Космо-Дамианский храм (Домодедово): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{Местоположение|локация=55.33727, 37.8292|вид=Приходской храм}} Файл: Космодамианский храм Дом…»)
 
Нет описания правки
 
(не показано 36 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=55.33727, 37.8292|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение|локация=55.337304, 37.829229|вид=Приходской храм}}
[[Файл: Космодамианский храм Домодедово.jpg|мини|справа]]
[[Файл: Космодамианский храм Домодедово.jpg|мини|справа]]
[[Аннотация::'''Космодамианский храм Домодедово''' построен в 1848 г. вместо деревянной, пострадавшей от пажара церкви XVII века.
'''Космо-Дамианский храм (Домодедово)''' [[Аннотация::построен в 1848 году вместо деревянных церквей, сменявших одна другую из-за пожаров, самая древняя упоминается в летописи 1627 года. Архитектура храма сочетает черты классицизма и псевдорусского стиля.]]
Архитектура храма сочетает черты классицизма и псевдорусского стиля.]]
{{Погода|id=27613}}
 
== История ==
== История ==
Островком среди полей между поселком Белые Столбы и Каширским шоссе лежит село Меткино. Оно получило название от притока реки Малой Северки — речки Метки. Эта маленькая, не обозначенная на картах речушка тянется от села Меткино через Михеево и Степанчиково к селу Кутузово. С севера к Меткину подступает лес, называемый «Молодой рощей», он тянется широкой полосой между железной дорогой и Каширским шоссе от станции Востряково, а на северо-западе у села начинается «Меткинский лес» — самый грибной в былые времена среди здешних лесов.
Островком среди полей между поселком Белые Столбы и Каширским шоссе лежит село Меткино. Оно получило название от притока реки Малой Северки — речки Метки. Эта маленькая, не обозначенная на картах речушка тянется от села Меткино через Михеево и Степанчиково к селу Кутузово. С севера к Меткину подступает лес, называемый «Молодой рощей», он тянется широкой полосой между железной дорогой и Каширским шоссе от станции Востряково, а на северо-западе у села начинается «Меткинский лес» — самый грибной в былые времена среди здешних лесов.
В летописях упоминается, что еще в XVII в. в Меткине стояла деревянная церковь во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Известно, что в 1701 г. церковь сгорела, но большую часть икон и утвари удалось спасти, их временно разместили в поставленной на месте церкви деревянной часовне. А в 1848 г. на ее месте построили новый каменный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Однако называют его до сих пор по старинке Космо-Дамианским. Появление храма неслучайно и связано с некоторыми интересными событиями.
В летописях упоминается, что еще в XVII в. в Меткине стояла деревянная церковь во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Известно, что в 1701 г. церковь сгорела, но большую часть икон и утвари удалось спасти, их временно разместили в поставленной на месте церкви деревянной часовне. А в 1848 г. на ее месте построили новый каменный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Однако называют его до сих пор по старинке Космо-Дамианским. Появление храма неслучайно и связано с некоторыми интересными событиями.
За 18 лет до начала строительства, в 1829 году в Меткине произошло явление образа Богоматери «Живоносный Источник».
 
9 марта 1840 г. солдатская вдова Авдотья Евдокимова, жившая в московской богадельне при храме вмч. Никиты, передала на свою родину, в село Меткино, образ Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», подаренный ей купеческой женой Анной Ивановной Кирияновой, проживавшей в той же богадельне. С этого времени в Космо-Дамианскую церковь начал стекаться народ для поклонения образу Богоматери.
За 18 лет до начала строительства, в 1829 году в Меткине произошло явление образа Богоматери «Живоносный Источник». 9 марта 1840 г. солдатская вдова Авдотья Евдокимова, жившая в московской богадельне при храме вмч. Никиты, передала на свою родину, в село Меткино, образ Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», подаренный ей купеческой женой Анной Ивановной Кирияновой, проживавшей в той же богадельне. С этого времени в Космо-Дамианскую церковь начал стекаться народ для поклонения образу Богоматери.
 
