Донской мужской монастырь (Москва): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 3: Строка 3:
'''Донско́й монасты́рь''' — [[Аннотация::«аристократическая» обитель, пользовавшаяся с момента своего основания особым вниманием царствующей фамилии. С течением времени она встала в одном ряду с самыми знаменитыми московскими монастырями и сделалась местом не только богомолий знатнейших русских семейств, но и их последнего упокоения. ]].
'''Донско́й монасты́рь''' — [[Аннотация::«аристократическая» обитель, пользовавшаяся с момента своего основания особым вниманием царствующей фамилии. С течением времени она встала в одном ряду с самыми знаменитыми московскими монастырями и сделалась местом не только богомолий знатнейших русских семейств, но и их последнего упокоения. ]].
== История ==
== История ==
Основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп.  
=== Основание ===
В 1591 году в Москве, избавленной чудесным заступлением Божией Матери от нашествия крымского хана, стало одним монастырем больше. В ожерелье древних московских обителей, при необходимости обращавшихся в неприступные крепости, появилась еще одна — в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы. Именно перед этой иконой молился царь Феодор Иоаннович о спасении стольного града от «нахождения иноплеменных варвар».


Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.
В первые десятилетия своего существования он оставался весьма беден, хотя уже в 1593 году имел каменный соборный храм, выстроенный повелением царя на том месте, где находилась во время татарского нашествия походная Сергиевская церковь. Храм был «пречудно украшен всякими изрядными лепотами», в нем поместили искусно выполненный список с Донской иконы Божией Матери, но на этом благоустройство нового монастыря застопорилось.
Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу "силою Христа и предстательством Его Матери". Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, "обоз", отчего монастырь называли в старой Москве, "что в Обозе".  


В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный "Большим", а первый стал называться "Малым". [[Файл:Малый собор — первое по времени постройки здание обители.jpg|alt=Малый собор — первое по времени постройки здание обители|thumb|250x250px|Малый собор — первое по времени постройки здание обители|left]]
=== Смутное время ===
«Вскоре по смерти царя Федора Иоанновича, — пишет историк И. Е. Забелин (1820—1908), автор замечательного «Исторического описания Московского ставропигиального Донского монастыря», — наступило Смутное время нашей истории, время самозванцев и междоцарствия, бедственное для всего государства и особенно бедственное для Москвы, которая тогда была почти вся сожжена и разорена поляками, так что современники очень справедливо обзывали это время Московскою Роз-рухою. Нет сомнения, что и новоучрежденный монастырь подвергся общей участи разорения и опустошения. Так как он был собственно государевым строением, то в это безгосударственное время некому было о нем помнить; он был забыт и оставлен на попечение своей скудной братии».


|Малый собор первое по времени постройки здание обители
Лишь с утверждением на престоле династии Романовых возобновились государевы заботы о Донском монастыре. В 1622 году, как следует из «Дворцовых разрядов», царь Михаил Феодорович «пожаловал к своему государеву богомолью в монастырь к Пречистой Богородице Донской» служебные печатные Минеи. (Забелин справедливо указывает, что подобный вклад лишнее свидетельство тому, сколь сильно пострадала обитель во время Смуты, лишившись даже необходимых книг.)


Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова.
=== При династии Романовых ===
На протяжении XVII столетия Донской монастырь постепенно возрастал в своем значении. В 1646 и 1647 годах царь Алексей Михайлович молился в нем во время нападения крымских татар на южные окраины государства, в 1654 году он же слушал здесь напутственный молебен перед войной с Речью Посполитой, а с 1649 года уже установился ежегодный крестный ход в Донскую обитель. Со всем тем, положение монастыря оставалось непростым. В 1650 году (или около того) его приписали к Андреевскому монастырю, и самостоятельность он вернул себе только в 1678 году. Каменных строений, кроме возведенного еще при Феодоре Иоанновиче храма, в нем не было.


Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель.  
Наиболее плодотворной в «благоустроительной истории» Донской обители оказалась последняя четверть XVII века. В это время к старому соборному храму пристроили колокольню, возвели новый собор, начали строить каменные стены и башни. В 1683 году монастырь получил статус архимандритии, а уже к 1700 году он числился среди наиболее богатых монастырей России, владея обширными землями и полутора тысячами крестьянских дворов. Опережали его в этом отношении только Чудов и Симонов монастыри с тремя и двумя с половиной тысячами дворов соответственно.


