Рязань: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 224: Строка 224:
На машине через Новомосковск и Северо-Задонск до Гремячего, затем по 1Р132. 184 км, 3,5 ч пути.
На машине через Новомосковск и Северо-Задонск до Гремячего, затем по 1Р132. 184 км, 3,5 ч пути.


== Карта ==
 





Версия от 14:20, 14 октября 2015

Россия

Общее описание[править | править код]

Объективно

Центр области в 195 км к юго-востоку от Москвы. На р. Трубеж. Население – 540 тыс. человек.

Субъективно

Расположение города – на пути восточных завоевателей – обусловило его трагическую историю, отсутствие наиболее древних зданий, богатство святых и святынь.

Рязанский кремль, хотя и не имеет стен, – один из прекраснейших на Руси. Кремль и Троицкий монастырь – достаточные основания для посещения города.

Минимальное время знакомства с Рязанью и Свято-Иоанно-Богословским монастырём – два дня.

История города[править | править код]

Старая Рязань[править | править код]

Рязань была основана Святославом Ярославичем Черниговским около 1060 г. при впадении р. Серебрянки в Оку. Полагают, что «Рязань» произошло от «эрзя» – названия мордовского племени.

В 1127 г. Рязань отделилась от Чернигова в составе Муромо-Рязанского княжества, а по смерти первого муромо-рязанского князя Ярослава Святославича постепенно обретала самостоятельность, в сражениях отстаивая её от притязаний Суздаля. В Рязани проживало тогда около 7000 человек – столько же, сколько в Киеве. В 1213 г. Рязанское княжество стало «великим», т. е. самостоятельным.

Город был обнесён стенами высотой более 10 м в виде бревенчатых срубов, между которыми была насыпана земля. Кроме храмов, было два собора – княжеский Борисоглебский и кафедральный Успенский.

Рязань была первым русским городом на пути орды Батыя, шедшей покорять Европу в 1237 г. Великий князь Владимирский Георгий отказал Рязани в помощи. Тогда в ответ на требование десятой доли рязанский князь Юрий Игоревич послал к Батыю сына Феодора с дарами. Батый же потребовал от Феодора его супруги Евпраксии, о красоте которой был наслышан. Феодор Юрьевич, согласно «Повести о разорении земли Рязанской», ответил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». И тут же был убит. Евпраксия, узнав о смерти мужа, бросилась из высокого терема с младенцем Иваном в руках и убилась.

Отгоревав, вышло соединенное войско рязанских, муромских, пронских и коломенских князей навстречу Батыю «и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна». И все полегли в неравной схватке. Из князей ещё дышал лишь Олег Игоревич; он отказался предать свою веру и родину, и его тут же добили.

После пяти дней осады пала Рязань. Летописец повествует: «И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было всё то за грехи наши».

Батый пошёл дальше, но вслед его пустился мститель – рязанский боярин Евпатий Коловрат, который, вернувшись домой, застал лишь пепелище. Собрал Евпатий дружину в 1700 человек и догнал монголов. «И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился». По словам летописи, убить Евпатия смогли лишь из камнеметательных машин, которыми разрушают стены городов.

«Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам…»... И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.»

После уничтожения Рязани ханом Элортаем в конце XIII в. столицей княжества стал город Переяславль Рязанский, который много позже переименовали в Рязань. А старую Рязань так и назвали – Старой Рязанью. Теперь это историко-архитектурный заповедник; причём архитектуры там удалось откопать не много. Старая Рязань находится возле Спасска-Рязанского, в 60 км к юго-востоку от современной Рязани.

Переяславль Рязанский[править | править код]

Переяславль Рязанский около 1095 г. основал князь Ярослав Святославович, построив церковь Николы Старого. Город был незначительным до 1198 г., когда его укрепил епископ Арсений. А при епископе Василии город сделался столицей княжества.

Муромский епископ Василий, как и многие святые, терпел от клеветы: земляки поверили навету, что епископ держит в своём доме молодую женщину, и изгнали Василия. Что ошиблись, они поняли, увидев, как он удалился от них. Согласно преданию, святитель разостлал по воде Оки свою мантию, ступил на неё с образом Божией Матери в руках и «духом бурным» был принесён в старую Рязань. После чего в Муроме епископская кафедра была упразднена, а в Рязани учреждена. Около 1291 г., после уничтожения старой Рязани Элортаем, епископ, а вместе с ним и столица княжества, перешли в Переяславль Рязанский.

