Мужской монастырь Витовница: различия между версиями
Elena (обсуждение | вклад) (→Видео) |
Elena (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показано 9 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 2: | Строка 2: | ||
[[Файл:Мужской монастырь Витовница.jpg|мини|справа||alt=Мужской монастырь Витовница]] | [[Файл:Мужской монастырь Витовница.jpg|мини|справа||alt=Мужской монастырь Витовница]] | ||
'''Монастырь Витовница''' (серб. Манасир Витовница) — [[Аннотация::монастырь Браничевской епархии Сербской Православной Церкви в честь | '''Монастырь Витовница''' (серб. Манасир Витовница) — [[Аннотация::монастырь Браничевской епархии Сербской Православной Церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Расположен в восточной части Сербии на правом берегу реки Витовницы, в десяти километрах от Петровац-на-Млави.]] | ||
== История == | == История == | ||
Монастырь основал сербский король Стефан Милутин | Монастырь основал сербский король [https://azbyka.org/days/sv-stefan-miljutin Стефан Милутин] в 1291 году после победы над болгарскими мятежниками Дрманом и Куделином, которые укрепились в местечке Ждрело, неподалёку от нынешнего [[Женский монастырь Горняк|монастыря Горняк]]. Дрман и Куделин превратили Браничевскую область в своего рода разбойничье логово, из которого они совершали набеги на соседние области. В честь победы над мятежниками св. Милутин выстроил свою задушбину – монастырь Витовницу. | ||
Дрман и Куделин превратили Браничевскую область в своего рода разбойничье логово, из которого они совершали набеги на соседние области. | |||
В честь победы над мятежниками св. Милутин выстроил свою задушбину – монастырь Витовницу. | |||
В выпуске журнала «Старинар» Сербского археологического общества за 1888 год Михаило Ризнич пишет: «Король Милутин мог построить этот монастырь после боя с татарами в 1291 году. Тогда восстали против северного сербского короля, Милутинова брата Драгутина, двое мятежников в Ждрело в Браничевской области, Дрман и Куделин. Милутин собрал сильное войско и наголову разбил татар, так что воды Млавы окрасились кровью». | В выпуске журнала «Старинар» Сербского археологического общества за 1888 год Михаило Ризнич пишет: «Король Милутин мог построить этот монастырь после боя с татарами в 1291 году. Тогда восстали против северного сербского короля, Милутинова брата Драгутина, двое мятежников в Ждрело в Браничевской области, Дрман и Куделин. Милутин собрал сильное войско и наголову разбил татар, так что воды Млавы окрасились кровью». | ||
Начиная с XVI века, монастырь достаточно часто упоминается как в сербских, так и в турецких источниках. Согласно турецкой переписи от 1527 года, в монастыре жили двое монахов. Турецкая перепись от 1537 года гласит, что в монастыре жили твое монахов и притом монастырь платил большой налог, по чему можно предположить, что его материальное положение было неплохим. Согласно турецкой переписи от 1578 года, в монастыре живут шестеро монахов. | |||
Спасаясь от турок в 1690 году, витовницкие монахи нашли приют в монастыре Бешеново (тогда это была территория Австро-Венгрии) и принесли | Сохранилось известное Витовницкое Евангелие (серб. Витовничко Jеванђеље), датированное XVI веком. Это рукописное Евангелие, написанное в монастыре Витовница в первой половине XVI века. Точно известно, что в 1557 году Евангелие было оправлено серебром с позолотой – работа известного мастера-златокузнеца того времени Вука Кондо, который оставил в верхней части оправы свою подпись. Евангелие написано чёрными чернилами, особо важные места выделены золотой краской. Орнаменты и начальные буквы глав разрисованы золотой, синей, красной и зелёной красками, золотой краской проставлены и точки между предложениями. Переднюю крышку переплёта украшают изображения двунадесятых праздников, а заднюю крышку – изображение Успения Пресвятой Богородицы. Спасаясь от турок в 1690 году, витовницкие монахи нашли приют в [[Мужской монастырь Бешеново|монастыре Бешеново]] (тогда это была территория Австро-Венгрии) и принесли Евангелие с собой. Сегодня Витовницкое Евангелие хранится в Музее Сербской Православной Церкви в Белграде под инвентарным номером 355. | ||
Представление о жизни монастыря в XVII мы можем получить из записей в книгах Витовницы. Некоторые из них, хранившиеся в Национальной библиотеке, погибли в огне во время Второй мировой войны. Одна из книг, написанная ранее 1620 года, находится в Киевской библиотеке. На ней написано: «сия книга была передана в дар монастырю Витовница иеромонаха Никифором». | |||
После войны между Австро-Венгрией и Турцией Витовница, вероятнее всего, остаётся в запустении. Монахи уходят за Дунай, большинство их переселяется в [[Мужской монастырь Бешеново|монастырь Бешеново]] на Фрушку-Гору. Из этого периода сохранилась так называемая Витовницкая чаша. Витовницкая чаша – это сосуд для раздавания прихожанам антидора, работа мастера Луки Куюнджича из Кюстендила, 1652 год. Все лики и нимбы на чаше для антидора позолочены. Сейчас она хранится в Музее Сербской Православной Церкви в Белграде. | |||
В 1753 году была проведена перепись имущества [[Мужской монастырь Бешеново|монастыря Бешеново]], и далее учёт предметов, принадлежащих монастырю Витовница, вёлся отдельно, но в Витовницу братия не вернулась. Витовницкое имущество осталось в монастыре Бешеново до Второй мировой войны, когда он был разграблен и сожжён хорватами. | |||
В 1753 году была проведена перепись имущества монастыря Бешеново, и далее учёт предметов, принадлежащих | |||
После Переселения сербов 1690 года большинство братии Витовницы отправляется в Бешеново, а меньшая часть присоединяется к монахам Раваницы в городе Сентандрея (на территории современной Венгрии). Несколько лет спустя, когда обстановка стала спокойнее, несколько монахов вернулось в Витовницу. | После Переселения сербов 1690 года большинство братии Витовницы отправляется в Бешеново, а меньшая часть присоединяется к монахам Раваницы в городе Сентандрея (на территории современной Венгрии). Несколько лет спустя, когда обстановка стала спокойнее, несколько монахов вернулось в Витовницу. | ||
Строка 54: | Строка 24: | ||
Когда в 1739 году Австрия снова потерпела поражение в войне, монастырь опять пустеет, Витовницкие монахи снова уходят в Бешеново. Для монастыря наступают тяжёлые дни. Вплоть до Первого сербского восстания в исторических источниках не было упоминаний о Витовнице. | Когда в 1739 году Австрия снова потерпела поражение в войне, монастырь опять пустеет, Витовницкие монахи снова уходят в Бешеново. Для монастыря наступают тяжёлые дни. Вплоть до Первого сербского восстания в исторических источниках не было упоминаний о Витовнице. | ||
Во время Первого сербского восстания монастырь был полностью разрушен и сожжён турками в отместку за участие в восстании местного населения. После Второго сербского восстания начинается обновление монастыря Витовница. В середине XIX века благодаря трудам витовницких монахов Стефана Михайловича, Симеона Николича и в особенности Стефана Бойовича обитель переживает период расцвета. Игумен Стефан Бойович до сих пор остаётся в памяти народа как символ обновления Витовницы в XIX веке. Предположительно к 1856 году был заново отстроен весь монастырский комплекс. Улучшение материального положения монастыря позволило построить в 1861 году за его счёт начальную школу в селе Витовница. | |||
Наряду с многолетним служением Богу и народу, он также дал своему отечеству отличного воина. Его сын Милан Милованович | Игуменом монастыря Витовница в период с 1896 до 1902 годов был архимандрит Мефодий (Живота) Милованович. Игумен Мефодий продолжил обустраивать монастырь. Он был весьма трудолюбив, имел предпринимательские способности и много сделал для Витовницы и монастырского хозяйства. Будучи игуменом, он в 1897 году основал Общество пчеловодов Сербии и газету «Пчелар», которая выходит и сегодня. Печатаясь в газете «Пчелар», проявил себя как выдающийся теоретик и полемист. Развитие пчеловодства в восточной части Сербии — во многом его заслуга. Перед тем, как его назначили игуменом Витовницы, он был священником, служил в Шетоне, Раброво и Валево. Овдовев, в 1895 году он принимает монашество и встаёт во главе монастыря Витовница. Начиная с 1902 года, игумен Мефодий редактировал газету «Беседник». Также он написал три книги о [[Афон|Святой горе Афон]] и [[Монастырь Хиландар (Афон)|Хиландаре]]. Наряду с многолетним служением Богу и народу, он также дал своему отечеству отличного воина. Его сын Милан Милованович был генералом сербской армии и главой Генштаба. | ||
Процветание монастыря длились недолго. Во время Первой мировой войны – в 1915-1918 годах – окрестности Витовница и города Петровац на Млави были частью болгарской оккупационной зоны. Болгары отвели в лагерь витовницкого игумена Исаию Богдановича и там его убили. После этого болгарские солдаты вывезли из монастыря ценные богослужебные предметы и угнали скот. Возле северной стены Витовницы находилась рака с мощами неизвестного святого Синаита; оккупанты ограбили и ее. | Процветание монастыря длились недолго. Во время Первой мировой войны – в 1915-1918 годах – окрестности Витовница и города Петровац-на-Млави были частью болгарской оккупационной зоны. Болгары отвели в лагерь витовницкого игумена Исаию Богдановича и там его убили. После этого болгарские солдаты вывезли из монастыря ценные богослужебные предметы и угнали скот. Возле северной стены Витовницы находилась рака с мощами неизвестного святого Синаита; оккупанты ограбили и ее. Монастырь так и не оправился от этого удара, нанесенного в Первую мировую войну, а на подходе уже были новые бедствия – Вторая мировая война и коммунистический режим. | ||
В отместку за нападение на немецкий патруль вблизи монастыря Витовница фашистские оккупационные власти сожгли все монастырские строения, кроме церкви. Все братские корпуса, хозяйственные постройки и всё, что с большим трудом отстраивали на протяжении XIX века, было сожжено немцами в 1943 году. Братия спаслась, укрывшись в окрестных лесах. Но немцы схватили витовницкого иеродиакона Аввакума (Момчиловича) и конвоировали его в лагерь на Банице (Белград), где и убили. | |||
Когда в 1945 году к власти пришли местные сельские коммунисты, они убили оставшуюся братию и отобрали у монастыря все имущество. Жители села Витовница, коммунисты, убили игумена Витовницы Мардария (Здравковича) и иеромонаха Савву (Марковича), которому было всего 33 года. | |||
Когда в 1945 году к власти пришли местные сельские коммунисты, они убили оставшуюся братию и отобрали у монастыря все имущество. Жители села Витовница, коммунисты, убили игумена Витовницы Мардария (Здравковича) и иеромонаха Савву ( | |||
Таким образом, во Вторую мировую войну монастырь Витовница лишился и братии, и всех построек. | Таким образом, во Вторую мировую войну монастырь Витовница лишился и братии, и всех построек. | ||
В 1946 году в опустошённый и сожжённый монастырь решением тогдашних церковных властей отправляют иеромонаха Хризостома. Он был возведён в сан игумена. В тяжелейших условиях, без крыши над головой, иеромонах Хризостом начинает обновление монастыря. Именно ему принадлежит заслуга в том, что монашество в Витовнице в эти бедственные времена вообще сохранилось. | В 1946 году в опустошённый и сожжённый монастырь решением тогдашних церковных властей отправляют иеромонаха Хризостома. Он был возведён в сан игумена. В тяжелейших условиях, без крыши над головой, иеромонах Хризостом начинает обновление монастыря. Именно ему принадлежит заслуга в том, что монашество в Витовнице в эти бедственные времена вообще сохранилось. | ||
В 1955 году из Косова в свою родную Браничевскую епархию возвращается Святой Фаддей Витовницкий. Его назначают игуменом монастыря Горняк неподалёку от Витовницы. Святой Фаддей, кроме восстановления Горняка, участвует и в восстановлении Витовницы, а позднее становится её игуменом. | В 1955 году из Косова в свою родную Браничевскую епархию возвращается Святой [https://azbyka.org/otechnik/Faddej_Vitovnitskij/ Фаддей Витовницкий]. Его назначают игуменом [[Женский монастырь Горняк|монастыря Горняк]] неподалёку от Витовницы. Святой Фаддей, кроме восстановления Горняка, участвует и в восстановлении Витовницы, а позднее становится её игуменом. Благодаря игуменам Витовницы послевоенного периода: Хризостому, Феодору, Фаддею и Лазарю монастырь был восстановлен вопреки огромным лишениям, которые он претерпел за первую половину XX века. | ||
Святой Фаддей Витовницкий родился в день святого апостола Фомы 6 октября 1914 года в селе Витовница, что в восточной Сербии, которое расположено всего за километр от самого монастыря Витовница. В 1932 году он уходит в [[монастырь Мильково]] и становится послушником. Настоятель монастыря – русский схиархимандрит Амвросий (Курганов)<ref>Схиархимандрит Амвросий (в миру Владимир Зиновьевич Курганов; 1 (14) января 1894, село Говорово, Пензенская губерния — 17 (30) мая 1933, Мильков монастырь, Сербия) — русский религиозный деятель, настоятель Милькова монастыря. Его учениками были такие подвижники как архимандрит Фаддей Витовницкий и архиепископ [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Maksimovich/ Иоанн (Максимович)]. Был послушником в [[Оптина пустынь|Оптиной пустыни]]. </ref> – произвёл большое впечатление на Святого Фаддея, тогдашнего послушника Томислава. Год спустя, в 1933 году, игумен Амвросий упокоился молодым, за год до своего 39-летия, и братия перешла в другие монастыри. Часть монахов переселилась в монастырь Горняк, где также был русский игумен, с ними был и послушник Томислав, будущий святой Фаддей Витовницкий. В 1935 году, в Горняке, Фаддей Витовницкий был пострижен в монахи и в 1937 году рукоположен во священника. | |||
Святой Фаддей Витовницкий родился в день святого апостола Фомы 6 октября 1914 года в селе Витовница, что в восточной Сербии, которое расположено всего за километр от самого монастыря Витовница. | |||
В 1932 году он уходит в монастырь Мильково и становится послушником. Настоятель монастыря – русский схиархимандрит Амвросий (Курганов) произвёл большое впечатление на Святого Фаддея, | |||
Год спустя, в 1933 году, игумен Амвросий упокоился молодым, за год до своего 39-летия, и братия перешла в другие монастыри. Часть монахов переселилась в монастырь Горняк, где также был русский игумен, с ними был и послушник Томислав, будущий святой Фаддей Витовницкий. | |||
В 1935 году, в Горняке, Фаддей Витовницкий был пострижен в монахи и в 1937 году рукоположен | |||
Беседуя с русскими монахами в Мильково и Горняке, он хорошо изучил русский язык. Святой Фаддей Витовницкий хорошо говорил, читал и писал по-русски. В то время существовало мало произведений отцов церкви, переведённых на сербский язык, и Святой Фаддей переводил с русского языка на сербский избранные труды для своей братии. Святой Фаддей питал очень большую любовь к русскому народу. | Беседуя с русскими монахами в Мильково и Горняке, он хорошо изучил русский язык. Святой Фаддей Витовницкий хорошо говорил, читал и писал по-русски. В то время существовало мало произведений отцов церкви, переведённых на сербский язык, и Святой Фаддей переводил с русского языка на сербский избранные труды для своей братии. Святой Фаддей питал очень большую любовь к русскому народу. | ||
Чтобы Фаддей завершил монашеское обучение, монастырь Горняк послал его в монастырь Раковица | Чтобы Фаддей завершил монашеское обучение, монастырь Горняк послал его в [[монастырь Раковица]]. | ||
Власти помешали ему находиться в Косове, и в 1955 году он возвращается в родную Браничевскую епархию, к епископу Хризостому, который ставит его настоятелем монастыря Горняк. Тогда же Святой Фаддей берёт на себя духовное окормление и монастыря Витовница. | В 1939 году [[Печский патриарший женский монастырь|монастырь Печская Патриархия]], что в Косове, попросили Патриарха Димитрия прислать в помощники одного иеромонаха. И Патриарх выбрал иеромонаха Фаддея, как самого младшего ученика духовной семинарии монастыря Раковица. С 1939 до 1955 года, с перерывами, иеромонах Фаддей пребывает в Косове. Во время Второй мировой войны он находился в Витовнице. С 1947 года иеромонах Фаддей становится настоятелем монастыря Печская Патриархия. Власти помешали ему находиться в Косове, и в 1955 году он возвращается в родную Браничевскую епархию, к епископу Хризостому, который ставит его настоятелем монастыря Горняк. Тогда же Святой Фаддей берёт на себя духовное окормление и монастыря Витовница. | ||
В 1962 году он становится игуменом монастыря | В 1962 году он становится игуменом монастыря Витовница. В Браничеве монахов и священников не хватало, и отец Фаддей служил и в других монастырях и приходах Браничевской епархии. | ||
Упокоился он в 2003 году | Упокоился он в 2003 году, а место его захоронения в монастыре Витовницы стало местом паломничества. | ||
== Святые == | == Святые == | ||
Строка 134: | Строка 65: | ||
'''Адрес:''' Витовница, Сербия | '''Адрес:''' Витовница, Сербия | ||
'''Проезд:''' Монастырь расположен в десяти километрах к востоку от города Петровац-на-Млави (20-25 минут езды), примерно в 120 км к юго-западу от Белграда. Поездка из Белграда до Петровац-на-Млави займет чуть больше 1,5 ч. Добраться до монастыря можно только на автомобильном транспорте. Неподалеку находится [[монастырь | '''Проезд:''' Монастырь расположен в десяти километрах к востоку от города Петровац-на-Млави (20-25 минут езды), примерно в 120 км к юго-западу от Белграда. Поездка из Белграда до Петровац-на-Млави займет чуть больше 1,5 ч. Добраться до монастыря можно только на автомобильном транспорте. Неподалеку находится монастыри [[Монастырь Ждрело|Ждрело]] и [[Женский монастырь Горняк|Горняк]]. | ||
== Фото == | == Фото == |
Текущая версия от 22:54, 2 октября 2023
Монастырь Витовница (серб. Манасир Витовница) — монастырь Браничевской епархии Сербской Православной Церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Расположен в восточной части Сербии на правом берегу реки Витовницы, в десяти километрах от Петровац-на-Млави.
История[править | править код]
Монастырь основал сербский король Стефан Милутин в 1291 году после победы над болгарскими мятежниками Дрманом и Куделином, которые укрепились в местечке Ждрело, неподалёку от нынешнего монастыря Горняк. Дрман и Куделин превратили Браничевскую область в своего рода разбойничье логово, из которого они совершали набеги на соседние области. В честь победы над мятежниками св. Милутин выстроил свою задушбину – монастырь Витовницу.
В выпуске журнала «Старинар» Сербского археологического общества за 1888 год Михаило Ризнич пишет: «Король Милутин мог построить этот монастырь после боя с татарами в 1291 году. Тогда восстали против северного сербского короля, Милутинова брата Драгутина, двое мятежников в Ждрело в Браничевской области, Дрман и Куделин. Милутин собрал сильное войско и наголову разбил татар, так что воды Млавы окрасились кровью».
Начиная с XVI века, монастырь достаточно часто упоминается как в сербских, так и в турецких источниках. Согласно турецкой переписи от 1527 года, в монастыре жили двое монахов. Турецкая перепись от 1537 года гласит, что в монастыре жили твое монахов и притом монастырь платил большой налог, по чему можно предположить, что его материальное положение было неплохим. Согласно турецкой переписи от 1578 года, в монастыре живут шестеро монахов.
Сохранилось известное Витовницкое Евангелие (серб. Витовничко Jеванђеље), датированное XVI веком. Это рукописное Евангелие, написанное в монастыре Витовница в первой половине XVI века. Точно известно, что в 1557 году Евангелие было оправлено серебром с позолотой – работа известного мастера-златокузнеца того времени Вука Кондо, который оставил в верхней части оправы свою подпись. Евангелие написано чёрными чернилами, особо важные места выделены золотой краской. Орнаменты и начальные буквы глав разрисованы золотой, синей, красной и зелёной красками, золотой краской проставлены и точки между предложениями. Переднюю крышку переплёта украшают изображения двунадесятых праздников, а заднюю крышку – изображение Успения Пресвятой Богородицы. Спасаясь от турок в 1690 году, витовницкие монахи нашли приют в монастыре Бешеново (тогда это была территория Австро-Венгрии) и принесли Евангелие с собой. Сегодня Витовницкое Евангелие хранится в Музее Сербской Православной Церкви в Белграде под инвентарным номером 355.
Представление о жизни монастыря в XVII мы можем получить из записей в книгах Витовницы. Некоторые из них, хранившиеся в Национальной библиотеке, погибли в огне во время Второй мировой войны. Одна из книг, написанная ранее 1620 года, находится в Киевской библиотеке. На ней написано: «сия книга была передана в дар монастырю Витовница иеромонаха Никифором».
После войны между Австро-Венгрией и Турцией Витовница, вероятнее всего, остаётся в запустении. Монахи уходят за Дунай, большинство их переселяется в монастырь Бешеново на Фрушку-Гору. Из этого периода сохранилась так называемая Витовницкая чаша. Витовницкая чаша – это сосуд для раздавания прихожанам антидора, работа мастера Луки Куюнджича из Кюстендила, 1652 год. Все лики и нимбы на чаше для антидора позолочены. Сейчас она хранится в Музее Сербской Православной Церкви в Белграде.
В 1753 году была проведена перепись имущества монастыря Бешеново, и далее учёт предметов, принадлежащих монастырю Витовница, вёлся отдельно, но в Витовницу братия не вернулась. Витовницкое имущество осталось в монастыре Бешеново до Второй мировой войны, когда он был разграблен и сожжён хорватами.
После Переселения сербов 1690 года большинство братии Витовницы отправляется в Бешеново, а меньшая часть присоединяется к монахам Раваницы в городе Сентандрея (на территории современной Венгрии). Несколько лет спустя, когда обстановка стала спокойнее, несколько монахов вернулось в Витовницу.
Посланник митрополита Карловацкого в 1733 году посетил Витовницу, в то время там жили два монаха.
Когда в 1739 году Австрия снова потерпела поражение в войне, монастырь опять пустеет, Витовницкие монахи снова уходят в Бешеново. Для монастыря наступают тяжёлые дни. Вплоть до Первого сербского восстания в исторических источниках не было упоминаний о Витовнице.
Во время Первого сербского восстания монастырь был полностью разрушен и сожжён турками в отместку за участие в восстании местного населения. После Второго сербского восстания начинается обновление монастыря Витовница. В середине XIX века благодаря трудам витовницких монахов Стефана Михайловича, Симеона Николича и в особенности Стефана Бойовича обитель переживает период расцвета. Игумен Стефан Бойович до сих пор остаётся в памяти народа как символ обновления Витовницы в XIX веке. Предположительно к 1856 году был заново отстроен весь монастырский комплекс. Улучшение материального положения монастыря позволило построить в 1861 году за его счёт начальную школу в селе Витовница.
Игуменом монастыря Витовница в период с 1896 до 1902 годов был архимандрит Мефодий (Живота) Милованович. Игумен Мефодий продолжил обустраивать монастырь. Он был весьма трудолюбив, имел предпринимательские способности и много сделал для Витовницы и монастырского хозяйства. Будучи игуменом, он в 1897 году основал Общество пчеловодов Сербии и газету «Пчелар», которая выходит и сегодня. Печатаясь в газете «Пчелар», проявил себя как выдающийся теоретик и полемист. Развитие пчеловодства в восточной части Сербии — во многом его заслуга. Перед тем, как его назначили игуменом Витовницы, он был священником, служил в Шетоне, Раброво и Валево. Овдовев, в 1895 году он принимает монашество и встаёт во главе монастыря Витовница. Начиная с 1902 года, игумен Мефодий редактировал газету «Беседник». Также он написал три книги о Святой горе Афон и Хиландаре. Наряду с многолетним служением Богу и народу, он также дал своему отечеству отличного воина. Его сын Милан Милованович был генералом сербской армии и главой Генштаба.
Процветание монастыря длились недолго. Во время Первой мировой войны – в 1915-1918 годах – окрестности Витовница и города Петровац-на-Млави были частью болгарской оккупационной зоны. Болгары отвели в лагерь витовницкого игумена Исаию Богдановича и там его убили. После этого болгарские солдаты вывезли из монастыря ценные богослужебные предметы и угнали скот. Возле северной стены Витовницы находилась рака с мощами неизвестного святого Синаита; оккупанты ограбили и ее. Монастырь так и не оправился от этого удара, нанесенного в Первую мировую войну, а на подходе уже были новые бедствия – Вторая мировая война и коммунистический режим.
В отместку за нападение на немецкий патруль вблизи монастыря Витовница фашистские оккупационные власти сожгли все монастырские строения, кроме церкви. Все братские корпуса, хозяйственные постройки и всё, что с большим трудом отстраивали на протяжении XIX века, было сожжено немцами в 1943 году. Братия спаслась, укрывшись в окрестных лесах. Но немцы схватили витовницкого иеродиакона Аввакума (Момчиловича) и конвоировали его в лагерь на Банице (Белград), где и убили.
Когда в 1945 году к власти пришли местные сельские коммунисты, они убили оставшуюся братию и отобрали у монастыря все имущество. Жители села Витовница, коммунисты, убили игумена Витовницы Мардария (Здравковича) и иеромонаха Савву (Марковича), которому было всего 33 года.
Таким образом, во Вторую мировую войну монастырь Витовница лишился и братии, и всех построек.
В 1946 году в опустошённый и сожжённый монастырь решением тогдашних церковных властей отправляют иеромонаха Хризостома. Он был возведён в сан игумена. В тяжелейших условиях, без крыши над головой, иеромонах Хризостом начинает обновление монастыря. Именно ему принадлежит заслуга в том, что монашество в Витовнице в эти бедственные времена вообще сохранилось.
В 1955 году из Косова в свою родную Браничевскую епархию возвращается Святой Фаддей Витовницкий. Его назначают игуменом монастыря Горняк неподалёку от Витовницы. Святой Фаддей, кроме восстановления Горняка, участвует и в восстановлении Витовницы, а позднее становится её игуменом. Благодаря игуменам Витовницы послевоенного периода: Хризостому, Феодору, Фаддею и Лазарю монастырь был восстановлен вопреки огромным лишениям, которые он претерпел за первую половину XX века.
Святой Фаддей Витовницкий родился в день святого апостола Фомы 6 октября 1914 года в селе Витовница, что в восточной Сербии, которое расположено всего за километр от самого монастыря Витовница. В 1932 году он уходит в монастырь Мильково и становится послушником. Настоятель монастыря – русский схиархимандрит Амвросий (Курганов)[1] – произвёл большое впечатление на Святого Фаддея, тогдашнего послушника Томислава. Год спустя, в 1933 году, игумен Амвросий упокоился молодым, за год до своего 39-летия, и братия перешла в другие монастыри. Часть монахов переселилась в монастырь Горняк, где также был русский игумен, с ними был и послушник Томислав, будущий святой Фаддей Витовницкий. В 1935 году, в Горняке, Фаддей Витовницкий был пострижен в монахи и в 1937 году рукоположен во священника.
Беседуя с русскими монахами в Мильково и Горняке, он хорошо изучил русский язык. Святой Фаддей Витовницкий хорошо говорил, читал и писал по-русски. В то время существовало мало произведений отцов церкви, переведённых на сербский язык, и Святой Фаддей переводил с русского языка на сербский избранные труды для своей братии. Святой Фаддей питал очень большую любовь к русскому народу.
Чтобы Фаддей завершил монашеское обучение, монастырь Горняк послал его в монастырь Раковица.
В 1939 году монастырь Печская Патриархия, что в Косове, попросили Патриарха Димитрия прислать в помощники одного иеромонаха. И Патриарх выбрал иеромонаха Фаддея, как самого младшего ученика духовной семинарии монастыря Раковица. С 1939 до 1955 года, с перерывами, иеромонах Фаддей пребывает в Косове. Во время Второй мировой войны он находился в Витовнице. С 1947 года иеромонах Фаддей становится настоятелем монастыря Печская Патриархия. Власти помешали ему находиться в Косове, и в 1955 году он возвращается в родную Браничевскую епархию, к епископу Хризостому, который ставит его настоятелем монастыря Горняк. Тогда же Святой Фаддей берёт на себя духовное окормление и монастыря Витовница.
В 1962 году он становится игуменом монастыря Витовница. В Браничеве монахов и священников не хватало, и отец Фаддей служил и в других монастырях и приходах Браничевской епархии.
Упокоился он в 2003 году, а место его захоронения в монастыре Витовницы стало местом паломничества.
Святые[править | править код]
- Архимандрит Фаддей Витовницкий (Штрбулович)
Святыни[править | править код]
- Могила старца, архимандрита Фаддея Витовницкого
Престольные праздники[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Адрес: Витовница, Сербия
Проезд: Монастырь расположен в десяти километрах к востоку от города Петровац-на-Млави (20-25 минут езды), примерно в 120 км к юго-западу от Белграда. Поездка из Белграда до Петровац-на-Млави займет чуть больше 1,5 ч. Добраться до монастыря можно только на автомобильном транспорте. Неподалеку находится монастыри Ждрело и Горняк.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- ↑ Схиархимандрит Амвросий (в миру Владимир Зиновьевич Курганов; 1 (14) января 1894, село Говорово, Пензенская губерния — 17 (30) мая 1933, Мильков монастырь, Сербия) — русский религиозный деятель, настоятель Милькова монастыря. Его учениками были такие подвижники как архимандрит Фаддей Витовницкий и архиепископ Иоанн (Максимович). Был послушником в Оптиной пустыни.