Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
27 июня 1709, в день прп. Сампсония, Петр I одержал знаменитую победу под Полтавой и уже через пять месяцев в память об этом событии заложил в столице, на населенной мастеровыми Выборгской стороне, деревянную церковь. В следующем году низкий, сложенный из бревен храм с небольшим куполом был освящен, и при нем открыто первое городское кладбище "для всех христиан", а через четыре года - первая в городе богадельня. На этом существовавшем до 1772 кладбище были погребены многие сподвижники Петра I: "князь-папа" П. И. Бутурлин, сибирский губернатор кн. М. П. Гагарин, лейб-медик Л. Блюментрост, зодчие Д. Трезини и Ж. Леблон.
В 1725 к церкви был пристроен Михайловский придел. В таком виде она простояла до 1737, когда была разобрана и на ее месте возведена часовня. Рядом уже в 1725 заложили каменный однокупольный храм, автором которого был, возможно, Д. Трезини. Его строительство началось через три года и шло в два этапа: сперва возвели западную, затем - восточную часть здания. Боковые приделы: Архангела Михаила и св. Иоанна Богослова были освящены в 1733, главный (хотя в нем уже служили) - 28 августа 1740 епископом Архангелогородским и Холмогорским Варсонофием.
В боковых приделах поставили иконостасы из прежней церкви, в главном - позолоченный новый в четыре яруса, высотой 11 м, иконы в котором написали А. И. Квашнин, А. М. Поспелов, Т. Баженов. Тогда же, в 1737-1739, в главном алтаре появились великолепные резные сень и престол.
В 1761 в связи с новыми течениями в русской архитектуре церковь была переделана на пятиглавую и расписана. В 1810 выстроена часовня, колокольня соединена с храмом. В 1885 по проекту М. А. Щурупова на могилах А. П. Волынского, А. Ф. Хрущева и П. М. Еропкина, казненных Бироном в 1740 и погребенных с южной стороны храма, был поставлен бронзовый памятник с рельефом работы А. М. Опекушина. В 1890-е существовавшая в интерьере роспись была дополнена новой, исполненной маслом.
27 июня 1894 крестный ход торжественно перенес из Пантелеимоновской церкви часть мощей прп. Сампсония, подаренных принцессой Е. М. Ольденбургской. В храме уже имелись две иконы со святынями: "Страсти Христовы" с частью Ризы Господней и мощами, заключенными в серебряные ковчежцы, и "Успение" с мощами мучеников из палестинской лавры св. Саввы Освященного. К числу почитаемых икон относилась также Толгская Божия Матерь - список с чудотворной ярославской, написанной в первой трети XVIII века. Этим же временем датировался золоченый потир из серебра и темперное изображение Петра Великого над входом.
В 1908, в связи с предстоящим 200-летием приходской церкви, под руководством арх. А. П. Аплаксина началась ее полная реставрация. Образа реставрировал известный московский иконописец Г. И. Чириков. В боковых приделах были сделаны новые иконостасы, в трапезной появились композиции П. О. Смукровича, П. С. Добрынина, В. М. Арнольда, на фасаде повешена чугунная доска с полтавской речью Петра, а в ограде, по эскизу Н. Е. Лансере, выстроены в стиле барокко две часовни. Через два дня после освящения обновленного храма, ставшего незадолго до того собором, начались юбилейные торжества, во время которых 27 июня 1909 перед колокольней был открыт памятник Петру I по модели М. М. Антокольского, отлитый на средства графов Шереметевых (с 1940 находится в Третьяковской галерее, в 2003 заново отлит и открыт на прежнем месте).
С 1874 при церкви действовало благотворительное общество, содержавшее богадельню и сиротский приют. В 1906 возникло братство, выстроившее для себя дом (1907-1909, арх. Н. Н. Егоров), где помещались залы для бесед, воскресная школа, миссионерские курсы, иконная лавка и книжный магазин. В 1912 открылся первый в городе детский союз, в 1914 - христианский союз юношества и общество хоругвеносцев. Работал также дамский кружок прав. Тавифы с рукодельной школой и детской столовой.
Ежегодно 27 июня, после литургии, служился молебен и панихида с провозглашением вечной памяти Петру I, при жизни которого и вплоть до 1760-х этот день отмечался в храме церковным парадом в Высочайшем присутствии.
Последним перед революцией настоятелем собора был прот. Иоанн Евграфович Острогорский.
Собор закрыт 27 июля 1938, когда все священники были уже арестованы, и отдан под овощной склад. По окончании начатой в 1977 реставрации в нем собирались разместить филиал музея А. В. Суворова, но в 1990 община верующих начала хлопоты о передаче ей здания. В наши дни собор охраняется государством как памятник архитектуры. В нем - филиал музея "Исаакиевский собор".
Дирекция долго яростно противилась возвращению здания епархии. Не помогли ни молитвенные стояния зимой 1998-1999, ни назначение настоятеля. Только в Пасху 2002 в боковом приделе возобновились регулярные богослужения. В 300-летнюю годовщину Полтавской баталии в основательно отреставрированном соборе состоялась архиерейская служба.
27 июня 1709 года, в день преподобного Сампсона Странноприимца, Петр I одержал победу над шведским королем Карлом XII в битве под Полтавой. В благодарность Господу за эту победу, в конце 1709 года, по повелению Петра, был заложен, и в 1710 году освящен деревянный храм во имя преподобного Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне.
27 июня 1709 года, в день преподобного Сампсона Странноприимца, Петр I одержал победу над шведским королем Карлом XII в битве под Полтавой. В благодарность Господу за эту победу, в конце 1709 года, по повелению Петра, был заложен, и в 1710 году освящен деревянный храм во имя преподобного Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне.



