Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь: различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) (→Видео) |
Natalia (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 12 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 2: | Строка 2: | ||
[[Файл:Воскресенский_Новоиерусалимский_монастырь.jpg|alt=Воскресенский Новоиерусалимский монастырь|thumb|400x400px|]] | [[Файл:Воскресенский_Новоиерусалимский_монастырь.jpg|alt=Воскресенский Новоиерусалимский монастырь|thumb|400x400px|]] | ||
'''Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь''' | '''Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь''' – [[Аннотация::православный мужской монастырь в Московской области. Основан Патриархом Никоном в 1656 году. Был закрыт в 1919 году, в 1941 году разграблен. Возвращен Церкви в 1994 году.]] | ||
== История == | == История == | ||
Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году в Подмосковье Патриархом Никоном. По его замыслу обитель должна была стать центром православного мира. | Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году в Подмосковье Патриархом Никоном. По его замыслу обитель должна была стать центром православного мира. | ||
[[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра8.jpg|мини|справа]] | [[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра8.jpg|мини|справа|alt=Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь]] | ||
Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. На расположенном в центре этой территории холме, получившем название Сион, был основан монастырь — своеобразный город-храм. Некоторые здания монастырского комплекса повторяют очертания сооружений Святой Земли, а главный собор монастыря, освященный в 1685 году, построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Башни также имеют символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т.д. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским, Фаворским и пр., села — Преображенское, Назарет, Капернаум. По земле Российской Палестины течет быстрая извилистая река Истра, получившая имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронский поток. Ныне значительную часть территории занимает город Истра, до 1930 года называвшийся Воскресенском. | Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. На расположенном в центре этой территории холме, получившем название Сион, был основан монастырь — своеобразный город-храм. Некоторые здания монастырского комплекса повторяют очертания сооружений Святой Земли, а главный собор монастыря, освященный в 1685 году, построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Башни также имеют символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т.д. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским, Фаворским и пр., села — Преображенское, Назарет, Капернаум. По земле Российской Палестины течет быстрая извилистая река Истра, получившая имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронский поток. Ныне значительную часть территории занимает город Истра, до 1930 года называвшийся Воскресенском. | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви. 18 июля 1994 года Священный Синод утвердил архимандрита Никиту (Латушко) наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря; в обители возобновилась богослужебная деятельность. | В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви. 18 июля 1994 года Священный Синод утвердил архимандрита Никиту (Латушко) наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря; в обители возобновилась богослужебная деятельность. | ||
[[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра9.jpg|мини|справа]] | [[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра9.jpg|мини|справа|alt=Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь]] | ||
23 июня 2008 года определением Священного Синода наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря был назначен игумен Феофилакт (Безукладников). | 23 июня 2008 года определением Священного Синода наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря был назначен игумен Феофилакт (Безукладников). | ||
Строка 30: | Строка 30: | ||
== Cовременное состояние == | == Cовременное состояние == | ||
Монастырь имеет '''[http://архиерейское-подворье.рф/ архиерейское подворье]''' '''по адресу:''' г. Казань, Оренбургский тракт, 48б; '''телефон:''' +7 939 730 99 23. | Монастырь имеет '''[http://архиерейское-подворье.рф/ архиерейское подворье]''' '''по адресу:''' г. Казань, Оренбургский тракт, 48б; '''телефон:''' [tel:+79397309923 +7 939 730 99 23]. | ||
При храме действует '''[http://n-ierusalim.ru/index.html Воскресная школа]''' (телефон: +7 (909) 669-11-01, электронный адрес: post@n-ierusalim.ru): | При храме действует '''[http://n-ierusalim.ru/index.html Воскресная школа]''' (телефон: [tel:+79096691101 +7 (909) 669-11-01], электронный адрес: [mailto:post@n-ierusalim.ru post@n-ierusalim.ru]): | ||
* Воскресная школа для детей | * Воскресная школа для детей | ||
Строка 48: | Строка 48: | ||
* '''Воскресенский собор''' | * '''Воскресенский собор''' | ||
