Воскресенский мужской монастырь (Иструть): различия между версиями
Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение|локация=Челябинская область , Саткинский район , деревня Иструть|вид=Монастырь}} | {{Местоположение|локация=Челябинская область , Саткинский район , деревня Иструть|вид=Монастырь}} | ||
[[Файл:Воскресенский мужской монастырь (Иструть).jpg|мини]] | [[Файл:Воскресенский мужской монастырь (Иструть).jpg|мини]] | ||
Обитель расположена на берегу реки Иструть, в 1,5 км от излучины | [[Аннотация::Обитель расположена на берегу реки Иструть, в 1,5 км от излучины реки Ая, у подножия горы Вишневой и хребта Чулкового. До революции эта территория относилась к Златоустовскому уезду Уфимской губернии, ныне – к Саткинскому району.]] | ||
== История == | == История == | ||
С легкой руки писателя Николая Глебова пошла в народ версия, будто возник монастырь в XVIII веке, будто во времена смуты 1773-1775 годов сам Емельян Пугачев побывал в тех краях. | С легкой руки писателя Николая Глебова пошла в народ версия, будто возник монастырь в XVIII веке, будто во времена смуты 1773-1775 годов сам Емельян Пугачев побывал в тех краях. | ||
Строка 62: | Строка 61: | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
В предреволюционный период в монастыре почитались многие святыни, в частности икона благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей, древняя икона Нерукотворного образа Спасителя. | В предреволюционный период в монастыре почитались многие святыни, в частности икона благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей, древняя икона Нерукотворного образа Спасителя. | ||
Строка 69: | Строка 67: | ||
== [[Престольные праздники]] == | == [[Престольные праздники]] == | ||
'''[[Престольный праздник::Воскресение Христово (Пасха)]]''' - [https://azbyka.org/paskha/ Переходящая дата] | '''[[Престольный праздник::Воскресение Христово (Пасха)]]''' - [https://azbyka.org/paskha/ Переходящая дата] | ||
== Как добраться == | |||
'''Адрес''': Челябинская обл., Саткинский р-н, д. Иструть | |||
'''Проезд:''' От населенного пункта Теплицы Тельмана, расположенного на автотрассе Сулея—Романовка, две дороги ведут на север. Одна из них (та, что слева) ведет в деревню Старая Пристань, вторая — в Иструть, где и располагается монастырь. Автобусного сообщения нет. | |||
'''Телефон:''' (35161) 7-18-60 | |||
== Фото == | == Фото == | ||
Строка 78: | Строка 83: | ||
В настоящее время информация отсутствует. Вы можете [[Участие в проекте «Азбука_паломника»|помочь в заполнении подраздела]]. | В настоящее время информация отсутствует. Вы можете [[Участие в проекте «Азбука_паломника»|помочь в заполнении подраздела]]. | ||
== | == Ссылки == | ||
[http://istrut.cerkov.ru Официальный сайт монастыря] | |||
{{SEO|в Воскресенский мужской монастырь| | {{SEO|в Воскресенский мужской монастырь|Челябинской области}} |
Версия от 22:15, 19 ноября 2019
Обитель расположена на берегу реки Иструть, в 1,5 км от излучины реки Ая, у подножия горы Вишневой и хребта Чулкового. До революции эта территория относилась к Златоустовскому уезду Уфимской губернии, ныне – к Саткинскому району.
История[править | править код]
С легкой руки писателя Николая Глебова пошла в народ версия, будто возник монастырь в XVIII веке, будто во времена смуты 1773-1775 годов сам Емельян Пугачев побывал в тех краях.
Основанием своим монастырь обязан недюжинному русскому человеку, вышедшему из самой толщи народной жизни – игумену Иоанну, по происхождению – крестьянину села Ярославки Уфимской губернии, в миру – Василию Федоровичу Гордееву.
Когда Василию Гордееву было 14 лет, отец женил его на 19-летней раскольнице Акулине Верзаковой. Брак оказался счастливым. Супруга оказалась верной помощницей мужу во всех его духовных исканиях. В результате в возрасте 37 лет Василий Федорович пришел к мысли «любви ради Божией оставить супружеское сожитие и вести жизнь уединенную». К этому он склонил свою супругу. Гордеев принял иночество и наречен был Власием, позднее перешедшим из старообрядчества беглопоповского толка в единоверие.
В 1838 году построил инок Власий на реке Юрюзань два скита: мужской и женский – для своей супруги, которую постриг с именем Александра. Вскоре, «воспламененный особою ревностию в строительстве церковном», Власий предложил в Уфимской епархии учредить единоверческий монастырь. В 1840 году Уфимская консистория подтвердила духовное звание Гордеева. При подтверждении пострига Гордеев (инок Власий) принял имя Иоанна.
