Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Подмоклово): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показаны 23 промежуточные версии 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=54.86694,37.34667|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение|локация=54.867043, 37.346647|вид=Приходской храм}}
[[Файл:Храм Подмолково6.jpg|мини|справа]]
[[Файл:Храм Подмолково6.jpg|350px|мини|справа|alt=Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Подмоклово)]]
[[Аннотация::'''Церковь Рождества Богородицы''' — наиболее ранняя из дошедших до настоящего времени от первой половины XVIII века ротонд. Важность церкви состоит ещё и в том, что, в ходе научных изысканий по изучению церкви, было доподлинно установлено, что работы по декоративной резьбе и созданию скульптур были выполнены русскими мастерами под руководством Ивана Афанасьева Зимина.]]
'''Церковь Рождества Богородицы''' — [[Аннотация::наиболее ранняя из дошедших до настоящего времени от первой половины XVIII века ротонд.]] Важность церкви состоит ещё и в том, что, в ходе научных изысканий по изучению церкви, было доподлинно установлено, что работы по декоративной резьбе и созданию скульптур были выполнены русскими мастерами под руководством Ивана Афанасьева Зимина.
 
Один из подмосковных православных храмов начала XVIII века, которые обозначили радикальный разрыв с древнерусской архитектурной традицией. Вотчинный храм князя Григория Фёдоровича Долгорукова представляет собой двусветную ротонду, в современном итальянском стиле, более радикальном чем голицынское барокко, перекрытую высоким куполом с люкарнами и световым барабаном, завершённым полусферой. Ротонда окружена шестнадцатипролётной аркадой, на которой установлены выполненные в человеческий рост, статуи двенадцати апостолов и четырёх евангелистов. Построен в 1714 — 1722 годах в усадьбе Подмоклово Городецкого стана Тарусского уезда Калужской губернии (ныне деревня Серпуховского района, Московской области). Архитектором храма на начальном этапе был Лоренц фон Фикин, основные работы по строительству храма были выполнены Андреем Шульцом.


Один из подмосковных православных храмов начала XVIII века, которые обозначили радикальный разрыв с древнерусской архитектурной традицией. Вотчинный храм князя Григория Фёдоровича Долгорукова представляет собой двусветную ротонду, в современном итальянском стиле, более радикальном чем голицынское барокко, перекрытую высоким куполом с люкарнами и световым барабаном, завершённым полусферой. Ротонда окружена шестнадцатипролётной аркадой, на которой установлены выполненные в человеческий рост, статуи двенадцати [https://azbyka.org/apostoly апостолов] и четырёх [https://azbyka.org/evangelisty евангелистов]. Построен в 1714-1722 годах в усадьбе Подмоклово Городецкого стана Тарусского уезда Калужской губернии (ныне деревня Серпуховского района, Московской области). Архитектором храма на начальном этапе был Лоренц фон Фикин, основные работы по строительству храма были выполнены Андреем Шульцом.
{{Погода|id=10754}}
== История ==
== История ==
Первое упоминание церкви Рождества Богородицы в селе Подмоклово содержится в тарусских писцовых книгах от 1628 1629 годов. В книгах церковь значится как "деревяна клецки" с приделом святителя Николая.
'''Первое упоминание''' церкви Рождества Богородицы в селе Подмоклово содержится в тарусских писцовых книгах от 1628-1629 годов. В книгах церковь значится как "деревяна клецки" с приделом святителя Николая.


Заказчиком нового каменного храма стал князь Григо­рий Фёдорович Долгоруков — успешный дипломат, ближайший сподвижник Петра I. Идея создания храма пришла к Г. Ф. Долгорукову, вероятнее всего, во время его поездок по странам Европы в составе «Великого посольства» в 1697—1699 годов. Вместе с другими сподвижниками Петра Долгоруков побывал в Германии, Голландии, Франции и Италии. Как результат поездки, был написан «Журнал путешествий», авторство которого до сих пор не удалось установить, но в числе претендентов на авторство значится и Долгоруков.
Заказчиком нового каменного храма стал князь Григо­рий Фёдорович Долгоруков — успешный дипломат, ближайший сподвижник Петра I. Идея создания храма пришла к Г. Ф. Долгорукову, вероятнее всего, во время его поездок по странам Европы в составе «Великого посольства» в 1697-1699 годов. Вместе с другими сподвижниками Петра Долгоруков побывал в Германии, Голландии, Франции и Италии. Как результат поездки, был написан «Журнал путешествий», авторство которого до сих пор не удалось установить, но в числе претендентов на авторство значится и Долгоруков.


Разрешение на постройку каменного храма на месте обветшавшей деревянной церкви было получено 22 июня 1714 года Указом Митрополита Рязанского и Муромского Стефана. Просителем выступал сам Григо­рий Фёдорович Долгоруков.
Разрешение на постройку каменного храма на месте обветшавшей деревянной церкви было получено 22 июня 1714 года Указом Митрополита Рязанского и Муромского Стефана. Просителем выступал сам Григо­рий Фёдорович Долгоруков.


