Собор святой Софии (Стамбул): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 35: Строка 35:


В 1261 году после падения Латинской империи собор вновь стал православным. В XIV веке после очередного землетрясения купол обвалился и был заменён существующим. В те годы лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.
В 1261 году после падения Латинской империи собор вновь стал православным. В XIV веке после очередного землетрясения купол обвалился и был заменён существующим. В те годы лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.
'''Османское завоевание и дальнейшая судьба собора.'''
[[Файл:Собор святой Софии (Стамбул)4.jpg|200px|мини|справа|Падение Константинополя (картина неизвестного венецианского художника конца XV — начала XVI века)]]
В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение, описание которого на основе византийских источников составил английский историк Эдвин Пирс  (англ.)рус.[29]:
Император и его свита приобщились Святых Тайн и попрощались с патриархом. Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме…
При завоевании Константинополя, собор был в неухоженном состоянии, что подтверждается европейскими посетителями тех времён, такими как Перо Тафур из Кордовы[30] и флорентийским монахом путешественником Кристофором Буондельмонти[31].
Согласно историческим записям, храм был захвачен турками 29 мая 1453 года. Султан Мехмед II направился прямо к собору Святой Софии, восхитился величием и великолепием храма и помолился там. Мехмед Завоеватель приказал немедленно превратить церковь в мечеть и приказал своим солдатам не повреждать священные мозаики и реликвии[32][33]. По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а также одежды святой трапезы… Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли»[34]. Согласно позднейшим описаниям, все молящиеся в храме были убиты, и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного ныне на одной из колонн красной полосой[35]. Историк-византинист С. А. Иванов считает, что легенда о том, что Фатих верхом въехал в собор и что конь поскользнулся на горе трупов не имеет под собой никаких оснований[10]. У греков сохранилось предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение[36].
Центральный вид северного нефа в 1852 году. С картины Гаспаре Фоссати
Султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, 30 мая 1453 года вступил в собор Святой Софии и пропел в нём 48-ю (победную) суру Корана[10], после чего собор был обращён в мечеть, что потребовало пристройки четырёх минаретов[37]. Поскольку здание ориентировано по христианской традиции (алтарь на восток), мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку), с неприглядным скосом вправо[10]. Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой[38].
Фрагмент карты «Byzantivm sive Costantineopolis», составленной Джованни Андреа Вавассоре[it] в 1535 году
Фрагмент карты «Byzantium nunc Constantinopolis», составленной Георгом Брауном[de] и Францем Хогенбергом в 1572 году
Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине). Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжёлые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания[39].
До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения[40]. Реставрационные работы продолжались два года. Братья Фоссати провели работы по усилению колонн, а также укрепили своды и купол храма железной цепью. Ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых[41]. Тогда же на колоннах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Мухаммада[41]. Часть византийских мозаик, зарисованных Фоссати, осыпалась во время землетрясения 1894 года.
После поражения Османской империи в Первой мировой войне, и в связи с ростом греческой ирредентистской концепции «великой идеи», 5/18 января 1919 года, когда в Стамбуле была временно дислоцирована участвовавшая в Украинском походе ΙΙ греческая дивизия, входившая в состав экспедиционного корпуса Антанты, служивший в ней военным капелланом критский православный иеромонах Левтерис Нуфракис, взяв с собой Евангелие и переносной антиминс, до начала утреннего намаза сумел тайно попасть внутрь собора, где полностью провёл первую, со времени захвата города турками, Божественную литургию, в которой также приняли участие сопровождавшие его греческие офицеры — бригадный генерал Францис, майор Лиароматис (выступил в качестве псаломщика), капитан Стаматиу и лейтенант Николау[42][43][44][45][46].
В конце 1920-х — начале 1930-х годов археолог А. М. Шнайдер из Германского археологического института в ходе раскопок открыл рядом с собором сохранившийся фрагмент колоннады эпохи императора Феодосия, что позволило установить что при строительстве Юстиниановой базилики более древние основания были лишь засыпаны и находятся ниже уровня поля существующего храма[41].
Декрет правительства Турции о создании музея, фотокопия
В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком, Айя-София стала музеем. В 1931—1948 годах под руководством американского археолога Томаса Виттемора были раскрыты от штукатурки мозаики периода императора Юстиниана[41], а также более поздние мозаики апсиды и вимы, южного вестибюля, нарфика, южной галереи и северного тимпана[38][47][48]. После того как были сняты молитвенные коврики открылся мраморный пол собора.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==

Версия от 19:35, 22 декабря 2023

Идёт загрузка карты…

Собо́р Свято́й Софи́и — Прему́дрости Бо́жией, Святая София Константинопольская, Айя-София (греч. Ἁγία Σοφία, полностью: Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya) — бывший патриарший православный собор, находящийся в историческом центре современного Стамбула (ранее Константинополь) в районе Султанахмет. Всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название на сегодня — Большая мечеть Айя-София (тур. Ayasofya-i Kebir Camii).

