим заведениям ханским в городе Нухе и вне оного». В документе довольно подробно описано недвижимое имущество хана в крепости. Лисаневич описывает не одну, а две мечети внутри крепостной стены: «Параллельно корпусу, по левой стороне ворот со входу, мечеть домашняя ханская со штучным и выкрашенным потолком; в ней вдоль стен по четыре окошка без стекол и затворов» и «Правее верхних ворот мечеть из сженого кирпича, построения также Гаджи-хана и от того времени много испорченная». Ни первое, ни второе описание не подходит к существующему зданию церкви. В «Описи» нет указаний на существование какого-либо здания в том месте, где сейчас стоит здание храма. Предположение о том, что какое-либо иное, кроме указанного, здание ханской мечети могло быть построено после 1819 г., лишено оснований, поскольку еще в 1813 г., по Гюлюстанскому мирному договору, заключенному между Россией и Персией, Шекинское ханство было включено в состав Российской империи, а в 1819 г. ханская власть была окончательно упразднена и ханство было преобразовано в Шекинскую провинцию. 
Описание существующего поныне здания православной церкви в Шекинской крепости встречается в газете «Кавказ» от 1846 г.: «Православная церковь из раковистого камня, красивой архитектуры Тосканского ордера»[7]. Это единственное достоверное описание храма, на которое возможно ссылаться при определении предполагаемой даты постройки церкви. Что же касается воспоминаний И. Л. Сегаля, то вполне логичным будет предположить, что первоначально церковь, действительно, была устроена в бывшем помещении домовой ханской мечети, описание которой находим у Лисаневича, а позже, но не позднее 1846 г., было построено новое здание православного храма, куда была перенесена церковь из старого здания. Сегаль, вероятно, знал об истории устройства церкви в помещении ханской мечети, о чем и повествовал в своих воспоминаниях, но при этом полагал, что новый храм и есть бывшая мечеть. Этим возможно объяснить расхождения в приведенных выше исторических описаниях.
Здание бывшей ханской мечети, в 1828 г. переделанное в православную церковь, просуществовало вплоть до 90-х годов 20-го столетия. Неизвестно, была ли в этом помещении устроена часовня после строительства новой церкви, использовалось ли оно для каких-то иных целей или просто стояло закрытым, разрушаясь от времени.
В советское время здание церкви Трех Святителей было включено в реестр охраняемых государством памятников архитектуры республиканского значения. В 1981 г. архитектором Ш. С. Фатуллаевым[10] было составлен паспорт памятника, в котором давалось следующее описание храма: «Здание храма находится на территории крепости, построено на свободной площади, сравнительно удаленной от многочисленных гарнизонных зданий. Храм в силу исторических условий стал общественным центром крепости. Круглый в плане, центрического характера по объемно-пространственному выражению, имеет все признаки русского провинциального ампира. Отличная русстованная кладка стен храма, классические профили, мягкого рисунка силуэт кровли создали выразительную архитектурную композицию.
В конце XIX века к общему объему храма были пристроены по осям небольшие помещения типа притворов, из кирпича обожженного в сочетании с речным булыжным камнем. Может быть для прихожан это и стало удобнее и уютнее, но сам храм утратил свои первоначальные пропорции, выразительность рисунка. Тем не менее, он сохранил свою архитектурную основу.
Стены храма каменные, габариты 22,90 на 15,18 метров».


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
Строка 12: Строка 27:


Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни.
Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни.
=== Храмы ===
[ '''Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма''']


== Деятельность прихода ==
== Деятельность прихода ==

Версия от 13:35, 8 января 2024


Идёт загрузка карты…

Храм Трех святителей (Шеки). Построен в 1853 году и действовал до начала XX века. Ныне здесь функционирует Музей народного прикладного искусства.

Яндекс.Погода

История[править | править код]

Когда была построена церковь Трех святителей в Нухе доподлинно неизвестно.

Исследователь Южного Кавказа И. Л. Сегаль в своих воспоминаниях о Елизаветпольской губернии в 1902 г. пишет: «Кроме дворца в крепости имеется православная церковь, казармы, казначейство и тюрьма. Церковь небольшая, она переделана в 1828 г. из бывшей ханской мечети. Средства на ее переделку, отделку и приобретение необходимой утвари были отчасти собраны по подписке от воинских чинов, находившихся тогда в Нухе, отчасти взяты от денег, вырученных от продажи скота, оставшегося после бегства некоторых жителей в Персию». Однако, нет сведений, подтверждающих, что именно то здание православной церкви, что находится по сей день в Шекинской крепости, является переделанной ханской мечетью.

