Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург): различия между версиями
Катерина (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Катерина (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение святыни|локация=59.96846, 30.34312|вид=Приходской храм}} | {{Местоположение святыни|локация=59.96846, 30.34312|вид=Приходской храм}} | ||
[[Файл:Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)27.jpg|мини|справа]] | [[Файл:Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)27.jpg|мини|справа]] | ||
'''Собор прп. Сампсона Странноприимца в городе Санкт-Петербург''' [[Аннотация::автором проекта возможно был Д. Трезини | '''Собор прп. Сампсона Странноприимца в городе Санкт-Петербург''' [[Аннотация::автором проекта возможно был Д. Трезини. В 1761 году был переделан на пятиглавый и расписан. Здание собора, выдержанное в стиле раннего барокко, растянуто по оси "восток - запад".]] | ||
== История == | == История == | ||
Строка 50: | Строка 50: | ||
Архитектор собора неизвестен. Собор представляет собой одноапсидный храм, построенный «кораблем», с ленточным бутовым фундаментом из лещадной плиты и известняковым цоколем, с кирпичными оштукатуренными стенами. В отделке фасадов использованы профилированные карнизы, рустованные пилястры, декоративные наличники окон. Нижняя часть храма с северной и южной стороны оформлена открытыми галереями со сплошными частными сводами. В южную стену и пилоны вмонтированы надгробные плиты. | Архитектор собора неизвестен. Собор представляет собой одноапсидный храм, построенный «кораблем», с ленточным бутовым фундаментом из лещадной плиты и известняковым цоколем, с кирпичными оштукатуренными стенами. В отделке фасадов использованы профилированные карнизы, рустованные пилястры, декоративные наличники окон. Нижняя часть храма с северной и южной стороны оформлена открытыми галереями со сплошными частными сводами. В южную стену и пилоны вмонтированы надгробные плиты. | ||
Вход в собор оформляет невысокий лестничный марш. Наружная входная дверь декорирована фронтоном с горельефом, изображающим ангелов с трубами (скульптор Гейдлих по рисунку Н.Е. Лансере), и двумя полунишами с головками херувимов. С востока храм замыкает полукруглая апсида, над которой установлена маковка с крестом. Собор завершает восьмигранный барабан с ложными окнами, увенчанный пятиглавием. Луковичные главки украшают богато золоченые кресты. | Вход в собор оформляет невысокий лестничный марш. Наружная входная дверь декорирована фронтоном с горельефом, изображающим ангелов с трубами (скульптор Гейдлих по рисунку Н. Е. Лансере), и двумя полунишами с головками херувимов. С востока храм замыкает полукруглая апсида, над которой установлена маковка с крестом. Собор завершает восьмигранный барабан с ложными окнами, увенчанный пятиглавием. Луковичные главки украшают богато золоченые кресты. | ||
Автор проекта колокольни собора также неизвестен. Она представляет собой трехъярусную, квадратную в плане башню, верхняя часть которой – восьмигранный шатер, завершенный главкой луковичной формы. В первом ярусе колокольни находятся арочный проезд и боковые флигели-пристройки. На площадке третьего яруса колокольни — чугунный колокол XVIII века. Лицевые фасады колокольни декорированы чугунными плитами, датируемыми 1909 годом. | Автор проекта колокольни собора также неизвестен. Она представляет собой трехъярусную, квадратную в плане башню, верхняя часть которой – восьмигранный шатер, завершенный главкой луковичной формы. В первом ярусе колокольни находятся арочный проезд и боковые флигели-пристройки. На площадке третьего яруса колокольни — чугунный колокол XVIII века. Лицевые фасады колокольни декорированы чугунными плитами, датируемыми 1909 годом. |
Версия от 22:17, 22 июня 2022
Собор прп. Сампсона Странноприимца в городе Санкт-Петербург автором проекта возможно был Д. Трезини. В 1761 году был переделан на пятиглавый и расписан. Здание собора, выдержанное в стиле раннего барокко, растянуто по оси "восток - запад".
История[править | править код]
27 июня 1709 года, в день преподобного Сампсония, Петр I одержал знаменитую победу под Полтавой и уже через пять месяцев в память об этом событии заложил в столице, на населенной мастеровыми Выборгской стороне, деревянную церковь. В следующем году низкий, сложенный из бревен храм с небольшим куполом был освящен, и при нем открыто первое городское кладбище "для всех христиан", а через четыре года - первая в городе богадельня. На этом существовавшем до 1772 кладбище были погребены многие сподвижники Петра I: "князь-папа" П. И. Бутурлин, сибирский губернатор кн. М. П. Гагарин, лейб-медик Л. Блюментрост, зодчие Д. Трезини и Ж. Леблон.
