Храм Флора и Лавра (Белоярское): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{Местоположение святыни|локация=55.326571, 62.362213|вид=Приходской храм}} Аннотация::'''Храм Фло…»)
 
м (Замена текста — «45» на «45»)
 
(не показано 7 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=55.326571, 62.362213|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение святыни|локация=55.326571, 62.362213|вид=Приходской храм}}
 
[[Файл:Храм Белоярское.jpg|330px|мини|справа|alt=Храм Флора и Лавра (Белоярское), Храм Белоярское]]
[[Аннотация::'''Храм Флора и Лавра''' - кирпичная двухпрестольная церковь — великолепный образец уральского барокко, построена на средства прихожан в 1771 году вместо прежней деревянной.]]  
[[Аннотация::'''Храм Флора и Лавра''' - кирпичная двухпрестольная церковь — великолепный образец уральского барокко, построена на средства прихожан в 1771 году вместо прежней деревянной.]]  


== История ==
== История ==
В 1771 г. в с. Белоярское была построена деревянная церковь (в настоящее время здесь расположена усадьба Завьялова Сергея Павловича). Но простояла она не долго – сгорела. На сходке, жителями села было принято решение о строительстве новой кирпичной церкви. Чтобы собрать необходимые средства, обратились к жителям окрестных сёл и деревень: Косулино, Куликово, Пивкино, Красноярка и Чесноки. Почтенные старцы съездили в с. Карачелку, где в то время велось строительство церкви. Со строителями договорились, что по завершению строительства они приедут в с Белоярское и построят там церковь. Вот почему эти церкви так похожи.
В архиве Пермской епархии (куда якобы обращался Григорий Дмитриевич Чепелев) есть сведения о строительстве церкви в 1771 году, но эта дата строительства деревянной церкви. Это произошло потому, что кирпичную церковь назвали как и деревянную – Флора – Лавровская, в память о Святых Флоре и Лавре, покровителях скота, точнее коневодства. Икона Св. Флора и Лавра, написанная в конце 15 века, хранится в Третьяковской галерее, в Москве. Написана она мастерами Новгородской школы. Эта школа одна из блестящих «страниц» в истории мировой живописи.
Место для строительства выбрали удачное: в центре села, на возвышении. По воспоминаниям жителей села, к 1812 г. церковь была построена до окон. «Мой дед, - вспоминает Чепелева Алексанра Григорьевна, - помнил жителя нашего села Петра Воробьёва, который частенько «под хмельком» заходил в церковь, когда там работали «богомазы» (художники). Он был прозван в селе хвастуном за те байки о своих «подвигах», которые рассказывал всем, в том числе и «богомазам».
[[Файл:Храм Белоярское4.jpg|мини|слева|Храм до реставрации|alt=Храм Флора и Лавра (Белоярское), Храм Белоярское4]]
У церкви было два входа: с запада и юга, было и два алтаря: один Флора и Лавра, а другой – Ивана – крестителя. Возможно, поэтому в нашем селе престольным праздником было Крещение.
В церкви было красиво и торжественно, как и во всех русских храмах. В дни христианских праздников было много народа. Не только церковь, но и ограда вокруг неё были заполнены людьми. Ограда вокруг церкви была обнесена железной решёткой, которая крепилась между столбами, сложенными из кирпича. На конце железных прутьев сияли украшения из разноцветного стекла, которые переливались в лучах солнца.
В ограде церкви, с южной стороны, были похоронены предки попа Шмотина Николая, который возглавлял церковь до 1917 г. В годы гражданской войны он был на стороне «белых».
Весной 1918 г. бедняки поделили землю, в том числе и церковную. В мае по всей железной дороге от Омска до Челябинска произошёл Чешский мятеж, который поддержали и богатые люди окрестных сёл. Шмотин стал одним из инициаторов отнятия земли у крестьян и наказания их поркой на площади у церкви. Одни говорят, что Н. Шмотин уехал с «белыми», переправившись через р. Миасс на своём красавце – коне. Другие утверждают, что он был расстрелян «красными». Сын его, Валентин Шмотин, в 50-е годы работал директором конезавода в г. Омске. После Николая Шмотина попом стал Ермолов Александр, он был арестован (возможно, после закрытия церкви). Сын его, Пётр, работал воспитателем в детском доме с. Белоярского.
Закрыта церковь в 1933 г. Большинство населения с болью в сердце смотрело за спуском колоколов в 1935г. Руководили этим активисты во главе с Гаврилом Пушкарёвым. Долго не поддавались колокола активистам, но не смогли безмолвные отстоять себя и рухнули на землю. Небольшие были увезены сразу, а большой некоторое время так и лежал на земле, потом и он исчез.
В настоящее время церковь возвращена верующим, реставрируется, проводятся службы.


