Храм Димитрия Солунского (Ярославль): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «45» на «45»)
 
(не показаны 24 промежуточные версии этого же участника)
Строка 4: Строка 4:


'''Храм Димитрия Солунского''' города Ярославля - [[Аннотация::относится к Ярославской митрополии, Ярославской епархии, Ярославского центрального благочиннического округа Русской Православной Церкви.]]
'''Храм Димитрия Солунского''' города Ярославля - [[Аннотация::относится к Ярославской митрополии, Ярославской епархии, Ярославского центрального благочиннического округа Русской Православной Церкви.]]
 
{{Погода|id=27331}}
== История ==
== История ==
Храмы прихода находятся на том месте, где когда-то впадала в Которосль небольшая речка Нетеча (засыпана в XIX веке). Когда появились на берегу Нетечи первые храмы — точно не известно.
Храмы прихода находятся на том месте, где когда-то впадала в Которосль небольшая речка Нетеча (засыпана в XIX веке). Когда появились на берегу Нетечи первые храмы — точно не известно.
Строка 13: Строка 13:


1671 году священник прихода Иоаникий (в прошлом дьякон Аникей) обратился к митрополиту ростовскому Ионе с просьбой разрешить постройку «для службы божественные» каменной церкви «во имя пресвятые Богородицы честного Ея Одигитрия с пределы Дмитрия Солунского и Георгия». Разрешение было получено, и летом того же года артель строителей из имевшегося в ее распоряжении кирпича вывела стены здания до сводов. На завершение работ материалов, однако, не хватило. Посоветовавшись с прихожанами, Иоаникий попросил помощи у царя Алексея Михайловича, и получил из Москвы разрешение на использование при достройке храма кирпича, оставшегося от строительства городских башен.
1671 году священник прихода Иоаникий (в прошлом дьякон Аникей) обратился к митрополиту ростовскому Ионе с просьбой разрешить постройку «для службы божественные» каменной церкви «во имя пресвятые Богородицы честного Ея Одигитрия с пределы Дмитрия Солунского и Георгия». Разрешение было получено, и летом того же года артель строителей из имевшегося в ее распоряжении кирпича вывела стены здания до сводов. На завершение работ материалов, однако, не хватило. Посоветовавшись с прихожанами, Иоаникий попросил помощи у царя Алексея Михайловича, и получил из Москвы разрешение на использование при достройке храма кирпича, оставшегося от строительства городских башен.
 
[[Файл:Храм Димитрия Солунского Ярославль 6.jpg|мини|alt=Храм Димитрия Солунского (Ярославль), Храм Димитрия Солунского Ярославль 6]]
Главным организатором и вдохновителем всех строительных и художественных работ в Дмитриевском приходе во 2-й пол. XVII столетия, безусловно, следует считать попа Иоаникия. Этот энергичный и деятельный человек, хорошо известный не только в Ярославле, но также в Ростове Великом и Москве, отдал своему приходу более 20 лет. Имея влиятельных покровителей при царском дворе и находясь в дружеских отношениях с митрополитом Ионой, Иоаникий к концу жизни значительно продвинулся по служебной лестнице. В 1684 г. он уже числился протоиереем ярославского Успенского собора. В 1696 г. Иоаникий перешел в черное духовенство и стал архимандритом ростовского Богоявленского монастыря под именем Иоасафа. После ухода Иоаникия место приходского священника перешло к его сыну Алексею.
Главным организатором и вдохновителем всех строительных и художественных работ в Дмитриевском приходе во 2-й пол. XVII столетия, безусловно, следует считать попа Иоаникия. Этот энергичный и деятельный человек, хорошо известный не только в Ярославле, но также в Ростове Великом и Москве, отдал своему приходу более 20 лет. Имея влиятельных покровителей при царском дворе и находясь в дружеских отношениях с митрополитом Ионой, Иоаникий к концу жизни значительно продвинулся по служебной лестнице. В 1684 г. он уже числился протоиереем ярославского Успенского собора. В 1696 г. Иоаникий перешел в черное духовенство и стал архимандритом ростовского Богоявленского монастыря под именем Иоасафа. После ухода Иоаникия место приходского священника перешло к его сыну Алексею.
При Алексее Аникееве в 1686 г. Дмитриевская церковь была украшена фресками, а в самом начале XVIII в. к ней с запада и с севера были пристроены одноэтажные закрытые галереи. В северную галерею по просьбе жителей Ярославля из упраздненной церкви Власьевского прихода перенесли престол, посвященный 9-ти мученикам Кизическим.
При Алексее Аникееве в 1686 г. Дмитриевская церковь была украшена фресками, а в самом начале XVIII в. к ней с запада и с севера были пристроены одноэтажные закрытые галереи. В северную галерею по просьбе жителей Ярославля из упраздненной церкви Власьевского прихода перенесли престол, посвященный 9-ти мученикам Кизическим.
Строка 21: Строка 21:
О том, что собой представляла церковь Димитрия Солунского в конце XVIII столетия можно судить по опубликованным В. Лествициным заметкам ростовского архиепископа Самуила Миславского. В 1781 г. холодный храм имел пять глав, покрытых листовым железом, чугунный, а в приделах кирпичный пол и шатровую « в 12 сажень» колокольню с 6-ю колоколами, отлитыми «собственным иждивением того прихода священником Иоаникием». Помимо этого Миславский отметил наличие святых ворот у восточной границы церковного участка и каменной богадельни к югу от него. Поскольку святые ворота находились в восточной части архитектурного ансамбля, скорее всего на месте современной сторожки, можно утверждать, что до конца XVIII в. главным фасадом прихода был не западный, как в настоящее время, а обращенный к Нетече и Спасскому монастырю – восточный.
О том, что собой представляла церковь Димитрия Солунского в конце XVIII столетия можно судить по опубликованным В. Лествициным заметкам ростовского архиепископа Самуила Миславского. В 1781 г. холодный храм имел пять глав, покрытых листовым железом, чугунный, а в приделах кирпичный пол и шатровую « в 12 сажень» колокольню с 6-ю колоколами, отлитыми «собственным иждивением того прихода священником Иоаникием». Помимо этого Миславский отметил наличие святых ворот у восточной границы церковного участка и каменной богадельни к югу от него. Поскольку святые ворота находились в восточной части архитектурного ансамбля, скорее всего на месте современной сторожки, можно утверждать, что до конца XVIII в. главным фасадом прихода был не западный, как в настоящее время, а обращенный к Нетече и Спасскому монастырю – восточный.