Уже через два месяца, в мае 1840 г. настоятель храма отец Владимир Дометиев писал благочинному Подольского уезда, что «приходящих для поклонения образу Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» все больше и больше», и причина тому — удивительные исцеления от иконы. Так, после молебна перед иконой Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», на второй день Пасхи прозрела четырехлетняя девочка, начал ходить сухоногий мальчик, в донесении описываются и другие чудеса. Об этих событиях Подольский благочинный протоиерей Василий Иванов сообщил преосвященному Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому.
Уже через два месяца, в мае 1840 г. настоятель храма отец Владимир Дометиев писал благочинному Подольского уезда, что «приходящих для поклонения образу Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» все больше и больше», и причина тому — удивительные исцеления от иконы. Так, после молебна перед иконой Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», на второй день Пасхи прозрела четырехлетняя девочка, начал ходить сухоногий мальчик, в донесении описываются и другие чудеса. Об этих событиях Подольский благочинный протоиерей Василий Иванов сообщил преосвященному Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому.
Пожертвования многочисленных богомольцев позволили следующему настоятелю храма, священнику Иоанну Уарову, уже в декабре 1846 г. обратиться к владыке с просьбой разрешить строительство новой каменной церкви во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с двумя приделами. 31 августа 1847 г. состоялась закладка церкви. Строился храм Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» по проекту, разработанному инженером Елецким. Кирпичное с белокаменным декором оштукатуренное здание объединяет в своей архитектуре структурные приемы позднего классицизма с художественной обработкой псевдорусского стиля. Бесстолпный одноапсидный четверик храма увенчан купольной ротондой, покоящейся на пристенных подпружных арках. Снаружи ротонда, расчлененная лопатками и завершенная ярусом крупных кокошников, воспринимается граненой, объем храма приближается к типу «восьмерик на четверике». Место боковых портиков занимает трехчастная плоская ордерная композиция с кокошниками вместо фронтона.
Пожертвования многочисленных богомольцев позволили следующему настоятелю храма, священнику Иоанну Уарову, уже в декабре 1846 г. обратиться к владыке с просьбой разрешить строительство новой каменной церкви во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с двумя приделами. 31 августа 1847 г. состоялась закладка церкви. Строился храм Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» по проекту, разработанному инженером Елецким. Кирпичное с белокаменным декором оштукатуренное здание объединяет в своей архитектуре структурные приемы позднего классицизма с художественной обработкой псевдорусского стиля. Бесстолпный одноапсидный четверик храма увенчан купольной ротондой, покоящейся на пристенных подпружных арках. Снаружи ротонда, расчлененная лопатками и завершенная ярусом крупных кокошников, воспринимается граненой, объем храма приближается к типу «восьмерик на четверике». Место боковых портиков занимает трехчастная плоская ордерная композиция с кокошниками вместо фронтона.
Двустолпная двухпридельная трапезная с системой парусных сводов соединяет храм с небольшой, в два яруса, шатровой колокольней. Свободное высокое пространство двусветного храма и усложненное пониженной трапезной слабо связаны между собой. Колокольня общей композицией близка образцам XVII в.
 
В1850-х годах был устроен иконостас, тогда же отделаны теплые приделы, стены храма украсили росписью. В 1882 году утвердили проект сторожки и каменной ограды с железными решетками.
Двустолпная двухпридельная трапезная с системой парусных сводов соединяет храм с небольшой, в два яруса, шатровой колокольней. Свободное высокое пространство двусветного храма и усложненное пониженной трапезной слабо связаны между собой. Колокольня общей композицией близка образцам XVII в. В 1850-х годах был устроен иконостас, тогда же отделаны теплые приделы, стены храма украсили росписью. В 1882 году утвердили проект сторожки и каменной ограды с железными решетками.
 
Все эти годы большим почитанием у верующих пользовалась икона Божией Матери «Живоносный Источник». С 1871 г. с нею ежегодно устраивались крестные ходы к селам Щеглятьево, Васькино и к Крестовоздвиженскому погосту.
Все эти годы большим почитанием у верующих пользовалась икона Божией Матери «Живоносный Источник». С 1871 г. с нею ежегодно устраивались крестные ходы к селам Щеглятьево, Васькино и к Крестовоздвиженскому погосту.
[[Файл: Космодамианский храм Домодедово4.jpg|мини|справа]]
С 1888 г. и до закрытия судьба храма Божией Матери «Живоносный Источник» была тесно связана с личностью иерея Петра Федоровича Розанова и диакона Павла Любимова, ныне прославленных в лике новомучеников и исповедников Российских. Их арестовали в феврале 1930 г., и церковь какое-то время была закрыта.
С 1888 г. и до закрытия судьба храма Божией Матери «Живоносный Источник» была тесно связана с личностью иерея Петра Федоровича Розанова и диакона Павла Любимова, ныне прославленных в лике новомучеников и исповедников Российских. Их арестовали в феврале 1930 г., и церковь какое-то время была закрыта.
Затем прислали другого священника — отца Василия Васюкова. Жители села боялись пускать семью священнослужителя к себе в дом, и семья Васюковых жила в крохотной сторожке при храме. Дохода в храме почти не было, поэтому жили очень бедно.
 
