Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 28 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=59.96846, 30.34312|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение святыни|локация=59.96846, 30.34312|вид=Приходской храм}}
[[Файл:Собор Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург).jpg|мини|справа|]]
[[Файл:Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)27.jpg|мини|справа]]
[[Аннотация::'''Собор Сампсона Странноприимца''' заложен Петром I, один из старейших храмов Петербурга]]. Объект культурного наследия РФ.
'''Собор прп. Сампсона Странноприимца в городе Санкт-Петербург''' [[Аннотация::возведен по повелению Императора Петра I, в 1711 году в воспоминание Полтавской победы. Автором проекта возможно был Д. Трезини. В 1761 году был переделан на пятиглавый и расписан. Здание собора, выдержано в стиле раннего барокко.]]


== История ==
== История ==
27 июня 1709 года, в день прп. Сампсона Странноприимца, Петр I одержал победу над шведским королем Карлом XII в битве под Полтавой. В благодарность Господу за эту победу, в конце 1709 года, по повелению Петра, был заложен, и в 1710 году освящен деревянный храм во имя прп. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне.
27 июня 1709 года, в день преподобного Сампсония, Петр I одержал знаменитую победу под Полтавой и уже через пять месяцев в память об этом событии заложил в столице, на населенной мастеровыми Выборгской стороне, деревянную церковь. В следующем году низкий, сложенный из бревен храм с небольшим куполом был освящен, и при нем открыто первое городское кладбище "для всех христиан", а через четыре года - первая в городе богадельня. На этом существовавшем до 1772 кладбище были погребены многие сподвижники Петра I: "князь-папа" П. И. Бутурлин, сибирский губернатор кн. М. П. Гагарин, лейб-медик Л. Блюментрост, зодчие Д. Трезини и Ж. Леблон.


Церковь находилась далеко от центра города и при ней было устроено первое городское кладбище. До этого умершие погребались или у приходских церквей, или, даже, при собственных домах.
В 1725 к церкви был пристроен Михайловский придел. В таком виде она простояла до 1737 года, когда была разобрана и на ее месте возведена часовня. Рядом уже в 1725 году заложили каменный однокупольный храм, автором которого был, возможно, Д. Трезини. Его строительство началось через три года и шло в два этапа: сперва возвели западную, затем - восточную часть здания. Боковые приделы: Архангела Михаила и святого Иоанна Богослова были освящены в 1733 году, главный (хотя в нем уже служили) — 28 августа 1740 епископом Архангелогородским и Холмогорским Варсонофием.


В 1714 году купеческий человек Емельян Яковлевич Москвин построил при церкви богадельню для 10 человек мужского пола. Не позднее 1722 года церковный староста Негодяев построил новые богадельни.
В боковых приделах поставили иконостасы из прежней церкви, в главном - позолоченный новый в четыре яруса, высотой 11 м, иконы в котором написали А. И. Квашнин, А. М. Поспелов, Т. Баженов. Тогда же, в 1737-1739 годах, в главном алтаре появились великолепные резные сень и престол.


В 1733 году «канцелярия от строений» распорядилась построить при церкви две новые богадельни, вместо обветшалых. В 1734 году они были закрыты.
В 1761 году в связи с новыми течениями в русской архитектуре церковь была переделана на пятиглавую и расписана. В 1810 году была выстроена часовня, колокольня соединена с храмом.


Когда деревянная церковь, в которой при Петре I, происходило ежегодное торжество в память о Полтавской победе, пришла в ветхость, то, в 1725 году, близ нее, был заложен каменный храм с двумя приделами.
В 1885 году по проекту М. А. Щурупова на могилах А. П. Волынского, А. Ф. Хрущева и П. М. Еропкина, казненных Бироном в 1740 году и погребенных с южной стороны храма, был поставлен бронзовый памятник с рельефом работы А. М. Опекушина. В 1890-е годы существовавшая в интерьере роспись была дополнена новой, исполненной маслом.


