Покровский Климовский мужской монастырь: различия между версиями
Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) (→Видео) |
||
(не показаны 4 промежуточные версии 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение святыни|локация=Россия, г. Брянск|вид=Монастырь}} | {{Местоположение святыни|локация=Россия, г. Брянск|вид=Монастырь}} | ||
[[Аннотация::Старообрядческий Климовский Покровский мужской монастырь, при реке Дожогалка, в старое время числился в Новозыбковском уезде Черниговской губернии]], в 3 верстах от посада Митьковки, и на таком же расстоянии от посада Климова. Ныне – село Покровское Брянской области. | [[Файл:Покровский Климовский мужской монастырь.jpg|мини|alt=Покровский Климовский мужской монастырь]] | ||
[[Аннотация::'''Старообрядческий Климовский Покровский мужской монастырь''', при реке Дожогалка, в старое время числился в Новозыбковском уезде Черниговской губернии]], в 3 верстах от посада Митьковки, и на таком же расстоянии от посада Климова. Ныне – село Покровское Брянской области. | |||
== История == | == История == | ||
В 1764 состоялась вторая «ветковская выгонка», когда военная экспедиция насильно вернула в Россию десятки тысяч беглых крестьян и староверов. Староверов в эти времена отправляли преимущественно в Сибирь и на Алтай, но часть из них опять оказалась в староверских слободах Стародубья. Во время «выгонки» староверы перевезли в Россию не только своё имущество, книги и иконы, но и свою главную святыню: ветковскую Покровскую церковь — первую староверскую церковь, официально действовавшую в Ветке с 1695года, освященную одним из старообрядческих руководителей Феодосием. Это было сделано по предложению Климовского бурмистра Алексея Васильевича Хрущева. На собрании войтов всех стародубских слобод было решено перевезти из Ветки церковь. Климовскому войту Игнату Тютюнову был выдан специальный документ (ордер), где было указано, что для перевозки церкви нужно выделить с каждого рациона (в каждом рационе десять домов) по четыре подводы. Таким образом, за восемьдесят с лишком верст от Ветки была перевезена Покровская церковь. Главным распорядителем по перевозке и по устроению церкви был бурмистр Хрущев. Перевозка стоила столько, что на израсходованные суммы можно было устроить две церкви гораздо лучшие, чем Покровская. Но старообрядцы не могли расстаться со своей святыней. Кстати, Покровскую церковь, разобранную «по брёвнышку», пытались вывезти в Россию ещё во время «первой ветковской выгонки». Тогда переправляли её водным путём по Сожу и Ипути, но неудачно: часть плотов по пути утонула или потерялась. Церковь затем была восстановлена на старом месте в Ветке, и именно восстановленную церковь перевезли под Климову Слободу. | В 1764 состоялась вторая «ветковская выгонка», когда военная экспедиция насильно вернула в Россию десятки тысяч беглых крестьян и староверов. Староверов в эти времена отправляли преимущественно в Сибирь и на Алтай, но часть из них опять оказалась в староверских слободах Стародубья. Во время «выгонки» староверы перевезли в Россию не только своё имущество, книги и иконы, но и свою главную святыню: ветковскую Покровскую церковь — первую староверскую церковь, официально действовавшую в Ветке с 1695года, освященную одним из старообрядческих руководителей Феодосием. Это было сделано по предложению Климовского бурмистра Алексея Васильевича Хрущева. На собрании войтов всех стародубских слобод было решено перевезти из Ветки церковь. Климовскому войту Игнату Тютюнову был выдан специальный документ (ордер), где было указано, что для перевозки церкви нужно выделить с каждого рациона (в каждом рационе десять домов) по четыре подводы. Таким образом, за восемьдесят с лишком верст от Ветки была перевезена Покровская церковь. Главным распорядителем по перевозке и по устроению церкви был бурмистр Хрущев. Перевозка стоила столько, что на израсходованные суммы можно было устроить две церкви гораздо лучшие, чем Покровская. Но старообрядцы не могли расстаться со своей святыней. Кстати, Покровскую церковь, разобранную «по брёвнышку», пытались вывезти в Россию ещё во время «первой ветковской выгонки». Тогда переправляли её водным путём по Сожу и Ипути, но неудачно: часть плотов по пути утонула или потерялась. Церковь затем была восстановлена на старом месте в Ветке, и именно восстановленную церковь перевезли под Климову Слободу. | ||
Строка 11: | Строка 12: | ||