Первый контракт на постройку храма-ротонды был заключён с артелью Андрея Опурина 1 мая 1714 года: «...подрядились они построить из ево товару в Таруском уезде в селе Подмоклом церковь по церклюлю круглую по чер­тежу по повелению иноземца Лоренца фон Фикина». Лоренц фон Фикин — военнопленный, был квартирмейстером в шведской армии Карла XII.
Первый контракт на постройку храма-ротонды был заключён с артелью Андрея Опурина 1 мая 1714 года: «...подрядились они построить из ево товару в Таруском уезде в селе Подмоклом церковь по церклюлю круглую по чер­тежу по повелению иноземца Лоренца фон Фикина». Лоренц фон Фикин — военнопленный, был квартирмейстером в шведской армии Карла XII.
[[Файл:Храм Подмолково2.jpg|мини|справа|1890-е гг.]]
 
Но строительство храма было остановлено в том же году с связи с выходом царского указа от 9 октября 1714 года о запрещении во всем государстве кроме Санкт-Петербурга каменного строительства. Остановка строительства храма произошла на уровне перемычек сводов галереи первого яруса.
Но строительство храма было остановлено в том же году с связи с выходом царского указа от 9 октября 1714 года о запрещении во всем государстве кроме Санкт-Петербурга каменного строительства. Остановка строительства храма произошла на уровне перемычек сводов галереи первого яруса.


Однако уже в 1717 году Долгорукову удалось получить разрешение у государя на "достройку" храма и уже 28 мая он заключил новый контракт на строительство с прежней артелью.
'''Однако уже в 1717 году''' Долгорукову удалось получить разрешение у государя на "достройку" храма и уже 28 мая он заключил новый контракт на строительство с прежней артелью. Вероятнее всего Лоренц фон Фикин не обладал достаточной квалификацией для строительства столь сложных сооружений. Поэтому 5 мая 1718 года Долгоруков заключил контракт с новой артелью строителей — записного московского каменщика Ивана Каландина, который к тому времени имел большой опыт возведения каменных построек. Руководство строительными работами осуществлял иноземец Андрей Шульц.


Вероятнее всего Лоренц фон Фикин не обладал достаточной квалификацией для строительства столь сложных сооружений. Поэтому 5 мая 1718 года Долгоруков заключил контракт с новой артелью строителей — записного московского каменщика Ивана Каландина, который к тому времени имел большой опыт возведения каменных построек. Руководство строительными работами осуществлял иноземец Андрей Шульц.
Декор храма и скульптуры были выполнены из местного окского известняка. Известняк был поставлен крестьянином Максимом Васильевым из подмосковной деревни Нижнее Мячково к 19 мая 1719 года. Декоративная резьба и скульптуры храма были выполнены артелью резчиков по камню под руководством Ивана Зимина. Важность этого факта состоит в том, что это самая ранняя, достоверно задокументированная работа такого высокого уровня, выполненная руками русских мастеров. Работы производились непосредственно на месте строительства по рисункам и чертежам заказчика. В пользу этой версии говорит то, что рядом с храмом впоследствии были обнаружены испорченные, вследствие неудачных, каменные блоки.


Декор храма и скульптуры были выполнены из местного окского известняка. Известняк был поставлен крестьянином Максимом Васильевым из подмосковной деревни Нижнее Мячково к 19 мая 1719 года.
'''В 1723 году''' Г. Ф. Долгоруков умер, так и не дождавшись освящения храма. На момент его смерти храм был почти построен, из невыполненных работ остались только: иконы, иконостас, столярные работы. Его сын Сергей Григорьевич, которому по наследству перешло село Подмоклово, своей вотчиной не занимался. Строительство храма так и не было завершено, несмотря на то, что он находился на последних стадиях постройки.


Декоративная резьба и скульптуры храма были выполнены артелью резчиков по камню под руководством Ивана Зимина. Важность этого факта состоит в том, что это самая ранняя, достоверно задокументированная работа такого высокого уровня, выполненная руками русских мастеров. Работы производились непосредственно на месте строительства по рисункам и чертежам заказчика. В пользу этой версии говорит то, что рядом с храмом впоследствии были обнаружены испорченные, вследствие неудачных, каменные блоки.
'''В 1730 году''' после воцарения на троне императрицы Анны Иоановны, род Долгоруковых попадает в опалу. Все вотчины Долгоруковых, в том числе и село Подмоклово переходят в дворцовое ведомство. В связи с чем, храм остаётся недостроенным и его окончательная отделка задерживается на несколько лет. В 1741 году, после смерти императрицы Анны Иоановны, Долгоруковы вновь становятся владельцами своих бывших поместий, в том числе и своей подмосковной вотчины, села Подмоклово. Внук Г. Ф. Долгорукова, Николай Сергеевич, после вступления во владение селом распоряжается завершить строительство храма, и в 1754 году, после завершения строительных и отделочных работ, подаёт прошение в Синод на имя императрицы Елизаветы Петровны о разрешении освятить храм. В этом же году, после того, как разрешение было получено, храм торжественно освещают.


В 1723 году Г. Ф. Долгоруков умер, так и не дождавшись освящения храма. На момент его смерти храм был почти построен, из невыполненных работ остались только: иконы, иконостас, столярные работы.
'''В 1779 году''' имение принадлежит Затрапезному Алексею Ивановичу. Вероятнее всего, что после смерти своего единственного сына Николай Сергеевич Долгоруков продал имение Затрапезному. В 1785 году рядом с храмом началось строительство колокольни. Строительство колокольни так и не было закончено и 1898 году, она была разобрана "по ветхости". В дальнейшем у имения Подмоклово менялись хозяева.


