Храм Тхаба-Ерды: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
м (Замена текста — «45» на «45»)
 
(не показано 17 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Храм Тхаба Ерды.jpg|мини|Храм Тхаба Ерды]]
{{Местоположение|локация=42.809167, 44.939167|вид=Приходской храм}}
[[Файл:Храм Тхаба Ерды.jpg|мини|350px|alt=Храм Тхаба-Ерды, Храм Тхаба Ерды]]


Тхаба-Ерды — древний христианский храм в Джейрахском районе Ингушетии, между аулами Хайрах и Пуй Ассинского ущелья, неподалёку от границы с Грузией. Входит в состав Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Длина 17 метров, ширина 7,5 метров.
'''Тхаба-Ерды''' — древний христианский храм в Джейрахском районе Ингушетии, между аулами Хайрах и Пуй Ассинского ущелья, неподалёку от границы с Грузией. Входит в состав Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Длина 17 метров, ширина 7,5 метров.


Среди историков, археологов и искусствоведов нет единого мнения о том, кто и когда построил горный храм Тхаба-Ерды. По одной из версий, он возник в VIII — IX веках, что даёт основание считать его одним из древнейших христианских храмов на территории современной России.
Среди историков, археологов и искусствоведов нет единого мнения о том, кто и когда построил горный храм Тхаба-Ерды. По одной из версий, он возник в VIII — IX веках, что даёт основание считать его одним из древнейших христианских храмов на территории современной России.
Строка 11: Строка 12:


== Описание ==
== Описание ==
Первое описание храма составил в 1787 году военный квартирмейстер Штедер. В 1811 году геолог М. Энгельгардт снял план храма и выполнил его зарисовки. В 1969—1971 годах храм, как памятник всесоюзного значения, был отреставрирован.
Первое описание храма составил в 1787 году военный квартирмейстер Штедер. В 1811 году геолог М. Энгельгардт снял план храма и выполнил его зарисовки. В 1969—1971 годах храм, как памятник всесоюзного значения, был отреставрирован.
[[Файл:Тхаба Ерды.jpg|Тхаба Ерды|thumb]]


Вплоть до депортации ингушей в советские 1940-е годы, храм оставался культурным и духовным центром горной Ингушетии. В Тхаба-Ерды собирался Мехк-кхел — совет (суд) вайнахов, на котором старейшины, согласно адатам, устанавливали порядок землевладения, согласовывали нормы поведения, вопросы торговли, меры наказания преступникам. Кроме того, в храме созывались общенародные сходы и велась централизованная подготовка к военным походам.  
Вплоть до депортации ингушей в советские 1940-е годы, храм оставался культурным и духовным центром горной Ингушетии. В Тхаба-Ерды собирался Мехк-кхел — совет (суд) вайнахов, на котором старейшины, согласно адатам, устанавливали порядок землевладения, согласовывали нормы поведения, вопросы торговли, меры наказания преступникам. Кроме того, в храме созывались общенародные сходы и велась централизованная подготовка к военным походам.  
Строка 22: Строка 20:


Архитектура храма представляет собой синтез черт грузинского и ингушского зодчества. Древнейший строительный период, как предполагают, относится к VIII веку. На фундаменте этой постройки в XII веке была возведена христианская церковь. Не исключено, что строительство инициировали миссионеры грузинской царицы Тамары. Современный вид церковь Тхаба-Ерды приобрела в XIV—XVI веках и с тех пор использовалась для отправления традиционных вайнахских культов.
Архитектура храма представляет собой синтез черт грузинского и ингушского зодчества. Древнейший строительный период, как предполагают, относится к VIII веку. На фундаменте этой постройки в XII веке была возведена христианская церковь. Не исключено, что строительство инициировали миссионеры грузинской царицы Тамары. Современный вид церковь Тхаба-Ерды приобрела в XIV—XVI веках и с тех пор использовалась для отправления традиционных вайнахских культов.
 
[[Файл:«Ктиторская» композиция.jpg|«Ктиторская» композиция|left|thumb|alt=Храм Тхаба-Ерды, «Ктиторская» композиция]]
Планировка церкви относительно проста. В высокий вытянутый параллелепипед (длина 17 метров, ширина 7,5 метров) вписано пространство зала, разделенное тремя парами сильно выдвинутых пилонов и завершенное на востоке полукруглой апсидой. Здание венчает двухскатная кровля. Великолепие храму придают многочисленные рельефы и резные детали, большинство которых явно использовано вторично, поскольку, согласно СМИ, находятся они в совершенно случайных местах.
Планировка церкви относительно проста. В высокий вытянутый параллелепипед (длина 17 метров, ширина 7,5 метров) вписано пространство зала, разделенное тремя парами сильно выдвинутых пилонов и завершенное на востоке полукруглой апсидой. Здание венчает двухскатная кровля. Великолепие храму придают многочисленные рельефы и резные детали, большинство которых явно использовано вторично, поскольку, согласно СМИ, находятся они в совершенно случайных местах.
[[Файл:«Ктиторская» композиция.jpg|«Ктиторская» композиция|left|thumb]]


