Александро-Свирский мужской монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=60.779341, 33.310913|вид=Монастырь}}
{{Местоположение|локация=60.779341, 33.310913|вид=Монастырь}}
[[Аннотация::Православный мужской монастырь в Ленинградской области, памятник архитектуры]].
[[Аннотация::Православный мужской монастырь в Ленинградской области, памятник архитектуры]].
[[Файл:Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь 3.jpg|450px|мини|Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь]]
[[Файл:Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь 3.jpg|450px|мини|Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь]]

Версия от 02:39, 29 июня 2016

Идёт загрузка карты…

Православный мужской монастырь в Ленинградской области, памятник архитектуры.

Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь

История[править | править код]

Основатель монастыря[править | править код]

Преподобный Александр Свирский
Преподобный Александр Свирский

Прп. Александр родился 15 июня 1448 г. в небольшом селе Мандера на реке Ояти в Новгородской области. Родители его - Стефан и Васса - были небогатыми, но благочестивыми крестьянами, которые назвали сына Амосом и дали ему христианское воспитание. Он рано узнал о Валаамском монастыре, часто размышлял о нем и однажды встретился с несколькими иноками этой обители. Воодушевленный беседой с ними, Амос решил посетить "Северный Афон". Перейдя реку Свирь, он шел по берегу обширного Рощинского озера и вдруг услышал таинственный голос, возвестивший ему, что в будущем на этом месте он создаст обитель. Когда же Амос пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александра в 1474 г. Было ему тогда 26 лет.

Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос, который сказал: "Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное тебе место, на нем же возможеши спастися". Так будущий святой вспомнил указанное ему место на юго-востоке, на берегу реки Свири. Это случилось в 1485 г. Хижину свою преподобный поставил на берегу Рощинского озера. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, а "зелием здесь растущим". Однажды мимо хижины св. Александра проезжал на охоту местный боярин Андрей Завалишин, и от него люди впоследствии и узнали о том, что здесь поселился новый благочестивый пустынник. Постепенно вокруг хижины прп. Александра начала складываться обитель, а слава о прозорливости и врачевании недугов телесных и духовных ее настоятелем облетела вскоре все окрестные земли. Народ же еще при жизни называл Александра Свирского не иначе, как святым.

Явление Святой Троицы[править | править код]

На 23-м году поселения преподобного в пустыни произошло событие, навсегда вошедшее в анналы церковной истории. Как и боголюбивого Авраама — Патриарха Старого завета, прп. Александра Свирского, посетила Божественная Троица. В храме явился преподобному большой свет, и Александр увидел трех мужей, сошедших к нему. Из их уст святой услышал повеление: "Возлюбленный, яко же видишь в Трех Лицах Глаголющего с тобой, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, единосущной Троицы".

На месте явление прп. Александру Святой Троицы - величайшего духовного события — встречи человека с Богом, впоследствии была воздвигнута часовня, и это святое на русской земле место на многие годы стало предметом поклонения паломников. И ныне забирают они с собой с этой освященной земли песочек как благословение Божие, чтобы рассыпать его крестом на родных могилах, освятить им свои земельные участки.

Обретение мощей святого[править | править код]

За год до своей кончины преподобный призвал к себе всю братию и назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них в игумены. Скончался прп. Александр 30 августа 1533 г., 85 лет от рождения, и согласно предсмертному его завещанию был погребен близ церкви Преображения Господня по правую сторону от алтаря. В 1547 г. Александр Свирский был причислен к лику святых.

Нетленные и чудотворные мощи святого преподобного Александра Свирского

По прошествии 107 лет и 7 месяцев со дня кончины прп. Александра, а именно в апреле 1641 г., игумен Свирского монастыря Авраамий с братией, намереваясь строить над его могилой каменную церковь согласно царскому повелению, разобрали ветхую церковь во имя преподобного, где находилась и гробница, поставленная над его телом. Когда копали ров для восточной стороны церкви, лопата одного из монахов неожиданно ударилась о крышку гроба. О находке доложили игумену, и он, собрав всю братию, поспешил осмотреть гроб. Лишь только открыли верхнюю доску гроба, как вдруг по воздуху разлилось благоухание; одежды на лежащем в гробе - мантия и схима - были целы, тут же лежал и деревянный посох. Тело оказалось не истлевшим, и из-под покрывавшей лицо материи была видна часть бороды. Это были мощи прп. Александра. Игумен тотчас же велел сделать новый гроб и после переложения в него святых мощей перенес их в храм Святого Николая.

