Церковь вмц. Екатерины при Академии Художеств (Санкт-Петербург): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 61: Строка 61:


Во внебогослужебное время храм открыт ежедневно с 13:00 до 17:00.
Во внебогослужебное время храм открыт ежедневно с 13:00 до 17:00.
== Фото ==
<gallery>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
</gallery>


== Видео ==
== Видео ==

Версия от 10:22, 15 июня 2022

Идёт загрузка карты…
Церковь вмц. Екатерины при Академии Художеств (Санкт-Петербург), Церковь Екатерины при Академии Художеств (Санкт-Петербург)

Церковь святой Екатерины в 90-е годы оказалась в числе первых возрожденных храмов при ВУЗах.

История[править | править код]

Церковь святой великомученицы Екатерины в Академии художеств оказалась первой в стране из возрожденных в 90-е годы ХХ в. храмов при высших учебных заведениях. Юридически приход был открыт 10 июня 1991 г., а фактически — 10 ноября того же года совершением первой Божественной литургии. Добрым словом вспоминается имя бывшего президента Академии художеств Б. С. Угарова, благословившего доброе начинание, однако почившего в год открытия церкви. Его вдова, М. О. Угарова, в день освящения церкви принесла в дар икону святителя Николая. Имена вице-президента Академии А. А. Мыльникова и директора ее Научной библиотеки К. Н. Одар-Боярской открывают дальнейший список всех, кто организационно и морально поддерживал первый вузовский приход. Теперь есть другие аналогичные приходы, и не только в Петербурге (например, самый известный — святой мученицы Татианы при МГУ), но все-таки первый опыт наиболее ответственный.

Церковь святой великомученицы Екатерины в Академии художеств как домовый храм является органичной частью исторического здания Академии, построенного в Санкт-Петербурге архитекторами А. Ф. Кокориновым и Ж.-Б. Валлен-Деламотом в стиле раннего классицизма. С торжественной закладки будущей церкви при участии императрицы Екатерины II началось строительство здания Императорской Академии художеств в 1765 г. Богослужение было совершено митрополитом Новгородским Димитрием (Сеченовым) и архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом (Кременецким). Первоначально предполагалось посвятить храм св. прп. Иоанну Дамаскину, защитнику икон в эпоху иконоборчества, но позднее, по завершении работ в интерьере, при освящении покровительницей храма стала св. вмц. Екатерина (видимо, не только в память о соименной ей императрице, реорганизовавшей Академию, но, прежде всего, в надежде на помощь самой святой, являющей образ христианской мудрости и возвышенной красоты). Последнее событие совершилось спустя многие годы после основания здания — только в 1837 г. Это не означает, что в стенах Академии не осуществлялась церковная жизнь. Регулярно совершались службы, с молитвы ранним утром начинался каждый учебный день, в качестве временного храма до завершения интерьерных работ использовалось переданное в Академию устройство походной воинской церкви Сошествия Святого Духа. Первым настоятелем в 1765 г. стал иеромонах Иосиф (Зеленский), переведенный из церкви при Святейшем Синоде. Устав Академии предполагал, что при ее храме должен быть монашествующий клир, что особенно актуально для XVIII в., когда Академия представляла собой соединение среднего и высшего учебного заведения, при котором ученики и жили, а с ними вместе были их пастыри. Вначале это уставное правило о монашествующем клире соблюдалось неукоснительно, но впоследствии, в XIX в., в Академической церкви служили уже представители белого духовенства. Наиболее известен протоиерей Илья Денисов, настоятель храма во второй половине XIX в. С учащимися проводились катехизические и церковно-исторические занятия.

После революции храм был закрыт вопреки неоднократным просьбам профессоров и студентов, выразивших готовность взять его на свое содержание. Последние службы совершались еще в 1919 г. После нескольких лет консервации храм был разорен. Затем его помещение исполняло функции физкультурного, актового и кинозала, места партийных собраний, клуба... В 1991 г. началась новая жизнь храма.

У Академического прихода богатая полуторавековая дореволюционная история, оставившая след во многих поколениях преподававших и учившихся в этих стенах. Это, конечно, воодушевляет нас сегодня, но время иное, с незалеченными ранами трагического безбожного периода, поэтому сейчас и положение Церкви в нашей стране, и положение прихода в Академии носит особый миссионерский оттенок.