[[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра.jpg|мини|справа]] | [[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра.jpg|мини|справа|alt=Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь]] | ||
По замыслу Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня. Об иерусалимском храме строители могли судить также по его деревянной модели, которую в 1649 году привёз в Россию патриарх Паисий. К концу 1666 года собор доведён до сводов. Патриархом в нём были освящены три придельных церкви: любимое место служения Никона — верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и церковь Успения Богоматери. Строительство остановилось после церковного собора 1666—1667 годов, осудившего патриарха. | По замыслу Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня. Об иерусалимском храме строители могли судить также по его деревянной модели, которую в 1649 году привёз в Россию патриарх Паисий. К концу 1666 года собор доведён до сводов. Патриархом в нём были освящены три придельных церкви: любимое место служения Никона — верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и церковь Успения Богоматери. Строительство остановилось после церковного собора 1666—1667 годов, осудившего патриарха. | ||
Строка 56: | Строка 56: | ||
* '''Трапезная с церковью Рождества Христова''' | * '''Трапезная с церковью Рождества Христова''' | ||
[[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра2.jpg|150px|мини|справа]] | [[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра2.jpg|150px|мини|справа|alt=Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь]] | ||
Замысел устроить в первом этаже храма Рождества Христова подобие Вифлеемского Вертепа и яслей относится ко времени строительства храма, но осуществлен он был только в конце XVIII века. Работы велись по плану архитектора Григория Бартенева, деньги на устроение Вертепа и «Вифлеемских» церквей пожаловала императрица Екатерина II, кроме того каждый придел имел своих вкладчиков. Близ Вертепа были устроены приделы Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет и Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. В день Рождества Христова из верхнего храма в Святой Вертеп совершался торжественный крестный ход. После закрытия в 1919 году Воскресенского монастыря все убранство Вертепа и придельных церквей было уничтожено. | Замысел устроить в первом этаже храма Рождества Христова подобие Вифлеемского Вертепа и яслей относится ко времени строительства храма, но осуществлен он был только в конце XVIII века. Работы велись по плану архитектора Григория Бартенева, деньги на устроение Вертепа и «Вифлеемских» церквей пожаловала императрица Екатерина II, кроме того каждый придел имел своих вкладчиков. Близ Вертепа были устроены приделы Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет и Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. В день Рождества Христова из верхнего храма в Святой Вертеп совершался торжественный крестный ход. После закрытия в 1919 году Воскресенского монастыря все убранство Вертепа и придельных церквей было уничтожено. | ||
Строка 62: | Строка 62: | ||
* '''Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим''' | * '''Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим''' | ||
[[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра3.jpg|300px|мини|справа]] | [[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра3.jpg|300px|мини|справа|alt=Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь]] | ||
Надвратный храм Входа Господня в Иерусалим сооружен одновременно с крепостной стеной и освящен в 1697 году. Церковь имеет основание в форме креста, квадратный в плане нижний ярус, на который опираются поставленные друг на друга, уменьшающиеся кверху восьмигранники. Надвратной церкви соответствует трапезный храм Рождества Христова у западных врат обители, что указывает на связь между пришествием в мир Спасителя и Его шествием в Иерусалим на вольную смерть ради искупления человечества. | Надвратный храм Входа Господня в Иерусалим сооружен одновременно с крепостной стеной и освящен в 1697 году. Церковь имеет основание в форме креста, квадратный в плане нижний ярус, на который опираются поставленные друг на друга, уменьшающиеся кверху восьмигранники. Надвратной церкви соответствует трапезный храм Рождества Христова у западных врат обители, что указывает на связь между пришествием в мир Спасителя и Его шествием в Иерусалим на вольную смерть ради искупления человечества. | ||
Строка 74: | Строка 74: | ||
* '''Крепостная ограда''' | * '''Крепостная ограда''' | ||
[[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра4.jpg|мини|220px|справа]] | [[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра4.jpg|мини|220px|справа|alt=Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь]] | ||