В 1778 г. город переименовали в Рязань и сделали центром губернии.

Под властью Москвы[править | править код]

После посольства Сергия Радонежского рязанские князья следовали воле Москвы. Поэтому, когда князь Феодор Васильевич, владевший большей частью рязанских земель, завещал свой удел Иоанну III, ничего для Рязани не изменилось.

В начале XVI в. посол германского императора Сигизмунд Герберштейн записал: «Среди всех княжеств и областей московского государя первое место по плодородию почвы и всяческому изобилию занимает Рязань».

В то время в Рязани было в изобилии не только земель, но и боеприпасов. В 1521 г. крымский хан Магомет Гирей осадил Москву. В отсутствии царя бояре хотели было обороняться, да оказалось, что мало пороху. Пришлось откупиться, дав хану грамоту с обязательством платить дань. От Москвы Магомет Гирей пришёл к Рязани и объявил московскому наместнику Хабару Симскому, что Московское княжество ему подчинилось, значит, должна подчиниться и Рязань. Хабар ворот не открыл, потребовал грамоту для удостоверения. Получив грамоту, рязанцы открыли пушечный огонь по татарам, столпившимся под стенами кремля. Оценил хан прочность рязанской крепости и оставил город вместе с грамотой московских бояр.

Святые[править | править код]

Благоверный князь Роман Рязанский

Пока монголы были язычниками и блюли заветы Чингисхана, они с уважением относились к христианству. Став около 1257 г. мусульманами, как свойственно новообращённым, сделались менее терпимы. Ханский баскак и самому рязанскому князю Роману, внуку Олега Игоревича, погибшего в битве с Батыем, предложил переменить веру. Получив отказ, баскак наклеветал хану Темиру, что якобы Роман хулил хана и его веру.

По приказу хана князь Роман в 1270 г. явился в Орду и изъявил свою покорность. Но когда Темир потребовал от Романа принять ислам, тот исповедовал верность христианству и бесстрашие перед телесной смертью. Его смерть была медленной и мучительной. Князь Роман был причислен Церковью к лику святых.

Монастыри[править | править код]

Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь[править | править код]

Покончив в 1237 г. с Рязанью, Батый двинулся дальше, разоряя рязанскую землю. Иоанно-Богословский монастырь Рязани монголам разграбить не удалось. Когда Батый подступил к стенам обители, ему явился апостол Иоанн Богослов и так напугал хана, что тот отступил, оставив у чудотворной иконы апостола свою золотую печать. В 1653 г. печать употребили на золочение церковной утвари.

Издревле главной святыней монастыря Рязани была икона Иоанна Богослова. Согласно преданию, образ был написан в Константинополе в VI в. мальчиком-сиротой Гусарём, который умел пасти гусей и не умел писать иконы, но был смиренным и желал запечатлеть образ апостола Иоанна. Апостол сам явился ему и водил его рукой. Позднее дивная икона была прислана из Византии в Рязань, когда сюда только проник свет христианства. Несмотря на свою древность и многие испытания, икона до конца XIX в., по свидетельствам очевидцев, сохранилась неповреждённой. Её след теряется в 1941 г. В Архангельском соборе Рязанского кремля хранится её старинный список. В Иоанно-Богословском монастыре находится современный список с того, который находится в кремле.

Благодаря великим чудесам от иконы, монастырь всегда был преуспевающим, сильным, и закрыт был одним из последних – в 1931 г.

Современное состояние

Возобновлён монастырь Рязани в 1989 г. Наместник – архимандрит Авель – с 1971 по 1979 г. был игуменом Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Братия – более 30 человек.

Сохранились: собор Иоанна Богослова (XVII в.), 80-метровая колокольня (1901), братский корпус, восстанавливаются Никольская церковь, Успенский собор (XIX в.).

Монастырь находится на высоком холме, в 1,5 км от Оки. От монастыря открывается вид на бескрайние луга, которые в период таяния снега становятся заливными.

С давних времён известны целительные свойства святого источника в низине под монастырём. С 1872 г. исцеления документировались. В настоящее время устроена купальня.