На западном фасаде храма есть так называемая «ктиторская» композиция, целиком являющаяся составной. Несмотря на значительные утраты, её можно датировать X—XII веками. В её центре — Христос; справа, видимо, находится изображение ктитора. Левая фигура много лет считалась утерянной, но случайным образом некоторое время назад была обнаружена в одном из окрестных сел и обследована. Это изображение бородатого мужчины с епитрахилью. По сторонам от головы есть горизонтальные выступы, с которых свисают крупные виноградные грозди. По сторонам от головы фигуры сохранилась надпись из восьми букв грузинского церковного письма асомтаврули, которая в переводе гласит «Георгий епископ». Надпись датируется второй половиной X века — первой половиной XI века. Ученые отмечают, что фигура сидящего на престоле Христа, в нарушение принятой иконографической субординации, значительно ниже предстоящих ему епископа и светского лица. Из-за этого некоторые исследователи делают вывод, что, скорее всего, взаимное расположение фигур Спасителя и ктиторов храма первоначально было совсем другим. Лучше других сохранилась фигура, в левой руке держащая крест, а в правой — рукоять меча.
На западном фасаде храма есть так называемая «ктиторская» композиция, целиком являющаяся составной. Несмотря на значительные утраты, её можно датировать X—XII веками. В её центре — Христос; справа, видимо, находится изображение ктитора. Левая фигура много лет считалась утерянной, но случайным образом некоторое время назад была обнаружена в одном из окрестных сел и обследована. Это изображение бородатого мужчины с епитрахилью. По сторонам от головы есть горизонтальные выступы, с которых свисают крупные виноградные грозди. По сторонам от головы фигуры сохранилась надпись из восьми букв грузинского церковного письма асомтаврули, которая в переводе гласит «Георгий епископ». Надпись датируется второй половиной X века — первой половиной XI века. Ученые отмечают, что фигура сидящего на престоле Христа, в нарушение принятой иконографической субординации, значительно ниже предстоящих ему епископа и светского лица. Из-за этого некоторые исследователи делают вывод, что, скорее всего, взаимное расположение фигур Спасителя и ктиторов храма первоначально было совсем другим. Лучше других сохранилась фигура, в левой руке держащая крест, а в правой — рукоять меча.
Строка 33: Строка 29:
== Археологические данные ==
== Археологические данные ==


[[Файл:Тхаба Ерды .jpeg|Тхаба Ерды |thumb]]
[[Файл:Тхаба Ерды .jpeg|thumb|alt=Храм Тхаба-Ерды, Тхаба Ерды ]]


В 2008 году Археологическим центром при министерстве культуры Республики Ингушетия, совместно с сотрудниками Московского архитектурного института, на территории памятника проводились археологические исследования. По сообщениям пресс-службы Минкультуры Ингушетии, были найдены новые каменные плиты с резным декором, а в технике строительстве храма выявлены не учтенные ранее переделки конструктивных деталей храма в разные хронологические периоды.
В 2008 году Археологическим центром при министерстве культуры Республики Ингушетия, совместно с сотрудниками Московского архитектурного института, на территории памятника проводились археологические исследования. По сообщениям пресс-службы Минкультуры Ингушетии, были найдены новые каменные плиты с резным декором, а в технике строительстве храма выявлены не учтенные ранее переделки конструктивных деталей храма в разные хронологические периоды.
Строка 39: Строка 35:
Кроме того, в пределах разбитого в северной церкви храма разведывательного археологического раскопа были открыты остатки продолжения стены абсиды северной церкви со светло-коричневой обмазкой, а также, предположительно, остатки поперечных стен ещё более древнего храма, стоявшего, по предположению ученых, на месте храма Тхаба-Ерды. В этом же месте были обнаружены следы двух пилястр и горизонтальная сланцевая выкладка на полу церкви.
Кроме того, в пределах разбитого в северной церкви храма разведывательного археологического раскопа были открыты остатки продолжения стены абсиды северной церкви со светло-коричневой обмазкой, а также, предположительно, остатки поперечных стен ещё более древнего храма, стоявшего, по предположению ученых, на месте храма Тхаба-Ерды. В этом же месте были обнаружены следы двух пилястр и горизонтальная сланцевая выкладка на полу церкви.