В 1690—1697 годах завершило формирование комплекса монастырских сооружений возведение каменной ограды вместо старой деревянной по проекту Якова Бухвостова. Общая протяжённость монастырских стен, построенных с соблюдением требований крепостного зодчества эпохи, составляет около одного километра, высота — девять метров, толщина — до трёх метров. Верхняя часть стен — боевой ход, снабжённый двумя рядами бойниц: для дальнего боя и машикулями, позволяющими вести оборону основания крепости. На изломах стены поставлены семь башен, восьмая (Елизаветинская) размещена над западными воротами, над восточными (Святыми) воротами была построена надвратная Входоиерусалимская церковь. Бухвостову удалось достичь стилевого единства сооружений крепостной стены с другими зданиями и создать единый архитектурный ансамбль. В продолжение традиции, вероятно, в XVIII веке крепостные башни получили палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, башня Давидов дом, Иноплеменничья, башня Варуха, Ефремова, Дамасская. | В 1690—1697 годах завершило формирование комплекса монастырских сооружений возведение каменной ограды вместо старой деревянной по проекту Якова Бухвостова. Общая протяжённость монастырских стен, построенных с соблюдением требований крепостного зодчества эпохи, составляет около одного километра, высота — девять метров, толщина — до трёх метров. Верхняя часть стен — боевой ход, снабжённый двумя рядами бойниц: для дальнего боя и машикулями, позволяющими вести оборону основания крепости. На изломах стены поставлены семь башен, восьмая (Елизаветинская) размещена над западными воротами, над восточными (Святыми) воротами была построена надвратная Входоиерусалимская церковь. Бухвостову удалось достичь стилевого единства сооружений крепостной стены с другими зданиями и создать единый архитектурный ансамбль. В продолжение традиции, вероятно, в XVIII веке крепостные башни получили палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, башня Давидов дом, Иноплеменничья, башня Варуха, Ефремова, Дамасская. | ||
* '''Некрополь''' | * '''Некрополь''' | ||
[[Файл:Старый некрополь Новоиерусалимского монастыря к северу от церкви Константина и Елены.jpg|мини|справа]] | [[Файл:Старый некрополь Новоиерусалимского монастыря к северу от церкви Константина и Елены.jpg|мини|справа|alt=Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь]] | ||
Некрополь Новоиерусалимского монастыря расположен внутри собора (захоронения XVII века) и собственно на его территории — по обеим сторонам церкви Константина и Елены. В ходе исследований 1999—2003 годов выявлено 100 целых или сохранившихся крупных частей надгробных памятников, среди них лишь небольшое количество объёмных архитектурных форм. Существенный урон некрополю был нанесён во время богоборческой кампании 1920-х — 1930-х годов и в результате взрыва собора в декабре 1941 года. | Некрополь Новоиерусалимского монастыря расположен внутри собора (захоронения XVII века) и собственно на его территории — по обеим сторонам церкви Константина и Елены. В ходе исследований 1999—2003 годов выявлено 100 целых или сохранившихся крупных частей надгробных памятников, среди них лишь небольшое количество объёмных архитектурных форм. Существенный урон некрополю был нанесён во время богоборческой кампании 1920-х — 1930-х годов и в результате взрыва собора в декабре 1941 года. | ||
Строка 86: | Строка 86: | ||
* '''Богоявленский скит''' | * '''Богоявленский скит''' | ||
[[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра5.jpg|200px|мини|справа]] | [[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра5.jpg|200px|мини|справа|alt=Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь]] | ||
Первоначально пустынь стояла на острове, который с одной стороны огибала река Истра, а с другой — соединенный с нею подковообразный канал. Остатки этого водоема прослеживаются ныне в виде рва, во время весеннего паводка заполняемого водой. | Первоначально пустынь стояла на острове, который с одной стороны огибала река Истра, а с другой — соединенный с нею подковообразный канал. Остатки этого водоема прослеживаются ныне в виде рва, во время весеннего паводка заполняемого водой. | ||
Строка 98: | Строка 98: | ||
* '''Елеонская гора''' | * '''Елеонская гора''' | ||
[[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра6.jpg|мини|300px|справа]] | [[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра6.jpg|мини|300px|справа|alt=Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь]] | ||
Паломники, приходившие в Новый Иерусалим по московской дороге, поднимались на Елеонский холм, откуда открывался вид на Воскресенский монастырь и его окрестности, каменный крест на вершине холма отмечал место Вознесения Спасителя и в тоже время был поклонным крестом для путешественников и памятником о том, что закладка Нового Иерусалима совершена Патриархом в согласии с Царем. | Паломники, приходившие в Новый Иерусалим по московской дороге, поднимались на Елеонский холм, откуда открывался вид на Воскресенский монастырь и его окрестности, каменный крест на вершине холма отмечал место Вознесения Спасителя и в тоже время был поклонным крестом для путешественников и памятником о том, что закладка Нового Иерусалима совершена Патриархом в согласии с Царем. | ||
Строка 113: | Строка 113: | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
* '''Икона "Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном"''' | * '''Икона "Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном"''' | ||