Вскоре церковь опять закрыли, теперь уже на много десятков лет, каменную ограду и сторожку разобрали, храм разграбили, иконы сожгли. Прихожане, подвергая себя опасности, прятали святые образа дома.
Затем прислали другого священника — отца Василия Васюкова. Жители села боялись пускать семью священнослужителя к себе в дом, и семья Васюковых жила в крохотной сторожке при храме. Дохода в храме почти не было, поэтому жили очень бедно. Вскоре церковь опять закрыли, теперь уже на много десятков лет, каменную ограду и сторожку разобрали, храм разграбили, иконы сожгли. Прихожане, подвергая себя опасности, прятали святые образа дома. Не все из них удалось спасти, бесследно пропал и чудотворный образ Божией Матери «Живоносный Источник». Церковь подверглась варварскому разорению: разрушили стены, разбили колокола. Два человека, руководившие этими действиями, погибли через три дня после содеянного. Немаловажно отметить, что людей, имевших отношение к закрытию и разрушению храма, по словам местных жителей, зачастую постигали тяжелые болезни или ужасная смерть. В разное время в храме был склад для хранения удобрений, скотный двор и мастерская, где валяли валенки.
Не все из них удалось спасти, бесследно пропал и чудотворный образ Божией Матери «Живоносный Источник». Церковь подверглась варварскому разорению: разрушили стены, разбили колокола. Два человека, руководившие этими действиями, погибли через три дня после содеянного. Немаловажно отметить, что людей, имевших отношение к закрытию и разрушению храма, по словам местных жителей, зачастую постигали тяжелые болезни или ужасная смерть. В разное время в храме был склад для хранения удобрений, скотный двор и мастерская, где валяли валенки.
 
Интересен тот факт, что второе рождение церкви предсказала блаженная Матрона Московская, жившая в Меткине с 1941 по 1942 г. Однажды в беседе с Екатериной Грачевой святая ненароком произнесла: «Катя, что ты сидишь? Тебе же батюшку принимать». Эти слова оказались пророческими: через пятьдесят лет, в 1991 г. приехавший возрождать разрушенный храм первый его настоятель священник Олег Строев поселился в доме Грачевой.
Интересен тот факт, что второе рождение церкви предсказала блаженная Матрона Московская, жившая в Меткине с 1941 по 1942 г. Однажды в беседе с Екатериной Грачевой святая ненароком произнесла: «Катя, что ты сидишь? Тебе же батюшку принимать». Эти слова оказались пророческими: через пятьдесят лет, в 1991 г. приехавший возрождать разрушенный храм первый его настоятель священник Олег Строев поселился в доме Грачевой.
Церковь находилась тогда в полном запустении. Колокольня была разрушена: пола, окон, дверей не было, внутри лежали груды мусора. Но не оставила без поддержки храм его покровительница, Пресвятая Богородица. Приходившие наводить порядок в храме люди, по их словам, чувствовали запах ладана и слышали ангельское пение.
Церковь находилась тогда в полном запустении. Колокольня была разрушена: пола, окон, дверей не было, внутри лежали груды мусора. Но не оставила без поддержки храм его покровительница, Пресвятая Богородица. Приходившие наводить порядок в храме люди, по их словам, чувствовали запах ладана и слышали ангельское пение.
Сегодня здание церкви восстановлено в первоначальном виде, и всякий может видеть красивый белый храм с устремленной в небо колокольней. Снаружи он обнесен кованой оградой, благоустроены церковный дом и территория, прилегающая к храму: разбит церковный сад и обустроена детская площадка для досуга маленьких прихожан. В стадии строительства находится отдельно стоящее здание крестильного помещения — баптистерий.
Сегодня здание церкви восстановлено в первоначальном виде, и всякий может видеть красивый белый храм с устремленной в небо колокольней. Снаружи он обнесен кованой оградой, благоустроены церковный дом и территория, прилегающая к храму: разбит церковный сад и обустроена детская площадка для досуга маленьких прихожан. В стадии строительства находится отдельно стоящее здание крестильного помещения — баптистерий.
== Современное состояние ==
При храме действует воскресная школа. Работа в ней осуществляется по двум направлениям: развивающие занятия с маленькими детьми и катехизаторские беседы со взрослыми. Помимо этого приходом проводятся паломнические поездки по святыням России и дальнего зарубежья. Так же при храме выпускается приходская газета «Живоносный источник», которая распространяется не только среди прихожан, но и среди жителей микрорайона. Прихожане храма регулярно оказывают благотворительную помощь нуждающимся.
Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни.
[https://yandex.ru/maps/org/tserkov_kosmy_i_damiana/1194871045/panorama/?ll=37.829188%2C55.337271&panorama%5Bdirection%5D=355.861570%2C19.513183&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=37.829001%2C55.337088&panorama%5Bspan%5D=65.073928%2C60.000000&z=15 '''Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма''']
== Деятельность прихода ==
* Воскресная школа
* Паломническая деятельность
* Издание приходской газеты «Живоносный источник»
* Социальное служение малоимущим
== Святые ==
== Святые ==
Священноисповедник Петр Федорович Розанов родился в июне 1864 г. в селе Спасское-Андреевское Еремеевской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье священнослужителя. В 1887 г. он окончил курс Московской духовной семинарии и 4 января 1888 г. был определен во священники Космодамианского храма села Меткино Подольского уезда.
* '''[https://azbyka.org/days/sv-petr-rozanov Исповедник Петр Розанов, пресвитер].''' Священноисповедник Петр Федорович Розанов родился в июне 1864 г. в селе Спасское-Андреевское Еремеевской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье священнослужителя. В 1887 г. он окончил курс Московской духовной семинарии и 4 января 1888 г. был определен во священники Космодамианского храма села Меткино Подольского уезда. С 1902 по 1918 г. отец Петр состоял законоучителем и заведующим церковной школой в селе Меткино. По воспоминаниям, дети уважали батюшку, на его уроках были тишина и порядок. Он привлекал к преподаванию в церковно-приходской школе и своих детей, которых у него было девять. С 1903 г. отец Петр был духовником священно-церковнослужителей шестого благочиннического округа Подольского уезда и выполнял это послушание до 1923 г. В 1905 г. за ревностное исполнение пасторских обязанностей отца Петра наградили набедренником, в 1939 г. — скуфьею, в 1914 г. — камилавкой, а в 1919 г. — наперсным крестом. Позднее отец Петр был возведен в сан протоиерея. Хотя он 6 июля 1923 г. уволился за штат, но продолжал служить вплоть до закрытия храма в 1930 г. (всего более 40 лет). По воспоминаниям, отец Петр Розанов был человеком духовным, строго вел службу. Все шли к нему за советом, помощью и утешением.
С 1902 по 1918 г. отец Петр состоял законоучителем и заведующим церковной школой в селе Меткино. По воспоминаниям, дети уважали батюшку, на его уроках были тишина и порядок. Он привлекал к преподаванию в церковно-приходской школе и своих детей, которых у него было девять. С 1903 г. отец Петр был духовником священно-церковнослужителей шестого благочиннического округа Подольского уезда и выполнял это послушание до 1923 г. В 1905 г. за ревностное исполнение пасторских обязанностей отца Петра наградили набедренником, в 1939 г. — скуфьею, в 1914 г. — камилавкой, а в 1919 г. — наперсным крестом.
 
