Животворящий Крест Господень: различия между версиями
Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Категория: Святыни]] | [[Категория: Святыни]] | ||
[[Файл:Воздвижение.jpg|мини|справа|Воздвижение Креста Господня]] | [[Файл:Воздвижение.jpg|мини|справа|Воздвижение Креста Господня|alt=Животворящий Крест Господень, Воздвижение]] | ||
'''Животворя́щий Кре́ст''' (греч. ὁ ζῳοποιὸς σταυρός), Крест Господень, Животворящее Древо — крест, на котором был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским святыням. В честь обретения в 326 году Животворящего Креста был установлен праздник - '''Воздвижение Креста Господня''', получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. | '''Животворя́щий Кре́ст''' (греч. ὁ ζῳοποιὸς σταυρός), Крест Господень, Животворящее Древо — крест, на котором был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским святыням. В честь обретения в 326 году Животворящего Креста был установлен праздник - '''Воздвижение Креста Господня''', получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. | ||
См. также: [[Храм Гроба Господня]] | См. также: [[Храм Гроба Господня]] | ||
== Исторический экскурс == | == Исторический экскурс == | ||
[[Файл:Святые Константин и Елена.jpg|мини|слева|Святые равноапостольные Константин и Елена]] | [[Файл:Святые Константин и Елена.jpg|мини|слева|Святые равноапостольные Константин и Елена|alt=Животворящий Крест Господень, Святые Константин и Елена]] | ||
После того как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на нек-рых были построены языческие храмы. | После того как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на нек-рых были построены языческие храмы. | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста . Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на к-ром был распят Господь, иерусалимский еп. Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения. | Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста . Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на к-ром был распят Господь, иерусалимский еп. Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения. | ||
[[Файл:Реликварий.jpg|мини|справа|Реликварий с частью Животворящего Креста (Собор Парижской Богоматери)]] | [[Файл:Реликварий.jpg|мини|справа|Реликварий с частью Животворящего Креста (Собор Парижской Богоматери)|alt=Животворящий Крест Господень, Реликварий]] | ||
2-я версия предания, возникшая в кон. IV - нач. V в., сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место - храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима (Пигулевская. 1976). 3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к I в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой имп. Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV в. Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки (напр., Феофан), в поздневизантийскую эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник В. согласно совр. богослужебным книгам православной Церкви. | 2-я версия предания, возникшая в кон. IV - нач. V в., сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место - храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима (Пигулевская. 1976). 3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к I в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой имп. Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV в. Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки (напр., Феофан), в поздневизантийскую эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник В. согласно совр. богослужебным книгам православной Церкви. | ||
Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христ. миру. В 2 исследованных археологами разрушенных христианских храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста. О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках мн. христиан, сообщают святители [https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Nisskij/ Григорий Нисский] и [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/ Иоанн Златоуст]. | Уже к сер. IV в., как свидетельствует [https://azbyka.org/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/ свт. Кирилл Иерусалимский], частицы Истинного Древа распространились по всему христ. миру. В 2 исследованных археологами разрушенных христианских храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста. О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках мн. христиан, сообщают святители [https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Nisskij/ Григорий Нисский] и [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/ Иоанн Златоуст]. | ||
Кресты-мощевики с частицами Животворящего Креста известны давно. Они были у многих византийских императоров и других членов царского рода. В России о данной реликвии вероятно стало известно довольно давно — в одном из самых ранних памятников (1-я половина XI века) древнерусской словесности, «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, есть упоминание Животворящего Креста: «Он [император Константин] с матерью своей Еленой Крест от Иерусалима принёс [и], по всему миру своему разослав, веру утвердил». | Кресты-мощевики с частицами Животворящего Креста известны давно. Они были у многих византийских императоров и других членов царского рода. В России о данной реликвии вероятно стало известно довольно давно — в одном из самых ранних памятников (1-я половина XI века) древнерусской словесности, «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, есть упоминание Животворящего Креста: «Он [император Константин] с матерью своей Еленой Крест от Иерусалима принёс [и], по всему миру своему разослав, веру утвердил». | ||
[[Файл:Крест-с-частицей.jpg|мини|справа|Крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня]] | [[Файл:Крест-с-частицей.jpg|мини|справа|Крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня|alt=Животворящий Крест Господень, Крест-с-частицей]] | ||
Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора. | Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора. | ||
Строка 71: | Строка 71: | ||
|[[:Категория:Россия|Россия]]||[[Александро-Свирский монастырь]], [[Благовещенский мужской монастырь (Нижний Новгород)]], [[Крестовоздвиженский женский монастырь (Нижний Новгород)]], [[Богоявленский собор в Елохове (Москва)]], [[Воскресенско-Фёдоровский монастырь]], [[Крестовоздвиженский мужской монастырь (Екатеринбург)]], [[Покровский Александро-Невский монастырь]], [[Троице-Сергиева лавра|Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры]], [[Церковь Анастасии Узорешительницы (Псков)]], [[Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь]], [[Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках]]. | |[[:Категория:Россия|Россия]]||[[Александро-Свирский монастырь]], [[Благовещенский мужской монастырь (Нижний Новгород)]], [[Крестовоздвиженский женский монастырь (Нижний Новгород)]], [[Богоявленский собор в Елохове (Москва)]], [[Воскресенско-Фёдоровский монастырь]], [[Крестовоздвиженский мужской монастырь (Екатеринбург)]], [[Покровский Александро-Невский монастырь]], [[Троице-Сергиева лавра|Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры]], [[Церковь Анастасии Узорешительницы (Псков)]], [[Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь]], [[Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках]]. | ||
|- | |- | ||
|[[:Категория:Украина|Украина]]||[[Крестовоздвиженская церковь (Винница)]], [[Крестовоздвиженский собор (Ужгород)]], | |[[:Категория:Украина|Украина]]||[[Крестовоздвиженская церковь (Винница)]], [[Крестовоздвиженский собор (Ужгород)]], Успенский собор (Мукачево), [[Свято-Успенская Почаевская Лавра]], [[Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра|Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской Лавры]] | ||
|- | |- | ||
|[[:Категория:Франция|Франция]]||Собор Парижской Богоматери, Аббатство Святого Креста, Пуатье (частица, с 568 года), церковь святого Клавдия, Париж (частица принесена из Иерусалима 28 июля 1109 года) | |[[:Категория:Франция|Франция]]||Собор Парижской Богоматери, Аббатство Святого Креста, Пуатье (частица, с 568 года), церковь святого Клавдия, Париж (частица принесена из Иерусалима 28 июля 1109 года) |
Текущая версия от 16:49, 28 июля 2020
Животворя́щий Кре́ст (греч. ὁ ζῳοποιὸς σταυρός), Крест Господень, Животворящее Древо — крест, на котором был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским святыням. В честь обретения в 326 году Животворящего Креста был установлен праздник - Воздвижение Креста Господня, получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света.