Летом 1918 г. при подавлении большевиками левоэсеровского восстания церковные постройки серьезно пострадали от артобстрелов.15 июля 1929 г. приход закрыли. Был арестован бессменный на протяжении пятнадцати лет настоятель храмов — протоиерей Флегонт Понгельский (ныне канонизирован). Решением Губисполкома церковное имущество вместе с иконами передали городскому музею, иконостасы разобрали, церковные здания приспособили под склады и жилье. Все венчающие части архитектурных сооружений были уничтожены.  
Летом 1918 г. при подавлении большевиками левоэсеровского восстания церковные постройки серьезно пострадали от артобстрелов.15 июля 1929 г. приход закрыли. Был арестован бессменный на протяжении пятнадцати лет настоятель храмов — протоиерей Флегонт Понгельский (ныне канонизирован). Решением Губисполкома церковное имущество вместе с иконами передали городскому музею, иконостасы разобрали, церковные здания приспособили под склады и жилье. Все венчающие части архитектурных сооружений были уничтожены.
 
== Современное состояние ==


Храм Похвалы Пресвятой Богородицы вновь открылся для богослужений в 1992 году. Престол и антиминс освящены Архиепископом Платоном.
Храм Похвалы Пресвятой Богородицы вновь открылся для богослужений в 1992 году. Престол и антиминс освящены Архиепископом Платоном.


[[Файл:Храм Димитрия Солунского Ярославль 6.jpg|мини|alt=Храм Димитрия Солунского (Ярославль), Храм Димитрия Солунского Ярославль 6]]
А 10 августа 2003 года (спустя 74 года после закрытия), в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, была совершена Божественная литургия и в Храме святого великомученика Димитрия Солунского.
 
[https://yandex.ru/maps/org/tserkov_dimitriya_solunskogo/1359313715/panorama/?ll=39.881354%2C57.621952&panorama%5Bdirection%5D=181.400000%2C10.000000&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=39.881353%2C57.622215&panorama%5Bspan%5D=79.833276%2C60.000000&z=16 '''Посетить виртуальную экскурсию вокруг храма]'''
 
=== Храмы ===
 
* Храм Димитрия Солунского


А 10 августа 2003 года (спустя 74 года после закрытия), в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, была совершена Божественная литургия и в Храме св. вмч. Димитрия Солунского.
* Храм Похвалы Пресвятой Богородицы


== Престольные праздники ==
== Престольные праздники ==
'''[[Престольный праздник::Димитрий Солунский, великомученик]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij 8 ноября]
* '''[[Престольный праздник::Димитрий Солунский, великомученик]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij 8 ноября]
 
* '''[[Престольный праздник::Александр Невский, благоверный князь]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-aleksandr-v-shime-aleksij-nevskij 6 декабря (день преставления), 12 сентября (перенесение мощей)]
 
* '''[[Престольный праздник::Похвала Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-pohvala-presvjatoj-bogorodicy-subbota-akafista Cуббота пятой недели Великого поста]
 
== Святые ==
 
'''Священномученик Флегонт Понгильский.'''
 