[[Файл:Памятная монета «Тхаба-Ерды».jpg|Памятная монета «Тхаба-Ерды»|left|thumb]]
== Как добраться ==
 
'''Адрес:''' Таргим, Респ. Ингушетия, Россия, 386435
== На карте ==
 
http://strana.ru/media/images/original/original21096645.jpg
 
== Литература по теме ==
 
• Д.В. Белецкий, А.Ю. Казарян. «Храм Тхаба-Ерды. Переплетение архитектурных традиций в Горной Ингушетии», 2009.
 
См. также
 
• Вайнахские христиане
 
== Примечания ==
 
10 ФАКТОВ О ГОРНОМ ХРАМЕ ТХАБА-ЕРДЫ
 
Впервые с XIX века в древнем храме Тхаба-Ерды в горах Ингушетии совершено православное богослужение / Новости / Патриархия.ru
 
Тхаба-Ерды: история, легенды и факты (рус.). azanfund. Проверено 18 июня 2012. Архивировано из первоисточника 7 августа 2012.
 
Tyler, Patrick E. Russia: Army Accused Of Desecrations (англ.). New York Times (14 июля 2001). Проверено 8 октября 2008. Архивировано из первоисточника 19 марта 2012.


Храм Тхаба- Ерды(недоступная ссылка — история). Ингушетия.org. Проверено 8 октября 2008. Архивировано из первоисточника 23 сентября 2009.  
== Фото ==
<gallery>
Тхаба Ерды.jpg
Памятная монета «Тхаба-Ерды».jpg|Памятная монета «Тхаба-Ерды»
Hram_Thaba-Erdy_-_samyi_staryi_hram_Rossii_3.jpg
</gallery>


В ИНГУШЕТИИ НА МЕСТЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ХРАМА НАЙДЕНЫ СЛЕДЫ ЕЩЕ БОЛЕЕ ДРЕВНЕГО ПАМЯТНИКА (рус.). pravoslavie.ru (1 октября 2008 г.). Проверено 18 июня 2012. Архивировано из первоисточника 7 августа 2012.
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=z1Knnrxb5ik|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=b3mlHHZaVw4|350|left||frame}}


== Ссылки ==
== Ссылки ==
В Ингушетии на месте средневекового храма найдены следы ещё более древнего памятника
М. Озиев. Памятники Ингушетии: Храм Тхаба- Ерды. Ingushetiya.ru. Accessed on August 18, 2007.
Хевсаков, Владимир Владимирович. Генезис религиозных воззрений ингушей: Дис. канд. ист. наук: 07.00.02. Владикавказ, 2004.
Г. Г. Гамбашидзе — Из истории связей Грузии Ингушетии в средние века. Accessed on August 18, 2007.
[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%85%D0%B0%D0%B1%D0%B0-%D0%95%D1%80%D0%B4%D1%8B%20http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=16507 Храм Тхаба-ерды. Горная Ингушетия]
[http://rustur.ru/article/txaba-erdy-drevnejshij-xristianskij-xram-v-rossii Тхаба-Ерды: древнейший христианский храм в России]
[http://rustur.ru/article/txaba-erdy-drevnejshij-xristianskij-xram-v-rossii Тхаба-Ерды: древнейший христианский храм в России]


Строка 86: Строка 59:


[http://dostoyanieplaneti.ru/1202-tkhaba-ierdy Тхаба-Ерды]
[http://dostoyanieplaneti.ru/1202-tkhaba-ierdy Тхаба-Ерды]
{{SEO|в храм Тхаба Ерды|Ингушетии}}

Текущая версия от 11:08, 13 мая 2020

Идёт загрузка карты…
Храм Тхаба-Ерды, Храм Тхаба Ерды

Тхаба-Ерды — древний христианский храм в Джейрахском районе Ингушетии, между аулами Хайрах и Пуй Ассинского ущелья, неподалёку от границы с Грузией. Входит в состав Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Длина 17 метров, ширина 7,5 метров.

Среди историков, археологов и искусствоведов нет единого мнения о том, кто и когда построил горный храм Тхаба-Ерды. По одной из версий, он возник в VIII — IX веках, что даёт основание считать его одним из древнейших христианских храмов на территории современной России. 10 ноября 2012 года в храме впервые за более чем сто лет состоялось православное богослужение.

Значение названия[править | править код]

Единого мнения в среде учёных относительно значения названия памятника нет. Одними исследователями название выводится с ингушского ТкъобIa–Ерды как «Наша вера», также «Храм веры», другие исследователи склоняются к значению названия «Две тысячи святых», третья группа учёных склоняется к версии, что Тхаба-Ерды — это искаженное от Тома-Ерды, то есть храм святого Фомы.