Позднее отец Петр был возведен в сан протоиерея. Хотя он 6 июля 1923 г. уволился за штат, но продолжал служить вплоть до закрытия храма в 1930 г. (всего более 40 лет). По воспоминаниям, отец Петр Розанов был человеком духовным, строго вел службу. Все шли к нему за советом, помощью и утешением.
* '''[https://azbyka.org/days/sv-pavel-ljubimov Исповедник Павел Любимов, диакон].''' Диакон Павел Гаврилович Любимов тоже происходил из духовного сословия. Он родился в 1870 г. в селе Меткино. В 1886 г. Павел Гаврилович окончил курс в Николо-Перервинском духовном училище. 23 ноября 1890 г. он был определен в псаломщики храма Космы и Дамиана родного села, а через 26 лет, 5 июня 1916 г. посвящен в сан диакона. Всего отец Павел прослужил в Меткине 40 лет. Отец Павел с любовью и большим уважением относился к священнику отцу Петру Розанову, они жили рядом, в соседних домах. Дружили не только они, но и их семьи. В 20-е годы оба они овдовели. После октябрьских событий местные богоборческие власти были озлоблены против священника и более снисходительно относились к отцу Павлу, который добровольно принимал нападки, направленные против отца Петра, на себя, стараясь облегчить положение друга. Родным он говорил: «Мы друзья и должны пройти один путь». В начале апреля 1929 г. в селе Меткино произошел бунт. Когда умер коммунист-безбожник Горшков, местные власти решили похоронить его в церковной ограде, у самого алтаря, прямо под иконой Пресвятой Богородицы, находившейся на наружной стене алтаря. Собравшийся народ возмущался, приехала милиция с собаками. Нескольких человек забрали в тюрьму. Позднее это дело послужило поводом для ареста отца Петра и отца Павла, церковного старосты Г. В. Сазина и учительницы Хоргиной, хотя они никакого отношения к этому не имели. В 1930 г. отца Петра и отца Павла, а также Г. В. Сазина арестовали, по сфабрикованному делу Коллегия ОГПУ приговорила их к высылке в северный край сроком на три года с конфискацией имущества. Священноисповедник Петр Розанов умер в ссылке в конце 1930 г., а священноисповедник диакон Павел Любимов в начале 1931 г. Память священноисповедников протоиерея Петра и диакона Павла совершается в день Собора Новомучеников и исповедников Российских (25 января (7 февраля) или в ближайший воскресный день после 25 января).