Его сын Сергей Григорьевич, которому по наследству перешло село Подмоклово, своей вотчиной не занимался. Строительство храма так и не было завершено, несмотря на то, что он находился на последних стадиях постройки.
В разное время село принадлежало Тютчевым (1830-ые года), Васильчиковым (с 1840-ые года). В 1861 году к церкви пристраивают колокольню и каменную ограду с воротами в формах "Русского национального стиля".


В 1730 году после воцарения на троне императрицы Анны Иоановны, род Долгоруковых попадает в опалу. Все вотчины Долгоруковых, в том числе и село Подмоклово переходят в дворцовое ведомство. В связи с чем, храм остаётся недостроенным и его окончательная отделка задерживается на несколько лет. В 1741 году, после смерти императрицы Анны Иоановны, Долгоруковы вновь становятся владельцами своих бывших поместий, в том числе и своей подмосковной вотчины, села Подмоклово. Внук Г. Ф. Долгорукова, Николай Сергеевич, после вступления во владение селом распоряжается завершить строительство храма, и в 1754 году, после завершения строительных и отделочных работ, подаёт прошение в Синод на имя императрицы Елизаветы Петровны о разрешении освятить храм. В этом же году, после того, как разрешение было получено, храм торжественно освещают.
'''В 1875 году''' уроженец села Подмоклово церковный староста Тимофей Иванович Каштанов, возобновил храм. В 1882 году на его же средства были выполнены работы по росписи храма, а в церковном притворе была выполнена картина «Страшный суд». Картина получила скандальную известность из-за портретного сходства одного из изображённых на картине грешников на М. Ю. Лермонтова. В 1883—1893 годы храм ремонтировался: заложили часть арочных проемов, галерей и пробили в стенах каналы калориферного отопления. К началу XX века была утрачена балюстрада над карнизом круговой аркады. В 1903 году при храме была сооружена каменная звонница, которая была разобрана в 1930-ые годы, в хозяйственных целях.


В 1779 году имение принадлежит Затрапезному Алексею Ивановичу. Вероятнее всего, что после смерти своего единственного сына Николай Сергеевич Долгоруков продал имение Затрапезному.
'''К началу XX века''' уже была утрачен балю­страда над карнизом круговой аркадной галереи. В начале 1910 годов было проведены ремонтные работы ненадлежащего качества, в результате чего храм утратил свой прежний вид. Сводчатые арки вокруг церкви были заложены кирпичом, статуи апостолов раскрашены яркими красками.


В 1785 году рядом с храмом началось строительство колокольни. Строительство колокольни так и не было закончено и 1898 году, она была разобрана "по ветхости". В дальнейшем у имения Подмоклово менялись хозяева.
'''В конце XIX века''' приход церкви состоял из 525 мужчин и из 575 женщин. В состав прихода входило село Подмоклово и часть сельца Прокшино. В 1915 году в храме служил один священник и псаломщик. Последним владельцем усадьбы был серпуховский фабрикант Н.П. Рябов.
[[Файл:Храм Подмолково11.jpg|мини|справа]]
В разное время село принадлежало Тютчевым (1830-ые года), Васильчиковым (с 1840-ые года).


В 1861 году к церкви пристраивают колокольню и каменную ограду с воротами в формах "Русского национального стиля".
Несмотря на проводимую советскими властями политику гонения на церковь, церковные богослужения в храмы выполнялись вплоть до 1936 года. Но уже в 1937 году храм был закрыт и использовался под хозяйственные нужды, как зернохранилище.


В 1875 году уроженец села Подмоклово церковный староста Тимофей Иванович Каштанов, возобновил храм. В 1882 году на его же средства были выполнены работы по росписи храма, а в церковном притворе была выполнена картина «Страшный суд». Картина получила скандальную известность из-за портретного сходства одного из изображённых на картине грешников на М. Ю. Лермонтова.
'''В начале 1980-х''' годов храм подвергся посягательству вандалов, 5 из 16 украшающий храм статуй были разрушены. Впоследствии разрушенные статуи были восстановлены специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря. Восстановление статуй проводилось с 1988 по 1995 год. Восстановленные статуи хранились в Серпуховском Историко-художественным музее, но в 2016 году были возвращены на свои первоначальные места.


В 1883—1893 годы храм ремонтировался: заложили часть арочных проемов, галерей и пробили в стенах каналы калориферного отопления. К началу XX века была утрачена балюстрада над карнизом круговой аркады.
'''С 1983 по 1994 год''' здание храма реставрировалась силами специалистов треста "Мособлреставрация". После завершения реставрационных работ у храма были вновь открыты арки кольцевой паперти. После реставрации церкви в ней планировалось организовать музей русской скульптуры, однако уже в 1992 год храм был передан Русской Православной церкви, а с 1993 года вновь стал действующим храмом.


