Старо-Голутвин монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 15 промежуточных версий 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=55.079731, 38.832162 |вид=Монастырь}}
{{Местоположение|локация=55.079731, 38.832162 |вид=Монастырь}}


[[Файл:Старо-Голутвин монастырь.jpg|alt=Старо-Голутвин монастырь|thumb|300x300px|]]


'''Старо-Голутвин монастырь''' - [[Аннотация::православный мужской монастырь в Московской области. Основан в во второй половине XIV века. Был закрыт в конце 1920-х гг., возвращен Церкви в 1993. При монастыре действует гостиница. ]]
'''Старо-Голутвин монастырь''' - [[Аннотация::православный мужской монастырь в Московской области. Основан во второй половине XIV века. Был закрыт в конце 1920-х гг., возвращен Церкви в 1993. При монастыре действует гостиница. ]]


== История ==
== История ==


В одном из красивейших уголков Коломны – в месте слияния рек Москвы и Оки расположен Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. История названия «Голутвин» имеет несколько трактовок. Вот как описывает монастырь крупный историк и археограф XVIII столетия Герард Фридрих Миллер, посетивший его в 1778 году: «Все тамошние места вешняя вода почти до монастыря понимает, отчего везде голой песок и травы мало, а в старину сказывают, был там густой лес, в котором до состроения монастыря жили разбойники, и от того произошло имя Голутвин, а имянно от голудбы, то есть сонмища людей голых, не токмо ничего собственного не имеющих, но и в нужнейшем одеянии претерпевающих недостаток». Как считают современные специалисты в области топонимики, «голутва» - вырубка, поляна в лесу. Так когда-то, еще до основания монастыря, называлось место, где он позднее был основан. Значит, в древности по правому берегу Москвы-реки, недалеко от ее устья шумел лес. И в этом лесу после рубки деревьев появилась поляна. Именно благодаря этой-то вырубке, на которой позднее вырос монастырь, местность получила свое название, закрепившееся за обителью.
Основание монастыря относится к XIV веку, но точная дата неизвестна. Монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобным Григорием. Большинство же исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 г. - наиболее вероятная дата его основания. Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Авва Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор аввы Сергия пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена.  


  Основание монастыря относится к XIV веку, но точная дата неизвестна. Согласно сообщению Софийской второй летописи, монастырь был основан в 1374 году. Эта дата встречается и в трудах некоторых современных исследователей. Однако большинство авторов отдают предпочтение другой дате, которую принимают за дату основания монастыря - 1385 год. Сложилась целая литературная традиция, восходящая к знаменитому житию прп. Сергия Радонежского, написанному Епифанием Премудрым, указывающая, что монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобным Григорием. Большинство же исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 г. - наиболее вероятная дата его основания. В рукописи Троице-Сергиевой Лавры говорится, что Голутвинский Богоявленский монастырь, связанный с победой над Мамаем, был основан в 1385 году на устье реки Москвы близ Коломны. Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Авва Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор аввы Сергия пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. Поставление его во игумена совершал, скорее всего, епископ Коломенский Герасим, в присутствии самого преподобного Сергия, который вручил преподобному Григорию свой игуменский жезл из черного дуба, который благоговейно сохранялся в обители до самого ее закрытия в 20-х годах нашего столетия. Опись монастырской ризницы первой половины XVI в. донесла до нас сведения о ризах преподобного Сергия и аналойном кресте его, пожертвованных им в новую обитель.
Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма - Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения - фундамент и цокольная часть - сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название: "камушки Преподобного".


    Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма - Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения - фундамент и цокольная часть - сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название: "камушки Преподобного".
Примерно во второй четверти XV столетия была построена каменная теплая на высоком подклете церковь во имя святого основателя монастыря - преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями. В середине XVI в. Голутвину принадлежало 49 сел, деревень и иных селений. Причем, владения его распространялись не только в Коломенском уезде. Он имел каменные подворья как в Коломне, так и в Москве, где на рубеже XV-XVI вв. упоминается Голутвина слобода, давшая название современным Московским 1-му, 2-му и 3-му Голутвинским переулкам.
 