Михаил Калмык оградил монастырь деревянной дощатой оградой, а на сквозном проходе через монастырь сделал двое ворот, с берега от реки несколько калиток. Посредине монастыря была поставлена новая деревянная часовня. Эту часовню в 1787 году Михайло Калмык освятил во имя Казанской Пресвятой Богородицы. | Михаил Калмык оградил монастырь деревянной дощатой оградой, а на сквозном проходе через монастырь сделал двое ворот, с берега от реки несколько калиток. Посредине монастыря была поставлена новая деревянная часовня. Эту часовню в 1787 году Михайло Калмык освятил во имя Казанской Пресвятой Богородицы. | ||
[[Файл:Климовский Покровский монастырь 2.jpg|мини|слева|Климовский Покровский монастырь]] | [[Файл:Климовский Покровский монастырь 2.jpg|мини|слева|Климовский Покровский монастырь|alt=Покровский Климовский мужской монастырь]] | ||
Климова слобода стала столицей старообрядчества. Ее влияние распространялось на старообрядцев Дона, Урала, Москвы, Поволжья, Сибири и многих других мест России, где господствовал старообрядческий поповщинский раскол. | Климова слобода стала столицей старообрядчества. Ее влияние распространялось на старообрядцев Дона, Урала, Москвы, Поволжья, Сибири и многих других мест России, где господствовал старообрядческий поповщинский раскол. | ||
Строка 30: | Строка 31: | ||
При Михаиле Калмыке был расширен и обустроен Покровский собор, (он достигал высоты 60 метров), а в 1772 году построен теплый придел к Покровской церкви во имя святителя Николая Чудотворца. Михаил Калмык сохранял свое влияние до самой смерти в 1795 году. К концу 18 века монастырь владел 600 десятинами земли. | При Михаиле Калмыке был расширен и обустроен Покровский собор, (он достигал высоты 60 метров), а в 1772 году построен теплый придел к Покровской церкви во имя святителя Николая Чудотворца. Михаил Калмык сохранял свое влияние до самой смерти в 1795 году. К концу 18 века монастырь владел 600 десятинами земли. | ||
[[Файл:Вид на Климовский монастырь.jpg|мини|Вид на Климовский монастырь]] | [[Файл:Вид на Климовский монастырь.jpg|мини|Вид на Климовский монастырь|alt=Покровский Климовский мужской монастырь]] | ||
Из сочинений М.Лилеева известно, что в Климовский Покровский монастырь в 70-х годах 18 века переселился из Белева старец Пафнотий. | Из сочинений М.Лилеева известно, что в Климовский Покровский монастырь в 70-х годах 18 века переселился из Белева старец Пафнотий. | ||
Строка 48: | Строка 49: | ||
В 2006 году некоторые здания, ранее принадлежащие Покровскому монастырю, были возвращены Церкви. 16-18 октября 2013 года здесь побывала специальная комиссия церковного Синодального отдела по монастырям и монашеству, которая приняла решение снова открыть здесь мужской монастырь. Монастырь возобновлён как подворье Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни (ныне - Брасовский район). Действует Никольская церковь, восстанавливается Покровский собор. В части монастырских строений по-прежнему размещается школа-интернат. | В 2006 году некоторые здания, ранее принадлежащие Покровскому монастырю, были возвращены Церкви. 16-18 октября 2013 года здесь побывала специальная комиссия церковного Синодального отдела по монастырям и монашеству, которая приняла решение снова открыть здесь мужской монастырь. Монастырь возобновлён как подворье Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни (ныне - Брасовский район). Действует Никольская церковь, восстанавливается Покровский собор. В части монастырских строений по-прежнему размещается школа-интернат. | ||
== [[Престольные праздники]] == | |||
'''[[Престольный праздник::Покров Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-pokrov-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 14 октября] | |||
== Фото == | == Фото == | ||
Строка 56: | Строка 60: | ||
Собор_Покрова_Пресвятой_Богородицы_в_Покровском_Климовском_монастыре.jpg|Собор Покрова Пресвятой Богородицы | Собор_Покрова_Пресвятой_Богородицы_в_Покровском_Климовском_монастыре.jpg|Собор Покрова Пресвятой Богородицы | ||
</gallery> | </gallery> | ||
== Как добраться == | == Как добраться == |
Текущая версия от 03:23, 17 февраля 2022
Старообрядческий Климовский Покровский мужской монастырь, при реке Дожогалка, в старое время числился в Новозыбковском уезде Черниговской губернии, в 3 верстах от посада Митьковки, и на таком же расстоянии от посада Климова. Ныне – село Покровское Брянской области.
