Свято-Васильевский женский монастырь (Овруч): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 7: Строка 7:
В XIII–XV вв. святыня пришла в запустение и превратилась в руины (нашествие на Русь монголов в 1237–1241 гг. обернулось для храмов пожарами и разграблением, обложение русичей монгольской данью лишило храмы прежней значительной материальной опеки, а переход Литвы к католичеству после изгнания ею монголов с юга Руси породил запрет 1455 г. на ремонт ветшающих каменных православных церквей). Описание 1519 г. гласит: «Каменная церковь Василиевская, говорят люди старые, была некогда златоверхой, но в незапамятные годы неприятелями огнем сожжена и совсем испорчена и разбита». После того как в народе стали рассказывать о слышимом на руинах благоухании и пении ангелов (некоторые говорили, что видели здесь Пресвятую Богородицу и свт. Николая Мирликийского), на месте древнего храма сменили друг друга 3 деревянные церкви: одна сгорела вскоре после постройки, другую заняли униаты (1596) и затем разрушили казаки, 3-я была разобрана (1784) ввиду угрозы падения древних каменных сводов, но оно случилось позже — в 1842 г. (после него уцелели 3 алтарные апсиды, 2 арки сводов восточной стены и часть северной стены). В 1860 г. начался сбор средств на укрепление руин и создание при них часовни. В 1876–1877 гг. у северной стены древнего храма возвели каменную часовню свт. Василия Великого, а руины укрыли деревянным навесом.
В XIII–XV вв. святыня пришла в запустение и превратилась в руины (нашествие на Русь монголов в 1237–1241 гг. обернулось для храмов пожарами и разграблением, обложение русичей монгольской данью лишило храмы прежней значительной материальной опеки, а переход Литвы к католичеству после изгнания ею монголов с юга Руси породил запрет 1455 г. на ремонт ветшающих каменных православных церквей). Описание 1519 г. гласит: «Каменная церковь Василиевская, говорят люди старые, была некогда златоверхой, но в незапамятные годы неприятелями огнем сожжена и совсем испорчена и разбита». После того как в народе стали рассказывать о слышимом на руинах благоухании и пении ангелов (некоторые говорили, что видели здесь Пресвятую Богородицу и свт. Николая Мирликийского), на месте древнего храма сменили друг друга 3 деревянные церкви: одна сгорела вскоре после постройки, другую заняли униаты (1596) и затем разрушили казаки, 3-я была разобрана (1784) ввиду угрозы падения древних каменных сводов, но оно случилось позже — в 1842 г. (после него уцелели 3 алтарные апсиды, 2 арки сводов восточной стены и часть северной стены). В 1860 г. начался сбор средств на укрепление руин и создание при них часовни. В 1876–1877 гг. у северной стены древнего храма возвели каменную часовню свт. Василия Великого, а руины укрыли деревянным навесом.