Шли годы, созидалась обитель, умножались ее насельники. Подвижническая жизнь братии, духовный авторитет монастыря и слава его основателей привлекали множество благотворителей, среди которых были и великие князья, и церковные иерархи,  боярство и купечество, посадские и простой люд. Примерно во второй четверти XV столетия была построена каменная теплая на высоком подклете церковь во имя святого основателя монастыря - преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями. В середине XVI в. Голутвину принадлежало 49 сел, деревень и иных селений. Причем, владения его распространялись не только в Коломенском уезде. Он имел каменные подворья как в Коломне, так и в Москве, где на рубеже XV-XVI вв. упоминается Голутвина слобода, давшая название современным Московским 1-му, 2-му и 3-му Голутвинским переулкам.
 
Особое сокровище составляла библиотека Голутвина монастыря - в ней насчитывалось 123 книги; это огромное число, учитывая, что все они были рукописными и многие на драгоценном пергаменте.
 
В XVII столетие Голутвин монастырь вступил самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. Не случайно на земском соборе 1613 г. избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова, горожан Коломны представлял именно настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий.
 
В 1654 году монастырь посетило посольство Антиохийского Патриарха Макария. Об этом посещении кратко упомянул в своих дневниках секретарь посольства архидиакон Павел Алеппский.
 
XVIII век стал временем крутого поворота в судьбе древней Обители. С 1707 г. в монастыре учреждена архимандрия, т.е. все настоятели с этого времени получали высокий сан архимандрита. Росло благосостояние монастыря.  Взамен древнего и ветхого возводится новый Богоявленский собор, строится монастырская ограда и колокольня. В 1764 г. произошла секуляризация церковных земель, лишившая монастырь экономической самостоятельности. По утвержденным Синодом монастырским штатам монастырь был отнесен ко II-му классу, что было достаточно высоко и сохраняло за его настоятелем сан архимандрита. В 1775 г. монастырь посетила императрица Екатерина Великая, приславшая затем в Коломну придворного архитектора Ф.М. Казакова, который и спроектировал монастырскую ограду с башнями в псевдоготическом стиле.
 
В 1799 г. по церковной жизни Коломны был нанесен жесточайший удар: была упразднена Коломенская епархия, а архиерей был переведен в Тулу на вдовствующую кафедру. Вслед за ним выехали Семинария и Консистория, и в опустевший комплекс архиерейского дома, расположенного на соборной площади Коломенского кремля, дабы избежать его разрушения или превращения в казармы, была переведена братия Голутвина монастыря, принесшая с собой свое название, и монастырь по главному храму стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвин. Покинутый монастырь пустовал несколько лет, постепенно ветшая и разрушаясь. В одном из его храмов совершал службы приходской священник.
 
В одном из красивейших уголков Коломны – в месте слияния рек Москвы и Оки расположен Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь.  История названия «Голутвин» имеет несколько трактовок. Вот как описывает монастырь крупный историк и археограф XVIII столетия Герард Фридрих Миллер, посетивший его в 1778 году: «Все тамошние места вешняя вода почти до монастыря понимает, отчего везде голой песок и травы мало, а в старину сказывают, был там густой лес, в котором до состроения монастыря жили разбойники, и от того произошло имя Голутвин, а имянно от голудбы, то есть сонмища людей голых, не токмо ничего собственного не имеющих, но и в нужнейшем одеянии претерпевающих недостаток». Как считают современные специалисты в области топонимики, «голутва» - вырубка, поляна в лесу. Так когда-то, еще до основания монастыря, называлось место, где он позднее был основан. Значит, в древности по правому берегу Москвы-реки, недалеко от ее устья шумел лес. И в этом лесу после рубки деревьев появилась поляна. Именно благодаря этой-то вырубке, на которой позднее вырос монастырь, местность получила свое название, закрепившееся за обителью.
 