Описание[править | править код]

Первое описание храма составил в 1787 году военный квартирмейстер Штедер. В 1811 году геолог М. Энгельгардт снял план храма и выполнил его зарисовки. В 1969—1971 годах храм, как памятник всесоюзного значения, был отреставрирован.

Вплоть до депортации ингушей в советские 1940-е годы, храм оставался культурным и духовным центром горной Ингушетии. В Тхаба-Ерды собирался Мехк-кхел — совет (суд) вайнахов, на котором старейшины, согласно адатам, устанавливали порядок землевладения, согласовывали нормы поведения, вопросы торговли, меры наказания преступникам. Кроме того, в храме созывались общенародные сходы и велась централизованная подготовка к военным походам. Во время Второй чеченской войны оказался в центре военных манёвров. По словам Президента Ингушетии, военные 58-й армии устроили в древнейшей церкви РФ отхожее место; также российская вертолётная авиация нанесла по храму удар, в результате чего была утрачена крыша.

Архитектура здания[править | править код]

Архитектура храма представляет собой синтез черт грузинского и ингушского зодчества. Древнейший строительный период, как предполагают, относится к VIII веку. На фундаменте этой постройки в XII веке была возведена христианская церковь. Не исключено, что строительство инициировали миссионеры грузинской царицы Тамары. Современный вид церковь Тхаба-Ерды приобрела в XIV—XVI веках и с тех пор использовалась для отправления традиционных вайнахских культов.

Храм Тхаба-Ерды, «Ктиторская» композиция
«Ктиторская» композиция

Планировка церкви относительно проста. В высокий вытянутый параллелепипед (длина 17 метров, ширина 7,5 метров) вписано пространство зала, разделенное тремя парами сильно выдвинутых пилонов и завершенное на востоке полукруглой апсидой. Здание венчает двухскатная кровля. Великолепие храму придают многочисленные рельефы и резные детали, большинство которых явно использовано вторично, поскольку, согласно СМИ, находятся они в совершенно случайных местах.

На западном фасаде храма есть так называемая «ктиторская» композиция, целиком являющаяся составной. Несмотря на значительные утраты, её можно датировать X—XII веками. В её центре — Христос; справа, видимо, находится изображение ктитора. Левая фигура много лет считалась утерянной, но случайным образом некоторое время назад была обнаружена в одном из окрестных сел и обследована. Это изображение бородатого мужчины с епитрахилью. По сторонам от головы есть горизонтальные выступы, с которых свисают крупные виноградные грозди. По сторонам от головы фигуры сохранилась надпись из восьми букв грузинского церковного письма асомтаврули, которая в переводе гласит «Георгий епископ». Надпись датируется второй половиной X века — первой половиной XI века. Ученые отмечают, что фигура сидящего на престоле Христа, в нарушение принятой иконографической субординации, значительно ниже предстоящих ему епископа и светского лица. Из-за этого некоторые исследователи делают вывод, что, скорее всего, взаимное расположение фигур Спасителя и ктиторов храма первоначально было совсем другим. Лучше других сохранилась фигура, в левой руке держащая крест, а в правой — рукоять меча.

В тимпане восточного окна в Тхаба-Ерды изображен Самсон, борющийся со львом, и две фигуры (вероятно, ктиторов), предстоящих Христу. Предмет в руках самой левой фигуры, преподносимый Христу, считается моделью купольной церкви — хотя его выветренность не позволяет сделать окончательные выводы.

Археологические данные[править | править код]

Храм Тхаба-Ерды, Тхаба Ерды

В 2008 году Археологическим центром при министерстве культуры Республики Ингушетия, совместно с сотрудниками Московского архитектурного института, на территории памятника проводились археологические исследования. По сообщениям пресс-службы Минкультуры Ингушетии, были найдены новые каменные плиты с резным декором, а в технике строительстве храма выявлены не учтенные ранее переделки конструктивных деталей храма в разные хронологические периоды.

Кроме того, в пределах разбитого в северной церкви храма разведывательного археологического раскопа были открыты остатки продолжения стены абсиды северной церкви со светло-коричневой обмазкой, а также, предположительно, остатки поперечных стен ещё более древнего храма, стоявшего, по предположению ученых, на месте храма Тхаба-Ерды. В этом же месте были обнаружены следы двух пилястр и горизонтальная сланцевая выкладка на полу церкви.

Как добраться[править | править код]

Адрес: Таргим, Респ. Ингушетия, Россия, 386435

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Тхаба-Ерды: древнейший христианский храм в России

Обзор

Храм Тхаба-Ерды: фото, описание

10 ФАКТОВ О ГОРНОМ ХРАМЕ ТХАБА-ЕРДЫ

Тхаба-Ерды