История[править | править код]
В 1764 состоялась вторая «ветковская выгонка», когда военная экспедиция насильно вернула в Россию десятки тысяч беглых крестьян и староверов. Староверов в эти времена отправляли преимущественно в Сибирь и на Алтай, но часть из них опять оказалась в староверских слободах Стародубья. Во время «выгонки» староверы перевезли в Россию не только своё имущество, книги и иконы, но и свою главную святыню: ветковскую Покровскую церковь — первую староверскую церковь, официально действовавшую в Ветке с 1695года, освященную одним из старообрядческих руководителей Феодосием. Это было сделано по предложению Климовского бурмистра Алексея Васильевича Хрущева. На собрании войтов всех стародубских слобод было решено перевезти из Ветки церковь. Климовскому войту Игнату Тютюнову был выдан специальный документ (ордер), где было указано, что для перевозки церкви нужно выделить с каждого рациона (в каждом рационе десять домов) по четыре подводы. Таким образом, за восемьдесят с лишком верст от Ветки была перевезена Покровская церковь. Главным распорядителем по перевозке и по устроению церкви был бурмистр Хрущев. Перевозка стоила столько, что на израсходованные суммы можно было устроить две церкви гораздо лучшие, чем Покровская. Но старообрядцы не могли расстаться со своей святыней. Кстати, Покровскую церковь, разобранную «по брёвнышку», пытались вывезти в Россию ещё во время «первой ветковской выгонки». Тогда переправляли её водным путём по Сожу и Ипути, но неудачно: часть плотов по пути утонула или потерялась. Церковь затем была восстановлена на старом месте в Ветке, и именно восстановленную церковь перевезли под Климову Слободу.
25 апреля 1765 года было освящено место для церкви в сто квадратных саженей. В двух верстах от Митьковки и в четырех от Климовой слободы, в густом лесу поставлена была церковь, освященная 12 декабря 1765 г. При освящении присутствовали: Михайло Калмык, Петр Черный, Григорий и Иоаким Ветковские, Алексей Митьковский, Никифор Воронковский, Семен Климовский, диакон Павел, масса слобожан, зарубежные старообрядцы.
В Климову слободу из Ветки бежало множество монахов. Местом жительства для них стала территория возведенной церкви. Из сооруженных в течение нескольких дней келий впоследствии сложился монастырь.
Михаил Калмык оградил монастырь деревянной дощатой оградой, а на сквозном проходе через монастырь сделал двое ворот, с берега от реки несколько калиток. Посредине монастыря была поставлена новая деревянная часовня. Эту часовню в 1787 году Михайло Калмык освятил во имя Казанской Пресвятой Богородицы.
Климова слобода стала столицей старообрядчества. Ее влияние распространялось на старообрядцев Дона, Урала, Москвы, Поволжья, Сибири и многих других мест России, где господствовал старообрядческий поповщинский раскол.
До того, как Покровский монастырь получил официальный статус, слобожане не имели легального права на устройство таких монастырей. Организатором многих старообрядческих учреждений был в то время климовский житель и волостной бурмистр Алексей Васильевич Хрущов. Он пользовался большим почетом и уважением у жителей Климовой слободы. Благодаря Алексею Хрущову и Михаилу Калмыку Климова слобода стала всероссийским старообрядческим центром.
Последним на Ветке и первым (после второй выгонки) игуменом Климовского Покровского монастыря был Тарасий, по его настоянию был устроен и Климовский Казанский женский монастырь в 4 верстах от мужского монастыря.
Михаил Калмык (в миру Матфей Васильев) родился в Астраханской губернии, где поначалу жил с семьей. Сначала был священником Астраханской епархии, Николаевской церкви Преображенского монастыря при реке Чурке. После смерти жены, поступил в Астраханский Преображенский монастырь послушником. Впоследствии жил в Польше, затем в Ветке. В Покровской церкви был иеромонахом. Это был умный, огромной силы воли человек, сумевший подчинить себе старообрядцев и заслужить их глубочайшее уважение. При Михаиле Калмыке Климовский Покровский монастырь сделался «столицей староверства» по словам летописца Беляева.
При нем Покровский монастырь в короткое время несказанно обогатился. Обильным потоком лилась старообрядческая милостыня в Климовский Покровский монастырь, а вместе с нею стало распространяться и влияние новой «столицы староверства» на старообрядцев Дона, Поволжья, Москвы, Сибири, Северного поморья и многих других местностей России.
Официально Климовский Покровский монастырь получил свой статус 22 апреля 1768 года. Губернская канцелярия выдала соответствующий ордер.
Историки 19 века писали о монастырях Климова: «Покровский, основанный на Митковских грунтах, в нем было 103 монаха и служек. Девичий (имеется в виду Казанский) с 177д. монахинь и белиц». «Около Климовой в 1781 году находились следующие раскольничьи монастыри: 1)при небольшой роще девичий Казанский, … в нем часовня деревянная одна и прочее строение коего начисляется келий до ста…и 2)монастырь мужской Покровский, в нем церковь деревянная одна, а друга теплая часовня…келий для монахов сего монастыря до 50-ти».