Яндекс.Погода

История[править | править код]

Во времена Византийской империи Софийский собор находился рядом с императорским дворцом. В 1453 году после захвата Константинополя османами собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2020 году он снова стал мечетью.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме. Высота здания — 55,6 м, диаметр купола — 31 м.

Первые постройки.

Фрагменты базилики Феодосия

Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н.П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Расположенные рядом храмы Святой Софии и Святой Ирины получили свои названия в честь божественных Мудрости и Мира, соответственно (что отражает позднеантичную традицию обожествления абстрактных понятий). Первый храм Софии сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.

Константиновский и Феодосиевский храмы были большими вытянутыми с запада на восток пятинефными базиликами. Скудное представление о них дают только археологические находки, которые позволяют судить только о внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на древних описаниях, археологи сделали вывод, что над боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно базилике Святой Ирины.

Юстинианова базилика.

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января, по «Пасхальной хронике» — 14-15 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. По мнению С.А. Иванова, храм строился по обету, чтобы искупить убийство 30 тысяч людей при подавлении восстания против императора Юстиниана. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Ранее они зарекомендовали себя возведением «малой Софии», послужившей прообразом нового собора. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

Собор во время Византийской империи.

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора, включая довольно плоский купол:

… пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий (то есть сень) и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролёты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием. — Хронография Феофана, год 6051 / 551.
Внутренний вид сводов собора

Таким образом, вместо плоского купола появился новый, сравнительно заострённый. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подпёрли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.

16 июля 1054 года в Софийском соборе во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на православную и католическую.

В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся разрушительному нападению крестоносцев, собор Святой Софии был разграблен и осквернён. Практически все ценности собора были увезены на запад (как, например, Туринская плащаница, в которую, по преданию, было завёрнуто тело Христа после смерти). По мнению С.А. Иванова, многие из ценностей во время грабежа сохранились и избегли уничтожения благодаря венецианцам, так как лишь они из крестоносцев понимали культурное значение вещей. Некоторые вещи из убранства до сих пор хранятся в Венеции. Православный патриарх Константинополя был изгнан и заменён латинским. Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи.

В 1261 году после падения Латинской империи собор вновь стал православным. В XIV веке после очередного землетрясения купол обвалился и был заменён существующим. В те годы лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.

Османское завоевание и дальнейшая судьба собора.

Падение Константинополя (картина неизвестного венецианского художника конца XV — начала XVI века)

В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение, описание которого на основе византийских источников составил английский историк Эдвин Пирс (англ.)рус.[29]: Император и его свита приобщились Святых Тайн и попрощались с патриархом. Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме…

При завоевании Константинополя, собор был в неухоженном состоянии, что подтверждается европейскими посетителями тех времён, такими как Перо Тафур из Кордовы[30] и флорентийским монахом путешественником Кристофором Буондельмонти[31].

Согласно историческим записям, храм был захвачен турками 29 мая 1453 года. Султан Мехмед II направился прямо к собору Святой Софии, восхитился величием и великолепием храма и помолился там. Мехмед Завоеватель приказал немедленно превратить церковь в мечеть и приказал своим солдатам не повреждать священные мозаики и реликвии[32][33]. По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а также одежды святой трапезы… Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли»[34]. Согласно позднейшим описаниям, все молящиеся в храме были убиты, и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного ныне на одной из колонн красной полосой[35]. Историк-византинист С. А. Иванов считает, что легенда о том, что Фатих верхом въехал в собор и что конь поскользнулся на горе трупов не имеет под собой никаких оснований[10]. У греков сохранилось предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение[36].


Центральный вид северного нефа в 1852 году. С картины Гаспаре Фоссати Султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, 30 мая 1453 года вступил в собор Святой Софии и пропел в нём 48-ю (победную) суру Корана[10], после чего собор был обращён в мечеть, что потребовало пристройки четырёх минаретов[37]. Поскольку здание ориентировано по христианской традиции (алтарь на восток), мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку), с неприглядным скосом вправо[10]. Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой[38].


Фрагмент карты «Byzantivm sive Costantineopolis», составленной Джованни Андреа Вавассоре[it] в 1535 году

Фрагмент карты «Byzantium nunc Constantinopolis», составленной Георгом Брауном[de] и Францем Хогенбергом в 1572 году Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине). Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжёлые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания[39].