В обители находится икона Божией Матери «Знамение – Корчемная». Эта икона была последним, что оставалось пропить одной вдове, одержимой пьянством. Корчемник поставил образ в иконостас в корчме (питейном доме). Протрезвев, вдова опомнилась и, найдя где-то деньги, выкупила икону обратно, принесла домой. Но наутро икона снова чудесным образом обнаружилась в корчме. Вдова навсегда бросила пить, а через икону, находящуюся в корчме, Богородица стала творить столько чудес, что все рязанцы, проходя мимо корчмы, крестились на неё, как на храм. Во время эпидемии холеры 1848 г. те дома, в которые приносили эту икону, холера обошла. В наши дни, когда икону потребовалось подновить, прозрел ярославский старец-иконописец А. И. Шибаев, к которому обратился архимандрит Авель, не зная о его слепоте. Иконописец подновил икону, написал один её список, после чего снова ослеп.

Также в обители находится походная мантия священномученика Мисаила (†1656).

Трудников в монастыре Рязани принимают.

Проезд из Рязани. С Мервинского автовокзала. Автобус, следующий до ст. Новосёлки. Сойти в Пощупово (около 30 км). 4 рейса в день. Время в пути – 35 минут.

Проезд из Москвы в Рязань . С Казанского вокзала до остановки Рыбное, не доезжая Рязани («экспресс» в Рыбном останавливается). Далее на том же автобусе (см. выше).

Возвращение в Москву. Можно не ехать до Рязани, а сойти с того же автобуса в Рыбном. От Рыбного 6 электричек в день до Москвы (можно сойти в Голутвине и осмотреть Коломну).

Адрес: 391132, Рязанская обл., Рыбновский р-н, с. Пощупово. Тел.: (0912) 24-04-33, 45-52-05, 24-04-19.

Время работы: Богослужения. В будни начало утреннего богослужения – в 5.30 (литургия – около 9.00), в выходные и праздники – в 7.00. Вечернее богослужение – в 17.00.

Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь[править | править код]

Монастырь Рязани начался с иноков Василия и Евфимия. Их встретил в 1390 г. на берегу р. Солотчи князь Олег Рязанский, в том же году основал монастырь и постригся здесь сам. Он опекал монастырь и подолгу жил в нём, неся послушания. Его жена основала неподалёку Зачатьевский женский монастырь и постриглась с именем Евпраксии. Скончался Олег в 1402 г., перед смертью приняв схиму с именем Иоакима. Его бывшая супруга скончалась три года спустя. Оба были похоронены в Солотчинском монастыре.

Монастырь действовал до 1920-х гг. как мужской, а сейчас является женским. В обители два действующих храма XVII в: Сошествия Святого Духа на апостолов – зимний и Рождества Пресвятой Богородицы – летний.

Главная святыня монастыря Рязани – мощи благоверного князя Олега Рязанского, которые покоятся в Свято-Духовом храме. Память святого – 5 (18) июня.

Посёлок Солотча находится в 20 км от Рязани, на берегу Оки. Эти места отличаются чистотой и богатством природы.

Сестер в обители около 30, но почти все – пожилые. Трудниц не принимают.

Проезд. От Приокского автовокзала рейсы каждые 2 часа.

Адрес: 391020, Рязанская обл., п. Солотча. Тел.: (4912) 28-79-37.

Время работы: Богослужения: утреннее в 8 ч, вечернее в 17.

Свято-Троицкий мужской монастырь[править | править код]

По преданию, здесь ночевал Сергий Радонежский, когда приезжал к князю Олегу Рязанскому по поручению Димитрия Донского. Хотя в летописях не упоминается о существовании монастыря Рязани в то время.

Современное состояние

Монастырь Рязани возобновлён в 1995 г. В обители немногим больше 10 братьев. Восстанавливается Троицкий собор. Службы совершаются в храме Сергия Радонежского (1752), в котором находятся мощи святителей Феодорита, Мисаила, Гавриила и Мелетия.

На долю свт. Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского, пало руководство епархией в Смутное время – в 1605-1617 гг. Феодорит возглавлял делегацию духовенства и бояр, которая явилась в 1613 г. в Кострому уговаривать на царство избранного в Москве Михаила Романова и его мать. Два раза он приходил в Ипатьевский монастырь с Феодоровской иконой; второе посещение оказалось успешным. В последние годы жизни Феодорит восстанавливал разрушенные интервентами храмы и монастыри. Память святого – 10 (23) сентября.