  Основание монастыря относится к XIV веку, но точная дата неизвестна. Согласно сообщению Софийской второй летописи, монастырь был основан в 1374 году. Эта дата встречается и в трудах некоторых современных исследователей. Однако большинство авторов отдают предпочтение другой дате, которую принимают за дату основания монастыря - 1385 год. Сложилась целая литературная традиция, восходящая к знаменитому житию прп. Сергия Радонежского, написанному Епифанием Премудрым, указывающая, что монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобным Григорием. Большинство же исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 г. - наиболее вероятная дата его основания. В рукописи Троице-Сергиевой Лавры говорится, что Голутвинский Богоявленский монастырь, связанный с победой над Мамаем, был основан в 1385 году на устье реки Москвы близ Коломны. Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Авва Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор аввы Сергия пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. Поставление его во игумена совершал, скорее всего, епископ Коломенский Герасим, в присутствии самого преподобного Сергия, который вручил преподобному Григорию свой игуменский жезл из черного дуба, который благоговейно сохранялся в обители до самого ее закрытия в 20-х годах нашего столетия. Опись монастырской ризницы первой половины XVI в. донесла до нас сведения о ризах преподобного Сергия и аналойном кресте его, пожертвованных им в новую обитель.
 
    Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма - Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения - фундамент и цокольная часть - сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название: "камушки Преподобного".
 
Шли годы, созидалась обитель, умножались ее насельники. Подвижническая жизнь братии, духовный авторитет монастыря и слава его основателей привлекали множество благотворителей, среди которых были и великие князья, и церковные иерархи,  боярство и купечество, посадские и простой люд. Примерно во второй четверти XV столетия была построена каменная теплая на высоком подклете церковь во имя святого основателя монастыря - преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями. В середине XVI в. Голутвину принадлежало 49 сел, деревень и иных селений. Причем, владения его распространялись не только в Коломенском уезде. Он имел каменные подворья как в Коломне, так и в Москве, где на рубеже XV-XVI вв. упоминается Голутвина слобода, давшая название современным Московским 1-му, 2-му и 3-му Голутвинским переулкам.


Особое сокровище составляла библиотека Голутвина монастыря - в ней насчитывалось 123 книги; это огромное число, учитывая, что все они были рукописными и многие на драгоценном пергаменте.
Особое сокровище составляла библиотека Голутвина монастыря - в ней насчитывалось 123 книги; это огромное число, учитывая, что все они были рукописными и многие на драгоценном пергаменте.
Строка 42: Строка 23:
В 1799 г. по церковной жизни Коломны был нанесен жесточайший удар: была упразднена Коломенская епархия, а архиерей был переведен в Тулу на вдовствующую кафедру. Вслед за ним выехали Семинария и Консистория, и в опустевший комплекс архиерейского дома, расположенного на соборной площади Коломенского кремля, дабы избежать его разрушения или превращения в казармы, была переведена братия Голутвина монастыря, принесшая с собой свое название, и монастырь по главному храму стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвин. Покинутый монастырь пустовал несколько лет, постепенно ветшая и разрушаясь. В одном из его храмов совершал службы приходской священник.
В 1799 г. по церковной жизни Коломны был нанесен жесточайший удар: была упразднена Коломенская епархия, а архиерей был переведен в Тулу на вдовствующую кафедру. Вслед за ним выехали Семинария и Консистория, и в опустевший комплекс архиерейского дома, расположенного на соборной площади Коломенского кремля, дабы избежать его разрушения или превращения в казармы, была переведена братия Голутвина монастыря, принесшая с собой свое название, и монастырь по главному храму стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвин. Покинутый монастырь пустовал несколько лет, постепенно ветшая и разрушаясь. В одном из его храмов совершал службы приходской священник.