На рубеже XIX–XX вв. Волынский архиепископ Модест (Стрельбицкий) и его преемник Антоний (Храповицкий) инициировали сбор средств на восстановление древнего храма. В 1906 г. для опеки возрождаемой святыни была учреждена женская монашеская община. В 1907 г. архитектор Алексей Щусев приступил к реконструкции. Остатки древней церкви были включены в массив нового сооружения (где требовалось переложить кладку, там при разборке старой камни пронумеровывали и отмечали на чертеже, по которому позже воспроизводили их положение). Кирпич, близкий к древнему образцу, необходимый для возведения утраченных частей кладки, изготавливали на заводе, построенном инокинями. Интересной частью архитектуры храма, воссозданной при реконструкции, стали боевые галереи. Они проложены в толще боковых стен и тянутся от алтарной части к хорам, с которыми устроены на одном уровне и образуют П-образный контур. При этом хоры, в отличие от галерей, имеют не каменный пол, а покоятся на деревянных брусьях вдоль западной стены храма. Галереи насквозь прорезаны проемами окон, готовыми в случае нападения стать бойницами. 18 сентября 1908 г. на куполе храма был водружен крест. В 1910 г. женская община обрела статус монастыря. В том же году художник Александр Блазнов начал расписывать храм по образцу новгородской Спас-Нередицкой церкви XII в. Иконостас в новгородской манере XVI в. изготовлен в Москве (по проекту Щусева), обручевидное паникадило — в Петербурге, плиты для пола вырезаны из местного красного кварцита. Ради прочности храма кое в чём приходилось отступать от старины: так, балки-связи под сводами сделаны не из дерева, а из металла, однако обшиты досками. 3 сентября 1911 г. храм освящен в присутствии государя, св. страстотерпца Николая II. За работу в Овруче архитектор Щусев был удостоен звания академика: его реконструкция стала одной из первых подобных в Российской империи и для своего времени признавалась удачной (позже ученые пришли к выводу, что основание главы храма было многоступенчатым, как у Пятницкой церкви в Чернигове, соответственно — более высоким).
На рубеже XIX–XX вв. Волынский архиепископ Модест (Стрельбицкий) и его преемник [https://azbyka.org/otechnik/Antonij_Hrapovickij/ Антоний (Храповицкий)] инициировали сбор средств на восстановление древнего храма. В 1906 г. для опеки возрождаемой святыни была учреждена женская монашеская община. В 1907 г. архитектор Алексей Щусев приступил к реконструкции. Остатки древней церкви были включены в массив нового сооружения (где требовалось переложить кладку, там при разборке старой камни пронумеровывали и отмечали на чертеже, по которому позже воспроизводили их положение). Кирпич, близкий к древнему образцу, необходимый для возведения утраченных частей кладки, изготавливали на заводе, построенном инокинями. Интересной частью архитектуры храма, воссозданной при реконструкции, стали боевые галереи. Они проложены в толще боковых стен и тянутся от алтарной части к хорам, с которыми устроены на одном уровне и образуют П-образный контур. При этом хоры, в отличие от галерей, имеют не каменный пол, а покоятся на деревянных брусьях вдоль западной стены храма. Галереи насквозь прорезаны проемами окон, готовыми в случае нападения стать бойницами. 18 сентября 1908 г. на куполе храма был водружен крест. В 1910 г. женская община обрела статус монастыря. В том же году художник Александр Блазнов начал расписывать храм по образцу новгородской Спас-Нередицкой церкви XII в. Иконостас в новгородской манере XVI в. изготовлен в Москве (по проекту Щусева), обручевидное паникадило — в Петербурге, плиты для пола вырезаны из местного красного кварцита. Ради прочности храма кое в чём приходилось отступать от старины: так, балки-связи под сводами сделаны не из дерева, а из металла, однако обшиты досками. 3 сентября 1911 г. храм освящен в присутствии государя, св. страстотерпца Николая II. За работу в Овруче архитектор Щусев был удостоен звания академика: его реконструкция стала одной из первых подобных в Российской империи и для своего времени признавалась удачной (позже ученые пришли к выводу, что основание главы храма было многоступенчатым, как у Пятницкой церкви в Чернигове, соответственно — более высоким).


Во время восстановления храма восточнее алтаря построены монастырские здания в стиле каменных псковских палат XIV–XV вв. (автор проекта — помощник и ученик Щусева архитектор Владимир Максимов). Они составляют вытянутый с запада на восток и замкнутый в плане комплекс с внутренним двориком. Южную сторону комплекса образует большой корпус, в котором, помимо келий, был обустроен теплый храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (возрожден). Северная сторона комплекса представлена хозяйственными строениями, на западной — устроена небольшая колокольня (в советское время разобрана, восстановлена в 1990-х годах). В 1920-х годах обитель закрыли, храм свт. Василия стал приходом, но в 1930-х годах был закрыт и он. В 1940-х годах монастырь возродился, однако в 1959 г. его повторно закрыли, а храм обратили в приход. В 1990 г. обитель возрождена вторично.
Во время восстановления храма восточнее алтаря построены монастырские здания в стиле каменных псковских палат XIV–XV вв. (автор проекта — помощник и ученик Щусева архитектор Владимир Максимов). Они составляют вытянутый с запада на восток и замкнутый в плане комплекс с внутренним двориком. Южную сторону комплекса образует большой корпус, в котором, помимо келий, был обустроен теплый храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (возрожден). Северная сторона комплекса представлена хозяйственными строениями, на западной — устроена небольшая колокольня (в советское время разобрана, восстановлена в 1990-х годах). В 1920-х годах обитель закрыли, храм свт. Василия стал приходом, но в 1930-х годах был закрыт и он. В 1940-х годах монастырь возродился, однако в 1959 г. его повторно закрыли, а храм обратили в приход. В 1990 г. обитель возрождена вторично.

