Церковь вмц. Екатерины при Академии Художеств (Санкт-Петербург): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
Церковь святой великомученицы Екатерины в Академии художеств оказалась первой в стране из возрожденных в 90-е годы ХХ в. храмов при высших учебных заведениях. Юридически приход был открыт 10 июня 1991 г., а фактически — 10 ноября того же года совершением первой Божественной литургии.
Церковь святой великомученицы Екатерины в Академии художеств оказалась первой в стране из возрожденных в 90-е годы ХХ века храмов при высших учебных заведениях. Юридически приход был открыт 10 июня 1991 года, а фактически — 10 ноября того же года совершением первой Божественной литургии.


Церковь святой великомученицы Екатерины в Академии художеств как домовый храм является органичной частью исторического здания Академии, построенного в Санкт-Петербурге архитекторами А. Ф. Кокориновым и Ж.-Б. Валлен-Деламотом в стиле раннего классицизма. С торжественной закладки будущей церкви при участии императрицы Екатерины II началось строительство здания Императорской Академии художеств в 1765 г. Богослужение было совершено митрополитом Новгородским Димитрием (Сеченовым) и архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом (Кременецким). Первоначально предполагалось посвятить храм св. прп. Иоанну Дамаскину, защитнику икон в эпоху иконоборчества, но позднее, по завершении работ в интерьере, при освящении покровительницей храма стала св. вмц. Екатерина (видимо, не только в память о соименной ей императрице, реорганизовавшей Академию, но, прежде всего, в надежде на помощь самой святой, являющей образ христианской мудрости и возвышенной красоты). Последнее событие совершилось спустя многие годы после основания здания — только в 1837 г. Это не означает, что в стенах Академии не осуществлялась церковная жизнь. Регулярно совершались службы, с молитвы ранним утром начинался каждый учебный день, в качестве временного храма до завершения интерьерных работ использовалось переданное в Академию устройство походной воинской церкви Сошествия Святого Духа. Первым настоятелем в 1765 г. стал иеромонах Иосиф (Зеленский), переведенный из церкви при Святейшем Синоде. Устав Академии предполагал, что при ее храме должен быть монашествующий клир, что особенно актуально для XVIII в., когда Академия представляла собой соединение среднего и высшего учебного заведения, при котором ученики и жили, а с ними вместе были их пастыри. Вначале это уставное правило о монашествующем клире соблюдалось неукоснительно, но впоследствии, в XIX в., в Академической церкви служили уже представители белого духовенства. Наиболее известен протоиерей Илья Денисов, настоятель храма во второй половине XIX в. С учащимися проводились катехизические и церковно-исторические занятия.
Церковь святой великомученицы Екатерины в Академии художеств как домовый храм является органичной частью исторического здания Академии, построенного в Санкт-Петербурге архитекторами А. Ф. Кокориновым и Ж.-Б. Валлен-Деламотом в стиле раннего классицизма. С торжественной закладки будущей церкви при участии императрицы Екатерины II началось строительство здания Императорской Академии художеств в 1765 году. Богослужение было совершено митрополитом Новгородским Димитрием (Сеченовым) и архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом (Кременецким). Первоначально предполагалось посвятить храм святому преподобному Иоанну Дамаскину, защитнику икон в эпоху иконоборчества, но позднее, по завершении работ в интерьере, при освящении покровительницей храма стала святая великомученица Екатерина (видимо, не только в память о соименной ей императрице, реорганизовавшей Академию, но, прежде всего, в надежде на помощь самой святой, являющей образ христианской мудрости и возвышенной красоты). Последнее событие совершилось спустя многие годы после основания здания — только в 1837 году. Устав Академии предполагал, что при ее храме должен быть монашествующий клир, что было особенно актуально для XVIII века, когда Академия представляла собой соединение среднего и высшего учебного заведения, при котором ученики и жили, а с ними вместе были их пастыри. Вначале это уставное правило о монашествующем клире соблюдалось неукоснительно, но впоследствии, в XIX веке, в Академической церкви служили уже представители белого духовенства.  


После революции храм был закрыт вопреки неоднократным просьбам профессоров и студентов, выразивших готовность взять его на свое содержание. Последние службы совершались еще в 1919 г. После нескольких лет консервации храм был разорен. Затем его помещение исполняло функции физкультурного, актового и кинозала, места партийных собраний, клуба... В 1991 г. началась новая жизнь храма.
После 1917 года храм был закрыт вопреки неоднократным просьбам профессоров и студентов, выразивших готовность взять его на свое содержание. Последние службы совершались еще в 1919 году. После нескольких лет консервации храм был разорен. Затем его помещение исполняло функции физкультурного, актового и кинозала, места партийных собраний, клуба... В 1991 году началась новая жизнь храма.