В связи с этим митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) принимает решение о возрождении обители, для чего объединяет его с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырем с тем, чтобы его содержание осуществлялось за счет Бобреневских угодий, и в этот Бобренево-Голутвин монастырь назначается строителем иеромонах Пешношского монастыря Самуил (Колесницын) , с которым перешло еще шесть человек братии. При нем перекрыт Богоявленский собор, вызолочен иконостас, укреплены и расписаны его стены. Он достроил колокольню, устроив во втором ее ярусе надвратную церковь Введения во храм Богородицы. Начато строительство келейных корпусов и гостиницы, каменной оградой с башнями обнесен монастырский сад. Иеромонахом Самуилом начата капитальная перестройка зимнего теплого Сергиевского храма, к которому, помимо существующего Никольского придела, достраивается придел в честь Тихвинской иконы Божией матери. Заканчивал строительство и отделку храма приемник Самуила игумен Назарий, который, как и Самуил, является подвижником благочестия XIX века. При нем в 1833 году митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) совершено освящение новопостроенного храма. При игумене Назарии в праздничные дни монастырь кормил до 1000 паломников, бедных и нуждающихся. При монастыре было открыто училище для детей окрестных крестьян на 90 учеников.
В связи с этим митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) принимает решение о возрождении обители, для чего объединяет его с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырем с тем, чтобы его содержание осуществлялось за счет Бобреневских угодий, и в этот Бобренево-Голутвин монастырь назначается строителем иеромонах Пешношского монастыря Самуил (Колесницын), с которым перешло еще шесть человек братии. При нем перекрыт Богоявленский собор, вызолочен иконостас, укреплены и расписаны его стены. Он достроил колокольню, устроив во втором ее ярусе надвратную церковь Введения во храм Богородицы. Начато строительство келейных корпусов и гостиницы, каменной оградой с башнями обнесен монастырский сад. Иеромонахом Самуилом начата капитальная перестройка зимнего теплого Сергиевского храма, к которому, помимо существующего Никольского придела, достраивается придел в честь Тихвинской иконы Божией матери. Заканчивал строительство и отделку храма приемник Самуила игумен Назарий, который, как и Самуил, является подвижником благочестия XIX века.


За периодами возрождения и расцвета шли полосы упадка.  Последний всплеск духовного возрождения монастырь пережил в 1912-13 гг., когда его настоятелем был назначен Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), который, проведя в этой должности всего лишь один год, сумел не только исправить нестроения в духовной жизни обители, утвердить ее братию на пути ко спасению, но и за счет пожертвований благотворителей и духовных чад привести в порядок монастырские постройки, кельи и гостиницу. В апреле 1913 г. он умер, но даже за столь короткое время его успели так полюбить, что на проводы (старца погребли в Оптиной) пришла почти вся Коломна.
За периодами возрождения и расцвета шли полосы упадка.  Последний всплеск духовного возрождения монастырь пережил в 1912-13 гг., когда его настоятелем был назначен Оптинский старец [https://azbyka.org/otechnik/Varsonofij_Optinskij/ схиархимандрит Варсонофий (Плиханков)], который, проведя в этой должности всего лишь один год, сумел не только исправить нестроения в духовной жизни обители, утвердить ее братию на пути ко спасению, но и за счет пожертвований благотворителей и духовных чад привести в порядок монастырские постройки, кельи и гостиницу. В апреле 1913 г. он умер, но даже за столь короткое время его успели так полюбить, что на проводы (старца погребли в Оптиной) пришла почти вся Коломна.


Когда в 1929 г. Голутвинских монахов гнали на озерскую железнодорожную ветку, чтобы там посадить в вагоны и отправить в ссылку, на муки и смерть, вместе с ними изгонялась и жизнь из древних стен. После закрытия в монастырских помещениях находились артиллерийские склады, а в 1933 году обитель была переоборудована под общежития рабочих Коломзавода, вербованных в Татарии.  
Когда в 1929 г. Голутвинских монахов гнали на озерскую железнодорожную ветку, чтобы там посадить в вагоны и отправить в ссылку, на муки и смерть, вместе с ними изгонялась и жизнь из древних стен. После закрытия в монастырских помещениях находились артиллерийские склады, а в 1933 году обитель была переоборудована под общежития рабочих Коломзавода, вербованных в Татарии.  
Строка 64: Строка 45:
В 2007 году чаянием Губернатора Московской области Б.В. Громова Богоявленский собор полностью восстановлен и 15 мая освящен чином великого освящения правящим архиереем Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.
В 2007 году чаянием Губернатора Московской области Б.В. Громова Богоявленский собор полностью восстановлен и 15 мая освящен чином великого освящения правящим архиереем Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.