В 1903 году при храме была сооружена каменная звонница, которая была разобрана в 1930-ые годы, в хозяйственных целях.
== Современное состояние ==


К началу XX века уже была утрачен балю­страда над карнизом круговой аркадной галереи. В начале 1910 годов было проведены ремонтные работы ненадлежащего качества, в результате чего храм утратил свой прежний вид. Сводчатые арки вокруг церкви были заложены кирпичом, статуи апостолов раскрашены яркими красками.
В 2009 году в храме вновь начались реставрационные работы, которые продолжаются уже 7 лет. В этом же году были начаты мероприятия по внесению храма в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


В конце XIX века приход церкви состоял из 525 мужчин и из 575 женщин. В состав прихода входило село Подмоклово и часть сельца Прокшино. В 1915 году в храме служил один священник и псаломщик.
В 2015 году, в ходе аукциона, у усадьбы в Подмоклово определился её хозяин, им стал Дмитрий Малофеев, родной брат Константина Малофеева. Согласно губернаторскому проекту "Усадьбы Подмосковья", в рамках которой и был проведён аукцион, новый хозяин усадьбы обязан к 2022 году полностью отреставрировать здание флигеля. Храм в рамках аукциона реализован не был, так как находится в ведении Русской Православной Церкви.


Последним владельцем усадьбы был серпуховский фабрикант Н.П. Рябов.
'''Архитектура'''


Несмотря на проводимую советскими властями политику гонения на церковь, церковные богослужения в храмы выполнялись вплоть до 1936 года. Но уже в 1937 году храм был закрыт и использовался под хозяйственные нужды, как зернохранилище.
Архитектурные прототипы храма обнаруживаются в первую очередь в Италии, где наиболее ранним вариантом развития восьмигранной ротонды в 16-столпную кольцевую галерею была несохранившаяся оратория Санта Мария дельи Анджели Ф. Брунеллеско во Флоренции (1427-1436 годы). Архитектурная близость к храму обнаруживается и у Темпьетто архитектора Браманте в Риме (1502 года).


В начале 1980-х годов храм подвергся посягательству вандалов, 5 из 16 украшающий храм статуй были разрушены. Впоследствии разрушенные статуи были восстановлены специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря. Восстановление статуй проводилось с 1988 по 1995 год. Восстановленные статуи хранились в Серпуховском Историко-художественным музее, но в 2016 году были возвращены на свои первоначальные места.
В России, ближайшей аналогии храма, является Знаменская церковь в Дубровицах, которая был построена Борисом Алексеевичем Голицыным, двоюродным братом супруги Григо­рия Фёдоровича Долгорукова, Марии Ивановне Голицыной.


С 1983 по 1994 год здание храма реставрировалась силами специалистов треста "Мособлреставрация". После завершения реставрационных работ у храма были вновь открыты арки кольцевой паперти. После реставрации церкви в ней планировалось организовать музей русской скульптуры, однако уже в 1992 год храм был передан Русской Православной церкви, а с 1993 года вновь стал действующим храмом.
Формы храма в Подмоклово гораздо ближе к размеренной ясности Ренессанса, чем к экзальтированной патетике господствовавшего на рубеже XVII и XVIII вв. стиля барокко. Статуи апостолов и евангелистов по-ренессансному устойчивы и монолитны, а их экспансивные жесты – лишь формальная дань традиции барокко, в целом же образы святых отличает спокойное достоинство. При сравнении церкви в Подмоклово с ближайшим итальянским прототипом, проектом К. Фонтана, наиболее заметны различия в программе скульптурного декора – о чём ещё будет сказано. Необходимо признать, что выбор скульптур для украшения храма и порядок их размещения на галерее паперти является оригинальной частью проекта, возможно - собственным творчеством заказчика.


В 2009 году в храме вновь начались реставрационные работы, которые продолжаются уже 7 лет. В этом же году были начаты мероприятия по внесению храма в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
'''[http://gre4a.ru/podmoklovo/ См. виртуальный тур по храму]'''


В 2015 году, в ходе аукциона, у усадьбы в Подмоклово определился её хозяин, им стал Дмитрий Малофеев, родной брат Константина Малофеева. Согласно губернаторскому проекту "Усадьбы Подмосковья", в рамках которой и был проведён аукцион, новый хозяин усадьбы обязан к 2022 году полностью отреставрировать здание флигеля. Храм в рамках аукциона реализован не был, так как находится в ведении Русской Православной Церкви.
[https://yandex.ru/maps/org/tserkov_rozhdestva_presvyatoy_bogoroditsy_v_podmoklovo/1370945739/panorama/?ll=37.344426%2C54.865586&panorama%5Bdirection%5D=42.900000%2C16.156716&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=37.346342%2C54.866815&panorama%5Bspan%5D=62.196909%2C60.000000&z=13 '''Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма''']


== Описание ==
== Деятельность прихода ==
Архитектурные прототипы храма обнаруживаются в первую очередь в Италии, где наиболее ранним вариантом развития восьмигранной ротонды в 16-столпную кольцевую галерею была несохранившаяся оратория Санта Мария дельи Анджели Ф. Брунеллеско во Флоренции (1427-1436 годы). Архитектурная близость к храму обнаруживается и у Темпьетто архитектора Браманте в Риме (1502 года).
[[Файл:Храм Подмолково8.jpg|мини|справа|Иконостас]]
В России, ближайшей аналогии храма, является Знаменская церковь в Дубровицах, которая был построена Борисом Алексеевичем Голицыным, двоюродным братом супруги Григо­рия Фёдоровича Долгорукова, Марии Ивановне Голицыной.


