Сретенский храм (Серпухов): различия между версиями
Нет описания правки |
|||
(не показано 5 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение святыни|локация=54.911209, 37.398803|вид=Приходской храм}} | {{Местоположение святыни|локация=54.911209, 37.398803|вид=Приходской храм}} | ||
[[Файл:Сретенский храм (Серпухов).jpg| | [[Файл:Сретенский храм (Серпухов).jpg|400px|мини|справа]] | ||
'''Сретенский храм (Серпухов).''' [[Аннотация:: Церковь типа восьмерик на четверике в духе московского барокко, построенная в 1702 г. Трапезная в стиле классицизма с Космодамианским (известен с XVI в.) и Толгским (устроен в 1820-х) приделами выстроена вновь в 1814-1819 гг., высокая колокольня построена в 1833 г.]] | '''Сретенский храм (Серпухов).''' [[Аннотация:: Церковь типа восьмерик на четверике в духе московского барокко, построенная в 1702 г. Трапезная в стиле классицизма с Космодамианским (известен с XVI в.) и Толгским (устроен в 1820-х) приделами выстроена вновь в 1814-1819 гг., высокая колокольня построена в 1833 г.]] | ||
{{Погода|id=10754}} | {{Погода|id=10754}} | ||
Строка 7: | Строка 7: | ||
На данном месте, по крайней мере, с момента описания серпуховского посада кн. В. С. Фуниковым в 1552 г. стояла церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана — почитаемых в древней Руси в том числе как покровителей кузнечного ремесла. | На данном месте, по крайней мере, с момента описания серпуховского посада кн. В. С. Фуниковым в 1552 г. стояла церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана — почитаемых в древней Руси в том числе как покровителей кузнечного ремесла. | ||
В близлежащем Кузмодемьянском переулке кн. Фуников переписал 42 посадских двора: принадлежавшие кузнецам, торговцам, сапожникам, мельникам, хлебникам и др.; именно здесь жили и четверо из пяти записанных в Сотную 1552 г. скоморохов. Шесть дворовых мест в переулке пустовало, а «в поле», к западу от церкви, лежало ещё 20 запустевших дворов Кузмодемьянской слободки | В близлежащем Кузмодемьянском переулке кн. Фуников переписал 42 посадских двора: принадлежавшие кузнецам, торговцам, сапожникам, мельникам, хлебникам и др.; именно здесь жили и четверо из пяти записанных в Сотную 1552 г. скоморохов. Шесть дворовых мест в переулке пустовало, а «в поле», к западу от церкви, лежало ещё 20 запустевших дворов Кузмодемьянской слободки. | ||
По преданию, | '''По преданию, около 1495 г.''' в семье священника церкви святых мученик Космы и Дамиана родился будущий святой — Тверской епископ Варсонофий — выдающийся православный миссионер, просветитель татар, основавший в Казани Преображенский монастырь. По свидетельству жития святителя Варсонофия, написанного на рубеже XVI-XVII вв. митрополитом Казанским Гермогеном (впоследствии Патриархом Московским, священномучеником), Тверской епископ был сыном серпуховского священника, в миру его звали Василием. | ||
В Серпухове XVII в. на месте Кузьмодемьянского переулка отмечена уже одноимённая улица (позднее Верхняя Казённая, ныне ул. К. Маркса). Здесь, в приходе храма свв. Космы и Дамиана, в 1620 г. значилось 20 дворов, один из которых принадлежал Троице-Сергиеву монастырю | '''В Серпухове XVII в.''' на месте Кузьмодемьянского переулка отмечена уже одноимённая улица (позднее Верхняя Казённая, ныне ул. К. Маркса). Здесь, в приходе храма свв. Космы и Дамиана, в 1620 г. значилось 20 дворов, один из которых принадлежал Троице-Сергиеву монастырю. В 1646 г. с храмом соседствовали дворы «кормовых иноземцев» — военных и других иностранных специалистов, состоявших на царской службе. Многих из них здесь знали под чисто русскими именами и прозвищами; частью это были поляки или славяне из Австрийской империи, но и вообще не заметно, чтобы в серпуховской среде эти иноземцы считались изгоями: жилища их стояли «меж посацких дворов», а один из приезжих, прапорщик Иван Романов сын, даже воспитывал приёмыша Екимку Савельева сына — уроженца г. Тарусы. 27 июля 1652 г. Космодемьянский храм г. Серпухова получает благословенную грамоту на освящение трех престолов, в том числе придельных: во имя Богоявления и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. | ||