У Академического прихода богатая полуторавековая дореволюционная история, оставившая след во многих поколениях преподававших и учившихся в этих стенах. Это, конечно, воодушевляет нас сегодня, но время иное, с незалеченными ранами трагического безбожного периода, поэтому сейчас и положение Церкви в нашей стране, и положение прихода в Академии носит особый миссионерский оттенок.
Освящение храма произошло не сразу, его совершил 25 ноября 1995 года епископ Тихвинский Симон, посещавший храм и прежде. На храмовый праздник 7 декабря 1999 года службу возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, который предварил свой приезд передачей мощей для престола Академической церкви.  
 
Цель у Церкви и у любого ее прихода одна — спасение человека, а задач много, и для Академической церкви они сосредоточены на двух направлениях: на организации богослужения и всего, что ему сопутствует, в том числе и на благоукрашении храма, а также на организации христиански ориентированной внебогослужебной жизни. Последнее обычно сводят к очень важным просветительским и благотворительным делам, но для прихода при учебном заведении есть еще удивительная возможность преобразить профессиональную деятельность студентов, что в Академии художеств (как и в Консерватории) особо интересно, так как может ощутимо соединить оба вышеназванных направления.
 
При законодательной отделенности друг от друга государственных и религиозных организаций, конечно, нет юридических препятствий для возможности их активного сотрудничества. Так и в данном случае, при параллельном существовании Академических учреждений и церкви, находящихся в одном здании, происходит весьма благотворное их взаимодействие.
 
Наверное, не случайно внимание к христианской тематике представителей всех факультетов Академического института им. И. Е. Репина, что также отмечается в выставочной деятельности Научно-исследовательского музея и Научной библиотеки РАХ. Одной из важных перемен в жизни Академии уже через два года после возобновления жизни храма стало открытие мастерской церковно-исторической живописи под руководством профессора А. К. Крылова. Новой вехой в сотрудничестве Академии художеств с Русской Православной Церковью стали живописные и скульптурные работы в воссозданном храме Христа Спасителя в Москве. В них приняли самое активное участие и петербургские мастера, связанные с Академическим институтом им. И. Е. Репина.
 
Курсовые и дипломные работы многих студентов обращены к церковным темам; для некоторых они продолжаются и в зрелой профессиональной деятельности, причем это относится не только к представителям творческих факультетов, но и к искусствоведам. В связи с этим нельзя не отметить активную деятельность профессора Н. С. Кутейниковой, организатора выставок и конференций, инициатора издания институтского сборника научных статей о храме (впервые в 1993 г.). Естественно, для всех желающих организуются консультации и даже факультативные лекции по церковно-историческим и богословским предметам. Наметилась линия сотрудничества с Санкт-Петербургскими Духовной Академией и Семинарией. Ректор СПбДАиС епископ Константин неоднократно служил в Екатерининском храме. В 1996 г. к предполагавшемуся приезду Святейшего Патриарха была создана выставка «Пути искусства к служению вере». В 1999 г. в стенах Академии художеств было проведено выездное заседание VII Международной консультации православных богословских школ, организованное всемирным братством православной молодежи СИНДЕСМОС совместно с Духовной Академией и при участии петербургских студенческих общин светских вузов. Эту встречу возглавляли архиепископ Кенийский Серафим, ректор Петербургских Духовных школ епископ Константин и генеральный секретарь СИНДЕСМОСа Владимир Мисиюк. Памятна также встреча осенью 1999 г. с сербской делегацией во главе с деканом Академии искусств и реставрации Сербской Православной Церкви епископом Браничевским Игнатием, нашедшим в нашем городе необходимых его Академии преподавателей-реставраторов.
 
Освящение храма произошло не сразу, его совершил 25 ноября 1995 г. епископ Тихвинский Симон, посещавший храм и прежде, а первая митрополичья служба состоялась на храмовый праздник 7 декабря 1999 г. Ее возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, который предварил свой приезд передачей мощей для престола Академической церкви и рукоположил за этой литургией в сан священника ставленника, рекомендованного другим вузовским приходом — приходом Покровской церкви при Техническом университете — для служения в «родственном» храме. Можно сказать, что совершение митрополичьей службы поставило точку в цепи первых этапов воссоздания храма.