Формы храма в Подмоклово гораздо ближе к размеренной ясности Ренессанса, чем к экзальтированной патетике господствовавшего на рубеже XVII и XVIII вв. стиля барокко. Статуи апостолов и евангелистов по-ренессансному устойчивы и монолитны, а их экспансивные жесты – лишь формальная дань традиции барокко, в целом же образы святых отличает спокойное достоинство. При сравнении церкви в Подмоклово с ближайшим итальянским прототипом, проектом К.Фонтана, наиболее заметны различия в программе скульптурного декора – о чём ещё будет сказано. Необходимо признать, что выбор скульптур для украшения храма и порядок их размещения на галерее паперти является оригинальной частью проекта, возможно - собственным творчеством заказчика.
* Молодежный лагерь
* Музыкальные фестивали


== Святыни ==
== Святыни ==
Особо почитаемая икона в церкви — старинная икона Владимирской Божьей матери.


В честь иконы, по случаю избавления от холеры в 1848 году, ежегодно 23 июня после утрени совершается крёстный ход.
* Старинная икона Владимирской Божией Матери.


== Престольные праздники ==
== [[Престольные праздники]] ==
[[Файл:Храм Подмолково1.jpg|мини|справа]]
Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября


== Как добраться ==
* '''[[Престольный праздник::Рождество Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-rozhdestvo-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 21 сентября]
'''Адрес''': Московская область, Серпуховской район, село Подмоклово


Проезд:
== Контакты ==


* Общественным транспортом из Москвы:
'''Адрес:''' Россия, Московская область, Серпуховский р-он, село Подмоклово


1. Электричкой до Серпухова,  [https://rasp.yandex.ua/search/suburban/?toName=%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2&fromName=%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0%20(%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB)&toId=s9600830&fromId=s2000001&lang=ru Расписание электричек Москва (Курский вокзал)-Серпухов]
'''Телефон:''' [tel:+79852127009 +7 (985) 212-70-09] ''(настоятель протоиерей Дионисий Крюков)''


или [https://rasp.yandex.ua/search/bus/?fromName=%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0&fromId=&toName=%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2&toId=&when=%D0%BD%D0%B0%C2%A0%D0%B2%D1%81%D0%B5%20%D0%B4%D0%BD%D0%B8&lang=ru автобусом №458 Москва (м.Южная) - Серпухов]
'''Электронный адрес:''' [mailto:hram-podmoklovo@yandex.ru hram-podmoklovo@yandex.ru], [mailto:hram-podmoklovo@yandex.ru hram-podmoklovo@yandex.ru] ''(по вопросам фестиваля)''


далее автобусом №28 "Серпухов-Ланьшино" до ост. "Подмоклово"
'''Сайт:''' http://www.hram-podmoklovo.ru


[http://mostransavto.ru/passengers/ Расписание автобуса № 28 "Серпухов-Ланьшино"]
== Паломнику ==


2. Электричкой "Москва-Тула" до станции "107 км", далее автобусом №28 "Серпухов-Ланьшино" до ост. "Подмоклово"
=== Богослужения ===


3. Электричкой "Москва-Тула" до станции "Приокская", далее пешком 6 км
Богослужения в храме совершаются в выходные и праздничные дни.


* На автомобиле
[http://www.hram-podmoklovo.ru/schedule '''Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма''']


Из Москвы нужно следовать по Симферопольскому шоссе - трассе М-2 "Крым" Москва - Симферополь (Украина), до моста через реку Оку, переехать через мост, доехать до транспортной развязки, ведущей в Пущино, и далее свернуть направо на развязку, а въехав на неё, свернуть налево в сторону Лукьянова и всё время ехать по главной дороге до указателя на Подмоклово.
Храм открыт для посещения во время совершения богослужений.


'''Телефон настоятеля''': +7-985-212-70-09 (протоиерей Дионисий Крюков)
=== Экскурсии ===
 
'''Электронный адрес:''' hram-podmoklovo@yandex.ru
 
== Паломнику ==
Летом при храме действует молодежный палаточный лагерь "Подмоклово".


'''Расписание богослужений:'''
Экскурсию по храму за пожертвования можно заказать, позвонив помощнику настоятеля храма Марии Панчелюге по телефону [tel:+79162923441 +7 (916) 292-34-41]. Договариваться желательно заранее.


По субботам в 16.00 Всенощное бдение
=== Как добраться ===


По воскресеньям в 9.00 Часы, Божественная Литургия
'''Проезд общественным транспортом из Москвы:'''


ИСПОВЕДЬ совершается на вечернем богослужении в субботу и в воскресенье с 9.00 до начала Литургии
* Электричкой до Серпухова,  Расписание электричек Москва (Курский вокзал) - Серпухов или автобусом №458 Москва (м. Южная) - Серпухов, далее автобусом №28 "Серпухов-Ланьшино" до ост. "Подмоклово".
* Электричкой "Москва-Тула" до станции "107 км", далее автобусом №28 "Серпухов-Ланьшино" до ост. "Подмоклово".
* Электричкой "Москва-Тула" до станции "Приокская", далее пешком 6 км.