Традиционно считается, что сохранившийся доныне каменный храм Сретения был возведён на месте Космодемьянского в 1702 г. | Традиционно считается, что сохранившийся доныне каменный храм Сретения был возведён на месте Космодемьянского в 1702 г., однако антиминсы в новопостроенную Сретенскую церковь с приделом свв. Космы и Дамиана выданы были уже 5 июня 1700 г. К Сретенскому приходу относилась и Владычная слобода — до 1804 г., когда она была выделена в самостоятельный приход с центром в монастыре — и туда из Сретенского храма переведено по одному из двоих, служивших там ранее, священнику, дьячку и пономарю. В 1813 г. к церкви Сретения пристроена трапезная с приделами во имя свв. Космы и Дамиана и Толгской иконы Божией Матери. В 1833 г. взамен шатровой звонницы нач. XVIII в. построена грандиозная колокольня. | ||
Устойчивое местное предание связывает с храмом детство святого Германа Аляскинского (1757-1837 гг.) — просветителя алеутов, участника, а потом и всеми признанного главы Кадьякской миссии на Аляске. Преподобный совершенствовался в посте и молитве среди дикой северной природы, отличался заботой о коренном населении, своим незлобием усмирял даже диких медведей. Своё призвание он выразил словами: «Я — нижайший слуга здешних народов и нянька». Оказалось, что это — лучший способ проповедовать Евангелие | Устойчивое местное предание связывает с храмом детство святого Германа Аляскинского (1757-1837 гг.) — просветителя алеутов, участника, а потом и всеми признанного главы Кадьякской миссии на Аляске. Преподобный совершенствовался в посте и молитве среди дикой северной природы, отличался заботой о коренном населении, своим незлобием усмирял даже диких медведей. Своё призвание он выразил словами: «Я — нижайший слуга здешних народов и нянька». Оказалось, что это — лучший способ проповедовать Евангелие. | ||
Несмотря на утраты, церковь Сретения представляет собой колоритнейший образец русского зодчества рубежа XVII/XVIII вв. | Несмотря на утраты, церковь Сретения представляет собой колоритнейший образец русского зодчества рубежа XVII/XVIII вв. Её кирпичный восьмерик на двухсветном четверике украшен рельефным декором в виде карниза-поребрика; наличников под килевидными фронтонами; парных полуколонок, в два яруса, по углам. Бодрой энергетики исполнены объёмы трёх апсид алтаря. Это настроение жизнерадостной мощи подхватывают и развивают формы позднейших пристроек, в частности — объём трапезной со скруглёнными углами: весь прорезанный окнами и охваченный гулким ритмом сдвоенных тосканских колонн, по сторонам этих окон. Как апофеоз всей постройки, поднималась над городом трёхъярусная колокольня 1833 г., вдвое превосходившая по высоте основное здание храма и занимавшая проезжую часть улицы. Из дошедших до нас декоративных деталей интересны сетчатые решётки кузнечной работы XIX в. в окнах храма и трапезной. | ||
В 1930-е гг. Сретенская церковь была закрыта; колокольня её вслед за этим разобрана. C образованием общины при Сретенской церкви в 2000 г. у храма появился настоятель, но этот же священник окормлял ещё два вверенных ему прихода, и оттого богослужения совершались редко. Так же медленно продвигались восстановительные работы. С 2008 г. в стенах храма стала регулярно совершаться Божественная Литургия. Был разработан эскизный проект реставрации. На его основе, по мере финансовых возможностей, возрождается храм. В 2011 г., впервые после осквернения храма, в течение Великого поста стала совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. К Пасхе того же года восстановлен в былом виде восьмерик — увенчанный позолоченной главкой и | '''В 1930-е гг.''' Сретенская церковь была закрыта; колокольня её вслед за этим разобрана. C образованием общины при Сретенской церкви в 2000 г. у храма появился настоятель, но этот же священник окормлял ещё два вверенных ему прихода, и оттого богослужения совершались редко. Так же медленно продвигались восстановительные работы. С 2008 г. в стенах храма стала регулярно совершаться Божественная Литургия. Был разработан эскизный проект реставрации. На его основе, по мере финансовых возможностей, возрождается храм. В 2011 г., впервые после осквернения храма, в течение Великого поста стала совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. К Пасхе того же года восстановлен в былом виде восьмерик — увенчанный позолоченной главкой и Крестом. | ||
== Современное состояние == | == Современное состояние == | ||
Строка 30: | Строка 30: | ||
Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни. | Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни. | ||
=== Храмы === | |||
* '''[[Часовня преподобного Алексия, человека Божия (Серпухов)]].''' Кирпичная восьмигранная часовня с шатровым завершением. Сооружена в 2012 году на территории Института инженерной физики (ИИФ) г. Серпухова. Заложена 08.02.2012 г., освящена 20.09.2012 г. Имеет одноименное посвящение. | |||