Вскоре игумен послал монахов с донесением об этом событии митрополиту Новгородскому Афонию, а тот в свою очередь сообщил известие царю Михаилу Федоровичу. В 1644 г. святые мощи были переложены в драгоценную раку, пожертвованную монастырю по личному распоряжению царя.

С тех пор Свирская Свято-Троицкая обитель, имея в себе такое драгоценное сокровище, при своем высоком религиозно-нравственном авторитете и строгом исполнении церковных уставов становится воистину духовным центром всего Северо-Запада России. Монастырю подчиняются многие обители Олонецкого края, основанные учениками прп. Александра, здесь открывается Духовная семинария, на протяжении десятков лет в монастыре размещалась архиепископская кафедра. Богатейшее архивохранилище обители привлекло к ней множество исследователей русской истории.

Разорение монастыря[править | править код]

Но вот наступила страшная эпоха революций и Гражданской войны. На Севере России власть большевиков установилась в январе 1918 г., а до этого политическое руководство осуществляли эсеры и меньшевики. В то время при Свято-Троицкой обители действовал так называемый "Союз охраны церквей и часовен" - общественно-религиозная организация, призванная спасти от поругания православные святыни. Для расследования его деятельности в апреле 1918 г. в монастырь был послан отряд из 50 человек, в задачу которых входил арест руководителей "Союза...". Настоятель обители архимандрит Евгений был арестован 30 сентября 1918 г. в Олонецкой ЧК, куда он был вызван повесткой.

Мощи прп. Александра Свирского вскоре были вывезены большевиками в город Лодейное Поле, после чего началась целая кампания по их сокрытию от верующих. Обнаруженные в наши дни архивные материалы свидетельствуют, что в 1919 г. рака с мощами была отправлена в Петроград. При этом было инсценировано уничтожение лжемощей при свидетелях специально для того, чтобы поползли слухи. Подлинные же останки прп. Александра были переданы в ведение Наркомздрава. Единственным фундаментальным анатомическим музеем Петрограда в те годы был музей Военно-Медицинской академии. По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии ВМА, в годы революции в их музее появился экспонат, который так и оставался незарегистрированным в обширных каталогах музея. Такое положение "экспоната" в подобном музее было явлением исключительным, и сделано это было явно для сокрытия мощей. Вероятно, тут действовала не только злая воля большевистского руководства, но и добрая воля завкафедрой В.Н. Тонкова, который по своим убеждениям не был "воинствующим безбожником" и вполне мог постараться сделать так, чтобы про мощи просто забыли их враги.

Новое обретение мощей святого[править | править код]

Так или иначе, но результаты архивных поисков, которые проводили церковные власти в наши дни, привели их участников в декабре 1997 г. в стены Военно-Медицинской академии. После этого началась долгая процедура освидетельствования, которая должна была выяснить, является ли обнаруженный "анатомический экспонат" подлинными мощами прп. Александра Свирского.

Первое, что сразу же отмели ученые, - это версию об искусственной мумификации тела. Акт освидетельствования, однозначно говорящий о естественной мумификации, подписан ведущими специалистами ВМА. Объем этого исследования занял 45 страниц машинописного текста, а общий его вывод гласит - обследуемое тело, без сомнения, является мощами св. Александра Свирского. 30 июля 1998 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира святыня была открыта для поклонения верующим.