Донской монастырь грабили и разоряли в Смутное время, в Отечественную войну 1812 года и после революции.
=== Российская Империя ===
В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон (Беллавин), перенося клевету и травлю со стороны большевиков и "обновленцев". В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти 7 апреля 1925.  
Значительной части своих вотчин Донская обитель лишилась в 1764 году, однако, будучи (с 1745 года) ставропигиальной, пережила секуляризационную реформу сравнительно спокойно. Внутренняя жизнь ее в это время, увы, отличалась куда меньшим благополучием, чем внешняя. Присылаемые в монастырь для исправления «проштрафившиеся» представители духовенства весьма часто продолжали вести себя предосудительно и в монастырских стенах, тем самым разлагающе воздействуя на братию. Эта ситуация была преодолена только в XIX столетии.
Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей.  


В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря. [[Файл:Святые мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, почивающие в золоченой раке в Большом соборе монастыря.jpg|alt=Святые мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, почивающие в золоченой раке в Большом соборе монастыря|thumb|250x250px|Святые мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского|left]]
Но прежде чем проститься с XVIII веком, следует вспомнить о трагических событиях Чумного бунта, в центре которых оказался Донской монастырь. Бунт вспыхнул 15 сентября 1771 года, во время эпидемии чумы. Москвичи, прибегая к веками испытанному средству — заступничеству Божией Матери, — молились перед Ее чудотворной Боголюбской иконой, помещенной на Варварских воротах Китай-города. Желая прекратить «опасные сходбища» и еще большее распространение заразы, архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) вознамерился убрать икону с ворот. Толпа, наэлектризованная слухами о том, что «грабят Боголюбскую Богоматерь», двинулась в Чудов монастырь, где находилась архиерейская резиденция. Амвросий скрылся от погромщиков в Донском монастыре, но и на другой день волнения не утихли. Утром бунтовщики ворвались в храм, где архиепископ молился за обедней, вывели его за стены обители, «вменяя за грех осквернить монастырь», и зверски растерзали. Ужас московских властей и духовенства перед взбунтовавшейся чернью был таков, что никто не решился сразу забрать тело убитого архиерея, и лишь через сутки «Синодальной Конторы члены, чрез полицейскую команду, заблагорассудили оное поднять».


Некрополь Донского монастыря - "Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы", как удачно называли его в прошлом веке. На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской... Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова, умершая в заточении в Ивановском монастыре.  
Наступил XIX век. Начало его ознаменовалось «грозой двенадцатого года». Наравне с другими московскими обителями Донская подверглась разграблению от французов, но, по удаленности своей от центральных частей города, была избавлена от пожара. Вообще, грабеж коснулся в основном ризницы (к сожалению, «эвакуировать» в Вологду удалось только немногие, самые драгоценные, вещи) и архива, а здания «сохранились без всяких повреждений» — за исключением братских келий, полы и перегородки в которых французы повыломали на дрова.


Донской монастырь часто называют "архитектурным кладбищем". В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной - наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.  
Налаживанию монастырской жизни после ухода неприятеля были посвящены 1813—20 годы. Оскверненные храмы заново освятили, Донскую икону Божией Матери украсили серебряным окладом (взамен похищенного), и существование обители вошло в привычное русло.


Вскоре после революции здесь, в монастырской церкви Архангела Михаила, где была усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры и передали сюда скульптуру Ангела Радости работы знаменитого мастера Витали из домовой церкви св. муч. Татианы Московского университета. Здесь же находится надгробие с могилы князя Д.М.Голицына, основателя одной из старейших в Москве бесплатной больницы для бедных - Голицынской, ныне Городская клиническая больница №1 им. Пирогова на Б.Калужской улице. Раньше она находилась на месте захоронения Голицына в склепе больничной церкви царевича Димитрия на территории основанной князем больницы. В 1918 году храм был закрыт, и по воспоминаниям очевидцев прах основателя (и его душе приказчика, двоюродного брата, А.М.Голицына, первого устроителя больницы) был перезахоронен во дворе, а надгробие работы скульптура Ф. Гордеева - перевезено в Михайловскую церковь Донского монастыря, где был открыт музей мемориальной скульптуры.  
В 1835 году при Донском монастыре, в здании Духовно-цензурного комитета, переведенного несколькими годами ранее в Троице-Сергиеву Лавру, открылось духовное училище. Существовало оно вплоть до 1917 года, но этим не исчерпывался вклад обители в духовное просвещение. В годы настоятельства архимандрита Феофана (Александрова), по инициативе которого, собственно, и состоялось открытие училища, москвичи особенно полюбили бывать в Донском монастыре — ради проповедей отца архимандрита. А управлявший обителью в 1884—85 годах епископ Иаков (Кроткое) проводил здесь бого¬словские и исторические чтения.