[[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра7.jpg|мини|справа | [[Файл:Новоиерусалимский монастырь Истра7.jpg|мини|справа]] | ||
1657 год. Эта икона была написана в память о перенесении в Москву мощей святителя Филиппа, Патриарх Никон принимал непосредственное участие в перенесении мощей. Сейчас эту икону можно увидеть в экспозиции Историко-архитектурного художественного музея «Новый Иерусалим». | 1657 год. Эта икона была написана в память о перенесении в Москву мощей святителя Филиппа, Патриарх Никон принимал непосредственное участие в перенесении мощей. Сейчас эту икону можно увидеть в экспозиции Историко-архитектурного художественного музея «Новый Иерусалим». | ||
Строка 137: | Строка 137: | ||
'''[[Престольный праздник::Рождество Христово]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-rozhdestvo-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista 7 января] | '''[[Престольный праздник::Рождество Христово]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-rozhdestvo-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista 7 января] | ||
'''[[Престольный праздник::Вход Господень | '''[[Престольный праздник::Вход Господень в Иерусалим]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-vhod-gospoden-v-ierusalim Воскресенье перед Пасхой] | ||
'''[[Престольный праздник::Константин и Елена, равноапостольные]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-konstantin-velikij-imperator 3 июня] | '''[[Престольный праздник::Константин и Елена, равноапостольные]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-konstantin-velikij-imperator 3 июня] | ||
== Как добраться == | == Как добраться == | ||
'''Адрес:''' 143500, Московская область, г. Истра, ул.Советская, д.2, Монастырь. | '''Адрес:''' 143500, Московская область, г. Истра, ул.Советская, д.2, Монастырь. | ||
'''Телефон:''' +7 (498) 314-68-38 (паломническая служба). | '''Телефон:''' [tel:+74983146838 +7 (498) 314-68-38] (паломническая служба). | ||
'''Проезд:''' | '''Проезд:''' | ||
Строка 172: | Строка 171: | ||
* Освящение крестиков и икон. | * Освящение крестиков и икон. | ||
Заказать Таинства и требы можно в свечном ящике или '''по телефону:''' (495) 994-61-70; 4-71-70 | Заказать Таинства и требы можно в свечном ящике или '''по телефону:''' [tel:4959946170 (495) 994-61-70]; 4-71-70 | ||
За совершение Таинств и треб никаких такс нет. Желающих совершить пожертвование просим самостоятельно опускать деньги в монастырскую кружку. | За совершение Таинств и треб никаких такс нет. Желающих совершить пожертвование просим самостоятельно опускать деньги в монастырскую кружку. | ||
Строка 178: | Строка 177: | ||
=== Экскурсии === | === Экскурсии === | ||
Все желающие посетить монастырь с экскурсией могут записаться '''по телефонам:''' 8-(498)-314-68-38 с 9.00 до 18.00 и 8-(910)-461-18-57. | Все желающие посетить монастырь с экскурсией могут записаться '''по телефонам:''' [tel:84983146838 8-(498)-314-68-38] с 9.00 до 18.00 и [tel:89104611857 8-(910)-461-18-57]. | ||
Паломническая служба монастыря расположена на территории обители. | Паломническая служба монастыря расположена на территории обители. | ||
Строка 184: | Строка 183: | ||
Внимание! Не путать с кассами музея "Новый Иерусалим"! | Внимание! Не путать с кассами музея "Новый Иерусалим"! | ||
Запись также осуществляется '''по E-mail:''' newj-palomnik@mail.ru и '''по скайпу''' newj-palomnik. | Запись также осуществляется '''по E-mail:''' [mailto:newj-palomnik@mail.ru newj-palomnik@mail.ru] и '''по скайпу''' newj-palomnik. | ||
При записи по Интернету экскурсия считается записанной только после получения Вами подтверждения по E-mail! | При записи по Интернету экскурсия считается записанной только после получения Вами подтверждения по E-mail! | ||
Строка 203: | Строка 202: | ||
Новоиерусалимский_монастырь_Истра13.jpg | Новоиерусалимский_монастырь_Истра13.jpg | ||
Новоиерусалимский_монастырь_Истра17.jpg | Новоиерусалимский_монастырь_Истра17.jpg | ||
Новоиерусалимский монастырь Истра15.jpg | |||
</gallery> | </gallery> | ||
== Видео == | == Видео == | ||
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=VE1d79W2phM|350|left||frame}} | {{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=VE1d79W2phM|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=tzwnPPyOfCQ|350|left||frame}} | {{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=tzwnPPyOfCQ|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=X4_lcFyNIH0|350|left||frame}} | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[http://www.n-jerusalem.ru Официальный сайт монастыря] | [http://www.n-jerusalem.ru Официальный сайт монастыря] | ||
{{SEO|в Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь| | {{SEO|в Истру, Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь|Московской области}} |
Текущая версия от 11:01, 10 сентября 2021
Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь – православный мужской монастырь в Московской области. Основан Патриархом Никоном в 1656 году. Был закрыт в 1919 году, в 1941 году разграблен. Возвращен Церкви в 1994 году.