Однако вернемся к истории монастыря. Что же произошло с ним после того, как святые мощи были увезены из обители. Как известно, весь этот северный край страны был превращен большевиками в огромный концлагерь, а знаменитая "Северная Фиваида" (так называли монастырь историки Церкви) была осквернена и подверглась поруганию. Но она же и получила при этом великое посвящение - стать одной из русских Голгоф! "Свирьлаг" - такой адрес мы встречаем на письмах многих известных и безвестных заключенных ГУЛАГА. Один из них - знаменитый философ А.Ф. Лосев.

Восстановление обители[править | править код]

Когда в 1997 г. было получено благословение на возрождение монастыря, он предстал перед его новыми обитателями в мерзости запустения. Однако это не привело их в уныние. Сразу же закипела работа, и за короткий срок были полностью восстановлены внешний вид Преображенского собора, внутреннее убранство храма святых Захария и Елизаветы, часовня на месте видения прп. Александру Святой Троицы, а также один из братских корпусов. 22 сентября 1998 г. монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

23 ноября 1998 г. мощи св. Александра были наконец перенесены на место их последнего упокоения - в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Тысячи паломников буквально ее всего света притекают в эту отдаленную обитель. Многие из них удостаиваются видеть чудо мироточения из мощей святого ноги и руки преподобного открыты, а полное нетление тела является величайшее редкостью во всей истории Православной Церкви. Ведь мощам уже почти 500 лет, даже лицо святого узнаваемо по древним иконописным изображениям.

При изучении же исторических документов была обнаружена тесная связь молитвенного предстательства прп. Александра с историческими судьбами России. Молитвенником за царей называли его в прежние времена. И ныне узел русской истории завязан здесь, в далеком от шумных городов поселке Свирское, среди лесов и озер, где лишь однажды в новозаветные времена явилась человеку Святая Троица.

Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь

Современное состояние[править | править код]

Когда в 1997 г. было получено благословение на возрождение монастыря, он предстал перед его новыми обитателями в мерзости запустения. Однако это не привело их в уныние. Сразу же закипела работа, и за короткий срок были полностью восстановлены внешний вид Преображенского собора, внутреннее убранство храма святых Захария и Елизаветы, часовня на месте видения прп. Александру Святой Троицы, а также один из братских корпусов. 22 сентября 1998 г. монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

23 ноября 1998 г. мощи св. Александра были наконец перенесены на место их последнего упокоения - в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Тысячи паломников буквально ее всего света притекают в эту отдаленную обитель. Многие из них удостаиваются видеть чудо мироточения из мощей святого ноги и руки преподобного открыты, а полное нетление тела является величайшее редкостью во всей истории Православной Церкви. Ведь мощам уже почти 500 лет, даже лицо святого узнаваемо по древним иконописным изображениям.

Храмы[править | править код]

План-схема монастыря

Преображенский монастырь[править | править код]

Александро-Свирский Преображенский монастырь
Александро-Свирский Преображенский монастырь

Полностью передан Русской Православной Церкви и уже частично восстановлен. Белеют свежепокрашенные стены нарядного пятиглавого каменного Преображенского собора. Но храм пока молчит, еще не завершен дорогостоящий ремонт внутри. Службы совершаются в небольшой церкви во имя святых и праведных Захария и Елизаветы. Здесь под массивным сводом церковного нефа в скромной деревянной раке помещены обретенные в 1999 г. мощи прп. Александра Свирского, источающие благоуханное миро. Когда-то рака для них была специально изготовлена из чистого серебра, и лучшие петербургские мастера украсили ее крышку чеканными изображениями жития святого. Она исчезла, когда монастырь был полностью разграблен в годы советской власти, а в 1918 г. в числе первых были поруганы мощи св. Александра Свирского, тоже исчезнувшие из обители на долгих почти восемь десятилетий.

Преображенский собор с приделом преп. Александра Свирского[править | править код]

Построен в 1644 году.

Церковь святых Захария и Елисаветы[править | править код]

Построена в 1685 году.

Часовня Святой Живоначальной Троицы[править | править код]

Построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица.

Троицкий монастырь[править | править код]

Александро-Свирский Троицкий монастырь
Александро-Свирский Троицкий монастырь

Остается по-прежнему собственностью государства. Каменный, кубовый, светлый и праздничный Троицкий собор, украшенный одной главкой, опоясан мощными стенами бывшего братского корпуса, в котором до сих юр расположена психиатрическая больница. Это впечатляющее своей массивностью каре.