Версия от 11:39, 18 октября 2017

Идёт загрузка карты…

Свято-Васильевский женский монастырь -

Свято-Васильевский женский монастырь

православный женский монастырь Овручской епархии Украинской Православной Церкви.

История[править | править код]

Предполагается, что в 997 г. св. равноап. князь Владимир, в крещении Василий, возвел здесь деревянную церковь свт. Василия Великого (своего небесного покровителя), а через 200 лет князь Рюрик Ростиславич, тоже носивший в крещении имя Василия, — одноименный каменный храм. Владея Овручем, Рюрик не раз занимал и Киев, где, имея «любовь несытну о зданьих», строил каменные сооружения. В этой связи вероятно, что церковь в Овруче возводили киевские мастера, включая Петра Милонега — придворного зодчего Рюрика. По мнению ученых, овручский храм имел все черты, присущие каменным церквам Руси рубежа XII–XIII вв.: близкий к квадрату план, 4 опорных столпа, 1 глава со ступенчатым основанием, богатый декор фасадов. На фоне княжеских междоусобиц зодчие той эпохи хотели напомнить о временах единой Руси при правлении Ярослава Мудрого. Символом мощи единой страны был построенный в Киеве при Ярославе Софийский собор, и мотивы его торжественной архитектуры вновь оказались востребованы 150 лет спустя — при возведении сравнительно меньших храмов (вроде овручского). От прочих церквей своего времени овручский храм отличает наличие на углах западного фасада двух башен с винтовыми лестницами на хоры (в XI в. такие башни пристраивали ко многим соборам Руси, но для XII в. известен пока один подобный пример).

В XIII–XV вв. святыня пришла в запустение и превратилась в руины (нашествие на Русь монголов в 1237–1241 гг. обернулось для храмов пожарами и разграблением, обложение русичей монгольской данью лишило храмы прежней значительной материальной опеки, а переход Литвы к католичеству после изгнания ею монголов с юга Руси породил запрет 1455 г. на ремонт ветшающих каменных православных церквей). Описание 1519 г. гласит: «Каменная церковь Василиевская, говорят люди старые, была некогда златоверхой, но в незапамятные годы неприятелями огнем сожжена и совсем испорчена и разбита». После того как в народе стали рассказывать о слышимом на руинах благоухании и пении ангелов (некоторые говорили, что видели здесь Пресвятую Богородицу и свт. Николая Мирликийского), на месте древнего храма сменили друг друга 3 деревянные церкви: одна сгорела вскоре после постройки, другую заняли униаты (1596) и затем разрушили казаки, 3-я была разобрана (1784) ввиду угрозы падения древних каменных сводов, но оно случилось позже — в 1842 г. (после него уцелели 3 алтарные апсиды, 2 арки сводов восточной стены и часть северной стены). В 1860 г. начался сбор средств на укрепление руин и создание при них часовни. В 1876–1877 гг. у северной стены древнего храма возвели каменную часовню свт. Василия Великого, а руины укрыли деревянным навесом.

На рубеже XIX–XX вв. Волынский архиепископ Модест (Стрельбицкий) и его преемник Антоний (Храповицкий) инициировали сбор средств на восстановление древнего храма. В 1906 г. для опеки возрождаемой святыни была учреждена женская монашеская община. В 1907 г. архитектор Алексей Щусев приступил к реконструкции. Остатки древней церкви были включены в массив нового сооружения (где требовалось переложить кладку, там при разборке старой камни пронумеровывали и отмечали на чертеже, по которому позже воспроизводили их положение). Кирпич, близкий к древнему образцу, необходимый для возведения утраченных частей кладки, изготавливали на заводе, построенном инокинями. Интересной частью архитектуры храма, воссозданной при реконструкции, стали боевые галереи. Они проложены в толще боковых стен и тянутся от алтарной части к хорам, с которыми устроены на одном уровне и образуют П-образный контур. При этом хоры, в отличие от галерей, имеют не каменный пол, а покоятся на деревянных брусьях вдоль западной стены храма. Галереи насквозь прорезаны проемами окон, готовыми в случае нападения стать бойницами. 18 сентября 1908 г. на куполе храма был водружен крест. В 1910 г. женская община обрела статус монастыря. В том же году художник Александр Блазнов начал расписывать храм по образцу новгородской Спас-Нередицкой церкви XII в. Иконостас в новгородской манере XVI в. изготовлен в Москве (по проекту Щусева), обручевидное паникадило — в Петербурге, плиты для пола вырезаны из местного красного кварцита. Ради прочности храма кое в чём приходилось отступать от старины: так, балки-связи под сводами сделаны не из дерева, а из металла, однако обшиты досками. 3 сентября 1911 г. храм освящен в присутствии государя, св. страстотерпца Николая II. За работу в Овруче архитектор Щусев был удостоен звания академика: его реконструкция стала одной из первых подобных в Российской империи и для своего времени признавалась удачной (позже ученые пришли к выводу, что основание главы храма было многоступенчатым, как у Пятницкой церкви в Чернигове, соответственно — более высоким).