[https://yandex.ru/maps/org/tserkov_sreteniya_gospodnya/1301193811/?ll=37.398698%2C54.911155&panorama%5Bdirection%5D=346.177556%2C10.370962&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=37.398845%2C54.910814&panorama%5Bspan%5D=62.196909%2C60.000000&z=15 '''Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма'''] | [https://yandex.ru/maps/org/tserkov_sreteniya_gospodnya/1301193811/?ll=37.398698%2C54.911155&panorama%5Bdirection%5D=346.177556%2C10.370962&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=37.398845%2C54.910814&panorama%5Bspan%5D=62.196909%2C60.000000&z=15 '''Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма'''] | ||
Строка 72: | Строка 76: | ||
Файл:Сретенский храм (Серпухов)1.jpg | Файл:Сретенский храм (Серпухов)1.jpg | ||
Файл:Сретенский храм (Серпухов)2.jpg | Файл:Сретенский храм (Серпухов)2.jpg | ||
Файл:Сретенский храм (Серпухов)5.jpg | |||
Файл:Сретенский храм (Серпухов)4.jpg | Файл:Сретенский храм (Серпухов)4.jpg | ||
Файл:Сретенский храм (Серпухов)3.jpg | Файл:Сретенский храм (Серпухов)3.jpg | ||
</gallery> | Файл:Сретенский храм (Серпухов)6.jpg | ||
</gallery> | |||
== Видео == | == Видео == |
Текущая версия от 23:43, 6 декабря 2023
Сретенский храм (Серпухов). Церковь типа восьмерик на четверике в духе московского барокко, построенная в 1702 г. Трапезная в стиле классицизма с Космодамианским (известен с XVI в.) и Толгским (устроен в 1820-х) приделами выстроена вновь в 1814-1819 гг., высокая колокольня построена в 1833 г.
История[править | править код]
На данном месте, по крайней мере, с момента описания серпуховского посада кн. В. С. Фуниковым в 1552 г. стояла церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана — почитаемых в древней Руси в том числе как покровителей кузнечного ремесла.
В близлежащем Кузмодемьянском переулке кн. Фуников переписал 42 посадских двора: принадлежавшие кузнецам, торговцам, сапожникам, мельникам, хлебникам и др.; именно здесь жили и четверо из пяти записанных в Сотную 1552 г. скоморохов. Шесть дворовых мест в переулке пустовало, а «в поле», к западу от церкви, лежало ещё 20 запустевших дворов Кузмодемьянской слободки.
По преданию, около 1495 г. в семье священника церкви святых мученик Космы и Дамиана родился будущий святой — Тверской епископ Варсонофий — выдающийся православный миссионер, просветитель татар, основавший в Казани Преображенский монастырь. По свидетельству жития святителя Варсонофия, написанного на рубеже XVI-XVII вв. митрополитом Казанским Гермогеном (впоследствии Патриархом Московским, священномучеником), Тверской епископ был сыном серпуховского священника, в миру его звали Василием.
В Серпухове XVII в. на месте Кузьмодемьянского переулка отмечена уже одноимённая улица (позднее Верхняя Казённая, ныне ул. К. Маркса). Здесь, в приходе храма свв. Космы и Дамиана, в 1620 г. значилось 20 дворов, один из которых принадлежал Троице-Сергиеву монастырю. В 1646 г. с храмом соседствовали дворы «кормовых иноземцев» — военных и других иностранных специалистов, состоявших на царской службе. Многих из них здесь знали под чисто русскими именами и прозвищами; частью это были поляки или славяне из Австрийской империи, но и вообще не заметно, чтобы в серпуховской среде эти иноземцы считались изгоями: жилища их стояли «меж посацких дворов», а один из приезжих, прапорщик Иван Романов сын, даже воспитывал приёмыша Екимку Савельева сына — уроженца г. Тарусы. 27 июля 1652 г. Космодемьянский храм г. Серпухова получает благословенную грамоту на освящение трех престолов, в том числе придельных: во имя Богоявления и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Традиционно считается, что сохранившийся доныне каменный храм Сретения был возведён на месте Космодемьянского в 1702 г., однако антиминсы в новопостроенную Сретенскую церковь с приделом свв. Космы и Дамиана выданы были уже 5 июня 1700 г. К Сретенскому приходу относилась и Владычная слобода — до 1804 г., когда она была выделена в самостоятельный приход с центром в монастыре — и туда из Сретенского храма переведено по одному из двоих, служивших там ранее, священнику, дьячку и пономарю. В 1813 г. к церкви Сретения пристроена трапезная с приделами во имя свв. Космы и Дамиана и Толгской иконы Божией Матери. В 1833 г. взамен шатровой звонницы нач. XVIII в. построена грандиозная колокольня.