Такая поэтапность вполне естественна, ведь работа над интерьером церкви — дело очень деликатное, требующее как материальной оснащенности, что для вузовской общины проблематично, так и внимательного и кропотливого отношения к каждому вновь появляющемуся элементу внутреннего убранства. Классицистическая архитектурная «оболочка», созданная по замыслу К. А. Тона, сохранившая скульптурные работы В. И. Демут-Малиновского и С. И. Гальберга с учениками, а также живопись плафона и конхи алтарной апсиды Б. К. Шебуева и П. В. Басина, конечно, нуждалась в наполнении малыми формами и священными образами путем постепенной компенсации утраченного.
Такая поэтапность вполне естественна, ведь работа над интерьером церкви — дело очень деликатное, требующее как материальной оснащенности, что для вузовской общины проблематично, так и внимательного и кропотливого отношения к каждому вновь появляющемуся элементу внутреннего убранства. Классицистическая архитектурная «оболочка», созданная по замыслу К. А. Тона, сохранившая скульптурные работы В. И. Демут-Малиновского и С. И. Гальберга с учениками, а также живопись плафона и конхи алтарной апсиды Б. К. Шебуева и П. В. Басина, конечно, нуждалась в наполнении малыми формами и священными образами путем постепенной компенсации утраченного.
Строка 33: Строка 23:


Немаловажная составляющая жизни храма — его любительский хор, которым уже длительное время успешно руководит регент Любовь Николаевская. Первым регентом возрожденного прихода был диакон Виталий Головатенко; теперь он священник, возглавивший приход при Консерватории.
Немаловажная составляющая жизни храма — его любительский хор, которым уже длительное время успешно руководит регент Любовь Николаевская. Первым регентом возрожденного прихода был диакон Виталий Головатенко; теперь он священник, возглавивший приход при Консерватории.
Наверное, не случайно внимание к христианской тематике представителей всех факультетов Академического института им. И. Е. Репина, что также отмечается в выставочной деятельности Научно-исследовательского музея и Научной библиотеки РАХ. Одной из важных перемен в жизни Академии уже через два года после возобновления жизни храма стало открытие мастерской церковно-исторической живописи под руководством профессора А. К. Крылова. Новой вехой в сотрудничестве Академии художеств с Русской Православной Церковью стали живописные и скульптурные работы в воссозданном храме Христа Спасителя в Москве. В них приняли самое активное участие и петербургские мастера, связанные с Академическим институтом им. И. Е. Репина.


== [[Престольные праздники]] ==
== [[Престольные праздники]] ==

Версия от 12:23, 16 июня 2022

Идёт загрузка карты…
Церковь вмц. Екатерины при Академии Художеств (Санкт-Петербург), Церковь Екатерины при Академии Художеств (Санкт-Петербург)

Церковь святой Екатерины в 90-е годы оказалась в числе первых возрожденных храмов при ВУЗах Домовая однопрестольная церковь при Академии Художеств, построена как часть общего здания академии (ранний классицизм) по проекту арх. А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота. В 1919 закрыта, внутреннее убранство полностью разорено, помещение использовалось как актовый зал. В 1991 возвращена верующим, возобновлена..

История[править | править код]

Церковь святой великомученицы Екатерины в Академии художеств оказалась первой в стране из возрожденных в 90-е годы ХХ века храмов при высших учебных заведениях. Юридически приход был открыт 10 июня 1991 года, а фактически — 10 ноября того же года совершением первой Божественной литургии.

Церковь святой великомученицы Екатерины в Академии художеств как домовый храм является органичной частью исторического здания Академии, построенного в Санкт-Петербурге архитекторами А. Ф. Кокориновым и Ж.-Б. Валлен-Деламотом в стиле раннего классицизма. С торжественной закладки будущей церкви при участии императрицы Екатерины II началось строительство здания Императорской Академии художеств в 1765 году. Богослужение было совершено митрополитом Новгородским Димитрием (Сеченовым) и архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом (Кременецким). Первоначально предполагалось посвятить храм святому преподобному Иоанну Дамаскину, защитнику икон в эпоху иконоборчества, но позднее, по завершении работ в интерьере, при освящении покровительницей храма стала святая великомученица Екатерина (видимо, не только в память о соименной ей императрице, реорганизовавшей Академию, но, прежде всего, в надежде на помощь самой святой, являющей образ христианской мудрости и возвышенной красоты). Последнее событие совершилось спустя многие годы после основания здания — только в 1837 году. Устав Академии предполагал, что при ее храме должен быть монашествующий клир, что было особенно актуально для XVIII века, когда Академия представляла собой соединение среднего и высшего учебного заведения, при котором ученики и жили, а с ними вместе были их пастыри. Вначале это уставное правило о монашествующем клире соблюдалось неукоснительно, но впоследствии, в XIX веке, в Академической церкви служили уже представители белого духовенства.