Монахини соседнего Покрово-Тервенического монастыря пишут для монастыря иконы. Они не повторяют старые образцы иконописи, украшавшие когда-то этот древний монастырь-крепость. Это уже почти невозможно сделать, сказали в обители. Поэтому небольшой храм святых и праведных Захария и Елизаветы окрашен в цвета тихой красоты неброского северного лета. Бледный голубовато-зеленый с фиолетовыми вкраплениями цветочный орнамент вьется по его белым стенам. На таком же прозрачном голубом фоне изображены и лики святых. Кажется, что весь храм утопает в небесной лазури, струящейся отовсюду к мощам великого подвижника.

Троицкий собор[править | править код]

Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 году, на месте деревянной церкви, выстроенной преподобным Александром ещё в 1509 году.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы[править | править код]

Место явления Богородицы и молитвенных подвигов преподобного. Церковь выполнена в Новгородском стиле, вместе с трапезной и звонницей.

Церковь преп. Иоанна Дамаскина[править | править код]

Построена в 1718 году.

Пантелеимоновский скит (Феодоровская пустынь)[править | править код]

Обустроен в 1910-х при архимандрите Евгении в 2 км северо-западнее монастырских построек, на Феодоровском острове у западного берега Рощинского озера, где в начале XIX в. некоторое время жил схимонах Феодор (+1822), ученик Паисия Величковского. В середине ХХ в. постройки разобраны. Восстановлена в 2000-х.

Подворье в Санкт-Петербурге[править | править код]

Храм Рождества Христова, Челиева пер., дом 10.

Телефоны: (812) 446-91-92, 446-77-91.

Другие подворья

Святыни[править | править код]

Мощи св. Александра Свирского, копия Туринской плащаницы, частицы мощей святых, святой источник.

Престольные и особо чтимые праздники[править | править код]

• 17/30 апреля — Первое обретение мощей прп. Александра Свирского (1641)

• 18 мая / 31 мая — День Святой Троицы. Пятидесятница (престольный праздник)

• 19 мая / 1 июня — День Святого Духа. (Крестный ход с мощами прп. Александра Свирского из Троицкого монастыря в Преображенский)

• 15/28 июня — Преподобных Сергия и Варвары Островских, родителей преподобного Александра Свирского

• 17/30 июля — Второе обретение мощей прп. Александра Cвирского (1998)

• 27 июля / 9 августа — Великомученика и целителя Пантелеимона (престольный праздник)

• 6/19 августа — Преображение Господне (престольный праздник)

• 30 августа / 12 сентября — Преставление прп. Александра Свирского (1533)

• 5/18 сентября — прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи

• 1/14 октября — Покров Пресвятой Богородицы (престольный праздник)

• 4/17 декабря — Преподобного Иоанна Дамаскина (престольный праздник)

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Место на земле. Александро-Свирский монастырь.
Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь
Александро-Свирский монастырь. Свет Православия
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. 23 ноября 2013 года.
Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь
Хор Александро-Свирского монастыря

Как добраться[править | править код]

Общественным транспортом поездом или автобусом, отправляющимся из Санкт-Петербурга с 1-го автобусного вокзала до г. Лодейное Поле, а там местным автобусом до д. Старая Слобода (пос. Свирское). Либо прямым автобусом с 1-го автобусного вокзала по ежедневному маршруту № 863 «С.-Петербург - Свирское - С.-Петербург».

Справочная автовокзала Санкт-Петербурга тел: (812) 766-57-77.

Справочная автовокзала г. Лодейное Поле тел: (81364) 2-23-50.

По маршруту Лодейное Поле - Александро-Свирский монастырь работают маршрутные такси.

Расписание движения маршруток можно узнать по тел.: +7-921-561-34-74

Справочная железнодорожного вокзала г. Лодейное Поле тел: (81364) 2-18-73

Личным транспортом до 253-его км Мурманского шоссе, до указателя на трассе "пос. Свирское", и далее повернув, около 5 км до пос. Свирское.

