Церковь свт. Николая Чудотворца при Мариинском дворце (Санкт-Петербург): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=59.930992, 30.309509|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение святыни|локация=59.930992, 30.309509|вид=Приходской храм}}
[[Файл:Церковь свт. Николая Чудотворца при Мариинском дворце (Санкт-Петербург)24.jpg|мини|справа]]
[[Файл:Церковь свт. Николая Чудотворца при Мариинском дворце (Санкт-Петербург)24.jpg|мини|справа]]
'''Церковь Николая Чудотворца при Мариинском дворце в городе Санкт-Петербург''' [[Аннотация::домовый храм, устроен в 1840-1845 годах для вел. кн. Марии Николаевны. Находится в верхнем этаже, четырёхстолпное внутреннее помещение храма освещалось через световой фонарь на крыше.]]
'''Церковь Николая Чудотворца при Мариинском дворце в городе Санкт-Петербург''' [[Аннотация::домовый храм, устроен в 1840-1845 годах для вел. кн. Марии Николаевны. Находится в верхнем этаже посередине главного фасада, четырёхстолпное внутреннее помещение храма освещалось через световой фонарь на крыше.]]


== История ==
== История ==
Свое название Мариинский дворец, стоящий на южной стороне Исаакиевской площади, получил от имени дочери Николая I Великой Княгини Марии Николаевны (1819–1876). По случаю ее свадьбы с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (1817–1852) придворному архитектору А. И. Штакеншнейдеру было повелено перестроить бывший дворец графа Чернышева под великокняжескую резиденцию.
Свое название Мариинский дворец, стоящий на южной стороне Исаакиевской площади, получил от имени дочери Николая I Великой Княгини Марии Николаевны (1819–1876). По случаю ее свадьбы с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (1817–1852) придворному архитектору А. И. Штакеншнейдеру было повелено перестроить бывший дворец графа Чернышева под великокняжескую резиденцию.


Работы длились целых пять лет, и 2 января 1845 был освящен сам дворец, а 17 января освятили домовую церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Она находилась на верхнем этаже посреди главного фасада. Освещалось помещение через просветы в сводчатом потолке, который поддерживался четырьмя железными „под стюк“ колоннами с золочеными капителями. Образа в двухъярусном белом с золотом иконостасе и роспись в алтаре исполнил К. Дузи. Церковные сосуды были сделаны из золоченого серебра по рисунку зодчего. Часть их поставил почетный гражданин Иван Хихачев.  
Работы длились целых пять лет, и 2 января 1845 года был освящен сам дворец, а 17 января освятили домовую церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Она находится на верхнем этаже посреди главного фасада. Освещалось помещение через просветы в сводчатом потолке, который поддерживался четырьмя железными „под стюк“ колоннами с золочеными капителями. Образа в двухъярусном белом с золотом иконостасе и роспись в алтаре исполнил К. Дузи. Церковные сосуды были сделаны из золоченого серебра по рисунку зодчего. Часть их поставил почетный гражданин Иван Хихачев.  


Скромная отделка церкви, вероятно, не устраивала владелицу дворца. В 1859–1860 годах в храме работал князь Григорий Григорьевич Гагарин, вице-президент Академии художеств, который изменил его конфигурацию и отделку, собственноручно написал образа в новом одноярусном мраморном иконостасе и сделал роспись стен, в чем ему по орнаментальной части помогал М. Н. Трощинский.
Скромная отделка церкви, вероятно, не устраивала владелицу дворца. В 1859–1860 годах в храме работал князь Григорий Григорьевич Гагарин, вице-президент Академии художеств, который изменил его конфигурацию и отделку, собственноручно написал образа в новом одноярусном мраморном иконостасе и сделал роспись стен, в чем ему по орнаментальной части помогал М. Н. Трощинский.
Строка 18: Строка 18:


Храм был закрыт после октябрьского переворота, в начале 1918 года: убранство вывезли, апсиду уничтожили, росписи заштукатурили. После последней войны в церкви находился
Храм был закрыт после октябрьского переворота, в начале 1918 года: убранство вывезли, апсиду уничтожили, росписи заштукатурили. После последней войны в церкви находился
кинозал Исполкома Ленсовета; ныне здание принадлежит Законодательному собранию С. Петербурга. В начале 1990-х годов церковь освятили и в ней возобновились богослужения про особому расписанию.
кинозал Исполкома Ленсовета; ныне здание принадлежит Законодательному собранию Санкт-Петербурга. В начале 1990-х годов церковь освятили и в ней возобновились богослужения по особому расписанию.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
Строка 29: Строка 29:
'''Адрес:''' 191107, Россия, Адмиралтейский район, город Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 6
'''Адрес:''' 191107, Россия, Адмиралтейский район, город Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 6


'''Как добраться:''' можно дойти пешком от ст. метро «Садовая», «Сенная», «Невский проспект», «Адмиралтейская»
'''Как добраться:''' можно дойти пешком от станций метро «Садовая», «Сенная», «Невский проспект», «Адмиралтейская»


== Паломнику ==
== Паломнику ==

Текущая версия от 20:39, 24 мая 2022

Идёт загрузка карты…

Церковь Николая Чудотворца при Мариинском дворце в городе Санкт-Петербург домовый храм, устроен в 1840-1845 годах для вел. кн. Марии Николаевны. Находится в верхнем этаже посередине главного фасада, четырёхстолпное внутреннее помещение храма освещалось через световой фонарь на крыше.