В сентябре 1733 года были освящены приделы Архистратига Михаила и Иоанна Богослова. Здесь находились так называемые места «для сирых и убогих», огражденные возвышения на западе приделов. Скорее всего, они были предназначены для опоры и отдыха инвалидов и немощных обитателей приютов при соборе, которые не могли выстоять все богослужение на ногах.  
27 июня 1894 года крестный ход торжественно перенес из Пантелеимоновской церкви часть мощей преподобного Сампсония, подаренных принцессой Е. М. Ольденбургской. В храме уже имелись две иконы со святынями: "Страсти Христовы" с частью Ризы Господней и мощами, заключенными в серебряные ковчежцы, и "Успение" с мощами мучеников из палестинской лавры святого Саввы Освященного. К числу почитаемых икон относилась также Толгская Божия Матерь - список с чудотворной ярославской, написанной в первой трети XVIII века. Этим же временем датировался золоченый потир из серебра и темперное изображение Петра Великого над входом.


В 1737 году была разобрана старая церковь, а на месте ее престола поставлена каменная часовня, в ней находилась плита, на которой был вычеканен образ Пресвятой Троицы.
В 1908, в связи с предстоящим 200-летием приходской церкви, под руководством архитектора А. П. Аплаксина началась ее полная реставрация. Образа реставрировал известный московский иконописец Г. И. Чириков. В боковых приделах были сделаны новые иконостасы, в трапезной появились композиции П. О. Смукровича, П. С. Добрынина, В. М. Арнольда, на фасаде повешена чугунная доска с полтавской речью Петра, а в ограде, по эскизу Н. Е. Лансере, выстроены в стиле барокко две часовни. Через два дня после освящения обновленного храма, ставшего незадолго до того собором, начались юбилейные торжества, во время которых 27 июня 1909 года перед колокольней был открыт памятник Петру I по модели М. М. Антокольского, отлитый на средства графов Шереметевых (с 1940 находится в Третьяковской галерее, в 2003 заново отлит и открыт на прежнем месте).


18 августа 1740 года был окончен и освящен главный престол во имя прп. Сампсона Странноприимца.
С 1874 года при церкви действовало благотворительное общество, содержавшее богадельню и сиротский приют. В 1906 году возникло братство, выстроившее для себя дом (1907-1909, архитектор Н. Н. Егоров), где помещались залы для бесед, воскресная школа, миссионерские курсы, иконная лавка и книжный магазин. В 1912 году открылся первый в городе детский союз, в 1914 году - христианский союз юношества и общество хоругвеносцев. Работал также дамский кружок праведной Тавифы с рукодельной школой и детской столовой.


К 1761 году храм был перестроен: одноглавый купол был заменен пятиглавым, крыша была обшита железом. С 1761 по 1763 год проводились работы по внутренней отделке церкви.
Ежегодно 27 июня, после литургии, служился молебен и панихида с провозглашением вечной памяти Петру I, при жизни которого и вплоть до 1760-х годов этот день отмечался в храме церковным парадом в Высочайшем присутствии.


В 1800 году по левую сторону от колокольни петербургским купцом Рыбарецким была устроена каменная часовня.
Последним перед 1917 годом настоятелем собора был протоиерей Иоанн Евграфович Острогорский.


В 1830-е годы храм вновь ремонтировали.
В 1933 году Ленгорсовет принял постановление о снятии колоколов с церквей города. С Сампсониевского собора было снято 13 колоколов общей массой 16 тонн 943 кг (за исключением главного колокола, который был взят на учет Главнаукой).


В 1872 году Министерство внутренних дел обратилось к обер-прокурору Св. Синода с предложением «...утвердить чертежи на возобновление при Сампсониевской церкви колокольни и возведении каменной к ней пристройки». В этом документе отмечалось, что церковь «...отнесена к числу памятников, обновление коих может быть допускаемо не иначе, как с Высочайшего на то дозволения».
Собор был закрыт по решению административной комиссии Выборгского комитета города Ленинграда 27 июля 1938 года, когда все священники были уже арестованы, службы в соборе были прекращены. В августе этого же года собор становится филиалом Государственного Эрмитажа до 1943 года.


В 1885 году была открыта церковно-приходская библиотека, которой пользовались в основном бедные прихожане.
В декабре 1941 года в сторожку рядом с колокольней собора попала зажигательная бомба. Сгорели сторожка и часть колокольни. 10 февраля 1942 года прямое попадание 76-миллиметровго снаряда повредило главный купол и две главки с восточной стороны храма.


В 1899 году в приходе состояли 143 мужчины и 157 женщин.
С 1947 по 1951 год здание собора арендовала Библиотека Академии наук (БАН). С 1951 по 1972 — Ленинградская оптово-закупочная база Главособунивермага (позднее Росхозторга). В 1972 году был подписан акт о передаче Сампсониевского собора в качестве филиала Военно-историческому музею А. В. Суворова.  


В 1908 - 1909 годах, к 200-летию Полтавской победы, церковь была реставрирована и ей был присвоен статус собора.
В марте 1982 года из музея А. В. Суворова были возвращены 75 отреставрированных икон. Таким образом, для Сампсониевского собора были сохранены почти две трети его иконописных произведений.


Торжества завершились открытием напротив колокольни памятника Петру I работы М. Антокольского. Тогда же на южном и северном фасадах колокольни были установлены мемориальные чугунные доски с текстами обращения Петра Алексеевича к воинам — участникам Полтавской баталии. В этом же году, по проекту архитектора А.П. Аплаксина, была построена новая каменная часовня в «растреллиевском» стиле, на месте старой.  
В 1984 году собор был передан Государственному музею-памятнику «Исаакиевский собор».  


С 1918 по 1938 годы собор находился в ведении управления заместителя патриаршего местоблюстителя в Москве и Ленинградского митрополита.
В 1990 году община верующих начала хлопоты о передаче ей здания храма.  


В 1932 году на собрании рабочих фабрики «Красный Маяк» было вынесено решение о закрытии церкви и размещении в ней магазина готового платья. Оно не было принято исполкомом Выборгского района города Ленинграда.
В 1999 году, после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, в Сампсониевском соборе был открыт государственный музей-памятник.


В 1933 году Ленгорсовет принял постановление о снятии колоколов с церквей города. С Сампсониевского собора было снято 13 колоколов общей массой 16 т 943 кг (за исключением главного колокола, который был взят на учет Главнаукой).
== Современное состояние ==
В мае 2002 года в соборе были возобновлены богослужения. 19 февраля 2006 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) впервые за долгие годы совершил архиерейскую Божественную литургию в Сампсониевском соборе в сослужении с духовенством города.


В 1935 году Сампсониевский собор был взят под охрану государством как исторический и мемориальный памятник.
В настоящее время собор полностью отреставрирован и возвращен Церкви, в нем проходят регулярные богослужения.


В июле 1938 по решению административной комиссии Выборгского комитета города Ленинграда службы в соборе были прекращены. В августе этого же года собор становится филиалом Государственного Эрмитажа до 1943 года.
Собор охраняется государством как памятник архитектуры.  


В декабре 1941 года в сторожку рядом с колокольней собора попала зажигательная бомба. Сгорели сторожка и часть колокольни.
== Описание ==
Существующее здание собора построено неизвестным мастером (предположительно Дж. Трезини и И. Лапшиным, при участии М. Земцова).  


10 февраля 1942 года прямое попадание 76-миллиметровго снаряда повредило главный купол и две главки с восточной стороны храма.
Сампсониевский собор – типичный для своего времени по архитектурным параметрам однонефный храм. Здание собора, выдержанное в стиле раннего барокко, растянуто по оси "восток - запад". В отделке его фасадов использованы профилированные карнизы, рустовка, пилястры. Окна декорированы наличниками. Первоначально собор имел один купол, покоившийся на высоком граненом барабане и увенчанный луковичной главкой. В 1761 году к нему пристроили четыре малых трубчатых барабана с главками в стиле "елизаветинского барокко", в результате чего здание получило традиционное пятикупольное завершение.