Цель у Церкви и у любого ее прихода одна — спасение человека, а задач много, и для Академической церкви они сосредоточены на двух направлениях: на организации богослужения и всего, что ему сопутствует, в том числе и на благоукрашении храма, а также на организации христиански ориентированной внебогослужебной жизни. Последнее обычно сводят к очень важным просветительским и благотворительным делам, но для прихода при учебном заведении есть еще удивительная возможность преобразить профессиональную деятельность студентов, что в Академии художеств (как и в Консерватории) особо интересно, так как может ощутимо соединить оба вышеназванных направления.

При законодательной отделенности друг от друга государственных и религиозных организаций, конечно, нет юридических препятствий для возможности их активного сотрудничества. Так и в данном случае, при параллельном существовании Академических учреждений и церкви, находящихся в одном здании, происходит весьма благотворное их взаимодействие.

Наверное, не случайно внимание к христианской тематике представителей всех факультетов Академического института им. И. Е. Репина, что также отмечается в выставочной деятельности Научно-исследовательского музея и Научной библиотеки РАХ. Одной из важных перемен в жизни Академии уже через два года после возобновления жизни храма стало открытие мастерской церковно-исторической живописи под руководством профессора А. К. Крылова. Новой вехой в сотрудничестве Академии художеств с Русской Православной Церковью стали живописные и скульптурные работы в воссозданном храме Христа Спасителя в Москве. В них приняли самое активное участие и петербургские мастера, связанные с Академическим институтом им. И. Е. Репина.

Курсовые и дипломные работы многих студентов обращены к церковным темам; для некоторых они продолжаются и в зрелой профессиональной деятельности, причем это относится не только к представителям творческих факультетов, но и к искусствоведам. В связи с этим нельзя не отметить активную деятельность профессора Н. С. Кутейниковой, организатора выставок и конференций, инициатора издания институтского сборника научных статей о храме (впервые в 1993 г.). Естественно, для всех желающих организуются консультации и даже факультативные лекции по церковно-историческим и богословским предметам. Наметилась линия сотрудничества с Санкт-Петербургскими Духовной Академией и Семинарией. Ректор СПбДАиС епископ Константин неоднократно служил в Екатерининском храме. В 1996 г. к предполагавшемуся приезду Святейшего Патриарха была создана выставка «Пути искусства к служению вере». В 1999 г. в стенах Академии художеств было проведено выездное заседание VII Международной консультации православных богословских школ, организованное всемирным братством православной молодежи СИНДЕСМОС совместно с Духовной Академией и при участии петербургских студенческих общин светских вузов. Эту встречу возглавляли архиепископ Кенийский Серафим, ректор Петербургских Духовных школ епископ Константин и генеральный секретарь СИНДЕСМОСа Владимир Мисиюк. Памятна также встреча осенью 1999 г. с сербской делегацией во главе с деканом Академии искусств и реставрации Сербской Православной Церкви епископом Браничевским Игнатием, нашедшим в нашем городе необходимых его Академии преподавателей-реставраторов.

Освящение храма произошло не сразу, его совершил 25 ноября 1995 г. епископ Тихвинский Симон, посещавший храм и прежде, а первая митрополичья служба состоялась на храмовый праздник 7 декабря 1999 г. Ее возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, который предварил свой приезд передачей мощей для престола Академической церкви и рукоположил за этой литургией в сан священника ставленника, рекомендованного другим вузовским приходом — приходом Покровской церкви при Техническом университете — для служения в «родственном» храме. Можно сказать, что совершение митрополичьей службы поставило точку в цепи первых этапов воссоздания храма.

Такая поэтапность вполне естественна, ведь работа над интерьером церкви — дело очень деликатное, требующее как материальной оснащенности, что для вузовской общины проблематично, так и внимательного и кропотливого отношения к каждому вновь появляющемуся элементу внутреннего убранства. Классицистическая архитектурная «оболочка», созданная по замыслу К. А. Тона, сохранившая скульптурные работы В. И. Демут-Малиновского и С. И. Гальберга с учениками, а также живопись плафона и конхи алтарной апсиды Б. К. Шебуева и П. В. Басина, конечно, нуждалась в наполнении малыми формами и священными образами путем постепенной компенсации утраченного.