История
Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году в Подмосковье Патриархом Никоном. По его замыслу обитель должна была стать центром православного мира.
Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. На расположенном в центре этой территории холме, получившем название Сион, был основан монастырь — своеобразный город-храм. Некоторые здания монастырского комплекса повторяют очертания сооружений Святой Земли, а главный собор монастыря, освященный в 1685 году, построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Башни также имеют символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т.д. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским, Фаворским и пр., села — Преображенское, Назарет, Капернаум. По земле Российской Палестины течет быстрая извилистая река Истра, получившая имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронский поток. Ныне значительную часть территории занимает город Истра, до 1930 года называвшийся Воскресенском.
В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории открыт музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены.
Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной Войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск монастырь был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден.
Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году; особенно интенсивно они велись в 1960-80-е годы.
В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви. 18 июля 1994 года Священный Синод утвердил архимандрита Никиту (Латушко) наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря; в обители возобновилась богослужебная деятельность.
23 июня 2008 года определением Священного Синода наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря был назначен игумен Феофилакт (Безукладников).
23 июля 2008 года монастырь посетили Президент России Д.А. Медведев и приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 20 октября 2008 года в Кремле состоялось первое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда. Сопредседателями Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря являются глава Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви.
6 марта 2009 года Президентом Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители.
Для обеспечения контроля и методической помощи был создан Экспертный совет Фонда, в который вошли видные российские ученые-искусствоведы, известные архитекторы и реставраторы, специалисты Московской Патриархии, Министерства культуры России, представители общественности.
Полномасштабные реставрационные мероприятия были начаты в декабре 2011 года. Реставрация Воскресенского собора была завершена в 2015 году.
8 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.
Cовременное состояние
Монастырь имеет архиерейское подворье по адресу: г. Казань, Оренбургский тракт, 48б; телефон: +7 939 730 99 23.
При храме действует Воскресная школа (телефон: +7 (909) 669-11-01, электронный адрес: post@n-ierusalim.ru):
- Воскресная школа для детей
Воскресная школа Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре начала в свою работу в 1999 году. В настоящее ее возглавляет Машлякевич Антон Дмитриевич. Младшую, среднюю и старшую группы с удовольствием посещают все желающие - дети от младшего до старшего школьного возраста из Истры и окрестных городов и сел.
- Воскресная школа для взрослых
Воскресная школа для взрослых при Ново-Иерусалимском монастыре начинает проводить свои занятия с 20 сентября 2015 года по воскресеньям в 13:00.
О плане занятий учащиеся информируются по электронной почте.
Архитектурный комплекс
- Воскресенский собор
По замыслу Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня. Об иерусалимском храме строители могли судить также по его деревянной модели, которую в 1649 году привёз в Россию патриарх Паисий. К концу 1666 года собор доведён до сводов. Патриархом в нём были освящены три придельных церкви: любимое место служения Никона — верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и церковь Успения Богоматери. Строительство остановилось после церковного собора 1666—1667 годов, осудившего патриарха.
Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня.
Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады. Над керамическим убранством в середине XVII века работали такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов. При патриархе Никоне было выполнено пять керамических ордерных иконостасов: два для приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы (они были освящены Никоном) и три — заалтарных приделов. Праздничный вид придавали собору изразцовые наличники икон в трёх его ярусах, декоративные пояса, расположенные как внутри, так и снаружи, порталы и надписи. В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма.
- Трапезная с церковью Рождества Христова
Замысел устроить в первом этаже храма Рождества Христова подобие Вифлеемского Вертепа и яслей относится ко времени строительства храма, но осуществлен он был только в конце XVIII века. Работы велись по плану архитектора Григория Бартенева, деньги на устроение Вертепа и «Вифлеемских» церквей пожаловала императрица Екатерина II, кроме того каждый придел имел своих вкладчиков. Близ Вертепа были устроены приделы Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет и Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. В день Рождества Христова из верхнего храма в Святой Вертеп совершался торжественный крестный ход. После закрытия в 1919 году Воскресенского монастыря все убранство Вертепа и придельных церквей было уничтожено.
Корпус Трапезных палат сильно пострадал в 1941 году. В северной палате был разрушен свод, кровли на остальных помещениях сгорели вместе с деревянными конструкциями, но при этом храм Рождества Христова почти не получил повреждений. Во время реставрационных работ архитектурный облик интерьеров восстановлен в первоначальном виде. Фасады корпуса сохраняют сочетание форм и деталей XVII — XIX веков. 6 декабря 1997 года Рождественский трапезный храм был вновь освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
- Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим
Надвратный храм Входа Господня в Иерусалим сооружен одновременно с крепостной стеной и освящен в 1697 году. Церковь имеет основание в форме креста, квадратный в плане нижний ярус, на который опираются поставленные друг на друга, уменьшающиеся кверху восьмигранники. Надвратной церкви соответствует трапезный храм Рождества Христова у западных врат обители, что указывает на связь между пришествием в мир Спасителя и Его шествием в Иерусалим на вольную смерть ради искупления человечества.
В декабре 1941 года Входоиерусалимленская церковь была полностью разрушена, восстановлена к 70-м годам ХХ века. В настоящее время помещение храма занимает Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».
- Подземная церковь Константина и Елены
С востока к основному объёму собора примыкает подземная церковь Константина и Елены (в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале), соединяется с собором ходом из заалтарной части. Строительство церкви началось ещё при Никоне, в 1658 году. В конце XVII века это было простое прямоугольное в плане здание с плоской кровлей, обведённой балясником. Стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, её венчала одна глава, украшенная изразцами.
В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод здания, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров. В начале XIX века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белым камнем.
- Крепостная ограда
В 1690—1697 годах завершило формирование комплекса монастырских сооружений возведение каменной ограды вместо старой деревянной по проекту Якова Бухвостова. Общая протяжённость монастырских стен, построенных с соблюдением требований крепостного зодчества эпохи, составляет около одного километра, высота — девять метров, толщина — до трёх метров. Верхняя часть стен — боевой ход, снабжённый двумя рядами бойниц: для дальнего боя и машикулями, позволяющими вести оборону основания крепости. На изломах стены поставлены семь башен, восьмая (Елизаветинская) размещена над западными воротами, над восточными (Святыми) воротами была построена надвратная Входоиерусалимская церковь. Бухвостову удалось достичь стилевого единства сооружений крепостной стены с другими зданиями и создать единый архитектурный ансамбль. В продолжение традиции, вероятно, в XVIII веке крепостные башни получили палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, башня Давидов дом, Иноплеменничья, башня Варуха, Ефремова, Дамасская.
- Некрополь
Некрополь Новоиерусалимского монастыря расположен внутри собора (захоронения XVII века) и собственно на его территории — по обеим сторонам церкви Константина и Елены. В ходе исследований 1999—2003 годов выявлено 100 целых или сохранившихся крупных частей надгробных памятников, среди них лишь небольшое количество объёмных архитектурных форм. Существенный урон некрополю был нанесён во время богоборческой кампании 1920-х — 1930-х годов и в результате взрыва собора в декабре 1941 года.