== [[Престольные праздники]] ==
== [[Престольные праздники]] ==
Строка 11: Строка 28:
'''Адрес:''' 641027, Курганская область, Щучанский р-он, с. Белоярское
'''Адрес:''' 641027, Курганская область, Щучанский р-он, с. Белоярское


'''Телефон:''' +7 (35244) 2-89-15
'''Телефон:''' [tel:+73524428915 +7 (35244) 2-89-15]


'''Электронная почта:''' Anton.1967@list.ru
'''Электронная почта:''' [mailto:Anton.1967@list.ru Anton.1967@list.ru]


== Паломнику ==
== Паломнику ==
Строка 19: Строка 36:


== Фото ==
== Фото ==
<gallery>
Храм_Белоярское3.jpg
Храм_Белоярское1.jpg
Храм_Белоярское2.jpg
</gallery>


== Видео ==
== Видео ==

Текущая версия от 11:08, 13 мая 2020

Идёт загрузка карты…
Храм Флора и Лавра (Белоярское), Храм Белоярское

Храм Флора и Лавра - кирпичная двухпрестольная церковь — великолепный образец уральского барокко, построена на средства прихожан в 1771 году вместо прежней деревянной.

История[править | править код]

В 1771 г. в с. Белоярское была построена деревянная церковь (в настоящее время здесь расположена усадьба Завьялова Сергея Павловича). Но простояла она не долго – сгорела. На сходке, жителями села было принято решение о строительстве новой кирпичной церкви. Чтобы собрать необходимые средства, обратились к жителям окрестных сёл и деревень: Косулино, Куликово, Пивкино, Красноярка и Чесноки. Почтенные старцы съездили в с. Карачелку, где в то время велось строительство церкви. Со строителями договорились, что по завершению строительства они приедут в с Белоярское и построят там церковь. Вот почему эти церкви так похожи.

В архиве Пермской епархии (куда якобы обращался Григорий Дмитриевич Чепелев) есть сведения о строительстве церкви в 1771 году, но эта дата строительства деревянной церкви. Это произошло потому, что кирпичную церковь назвали как и деревянную – Флора – Лавровская, в память о Святых Флоре и Лавре, покровителях скота, точнее коневодства. Икона Св. Флора и Лавра, написанная в конце 15 века, хранится в Третьяковской галерее, в Москве. Написана она мастерами Новгородской школы. Эта школа одна из блестящих «страниц» в истории мировой живописи.

Место для строительства выбрали удачное: в центре села, на возвышении. По воспоминаниям жителей села, к 1812 г. церковь была построена до окон. «Мой дед, - вспоминает Чепелева Алексанра Григорьевна, - помнил жителя нашего села Петра Воробьёва, который частенько «под хмельком» заходил в церковь, когда там работали «богомазы» (художники). Он был прозван в селе хвастуном за те байки о своих «подвигах», которые рассказывал всем, в том числе и «богомазам».

Храм Флора и Лавра (Белоярское), Храм Белоярское4
Храм до реставрации

У церкви было два входа: с запада и юга, было и два алтаря: один Флора и Лавра, а другой – Ивана – крестителя. Возможно, поэтому в нашем селе престольным праздником было Крещение.

В церкви было красиво и торжественно, как и во всех русских храмах. В дни христианских праздников было много народа. Не только церковь, но и ограда вокруг неё были заполнены людьми. Ограда вокруг церкви была обнесена железной решёткой, которая крепилась между столбами, сложенными из кирпича. На конце железных прутьев сияли украшения из разноцветного стекла, которые переливались в лучах солнца. В ограде церкви, с южной стороны, были похоронены предки попа Шмотина Николая, который возглавлял церковь до 1917 г. В годы гражданской войны он был на стороне «белых».

Весной 1918 г. бедняки поделили землю, в том числе и церковную. В мае по всей железной дороге от Омска до Челябинска произошёл Чешский мятеж, который поддержали и богатые люди окрестных сёл. Шмотин стал одним из инициаторов отнятия земли у крестьян и наказания их поркой на площади у церкви. Одни говорят, что Н. Шмотин уехал с «белыми», переправившись через р. Миасс на своём красавце – коне. Другие утверждают, что он был расстрелян «красными». Сын его, Валентин Шмотин, в 50-е годы работал директором конезавода в г. Омске. После Николая Шмотина попом стал Ермолов Александр, он был арестован (возможно, после закрытия церкви). Сын его, Пётр, работал воспитателем в детском доме с. Белоярского.

Закрыта церковь в 1933 г. Большинство населения с болью в сердце смотрело за спуском колоколов в 1935г. Руководили этим активисты во главе с Гаврилом Пушкарёвым. Долго не поддавались колокола активистам, но не смогли безмолвные отстоять себя и рухнули на землю. Небольшие были увезены сразу, а большой некоторое время так и лежал на земле, потом и он исчез.

В настоящее время церковь возвращена верующим, реставрируется, проводятся службы.

Престольные праздники[править | править код]

Флор и Лавр Иллирийские, мученики - 31 августа

Как добраться[править | править код]

Адрес: 641027, Курганская область, Щучанский р-он, с. Белоярское

Телефон: +7 (35244) 2-89-15

Электронная почта: Anton.1967@list.ru

Паломнику[править | править код]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Храм Флора и Лавра с. Белоярское