Храм Спаса на Городу (Ярославль): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «45» на «45»)
м (Замена текста — «45» на «45»)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=57.6225639,39.8956167|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение святыни|локация=57.6225639,39.8956167|вид=Приходской храм}}
[[Файл:Храм Спаса на Городу8.jpg|мини|справа]]
[[Файл:Храм Спаса на Городу8.jpg|мини|справа|alt=Храм Спаса на Городу (Ярославль), Храм Спаса на Городу8]]
'''Церковь Спаса на Городу''' (другие названия — Церковь Спаса Преображения на Городу; Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу) — [[Аннотация::церковь в историческом центре Ярославля на Которосльной набережной. Расположена у самой границы Рубленого города на пологом спуске к низкому берегу Которосли.]]  
'''Церковь Спаса на Городу''' (другие названия — Церковь Спаса Преображения на Городу; Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу) — [[Аннотация::церковь в историческом центре Ярославля на Которосльной набережной. Расположена у самой границы Рубленого города на пологом спуске к низкому берегу Которосли.]]  


Строка 13: Строка 13:


До настоящего времени существует некоторая неясность в посвящении главного и придельных престолов, которую помогает устранить содержание стенописей, выполненных в 1693 году ярославской артелью мастеров под руководством Лаврентия Севастьянова и Федора Федорова.
До настоящего времени существует некоторая неясность в посвящении главного и придельных престолов, которую помогает устранить содержание стенописей, выполненных в 1693 году ярославской артелью мастеров под руководством Лаврентия Севастьянова и Федора Федорова.
[[Файл:Храм Спаса на Городу6.jpg|мини|справа]]
[[Файл:Храм Спаса на Городу6.jpg|мини|справа|alt=Храм Спаса на Городу (Ярославль), Храм Спаса на Городу6]]
Основную тематику настенной живописи четверика «составляет подробный рассказ об обретении Креста Господня царем Константином и матерью его Еленой». С древних времен в Константинополе происходило Изнесение Животворящего Креста Господня для освящения городских мест и отвращения болезней, это событие отмечается в церковном календаре 1/14 августа. На Руси с XII века в этот же день установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Становится понятным, почему в документальных источниках и краеведческой литературе главный престол каменного храма именовался и как Спаса Всемилостивого (вплоть до начала XIX века), и в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (с 1818 года). Но в повседневной жизни с давних времен до наших дней и приход, и саму церковь продолжают называть Спасскими.
Основную тематику настенной живописи четверика «составляет подробный рассказ об обретении Креста Господня царем Константином и матерью его Еленой». С древних времен в Константинополе происходило Изнесение Животворящего Креста Господня для освящения городских мест и отвращения болезней, это событие отмечается в церковном календаре 1/14 августа. На Руси с XII века в этот же день установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Становится понятным, почему в документальных источниках и краеведческой литературе главный престол каменного храма именовался и как Спаса Всемилостивого (вплоть до начала XIX века), и в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (с 1818 года). Но в повседневной жизни с давних времен до наших дней и приход, и саму церковь продолжают называть Спасскими.


Строка 36: Строка 36:


== Святыни ==
== Святыни ==
[[Файл:Храм Спаса на Городу2.jpg|мини|справа| Особо чтимый фресковый образ Спаса Всемилостивого]]
[[Файл:Храм Спаса на Городу2.jpg|мини|справа| Особо чтимый фресковый образ Спаса Всемилостивого|alt=Храм Спаса на Городу (Ярославль), Храм Спаса на Городу2]]
* Среди Святынь храма Спаса на Городу особо почитается фресковый образ Спаса Всемилостивого. По преданию, этот образ ранее находился на Подзеленской башне городского Кремля. После разрушения стен при императрице Екатерине II, образ вместе с кирпичной кладкой был перенесен в южный предел. После возобновления богослужений в 2004 году он был снят при настоятеле храма иеромонахе Сергие ярославскими реставраторами, и после реставрации помещен в напольном киоте за правым клиросом.
* Среди Святынь храма Спаса на Городу особо почитается фресковый образ Спаса Всемилостивого. По преданию, этот образ ранее находился на Подзеленской башне городского Кремля. После разрушения стен при императрице Екатерине II, образ вместе с кирпичной кладкой был перенесен в южный предел. После возобновления богослужений в 2004 году он был снят при настоятеле храма иеромонахе Сергие ярославскими реставраторами, и после реставрации помещен в напольном киоте за правым клиросом.