Церковь вмц. Екатерины при Академии Художеств (Санкт-Петербург), Церковь Екатерины при Академии Художеств

Новый иконостас спроектирован настоятелем совместно с архитектором Ольгой Ивлевой, столярные работы по иконостасу и амвону произведены группой Дмитрия Невзорова. Иконы храма написаны в основном Александром Стальновым, преподавателем Иконописной школы при Духовной Академии, и его учениками Иваном Гойдзем, Христиной Прохоровой, Денисом Сочивко, а также воспитанницей названной школы Анной Карагиной. Шитье нескольких хоругвей и большинства облачений производится под руководством Анны Снигур, занимающей почетное положение ризничего Академического храма. Большие киоты выполнены по чертежам дизайнера Андрея Ильясова. План воссоздания креста над церковным куполом был организационно поддержан президентом РАХ З. К. Церетели и губернатором Санкт-Петербурга В. А. Яковлевым, а проект осуществлен выпускником факультета архитектуры Андреем Парфеновым. Вкладом факультета скульптуры стали три горельефа в западной части храма, выполненные выпускником Академического института Андреем Гордеевым, который еще прежде, в 1994 г., трудился над восстановлением лепнины над притвором храма в составе группы под руководством Александра Кравчука. Выпускница мастерской церковно-исторической живописи Ирина Кузьмина создала образ Этимасии для тимпана верхней части западной стены храма, а по картонам ученика вице-президента РАХ А. А. Мыльникова Ярослава Штеренберга трудами мозаичной мастерской Академии был набран первый (и верится, что не последний) мозаичный образ апостола и евангелиста Луки. Благоукрашение церкви продолжается.

В 1995 г. приходу передана часовня святителя Спиридона Тримифунтского на Большом проспекте Васильевского острова. Архитектурно-реставрационные работы по этому зданию были проведены выпускником Института им. И. Е. Репина Романом Муравьевым. Практически основным организатором большей части ремонтно-восстановительных работ по храму и по часовне в течение нескольких лет был староста прихода — выпускник Семинарии Алексей Выговский.

Немаловажная составляющая жизни храма — его любительский хор, которым уже длительное время успешно руководит регент Любовь Николаевская. Первым регентом возрожденного прихода был диакон Виталий Головатенко; теперь он священник, возглавивший приход при Консерватории.

Через служение в возобновленном Екатерининском храме прошли и другие священнослужители. Среди них бывший староста священник Александр Степанов, уже давно опекающий Епархиальный отдел церковной благотворительности и его костяк — братство святой Анастасии Узорешительницы, в которое влились и некоторые бывшие прихожане Академического храма. Его помощник, выпускник Мухинского училища и бывший диакон прихода в Академии художеств священник Александр Панкратов воспитывает при упомянутом братстве детскую патриотическую группу скаутского типа «Витязи». Следует назвать и настоятеля церкви в поселке Шапки о. Вадима Опопченко, в прошлом также старосту прихода, и бывшего диакона храма св. вмц. Екатерины о. Романа Зеленского, рукоположенного в сан священника для несения церковного послушания в храме при Мариинской больнице. Бывший сотрудник прихода, а ныне священник о. Вадим Могилко служит в Ярославской епархии, а рекомендованный когда-то от прихода для поступления в Семинарию Виталий Грищук — в одном из петербургских пригородных храмов.

Памятно и то, что еще двое из ныне здравствующих православных архиереев успели до своего посвящения в епископский сан, в начале 90-х гг. по разу послужить в Екатерининском храме в свою бытность студентами Духовной Академии — это архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн и епископ Бельский Григорий (архиерей Польской Православной Церкви).

Приход сегодня располагает небольшой библиотекой духовной литературы и видеотекой православных фильмов. В этом же здании проходят занятия детской церковно-приходской школы, а катехизические курсы для взрослых настоятель проводит в помещении Духовной Академии.

Некоторые из прихожан в недавнем прошлом приняли в Екатерининском храме таинство Крещения, некоторые в нем венчались, а из числа последних есть и такие, кто благодарит Господа за обретенный здесь дар в виде спутника жизни.

Храм в Академии полюбили, и теперь он вновь воспринимается ее неотъемлемой частью. Это место встречи ее друзей, неравнодушных к судьбам отечественной культуры, средоточием которой, конечно, является Православие.

Как добраться[править | править код]

Проезд: От ст. метро «Василеостровская»

Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 17.

Тел.: +7 (812) 328-07-51

E-mail: art-acad-church@mail.ru

Официальный сайт

Расписание богослужений[править | править код]

Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням.

Литургия в 9:30. Всенощное бдение накануне в 17:00.

Исповедь: для приходящих впервые — по средам в 18:00; регулярная — накануне воскресных и праздничных дней в 17:00.

По средам в 17:40 — молебен св. вмц. Екатерине.

Во внебогослужебное время храм открыт ежедневно с 13:00 до 17:00.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]