До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения[40]. Реставрационные работы продолжались два года. Братья Фоссати провели работы по усилению колонн, а также укрепили своды и купол храма железной цепью. Ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых[41]. Тогда же на колоннах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Мухаммада[41]. Часть византийских мозаик, зарисованных Фоссати, осыпалась во время землетрясения 1894 года.

После поражения Османской империи в Первой мировой войне, и в связи с ростом греческой ирредентистской концепции «великой идеи», 5/18 января 1919 года, когда в Стамбуле была временно дислоцирована участвовавшая в Украинском походе ΙΙ греческая дивизия, входившая в состав экспедиционного корпуса Антанты, служивший в ней военным капелланом критский православный иеромонах Левтерис Нуфракис, взяв с собой Евангелие и переносной антиминс, до начала утреннего намаза сумел тайно попасть внутрь собора, где полностью провёл первую, со времени захвата города турками, Божественную литургию, в которой также приняли участие сопровождавшие его греческие офицеры — бригадный генерал Францис, майор Лиароматис (выступил в качестве псаломщика), капитан Стаматиу и лейтенант Николау[42][43][44][45][46].

В конце 1920-х — начале 1930-х годов археолог А. М. Шнайдер из Германского археологического института в ходе раскопок открыл рядом с собором сохранившийся фрагмент колоннады эпохи императора Феодосия, что позволило установить что при строительстве Юстиниановой базилики более древние основания были лишь засыпаны и находятся ниже уровня поля существующего храма[41].


Декрет правительства Турции о создании музея, фотокопия В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком, Айя-София стала музеем. В 1931—1948 годах под руководством американского археолога Томаса Виттемора были раскрыты от штукатурки мозаики периода императора Юстиниана[41], а также более поздние мозаики апсиды и вимы, южного вестибюля, нарфика, южной галереи и северного тимпана[38][47][48]. После того как были сняты молитвенные коврики открылся мраморный пол собора.

Современное состояние[править | править код]

После обращения собора Святой Софии в мечеть начались постепенные перестройки здания. Минареты Айя-Софии были возведены в различное время: первый кирпичный юго-восточный минарет построен при султане Фатихе Мехмеде, северо-восточный — в правление Баязида II, два минарета в западной части построил архитектор Синан при султанах Селиме II и Мураде III.

Мраморный резной минбар был построен в конце XVI века при султане Мураде III. При султане Махмуде I в 1739—1742 годах была проведена перестройка собора, в ходе которой в алтарной части появился михраб. Современный михраб относится к XIX веку и был отреставрирован архитектором Густавом Фоссати в 1847—1849 годах. По обеим сторонам михраба установлены бронзовые подсвечники, привезённые в 1526 году султаном Сулейманом Великолепным из Буды.

В апреле 2022 года при соборе отреставрировано и открыто медресе Фатиха, действовавшее в качестве медресе с 1453 года. C 1924 года помещение медресе использовалось в качестве дома для сирот.

В настоящее время Собор имеет исторической значение, как памятник Византийской истории. В Соборе Православные богослужения не совершаются.

Совершить виртуальную экскурсию внутри Собора

Совершить виртуальную экскурсию вокруг Собора

Деятельность храмового комплекса[править | править код]

  • Паломническая деятельность

Контакты[править | править код]

Адрес: Турция, Стамбул / Cankurtaran Mah., Ayasofya Meydanı, No:1, Fatih, İstanbul, Türkiye

Телефон: 50 +90 212 522-17-50, 89 +90 212 522-09-89

Электронная почта: spblagwork@yandex.ru

Сайт: www.kulturportali.gov.tr

Паломнику[править | править код]

Богослужения[править | править код]

В настоящее время в Соборе Православные богослужения не совершаются.

Собор имеет исторической значение, как памятник Византийской истории.

Собор открыт ежедневно (время местное, Стамбул):

  • Понедельник 10:00-22:00
  • Вторник 10:00-22:00
  • Среда 10:00-22:00
  • Четверг 10:00-22:00
  • Пятница 14:30-22:00
  • Суббота 10:00-22:00
  • Воскресенье 10:00-22:00

Как добраться[править | править код]

Проезд из Москвы:

  • Самолетом Москва-Стамбул, далее на метро Линия М11 в направлении: «Кягытхане», затем на метро линия М7 в направлении: «Меджидиекёй», далее на метро Линия М2 в направлении: «Еникапы» до станции "Везнеджилер", затем пересадка на линию трамвая Т1 в направлении: «Кабаташ» до остановки "Султанахмет", и пройти 400 метров пешком до собора.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • []
  • []
  • []
  • []
  • []
  • []