Часовня преподобного Даниила Столпника (Васильева Гора): различия между версиями
Катерина (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Катерина (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
[[Файл:Часовня преподобного Даниила Столпника (Васильева Гора) (2).jpg|мини|справа]] | [[Файл:Часовня преподобного Даниила Столпника (Васильева Гора) (2).jpg|мини|справа]] | ||
'''Часовня преподобного Даниила Столпника в деревне Васильева Гора''' [[Аннотация::построена по проекту архитектора Н. А. Львова в 1794-1795 годах, в интерьере сохранились росписи XVIII века.]] | '''Часовня преподобного Даниила Столпника в деревне Васильева Гора''' [[Аннотация::построена по проекту архитектора Н. А. Львова в 1794-1795 годах, в интерьере сохранились росписи XVIII века.]] | ||
== История == | |||
В километре пешего пути от Райка через заброшенный усадебный парк стоит часовня-ротонда на Васильевой Горе, построенная по проекту Н. А. Львова и сохранившая в интерьере росписи XVIII века. | |||
В феврале 1792 года в Знаменское приезжает архитектор англичанин Вальтер Ирвен. Не исключено, что приглашением Ирвен обязан знакомству с Н.А. Львовым, под началом которого работал «на прииске и разработке угля». С этого времени все работы ведутся под руководством Ирвена. | |||
Весной 1792 Глебов обратился в Тверскую духовную консисторию с просьбой перенести кладбище Знаменской церкви. Погост вокруг храма, находившийся слишком близко к новой роскошной усадьбе, был «неудобный» для проектируемого ландшафта. В компенсацию, Глебов ремонтирует деревянную часовню в деревне Васильевская Гора, поставленную в память явившейся иконы Даниила Столпника, и начинает заготавливать материал для каменной. | |||
Вскоре же после постройки часовня Даниила Столпника была расписана. Вероятно, росписи парадных залов главного дома Глебовых и часовни-ротонды относятся к одному и тому же времени, а именно к 1794 году. | |||
В часовню ведут три входа, разделенные двумя прямоугольными окнами. Главный вход фланкируют изображения четырех святых. Слева от входа — апостолы Петр и Павел, справа — Симеон Столпник и Даниил Столпник. Изображенные святые показаны в полуобороте к центральной фигуре, расположенной над порталом, все они смотрят на Христа, восседающего на облаках. | |||
Над всеми этими композициями у основания купола расположен живописный орнаментальный фриз с изображением чаш, стилизованных растительных элементов, различных знаков и символов. В центре купола – солнечный диск с длинными радиальными лучами и цветным свечением, а по краям — изображение ангелов на фоне облаков. | |||
Росписи часовни распадаются на две части: в восточной части представлены сюжетные композиции. Западная часть состоит из девяти аллегорических женских образов. | |||
Примечателен тот факт, что четыре фигуры из росписи часовни Даниила Столпника повторяют роспись Станца делла Сеньятура Рафаэля в Ватикане. Практика заимствования и переработки западноевропейских образцов в русской монументальной живописи была достаточно популярна в течение всего XVIII века. В данном отношении часовня Даниила Столпника не является исключением. Росписи часовни доподлинно повторяют своих предшественников XVI века не только в колористическом и композиционном решении, но и полностью копируют латинские надписи и атрибутику аллегорий. Из девяти аллегорических композиций ясно читаются четыре женские фигуры Философии, Теологии, Правосудия и Поэзии. | |||
Соотнося факт работы в это время в усадьбе архитектора-англичанина, можно сделать предположение, что именно он является источником идеи воссоздания шедевра западноевропейской живописи в сельской часовни русской провинции. Идея изображения трех христианских добродетелей нашла свое продолжение и в часовне Даниила Столпника. Определить их оказалось возможным только благодаря характерной атрибутике: огонь — у Любви, цветок — у Надежды, крест и книга — у Веры. | |||
Всю восточную стену часовни-ротонды занимают три крупных изображения "Вознесений" — Илии, Христа и Еноха. Нимбов на большинстве персонажей нет, отчего общее чувство холода от этих росписей, и так исполненных в холодных разбеленных тонах, только усиливается. | |||
В последней четверти XIX века при помещиках Дубасовых часовня в Васильевой Горе была преобразована в кладбищенскую церковь и освящена во имя преподобного Даниила Столпника. Тогда же выполнены наружные росписи ее, частично сохранившиеся до наших дней. | |||
Расчистка и реставрация уникальных росписей, начатая в 2004 году, до сих пор не завершена. | |||
== [[Престольные праздники]] == |
Версия от 22:55, 23 марта 2021
Часовня преподобного Даниила Столпника в деревне Васильева Гора построена по проекту архитектора Н. А. Львова в 1794-1795 годах, в интерьере сохранились росписи XVIII века.