На начальном этапе строительства собора отчасти было скопировано расположение важнейших захоронений иерусалимского собора. В храме Гроба Господня в приделе Иоанна Предтечи (Адамовом) находились легендарные захоронения Адама и первого ветхозаветного священника Мелхиседека. Символично, что Никон завещал похоронить себя в приделе Иоанна Предтечи Воскресенского собора, там, где в Иерусалиме погребён Мелхиседек. Сохранилась белокаменная плита, на которой в стихотворной форме описан жизненный путь Никона. Автор эпитафии основателю монастыря — архимандрит Герман.
В соборе и около него находятся погребения членов семей, владевших окрестными землями и лиц, делавших вклады в монастырь: Бестужевых-Рюминых, Самариных, Нащокиных, Олениных, Загряжских, Сухово-Кобылиных (в том числе могилы отца и матери драматурга А. Сухово-Кобылина). В подземной церкви в приделе иконы богоматери «Утоли Моя Печали» похоронены жена и сын А. Суворова.
- Богоявленский скит
Первоначально пустынь стояла на острове, который с одной стороны огибала река Истра, а с другой — соединенный с нею подковообразный канал. Остатки этого водоема прослеживаются ныне в виде рва, во время весеннего паводка заполняемого водой.
Возведение пустыни началось, по-видимому, в 1657 году. Первоначально это были двухэтажные палаты, к которым с востока примыкала четырехстолпная церковь Богоявления Господня. Однако в 1661—1662 годах Патриарх Никон перестроил пустынь, превратив ее в «столп каменный о четырех апартаментах».
В XVII веке в первом этаже «столпа» находились хозяйственные палаты. Во втором — прихожая и помещения для келейников Патриарха. В третьем — церковь Богоявления Господня с трапезой, келья Святейшего Никона с прихожей и «приемная» палата. Четвертый этаж составляют сооружения на плоской кровле, куда ведет винтовая лестница, соединяющая все «апартаменты».
При входе в пустынь поражает резкое различие между ее внешним и внутренним обликом. Высокое, строго торжественное снаружи здание выглядит внутри низким и тесным. Это объясняется поэтажной расчлененностью пространства на небольшие палаты, предназначенные для пребывания в них одного-двух человек. Внутреннее убранство пустыни утрачено, но дух уединенной монашеской молитвы и ныне дышит в стенах, где Патриарх Никон «жесточайшее житие живяше». Восходя на свой «столп» во время постов, он совершал богослужения, как простой иерей, спал не более трех часов в сутки, а остальное время проводил в безмолвии, богомыслии и ученых занятиях.
Летом Патриарх молился на кровле пустыни в маленькой келье, где вдоль западной стены находилась каменная скамья, облицованная изразцами. Здесь же, в центральной части кровли, стоит восьмигранная церковь святых апостолов Петра и Павла. К востоку от нее расположена маленькая звонница.
- Елеонская гора
Паломники, приходившие в Новый Иерусалим по московской дороге, поднимались на Елеонский холм, откуда открывался вид на Воскресенский монастырь и его окрестности, каменный крест на вершине холма отмечал место Вознесения Спасителя и в тоже время был поклонным крестом для путешественников и памятником о том, что закладка Нового Иерусалима совершена Патриархом в согласии с Царем.
С лицевой стороны креста был изображен распятый Спаситель, Господь Саваоф и Святой Дух, а на оборотной была сделана памятная надпись.
В конце XVII века над крестом была возведена каменная, украшенная изразцами часовня. Она воспроизводила восьмигранную часовню VII века на месте Вознесения Господня в Палестине.
В 1930-х годах Елеонская часовня была полностью разрушена.
17 апреля 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил в Истре закладку Вознесенской часовни и храма в честь Святых Жен мироносиц. Часовня будет возведена рядом с местом, где находилась разрушенная в 1941 году церковь Вознесения Господня. Городской же храм Святых Жен-мироносиц заложен неподалеку от реки Песочни, близ которой Патриарх Никон основал девичий монастырь, «нарицаемый Вифания». В наши дни из Иерусалима в Истру привезен слепок с камня в Елеонской часовне Вознесения, на котором отпечатались стопы Спасителя. Камень-подобие предназначен для будущей часовни Вознесения Христова.