В настоящее время на территории бывшего монастырского сада ведется широкомасштабное строительство нового комплекса Коломенской Духовной семинарии с домовым храмом в честь трех святителей (срок окончания строительства – 2012 год).  
В настоящее время на территории бывшего монастырского сада ведется широкомасштабное строительство нового комплекса Коломенской Духовной семинарии с домовым храмом в честь трех святителей (срок окончания строительства – 2012 год).


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
Строка 78: Строка 59:
* Собор Богоявления Господня
* Собор Богоявления Господня


* Церковь свт. Сергия Радонежского
* Церковь преп. Сергия Радонежского


* Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (в надвратной колокольне)
* Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (в надвратной колокольне)


* Церковь Трех Святителей (Василия Великого, Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста)  
* Церковь Трех Святителей ([https://azbyka.org/otechnik/Vasilij_Velikij/ Василия Великого], [https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Bogoslov/ Григория Богослова] и [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/ Иоанна Златоуста])  


'''Часовня:'''
'''Часовня:'''
Строка 97: Строка 78:
* В подклете Богоявленского собора - могила первого игумена монастыря св. прп. Григория Голутвинского, ученика самого прп. Сергия Радонежского.
* В подклете Богоявленского собора - могила первого игумена монастыря св. прп. Григория Голутвинского, ученика самого прп. Сергия Радонежского.


* Также в храме прп. Сергия Радонежского находятся четыре мощевика с частицами мощей святых угодников:
* Также в храме прп. Сергия Радонежского находятся четыре мощевика с частицами мощей святых угодников.
 
св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна,
 
ап. Андрея Первозванного,
 
ап. и ев. Матфея,
 
ап. Иакова,
 
свтт. Василия Великого,
 
Григория Богослова,
 
Иоанна Златоуста,
 
Иоанна Милостивого,
 
Николая Чудотворца,
 
Кирилла Иерусалимского,
 
вмч. архидиакона Стефана,
 
свщмчч. Харлампия, Власия, Антипы,
 
вмч. Георгия Победоносца,
 
вмч. и целителя Пантелеимона,
 
вмц. Екатерины,
 
равноап. Марии Магдалины,
 
мц. Параскевы Пятницы,
 
вмч. Феодора Тирона,
 
свт. Феофана Затворника Вышенского,
 
св. блгв. князей Бориса и Глеба,
 
свщмч. Константина Богородского,
 
прпмч. Игнатия Афонского,
 
прп. Корнилия Молчальника Печерского,
 
прп. Саввы Стромынского,
 
прп. Нила Столобенского,
 
прп. Илариона Троекуровского,
 
прп. Давида Серпуховского,
 
св. блгв. кн. Романа Угличского,
 
св. блгв. кн. Феодора и чад его Давида и Константина,
 
св. блгвв. кн. Василия и Константина II Ярославских,
 
прав. Василия Павло-Посадского,
 
свт. Спиридона Тримифунтского,
 
свт. Филарета митр. Московского,
 
свт. Иннокетия, митр. Московского,
 
часть плата Божией Матери,
 
сщмч. Дионисия Ареопагита,
 
блж. Матроны Московской,
 
ап. Фомы,
 
вмц. Варвары,
 
прп. Серафима Саровского,
 
мц. Афанисии Канопской,
 
мц. Виринеи Едесской,
 
мч. Магна,
 
мц. Александры Римской,
 
сщмч. Мариана Римского,
 
мч. Евсевия Никомидийского, мч. Иустина, мц. Христины Римской


'''В Введенском надвратном храме – частицы мощей:'''
'''В Введенском надвратном храме – частицы мощей:'''
Строка 195: Строка 84:
свт. Филарета митрополита Московского,
свт. Филарета митрополита Московского,


свт. Игнатия (Брянчанинова) Кавказского,
[https://azbyka.org/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/ свт. Игнатия (Брянчанинова) Кавказского],


свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского,
свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского,
Строка 223: Строка 112:
* Собор Богоявления Господня - 19 января
* Собор Богоявления Господня - 19 января


* Церковь свт. Сергия Радонежского - 8 октября
* Церковь преп. Сергия Радонежского - 8 октября


* Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (в надвратной колокольне) - 4 декабря
* Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (в надвратной колокольне) - 4 декабря
Строка 230: Строка 119:


== Фото ==
== Фото ==
<gallery>
Богоявленский Собор Голутвина.jpg|Собор Богоявления Господня
Радонежская церковь Голутвина.jpg|Церковь преп. Сергия Радонежского
Коломенская семинария.jpg|Коломенская семинария
</gallery>


== Видео ==
== Видео ==
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=R08MgQtlxjI|250|left||frame}}
 
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=LRc3tdItkUc|250|left||frame}}
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=R08MgQtlxjI|300|left||frame}}
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=3APwCmRjL1w|250|left||frame}}
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=3APwCmRjL1w|300|left||frame}}


== Как добраться ==
== Как добраться ==
Строка 252: Строка 151:
Старо-Голутвин монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.
Старо-Голутвин монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.


'''Телефон:'''  8 (496) 610-03-81
'''Телефон:'''  [tel:84966100381 8 (496) 610-03-81]
 
'''Е-mail:''' [mailto:Starogolutvin@yandex.ru Starogolutvin@yandex.ru]
 
'''Сайт: '''  http://starogolutvin.ru/karta.html


'''Е-mail:''' Starogolutvin@yandex.ru
== Ссылки ==


'''[http://starogolutvin.ru/karta.html Сайт монастыря]'''
* [https://monasterium.ru/monastyri/monastery/bogoyavlenskiy-staro-golutvin-muzhskoy-monastyr/ Монастырь на сайте monasterium.ru]


{{SEO|в Старо-Голутвин монастырь|Москвы}}
{{SEO|в Старо-Голутвин монастырь|Москвы}}

Текущая версия от 22:02, 3 сентября 2020

Идёт загрузка карты…
Старо-Голутвин монастырь

Старо-Голутвин монастырь - православный мужской монастырь в Московской области. Основан во второй половине XIV века. Был закрыт в конце 1920-х гг., возвращен Церкви в 1993. При монастыре действует гостиница.

История[править | править код]

Основание монастыря относится к XIV веку, но точная дата неизвестна. Монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобным Григорием. Большинство же исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 г. - наиболее вероятная дата его основания. Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Авва Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор аввы Сергия пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена.

Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма - Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения - фундамент и цокольная часть - сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название: "камушки Преподобного".

Примерно во второй четверти XV столетия была построена каменная теплая на высоком подклете церковь во имя святого основателя монастыря - преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями. В середине XVI в. Голутвину принадлежало 49 сел, деревень и иных селений. Причем, владения его распространялись не только в Коломенском уезде. Он имел каменные подворья как в Коломне, так и в Москве, где на рубеже XV-XVI вв. упоминается Голутвина слобода, давшая название современным Московским 1-му, 2-му и 3-му Голутвинским переулкам.

Особое сокровище составляла библиотека Голутвина монастыря - в ней насчитывалось 123 книги; это огромное число, учитывая, что все они были рукописными и многие на драгоценном пергаменте.

В XVII столетие Голутвин монастырь вступил самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. Не случайно на земском соборе 1613 г. избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова, горожан Коломны представлял именно настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий.

В 1654 году монастырь посетило посольство Антиохийского Патриарха Макария. Об этом посещении кратко упомянул в своих дневниках секретарь посольства архидиакон Павел Алеппский.

XVIII век стал временем крутого поворота в судьбе древней Обители. С 1707 г. в монастыре учреждена архимандрия, т.е. все настоятели с этого времени получали высокий сан архимандрита. Росло благосостояние монастыря. Взамен древнего и ветхого возводится новый Богоявленский собор, строится монастырская ограда и колокольня. В 1764 г. произошла секуляризация церковных земель, лишившая монастырь экономической самостоятельности. По утвержденным Синодом монастырским штатам монастырь был отнесен ко II-му классу, что было достаточно высоко и сохраняло за его настоятелем сан архимандрита. В 1775 г. монастырь посетила императрица Екатерина Великая, приславшая затем в Коломну придворного архитектора Ф.М. Казакова, который и спроектировал монастырскую ограду с башнями в псевдоготическом стиле.