В 1725 к церкви был пристроен Михайловский придел. В таком виде она простояла до 1737 года, когда была разобрана и на ее месте возведена часовня. Рядом уже в 1725 году заложили каменный однокупольный храм, автором которого был, возможно, Д. Трезини. Его строительство началось через три года и шло в два этапа: сперва возвели западную, затем - восточную часть здания. Боковые приделы: Архангела Михаила и святого Иоанна Богослова были освящены в 1733 году, главный (хотя в нем уже служили) — 28 августа 1740 епископом Архангелогородским и Холмогорским Варсонофием.
В боковых приделах поставили иконостасы из прежней церкви, в главном - позолоченный новый в четыре яруса, высотой 11 м, иконы в котором написали А. И. Квашнин, А. М. Поспелов, Т. Баженов. Тогда же, в 1737-1739 годах, в главном алтаре появились великолепные резные сень и престол.
В 1761 году в связи с новыми течениями в русской архитектуре церковь была переделана на пятиглавую и расписана. В 1810 году была выстроена часовня, колокольня соединена с храмом.
В 1885 году по проекту М. А. Щурупова на могилах А. П. Волынского, А. Ф. Хрущева и П. М. Еропкина, казненных Бироном в 1740 году и погребенных с южной стороны храма, был поставлен бронзовый памятник с рельефом работы А. М. Опекушина. В 1890-е годы существовавшая в интерьере роспись была дополнена новой, исполненной маслом.
27 июня 1894 года крестный ход торжественно перенес из Пантелеимоновской церкви часть мощей преподобного Сампсония, подаренных принцессой Е. М. Ольденбургской. В храме уже имелись две иконы со святынями: "Страсти Христовы" с частью Ризы Господней и мощами, заключенными в серебряные ковчежцы, и "Успение" с мощами мучеников из палестинской лавры святого Саввы Освященного. К числу почитаемых икон относилась также Толгская Божия Матерь - список с чудотворной ярославской, написанной в первой трети XVIII века. Этим же временем датировался золоченый потир из серебра и темперное изображение Петра Великого над входом.
В 1908, в связи с предстоящим 200-летием приходской церкви, под руководством архитектора А. П. Аплаксина началась ее полная реставрация. Образа реставрировал известный московский иконописец Г. И. Чириков. В боковых приделах были сделаны новые иконостасы, в трапезной появились композиции П. О. Смукровича, П. С. Добрынина, В. М. Арнольда, на фасаде повешена чугунная доска с полтавской речью Петра, а в ограде, по эскизу Н. Е. Лансере, выстроены в стиле барокко две часовни. Через два дня после освящения обновленного храма, ставшего незадолго до того собором, начались юбилейные торжества, во время которых 27 июня 1909 года перед колокольней был открыт памятник Петру I по модели М. М. Антокольского, отлитый на средства графов Шереметевых (с 1940 находится в Третьяковской галерее, в 2003 заново отлит и открыт на прежнем месте).
С 1874 года при церкви действовало благотворительное общество, содержавшее богадельню и сиротский приют. В 1906 году возникло братство, выстроившее для себя дом (1907-1909, архитектор Н. Н. Егоров), где помещались залы для бесед, воскресная школа, миссионерские курсы, иконная лавка и книжный магазин. В 1912 году открылся первый в городе детский союз, в 1914 году - христианский союз юношества и общество хоругвеносцев. Работал также дамский кружок праведной Тавифы с рукодельной школой и детской столовой.
Ежегодно 27 июня, после литургии, служился молебен и панихида с провозглашением вечной памяти Петру I, при жизни которого и вплоть до 1760-х годов этот день отмечался в храме церковным парадом в Высочайшем присутствии.
Последним перед 1917 годом настоятелем собора был протоиерей Иоанн Евграфович Острогорский.
В 1933 году Ленгорсовет принял постановление о снятии колоколов с церквей города. С Сампсониевского собора было снято 13 колоколов общей массой 16 тонн 943 кг (за исключением главного колокола, который был взят на учет Главнаукой).
Собор был закрыт по решению административной комиссии Выборгского комитета города Ленинграда 27 июля 1938 года, когда все священники были уже арестованы, службы в соборе были прекращены. В августе этого же года собор становится филиалом Государственного Эрмитажа до 1943 года.