После 1917 года храм был закрыт вопреки неоднократным просьбам профессоров и студентов, выразивших готовность взять его на свое содержание. Последние службы совершались еще в 1919 году. После нескольких лет консервации храм был разорен. Затем его помещение исполняло функции физкультурного, актового и кинозала, места партийных собраний, клуба... В 1991 году началась новая жизнь храма.

Освящение храма произошло не сразу, его совершил 25 ноября 1995 года епископ Тихвинский Симон, посещавший храм и прежде. На храмовый праздник 7 декабря 1999 года службу возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, который предварил свой приезд передачей мощей для престола Академической церкви.

Такая поэтапность вполне естественна, ведь работа над интерьером церкви — дело очень деликатное, требующее как материальной оснащенности, что для вузовской общины проблематично, так и внимательного и кропотливого отношения к каждому вновь появляющемуся элементу внутреннего убранства. Классицистическая архитектурная «оболочка», созданная по замыслу К. А. Тона, сохранившая скульптурные работы В. И. Демут-Малиновского и С. И. Гальберга с учениками, а также живопись плафона и конхи алтарной апсиды Б. К. Шебуева и П. В. Басина, конечно, нуждалась в наполнении малыми формами и священными образами путем постепенной компенсации утраченного.

Церковь вмц. Екатерины при Академии Художеств (Санкт-Петербург), Церковь Екатерины при Академии Художеств

Новый иконостас спроектирован настоятелем совместно с архитектором Ольгой Ивлевой, столярные работы по иконостасу и амвону произведены группой Дмитрия Невзорова. Иконы храма написаны в основном Александром Стальновым, преподавателем Иконописной школы при Духовной Академии, и его учениками Иваном Гойдзем, Христиной Прохоровой, Денисом Сочивко, а также воспитанницей названной школы Анной Карагиной. Шитье нескольких хоругвей и большинства облачений производится под руководством Анны Снигур, занимающей почетное положение ризничего Академического храма. Большие киоты выполнены по чертежам дизайнера Андрея Ильясова. План воссоздания креста над церковным куполом был организационно поддержан президентом РАХ З. К. Церетели и губернатором Санкт-Петербурга В. А. Яковлевым, а проект осуществлен выпускником факультета архитектуры Андреем Парфеновым. Вкладом факультета скульптуры стали три горельефа в западной части храма, выполненные выпускником Академического института Андреем Гордеевым, который еще прежде, в 1994 г., трудился над восстановлением лепнины над притвором храма в составе группы под руководством Александра Кравчука. Выпускница мастерской церковно-исторической живописи Ирина Кузьмина создала образ Этимасии для тимпана верхней части западной стены храма, а по картонам ученика вице-президента РАХ А. А. Мыльникова Ярослава Штеренберга трудами мозаичной мастерской Академии был набран первый (и верится, что не последний) мозаичный образ апостола и евангелиста Луки. Благоукрашение церкви продолжается.


Описание[править | править код]

Деятельность прихода[править | править код]

Приход сегодня располагает небольшой библиотекой духовной литературы и видеотекой православных фильмов. В этом же здании проходят занятия детской церковно-приходской школы, а катехизические курсы для взрослых настоятель проводит в помещении Духовной Академии.

Немаловажная составляющая жизни храма — его любительский хор, которым уже длительное время успешно руководит регент Любовь Николаевская. Первым регентом возрожденного прихода был диакон Виталий Головатенко; теперь он священник, возглавивший приход при Консерватории.

Наверное, не случайно внимание к христианской тематике представителей всех факультетов Академического института им. И. Е. Репина, что также отмечается в выставочной деятельности Научно-исследовательского музея и Научной библиотеки РАХ. Одной из важных перемен в жизни Академии уже через два года после возобновления жизни храма стало открытие мастерской церковно-исторической живописи под руководством профессора А. К. Крылова. Новой вехой в сотрудничестве Академии художеств с Русской Православной Церковью стали живописные и скульптурные работы в воссозданном храме Христа Спасителя в Москве. В них приняли самое активное участие и петербургские мастера, связанные с Академическим институтом им. И. Е. Репина.


Престольные праздники[править | править код]

Екатерина Александрийская, великомученица - 7 декабря

Контакты[править | править код]

Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Васильевский остров, Университетская набережная, дом 17.

Телефон: +7 (812) 328-07-51

Электронная почта: art-acad-church@mail.ru

Как добраться: станция метро «Василеостровская»

Паломнику[править | править код]

Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням.

Литургия — в 9:30. Всенощное бдение накануне — в 17:00.

Исповедь: для приходящих впервые — по средам в 18:00; регулярная — накануне воскресных и праздничных дней — в 17:00.

По средам в 17:40 — молебен святой великомученице Екатерине.

Во внебогослужебное время храм открыт ежедневно с 13:00 до 17:00.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]