В 1799 г. по церковной жизни Коломны был нанесен жесточайший удар: была упразднена Коломенская епархия, а архиерей был переведен в Тулу на вдовствующую кафедру. Вслед за ним выехали Семинария и Консистория, и в опустевший комплекс архиерейского дома, расположенного на соборной площади Коломенского кремля, дабы избежать его разрушения или превращения в казармы, была переведена братия Голутвина монастыря, принесшая с собой свое название, и монастырь по главному храму стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвин. Покинутый монастырь пустовал несколько лет, постепенно ветшая и разрушаясь. В одном из его храмов совершал службы приходской священник.

В связи с этим митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) принимает решение о возрождении обители, для чего объединяет его с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырем с тем, чтобы его содержание осуществлялось за счет Бобреневских угодий, и в этот Бобренево-Голутвин монастырь назначается строителем иеромонах Пешношского монастыря Самуил (Колесницын), с которым перешло еще шесть человек братии. При нем перекрыт Богоявленский собор, вызолочен иконостас, укреплены и расписаны его стены. Он достроил колокольню, устроив во втором ее ярусе надвратную церковь Введения во храм Богородицы. Начато строительство келейных корпусов и гостиницы, каменной оградой с башнями обнесен монастырский сад. Иеромонахом Самуилом начата капитальная перестройка зимнего теплого Сергиевского храма, к которому, помимо существующего Никольского придела, достраивается придел в честь Тихвинской иконы Божией матери. Заканчивал строительство и отделку храма приемник Самуила игумен Назарий, который, как и Самуил, является подвижником благочестия XIX века.

За периодами возрождения и расцвета шли полосы упадка. Последний всплеск духовного возрождения монастырь пережил в 1912-13 гг., когда его настоятелем был назначен Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), который, проведя в этой должности всего лишь один год, сумел не только исправить нестроения в духовной жизни обители, утвердить ее братию на пути ко спасению, но и за счет пожертвований благотворителей и духовных чад привести в порядок монастырские постройки, кельи и гостиницу. В апреле 1913 г. он умер, но даже за столь короткое время его успели так полюбить, что на проводы (старца погребли в Оптиной) пришла почти вся Коломна.

Когда в 1929 г. Голутвинских монахов гнали на озерскую железнодорожную ветку, чтобы там посадить в вагоны и отправить в ссылку, на муки и смерть, вместе с ними изгонялась и жизнь из древних стен. После закрытия в монастырских помещениях находились артиллерийские склады, а в 1933 году обитель была переоборудована под общежития рабочих Коломзавода, вербованных в Татарии.

В 1947 г. было разрушено гульбище Богоявленского собора, пострадала монастырская ограда.

В 1986 г. комплекс зданий монастыря был передан Центру Социальных Инициатив "Отечество", занимавшемся подростковой работой, который пытался приспособить их для своих нужд. В зданиях конюшенного двора разместился столярный цех, каретного сарая - кузница, в соборе - склад, в Сергиевской церкви - спортзал.

В 1993 г. Коломну посетил Святейший Патриарх, который побывал и в Старо-Голутвине монастыре. В этом году монастырь был передан Московской епархии.

18 декабря 1994 года состоялось официальное его открытие. Божественную литургию совершил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

С 1995 г. в монастыре разместилось Московское епархиальное духовное училище, в 1996 г. преобразованное в Коломенскую духовную семинарию.

Возрождение обители продолжается. В настоящее время полностью отреставрирован храм преподобного Сергия с примыкающим настоятельским корпусом, восстановлена колокольня с надвратной Введенской церковью, западный и восточный братские корпуса, которые используются для нужд расположенной в стенах обители Коломенской Духовной семинарии (эти здания в 2010 году переданы монастырем по договору в безвозмездное пользование семинарии).