Версия от 20:48, 22 июня 2022

Идёт загрузка карты…
Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)

Собор Сампсона Странноприимца заложен Петром I, один из старейших храмов Петербурга. Объект культурного наследия РФ.

История[править | править код]

27 июня 1709, в день прп. Сампсония, Петр I одержал знаменитую победу под Полтавой и уже через пять месяцев в память об этом событии заложил в столице, на населенной мастеровыми Выборгской стороне, деревянную церковь. В следующем году низкий, сложенный из бревен храм с небольшим куполом был освящен, и при нем открыто первое городское кладбище "для всех христиан", а через четыре года - первая в городе богадельня. На этом существовавшем до 1772 кладбище были погребены многие сподвижники Петра I: "князь-папа" П. И. Бутурлин, сибирский губернатор кн. М. П. Гагарин, лейб-медик Л. Блюментрост, зодчие Д. Трезини и Ж. Леблон. В 1725 к церкви был пристроен Михайловский придел. В таком виде она простояла до 1737, когда была разобрана и на ее месте возведена часовня. Рядом уже в 1725 заложили каменный однокупольный храм, автором которого был, возможно, Д. Трезини. Его строительство началось через три года и шло в два этапа: сперва возвели западную, затем - восточную часть здания. Боковые приделы: Архангела Михаила и св. Иоанна Богослова были освящены в 1733, главный (хотя в нем уже служили) - 28 августа 1740 епископом Архангелогородским и Холмогорским Варсонофием. В боковых приделах поставили иконостасы из прежней церкви, в главном - позолоченный новый в четыре яруса, высотой 11 м, иконы в котором написали А. И. Квашнин, А. М. Поспелов, Т. Баженов. Тогда же, в 1737-1739, в главном алтаре появились великолепные резные сень и престол. В 1761 в связи с новыми течениями в русской архитектуре церковь была переделана на пятиглавую и расписана. В 1810 выстроена часовня, колокольня соединена с храмом. В 1885 по проекту М. А. Щурупова на могилах А. П. Волынского, А. Ф. Хрущева и П. М. Еропкина, казненных Бироном в 1740 и погребенных с южной стороны храма, был поставлен бронзовый памятник с рельефом работы А. М. Опекушина. В 1890-е существовавшая в интерьере роспись была дополнена новой, исполненной маслом. 27 июня 1894 крестный ход торжественно перенес из Пантелеимоновской церкви часть мощей прп. Сампсония, подаренных принцессой Е. М. Ольденбургской. В храме уже имелись две иконы со святынями: "Страсти Христовы" с частью Ризы Господней и мощами, заключенными в серебряные ковчежцы, и "Успение" с мощами мучеников из палестинской лавры св. Саввы Освященного. К числу почитаемых икон относилась также Толгская Божия Матерь - список с чудотворной ярославской, написанной в первой трети XVIII века. Этим же временем датировался золоченый потир из серебра и темперное изображение Петра Великого над входом. В 1908, в связи с предстоящим 200-летием приходской церкви, под руководством арх. А. П. Аплаксина началась ее полная реставрация. Образа реставрировал известный московский иконописец Г. И. Чириков. В боковых приделах были сделаны новые иконостасы, в трапезной появились композиции П. О. Смукровича, П. С. Добрынина, В. М. Арнольда, на фасаде повешена чугунная доска с полтавской речью Петра, а в ограде, по эскизу Н. Е. Лансере, выстроены в стиле барокко две часовни. Через два дня после освящения обновленного храма, ставшего незадолго до того собором, начались юбилейные торжества, во время которых 27 июня 1909 перед колокольней был открыт памятник Петру I по модели М. М. Антокольского, отлитый на средства графов Шереметевых (с 1940 находится в Третьяковской галерее, в 2003 заново отлит и открыт на прежнем месте). С 1874 при церкви действовало благотворительное общество, содержавшее богадельню и сиротский приют. В 1906 возникло братство, выстроившее для себя дом (1907-1909, арх. Н. Н. Егоров), где помещались залы для бесед, воскресная школа, миссионерские курсы, иконная лавка и книжный магазин. В 1912 открылся первый в городе детский союз, в 1914 - христианский союз юношества и общество хоругвеносцев. Работал также дамский кружок прав. Тавифы с рукодельной школой и детской столовой. Ежегодно 27 июня, после литургии, служился молебен и панихида с провозглашением вечной памяти Петру I, при жизни которого и вплоть до 1760-х этот день отмечался в храме церковным парадом в Высочайшем присутствии. Последним перед революцией настоятелем собора был прот. Иоанн Евграфович Острогорский. Собор закрыт 27 июля 1938, когда все священники были уже арестованы, и отдан под овощной склад. По окончании начатой в 1977 реставрации в нем собирались разместить филиал музея А. В. Суворова, но в 1990 община верующих начала хлопоты о передаче ей здания. В наши дни собор охраняется государством как памятник архитектуры. В нем - филиал музея "Исаакиевский собор". Дирекция долго яростно противилась возвращению здания епархии. Не помогли ни молитвенные стояния зимой 1998-1999, ни назначение настоятеля. Только в Пасху 2002 в боковом приделе возобновились регулярные богослужения. В 300-летнюю годовщину Полтавской баталии в основательно отреставрированном соборе состоялась архиерейская служба.