О масштабах Покровского и Казанского монастырей можно узнать из любопытного сравнения. В 1735 году во всей официально-православной России в 204 женских монастырях было 6453 монахини, а в 708 мужских — 7829 монахов (то есть, в среднем на один женский монастырь приходилось 32 монахини, а на мужской — 11. Климовские монастыри не только были центральными, ведущими монастырями старообрядцев, но и одними из крупнейших монастырей России: «В цветущий период в монастыре [Покровском] было до 200 насельников, из них половина была иноками, а половина — бельцами». Казанский был еще крупнее — в нем с 1766 по 1789 год было до 700 душ. Калмык «каждую жену, или молодую девку, без всякого замедления и справок постригал властительски …». Всего до 1790 года он постриг около 6 тысяч душ. Один Калмык постриг в монахи половину того, что постригла вся официальная православная церковь!
При Михаиле Калмыке был расширен и обустроен Покровский собор, (он достигал высоты 60 метров), а в 1772 году построен теплый придел к Покровской церкви во имя святителя Николая Чудотворца. Михаил Калмык сохранял свое влияние до самой смерти в 1795 году. К концу 18 века монастырь владел 600 десятинами земли.
Из сочинений М.Лилеева известно, что в Климовский Покровский монастырь в 70-х годах 18 века переселился из Белева старец Пафнотий.
С 1789 по 1791 год в Климовом посаде был священником Андрей Иоаннов (в миру Андрей Журавлев). При нем многие жители посада и монастырей Казанского и Покровского приняли единоверие. Кроме того, число расположенных к единоверию увеличил сотрудник Андрея Иоаннова Яков Беляев, перешедший из Никодимова монастыря в Климовский Покровский монастырь. Обладая даром слова и старообрядческой начитанностью, он многих просветил в Покровском монастыре и в посаде Климов.
2 января 1848 году Покровский старообрядческий монастырь, чтимый не только окрестными жителями, но и старообрядцами из отдаленных губерний, был обращен в единоверческий и еще очень долго сохранял свое влияние. По высочайшей воле он был возведен в число штатных обителей 1 –го класса. Для обращения Покровского монастыря в единоверческий очень много сделал протоиерей Тимофей Верховский во время своего пребывания в Черниговских посадах с 1844 по 1848 год. Торжественное обращение Покровского монастыря в единоверческий состоялось в присутствии гражданского губернатора, членов ратуши Климовского посада. Все монастырское имущество было сдано бывшим настоятелем о.Рафаилом вновь определенному на его место единоверческому архимандриту.
В «Адресе — календаре духовного ведомства Черниговской епархии на 1879 год» Климовский Покровский монастырь указан уже как единоверческий. Настоятелем тогда был Архимандрит Пафнутий, окончивший курс Костромской духовной семинарии. Казначеем был иеромонах Варлаам, а духовником иеромонах Герасим.
В 1897 году на территории монастыря проживало 200 жителей. В хозяйстве было 3 церкви, сушилка для яблок, хлебохранилище, трапезная, кухня и погреба.
В начале ХХ века, по сведениям из «Полного списка православных монастырей Российской империи» за 1908 год (Москва, изд.А.Д.Ступина,1908) монастырь владел 262 десятинами земли и получал из казны 2475 рублей. В монастыре жил игумен, 10 монахов, 1 послушник. В 1915году настоятелем Климовского Покровского единоверческого монастыря был игумен Нектарий (он же благочинный единоверческих монастырей) . Об этом можно прочитать в «Календаре Черниговской губернии на 1916 год» (Чернигов,1915).
После революции 1917 года у монастыря были отобраны все его владения. В 1922 году произведена конфискация. С 1919 года на территории монастыря располагалась детская колония, а впоследствии стала функционировать Климовская школа-интернат.
Современное состояние[править | править код]
В 2006 году некоторые здания, ранее принадлежащие Покровскому монастырю, были возвращены Церкви. 16-18 октября 2013 года здесь побывала специальная комиссия церковного Синодального отдела по монастырям и монашеству, которая приняла решение снова открыть здесь мужской монастырь. Монастырь возобновлён как подворье Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни (ныне - Брасовский район). Действует Никольская церковь, восстанавливается Покровский собор. В части монастырских строений по-прежнему размещается школа-интернат.
Престольные праздники[править | править код]
Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября
Фото[править | править код]
-
Климовский Покровский монастырь
-
Церковь Николая Чудотворца
-
Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Как добраться[править | править код]
Адрес: Брянская обл., Климовский р-н, пос. Климово, ул. Новая, 2