Поиски земли под будущий монастырь продолжались девять лет. Сначала начальство предложило монашествующим занять село Ельдяк с церковью в Бирском уезде, затем – в Сибири за Байкалом опустевший монастырь. Отец Иоанн даже съездил в те края. Но, не одобряя холодного климата, от предложения отказался.
«В Кусинском заводе он узнал от одного обывателя об «Удобстве места, занимаемого ныне монастырем». Кусинский обыватель определил затишенность этого места простыми словами: «Тепло, ровно в конюшне»». Здесь суждено было создаться монастырю.
В 1849 году Указом Священного Синода последовало учреждение Воскресенского единоверческого монастыря. Монастырь, ставший оплотом единоверия, получил название Златоустовского Воскресенского единоверческого мужского православно-старообрядческого мужского. Высочайше пожалована была монастырю площадь земли в квадратную версту (1 кв. верста равна 1,138062 кв. км – Ф. Б.).
8 мая (20 мая по новому стилю – Ф. Б.) 1849 года о. Иоанн (Гордеев) был посвящен в иеромонахи и определен настоятелем монастыря. 12 (24) июня прибыл он с братией на место, всех их было девять человек. По воспоминаниям архимандрита Иоанна (Корионова), на месте будущего монастыря «стояло лишь три колышка на горе да семь сосенок». Братия привязали лошадей к колышкам и принялись рубить сосенки.
Стараниями Иоанна и братии из 9 человек был возведен деревянный храм, позже уничтоженный пожаром.
Келии монахов были очень малы. Так, у настоятеля было лишь две комнатки в срубе 5x5 аршин. Вследствие монастырской бедности отец Иоанн отправился летом 1850 года для сбора милостыни, взяв с собой ученика. Были они в Казани, Нижнем Новгороде и Москве. Бедность их видна особенно из того, что только настоятель для себя мог взять билет на пароход (в 3 классе) от Перми до Казани. Сопровождавшие его Иоанн и послушник нанялись в Перми бурлаками на барку и так дошли до Казани. Пришлось им во время сбора пожертвований принимать и оскорбления, и побои.
Монастырь понемногу обстраивался, народ привлекала на богомолье церковь; бывшая единственной в округе. Так же привлекался народ и подвижничеством иноков. Известен был, между прочим, некий Макарий, носивший на себе железные вериги в 15 фунтов весу. Был он постоянным молитвенником и молчальником. Умирая, он цеплялся за свои вериги, не давая снимать их».
21 июня (4 августа) 1866 года после восьмидневной болезни игумен Иоанн умер. Он был похоронен за алтарем построенного им храма, против престола.
26 апреля (9 мая) 1868 года настоятелем монастыря был определен иеромонах Иоанн (Иван Нестерович Корионов). Постройки, существовавшие в монастыре, были возведены, в основном, при нем. Кроме лично построенной мельницы, о. Иоанн приобрел от жертвователей мельницы в селах Сикияз, Озерском и Леузах. Добился прибавки земли к монастырю в 1876, в собственности монастыря находилось 304 десятины 400 саженей (331,54 га), в конце XIX в. – 414 десятин 400 саженей (550,4 га). Иоанн стоял во главе монастыря до середины января 1912 года, когда был удален на покой по старости.
Монахи занимались земледелием и скотоводством. В монастыре были мельница и печь для обжига кирпичей.
При монастыре воспитывали сирот. Отец Филарет был первым учителем, обучавшим сирот пению и древнему чину богослуженья. Чин богослуженья, принятый в Воскресенском монастыре, имел свои особенности. На вечерне читалась 50 раз «Богородица», после прочтения каждого десятка «Богородице Дево», читался «Отче наш». Преемником отца Филарета в учительстве стал П. Ф. Козицын, в иночестве отец Петр. Третьим учителем был Н. П. Можаев, ставший в последствие священником в Никольском храме Саткинского завода.
В монастыре была каменная, крытая железом церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, колокольня с 6 колоколами. Освящена церковь 25 июня 1859 Преосвященным Уфимским Антонием (по др. данным, 30 июня 1901). К началу XX века монастырь имел штат из 34 человек: настоятель, казначей, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 25 монахов.
В 1906 в сборнике «Европейская Россия» о монастыре говорилось как о крупной, влиятельной хозяйственной единице.
4 (17) февраля 1913 года настоятелем монастыря был определен иеромонах Антоний из Московского Никольского единоверческого монастыря (сын профессора Гражданского Права Харьковского университета Александр Николаевич Миловидов). В 1917 году избран представителем на Церковный Всероссийский Собор в числе десяти членов, а затем 1 июля 1917 года – на Всероссийский съезд монашествующих в Свято-Троице-Сергиевой Лавре.