31 августа 1819 г. майор 9-го егерского полка Лисаневич рапортовал командиру Грузинской артиллерийской дивизии генерал-майору Ахвердову о составлении им «Описи строениям и прочим заведениям ханским в городе Нухе и вне оного». В документе довольно подробно описано недвижимое имущество хана в крепости. Лисаневич описывает не одну, а две мечети внутри крепостной стены: «Параллельно корпусу, по левой стороне ворот со входу, мечеть домашняя ханская со штучным и выкрашенным потолком; в ней вдоль стен по четыре окошка без стекол и затворов» и «Правее верхних ворот мечеть из сженого кирпича, построения также Гаджи-хана и от того времени много испорченная». Ни первое, ни второе описание не подходит к существующему зданию церкви. В «Описи» нет указаний на существование какого-либо здания в том месте, где сейчас стоит здание храма. Предположение о том, что какое-либо иное, кроме указанного, здание ханской мечети могло быть построено после 1819 г., лишено оснований, поскольку еще в 1813 г., по Гюлюстанскому мирному договору, заключенному между Россией и Персией, Шекинское ханство было включено в состав Российской империи, а в 1819 г. ханская власть была окончательно упразднена и ханство было преобразовано в Шекинскую провинцию.

Описание существующего поныне здания православной церкви в Шекинской крепости встречается в газете «Кавказ» от 1846 г.: «Православная церковь из раковистого камня, красивой архитектуры Тосканского ордера»[7]. Это единственное достоверное описание храма, на которое возможно ссылаться при определении предполагаемой даты постройки церкви. Что же касается воспоминаний И. Л. Сегаля, то вполне логичным будет предположить, что первоначально церковь, действительно, была устроена в бывшем помещении домовой ханской мечети, описание которой находим у Лисаневича, а позже, но не позднее 1846 г., было построено новое здание православного храма, куда была перенесена церковь из старого здания. Сегаль, вероятно, знал об истории устройства церкви в помещении ханской мечети, о чем и повествовал в своих воспоминаниях, но при этом полагал, что новый храм и есть бывшая мечеть. Этим возможно объяснить расхождения в приведенных выше исторических описаниях.

Здание бывшей ханской мечети, в 1828 г. переделанное в православную церковь, просуществовало вплоть до 90-х годов 20-го столетия. Неизвестно, была ли в этом помещении устроена часовня после строительства новой церкви, использовалось ли оно для каких-то иных целей или просто стояло закрытым, разрушаясь от времени.

В советское время здание церкви Трех Святителей было включено в реестр охраняемых государством памятников архитектуры республиканского значения. В 1981 г. архитектором Ш. С. Фатуллаевым[10] было составлен паспорт памятника, в котором давалось следующее описание храма: «Здание храма находится на территории крепости, построено на свободной площади, сравнительно удаленной от многочисленных гарнизонных зданий. Храм в силу исторических условий стал общественным центром крепости. Круглый в плане, центрического характера по объемно-пространственному выражению, имеет все признаки русского провинциального ампира. Отличная русстованная кладка стен храма, классические профили, мягкого рисунка силуэт кровли создали выразительную архитектурную композицию.

В конце XIX века к общему объему храма были пристроены по осям небольшие помещения типа притворов, из кирпича обожженного в сочетании с речным булыжным камнем. Может быть для прихожан это и стало удобнее и уютнее, но сам храм утратил свои первоначальные пропорции, выразительность рисунка. Тем не менее, он сохранил свою архитектурную основу.

Стены храма каменные, габариты 22,90 на 15,18 метров».

Современное состояние[править | править код]

Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни.

Деятельность прихода[править | править код]

Святыни[править | править код]

Престольные праздники[править | править код]

Контакты[править | править код]

Адрес: Россия, Московская обл., городской округ Сергиев Посад,

Телефон: +7 (916) 921-51-36

Электронная почта: spblagwork@yandex.ru

Сайт:

Паломнику[править | править код]

Богослужения[править | править код]

Богослужения в храме совершаются в выходные и праздничные дни.

[ Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма]

Храм открыт для посещения во время совершения богослужений.

Как добраться[править | править код]

Проезд из Москвы:

  • С Ярославского вокзала электричкой в направлении: «Сергиев Посад»

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

В тег EmbedVideo введен неверный id "здесь видео" видео для сервиса "youtube".

Ссылки[править | править код]