См. также: Храм Гроба Господня
Исторический экскурс[править | править код]
После того как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на нек-рых были построены языческие храмы.
Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. имп. Константина I Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление к-рого стало для св. Константина знаком победы над противником.
Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста . Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на к-ром был распят Господь, иерусалимский еп. Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.
2-я версия предания, возникшая в кон. IV - нач. V в., сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место - храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима (Пигулевская. 1976). 3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к I в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой имп. Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV в. Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки (напр., Феофан), в поздневизантийскую эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник В. согласно совр. богослужебным книгам православной Церкви.
Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христ. миру. В 2 исследованных археологами разрушенных христианских храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста. О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках мн. христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.
Кресты-мощевики с частицами Животворящего Креста известны давно. Они были у многих византийских императоров и других членов царского рода. В России о данной реликвии вероятно стало известно довольно давно — в одном из самых ранних памятников (1-я половина XI века) древнерусской словесности, «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, есть упоминание Животворящего Креста: «Он [император Константин] с матерью своей Еленой Крест от Иерусалима принёс [и], по всему миру своему разослав, веру утвердил».
Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора.
В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий.
Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви.
В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня, получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии.
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме).
Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая.
В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту.
Описание[править | править код]
За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Исследователь конца XIX века Шарль Роо де Флери[fr] в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» (фр. «Mémoire sur les instruments de la passion de la N.-S. J.-C.») сообщает, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около трети объема от Креста.
Местонахождение. Доступность для паломников[править | править код]
В данной таблице представлены наиболее известные в христианском мире места хранения частиц Животворящего Креста.
Страна | Храм (Монастырь) |
---|---|
Австрия | Хайлигенкройц |
Армения | Эчмиадзин |
Бельгия | Церковь Onthaalkerk в Брюгге |
Германия | Храм Святой Цецилии, Дюссельдорф |
Греция | Афонские монастыри: Иверский, Дионисиат, Котлумуш, Ксиропотам (часть пробитая гвоздём), Филофея, Симонопетра, Святого Павла, Ставроникита и Эсфигмен — единичные частицы; Великая Лавра, Ватопед, Хиландар, Пантократор, Зограф и Каракал — несколько частиц |
Грузия | Собор Светицховели (частица). По преданию часть Креста, один из гвоздей, а также подножье Креста были подарены Грузии императором Константином. Подножье было утеряно при грузинском царе Георгии XII |
Израиль | Храм Гроба Господня — самая большая из известных частей Креста |
Испания | Монастырь Санто Торибио де Льебана, Кантабрия |
Италия | Рим: собор Святого Петра, базилика Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, Кафедральный собор Пизы, Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции |
Кипр | Монастырь Ставровуни — частица, по преданию, оставленная святой Еленой при основании монастыря. Монастырь Святого Креста в деревне Омодос — частица Креста и узы (веревки), которыми связывали руки Иисуса Христа по пути на распятие. |
Латвия | Собор староверческой Гребенщиковской общины в Риге. |
Россия | Александро-Свирский монастырь, Благовещенский мужской монастырь (Нижний Новгород), Крестовоздвиженский женский монастырь (Нижний Новгород), Богоявленский собор в Елохове (Москва), Воскресенско-Фёдоровский монастырь, Крестовоздвиженский мужской монастырь (Екатеринбург), Покровский Александро-Невский монастырь, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, Церковь Анастасии Узорешительницы (Псков), Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь, Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. |
Украина | Крестовоздвиженская церковь (Винница), Крестовоздвиженский собор (Ужгород), Успенский собор (Мукачево), Свято-Успенская Почаевская Лавра, Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской Лавры |
Франция | Собор Парижской Богоматери, Аббатство Святого Креста, Пуатье (частица, с 568 года), церковь святого Клавдия, Париж (частица принесена из Иерусалима 28 июля 1109 года) |
Черногория | Цетинье — частица, ранее принадлежавшая Мальтийскому ордену, затем находившаяся в России (Зимний дворец и Гатчина, до 1917 года) |
Ссылки[править | править код]
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Крест