В декабре 1941 года в сторожку рядом с колокольней собора попала зажигательная бомба. Сгорели сторожка и часть колокольни. 10 февраля 1942 года прямое попадание 76-миллиметровго снаряда повредило главный купол и две главки с восточной стороны храма.
С 1947 по 1951 год здание собора арендовала Библиотека Академии наук (БАН). С 1951 по 1972 — Ленинградская оптово-закупочная база Главособунивермага (позднее Росхозторга). В 1972 году был подписан акт о передаче Сампсониевского собора в качестве филиала Военно-историческому музею А. В. Суворова.
В марте 1982 года из музея А. В. Суворова были возвращены 75 отреставрированных икон. Таким образом, для Сампсониевского собора были сохранены почти две трети его иконописных произведений.
В 1984 году собор был передан Государственному музею-памятнику «Исаакиевский собор».
В 1990 году община верующих начала хлопоты о передаче ей здания храма.
В 1999 году, после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, в Сампсониевском соборе был открыт государственный музей-памятник.
Современное состояние[править | править код]
В мае 2002 года в соборе были возобновлены богослужения. 19 февраля 2006 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) впервые за долгие годы совершил архиерейскую Божественную литургию в Сампсониевском соборе в сослужении с духовенством города.
В настоящее время собор полностью отреставрирован и возвращен Церкви, в нем проходят регулярные богослужения.
Собор охраняется государством как памятник архитектуры.
Описание[править | править код]
Архитектор собора неизвестен. Собор представляет собой одноапсидный храм, построенный «кораблем», с ленточным бутовым фундаментом из лещадной плиты и известняковым цоколем, с кирпичными оштукатуренными стенами. В отделке фасадов использованы профилированные карнизы, рустованные пилястры, декоративные наличники окон. Нижняя часть храма с северной и южной стороны оформлена открытыми галереями со сплошными частными сводами. В южную стену и пилоны вмонтированы надгробные плиты.
Вход в собор оформляет невысокий лестничный марш. Наружная входная дверь декорирована фронтоном с горельефом, изображающим ангелов с трубами (скульптор Гейдлих по рисунку Н. Е. Лансере), и двумя полунишами с головками херувимов. С востока храм замыкает полукруглая апсида, над которой установлена маковка с крестом. Собор завершает восьмигранный барабан с ложными окнами, увенчанный пятиглавием. Луковичные главки украшают богато золоченые кресты.
Автор проекта колокольни собора также неизвестен. Она представляет собой трехъярусную, квадратную в плане башню, верхняя часть которой – восьмигранный шатер, завершенный главкой луковичной формы. В первом ярусе колокольни находятся арочный проезд и боковые флигели-пристройки. На площадке третьего яруса колокольни — чугунный колокол XVIII века. Лицевые фасады колокольни декорированы чугунными плитами, датируемыми 1909 годом.
В соборе сохранилась большая часть образов, датированных 1720-1760 годами.
Главный иконостас в стиле «аннинское барокко», отличающийся богатством орнаментальных мотивов, выполнен из сосны, его резной декор и скульптура – из липы. Композиционное построение представляет синтез древнерусских канонов с европейскими влияниями. В северном и южном приделах находятся малые четырехъярусные иконостасы, содержащие 18 и 22 иконы соответственно.
На северной и южной стенах трапезной находятся крупнейшие в Санкт-Петербурге Лицевые святцы, датируемые концом XVII века.
В разное время на стенах и сводах церкви были исполнены сюжетные композиции, наиболее яркая их которых – роспись в главном нефе, изображающая Петра I победителем Полтавской баталии. На западной стене трапезной размещаются две зеркальные композиции «Символ Веры», на восточной стене алтарей малых иконостасов — «Бог Саваоф».
В центральном приделе храма находится посеребренное шестиярусное паникадило, изготовленное русскими мастерами из меди и бронзы.
Контакты[править | править код]
Адрес: 194044, Россия, город Санкт-Петербург, Выборгский район, Большой Сампсониевский проспект, дом 41
Телефон: +7(812)294-57-51
Как добраться: станция метро "Выборгская", выйти на улицу Смолячкова и идти по ней до пересечения с Большим Сампсониевским проспектом. Затем повернуть по проспекту налево и идти в сторону уменьшения нумерации домов до Сампсониевского собора. Автобус №14
Паломнику[править | править код]
Актуальное расписание богослужений смотрите на странице храма в соцсети
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Страница храма в соцсети "Вконтакте"
- Собор прп. Сампсона Странноприимца (Сампсониевский). Общие сведения
- Собор во имя прп. Сампсона Странноприимца в Санкт-Петербурге. Справочная информация
- История Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге
- Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге