Храм Троицы Живоначальной в Борисово (Москва): различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
ЕвгенияС (обсуждение | вклад) мНет описания правки |
||
(не показано 13 промежуточных версий 5 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение|локация=55.629851,37.728819|вид=Приходской храм}} | {{Местоположение|локация=55.629851,37.728819|вид=Приходской храм}} | ||
[[Файл:Троицкий храм Борисово3.jpg|мини|справа]] | [[Файл:Троицкий храм Борисово3.jpg|мини|270px|справа||alt=Храм Троицы Живоначальной в Борисово (Москва)]] | ||
'''Храм Тро́ицы Живонача́льной в Бори́сове в Москве''' — православный храм в бывшем селе Борисове, на юге Москвы; приход относится к Даниловскому благочинию Московской городской епархии. | '''Храм Тро́ицы Живонача́льной в Бори́сове в Москве''' — [[Аннотация::православный храм в бывшем селе Борисове, на юге Москвы; приход относится к Даниловскому благочинию Московской городской епархии.]] Каменная церковь построена в конце XVIII века; в начале XX века — фактически выстроена заново. До революции на колокольне храма размещался один из самых больших колоколов Москвы весом 300 пудов. | ||
После революции храм был закрыт; возвращён верующим в 1990 году, освящён вновь 14 сентября 1991 года. | После революции храм был закрыт; возвращён верующим в 1990 году, освящён вновь 14 сентября 1991 года. | ||
{{Погода|id=213}} | |||
== История == | == История == | ||
Возникновение села Борисово связано с именем царя Бориса Годунова. В конце XVI века Годунов устроил на речке Городёнке (Городне), протекавшей через дворцовую вотчину, развитый каскад прудов. Верхний пруд начинался у сельца Черная Грязь (впоследствии – Царицыно). На берегу последнего, восточного пруда, и возникло поселение Борисово – хозяйственный приселок дворцового села Коломенского. Пруд сохранил древнее название «Борисовский» или «Цареборисовский». В составе дворцовых земель ( удельного ведомства) Борисово находилось до | Возникновение села Борисово связано с именем царя Бориса Годунова. В конце XVI века Годунов устроил на речке Городёнке (Городне), протекавшей через дворцовую вотчину, развитый каскад прудов. Верхний пруд начинался у сельца Черная Грязь (впоследствии – Царицыно). На берегу последнего, восточного пруда, и возникло поселение Борисово – хозяйственный приселок дворцового села Коломенского. Пруд сохранил древнее название «Борисовский» или «Цареборисовский». В составе дворцовых земель (удельного ведомства) Борисово находилось до 1917 г. | ||
Как село, имеющее церковь, по сведениям исследователей Холмогоровых, Борисово впервые упоминается в приходных окладных книгах патриаршего приказа за | Как село, имеющее церковь, по сведениям исследователей Холмогоровых, Борисово впервые упоминается в приходных окладных книгах патриаршего приказа за 1628 г. Это означает, что раньше здесь не было церковного места. Первый деревянный храм был освящен в честь святителя Николая. В дозорных книгах патриаршего казенного приказа 1680 г. так же значится церковь Николая Чудотворца в селе Борисове. Затем была построена новая, белокаменная церковь, освященная в честь Святой Живоначальной Троицы. Точная дата ее построения не известна. Холмогоровы обнаружили документ в 1710 г., где храм фигурирует, уже как построенный. Это была одноглавая церковь с четырехскатной кровлей, поднятой так высоко, что заслужила название «шатровой». Церковь имела полукруглый алтарь, а декорация фасадов была крайне скупа. | ||
С 1710 по 1722 гг. в церкви служили священник Никита Афанасьев и его сын дьячок Дмитрий. | С 1710 по 1722 гг. в церкви служили священник Никита Афанасьев и его сын дьячок Дмитрий. | ||
О жизни села и храма в продолжении XVIII | О жизни села и храма в продолжении XVIII – начала XIX вв. сведений не сохранилось. | ||
Сохранился документ 1826 – 1829 гг. о ремонте обветшавшего храма. В процессе ремонта храм был разобран до основания и выстроен вновь. Был поставлен новый иконостас и отреставрированы иконы. 11 мая 1829 г. Троицкая церковь была заново освящена. | Сохранился документ 1826 – 1829 гг. о ремонте обветшавшего храма. В процессе ремонта храм был разобран до основания и выстроен вновь. Был поставлен новый иконостас и отреставрированы иконы. 11 мая 1829 г. Троицкая церковь была заново освящена. | ||
Следующим документом, из дошедших до нас по времени, является топографическая карта Московской губернии | Следующим документом, из дошедших до нас по времени, является топографическая карта Московской губернии 1838 г., где четко обозначено местоположение Троицкого погоста. Церковь стоит возле самого берега пруда, рядом расположено кладбище. | ||
В 1839 году село Борисово горело, пострадала так же и церковь, как следует из документа с тех пор: «стены ее пестреют, где белым камнем, где кирпичом». | В 1839 году село Борисово горело, пострадала так же и церковь, как следует из документа с тех пор: «стены ее пестреют, где белым камнем, где кирпичом». | ||
Строка 36: | Строка 38: | ||
Служба в старой церкви не совершалась. Но, когда прихожане решили ее все-таки сломать, действовала уже Императорская комиссия по сохранению древних памятников, и причт борисовской церкви вынужден был обратиться в Московское археологическое общество для проведения экспертизы,- является ли храм памятником древней архитектуры и нет ли препятствий к его разборке. | Служба в старой церкви не совершалась. Но, когда прихожане решили ее все-таки сломать, действовала уже Императорская комиссия по сохранению древних памятников, и причт борисовской церкви вынужден был обратиться в Московское археологическое общество для проведения экспертизы,- является ли храм памятником древней архитектуры и нет ли препятствий к его разборке. | ||
Московское археологическое общество препятствовало сносу белокаменного храма много лет. В | Московское археологическое общество препятствовало сносу белокаменного храма много лет. В 1897 г. Епархиальный архитектор С. Крыгин, «осмотрев сию церковь, донес, что … более 14-ти лет.. богослужений не совершается, крыша ветха, рамы без стекол, по всем стенам видны в разных направлениях трещины… и весь храм по видимой ветхости в далеком будущем должен разрушаться…» Прихожане настоятельно просили церковь разобрать, на что архитектор московского архитектурного общества В. Гамбурцев дал, наконец, разрешение, с условием: «произвести разборку с большей внимательностью и сохранить найденные древние части – голосники, камни с надписями и прочее». 17 ноября 1897 г. Вопрос о разборе борисовской церкви был решен утвердительно. | ||
Новый храм к этому времени претерпел изменения. В 1891 г. была надстроена и укреплена пристройками колокольня. Сделано это было потому, как объяснял священник в прошении, «что дома прихожан на очень низком месте между гор и садов», и хотя на колокольне имеется большой колокол весом в 300 пудов, « низкая местность и пять глав церкви настолько останавливают звук, что прихожане часто нимало не слышат его благовеста…» Желая надстроить колокольню на 10 аршин, прихожане собирались также «в поддержку ей» возвести с двух сторон пристройки. | |||
Работы по перестройке храма закончились в 1895 г. А 19 ноября состоялось освящение церкви, о чем было извещение в газете «Московские церковные ведомости». Проект надстройки колокольни не был в натуре выполнен в точности. Вместо запланированного промежуточного полуяруса был возведен полноценный второй ярус. Об этом свидетельствует фотография 1938г. | |||
Белокаменную церковь снесли в 1898 г., а в 1900 г. на месте древнего престола была возведена часовня. Сохранились чертежи этого самого незатейливого сооружения, представляющего собой небольшой одноглавый четверик с тремя окнами и входом с запада. Подпись архитектора под чертежами проекта отсутствует. | |||
В том же | В 1901 г. в селе, между двумя крестьянскими домами поставлен часовенный столп. Сохранились его чертежи без подписи, но с надписью: «Рисунок с натуры памятника часовни, купленного для постановки в селе Борисове Московской губернии и уезда». По какому поводу установлена часовня, не выяснено. | ||
В том же 1901 г. по проекту архитектора П. Благовещенского, в церкви было устроено в подвале калориферное отопление, в связи с чем в полу были сделаны вытяжки. Чертежи проекта сохранились. Печь была сделана под северной пристройкой к колокольне, из пристроек в храм было пробито две арки. Любопытно, что в сопровождающей проект записке церковь названа «трапезной». | |||
В том же году, тем же архитектором был спроектирован алтарь, которого церкви так не хватало, весьма, правда, небольшой. С востока в центре к объему храма был пристроен пятигранный выступ, вынута часть восточной стены, немного расширен проем из храма в помещение под колокольней. Алтарь большого размера церковь позволить себе не могла, иначе он подошел бы к самой ограде. Среди чертежей проекта генплан, на котором нанесена ограда, очерчивающая границу погоста. В северо-восточном углу ограды находилась часовня, рядом в северном прясле были ворота, а западнее, в ограде же, церковный домик – кладовая. Главные ворота располагались в восточном прясле ограды, близ юго-восточного угла. За пределами ограды, с юга, стоял дом священника. Как и на генплане села, на данном генплане территория погоста имеет косоугольную конфигурацию. | В том же году, тем же архитектором был спроектирован алтарь, которого церкви так не хватало, весьма, правда, небольшой. С востока в центре к объему храма был пристроен пятигранный выступ, вынута часть восточной стены, немного расширен проем из храма в помещение под колокольней. Алтарь большого размера церковь позволить себе не могла, иначе он подошел бы к самой ограде. Среди чертежей проекта генплан, на котором нанесена ограда, очерчивающая границу погоста. В северо-восточном углу ограды находилась часовня, рядом в северном прясле были ворота, а западнее, в ограде же, церковный домик – кладовая. Главные ворота располагались в восточном прясле ограды, близ юго-восточного угла. За пределами ограды, с юга, стоял дом священника. Как и на генплане села, на данном генплане территория погоста имеет косоугольную конфигурацию. | ||
18 августа | 18 августа 1902 г. новый алтарь был освящен викарным епископом Трифоном, о чем незамедлительно последовало сообщение в газете «Московские церковные ведомости». Среди выполненных работ отмечена замена деревянного пола плиточным, новая живопись на стенах, обновление церковной утвари. «Весь этот ремонт стоил не менее 13000 р.» | ||
В | В 1906 г. в Борисове сформировалась Троицкая старообрядческая община, официально зарегистрированная в 1912 году. В 1915 г. в селе был построен, вернее, перестроен из избы, старообрядческий молитвенный дом. Сохранились проектные чертежи, подписанные архитектором Мартьяковым. Троицкая старообрядческая община приглашала для совершения треб священников Рогожского кладбища. | ||
Летом, в страду (Тяжелая летняя работа в период косьбы, жнитва и уборки хлеба) в селе Борисове часто совершались крестные ходы, для чего приносили чудотворные иконы Иерусалимской Богоматери из Измайловской богадельни, Николая Чудотворца из Николо-Угрешского монастыря и великомученицы Екатерины из Екатерининской пустыни. | Летом, в страду (Тяжелая летняя работа в период косьбы, жнитва и уборки хлеба) в селе Борисове часто совершались крестные ходы, для чего приносили чудотворные иконы Иерусалимской Богоматери из Измайловской богадельни, Николая Чудотворца из Николо-Угрешского монастыря и великомученицы Екатерины из Екатерининской пустыни. | ||
Точное время закрытия церкви неизвестно. Сохранилась фотография | Точное время закрытия церкви неизвестно. Сохранилась фотография 1938 г., отдельные детали которой говорят о том, что храм к этому времени был уже закрыт. Главы и кресты стояли еще на месте, но колоколов уже не было. В части ограды выломаны металлические решетки, а часть северного прясла была разобрана. С севера от храма, в непосредственной близости от него была выстроена изба. Вдали с юга видно старый дом священника, а с севера, за пределами ограды стоял деревянный дом нежилого вида, возможно, училище. Фотография фиксирует момент, когда пруд был спущен. | ||
После закрытия храм приспособили под склад зерна борисовского совхоза. | После закрытия храм приспособили под склад зерна борисовского совхоза. | ||
В 1978 году совхоз был ликвидирован, а склад выведен из церкви. Начался снос села, от которого не осталось ни дома, но хорошо прослеживаются трассы главных улиц, сходящихся у церкви. Кладбище ликвидировано, не сохранилось ни единого надгробия. | В 1978 году совхоз был ликвидирован, а склад выведен из церкви. Начался снос села, от которого не осталось ни дома, но хорошо прослеживаются трассы главных улиц, сходящихся у церкви. Кладбище ликвидировано, не сохранилось ни единого надгробия. | ||
В | В 1960 г. усадьба Царицыно, а с ней и весь каскад борисовских прудов был поставлен на государственную охрану. Вместе с Цареборисовским прудом поставлена на охрану и борисовская церковь, которая по ошибке названа в перечне памятников архитектуры, изданным Управлением госконтроля по охране памятников истории и культуры г. Москвы «церковью Богородицы» (охранный № 396). | ||
Ограда и часовня при церкви были снесены, дом священника использовался под жилье и исчез вместе | Ограда и часовня при церкви были снесены, дом священника использовался под жилье и исчез вместе с селом. На месте часовни в хрущевские времена был построен сельский клуб с помпезным портиком, в котором теперь расположен спортзал и контора. | ||
Эта организация владела и церковным зданием, в котором в 1980-х гг. размещался гараж мотоклуба. На церковной территории выстроена сторожка конторы, поставлена ограда. Территория захламлена, разрыта траншеями прокладывающихся коммуникаций. С конца 1980-х гг. здание церкви не использовалось. Со времени закрытия ни разу не проводился ремонт, кровля отсутствует, разобран свод северной пристройки к колокольне. Постоянно намокающие своды находятся в аварийном состоянии. Сильно пострадал пол. Живопись и иконостасы уничтожены». | Эта организация владела и церковным зданием, в котором в 1980-х гг. размещался гараж мотоклуба. На церковной территории выстроена сторожка конторы, поставлена ограда. Территория захламлена, разрыта траншеями прокладывающихся коммуникаций. С конца 1980-х гг. здание церкви не использовалось. Со времени закрытия ни разу не проводился ремонт, кровля отсутствует, разобран свод северной пристройки к колокольне. Постоянно намокающие своды находятся в аварийном состоянии. Сильно пострадал пол. Живопись и иконостасы уничтожены». | ||
Строка 70: | Строка 72: | ||
В начале 1980 годов подвергся чистки каскад борисовских прудов. Берег около церкви укреплен бетонной конструкцией. Троицкая церковь входит в состав охранной усадьбы Царицыно, разработанной в 1978 году НИПИ Генплан г. Москвы. | В начале 1980 годов подвергся чистки каскад борисовских прудов. Берег около церкви укреплен бетонной конструкцией. Троицкая церковь входит в состав охранной усадьбы Царицыно, разработанной в 1978 году НИПИ Генплан г. Москвы. | ||
В | В 1991 г. церковь Троицы в Борисове передана Русской Православной Церкви. | ||
== Деятельность прихода == | == Деятельность прихода == | ||
* | * Молодёжный отдел | ||
* Волонтёрское служение | |||
* Народный хор | |||
* Спортивные секции | |||
* Психологические встречи (беседы и лекции) | |||
== Святые == | == Святые == | ||
* Новомученик Алексей Зверев | * [https://azbyka.org/days/sv-aleksij-zverev Новомученик Алексей Зверев] | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
Чтимые иконы Божией Матери | * Чтимые иконы Божией Матери: | ||
** икона Успения Пресвятой Богородицы с частицей гроба | |||
** «Державная» | |||
** «Скоропослушница» | |||
** «Нечаянная Радость» | |||
** «Взыскание погибших» | |||
** «Утоли моя печали» | |||
** икона Покрова Пресвятой Богородицы | |||
* Икона свт. Николая Чудотворца | |||
* Икона прав. Матроны Московской (редкая икона, где святая изображена с открытыми глазами) | |||
* Икона сщмч. Алексия Зверева | |||
* Икона Илии Пророка | |||
* Икона Всех Святых | |||
* Икона мчч. Гурия, Самона и Авива | |||
* Древние иконы Архангела Михаила и Архангела Гавриила | |||
== Престольные праздники == | == Престольные праздники == | ||
Троицы | * '''[[Престольный праздник::День Святой Троицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-den-svjatoj-troicy-pj.. 50-й день после Пасхи] | ||
* '''[[Престольный праздник::Икона Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали"]]''' - [https://azbyka.org/days/ikona-utoli-moja-pechali 7 февраля] | |||
* '''[[Престольный праздник::Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-nikolaj-mirlikijskij 22 мая, 19 декабря] | |||
== Как добраться == | == Как добраться == | ||
'''Адрес:''' 115563, г. Москва, Борисовский проезд дом 15, корпус 4 | |||
'''Адрес:''' г. Москва, | |||
''' | '''Проезд:''' | ||
* до ст. метро «Каширская», далее на автобусе № 275 в сторону МКАД до остановки «Борисовский проезд»; | |||
* до ст. метро «Домодедовская», далее на автобусе № 275 в сторону центра от остановки «»Мебель-Град» до остановки «Борисовский проезд»; | |||
* до ст. метро «Красногвардейская», «Шипиловская» далее на автобусе № 711 в сторону центра до остановки «Борисовский проезд». | |||
''' | '''Телефон:''' [tel:+74953939122 +7 495 393 91 22] (храм), [tel:+79162644776 +7 916 264 47 76] (дежурный священник) | ||
'''Электронная почта:''' [mailto:borisovo1991@bk.ru borisovo1991@bk.ru] | |||
== Паломнику == | == Паломнику == | ||
'''Расписание богослужений:''' | '''Расписание богослужений:''' | ||
* Ежедневно – Божественная Литургия в 8-00; | |||
* Ежедневно – вечерня и утреня в 17-00 часов; | |||
* По воскресным дням – Божественная Литургия 7-00 и 10-00 часов; | |||
* В дни двунадесятых и великих праздников – Божественная Литургия – в 7-00 и 10-00 часов; накануне Всенощное бдение (вечерня и утреня) в 17-00 часов. | |||
* По воскресеньям в 17-00 часов читается вечерня с акафистом Богородице «Утоли моя печали», «Свт. Николаю» (по очереди). | |||
Огласительные беседы перед принятием Таинства Крещения в нашем храме проводятся по средам и воскресным дням с 15.00 до 17.00 | |||
'''[http://troica-borisovo.moseparh.ru/?page_id=781 Актуальное расписание богослужений см. на официальном сайте храма]''' | |||
'' | |||
[http:// | |||
== Фото == | == Фото == | ||
<gallery> | <gallery> | ||
Троицкий храм Борисово7.jpg | |||
Троицкий храм Борисово8.jpg | |||
Троицкий храм Борисово9.jpg | |||
Троицкий храм Борисово4.jpg | |||
Троицкий_храм_Борисово.jpg | Троицкий_храм_Борисово.jpg | ||
Троицкий_храм_Борисово2.jpg | Троицкий_храм_Борисово2.jpg | ||
Строка 142: | Строка 143: | ||
== Видео == | == Видео == | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=U6pP_kaosCk| | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=U6pP_kaosCk|550|left||frame}} | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[http://borisovo1991.ru/ Храм Троицы Живоначальной в Борисово] | * [http://borisovo1991.ru/ Храм Троицы Живоначальной в Борисово] | ||
* [http://troica-borisovo.moseparh.ru/ Официальный сайт храма] | |||
[http://troica-borisovo. | * [https://vk.com/club130036994 Страница ВКонтакте] | ||
[ | |||
{{SEO|в Москву, храм Троицы Живоначальной в Борисово|Москвы}} | {{SEO|в Москву, храм Троицы Живоначальной в Борисово|Москвы}} |
Текущая версия от 21:15, 31 марта 2024
Храм Тро́ицы Живонача́льной в Бори́сове в Москве — православный храм в бывшем селе Борисове, на юге Москвы; приход относится к Даниловскому благочинию Московской городской епархии. Каменная церковь построена в конце XVIII века; в начале XX века — фактически выстроена заново. До революции на колокольне храма размещался один из самых больших колоколов Москвы весом 300 пудов.
После революции храм был закрыт; возвращён верующим в 1990 году, освящён вновь 14 сентября 1991 года.
История[править | править код]
Возникновение села Борисово связано с именем царя Бориса Годунова. В конце XVI века Годунов устроил на речке Городёнке (Городне), протекавшей через дворцовую вотчину, развитый каскад прудов. Верхний пруд начинался у сельца Черная Грязь (впоследствии – Царицыно). На берегу последнего, восточного пруда, и возникло поселение Борисово – хозяйственный приселок дворцового села Коломенского. Пруд сохранил древнее название «Борисовский» или «Цареборисовский». В составе дворцовых земель (удельного ведомства) Борисово находилось до 1917 г.
Как село, имеющее церковь, по сведениям исследователей Холмогоровых, Борисово впервые упоминается в приходных окладных книгах патриаршего приказа за 1628 г. Это означает, что раньше здесь не было церковного места. Первый деревянный храм был освящен в честь святителя Николая. В дозорных книгах патриаршего казенного приказа 1680 г. так же значится церковь Николая Чудотворца в селе Борисове. Затем была построена новая, белокаменная церковь, освященная в честь Святой Живоначальной Троицы. Точная дата ее построения не известна. Холмогоровы обнаружили документ в 1710 г., где храм фигурирует, уже как построенный. Это была одноглавая церковь с четырехскатной кровлей, поднятой так высоко, что заслужила название «шатровой». Церковь имела полукруглый алтарь, а декорация фасадов была крайне скупа.
С 1710 по 1722 гг. в церкви служили священник Никита Афанасьев и его сын дьячок Дмитрий.
О жизни села и храма в продолжении XVIII – начала XIX вв. сведений не сохранилось.
Сохранился документ 1826 – 1829 гг. о ремонте обветшавшего храма. В процессе ремонта храм был разобран до основания и выстроен вновь. Был поставлен новый иконостас и отреставрированы иконы. 11 мая 1829 г. Троицкая церковь была заново освящена.
Следующим документом, из дошедших до нас по времени, является топографическая карта Московской губернии 1838 г., где четко обозначено местоположение Троицкого погоста. Церковь стоит возле самого берега пруда, рядом расположено кладбище.
В 1839 году село Борисово горело, пострадала так же и церковь, как следует из документа с тех пор: «стены ее пестреют, где белым камнем, где кирпичом».
В 1859-х годах в Троицкую церковь села Борисово был назначен новый священник, отец Николай Смирнов, «… С первого дня поступления моего на настоящее место – писал он в одном из своих прошений епархиальному начальству, — положение храма Божия возбуждало во мне сожаление и опасение. Построен он из белого камня и по недостатку свода он треснул в куполе во все стороны. Скудным видом крашен иконостас, от сырости потерял свой вид, каменный пол выкрошился, тесовая крыша на притворе сделалась совершенно негодною. Ограды и колокольни нет, а колокола висят на деревянных столбах. Такое жалкое положение храма Божия не давало мне покоя, посему в 1862 году убедил я прихожан… построить новый каменный теплый храм.».
Получив от митрополита Филарета разрешение, отец Николай в 1863 году отправился в Московскую губернскую Строительную и дорожную комиссию «для освидетельствования в правильности архитектуры» «избранный нами проект», каковой после доработки был утвержден лишь год спустя. В архивном фонде Строительной и дорожной комиссии не сохранились чертежи. В сопроводительную документацию не попало и имя архитектора, автора проекта.
Строительство нового храма началось не сразу: «Церковных денег – продолжает отец Николай – имелось только 1400 руб. , с такой суммою нельзя было совершить строения. Посему исходатайствовано у Его Высокопреосвященства разрешение «сбирать пожертвование на книгу и печатать в газетах приглашение к пожертвованиям, и к маю прошлого 1868 года составилось у нас в церкви до 4000 руб.»
В резолюции Московской духовной консистории от 27 февраля 1864 года за № 1233 разрешено было «существующую каменную церковь, по разбирании ее трапезы, оставить для отправления в ней богослужения и впредь до построения новой каменной церкви, а потом дозволить разобрать ее для употребления материала ее в состав новой колокольни». Началась тяжба, закончившаяся тем, что 19 июня 1869 года «согласились все строить новый храм вблизи существующего, напротив священнического дома на пустопорожнем месте и для всех удобном месте».
Строительство шло медленно. Еще в 1862 году крестьяне общим приговором обязались собрать на построение храма по рублю серебром с каждой ревизской души, но к 1870 году «ни копейки не собрали». Не поставлялись также подводы для перевозки строительного материала.
Церковь была выстроена и освящена в 1873 году, отделка продолжалась до 1874 года. Тогда же на колокольню был поднят большой колокол.
Старая церковь, по каким-то причинам, не была тотчас разобрана, хотя в новом храме было освящено сразу три престола: Троицкий — в центре, в том месте, где обычно бывает проход из трапезной в главный храм, и два боковых: старый Никольский, и вновь устроенный – во имя иконы Богоматери «Утоли моя печали».
Служба в старой церкви не совершалась. Но, когда прихожане решили ее все-таки сломать, действовала уже Императорская комиссия по сохранению древних памятников, и причт борисовской церкви вынужден был обратиться в Московское археологическое общество для проведения экспертизы,- является ли храм памятником древней архитектуры и нет ли препятствий к его разборке.
Московское археологическое общество препятствовало сносу белокаменного храма много лет. В 1897 г. Епархиальный архитектор С. Крыгин, «осмотрев сию церковь, донес, что … более 14-ти лет.. богослужений не совершается, крыша ветха, рамы без стекол, по всем стенам видны в разных направлениях трещины… и весь храм по видимой ветхости в далеком будущем должен разрушаться…» Прихожане настоятельно просили церковь разобрать, на что архитектор московского архитектурного общества В. Гамбурцев дал, наконец, разрешение, с условием: «произвести разборку с большей внимательностью и сохранить найденные древние части – голосники, камни с надписями и прочее». 17 ноября 1897 г. Вопрос о разборе борисовской церкви был решен утвердительно.