История[править | править код]

Свое название Мариинский дворец, стоящий на южной стороне Исаакиевской площади, получил от имени дочери Николая I Великой Княгини Марии Николаевны (1819–1876). По случаю ее свадьбы с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (1817–1852) придворному архитектору А. И. Штакеншнейдеру было повелено перестроить бывший дворец графа Чернышева под великокняжескую резиденцию.

Работы длились целых пять лет, и 2 января 1845 года был освящен сам дворец, а 17 января освятили домовую церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Она находится на верхнем этаже посреди главного фасада. Освещалось помещение через просветы в сводчатом потолке, который поддерживался четырьмя железными „под стюк“ колоннами с золочеными капителями. Образа в двухъярусном белом с золотом иконостасе и роспись в алтаре исполнил К. Дузи. Церковные сосуды были сделаны из золоченого серебра по рисунку зодчего. Часть их поставил почетный гражданин Иван Хихачев.

Скромная отделка церкви, вероятно, не устраивала владелицу дворца. В 1859–1860 годах в храме работал князь Григорий Григорьевич Гагарин, вице-президент Академии художеств, который изменил его конфигурацию и отделку, собственноручно написал образа в новом одноярусном мраморном иконостасе и сделал роспись стен, в чем ему по орнаментальной части помогал М. Н. Трощинский.

По желанию Марии Николаевны евангельские сцены иллюстрировали милосердное отношение Христа к женщине: „Христос, Марфа и Мария“, „Спаситель и Мария Магдалина“ и др. Современник писал об этой отделке: „Своеобразие стиля в сочинении и выполнении стенной живописи и орнаментации придает этой церкви характер византийский…“. Тогда же в Париже по эскизу известного архитектора Виолле Ле Дюка были исполнены дарохранительница из лазурита и яшмы и двойной крест, свисавший с потолка и украшенный матовыми лампадками. Вход в храм был оформлен в виде портала с двумя порфирными колоннами, дверь украшена кованым железом и обита гвоздями с алмазными головками. Стены лестницы, ведущей к церкви, расписали орнаментами, на площадке установили икону Корсунской Божией Матери.

С церковью была соединена красивой решеткой молельня с отдельным входом. В ней Гагарин разместил старинные иконы, в том числе реликвии семьи Романовых и образа, подаренные Марии Николаевне при ее венчании. Посетивший дворец Теофиль Готье отметил: „Все эти маленькие иконы, выполненные по неизменному канону православной церкви, покрывают от плинтуса до фриза высокие стены этой молельни, с вечно горящими лампадками, которые освещают мерцающим светом святых дев, их смуглые лики и руки в окладах, с золотыми нимбами, более таинственных и более отмеченных религиозным чувством, в своей священной неподвижности, чем многие произведения более совершенного исполнения“.

После смерти владелицы ее сыновья, чтобы расплатиться с долгами, были вынуждены продать дворец. В результате Мариинский дворец стал собственностью сразу нескольких государственных ведомств - разные его этажи заняли Государственный совет, созданный в 1801 «для рассмотрения и уважения государственных дел и постановлений», Государственная канцелярия, Комитет министров, Канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя и Военное министерство. После смены владельцев дворца православная церковь упразднена не была.

Храм был закрыт после октябрьского переворота, в начале 1918 года: убранство вывезли, апсиду уничтожили, росписи заштукатурили. После последней войны в церкви находился кинозал Исполкома Ленсовета; ныне здание принадлежит Законодательному собранию Санкт-Петербурга. В начале 1990-х годов церковь освятили и в ней возобновились богослужения по особому расписанию.

Современное состояние[править | править код]

С 1999 года в здании Мариинского дворца велись реставрационные работы. За это время в домовой церкви был воссоздан верхний центральный световой фонарь, на куполе которого вновь был водружен изготовленный реставраторами золоченый крест. Полностью реконструкция закончилась только в 2011-2012 годах. Был воссоздан иконостас и настенная роспись в византийском стиле.

Престольные праздники[править | править код]

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря

Контакты[править | править код]

Адрес: 191107, Россия, Адмиралтейский район, город Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 6

Как добраться: можно дойти пешком от станций метро «Садовая», «Сенная», «Невский проспект», «Адмиралтейская»

Паломнику[править | править код]

Богослужения совершаются по особому расписанию.

Фото[править | править код]


Ссылки[править | править код]