Строка 63: Строка 63:


== Как добраться ==
== Как добраться ==
[[Файл:Храм Спаса на Городу5.jpg|мини|справа]]
[[Файл:Храм Спаса на Городу5.jpg|мини|справа|alt=Храм Спаса на Городу (Ярославль), Храм Спаса на Городу5]]
'''Адрес:''' Россия, Ярославская область, Ярославский район, г. Ярославль, ул. Почтовая, 3 (Которосльная набережная)
'''Адрес:''' Россия, Ярославская область, Ярославский район, г. Ярославль, ул. Почтовая, 3 (Которосльная набережная)



Версия от 11:07, 13 мая 2020

Идёт загрузка карты…
Храм Спаса на Городу (Ярославль), Храм Спаса на Городу8

Церковь Спаса на Городу (другие названия — Церковь Спаса Преображения на Городу; Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу) — церковь в историческом центре Ярославля на Которосльной набережной. Расположена у самой границы Рубленого города на пологом спуске к низкому берегу Которосли.

История[править | править код]

По преданию, церковь Спаса на Городу существовала еще при ярославских князьях Василии и Константине, которые пожертвовали в храм пустошь Говорово, под селом Пажей. Это владение, подтверждавшееся грамотами царей Михаила Федоровича (1631) и Алексея Михайловича (1646), числилось за церковью вплоть до Октябрьской революции.

Свое наименование на Городу Спасский храм получил от местонахождения — в Земляном городе, на границе с Рубленым. Неподалеку от церкви начиналась городская рыночная площадь, на которой кроме торговых рядов стояли харчевные дворы и постоялые избы, амбары и кузницы, бани и угольные лавки. До генеральной перестройки Ярославля в конце XVIII века это место было «срединное для целого города. Сюда трудолюбивый мужичок вез продавать избытки трудов своих; тут же расторопный купец в скромных лавках, или вернее в палатках, терпеливо дожидал охотливых покупателей».

В рукописной истории Ярославля первой половины XIX века сохранилось описание этой торговой площади: с левой стороны, как выйдешь из кремля, на том же краю Медведицы лежал весь Гостиный двор деревянный квадратно , т. е. торговые ряды лавок ; насупротив того, через улицу, где теперь гимназия, следовали другие ряды лавок, хлебных, и открытая площадь, или рынок».

Первоначально Спасонагородский храм был деревянным — таким он значится в Переписной книге 1646 года. Ныне существующий каменный с северным приделом, «что под башнею» (имеется в виду его шатровое завершение), построен по благословению митрополита Ростовского Ионы на средства ярославского купца Игнатия Кислова в 1672 году. Через двадцать два года, в 1694, на средства другого местного купца, Ивана Кемского, в церкви Спаса на Городу был устроен еще один, теплый, придел.

До настоящего времени существует некоторая неясность в посвящении главного и придельных престолов, которую помогает устранить содержание стенописей, выполненных в 1693 году ярославской артелью мастеров под руководством Лаврентия Севастьянова и Федора Федорова.

Храм Спаса на Городу (Ярославль), Храм Спаса на Городу6

Основную тематику настенной живописи четверика «составляет подробный рассказ об обретении Креста Господня царем Константином и матерью его Еленой». С древних времен в Константинополе происходило Изнесение Животворящего Креста Господня для освящения городских мест и отвращения болезней, это событие отмечается в церковном календаре 1/14 августа. На Руси с XII века в этот же день установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Становится понятным, почему в документальных источниках и краеведческой литературе главный престол каменного храма именовался и как Спаса Всемилостивого (вплоть до начала XIX века), и в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (с 1818 года). Но в повседневной жизни с давних времен до наших дней и приход, и саму церковь продолжают называть Спасскими.

