Богоявленский собор Угличского кремля: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
В кремле рядом со Спасо-Преображенским храмом возвышается желтое протяженное здание – Богоявленский собор. Он был составной частью комплекса угличского соборного храма, предназначался для зимних богослужений, тогда как в Спасо-Преображенском служили только летом. Уже в XVII веке при соборе была теплая деревянная церковь Алексия человека Божия, потом в качестве теплого храма использовался придел Похвалы Богородицы. В XIX веке возникла потребность в настоящем крупном храме. Поначалу его хотели пристроить с западной стороны к Спасо-Преображенскому собору, но затем решили построить в виде отдельно стоящего здания.
В кремле рядом со [[Спасо-Преображенский собор (Углич)|Спасо-Преображенским храмом]] возвышается желтое протяженное здание – Богоявленский собор. Он был составной частью комплекса угличского соборного храма, предназначался для зимних богослужений, тогда как в [[Спасо-Преображенский собор (Углич)|Спасо-Преображенском]] служили только летом. Уже в XVII веке при соборе была теплая деревянная церковь Алексия человека Божия, потом в качестве теплого храма использовался придел Похвалы Богородицы. В XIX веке возникла потребность в настоящем крупном храме. Поначалу его хотели пристроить с западной стороны к [[Спасо-Преображенский собор (Углич)|Спасо-Преображенскому собору]], но затем решили построить в виде отдельно стоящего здания.
[[Файл:Богоявленский собор Угличского кремля5.jpg|мини|слева|1920-1930-е годы]]
[[Файл:Богоявленский собор Угличского кремля5.jpg|мини|слева|1920-1930-е годы]]
В 1814 г. было начато строительство, в 1827 г. – закончено. Кроме главного престола в честь Богоявления Господня были еще два придела – Донской иконы Божией Матери, Царевича Димитрия и Александра Невского. Новый храм оформили в классическом стиле. Он представляет собой протяженный базиликальный объем с двухскатной кровлей. Фасад членят пилястры и огромные окна. С востока примыкает полукруглая апсида, а с запада паперть, дополненная внушительным четырехколонным портиком. Над крышей с восточной стороны возвышался огромный обитый железом барабан с куполом, маленькой главкой и крестом. Был интересен и интерьер. Со скромной маленькой паперти попадали в обширный прямоугольный зал с двумя рядами колонн. Сильный эффект создавали росписи, выполненные, как и в Спасо-Преображенском соборе Тимофеем Медведевым. Среди орнаментов были изображены колоннады, лепнина, как бы раздвигавшие пространство, дополнявшие мелкими деталями подлинное убранство. Основные сюжеты, видимо, располагались на потолке. Низкий одноярусный иконостас в виде часовенок отделял алтарную часть, не скрывая полностью округлую апсиду.
В 1814 г. было начато строительство, в 1827 г. – закончено. Кроме главного престола в честь Богоявления Господня были еще два придела – Донской иконы Божией Матери, Царевича Димитрия и Александра Невского. Новый храм оформили в классическом стиле. Он представляет собой протяженный базиликальный объем с двухскатной кровлей. Фасад членят пилястры и огромные окна. С востока примыкает полукруглая апсида, а с запада паперть, дополненная внушительным четырехколонным портиком. Над крышей с восточной стороны возвышался огромный обитый железом барабан с куполом, маленькой главкой и крестом. Был интересен и интерьер. Со скромной маленькой паперти попадали в обширный прямоугольный зал с двумя рядами колонн. Сильный эффект создавали росписи, выполненные, как и в [[Спасо-Преображенский собор (Углич)|Спасо-Преображенском соборе]] Тимофеем Медведевым. Среди орнаментов были изображены колоннады, лепнина, как бы раздвигавшие пространство, дополнявшие мелкими деталями подлинное убранство. Основные сюжеты, видимо, располагались на потолке. Низкий одноярусный иконостас в виде часовенок отделял алтарную часть, не скрывая полностью округлую апсиду.