Новый храм к этому времени претерпел изменения. В 1891 г. была надстроена и укреплена пристройками колокольня. Сделано это было потому, как объяснял священник в прошении, «что дома прихожан на очень низком месте между гор и садов», и хотя на колокольне имеется большой колокол весом в 300 пудов, « низкая местность и пять глав церкви настолько останавливают звук, что прихожане часто нимало не слышат его благовеста…» Желая надстроить колокольню на 10 аршин, прихожане собирались также «в поддержку ей» возвести с двух сторон пристройки.
Работы по перестройке храма закончились в 1895 г. А 19 ноября состоялось освящение церкви, о чем было извещение в газете «Московские церковные ведомости». Проект надстройки колокольни не был в натуре выполнен в точности. Вместо запланированного промежуточного полуяруса был возведен полноценный второй ярус. Об этом свидетельствует фотография 1938г.
Белокаменную церковь снесли в 1898 г., а в 1900 г. на месте древнего престола была возведена часовня. Сохранились чертежи этого самого незатейливого сооружения, представляющего собой небольшой одноглавый четверик с тремя окнами и входом с запада. Подпись архитектора под чертежами проекта отсутствует.
В 1901 г. в селе, между двумя крестьянскими домами поставлен часовенный столп. Сохранились его чертежи без подписи, но с надписью: «Рисунок с натуры памятника часовни, купленного для постановки в селе Борисове Московской губернии и уезда». По какому поводу установлена часовня, не выяснено.
В том же 1901 г. по проекту архитектора П. Благовещенского, в церкви было устроено в подвале калориферное отопление, в связи с чем в полу были сделаны вытяжки. Чертежи проекта сохранились. Печь была сделана под северной пристройкой к колокольне, из пристроек в храм было пробито две арки. Любопытно, что в сопровождающей проект записке церковь названа «трапезной».
В том же году, тем же архитектором был спроектирован алтарь, которого церкви так не хватало, весьма, правда, небольшой. С востока в центре к объему храма был пристроен пятигранный выступ, вынута часть восточной стены, немного расширен проем из храма в помещение под колокольней. Алтарь большого размера церковь позволить себе не могла, иначе он подошел бы к самой ограде. Среди чертежей проекта генплан, на котором нанесена ограда, очерчивающая границу погоста. В северо-восточном углу ограды находилась часовня, рядом в северном прясле были ворота, а западнее, в ограде же, церковный домик – кладовая. Главные ворота располагались в восточном прясле ограды, близ юго-восточного угла. За пределами ограды, с юга, стоял дом священника. Как и на генплане села, на данном генплане территория погоста имеет косоугольную конфигурацию.
18 августа 1902 г. новый алтарь был освящен викарным епископом Трифоном, о чем незамедлительно последовало сообщение в газете «Московские церковные ведомости». Среди выполненных работ отмечена замена деревянного пола плиточным, новая живопись на стенах, обновление церковной утвари. «Весь этот ремонт стоил не менее 13000 р.»
В 1906 г. в Борисове сформировалась Троицкая старообрядческая община, официально зарегистрированная в 1912 году. В 1915 г. в селе был построен, вернее, перестроен из избы, старообрядческий молитвенный дом. Сохранились проектные чертежи, подписанные архитектором Мартьяковым. Троицкая старообрядческая община приглашала для совершения треб священников Рогожского кладбища.
Летом, в страду (Тяжелая летняя работа в период косьбы, жнитва и уборки хлеба) в селе Борисове часто совершались крестные ходы, для чего приносили чудотворные иконы Иерусалимской Богоматери из Измайловской богадельни, Николая Чудотворца из Николо-Угрешского монастыря и великомученицы Екатерины из Екатерининской пустыни.
Точное время закрытия церкви неизвестно. Сохранилась фотография 1938 г., отдельные детали которой говорят о том, что храм к этому времени был уже закрыт. Главы и кресты стояли еще на месте, но колоколов уже не было. В части ограды выломаны металлические решетки, а часть северного прясла была разобрана. С севера от храма, в непосредственной близости от него была выстроена изба. Вдали с юга видно старый дом священника, а с севера, за пределами ограды стоял деревянный дом нежилого вида, возможно, училище. Фотография фиксирует момент, когда пруд был спущен.