В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.
С 1898 года в Донском монастыре проживал на покое епископ Вологод¬ский и Тотемский Антоний (Флоренсов). Человек высокой образованности, сочетавший в себе духовную опытность с глубокими познаниями в философии, математике, истории, античной культуре, он имел множество духовных чад и собеседников среди тогдашней московской (и не только) интеллигенции. У него бывали С. М. Соловьев, В. Ф. Эрн, А. А. Блок и другие. О. Павел Флоренский пользовался духовным руководством преосвященного Антония вплоть до кончины последнего. Вообще, по отзыву митрополита Мануила (Лемешевского), он «в Москве считался местночтимым как великий праведник и подвижник. Имя его было занесено во многие сотни и тысячи поминаний верующих Москвы».
Здесь же, в Донском монастыре, в 1927 году был открыт первый советский крематорий - "кафедра безбожия", как называла его тогда атеистическая богоборческая пропаганда. Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева. [[Файл:Старинные надгробия на Донском кладбище.JPG|alt=Старинные надгробия на Донском кладбище|thumb|250x250px|Старинные надгробия на Донском кладбище|left]]


В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.  
Хоронили владыку Антония в 1918 году, уже в новых исторических условиях. На погребении его в Донском монастыре присутствовали, по воспоминаниям современников, тысячи людей, пришедших проститься с архипастырем. При большем стечении народа в последующие годы происходило лишь погребение святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в 1922—25 годах жившего в Донской обители. Монастырь и прилегающие улицы были полностью заполнены людьми. Согласно данным агентов ОГПУ, мимо гроба Патриарха прошло около миллиона человек (то есть половина тогдашнего населения Москвы).


В 1991 году территория монастыря была передана Московскому Патриархату, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь. 18 августа этого же года был вновь освящен Большой собор монастыря.  
=== В Советское время ===
В 1929 году все храмы Донской обители были закрыты, на ее территории разместился Антирелигиозный музей. В 1934 году он был упразднен, а его место занял Музей архитектуры Академии архитектуры СССР. Кроме того, в монастырских зданиях (даже в башнях ограды) квартировали вплоть до 1970-х годов жильцы — ситуация, типичная для многих городских монастырей.


19 февраля 1992 года было вскрыто захоронение патриарха Тихона, и обретены мощи святителя, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи.  
После войны, в связи с некоторым ослаблением давления государства на Церковь, Московской Патриархии передали в качестве приходской церкви Малый собор монастыря. В начале 1980-х планировалась возвращение Патриархии всего монастырского
комплекса под резиденцию Патриарха, но в связи со смертью Л. И. Брежнева в 1982 году исполнение соответствующего постановления было приостанов¬лено, а в мае следующего года Церкви передали Даниловский монастырь. Донская обитель оставалась «в советском плену» до 1991 года.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==

Версия от 19:17, 29 января 2017

Идёт загрузка карты…
Донской ставропигиальный мужской монастырь

Донско́й монасты́рь — «аристократическая» обитель, пользовавшаяся с момента своего основания особым вниманием царствующей фамилии. С течением времени она встала в одном ряду с самыми знаменитыми московскими монастырями и сделалась местом не только богомолий знатнейших русских семейств, но и их последнего упокоения..

История[править | править код]

Основание[править | править код]

В 1591 году в Москве, избавленной чудесным заступлением Божией Матери от нашествия крымского хана, стало одним монастырем больше. В ожерелье древних московских обителей, при необходимости обращавшихся в неприступные крепости, появилась еще одна — в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы. Именно перед этой иконой молился царь Феодор Иоаннович о спасении стольного града от «нахождения иноплеменных варвар».