Интерьер собора представлял собой законченный классический ансамбль с интересными росписями, убранством, но, к сожалению, все в прошлом – в советское время здание приспособили под клуб, лишив завершения, многих деталей, окружив уродливыми пристройками. Росписи были скрыты под побелкой, от замечательного интерьера остались одни колонны. В 1980-х гг. собор частично отреставрирован. Сейчас в нем находится картинная галерея музея с постоянной экспозицией искусства XVIII-XIX веков.
Интерьер собора представлял собой законченный классический ансамбль с интересными росписями, убранством, но, к сожалению, все в прошлом – в советское время здание приспособили под клуб, лишив завершения, многих деталей, окружив уродливыми пристройками. Росписи были скрыты под побелкой, от замечательного интерьера остались одни колонны. В 1980-х гг. собор частично отреставрирован. Сейчас в нем находится картинная галерея музея с постоянной экспозицией искусства XVIII-XIX веков.

Текущая версия от 23:22, 16 апреля 2021

Идёт загрузка карты…

Богоявленский собор Угличского кремля — кирпичный городской собор, построенный в 1814-1827 годах в стиле классицизма. В настоящее время собор принадлежит Угличскому музею, в здании храма работает картинная галерея, представленная постоянной экспозицией искусства периода 18-19 столетий.

История[править | править код]

В кремле рядом со Спасо-Преображенским храмом возвышается желтое протяженное здание – Богоявленский собор. Он был составной частью комплекса угличского соборного храма, предназначался для зимних богослужений, тогда как в Спасо-Преображенском служили только летом. Уже в XVII веке при соборе была теплая деревянная церковь Алексия человека Божия, потом в качестве теплого храма использовался придел Похвалы Богородицы. В XIX веке возникла потребность в настоящем крупном храме. Поначалу его хотели пристроить с западной стороны к Спасо-Преображенскому собору, но затем решили построить в виде отдельно стоящего здания.

1920-1930-е годы

В 1814 г. было начато строительство, в 1827 г. – закончено. Кроме главного престола в честь Богоявления Господня были еще два придела – Донской иконы Божией Матери, Царевича Димитрия и Александра Невского. Новый храм оформили в классическом стиле. Он представляет собой протяженный базиликальный объем с двухскатной кровлей. Фасад членят пилястры и огромные окна. С востока примыкает полукруглая апсида, а с запада паперть, дополненная внушительным четырехколонным портиком. Над крышей с восточной стороны возвышался огромный обитый железом барабан с куполом, маленькой главкой и крестом. Был интересен и интерьер. Со скромной маленькой паперти попадали в обширный прямоугольный зал с двумя рядами колонн. Сильный эффект создавали росписи, выполненные, как и в Спасо-Преображенском соборе Тимофеем Медведевым. Среди орнаментов были изображены колоннады, лепнина, как бы раздвигавшие пространство, дополнявшие мелкими деталями подлинное убранство. Основные сюжеты, видимо, располагались на потолке. Низкий одноярусный иконостас в виде часовенок отделял алтарную часть, не скрывая полностью округлую апсиду.

Интерьер собора представлял собой законченный классический ансамбль с интересными росписями, убранством, но, к сожалению, все в прошлом – в советское время здание приспособили под клуб, лишив завершения, многих деталей, окружив уродливыми пристройками. Росписи были скрыты под побелкой, от замечательного интерьера остались одни колонны. В 1980-х гг. собор частично отреставрирован. Сейчас в нем находится картинная галерея музея с постоянной экспозицией искусства XVIII-XIX веков.

Современное состояние[править | править код]

В настоящее время собор принадлежит Угличскому музею.

Престольные праздники[править | править код]

Богоявление (Крещение Господне) - 19 января

Как добраться[править | править код]

Адрес: Ярославская обл., г. Углич, Кремль, 2

Фото[править | править код]


Ссылки[править | править код]

Богоявленский собор Угличского кремля

Собор Богоявления Господня в Угличе