29 января 2006 года архиепископом Можайским Григорием был освящен белокаменный Поклонный Крест, водруженный на месте разрушенной в 1930-х годах Елеонской часовни. Размеры и облик восстановленной святыни соответствуют тем, что указаны в исторических документах.
Святыни
- Икона "Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном"
1657 год. Эта икона была написана в память о перенесении в Москву мощей святителя Филиппа, Патриарх Никон принимал непосредственное участие в перенесении мощей. Сейчас эту икону можно увидеть в экспозиции Историко-архитектурного художественного музея «Новый Иерусалим».
- Разборная модель Храма Гроба Господня
Иерусалим, 1-я четверть 17 века. Кипарис, слоновая кость, перламутр, резьба, токарная работа. Привезена в Москву в 1649 году Иерусалимским патриархом Паисием. Эта модель использовалась Патриархом Никоном при строительстве Воскресенского собора Нового Иерусалима – копии Иерусалимского Храма Гроба Господня.
- Фрагмент омофора Патриарха Никона
Ткань — Италия, XVI в. Шитье — Кипр, 1597 г. Камка, атлас, золотные, серебряные, шелковые нити, пряденое серебро. Ткачество, шитье. Омофор является частью богослужебного облачения епископа, он служит напоминанием о евангельской притче о заблудшей овце. Древнейшие символические изображения Иисуса Христа представляли собой изображение пастыря, несущего на плечах овечку.
- Дарохранительница из придела святой равноапостольной Марии Магдалины
Выполнена по эскизам архитектора М.Ф. Казакова. Конец XVIII — начало XIX века. Серебро, золочение. Дарохранительница – это священный сосуд, в котором хранятся Тело и Кровь Христовы. В православных храмах дарохранительница хранится в алтаре на престоле и носит название кивот.
- Антиминс XVII века
Подписан Патриархом Никоном. Антиминс представляет из себя плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа и четырех евангелистов и подписью епископа, освятившего его. Антиминс является основным предметом, без которого совершение Божественной Литургии невозможно, он освящается по особому чину и может быть освящен только архиереем.
Престольные праздники
Воскресение Христово (Пасха) - Переходящая дата
Вход Господень в Иерусалим - Воскресенье перед Пасхой
Константин и Елена, равноапостольные - 3 июня
Как добраться
Адрес: 143500, Московская область, г. Истра, ул.Советская, д.2, Монастырь.
Телефон: +7 (498) 314-68-38 (паломническая служба).
Проезд:
На автомобиле:
- по Волоколамскому или Новорижскому шоссе (ок. 45 км от МКАД), через г. Истру.
На общественном транспорте:
- электропоездами Рижского направления до станции “Истра” или “Ново-Иерусалимская”, далее автобусом до остановки “Монастырь" или пешком около 20 мин.
- автобусом № 372 от м. “Тушинская” до ост. “Почта", далее пересадка на автобус до остановки “Монастырь".
Паломнику
Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.
Богослужения
Актуальное расписание богослужений
В Свято-Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре ежедневно совершаются следующие Таинства и требы:
- Таинство Крещения.
- Таинство Венчания (в положенные Церковью дни).
- Исповедь, Соборование, Причащение на дому, освящение жилищ и автомашин.
- Отпевание (заочное и очное).
- Освящение крестиков и икон.
Заказать Таинства и требы можно в свечном ящике или по телефону: (495) 994-61-70; 4-71-70
За совершение Таинств и треб никаких такс нет. Желающих совершить пожертвование просим самостоятельно опускать деньги в монастырскую кружку.
Экскурсии
Все желающие посетить монастырь с экскурсией могут записаться по телефонам: 8-(498)-314-68-38 с 9.00 до 18.00 и 8-(910)-461-18-57.
Паломническая служба монастыря расположена на территории обители.
Внимание! Не путать с кассами музея "Новый Иерусалим"!
Запись также осуществляется по E-mail: newj-palomnik@mail.ru и по скайпу newj-palomnik.
При записи по Интернету экскурсия считается записанной только после получения Вами подтверждения по E-mail!
Фото
-
Воскресенский собор в XIX веке
-
Ф. Я. Алексеев Новоиерусалимский монастырь
-
Патриарх Никон с братией Ново-Иерусалимского монастыря. Парсуна. XVII в.
-
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, вид сверху
-
«Скит» патриарха Никона
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Видео
Ссылки