В первые десятилетия своего существования он оставался весьма беден, хотя уже в 1593 году имел каменный соборный храм, выстроенный повелением царя на том месте, где находилась во время татарского нашествия походная Сергиевская церковь. Храм был «пречудно украшен всякими изрядными лепотами», в нем поместили искусно выполненный список с Донской иконы Божией Матери, но на этом благоустройство нового монастыря застопорилось.

Смутное время[править | править код]

«Вскоре по смерти царя Федора Иоанновича, — пишет историк И. Е. Забелин (1820—1908), автор замечательного «Исторического описания Московского ставропигиального Донского монастыря», — наступило Смутное время нашей истории, время самозванцев и междоцарствия, бедственное для всего государства и особенно бедственное для Москвы, которая тогда была почти вся сожжена и разорена поляками, так что современники очень справедливо обзывали это время Московскою Роз-рухою. Нет сомнения, что и новоучрежденный монастырь подвергся общей участи разорения и опустошения. Так как он был собственно государевым строением, то в это безгосударственное время некому было о нем помнить; он был забыт и оставлен на попечение своей скудной братии».

Лишь с утверждением на престоле династии Романовых возобновились государевы заботы о Донском монастыре. В 1622 году, как следует из «Дворцовых разрядов», царь Михаил Феодорович «пожаловал к своему государеву богомолью в монастырь к Пречистой Богородице Донской» служебные печатные Минеи. (Забелин справедливо указывает, что подобный вклад — лишнее свидетельство тому, сколь сильно пострадала обитель во время Смуты, лишившись даже необходимых книг.)

При династии Романовых[править | править код]

На протяжении XVII столетия Донской монастырь постепенно возрастал в своем значении. В 1646 и 1647 годах царь Алексей Михайлович молился в нем во время нападения крымских татар на южные окраины государства, в 1654 году он же слушал здесь напутственный молебен перед войной с Речью Посполитой, а с 1649 года уже установился ежегодный крестный ход в Донскую обитель. Со всем тем, положение монастыря оставалось непростым. В 1650 году (или около того) его приписали к Андреевскому монастырю, и самостоятельность он вернул себе только в 1678 году. Каменных строений, кроме возведенного еще при Феодоре Иоанновиче храма, в нем не было.

Наиболее плодотворной в «благоустроительной истории» Донской обители оказалась последняя четверть XVII века. В это время к старому соборному храму пристроили колокольню, возвели новый собор, начали строить каменные стены и башни. В 1683 году монастырь получил статус архимандритии, а уже к 1700 году он числился среди наиболее богатых монастырей России, владея обширными землями и полутора тысячами крестьянских дворов. Опережали его в этом отношении только Чудов и Симонов монастыри с тремя и двумя с половиной тысячами дворов соответственно.

Российская Империя[править | править код]

Значительной части своих вотчин Донская обитель лишилась в 1764 году, однако, будучи (с 1745 года) ставропигиальной, пережила секуляризационную реформу сравнительно спокойно. Внутренняя жизнь ее в это время, увы, отличалась куда меньшим благополучием, чем внешняя. Присылаемые в монастырь для исправления «проштрафившиеся» представители духовенства весьма часто продолжали вести себя предосудительно и в монастырских стенах, тем самым разлагающе воздействуя на братию. Эта ситуация была преодолена только в XIX столетии.

Но прежде чем проститься с XVIII веком, следует вспомнить о трагических событиях Чумного бунта, в центре которых оказался Донской монастырь. Бунт вспыхнул 15 сентября 1771 года, во время эпидемии чумы. Москвичи, прибегая к веками испытанному средству — заступничеству Божией Матери, — молились перед Ее чудотворной Боголюбской иконой, помещенной на Варварских воротах Китай-города. Желая прекратить «опасные сходбища» и еще большее распространение заразы, архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) вознамерился убрать икону с ворот. Толпа, наэлектризованная слухами о том, что «грабят Боголюбскую Богоматерь», двинулась в Чудов монастырь, где находилась архиерейская резиденция. Амвросий скрылся от погромщиков в Донском монастыре, но и на другой день волнения не утихли. Утром бунтовщики ворвались в храм, где архиепископ молился за обедней, вывели его за стены обители, «вменяя за грех осквернить монастырь», и зверски растерзали. Ужас московских властей и духовенства перед взбунтовавшейся чернью был таков, что никто не решился сразу забрать тело убитого архиерея, и лишь через сутки «Синодальной Конторы члены, чрез полицейскую команду, заблагорассудили оное поднять».