После закрытия храм приспособили под склад зерна борисовского совхоза.
В 1978 году совхоз был ликвидирован, а склад выведен из церкви. Начался снос села, от которого не осталось ни дома, но хорошо прослеживаются трассы главных улиц, сходящихся у церкви. Кладбище ликвидировано, не сохранилось ни единого надгробия.
В 1960 г. усадьба Царицыно, а с ней и весь каскад борисовских прудов был поставлен на государственную охрану. Вместе с Цареборисовским прудом поставлена на охрану и борисовская церковь, которая по ошибке названа в перечне памятников архитектуры, изданным Управлением госконтроля по охране памятников истории и культуры г. Москвы «церковью Богородицы» (охранный № 396).
Ограда и часовня при церкви были снесены, дом священника использовался под жилье и исчез вместе с селом. На месте часовни в хрущевские времена был построен сельский клуб с помпезным портиком, в котором теперь расположен спортзал и контора.
Эта организация владела и церковным зданием, в котором в 1980-х гг. размещался гараж мотоклуба. На церковной территории выстроена сторожка конторы, поставлена ограда. Территория захламлена, разрыта траншеями прокладывающихся коммуникаций. С конца 1980-х гг. здание церкви не использовалось. Со времени закрытия ни разу не проводился ремонт, кровля отсутствует, разобран свод северной пристройки к колокольне. Постоянно намокающие своды находятся в аварийном состоянии. Сильно пострадал пол. Живопись и иконостасы уничтожены».
В начале 1980 годов подвергся чистки каскад борисовских прудов. Берег около церкви укреплен бетонной конструкцией. Троицкая церковь входит в состав охранной усадьбы Царицыно, разработанной в 1978 году НИПИ Генплан г. Москвы.
В 1991 г. церковь Троицы в Борисове передана Русской Православной Церкви.
Деятельность прихода[править | править код]
- Молодёжный отдел
- Волонтёрское служение
- Народный хор
- Спортивные секции
- Психологические встречи (беседы и лекции)
Святые[править | править код]
Святыни[править | править код]
- Чтимые иконы Божией Матери:
- икона Успения Пресвятой Богородицы с частицей гроба
- «Державная»
- «Скоропослушница»
- «Нечаянная Радость»
- «Взыскание погибших»
- «Утоли моя печали»
- икона Покрова Пресвятой Богородицы
- Икона свт. Николая Чудотворца
- Икона прав. Матроны Московской (редкая икона, где святая изображена с открытыми глазами)
- Икона сщмч. Алексия Зверева
- Икона Илии Пророка
- Икона Всех Святых
- Икона мчч. Гурия, Самона и Авива
- Древние иконы Архангела Михаила и Архангела Гавриила
Престольные праздники[править | править код]
- День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи
- Икона Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали" - 7 февраля
- Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря
Как добраться[править | править код]
Адрес: 115563, г. Москва, Борисовский проезд дом 15, корпус 4
Проезд:
- до ст. метро «Каширская», далее на автобусе № 275 в сторону МКАД до остановки «Борисовский проезд»;
- до ст. метро «Домодедовская», далее на автобусе № 275 в сторону центра от остановки «»Мебель-Град» до остановки «Борисовский проезд»;
- до ст. метро «Красногвардейская», «Шипиловская» далее на автобусе № 711 в сторону центра до остановки «Борисовский проезд».
Телефон: +7 495 393 91 22 (храм), +7 916 264 47 76 (дежурный священник)
Электронная почта: borisovo1991@bk.ru
Паломнику[править | править код]
Расписание богослужений:
- Ежедневно – Божественная Литургия в 8-00;
- Ежедневно – вечерня и утреня в 17-00 часов;
- По воскресным дням – Божественная Литургия 7-00 и 10-00 часов;
- В дни двунадесятых и великих праздников – Божественная Литургия – в 7-00 и 10-00 часов; накануне Всенощное бдение (вечерня и утреня) в 17-00 часов.
- По воскресеньям в 17-00 часов читается вечерня с акафистом Богородице «Утоли моя печали», «Свт. Николаю» (по очереди).
Огласительные беседы перед принятием Таинства Крещения в нашем храме проводятся по средам и воскресным дням с 15.00 до 17.00
Актуальное расписание богослужений см. на официальном сайте храма
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]