В двунадесятые праздники (если не совпадает с воскресеньем) служится молебен в 14.00
'''На автомобиле:'''


[http://www.hram-podmoklovo.ru/schedule Расписание богослужений на месяц]
* Из Москвы нужно следовать по Симферопольскому шоссе - трассе М-2 "Крым" Москва - Симферополь, до моста через реку Оку, переехать через мост, доехать до транспортной развязки, ведущей в Пущино, и далее свернуть направо на развязку, а въехав на неё, свернуть налево в сторону Лукьянова и всё время ехать по главной дороге до указателя на Подмоклово.


== Фото ==
== Фото ==
<gallery>
<gallery>
Храм_Подмолково.jpg
Храм Подмолково2.jpg
Храм Подмолково11.jpg
Храм Подмолково8.jpg
Храм_Подмолково3.jpg
Храм_Подмолково3.jpg
Храм_Подмолково4.jpg
Храм_Подмолково4.jpg
Храм_Подмолково5.jpg
Храм_Подмолково5.jpg
Храм_Подмолково9.jpg
Храм_Подмолково7.jpg
Храм_Подмолково7.jpg
Храм_Подмолково9.jpg
Храм_Подмолково10.jpg
Храм_Подмолково10.jpg
Храм_Подмолково.jpg
Храм Подмолково1.jpg
</gallery>
</gallery>


== Видео ==
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=e2ohxhlYTDM|230|left|Храм Рождества Пресвятой Богородицы с.Подмоклово|frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=cdVaJF4VSRk|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=XI8KHzTZRS0|230|left|Музыкальный фестиваль в Подмоклово|frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=iT-FzLRaV2c|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=YKJ8fcyo_lA|230|left|Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово|frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=_LXpgX8Vnhw|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=_fJgzuHnX-8|230|left|Подмоклово - церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1754)|frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=u8NVz5ikfo8|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=Ky3f-qSXjWY|350|left||frame}}


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[http://www.hram-podmoklovo.ru/ Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Подмоклово)]


{{SEO|в Подмолково, церковь Рождества Пресвятой Богородицы|Московской области}}
* [https://vk.com/hrampodmoklovo Сообщество В контакте "Концерты и фестивали в Подмоклово".]
* [https://azbyka.org/palomnik/images/6/66/%D0%94.-%D0%92.-%D0%9A%D1%80%D1%8E%D0%BA%D0%BE%D0%B2_-%D0%9E%D0%B1-%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B5-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8-%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B0-%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%B5.pdf Д. В. Крюков. Об идейном замысле церкви Рождества Богородицы с. Подмоклое]
* [https://tsobor.ru/храм-рождества-богородицы-села-подмо/ Храм Рождества Богородицы села Подмоклово.]
* [https://pserpuhov.ru/o-blagochinii/xramy-blagochiniya/ Официальный сайт Серпуховского благочиния.]
* [https://mosmit.ru/eparhy/temples/by-location/serpuhovskii/ Официальный сайт Московской митрополии. Городской округ Серпухов. ]
* [https://dzen.ru/a/X987SfWm9Cn8Winp Итальянская церковь в русской деревне, тайна 12 апостолов и портрет Лермонтова на иконе.]
* [https://vadimrazumov.ru/507328.html Церковь Рождества Богородицы в ПОДМОКЛОВО, Серпуховский район, Московская область.]
 
{{SEO|в Подмолково, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Подмоклово)|Московской области}}

Текущая версия от 13:16, 8 декабря 2023

Идёт загрузка карты…
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Подмоклово)

Церковь Рождества Богородицы — наиболее ранняя из дошедших до настоящего времени от первой половины XVIII века ротонд. Важность церкви состоит ещё и в том, что, в ходе научных изысканий по изучению церкви, было доподлинно установлено, что работы по декоративной резьбе и созданию скульптур были выполнены русскими мастерами под руководством Ивана Афанасьева Зимина.

Один из подмосковных православных храмов начала XVIII века, которые обозначили радикальный разрыв с древнерусской архитектурной традицией. Вотчинный храм князя Григория Фёдоровича Долгорукова представляет собой двусветную ротонду, в современном итальянском стиле, более радикальном чем голицынское барокко, перекрытую высоким куполом с люкарнами и световым барабаном, завершённым полусферой. Ротонда окружена шестнадцатипролётной аркадой, на которой установлены выполненные в человеческий рост, статуи двенадцати апостолов и четырёх евангелистов. Построен в 1714-1722 годах в усадьбе Подмоклово Городецкого стана Тарусского уезда Калужской губернии (ныне деревня Серпуховского района, Московской области). Архитектором храма на начальном этапе был Лоренц фон Фикин, основные работы по строительству храма были выполнены Андреем Шульцом.

Яндекс.Погода

История[править | править код]

Первое упоминание церкви Рождества Богородицы в селе Подмоклово содержится в тарусских писцовых книгах от 1628-1629 годов. В книгах церковь значится как "деревяна клецки" с приделом святителя Николая.

Заказчиком нового каменного храма стал князь Григо­рий Фёдорович Долгоруков — успешный дипломат, ближайший сподвижник Петра I. Идея создания храма пришла к Г. Ф. Долгорукову, вероятнее всего, во время его поездок по странам Европы в составе «Великого посольства» в 1697-1699 годов. Вместе с другими сподвижниками Петра Долгоруков побывал в Германии, Голландии, Франции и Италии. Как результат поездки, был написан «Журнал путешествий», авторство которого до сих пор не удалось установить, но в числе претендентов на авторство значится и Долгоруков.