Наступил XIX век. Начало его ознаменовалось «грозой двенадцатого года». Наравне с другими московскими обителями Донская подверглась разграблению от французов, но, по удаленности своей от центральных частей города, была избавлена от пожара. Вообще, грабеж коснулся в основном ризницы (к сожалению, «эвакуировать» в Вологду удалось только немногие, самые драгоценные, вещи) и архива, а здания «сохранились без всяких повреждений» — за исключением братских келий, полы и перегородки в которых французы повыломали на дрова.

Налаживанию монастырской жизни после ухода неприятеля были посвящены 1813—20 годы. Оскверненные храмы заново освятили, Донскую икону Божией Матери украсили серебряным окладом (взамен похищенного), и существование обители вошло в привычное русло.

В 1835 году при Донском монастыре, в здании Духовно-цензурного комитета, переведенного несколькими годами ранее в Троице-Сергиеву Лавру, открылось духовное училище. Существовало оно вплоть до 1917 года, но этим не исчерпывался вклад обители в духовное просвещение. В годы настоятельства архимандрита Феофана (Александрова), по инициативе которого, собственно, и состоялось открытие училища, москвичи особенно полюбили бывать в Донском монастыре — ради проповедей отца архимандрита. А управлявший обителью в 1884—85 годах епископ Иаков (Кроткое) проводил здесь бого¬словские и исторические чтения.

С 1898 года в Донском монастыре проживал на покое епископ Вологод¬ский и Тотемский Антоний (Флоренсов). Человек высокой образованности, сочетавший в себе духовную опытность с глубокими познаниями в философии, математике, истории, античной культуре, он имел множество духовных чад и собеседников среди тогдашней московской (и не только) интеллигенции. У него бывали С. М. Соловьев, В. Ф. Эрн, А. А. Блок и другие. О. Павел Флоренский пользовался духовным руководством преосвященного Антония вплоть до кончины последнего. Вообще, по отзыву митрополита Мануила (Лемешевского), он «в Москве считался местночтимым как великий праведник и подвижник. Имя его было занесено во многие сотни и тысячи поминаний верующих Москвы».

Хоронили владыку Антония в 1918 году, уже в новых исторических условиях. На погребении его в Донском монастыре присутствовали, по воспоминаниям современников, тысячи людей, пришедших проститься с архипастырем. При большем стечении народа в последующие годы происходило лишь погребение святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в 1922—25 годах жившего в Донской обители. Монастырь и прилегающие улицы были полностью заполнены людьми. Согласно данным агентов ОГПУ, мимо гроба Патриарха прошло около миллиона человек (то есть половина тогдашнего населения Москвы).

В Советское время[править | править код]

В 1929 году все храмы Донской обители были закрыты, на ее территории разместился Антирелигиозный музей. В 1934 году он был упразднен, а его место занял Музей архитектуры Академии архитектуры СССР. Кроме того, в монастырских зданиях (даже в башнях ограды) квартировали вплоть до 1970-х годов жильцы — ситуация, типичная для многих городских монастырей.

После войны, в связи с некоторым ослаблением давления государства на Церковь, Московской Патриархии передали в качестве приходской церкви Малый собор монастыря. В начале 1980-х планировалась возвращение Патриархии всего монастырского комплекса под резиденцию Патриарха, но в связи со смертью Л. И. Брежнева в 1982 году исполнение соответствующего постановления было приостанов¬лено, а в мае следующего года Церкви передали Даниловский монастырь. Донская обитель оставалась «в советском плену» до 1991 года.

Современное состояние[править | править код]

16 августа 2007 года, накануне подписания Акта о единстве с Московским Патриархатом, делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Лавром посетила монастырь и молилась у мощей Патриарха Тихона; молебен святителю Тихону у раки его мощей отслужил в присутствии делегации наместник архимандрит Агафодор (Маркевич).