Адрес: 187729 Ленинградская обл., Лодейнопольский р-он, дер. Старая Слобода. Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

Телефон: +7 (813 64) 4 45 30, факс 4 45 44

Паломнику[править | править код]

Время посещения монастыря[править | править код]

Монастырские ворота открываются в 6:00 (Вс. и Пн. - 8:00) и закрываются по окончании вечернего богослужения, примерно в 20:00. В это время вход на территорию обители и на богослужения свободный для всех при условии соблюдения тишины и приличия.

Осмотр внутреннего устроения храмов экскурсионными группами паломников и туристов возможен только во внебогослужебное время и ограничен внутренним распорядком жизни монастыря. В указанные часы вход в храм, где находятся св. мощи прп. Александра Свирского, неограничен:

Пн. - Сб. — с 10:00 до 17:00

Вс. — с 12:00 до 17:00

Правила поведения на территории монастыря[править | править код]

1. Монастырь является закрытой религиозной организацией, и время его посещения ограничено внутренним распорядком жизни монастыря.

2. Посетители должны иметь уважение к монастырю и не позволять небрежного, непочтительного отношения к братии и труженикам обители.

3. Руководителям групп необходимо заблаговременно (минимум за 1 неделю) присылать в монастырь прошение на имя настоятеля для получения благословения на посещение монастыря и ознакомление с его святынями. В прошении следует указать дату, время посещения, и ориентировочное число посетителей. Заявку можно отправлять по факсу (81364) 44-544. В исключительном случае заявка может быть устной – при предварительном посещении монастыря или по тел:(81364) 44-402, но не позднее, чем за 1 неделю до посещения.

4. Руководителям групп заранее надо предусматривать время, необходимое для осмотра и ознакомления их группой с архитектурой и историей монастыря, - не менее 40 мин. (оптимальное время: 1 - 1,5 ч.). В это время входит посещение не только Преображенского, но и неотъемлемого от монастыря Троицкого комплекса.

5. В монастыре имеется миссионерский отдел, который ведет миссионерско-просветительскую деятельность, знакомя посетителей монастыря с историей Александро-Свирского монастыря, житием прп. Александра Свирского, монашеским общежитием. В состав миссионерского отдела входят как монашествующие насельники монастыря, так и прихожане, находящиеся на послушании.

6. По благословению Настоятеля монастыря, сопровождение групп паломников или туристов по территории монастыря и ознакомление с его святынями проводятся только представителями миссионерского отдела обители. Без сопровождающего представителя монастыря хождение туристских и паломнических групп по монастырю запрещено.

7. На входе в монастырь прибывающих встречает дежурный привратник и выясняет цель посещения. Туристические и паломнические группы посетителей впускаются по предварительной договоренности с монастырем. По приезде, группы останавливаются перед входом в монастырь, руководитель группы сообщает о прибытии и цели посещения уполномоченному представителю монастыря.

8. Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря запрещается.

9. Перед входом в храмы и часовни, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны уместно отключать.

10. Необходимо соблюдать чистоту в монастыре и на всей прилегающей к нему территории (в том числе на берегу озер). Мусор оставлять в специально устроенных мусоросборниках.

11. Форма одежды должна быть приличной: одежда должна быть закрытой, неуместны шорты, бриджи, не принято в монастырях быть женщинам в брюках, коротких юбках и с непокрытой головой.

12. Руководители обязаны заблаговременно ознакомить свои группы с правилами поведения на территории монастыря и несут ответственность за соблюдение правил в течение всего времени пребывания групп в монастыре.

13. В связи с внутренним распорядком обители прием групп без предварительного согласования может быть ограничен.

14. При неоднократном посещении необходимо предоставлять монастырю предварительный график посещения монастыря на весь период посещения.

Ссылки[править | править код]

Правила посещения монастыря

Заказ экскурсии и трапезы

Гостиничный комплекс "Свирский"

Правила для трудников

Как стать трудником

Два дня у Преподобного