Во время восстановления храма восточнее алтаря построены монастырские здания в стиле каменных псковских палат XIV–XV вв. (автор проекта — помощник и ученик Щусева архитектор Владимир Максимов). Они составляют вытянутый с запада на восток и замкнутый в плане комплекс с внутренним двориком. Южную сторону комплекса образует большой корпус, в котором, помимо келий, был обустроен теплый храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (возрожден). Северная сторона комплекса представлена хозяйственными строениями, на западной — устроена небольшая колокольня (в советское время разобрана, восстановлена в 1990-х годах). В 1920-х годах обитель закрыли, храм свт. Василия стал приходом, но в 1930-х годах был закрыт и он. В 1940-х годах монастырь возродился, однако в 1959 г. его повторно закрыли, а храм обратили в приход. В 1990 г. обитель возрождена вторично.

Святые[править | править код]

  • Преподобномученик Макарий Овручский, Каневский и Переяславский (Токаревский, † 1678)

Святыни[править | править код]

  • икона с частицей мощей прмч. Макария Овручского, Каневского и Переяславского (Токаревского, † 1678).

Уроженец Овруча, он в начале XVII в. стал постриженником и настоятелем местной Успенской обители, известной с XVI в. (не сохранилась). После ее разорения он был назначен настоятелем монастыря в Каневе, где стал известен даром исцелений и прозорливости. Предсказав время и обстоятельства своей кончины, прмч. Макарий был убит напавшими на Канев крымчаками. В 1688 г. мощи подвижника обрели и перенесли в Переяслав (ныне Переяслав-Хмельницкий), с 1942 г. они пребывают в Черкассах. В нач. XX в. частица мощей прмч. Макария была вложена в раку, изготовленную для установки в Овруче. На некоторое время ее поставили в старом Спасо-Преображенском соборе, но вскоре перенесли в храм свт. Василия, откуда в 2002 г. она перенесена в новый Спасо-Преображенский собор. В 2008 г. близ монастыря открыт памятник прмч. Макарию.

Богослужения[править | править код]

Праздники:

Празднование в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — 24 октября (7 ноября)

Память свт. Василия Великого — 1(14) января

Память прмч. Макария Овручского — 13 (26) мая, 7 (20) сентября

Местонахождение[править | править код]

Адрес: Украина, Житомирская обл., г.Овруч, ул.Пролетарская, 2

Телефон: (04148) 4–36–02

Где остановиться[править | править код]

  • Гостиница "Гостиный двор"

Современный гостинично-ресторанный комплекс "Гостиный двор" расположен на выезде из Овруча в сторону белорусской границы. Открыт в 2009 г. Трехэтажное здание со швейцарскими мотивами в архитектуре находится рядом с международной трассой Р-28. Во дворе - открытый бассейн.

Номера: 25 комфортабельных номеров разных категорий. В каждом номере: санузел с душевой кабиной, телевизор, холодильник.

Адрес: г. Овруч, ул. Пограничная, 6

Телефон: +38 (04148) 4-20-87, 4-25-53

  • Мини-отель "Панская хата"

Мини-отель гостинично-ресторанного комплекса "Панська хата" находится на выезде из Овруча в сторону Белорусской границы, в селе Дубовый Гай.

Номера: 9 двухместных номеров, из которых: 1 номер категории "люкс" со всеми удобствами, 2 номера с частичными удобствами и 6 номеров категории "эконом" с удобствами на этаже.

Адрес: г. Овруч, с. Дубовый Гай

Телефоны: +38 (04148) 4-54-23, (093) 159-42-38

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Василівський храм у місті Овручі

Ссылки[править | править код]

Свято-Васильевский Овручский женский монастырь