Северный придел первоначально, без сомнения, был Никольским, и поэтому в его росписи преобладают сюжеты из жизни и деяний Мирликийского чудотворца. По завершении в 1694 году строительства южного придела (его часто называли теплым храмом), туда был перенесен престол во имя Святителя Николая, а северный придел переосвятили во имя архидиакона Стефана. Дата росписи зимнего храма неизвестна, но прои­зошло это, судя по стилистике сохранившихся фрагментов, в первых десятилетиях XVIII столетия. В 1831 году южный придел был частично переделан, а к западному фасаду при­строена новая паперть. В 1858 стенописи Спасонагородской церкви поновлялись, а в теплом Никольском приделе почти полностью, за исключением некоторых изображений, выпол­нены вновь масляными красками (поздняя запись была снята в ходе реставрации начала XXI века).

В 1918 году Спасонагородский храм значительно пострадал от обстрела: были разрушены портал, южный придел и шатер северного, пробиты во многих местах стены памятника; в 1925-1926 годах на средства цер­ковной общины ярославские реставраторы провели масштабные работы по вычинке шатра северного при­дела и восстановлению глав и кирпичной кладки после артиллерийского обстрела . Тем не менее последствия июльских событий 1918 года проявились в ходе работ на памятнике в 1972: реставратором М. Ф. Флегонтовым в кладке колокольни был обнаружен неразорвавшийся трехдюймовый снаряд.

Церковь Спаса на Городу была закрыта в 1929. В 2003 — храм передали в ведение Русской Православной Церкви, в этом же году накануне престольного праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл совершил в летней церкви первую литургию. Владыка тогда благословил посвятить возобновляемый южный придел преподобному Серафиму Саровскому. В день преставления и второго обретения мощей святого, 2/15 января 2004 года, здесь прошла первая торжественная литургия с крестным ходом. В честь этого события владыка Кирилл на время отдал прихожанам церкви свою икону преподобного, а вскоре храм обрел и собственную икону Саровского чудотворца с частицей его мощей — в преддверии 250-летия со дня рождения преподобного Серафима ее подарила московская учительница.

Еще до этого в церковь Спаса на Городу торжественным крестным ходом из Федоровского кафедрального собора был перенесен старинный список с иконы Ярославской Богоматери, найденный под Ростовом и восстановленный мурманским реставратором Сергеем. Необычна история Обретения этой иконы. Мастер подарил его своей крестной матери. Она вложила обновленную святыню в Леушинское подворье в Санкт-Петербурге, настоятель которого протоиерей Геннадий Беловолов привез ее на Леушинское стояние. Архиепископ Кирилл увидел образ в Вауловском скиту и обратился с просьбой о его возвращении. На Покров в 2003 году икона была привезена в Ярославль и передана Ярославской епархии.

По решению владыки икона находилась в Спасонагородском храме до завершения строительства кафед­рального Успенского собора, где определено ее пребывание, как в свое время и первообраза. Икона Ярославской Богома­тери в специальном киоте стояла слева перед иконостасом в южном приделе храма (именно в нем совершаются богослу­жения, поскольку четверик с северным приделом нуждаются в проведении капитальных реставрационных работ). Каждое воскресенье в церкви «при большом стечении народа перед образом Небесной Защитницы земли Ярославской служились водосвятные молебны, возносились молитвы о здравии и долгоденствии всех православных христиан».

Ежегодно 8/21 июня, в день празднования иконы Ярославской Богоматери, проводился крестный ход из Спасонагородского храма по центральной части города к строящемуся тогда Успенскому собору, Афанасьевскому мона­стырю и церкви Ильи Пророка.

Современное состояние[править | править код]

Начиная с 2004 года на средства прихожан в храме были проведены большие реставрационные работы: отремонтирована кровля, заменены полы, приведены в порядок стены, поставлена ограда, разбиты цветники.

А с 2009 года начались реставрационные работы и в летнем храме (частично восстановлены древние фрески в четверике летнего храма).

При храме действует воскресная школа для взрослых и воскресная школа для детей.