Разрешение на постройку каменного храма на месте обветшавшей деревянной церкви было получено 22 июня 1714 года Указом Митрополита Рязанского и Муромского Стефана. Просителем выступал сам Григо­рий Фёдорович Долгоруков.

Первый контракт на постройку храма-ротонды был заключён с артелью Андрея Опурина 1 мая 1714 года: «...подрядились они построить из ево товару в Таруском уезде в селе Подмоклом церковь по церклюлю круглую по чер­тежу по повелению иноземца Лоренца фон Фикина». Лоренц фон Фикин — военнопленный, был квартирмейстером в шведской армии Карла XII.

Но строительство храма было остановлено в том же году с связи с выходом царского указа от 9 октября 1714 года о запрещении во всем государстве кроме Санкт-Петербурга каменного строительства. Остановка строительства храма произошла на уровне перемычек сводов галереи первого яруса.

Однако уже в 1717 году Долгорукову удалось получить разрешение у государя на "достройку" храма и уже 28 мая он заключил новый контракт на строительство с прежней артелью. Вероятнее всего Лоренц фон Фикин не обладал достаточной квалификацией для строительства столь сложных сооружений. Поэтому 5 мая 1718 года Долгоруков заключил контракт с новой артелью строителей — записного московского каменщика Ивана Каландина, который к тому времени имел большой опыт возведения каменных построек. Руководство строительными работами осуществлял иноземец Андрей Шульц.

Декор храма и скульптуры были выполнены из местного окского известняка. Известняк был поставлен крестьянином Максимом Васильевым из подмосковной деревни Нижнее Мячково к 19 мая 1719 года. Декоративная резьба и скульптуры храма были выполнены артелью резчиков по камню под руководством Ивана Зимина. Важность этого факта состоит в том, что это самая ранняя, достоверно задокументированная работа такого высокого уровня, выполненная руками русских мастеров. Работы производились непосредственно на месте строительства по рисункам и чертежам заказчика. В пользу этой версии говорит то, что рядом с храмом впоследствии были обнаружены испорченные, вследствие неудачных, каменные блоки.

В 1723 году Г. Ф. Долгоруков умер, так и не дождавшись освящения храма. На момент его смерти храм был почти построен, из невыполненных работ остались только: иконы, иконостас, столярные работы. Его сын Сергей Григорьевич, которому по наследству перешло село Подмоклово, своей вотчиной не занимался. Строительство храма так и не было завершено, несмотря на то, что он находился на последних стадиях постройки.

В 1730 году после воцарения на троне императрицы Анны Иоановны, род Долгоруковых попадает в опалу. Все вотчины Долгоруковых, в том числе и село Подмоклово переходят в дворцовое ведомство. В связи с чем, храм остаётся недостроенным и его окончательная отделка задерживается на несколько лет. В 1741 году, после смерти императрицы Анны Иоановны, Долгоруковы вновь становятся владельцами своих бывших поместий, в том числе и своей подмосковной вотчины, села Подмоклово. Внук Г. Ф. Долгорукова, Николай Сергеевич, после вступления во владение селом распоряжается завершить строительство храма, и в 1754 году, после завершения строительных и отделочных работ, подаёт прошение в Синод на имя императрицы Елизаветы Петровны о разрешении освятить храм. В этом же году, после того, как разрешение было получено, храм торжественно освещают.

В 1779 году имение принадлежит Затрапезному Алексею Ивановичу. Вероятнее всего, что после смерти своего единственного сына Николай Сергеевич Долгоруков продал имение Затрапезному. В 1785 году рядом с храмом началось строительство колокольни. Строительство колокольни так и не было закончено и 1898 году, она была разобрана "по ветхости". В дальнейшем у имения Подмоклово менялись хозяева.

В разное время село принадлежало Тютчевым (1830-ые года), Васильчиковым (с 1840-ые года). В 1861 году к церкви пристраивают колокольню и каменную ограду с воротами в формах "Русского национального стиля".

В 1875 году уроженец села Подмоклово церковный староста Тимофей Иванович Каштанов, возобновил храм. В 1882 году на его же средства были выполнены работы по росписи храма, а в церковном притворе была выполнена картина «Страшный суд». Картина получила скандальную известность из-за портретного сходства одного из изображённых на картине грешников на М. Ю. Лермонтова. В 1883—1893 годы храм ремонтировался: заложили часть арочных проемов, галерей и пробили в стенах каналы калориферного отопления. К началу XX века была утрачена балюстрада над карнизом круговой аркады. В 1903 году при храме была сооружена каменная звонница, которая была разобрана в 1930-ые годы, в хозяйственных целях.

К началу XX века уже была утрачен балю­страда над карнизом круговой аркадной галереи. В начале 1910 годов было проведены ремонтные работы ненадлежащего качества, в результате чего храм утратил свой прежний вид. Сводчатые арки вокруг церкви были заложены кирпичом, статуи апостолов раскрашены яркими красками.