27 июня 1709 года, в день преподобного Сампсона Странноприимца, Петр I одержал победу над шведским королем Карлом XII в битве под Полтавой. В благодарность Господу за эту победу, в конце 1709 года, по повелению Петра, был заложен, и в 1710 году освящен деревянный храм во имя преподобного Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне.

Церковь находилась далеко от центра города и при ней было устроено первое городское кладбище.

Когда деревянная церковь, в которой при Петре I, происходило ежегодное торжество в память о Полтавской победе, пришла в ветхость, то, в 1725 году, близ нее, был заложен каменный храм с двумя приделами.

В сентябре 1733 года были освящены приделы Архистратига Михаила и Иоанна Богослова. Здесь находились так называемые места «для сирых и убогих», огражденные возвышения на западе приделов. Скорее всего, они были предназначены для опоры и отдыха инвалидов и немощных обитателей приютов при соборе, которые не могли выстоять все богослужение на ногах.

В 1737 году была разобрана старая церковь, а на месте ее престола поставлена каменная часовня, в ней находилась плита, на которой был вычеканен образ Пресвятой Троицы.

18 августа 1740 года был окончен и освящен главный престол во имя преподобного Сампсона Странноприимца.

К 1761 году храм был перестроен: одноглавый купол был заменен пятиглавым, крыша была обшита железом. С 1761 по 1763 год проводились работы по внутренней отделке церкви.

В 1800 году по левую сторону от колокольни петербургским купцом Рыбарецким была устроена каменная часовня.

В 1830-е годы храм вновь ремонтировали.

В 1872 году Министерство внутренних дел обратилось к обер-прокурору Священного Синода с предложением «...утвердить чертежи на возобновление при Сампсониевской церкви колокольни и возведении каменной к ней пристройки». В этом документе отмечалось, что церковь «...отнесена к числу памятников, обновление коих может быть допускаемо не иначе, как с Высочайшего на то дозволения».

В 1885 году была открыта церковно-приходская библиотека, которой пользовались в основном бедные прихожане.

В 1908 - 1909 годах, к 200-летию Полтавской победы, церковь была реставрирована и ей был присвоен статус собора.

Торжества завершились открытием напротив колокольни памятника Петру I работы М. Антокольского. Тогда же на южном и северном фасадах колокольни были установлены мемориальные чугунные доски с текстами обращения Петра Алексеевича к воинам — участникам Полтавской баталии. В этом же году, по проекту архитектора А. П. Аплаксина, была построена новая каменная часовня в «растреллиевском» стиле, на месте старой.

С 1918 по 1938 годы собор находился в ведении управления заместителя патриаршего местоблюстителя в Москве и Ленинградского митрополита.

В 1932 году на собрании рабочих фабрики «Красный Маяк» было вынесено решение о закрытии церкви и размещении в ней магазина готового платья. Оно не было принято исполкомом Выборгского района города Ленинграда.