Все основные постройки в монастыре появились при архимандрите Иоанне (Корионове), который был примером трудолюбия, сам работал на мельнице. По делам монастыря исходил пешком и объездил 18 губерний, дважды был в Москве. За свои труды награжден наперсным крестом в память о войне 1853–56, золотым крестом «за отличную и усердную службу по духовному ведомству» (1881), серебряными медалями в память императора Александра III (1896) и Николая I (1900), орденом Святой Анны 3-й степ. (1907). Большую помощь ему в повседневных заботах оказывал иеромонах Филарет (в миру Тойдаков, из жителей пос. Кусинского завода), пришедший в монастырь в 1855. При создании Воскресенского единоверческого монастыря на него возлагались большие надежды по возвращению раскольников в православие, однако надежды эти, по мнению церковного историка Н. М. Чернавского, не оправдались.
После 1917 монастырская жизнь пришла в упадок.
В 1919 при Советской власти Саткинский волостной революционный комитет объявил монастырю «молочную» повинность: каждый день доставлять для Саткинской больницы молоко. Игумен Антоний ходатайствовал перед волревкомом об отмене повинности, мотивируя это тем, что монастырь сохранил лояльность к советской власти, и во время Гражданской войны монахи не пустили в монастырь колчаковцев.
Советская власть экспроприировала земли, а в 1924 закрыла монастырь.
Дальнейшая судьба Антония (Миловидова), как и многих священнослужителей, трагична. В 1925 он был хиротонисан (посвящен) во епископа Усть-Катавского. Позже он становится епископом Троицким, викарием Челябинской епархии. В 1927 году Антоний был арестован в Уфе и приговорен к двум годам ссылки в Челябинской области. В 1928 году ему увеличили срок ссылки на 3 года. Этот срок он отбывал в Бугульме. По другим сведениям он был арестован в 1928 году и сослан в Самару. В 1930 году вновь арестован и приговорен к трем годам заключения в Вишерском лагере. Освобожден в 1933 году. С 1933 по 1936 годы Антоний служил епископом Енисейским и Красноярским, епископом Ачинским, епископом Омским. Его вновь арестовали в октябре 1936 года в Омске, обвинив в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Японии Антония (Миловидова) расстреляли 4 октября 1937 года в Челябинской области. Точное место неизвестно. В 1958 году он был реабилитирован посмертно.
В начале 1930-х г.г. в здании Воскресенского единоверческого монастыря располагался пионерский лагерь, в 1935 был открыт единоверческий дом инвалидов № 1 для душевнобольных. После Великой Отечественной войны в зданиях монастыря разместили спецпереселенцев, в основном немцев, поляков, насильственно пересел, с западных территорий страны. В 1955 помещение монастыря вновь предоставили психоневрологическим больным. Отделение Саткинского дома инвалидов (ныне Саткинский психоневрологический интернат) было закрыто в 80-е гг. ХХ в.
Современное состояние[править | править код]
В начале 1990-х гг. началось возрождение монастыря под опекой «Братства святого Благоверного князя Александра Невского». В ноябре 1991 членов братства обратились к епископу Челябинскому и Златоуст за разрешением о передаче монастыря Челябинской православной епархии. Она состоялась в декабре 1991.
В июле 1992 на месте обители был организован молодежный православный лагерь. Некоторое время спустя Челябинская православная епархия отстранила братство от ведения дел монастыря. Официальным настоятелем Воскресенского единоверческого монастыря стал епископ Челябинский и Златоустовский. В 1994 г. на нижнем этаже 2-этажного каменного здания, построенного в 70-х гг. XX в., была освящена домовая церковь во имя прп. Сергия Радонежского. К началу 2005 г. в Воскресенском монастыре жили 6 насельников, настоятель - игум. Сергий (Ушаков).
Святыни[править | править код]
В предреволюционный период в монастыре почитались многие святыни, в частности икона благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей, древняя икона Нерукотворного образа Спасителя.
В Покровском храме хранились антиминс, освященный в 1652 году Вологодским архиепископом Маркеллом, Евангелие 1637 года, Служебник 1603 года, другие богослужебные книги издания 1-й половины XVII века.
Престольные праздники[править | править код]
Воскресение Христово (Пасха) - Переходящая дата
Как добраться[править | править код]
Адрес: Челябинская обл., Саткинский р-н, д. Иструть
Проезд: От населенного пункта Теплицы Тельмана, расположенного на автотрассе Сулея—Романовка, две дороги ведут на север. Одна из них (та, что слева) ведет в деревню Старая Пристань, вторая — в Иструть, где и располагается монастырь. Автобусного сообщения нет.
Телефон: (35161) 7-18-60
Фото[править | править код]
В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Видео[править | править код]
В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Ссылки[править | править код]