В январе 2010 года наместник монастыря епископ Кирилл (Покровский) заявил, что планируется открыть музей новомучеников и расширить доступ в монастырь, создав здесь общецерковный миссионерский и образовательный центр с миссионерскими экскурсиями. 26 июня 2012 года наместником Донского монастыря назначен игумен Парамон (Голубка).

С лета 2014 года Малый собор был закрыт на реставрацию, которая включает золочение куполов (которые, впрочем, никогда не были позолочены) и установку новых иконостасов (прежний иконостас перенесён в надвратный храм Захара и Елисаветы). Мироваренную печь планируется перенести в храм Иоанна Златоуста.

Храмы[править | править код]

Александра Свирского

Архангела Михаила, больничный храм

Георгия Победоносца

Донской иконы Божией Матери, большой собор

Донской иконы Божией Матери, малый собор

Иоанна Златоуста

Иоанна Лествичника

Тихвинской иконы Божией Матери, надвратный храм

Тихона Московского

Святыни[править | править код]

Донская икона Божией Матери

Мощи святителя Тихона, патриарха Всероссийского

Чтимые иконы Божией Матери “Феодоровская” и “Знамение”, с ними соседствует список Донского образа Пресвятой Богородицы, украшенный особой сенью. В часовне-усыпальнице Левченко (начало XX века, архитектор И. Клейн) сохранилась мозаичная икона святителя Николая, а у стен Малого собора – могила мученика Якова Полозова, келейника святителя Тихона.

Престольные праздники[править | править код]

1 сентября, празднование Донской иконы Божией Матери

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Донской мужской монастырь
Донской мужской монастырь, Донская пл., дом 1
Святыни Москвы
Донкой монастырь в Москве

Как добраться[править | править код]

Проезд

На метро до станции «Шаболовская», выход из второго-третьего вагона из центра. После выхода повернуть направо, пешком вдоль по ул.Шаболовка до пересечения с 1-м Донским проездом, затем снова повернуть направо и вдоль монастырской стены – до Главных ворот обители, расположенных со стороны Донской площади.

Ближайшие станции метро - метро «Шаболовская», метро «Октябрьская». Проехать или пройти от ближайших станций метро: 10 минут от метро «Шаболовская», 20 минут от метро «Октябрьская»

Адрес

Россия, 115419, г.Москва, Донская площадь, 1-3

Паломнику[править | править код]

Дни и часы работы

Донской мужской монастырь открыт для посещения ежедневно, с 7.30 до 19.00, в воскресные дни с 06.00 до 20.00. Некрополь открыт для посещения с 10.00 до 16.00 ежедневно.

Правила посещения

Посетителям рекомендуется быть скромно и опрятно одетыми. Недопустимо входить в монастырь в шортах, майках (женщинам — в коротких юбках, брюках, без головных уборов), а также в грязной одежде.

На территории монастыря запрещается:

курить, вести фото и киносъёмку без благословения руководства монастыря, появляться в нетрезвом состоянии, сквернословить. Нарушители порядка подлежат предупреждению или удалению с территории монастыря.

Контактные данные[править | править код]

Дежурный священник

+7 (965) 132-52-50 (дежурный священнослужитель не предоставляет справочную информацию, для получения справок используйте номера телефонов, обозначенных ниже)

Паломнический отдел работает ежедневно С понедельника по пятницу – с 9:00 до 18:00

В субботу и воскресенье – с 11:00 до 16:00

+7(495)150-09-92 (паломнические поездки по России и за рубеж)

+7(495)150-09-93 (паломническая гостиница, экскурсии)

e-mail: palomnik@donskoi.org

Магазин «Церковная лавка» : Тел.: +7 (495) 952 21 94 (с 9:00 до 19:00)

Магазин «Монастырская трапеза» : Тел.: +7 (495) 933 23 77 (с 9:00 до 19:00)

Пресс-служба: эл.почта: press.donskoymonastir@gmail.com

Издательский отдел и дизайнерская мастерская: эл.почта: donskoy-design@yandex.ru

Канцелярия Тел.: +7 (495) 952 14 81 (с 9:00 до 17:00)

Тел./факс: +7 (495) 954 40 24

эл.почта: info@donskoi.org

Сайт http://www.donskoi.org/

Ссылки[править | править код]

Донской монастырь

Прикосновение к святыни