В 1933 году Ленгорсовет принял постановление о снятии колоколов с церквей города. С Сампсониевского собора было снято 13 колоколов общей массой 16 т 943 кг (за исключением главного колокола, который был взят на учет Главнаукой).

В 1935 году Сампсониевский собор был взят под охрану государством как исторический и мемориальный памятник.

В июле 1938 по решению административной комиссии Выборгского комитета города Ленинграда службы в соборе были прекращены. В августе этого же года собор становится филиалом Государственного Эрмитажа до 1943 года.

В декабре 1941 года в сторожку рядом с колокольней собора попала зажигательная бомба. Сгорели сторожка и часть колокольни. 10 февраля 1942 года прямое попадание 76-миллиметровго снаряда повредило главный купол и две главки с восточной стороны храма.

С 1947 по 1951 год здание собора арендовала Библиотека Академии наук (БАН). С 1951 по 1972 — Ленинградская оптово-закупочная база Главособунивермага (позднее Росхозторга). В 1972 году был подписан акт о передаче Сампсониевского собора в качестве филиала Военно-историческому музею А. В. Суворова.

В марте 1982 года из музея А. В. Суворова были возвращены 75 отреставрированных икон. Таким образом, для Сампсониевского собора были сохранены почти две трети его иконописных произведений.

В 1984 году собор был передан Государственному музею-памятнику «Исаакиевский собор». В 1999 году, после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, в Сампсониевском соборе был открыт государственный музей-памятник.

Современное состояние[править | править код]

В мае 2002 года в соборе были возобновлены богослужения. 19 февраля 2006 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) впервые за долгие годы совершил архиерейскую Божественную литургию в Сампсониевском соборе в сослужении с духовенством города.

Описание[править | править код]

Архитектор собора неизвестен. Собор представляет собой одноапсидный храм, построенный «кораблем», с ленточным бутовым фундаментом из лещадной плиты и известняковым цоколем, с кирпичными оштукатуренными стенами. В отделке фасадов использованы профилированные карнизы, рустованные пилястры, декоративные наличники окон. Нижняя часть храма с северной и южной стороны оформлена открытыми галереями со сплошными частными сводами. В южную стену и пилоны вмонтированы надгробные плиты.

Вход в собор оформляет невысокий лестничный марш. Наружная входная дверь декорирована фронтоном с горельефом, изображающим ангелов с трубами (скульптор Гейдлих по рисунку Н.Е. Лансере), и двумя полунишами с головками херувимов. С востока храм замыкает полукруглая апсида, над которой установлена маковка с крестом. Собор завершает восьмигранный барабан с ложными окнами, увенчанный пятиглавием. Луковичные главки украшают богато золоченые кресты.

Автор проекта колокольни собора также неизвестен. Она представляет собой трехъярусную, квадратную в плане башню, верхняя часть которой – восьмигранный шатер, завершенный главкой луковичной формы. В первом ярусе колокольни находятся арочный проезд и боковые флигели-пристройки. На площадке третьего яруса колокольни — чугунный колокол XVIII века. Лицевые фасады колокольни декорированы чугунными плитами, датируемыми 1909 годом.

В соборе сохранилась большая часть образов, датированных 1720-1760 годами.

Главный иконостас в стиле «аннинское барокко», отличающийся богатством орнаментальных мотивов, выполнен из сосны, его резной декор и скульптура – из липы. Композиционное построение представляет синтез древнерусских канонов с европейскими влияниями. В северном и южном приделах находятся малые четырехъярусные иконостасы, содержащие 18 и 22 иконы соответственно.

На северной и южной стенах трапезной находятся крупнейшие в Санкт-Петербурге Лицевые святцы, датируемые концом XVII века.

В разное время на стенах и сводах церкви были исполнены сюжетные композиции, наиболее яркая их которых – роспись в главном нефе, изображающая Петра I победителем Полтавской баталии. На западной стене трапезной размещаются две зеркальные композиции «Символ Веры», на восточной стене алтарей малых иконостасов — «Бог Саваоф».

В центральном приделе храма находится посеребренное шестиярусное паникадило, изготовленное русскими мастерами из меди и бронзы.

Контакты[править | править код]

Адрес: 194044, Россия, город Санкт-Петербург, Выборгский район, Большой Сампсониевский проспект, дом 41

Телефон: +7(812)294-57-51

Как добраться: станция метро "Выборгская", выйти на улицу Смолячкова и идти по ней до пересечения с Большим Сампсониевским проспектом. Затем повернуть по проспекту налево и идти в сторону уменьшения нумерации домов до Сампсониевского собора. Автобус №14

Паломнику[править | править код]

Актуальное расписание богослужений смотрите на странице храма в соцсети

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]