Храм святых Бориса и Глеба (Енино): различия между версиями
Катерина (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Местоположение|локация=54.865589°N 37.713182°E|вид=Приходской храм}} Файл:Храм святых Бориса и Г...») |
Катерина (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
[[Файл:Храм святых Бориса и Глеба (Енино)22.jpg|мини|справа]] | [[Файл:Храм святых Бориса и Глеба (Енино)22.jpg|мини|справа]] | ||
'''Храм святых Бориса и Глеба в деревне Енино''' [[Аннотация::после Смутного времени был восстановлен только в 1672 году. Храм каменный, однокупольный, в архитектурном стиле — ампир, с небольшой трапезной и колокольней, которая была возведена в 1818-1828 годах. В трапезной были освящены Никольский и Пафнутьевский приделы.]] | '''Храм святых Бориса и Глеба в деревне Енино''' [[Аннотация::после Смутного времени был восстановлен только в 1672 году. Храм каменный, однокупольный, в архитектурном стиле — ампир, с небольшой трапезной и колокольней, которая была возведена в 1818-1828 годах. В трапезной были освящены Никольский и Пафнутьевский приделы.]] | ||
== История == | |||
Наиболее раннее свидетельство о Енине (Генине) дают писцовые книги Серпуховского уезда от 1627 г. как о владении Богородицерождественского Пафнутьева Боровского монастыря – сельце Борисоглебское Енино тож, где «бывал храм Бориса и Глеба развалился». Около 1672 г. на данном месте «прибыла» новая церковь того же посвящения, храм этот был деревянный. В сентябре 1712 г. московским Патриаршим приказом архимандриту Пафнутьева монастыря Серапиону велено освятить «новоприрубленный» к нему алтарь. | |||
Соседство с дремучими приокскими лесами несло OLYMPUS DIGITAL CAMERAопасности и невзгоды для села: под 5 мая 1756 г., как доносил в столицу боровский архимандрит Митрофан Шеинков, в Енино «приехав воровские люди разбойнически в дом к пономарю Ивану Васильеву, и двор его и церковь Божию во имя свв. благоверных князей Бориса и Глеба зажгли и от того пожара сгорело семь дворов крестьянских и оная церковь». Но иконы, книги, ризы, богослужебную утварь и антиминс тогда удалось спасти. 13 марта 1757 г. церковным начальством разрешено было возобновить Борисо-Глебский храм; в новом здании он простоял до 1820-х гг. Ризничная опись села Енино 1821 г. производит смешанное впечатление скудости и богатства: убранство исключительно скромное даже для сельского храма – одежды жертвенника ситцевые, одна из священнических риз и стихарь набивного холста; однако в церковной библиотеке – редкостный Шестоднев 1663 г. издания. Царские врата и образа иконостаса были выполнены в необычной для местного края технике резьбы по левкасу. Являясь тогда уже более полувека приходской, церковь в Енино помнила своё монастырское прошлое: в местном ряду её иконостаса стояла икона преподобного Пафнутия. | |||
За начало XIXв. приход села Енино, куда входили деревни Никифорово и Жидовиново (ныне Родники), увеличился почти вдвое; в 1790 г. в нём числилось 49 дворов, а в 1823 – 89. В 1823 г. в селе уже строилась на средства прихожан каменная церковь свв. Бориса и Глеба. В храме существовало еще два придела, южный – святителя Николая и северный – преподобного Пафнутия Боровского, которые все были освящены в 1828г. Одновременно с храмом построена и колокольня. Церковь села Енино – хороший образец провинциального ампира. Храм стоит на взгорье, у края заповедного леса. Щипцовые завершения фасадов четверика зрительно возвышают венчающую его ротонду. Размеренные проёмы окон, дверей и пролётов колокольни сообщают всему телу здания особую лёгкость. | |||
В середине XIX в. к приходу села Енино какое-то время была приписана Троицкая церковь в селе Лужки. В 1863 г. трапезная и пристроенные к ней приделы отапливались; около 1903 г. во всём храме устроено духовое отопление. | |||
В советское время православная община села Енина, наряду с сопредельными ему приходами Игумнова и Турова отличалась активностью и волей к жизни: например, в 1933 г. члены церковного совета подали в область жалобу на запрещение местными властями колокольного звона. Однако к концу 1930-х гг. храм был уже закрыт. Его здание использовалось как зерносклад, пекарня; позднее подверглось запустению. С 1999 г. оно возвращено Русской Православной Церкви. К 2012 году храм, благодаря попечению благотворителей Виталия Бриль и Ольги Борисовой, полностью восстановлен и расписан. |
Версия от 22:34, 26 февраля 2021
![](/palomnik/images/thumb/5/56/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B0_%D0%B8_%D0%93%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B0_%28%D0%95%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%2922.jpg/300px-%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B0_%D0%B8_%D0%93%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B0_%28%D0%95%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%2922.jpg)
Храм святых Бориса и Глеба в деревне Енино после Смутного времени был восстановлен только в 1672 году. Храм каменный, однокупольный, в архитектурном стиле — ампир, с небольшой трапезной и колокольней, которая была возведена в 1818-1828 годах. В трапезной были освящены Никольский и Пафнутьевский приделы.