== Святыни ==
 
* Смоленская икона Божией Матери
* Частица мощей великомученика Димитрия Солунского
 
== Контакты ==
'''Адрес''': Россия, Ярославская область,  город Ярославль, улица Большая Октябрьская, 41-А


== Как добраться ==
'''Телефон:''' [tel:+74852328152 +7 (4852) 32-81-52]
'''Адрес''': Россия, Ярославская область,  город Ярославль, улица Большая Октябрьская, 41а


'''Телефон:''' [tel:+74852328152 +7(4852) 32-81-52]
'''Сайт:''' http://pohvala.cerkov.ru/


== Паломнику ==
== Паломнику ==
Актуальное расписание богослужений можно посмотреть на [http://pohvala.cerkov.ru странице храма в соцсети].
'''Богослужения'''
 
Богослужения совершаются ежедневно.
 
[https://vk.com/dsolunskiy Актуальное расписание богослужений можно посмотреть на странице храма в соцсети].
 
=== Как добраться ===
 
'''На автомобиле.''' Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту через реку Коротосль. А затем от площади Богоявления - повернуть налево на Большую Октябрьскую улицу, которая и выводит к храму.
 
'''На поезде.''' От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до церкви Дмитрия Солунского составляет 3 км. До нее можно пройти пешком или подъехать на такси.


== Фото ==
== Фото ==
Строка 46: Строка 79:
Храм Димитрия Солунского Ярославль 1.jpg
Храм Димитрия Солунского Ярославль 1.jpg
</gallery>
</gallery>
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://youtu.be/BiyWOWsECKg|550|left||frame}}


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[http://pohvala.cerkov.ru Храм Димитрия Солунского (Ярославль)]  
 
* [https://ilyabim.livejournal.com/35854.html Церковь Димитрия Солунского в Ярославле.]
 
* [https://putidorogi-nn.ru/evropa/736-tserkov-dmitriya-solunskogo-v-yaroslavle Два храма Дмитровского прихода - символы победы на Куликовом поле]


{{SEO|в Ярославль, Храм Димитрия Солунского|Ярославской области}}
{{SEO|в Ярославль, Храм Димитрия Солунского|Ярославской области}}

Текущая версия от 23:19, 24 мая 2023

Идёт загрузка карты…
Храм Димитрия Солунского (Ярославль), Храм Димитрия Солунского Ярославль 5

Храм Димитрия Солунского города Ярославля - относится к Ярославской митрополии, Ярославской епархии, Ярославского центрального благочиннического округа Русской Православной Церкви.

Яндекс.Погода

История[править | править код]

Храмы прихода находятся на том месте, где когда-то впадала в Которосль небольшая речка Нетеча (засыпана в XIX веке). Когда появились на берегу Нетечи первые храмы — точно не известно.

По преданию, основание прихода относится к XIV веку и связано с возведением деревянного храма великомученика Димитрия Солунского (именно поэтому в народе приход всегда именовался Дмитриевским), небесного покровителя Димитрия Донского в честь и память победы Русского войска на Куликовом поле. Вокруг храма со временем образовалось воинское кладбище, первоначально из захоронений усопших ярославцев-ветеранов битвы на Куликовом поле. В дальнейшем храм и воинское кладбище приобрели мемориальный характер памятника победы над татарами.

Первые упоминания о Похвальской церкви относятся к началу XVII столетия. На то, что до конца XVI в. церковь Дмитрия Солунского являлась местом поминовения представителей ярославского княжеского дома и содержалась на деньги родственников умерших, указывает уникальный документ 1580-го года – « Променная запись княгини Ульяны Алабышевой».

1671 году священник прихода Иоаникий (в прошлом дьякон Аникей) обратился к митрополиту ростовскому Ионе с просьбой разрешить постройку «для службы божественные» каменной церкви «во имя пресвятые Богородицы честного Ея Одигитрия с пределы Дмитрия Солунского и Георгия». Разрешение было получено, и летом того же года артель строителей из имевшегося в ее распоряжении кирпича вывела стены здания до сводов. На завершение работ материалов, однако, не хватило. Посоветовавшись с прихожанами, Иоаникий попросил помощи у царя Алексея Михайловича, и получил из Москвы разрешение на использование при достройке храма кирпича, оставшегося от строительства городских башен.