Диакон Павел Гаврилович Любимов тоже происходил из духовного сословия. Он родился в 1870 г. в селе Меткино. В 1886 г. Павел Гаврилович окончил курс в Николо-Перервинском духовном училище. 23 ноября 1890 г. он был определен в псаломщики храма Космы и Дамиана родного села, а через 26 лет, 5 июня 1916 г. посвящен в сан диакона. Всего отец Павел прослужил в Меткине 40 лет.
Отец Павел с любовью и большим уважением относился к священнику отцу Петру Розанову, они жили рядом, в соседних домах. Дружили не только они, но и их семьи. В 20-е годы оба они овдовели.
После октябрьских событий местные богоборческие власти были озлоблены против священника и более снисходительно относились к отцу Павлу, который добровольно принимал нападки, направленные против отца Петра, на себя, стараясь облегчить положение друга. Родным он говорил: «Мы друзья и должны пройти один путь».
В начале апреля 1929 г. в селе Меткино произошел бунт. Когда умер коммунист-безбожник Горшков, местные власти решили похоронить его в церковной ограде, у самого алтаря, прямо под иконой Пресвятой Богородицы, находившейся на наружной стене алтаря. Собравшийся народ возмущался, приехала милиция с собаками. Нескольких человек забрали в тюрьму. Позднее это дело послужило поводом для ареста отца Петра и отца Павла, церковного старосты Г. В. Сазина и учительницы Хоргиной, хотя они никакого отношения к этому не имели.
В 1930 г. отца Петра и отца Павла, а также Г. В. Сазина арестовали, по сфабрикованному делу Коллегия ОГПУ приговорила их к высылке в северный край сроком на три года с конфискацией имущества. Священноисповедник Петр Розанов умер в ссылке в конце 1930 г., а священноисповедник диакон Павел Любимов в начале 1931 г. Память священноисповедников протоиерея Петра и диакона Павла совершается в день Собора Новомучеников и исповедников Российских (25 января (7 февраля) или в ближайший воскресный день после 25 января).
== Святыни ==
== Святыни ==
В числе чтимых святынь храма — икона Божией Матери «Живоносный Источник», икона священноисповедников Петра и Павла, их личные келейные иконы и пояс отца Павла, икона св. блж. Матроны Московской, также иконы св. блгв. кн. Олега Брянского и св. прав. Алексия Бортсурманского с частицами их мощей, икона св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей святых мощей, серебряный ковчежец с частицами мощей двадцати различных святых.
 
== Жизнь прихода ==
* Икона Божией Матери «Живоносный Источник»
Настоятель: протоиерей Роман Александрович Торик
* Икона священноисповедников Петра и Павла, их личные келейные иконы и пояс отца Павла
При храме действует воскресная школа. Работа в ней осуществляется по двум направлениям: развивающие занятия с маленькими детьми и катехизаторские беседы со взрослыми. Помимо этого приходом проводятся паломнические поездки по святыням не только России, но и дальнего зарубежья. Так же при храме выпускается приходская газета «Живоносный источник», которая распространяется не только среди прихожан, но и среди жителей микрорайона. Прихожане храма регулярно оказывают благотворительную помощь нуждающимся.
* Икона святой блаженной Матроны Московской
* Икона с частицей мощей святого благоверного князя Олега Брянского  
* Икона с частицей мощей святого праведного Алексия Бортсурманского
* Икона с частицей мощей святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
* Серебряный ковчег с частицами мощей двадцати различных святых


== [[Престольные праздники]] ==
== [[Престольные праздники]] ==


'''[[Престольный праздник::Косма и Дамиан Асийские, бессребреники и чудотворцы, и мать их преподобная Феодотия]]''' - [https://azbyka.org/days/saint/3490/5490/6101/group 14 ноября]
* '''[[Престольный праздник::Косма и Дамиан Асийские, бессребреники и чудотворцы, и мать их преподобная Феодотия]]''' - [https://azbyka.org/days/saint/3490/5490/6101/group 14 ноября]
* '''[[Престольный праздник:: Икона Пресвятой Богородицы "Живоносный Источник"]]''' - [https://azbyka.org/days/ikona-zhivonosnyj-istochnik (24 апреля - переходящая)]
* '''[[Престольный праздник:: Михаил, Архистратиг]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-mihail-arhangel 19 сентября, 21 ноября]
 
== Контакты ==
 
'''Адрес:''' 142050, Россия, Московская обл., Домодедовский р-н, г. Домодедово, мкр-н Белые Столбы, ул. Меткино, д. 12.
 
'''Телефон''': [tel:+79161544092 +7 (916) 154-40-92]
 
'''Электронная почта:''' [mailto:ortorik@yandex.ru ortorik@yandex.ru]  


Приделы:
'''Сайт:''' http://metkinohram.ru


[[Престольный праздник:: Икона Пресвятой Богородицы "Живоносный Источник"]] - [https://azbyka.org/days/ikona-zhivonosnyj-istochnik (24 апреля - переходящая)]
== Паломнику ==
=== Богослужения ===


[[Престольный праздник:: Михаил, Архистратиг]] - [https://azbyka.ru/days/sv-mihail-arhangel 19 сентября, 21 ноября]
Богослужения совершаются  в выходные и праздничные дни.  