Святыни[править | править код]

Храм Спаса на Городу (Ярославль), Храм Спаса на Городу2
Особо чтимый фресковый образ Спаса Всемилостивого
  • Среди Святынь храма Спаса на Городу особо почитается фресковый образ Спаса Всемилостивого. По преданию, этот образ ранее находился на Подзеленской башне городского Кремля. После разрушения стен при императрице Екатерине II, образ вместе с кирпичной кладкой был перенесен в южный предел. После возобновления богослужений в 2004 году он был снят при настоятеле храма иеромонахе Сергие ярославскими реставраторами, и после реставрации помещен в напольном киоте за правым клиросом.
  • Другой важной Святыней Храма является Большой мощевик с частицами 131 Святого Угодника Божия и частицей Животворящего Древа Креста Господня, заключенный в серебряный Крест-мощевик.
  • Также в храме особо почитается икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» (Семистрельная). В клеймах этой иконы находятся изображения многочисленных святых (в том числе Святой Равноапостольной Марии Магдалины и Блаженной Матроны Московской с частицами мощей этих Святых Угодников Божиих).
  • В храме находится список с иконы Симона Ушакова «Святая Новозаветная Троица».
  • В нижнем поле этой иконы находится желудь от Маврийского дуба, привезенный паломниками в 19 веке, когда Маврийский дуб был живым.
  • Особо почитается в храме икона Преподобного Серафима Саровского с частицей его Святых мощей. Икона была подарена в ноябре 2004 года в самом начале возобновления приходской жизни одной московской учительницей.
  • В алтаре храма в особом Ковчеге находится частица мощей Преподобного Серафима Саровского, переданная по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2003 году из Дивеевской обители Нижегородской Епархии.
  • В храме находится уникальный и единственный в Ярославле подобный образ «Всех Святых», написанный к тысячелетию г. Ярославля и освященный в 2010 году. На иконе изображены 998 Святых Угодников Божиих и 101 изображение Пресвятой Богородицы. В среднике иконы помещен Образ Пресвятой Богородицы «Всецарица» (Пантанасса), особо почитаемый в последнее время в связи с ростом онкологических заболеваний.
  • Выделяются среди икон храма две большие иконы с ризами, вышитыми бисером прихожанамиво главе с настоятелем. Это икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушницы» и икона Святого Великомученика и целителя Пантелеимона. В той иконе в нижнем правом углу находится мощевик с частицей его Святой Главы, привезенной со Святой Афонской горы ныне почившим архимандритом Авелем Македоновыми и переданной настоятелю.

Престольные праздники[править | править код]

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня - 14 августа

Серафим Саровский, преподобный - 15 января, 1 августа

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря

Как добраться[править | править код]

Храм Спаса на Городу (Ярославль), Храм Спаса на Городу5

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославский район, г. Ярославль, ул. Почтовая, 3 (Которосльная набережная)

Телефон: +7(4852)971991

Электронная почта: spasa-na-gorody@yandex.ru

Паломнику[править | править код]

Богослужения в храме Спаса на Городу совершаются еженедельно в субботу и воскресенье с 8 часов 30 минут — Божественная Литургия . Субботнее Всенощное Бдение начинается в 16 часов.

Каждое воскресенье с 16 часов традиционно в храме совершается вечерняя служба с Акафистом Преподобному Серафиму Саровскому, в честь которого освещен южный Предел храма.

В среду еженедельно, кроме периода Великого Поста, с 17 часов совершается вечерняя служба с пением молебного канона и акафиста Пресвятой Богородице у ее иконы «Умягчение злых сердец» и иконы «Прибавления ума» попеременно. В храме находятся почитаемые образы Царицы Небесной.

В период Великого поста вместо акафиста Преподобному Серафиму Саровскому совершается пассия, то есть акафист Божественным Страстям Христовым.

Так же Богослужения совершаются в праздничные дни.

С более подробной информацией о Богослужениях на настоящую неделю вы можете ознакомиться здесь.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Церковь Спаса на Городу
Церковь Спаса Преображения на Городу

Ссылки[править | править код]

Храм Спаса на Городу, город Ярославль