Храм Димитрия Солунского (Ярославль), Храм Димитрия Солунского Ярославль 6

Главным организатором и вдохновителем всех строительных и художественных работ в Дмитриевском приходе во 2-й пол. XVII столетия, безусловно, следует считать попа Иоаникия. Этот энергичный и деятельный человек, хорошо известный не только в Ярославле, но также в Ростове Великом и Москве, отдал своему приходу более 20 лет. Имея влиятельных покровителей при царском дворе и находясь в дружеских отношениях с митрополитом Ионой, Иоаникий к концу жизни значительно продвинулся по служебной лестнице. В 1684 г. он уже числился протоиереем ярославского Успенского собора. В 1696 г. Иоаникий перешел в черное духовенство и стал архимандритом ростовского Богоявленского монастыря под именем Иоасафа. После ухода Иоаникия место приходского священника перешло к его сыну Алексею. При Алексее Аникееве в 1686 г. Дмитриевская церковь была украшена фресками, а в самом начале XVIII в. к ней с запада и с севера были пристроены одноэтажные закрытые галереи. В северную галерею по просьбе жителей Ярославля из упраздненной церкви Власьевского прихода перенесли престол, посвященный 9-ти мученикам Кизическим.

Христианские мученики Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон известны как обличители язычества (приняли смерть от меча между 284 – 305 гг.). Их чудотворные мощи были обретены в малоазийском городе Кизике. По легенде от святых мощей исцелялись безумные и страдавшие «трясовичной» болезнью.

О том, что собой представляла церковь Димитрия Солунского в конце XVIII столетия можно судить по опубликованным В. Лествициным заметкам ростовского архиепископа Самуила Миславского. В 1781 г. холодный храм имел пять глав, покрытых листовым железом, чугунный, а в приделах кирпичный пол и шатровую « в 12 сажень» колокольню с 6-ю колоколами, отлитыми «собственным иждивением того прихода священником Иоаникием». Помимо этого Миславский отметил наличие святых ворот у восточной границы церковного участка и каменной богадельни к югу от него. Поскольку святые ворота находились в восточной части архитектурного ансамбля, скорее всего на месте современной сторожки, можно утверждать, что до конца XVIII в. главным фасадом прихода был не западный, как в настоящее время, а обращенный к Нетече и Спасскому монастырю – восточный.

Летом 1918 г. при подавлении большевиками левоэсеровского восстания церковные постройки серьезно пострадали от артобстрелов.15 июля 1929 г. приход закрыли. Был арестован бессменный на протяжении пятнадцати лет настоятель храмов — протоиерей Флегонт Понгельский (ныне канонизирован). Решением Губисполкома церковное имущество вместе с иконами передали городскому музею, иконостасы разобрали, церковные здания приспособили под склады и жилье. Все венчающие части архитектурных сооружений были уничтожены.

Современное состояние[править | править код]

Храм Похвалы Пресвятой Богородицы вновь открылся для богослужений в 1992 году. Престол и антиминс освящены Архиепископом Платоном.

А 10 августа 2003 года (спустя 74 года после закрытия), в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, была совершена Божественная литургия и в Храме святого великомученика Димитрия Солунского.

Посетить виртуальную экскурсию вокруг храма

Храмы[править | править код]

  • Храм Димитрия Солунского
  • Храм Похвалы Пресвятой Богородицы

Престольные праздники[править | править код]

Святые[править | править код]

Священномученик Флегонт Понгильский.

Святыни[править | править код]

  • Смоленская икона Божией Матери
  • Частица мощей великомученика Димитрия Солунского

Контакты[править | править код]

Адрес: Россия, Ярославская область, город Ярославль, улица Большая Октябрьская, 41-А

Телефон: +7 (4852) 32-81-52

Сайт: http://pohvala.cerkov.ru/

Паломнику[править | править код]

Богослужения

Богослужения совершаются ежедневно.

Актуальное расписание богослужений можно посмотреть на странице храма в соцсети.

Как добраться[править | править код]

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту через реку Коротосль. А затем от площади Богоявления - повернуть налево на Большую Октябрьскую улицу, которая и выводит к храму.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до церкви Дмитрия Солунского составляет 3 км. До нее можно пройти пешком или подъехать на такси.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]