Устойчивое местное предание связывает с храмом детство святого Германа Аляскинского (1757-1837 гг.) — просветителя алеутов, участника, а потом и всеми признанного главы Кадьякской миссии на Аляске. Преподобный совершенствовался в посте и молитве среди дикой северной природы, отличался заботой о коренном населении, своим незлобием усмирял даже диких медведей. Своё призвание он выразил словами: «Я — нижайший слуга здешних народов и нянька». Оказалось, что это — лучший способ проповедовать Евангелие.
Несмотря на утраты, церковь Сретения представляет собой колоритнейший образец русского зодчества рубежа XVII/XVIII вв. Её кирпичный восьмерик на двухсветном четверике украшен рельефным декором в виде карниза-поребрика; наличников под килевидными фронтонами; парных полуколонок, в два яруса, по углам. Бодрой энергетики исполнены объёмы трёх апсид алтаря. Это настроение жизнерадостной мощи подхватывают и развивают формы позднейших пристроек, в частности — объём трапезной со скруглёнными углами: весь прорезанный окнами и охваченный гулким ритмом сдвоенных тосканских колонн, по сторонам этих окон. Как апофеоз всей постройки, поднималась над городом трёхъярусная колокольня 1833 г., вдвое превосходившая по высоте основное здание храма и занимавшая проезжую часть улицы. Из дошедших до нас декоративных деталей интересны сетчатые решётки кузнечной работы XIX в. в окнах храма и трапезной.
В 1930-е гг. Сретенская церковь была закрыта; колокольня её вслед за этим разобрана. C образованием общины при Сретенской церкви в 2000 г. у храма появился настоятель, но этот же священник окормлял ещё два вверенных ему прихода, и оттого богослужения совершались редко. Так же медленно продвигались восстановительные работы. С 2008 г. в стенах храма стала регулярно совершаться Божественная Литургия. Был разработан эскизный проект реставрации. На его основе, по мере финансовых возможностей, возрождается храм. В 2011 г., впервые после осквернения храма, в течение Великого поста стала совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. К Пасхе того же года восстановлен в былом виде восьмерик — увенчанный позолоченной главкой и Крестом.
Современное состояние[править | править код]
Воскресная школа «Встреча» храма Сретения Господня открыла свои двери для детей в 2011 году, но только осенью 2017 года школа расположилась в новом помещении возле храма.
В настоящее время школу посещают более 20 детей, в двух возрастных группах. Педагоги на уроках «Закона Божьего», рукоделия, рисования и театральной деятельности рассказывают о Боге, храме, церковных праздниках, о том, как отличить добро от зла, прививают основы христианкой жизни и учат делать правильный выбор, а также развивают творческие умения и навыки. А те дети, которые хотят петь на богослужении, посещают уроки по церковному хоровому пению.
Также учащиеся готовят выступления для прихожан и гостей храма к большим православным праздникам: Пасха, Рождество Христово, Покров Богородицы, Сретение Господне. Занятия проводятся, как правило, после участия детей в богослужении, таинствах исповеди и причастия. Для них в школе организовано горячее питание.
Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни.
Храмы[править | править код]
- Часовня преподобного Алексия, человека Божия (Серпухов). Кирпичная восьмигранная часовня с шатровым завершением. Сооружена в 2012 году на территории Института инженерной физики (ИИФ) г. Серпухова. Заложена 08.02.2012 г., освящена 20.09.2012 г. Имеет одноименное посвящение.
Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма
Деятельность прихода[править | править код]
- Воскресная школа для детей
Престольные праздники[править | править код]
- Сретение Господне - 15 февраля
- Икона Пресвятой Богородицы "Толгская" - 21 августа
- Косма и Дамиан Асийские, бессребреники и чудотворцы, и мать их преподобная Феодотия - 14 ноября
Контакты[править | править код]
Адрес: Россия, Московская обл., г. Серпухов, ул. Карла Маркса, д. № 36-А
Телефон: +7 (925) 346-08-17
Электронная почта: aleksei_spigin@mail.ru
Сайт: http://храмсерпухов.рф
Паломнику[править | править код]
Богослужения[править | править код]
Богослужения в храме совершаются в выходные и праздничные дни. В будни ежедневно совершается Панихида.
Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма
Храм открыт для посещения ежедневно.
Как добраться[править | править код]
Проезд из Москвы:
- От станции "Царицыно" (или "Курская") в направлении "Серпухов" до станции «Серпухов»
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Социальная сеть ВКонтакте храма.
- Официальный сайт Серпуховского благочиния.
- Официальный сайт Московской митрополии. Городской округ Серпухов.
- Храм Сретения Господня.