В конце XIX века приход церкви состоял из 525 мужчин и из 575 женщин. В состав прихода входило село Подмоклово и часть сельца Прокшино. В 1915 году в храме служил один священник и псаломщик. Последним владельцем усадьбы был серпуховский фабрикант Н.П. Рябов.

Несмотря на проводимую советскими властями политику гонения на церковь, церковные богослужения в храмы выполнялись вплоть до 1936 года. Но уже в 1937 году храм был закрыт и использовался под хозяйственные нужды, как зернохранилище.

В начале 1980-х годов храм подвергся посягательству вандалов, 5 из 16 украшающий храм статуй были разрушены. Впоследствии разрушенные статуи были восстановлены специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря. Восстановление статуй проводилось с 1988 по 1995 год. Восстановленные статуи хранились в Серпуховском Историко-художественным музее, но в 2016 году были возвращены на свои первоначальные места.

С 1983 по 1994 год здание храма реставрировалась силами специалистов треста "Мособлреставрация". После завершения реставрационных работ у храма были вновь открыты арки кольцевой паперти. После реставрации церкви в ней планировалось организовать музей русской скульптуры, однако уже в 1992 год храм был передан Русской Православной церкви, а с 1993 года вновь стал действующим храмом.

Современное состояние[править | править код]

В 2009 году в храме вновь начались реставрационные работы, которые продолжаются уже 7 лет. В этом же году были начаты мероприятия по внесению храма в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 2015 году, в ходе аукциона, у усадьбы в Подмоклово определился её хозяин, им стал Дмитрий Малофеев, родной брат Константина Малофеева. Согласно губернаторскому проекту "Усадьбы Подмосковья", в рамках которой и был проведён аукцион, новый хозяин усадьбы обязан к 2022 году полностью отреставрировать здание флигеля. Храм в рамках аукциона реализован не был, так как находится в ведении Русской Православной Церкви.

Архитектура

Архитектурные прототипы храма обнаруживаются в первую очередь в Италии, где наиболее ранним вариантом развития восьмигранной ротонды в 16-столпную кольцевую галерею была несохранившаяся оратория Санта Мария дельи Анджели Ф. Брунеллеско во Флоренции (1427-1436 годы). Архитектурная близость к храму обнаруживается и у Темпьетто архитектора Браманте в Риме (1502 года).

В России, ближайшей аналогии храма, является Знаменская церковь в Дубровицах, которая был построена Борисом Алексеевичем Голицыным, двоюродным братом супруги Григо­рия Фёдоровича Долгорукова, Марии Ивановне Голицыной.

Формы храма в Подмоклово гораздо ближе к размеренной ясности Ренессанса, чем к экзальтированной патетике господствовавшего на рубеже XVII и XVIII вв. стиля барокко. Статуи апостолов и евангелистов по-ренессансному устойчивы и монолитны, а их экспансивные жесты – лишь формальная дань традиции барокко, в целом же образы святых отличает спокойное достоинство. При сравнении церкви в Подмоклово с ближайшим итальянским прототипом, проектом К. Фонтана, наиболее заметны различия в программе скульптурного декора – о чём ещё будет сказано. Необходимо признать, что выбор скульптур для украшения храма и порядок их размещения на галерее паперти является оригинальной частью проекта, возможно - собственным творчеством заказчика.

См. виртуальный тур по храму

Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма

Деятельность прихода[править | править код]

  • Молодежный лагерь
  • Музыкальные фестивали

Святыни[править | править код]

  • Старинная икона Владимирской Божией Матери.

Престольные праздники[править | править код]

Контакты[править | править код]

Адрес: Россия, Московская область, Серпуховский р-он, село Подмоклово

Телефон: +7 (985) 212-70-09 (настоятель протоиерей Дионисий Крюков)

Электронный адрес: hram-podmoklovo@yandex.ru, hram-podmoklovo@yandex.ru (по вопросам фестиваля)

Сайт: http://www.hram-podmoklovo.ru

Паломнику[править | править код]

Богослужения[править | править код]

Богослужения в храме совершаются в выходные и праздничные дни.

Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма

Храм открыт для посещения во время совершения богослужений.

Экскурсии[править | править код]

Экскурсию по храму за пожертвования можно заказать, позвонив помощнику настоятеля храма Марии Панчелюге по телефону +7 (916) 292-34-41. Договариваться желательно заранее.

Как добраться[править | править код]

Проезд общественным транспортом из Москвы:

  • Электричкой до Серпухова, Расписание электричек Москва (Курский вокзал) - Серпухов или автобусом №458 Москва (м. Южная) - Серпухов, далее автобусом №28 "Серпухов-Ланьшино" до ост. "Подмоклово".
  • Электричкой "Москва-Тула" до станции "107 км", далее автобусом №28 "Серпухов-Ланьшино" до ост. "Подмоклово".
  • Электричкой "Москва-Тула" до станции "Приокская", далее пешком 6 км.

На автомобиле:

  • Из Москвы нужно следовать по Симферопольскому шоссе - трассе М-2 "Крым" Москва - Симферополь, до моста через реку Оку, переехать через мост, доехать до транспортной развязки, ведущей в Пущино, и далее свернуть направо на развязку, а въехав на неё, свернуть налево в сторону Лукьянова и всё время ехать по главной дороге до указателя на Подмоклово.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]