Свт. Мисаил стал архиепископом Рязанским и Муромским в 1651 г. Он боролся с церковными непорядками: добивался, чтобы монастыри не держали у себя пива и медов хмельных, старался изжить многоголосицу в богослужениях (когда три чтеца одновременно читали первую, вторую и третью часть канона). Владыка посещал татарские и мордовские сёла на востоке епархии, проповедывал и крестил. 26 февраля 1656 г. в д. Ямбирно его встретили 500 язычников с ружьями, луками и дубинами. Святитель, оставив сопровождающих позади, выехал вперёд. Мордовская стрела, пробив руку, ударила ему в сердце. После смерти архиепископа язычники стали креститься в ещё большем количестве. Память – 10 (23) апреля.

С 1831 по 1837 гг., когда свт. Гавриил возглавлял Могилёвскую епархию, православие приняло около 60 тыс. католиков. С 1837 по 1857 г. он возглавлял Рязанско-Зарайскую епархию. Память – 7 (20) апреля.

Первым служением иеромонаха Мелетия было миссионерство среди бурят и тунгусов Сибири; ему удавалось обращать в христианство даже шаманов. Он переводил на бурятский язык православные книги. Его миссионерство продолжалось с 1862 по 1886 г. В 1888 г. епископ Мелетий возглавил Якутскую епархию; настоящим подвигом были частые путешествия старца через тундру, в бурю и пургу, к людям, нередко – больным проказой. С 1896 г. до своей смерти в 1900 г. епископ Мелетий возглавлял Рязанскую епархию, где за короткий срок немало успел сделать для просвещения народа. Мощи его оказались нетленны и прославились чудесами. Память – 14 (27) января.

В монастыре Рязани трудников принимают.

Адрес: 390018, г. Рязань, 1-й Огородный пер., 23а. (На берегу р. Павловки.) Тел.: (4912) 34-81-71.

Время работы: Богослужения. Литургия в будни в 8 ч, в праздники – в 6 и 8 ч. Вечернее – в 16.30.

Храмы[править | править код]

Борисоглебский собор[править | править код]

Собор известен с XII в., до наших дней дошла постройка 1686 г. В ограде собора находится крест, указывающий место первого погребения святителя Василия Рязанского.

В соборе находится рака с мощами блаженного Василия Кадомского. Выходец из дворянской семьи, он дал вольную крестьянам и стал вести жизнь нищего аскета. Его не трогали собаки и любили дети. Получая больше пожертвований, чем другие, раздавал неимущим. Имел дар прозорливости. На похороны в 1848 г. стеклось огромное количество людей всех сословий. Блаженный Василий продолжал помогать рязанцам и после смерти, многих исцелил. Одним из его почитателей был физиолог Иван Павлов.

Здесь служил священномученик Иувеналий (Масловский). На рязанскую кафедру архиепископ прибыл в 1928 г. прямо с Соловецких островов. Вот что сказал мужественный владыка в 1934 г., когда праздновалось 20-летие его архиерейства: «Благодарю за любовь и внимание ко мне, недостойному, как архипастырю и отцу. Я прошу собравшихся молиться обо мне, чтобы Господь укрепил меня в трудной деятельности епископа в такое тяжёлое для Православной Церкви время.

Подобно Первосвятителю Василию Рязанскому, защищавшему Церковь от варваров и раскольников, я даю вам обещание соблюдать Её от рук врагов и впредь работать над укреплением православной веры в народе и защитой церквей от разрушения, хотя мне за это и пришлось бы стоять по пояс в крови». Прозорливый старец Филарет Пронский говорил, что «владыка Иувеналий – это столп от земли до неба». В 1936 году, под Крещение, архиепископ Иувеналий был арестован в третий раз. Из сибирской ссылки владыка смиренно писал: «Теперь я подметаю, каждый день мою полы, чищу уборную, караулю вещи своих собратьев. Слава Богу за всё. Временами я думаю, не на даче ли я?» В 1937 его расстреляли. Память святого празднуется в день его смерти – 12 (25) октября.