16 мая 2006 года были обретены и перенесены в обитель святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского (+3 мая 1937).

В 2007 году чаянием Губернатора Московской области Б.В. Громова Богоявленский собор полностью восстановлен и 15 мая освящен чином великого освящения правящим архиереем Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

В настоящее время на территории бывшего монастырского сада ведется широкомасштабное строительство нового комплекса Коломенской Духовной семинарии с домовым храмом в честь трех святителей (срок окончания строительства – 2012 год).

Современное состояние[править | править код]

Возрождение обители продолжается. В настоящее время полностью отреставрирован храм преподобного Сергия с примыкающим настоятельским корпусом, восстановлена колокольня с надвратной Введенской церковью, западный и восточный братские корпуса, которые используются для нужд расположенной в стенах обители Коломенской Духовной семинарии (эти здания в 2010 году переданы монастырем по договору в безвозмездное пользование семинарии).

В настоящее время на территории бывшего монастырского сада ведется широкомасштабное строительство нового комплекса Коломенской Духовной семинарии с домовым храмом в честь трех святителей (срок окончания строительства – 2012 год).

Храмы[править | править код]

Храмы:

  • Собор Богоявления Господня
  • Церковь преп. Сергия Радонежского
  • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (в надвратной колокольне)

Часовня:

  • Часовня надкладезная

Святыни[править | править код]

  • В храме прп. Сергия Радонежского, в алтаре на престоле находятся два мощевика в виде ангелов, в одном из которых

часть Честного Животворящего Креста Спасителя, в другом – часть Тернового Венца.

  • В Богоявленском соборе находятся мощи священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского.
  • В подклете Богоявленского собора - могила первого игумена монастыря св. прп. Григория Голутвинского, ученика самого прп. Сергия Радонежского.
  • Также в храме прп. Сергия Радонежского находятся четыре мощевика с частицами мощей святых угодников.

В Введенском надвратном храме – частицы мощей:

свт. Филарета митрополита Московского,

свт. Игнатия (Брянчанинова) Кавказского,

свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского,

свщмч. Лукиана Печерского,

прпп. 12 старцев Оптинских,

прпп. Александры и Марфы Дивеевских,

новомучеников:

свщмч. Фаддея (Успенского) Тверского,

свщмч. Константина Богородского,

мчч. Александра и Феодора

и частицы гробов:

прпмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары,

блж. Матроны Московской.

Престольные праздники[править | править код]

  • Собор Богоявления Господня - 19 января
  • Церковь преп. Сергия Радонежского - 8 октября
  • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (в надвратной колокольне) - 4 декабря
  • Церковь Трех Святителей (Василия Великого, Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста) - 30 января

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: Россия, Московская область, Коломенский район, г. Коломна, ул. Голутвинская, д. 11

Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь расположен в подмосковной Коломне. Расстояние от Москвы около 100 км.

Из Москвы можно доехать электропоездом с Казанского вокзала или от станций метро «Выхино» и «Авиамоторная», станция назначения — Голутвин. Нужно выбирать электропоезд, следующий до Голутвина (большинство) или до Рязани; интервал между электропоездами обычно менее часа. От станции Голутвин можно пройти пешком по ходу электрички около 2 км по шоссе справа от железной дороги.

Либо проехать 2 остановки на автобусах, отправляющихся в сторону Щурова (район Коломны) до остановки «Бочманово». Автобусы отходят от автовокзала, который находится рядом с железнодорожной станцией. Выйдя на остановке «Бочманово», перед мостом через Оку следует повернуть налево и пройти несколько сот метров до монастыря.

Автомобилем добираться из Москвы по Новорязанскому шоссе около 100 км. Коломну не объезжать, а ехать по городу. Перед мостом через Оку повернуть налево, как описано выше.

Паломнику[править | править код]

Старо-Голутвин монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Телефон: 8 (496) 610-03-81

Е-mail: Starogolutvin@yandex.ru

Сайт: http://starogolutvin.ru/karta.html

Ссылки[править | править код]