== Как добраться ==
[http://metkinohram.ru/raspisanie-bogosluzhenij/ '''Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма''']
'''Адрес:''' 142050 Московская обл., Домодедовский р-н, г. Домодедово, мкр-н Белые Столбы, ул. Меткино, д. 12.


'''Проезд:''' из Москвы на электропоезде: от Павелецкого вокзала до ст. «Белые столбы», далее пешком 1,5 км.
Храм открыт для посещения во время совершения богослужений.
Проезд из Москвы на автомобиле: от МКАД по трассе М4 «Дон» около 30км., повернуть на Бронницы и после пересечения трассы – первый поворот направо напротив кладбища. Общая длина маршрута: 30 км.


'''Телефон:''' +7 (499) 408-14-82   
=== Как добраться ===


== Паломнику ==
'''Проезд:'''
[http://metkinohram.ru/raspisanie-bogosluzhenij/ Расписание богослужений]
 
* '''на электричке:''' из Москвы от Павелецкого вокзала до ст. «Белые столбы», далее пешком 1,5 км.
* '''на машине:''' из Москвы от МКАД по трассе М 4 «Дон» около 30 км., повернуть на Бронницы и после пересечения трассы – первый поворот направо напротив кладбища.


== Фото ==
== Фото ==
Строка 66: Строка 99:


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[https://mepar.ru/eparhy/temple/95/ Космо-Дамианский храм (Домодедово)]
* [http://belye-stolby.cerkov.ru Интернет страница храма]
{{SEO|в г. Домодедово Космо-Дамианский храм| Московской области}}
* [http://domblag.ru/hramy/kosmo-damianskij-hram-1847/ Официальный сайт Домодедовского благочиния]
* [https://www.votpusk.ru/article/attractions/rossiya-podmoskove/domodedovo/kosmodamianskaya_cerkov_v_metkino-a Космодамианская церковь в Меткино]
* [https://dzen.ru/a/YMCGhT1dKhdQ7EaB?utm_referer=yandex.ru Космодамианская церковь в округе Домодедово]
* [http://www.mihaylovskoe.orthodoxy.ru/churches/metkino.htm КОСМО-ДАМИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ с. МЕТКИНО]
 
{{SEO|в Домодедово, Космо-Дамианский храм (Домодедово)| Московской области}}

Текущая версия от 20:19, 21 июля 2023

Идёт загрузка карты…

Космо-Дамианский храм (Домодедово) построен в 1848 году вместо деревянных церквей, сменявших одна другую из-за пожаров, самая древняя упоминается в летописи 1627 года. Архитектура храма сочетает черты классицизма и псевдорусского стиля.

Яндекс.Погода

История[править | править код]

Островком среди полей между поселком Белые Столбы и Каширским шоссе лежит село Меткино. Оно получило название от притока реки Малой Северки — речки Метки. Эта маленькая, не обозначенная на картах речушка тянется от села Меткино через Михеево и Степанчиково к селу Кутузово. С севера к Меткину подступает лес, называемый «Молодой рощей», он тянется широкой полосой между железной дорогой и Каширским шоссе от станции Востряково, а на северо-западе у села начинается «Меткинский лес» — самый грибной в былые времена среди здешних лесов. В летописях упоминается, что еще в XVII в. в Меткине стояла деревянная церковь во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Известно, что в 1701 г. церковь сгорела, но большую часть икон и утвари удалось спасти, их временно разместили в поставленной на месте церкви деревянной часовне. А в 1848 г. на ее месте построили новый каменный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Однако называют его до сих пор по старинке Космо-Дамианским. Появление храма неслучайно и связано с некоторыми интересными событиями.

За 18 лет до начала строительства, в 1829 году в Меткине произошло явление образа Богоматери «Живоносный Источник». 9 марта 1840 г. солдатская вдова Авдотья Евдокимова, жившая в московской богадельне при храме вмч. Никиты, передала на свою родину, в село Меткино, образ Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», подаренный ей купеческой женой Анной Ивановной Кирияновой, проживавшей в той же богадельне. С этого времени в Космо-Дамианскую церковь начал стекаться народ для поклонения образу Богоматери.

Уже через два месяца, в мае 1840 г. настоятель храма отец Владимир Дометиев писал благочинному Подольского уезда, что «приходящих для поклонения образу Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» все больше и больше», и причина тому — удивительные исцеления от иконы. Так, после молебна перед иконой Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», на второй день Пасхи прозрела четырехлетняя девочка, начал ходить сухоногий мальчик, в донесении описываются и другие чудеса. Об этих событиях Подольский благочинный протоиерей Василий Иванов сообщил преосвященному Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому.