История[править | править код]
Наиболее раннее свидетельство о Енине (Генине) дают писцовые книги Серпуховского уезда от 1627 г. как о владении Богородицерождественского Пафнутьева Боровского монастыря – сельце Борисоглебское Енино тож, где «бывал храм Бориса и Глеба развалился». Около 1672 г. на данном месте «прибыла» новая церковь того же посвящения, храм этот был деревянный. В сентябре 1712 г. московским Патриаршим приказом архимандриту Пафнутьева монастыря Серапиону велено освятить «новоприрубленный» к нему алтарь.
Соседство с дремучими приокскими лесами несло OLYMPUS DIGITAL CAMERAопасности и невзгоды для села: под 5 мая 1756 г., как доносил в столицу боровский архимандрит Митрофан Шеинков, в Енино «приехав воровские люди разбойнически в дом к пономарю Ивану Васильеву, и двор его и церковь Божию во имя свв. благоверных князей Бориса и Глеба зажгли и от того пожара сгорело семь дворов крестьянских и оная церковь». Но иконы, книги, ризы, богослужебную утварь и антиминс тогда удалось спасти. 13 марта 1757 г. церковным начальством разрешено было возобновить Борисо-Глебский храм; в новом здании он простоял до 1820-х гг. Ризничная опись села Енино 1821 г. производит смешанное впечатление скудости и богатства: убранство исключительно скромное даже для сельского храма – одежды жертвенника ситцевые, одна из священнических риз и стихарь набивного холста; однако в церковной библиотеке – редкостный Шестоднев 1663 г. издания. Царские врата и образа иконостаса были выполнены в необычной для местного края технике резьбы по левкасу. Являясь тогда уже более полувека приходской, церковь в Енино помнила своё монастырское прошлое: в местном ряду её иконостаса стояла икона преподобного Пафнутия.
За начало XIXв. приход села Енино, куда входили деревни Никифорово и Жидовиново (ныне Родники), увеличился почти вдвое; в 1790 г. в нём числилось 49 дворов, а в 1823 – 89. В 1823 г. в селе уже строилась на средства прихожан каменная церковь свв. Бориса и Глеба. В храме существовало еще два придела, южный – святителя Николая и северный – преподобного Пафнутия Боровского, которые все были освящены в 1828г. Одновременно с храмом построена и колокольня. Церковь села Енино – хороший образец провинциального ампира. Храм стоит на взгорье, у края заповедного леса. Щипцовые завершения фасадов четверика зрительно возвышают венчающую его ротонду. Размеренные проёмы окон, дверей и пролётов колокольни сообщают всему телу здания особую лёгкость.
В середине XIX в. к приходу села Енино какое-то время была приписана Троицкая церковь в селе Лужки. В 1863 г. трапезная и пристроенные к ней приделы отапливались; около 1903 г. во всём храме устроено духовое отопление.
В советское время православная община села Енина, наряду с сопредельными ему приходами Игумнова и Турова отличалась активностью и волей к жизни: например, в 1933 г. члены церковного совета подали в область жалобу на запрещение местными властями колокольного звона. Однако к концу 1930-х гг. храм был уже закрыт. Его здание использовалось как зерносклад, пекарня; позднее подверглось запустению. С 1999 г. оно возвращено Русской Православной Церкви. К 2012 году храм, благодаря попечению благотворителей Виталия Бриль и Ольги Борисовой, полностью восстановлен и расписан.