История[править | править код]
В километре пешего пути от Райка через заброшенный усадебный парк стоит часовня-ротонда на Васильевой Горе, построенная по проекту Н. А. Львова и сохранившая в интерьере росписи XVIII века.
В феврале 1792 года в Знаменское приезжает архитектор англичанин Вальтер Ирвен. Не исключено, что приглашением Ирвен обязан знакомству с Н.А. Львовым, под началом которого работал «на прииске и разработке угля». С этого времени все работы ведутся под руководством Ирвена.
Весной 1792 Глебов обратился в Тверскую духовную консисторию с просьбой перенести кладбище Знаменской церкви. Погост вокруг храма, находившийся слишком близко к новой роскошной усадьбе, был «неудобный» для проектируемого ландшафта. В компенсацию, Глебов ремонтирует деревянную часовню в деревне Васильевская Гора, поставленную в память явившейся иконы Даниила Столпника, и начинает заготавливать материал для каменной.
Вскоре же после постройки часовня Даниила Столпника была расписана. Вероятно, росписи парадных залов главного дома Глебовых и часовни-ротонды относятся к одному и тому же времени, а именно к 1794 году.
В часовню ведут три входа, разделенные двумя прямоугольными окнами. Главный вход фланкируют изображения четырех святых. Слева от входа — апостолы Петр и Павел, справа — Симеон Столпник и Даниил Столпник. Изображенные святые показаны в полуобороте к центральной фигуре, расположенной над порталом, все они смотрят на Христа, восседающего на облаках.
Над всеми этими композициями у основания купола расположен живописный орнаментальный фриз с изображением чаш, стилизованных растительных элементов, различных знаков и символов. В центре купола – солнечный диск с длинными радиальными лучами и цветным свечением, а по краям — изображение ангелов на фоне облаков.
Росписи часовни распадаются на две части: в восточной части представлены сюжетные композиции. Западная часть состоит из девяти аллегорических женских образов.
Примечателен тот факт, что четыре фигуры из росписи часовни Даниила Столпника повторяют роспись Станца делла Сеньятура Рафаэля в Ватикане. Практика заимствования и переработки западноевропейских образцов в русской монументальной живописи была достаточно популярна в течение всего XVIII века. В данном отношении часовня Даниила Столпника не является исключением. Росписи часовни доподлинно повторяют своих предшественников XVI века не только в колористическом и композиционном решении, но и полностью копируют латинские надписи и атрибутику аллегорий. Из девяти аллегорических композиций ясно читаются четыре женские фигуры Философии, Теологии, Правосудия и Поэзии.
Соотнося факт работы в это время в усадьбе архитектора-англичанина, можно сделать предположение, что именно он является источником идеи воссоздания шедевра западноевропейской живописи в сельской часовни русской провинции. Идея изображения трех христианских добродетелей нашла свое продолжение и в часовне Даниила Столпника. Определить их оказалось возможным только благодаря характерной атрибутике: огонь — у Любви, цветок — у Надежды, крест и книга — у Веры.
Всю восточную стену часовни-ротонды занимают три крупных изображения "Вознесений" — Илии, Христа и Еноха. Нимбов на большинстве персонажей нет, отчего общее чувство холода от этих росписей, и так исполненных в холодных разбеленных тонах, только усиливается.
В последней четверти XIX века при помещиках Дубасовых часовня в Васильевой Горе была преобразована в кладбищенскую церковь и освящена во имя преподобного Даниила Столпника. Тогда же выполнены наружные росписи ее, частично сохранившиеся до наших дней.
Расчистка и реставрация уникальных росписей, начатая в 2004 году, до сих пор не завершена.