Пожертвования многочисленных богомольцев позволили следующему настоятелю храма, священнику Иоанну Уарову, уже в декабре 1846 г. обратиться к владыке с просьбой разрешить строительство новой каменной церкви во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с двумя приделами. 31 августа 1847 г. состоялась закладка церкви. Строился храм Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» по проекту, разработанному инженером Елецким. Кирпичное с белокаменным декором оштукатуренное здание объединяет в своей архитектуре структурные приемы позднего классицизма с художественной обработкой псевдорусского стиля. Бесстолпный одноапсидный четверик храма увенчан купольной ротондой, покоящейся на пристенных подпружных арках. Снаружи ротонда, расчлененная лопатками и завершенная ярусом крупных кокошников, воспринимается граненой, объем храма приближается к типу «восьмерик на четверике». Место боковых портиков занимает трехчастная плоская ордерная композиция с кокошниками вместо фронтона.

Двустолпная двухпридельная трапезная с системой парусных сводов соединяет храм с небольшой, в два яруса, шатровой колокольней. Свободное высокое пространство двусветного храма и усложненное пониженной трапезной слабо связаны между собой. Колокольня общей композицией близка образцам XVII в. В 1850-х годах был устроен иконостас, тогда же отделаны теплые приделы, стены храма украсили росписью. В 1882 году утвердили проект сторожки и каменной ограды с железными решетками.

Все эти годы большим почитанием у верующих пользовалась икона Божией Матери «Живоносный Источник». С 1871 г. с нею ежегодно устраивались крестные ходы к селам Щеглятьево, Васькино и к Крестовоздвиженскому погосту.

С 1888 г. и до закрытия судьба храма Божией Матери «Живоносный Источник» была тесно связана с личностью иерея Петра Федоровича Розанова и диакона Павла Любимова, ныне прославленных в лике новомучеников и исповедников Российских. Их арестовали в феврале 1930 г., и церковь какое-то время была закрыта.

Затем прислали другого священника — отца Василия Васюкова. Жители села боялись пускать семью священнослужителя к себе в дом, и семья Васюковых жила в крохотной сторожке при храме. Дохода в храме почти не было, поэтому жили очень бедно. Вскоре церковь опять закрыли, теперь уже на много десятков лет, каменную ограду и сторожку разобрали, храм разграбили, иконы сожгли. Прихожане, подвергая себя опасности, прятали святые образа дома. Не все из них удалось спасти, бесследно пропал и чудотворный образ Божией Матери «Живоносный Источник». Церковь подверглась варварскому разорению: разрушили стены, разбили колокола. Два человека, руководившие этими действиями, погибли через три дня после содеянного. Немаловажно отметить, что людей, имевших отношение к закрытию и разрушению храма, по словам местных жителей, зачастую постигали тяжелые болезни или ужасная смерть. В разное время в храме был склад для хранения удобрений, скотный двор и мастерская, где валяли валенки.

Интересен тот факт, что второе рождение церкви предсказала блаженная Матрона Московская, жившая в Меткине с 1941 по 1942 г. Однажды в беседе с Екатериной Грачевой святая ненароком произнесла: «Катя, что ты сидишь? Тебе же батюшку принимать». Эти слова оказались пророческими: через пятьдесят лет, в 1991 г. приехавший возрождать разрушенный храм первый его настоятель священник Олег Строев поселился в доме Грачевой.

Церковь находилась тогда в полном запустении. Колокольня была разрушена: пола, окон, дверей не было, внутри лежали груды мусора. Но не оставила без поддержки храм его покровительница, Пресвятая Богородица. Приходившие наводить порядок в храме люди, по их словам, чувствовали запах ладана и слышали ангельское пение.

Сегодня здание церкви восстановлено в первоначальном виде, и всякий может видеть красивый белый храм с устремленной в небо колокольней. Снаружи он обнесен кованой оградой, благоустроены церковный дом и территория, прилегающая к храму: разбит церковный сад и обустроена детская площадка для досуга маленьких прихожан. В стадии строительства находится отдельно стоящее здание крестильного помещения — баптистерий.

Современное состояние[править | править код]

При храме действует воскресная школа. Работа в ней осуществляется по двум направлениям: развивающие занятия с маленькими детьми и катехизаторские беседы со взрослыми. Помимо этого приходом проводятся паломнические поездки по святыням России и дальнего зарубежья. Так же при храме выпускается приходская газета «Живоносный источник», которая распространяется не только среди прихожан, но и среди жителей микрорайона. Прихожане храма регулярно оказывают благотворительную помощь нуждающимся.

Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни.

Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма

Деятельность прихода[править | править код]

  • Воскресная школа
  • Паломническая деятельность
  • Издание приходской газеты «Живоносный источник»
  • Социальное служение малоимущим

Святые[править | править код]

  • Исповедник Петр Розанов, пресвитер. Священноисповедник Петр Федорович Розанов родился в июне 1864 г. в селе Спасское-Андреевское Еремеевской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье священнослужителя. В 1887 г. он окончил курс Московской духовной семинарии и 4 января 1888 г. был определен во священники Космодамианского храма села Меткино Подольского уезда. С 1902 по 1918 г. отец Петр состоял законоучителем и заведующим церковной школой в селе Меткино. По воспоминаниям, дети уважали батюшку, на его уроках были тишина и порядок. Он привлекал к преподаванию в церковно-приходской школе и своих детей, которых у него было девять. С 1903 г. отец Петр был духовником священно-церковнослужителей шестого благочиннического округа Подольского уезда и выполнял это послушание до 1923 г. В 1905 г. за ревностное исполнение пасторских обязанностей отца Петра наградили набедренником, в 1939 г. — скуфьею, в 1914 г. — камилавкой, а в 1919 г. — наперсным крестом. Позднее отец Петр был возведен в сан протоиерея. Хотя он 6 июля 1923 г. уволился за штат, но продолжал служить вплоть до закрытия храма в 1930 г. (всего более 40 лет). По воспоминаниям, отец Петр Розанов был человеком духовным, строго вел службу. Все шли к нему за советом, помощью и утешением.
  • Исповедник Павел Любимов, диакон. Диакон Павел Гаврилович Любимов тоже происходил из духовного сословия. Он родился в 1870 г. в селе Меткино. В 1886 г. Павел Гаврилович окончил курс в Николо-Перервинском духовном училище. 23 ноября 1890 г. он был определен в псаломщики храма Космы и Дамиана родного села, а через 26 лет, 5 июня 1916 г. посвящен в сан диакона. Всего отец Павел прослужил в Меткине 40 лет. Отец Павел с любовью и большим уважением относился к священнику отцу Петру Розанову, они жили рядом, в соседних домах. Дружили не только они, но и их семьи. В 20-е годы оба они овдовели. После октябрьских событий местные богоборческие власти были озлоблены против священника и более снисходительно относились к отцу Павлу, который добровольно принимал нападки, направленные против отца Петра, на себя, стараясь облегчить положение друга. Родным он говорил: «Мы друзья и должны пройти один путь». В начале апреля 1929 г. в селе Меткино произошел бунт. Когда умер коммунист-безбожник Горшков, местные власти решили похоронить его в церковной ограде, у самого алтаря, прямо под иконой Пресвятой Богородицы, находившейся на наружной стене алтаря. Собравшийся народ возмущался, приехала милиция с собаками. Нескольких человек забрали в тюрьму. Позднее это дело послужило поводом для ареста отца Петра и отца Павла, церковного старосты Г. В. Сазина и учительницы Хоргиной, хотя они никакого отношения к этому не имели. В 1930 г. отца Петра и отца Павла, а также Г. В. Сазина арестовали, по сфабрикованному делу Коллегия ОГПУ приговорила их к высылке в северный край сроком на три года с конфискацией имущества. Священноисповедник Петр Розанов умер в ссылке в конце 1930 г., а священноисповедник диакон Павел Любимов в начале 1931 г. Память священноисповедников протоиерея Петра и диакона Павла совершается в день Собора Новомучеников и исповедников Российских (25 января (7 февраля) или в ближайший воскресный день после 25 января).

Святыни[править | править код]

  • Икона Божией Матери «Живоносный Источник»
  • Икона священноисповедников Петра и Павла, их личные келейные иконы и пояс отца Павла
  • Икона святой блаженной Матроны Московской
  • Икона с частицей мощей святого благоверного князя Олега Брянского
  • Икона с частицей мощей святого праведного Алексия Бортсурманского
  • Икона с частицей мощей святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
  • Серебряный ковчег с частицами мощей двадцати различных святых

Престольные праздники[править | править код]

Контакты[править | править код]

Адрес: 142050, Россия, Московская обл., Домодедовский р-н, г. Домодедово, мкр-н Белые Столбы, ул. Меткино, д. 12.

Телефон: +7 (916) 154-40-92

Электронная почта: ortorik@yandex.ru

Сайт: http://metkinohram.ru

Паломнику[править | править код]

Богослужения[править | править код]

Богослужения совершаются в выходные и праздничные дни.

Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма

Храм открыт для посещения во время совершения богослужений.

Как добраться[править | править код]

Проезд:

  • на электричке: из Москвы от Павелецкого вокзала до ст. «Белые столбы», далее пешком 1,5 км.
  • на машине: из Москвы от МКАД по трассе М 4 «Дон» около 30 км., повернуть на Бронницы и после пересечения трассы – первый поворот направо напротив кладбища.

Фото[править | править код]


Ссылки[править | править код]