У левого клироса находится чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.

Скорбященская церковь[править | править код]

В кладбищенском храме, построенном в камне в 1807 г., служение никогда не прерывалось. При большевиках в течение многих лет она была единственной действующей церковью Рязани. В храме находится чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая прославилась в 1648 г. исцелением сестры патриарха Иоакима. Стены церкви расписаны снаружи и внутри в классической живописной манере: в лике каждого святого – свой неповторимый характер.

Николо-Ямская церковь[править | править код]

Николо-Ямская церковь

Храм является подворьем рязанского Иоанно-Богословского монастыря . В нём находятся мощи блаженной Любови Рязанской.

Родившаяся в 1860 г. Люба не могла ходить до 15-летнего возраста, когда ей явился святитель Николай. Свт. Николай исцелил девушку и благословил её на подвиг юродства. Любовь осталась жить в Рязани в доме матери, после её смерти – в доме сестры. Особенно прославили юродивую сбывшиеся предсказания, которых известно множество. Скончалась Любовь в 1921 г., была похоронена на Скорбященском кладбище. Память местночтимой святой празднуется 8 (21) февраля – в день кончины.

Церковь Спаса «на Яру»[править | править код]

На высоком берегу над Трубежем стоит нежного цвета храм с пятью серебристыми главами. Это Спасо-Преображенская (Спаса «на Яру») церковь (1695). В наши дни она не только восстановлена снаружи, но и с любовью отделана внутри.

Рядом с храмом по пояс врыта в землю крупная металлическая фигура Сергея Есенина, восторженно раскинувшего руки. Этот жест «какая ширь и красота!» можно отнести к просторам, открывающимся с обрыва, а можно – к храму, смотря с какой точки смотреть на монумент.

Проезд из Москвы[править | править код]

С Казанского вокзала каждые полтора-два часа. Пересечение с московским метро на ст. «Электрозаводская» и «Выхино». В пути около 4 ч.

Наиболее удобен «экспресс» Москва-Рязань: 3 рейса в день, время в пути – 2 ч 50 мин. Покупка билетов на Казанском вокзале – в 6 зале (первый при входе в вокзал из метро «Комсомольская-радиальная»).

На машине из Москвы в Рязань удобно ехать по М5 через Коломну. 194 км, 3 ч пути.

Прочая информация[править | править код]

Куда дальше из Рязани[править | править код]

Вокзалы Рязани

В городе два железнодорожных вокзала. Между ними – около 1 км по ул. Вокзальная. На Голутвин и Москву идут электрички с обоих вокзалов. С «Рязани-1» в два раза чаще, чем с «Рязани-2». «Экспрессы» Москва Рязань – только с «Рязани-1».

Ж/д вокзал «Рязань-1»: (4912) 76-13-00. Ж/д вокзал «Рязань-2»: (4912) 55-07-26.

Центральный (Мервинский) автовокзал (Московское шоссе, 34) является междугородным. Расположен в 5 км от центра и в 2 км от ж/д вокзалов. Тел.: (4912) 55-07-26.

Приокский автовокзал (Окское шоссе) является пригородным. Тел.: (4912) 55-07-26.

Владимир

Автобусом - 1 утренний рейс с автовокзала.

На машине через Спас-Клепики до Тумы, затем по Р73 через Гусь Хрустальный. 226 км, 3,5 ч пути.

Воронеж

До Воронежа через Рязань проходит около десяти поездов в сутки. В пути – 6-7 ч.

Зарайск

3 автобусных рейса в день с автовокзала.

На машине по М5 до Луховиц, затем 27 км в сторону. Всего 90 км, 1 ч 20 мин пути.

Коломна

Электропоезда, идущие на Москву, останавливаются в Коломне. Выйти на остановке Голутвин. В пути – 1 ч 40 мин.

На машине по М5 88 км, 1,5 ч пути.

Муром

На машине через Спас-Клепики, Туму, Гусь Железный, Касимов, Меленки. 246 км, 4 ч пути.

1 автобусный рейс во второй половине дня в Пт.-Вс.

Тула

Автобусом - 2-3 рейса в день с автовокзала.

На машине через Новомосковск и Северо-Задонск до Гремячего, затем по 1Р132. 184 км, 3,5 ч пути.