С 1947 по 1951 год здание собора арендует Библиотека Академии наук (БАН).
В традиционном для русского церковного зодчества стиле были возведены примыкающая к помещению собора с западной стороны трапезная с малыми приделами и многоярусная колокольня, накрытая каменным шатром с крошечными окнами и луковичной главкой. Вдоль боковых фасадов здания протянулись открытые галереи, что почти несвойственно церквам Петербурга.


С 1951 по 1972 — Ленинградская оптово-закупочная база Главособунивермага (позднее Росхозторга).
В соборе сохранился четырехъярусный резной деревянный исключительной красоты иконостас главного придела, высотой 11 метров, созданный русскими мастерами в 1737-1739 годах, украшенный прямыми и витыми колоннами. В композиции иконостаса широко использованы скульптура и орнаментальная резьба, характерные для стиля аннинского барокко и выполненные с большим мастерством и виртуозностью: головки и фигурки херувимов, гирлянды цветов, картуши разнообразных форм. Иконостас выполнен из сосны, а его скульптурный декор вырезан из липы. По стилистическому решению и размаху замысла он близок творениям Ф.Б. Растрелли.


В 1972 году был подписан акт о передаче Сампсониевского собора в качестве филиала Военно-историческому музею А.В. Суворова.
Внутренняя часть иконостаса окрашена в изумрудно-зеленый цвет. Образа в иконостасе написаны художниками А. Башниным, А. Поспеловым, Т. Баженовым и другими; некоторые из икон, размещенных в иконостасе, были написаны для Царских врат предшествующей церкви. Факт сохранности иконостаса столь раннего происхождения можно считать чудом, поскольку даже во многих более поздних храмах, доживших до наших дней, неоднократно менялись алтарные преграды.


В марте 1982 года из музея А.В. Суворова возвращены 75 отреставрированных икон. Таким образом, для Сампсониевского собора были сохранены почти две трети его иконописных произведений.
Скромнее оформлены два малых иконостаса приделов Иоанна Богослова и Архангела Михаила - они трехъярусные и расчленены по горизонтали антаблементами, а по вертикали - пилястрами на пять частей. Первоначально иконостасы были окрашены в бирюзовые тона, позже - забелены. В 1909 году при проведении реставрации им вернули первоначальную окраску. Прекрасными образцами русской школы резьбы являются также великолепная надпрестольная сень и главный престол собора. Большинство икон выполнено в 1720 – 1760 годах.


В 1984 году был передан Государственному музею-памятнику «Исаакиевский собор».  
== [[Престольные праздники]] ==
'''[[Престольный праздник::Сампсон Странноприимец, преподобный]]''' - [https://azbyka.ru/days/sv-sampson-strannopriimec 10 июля]


== Современное состояние ==
'''[[Престольный праздник::Михаил, Архистратиг]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-mihail-arhangel 19 сентября (воспоминание чуда в Хо́нех), 21 ноября (собор)]
В 1999 году, после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, в Сампсониевском соборе был открыт государственный музей-памятник.


В мае 2002 года в соборе были возобновлены богослужения.
'''[[Престольный праздник::Иоанн Богослов, апостол]]''' - [https://azbyka.ru/days/sv-ioann-bogoslov 21 мая, 9 декабря]


19 февраля 2006 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) впервые за долгие годы совершил архиерейскую Божественную литургию в Сампсониевском соборе в сослужении с духовенством города.
== Контакты ==
'''Адрес:''' 194044, Россия, город Санкт-Петербург, Выборгский район, Большой Сампсониевский проспект, дом 41


== Архитектура и внутреннее убранство ==
'''Телефон:''' [tel:+78122945751 +7(812)294-57-51]
Архитектор собора неизвестен. Собор представляет собой одноапсидный храм, построенный «кораблем», с ленточным бутовым фундаментом из лещадной плиты и известняковым цоколем, с кирпичными оштукатуренными стенами. В отделке фасадов использованы профилированные карнизы, рустованные пилястры, декоративные наличники окон. Нижняя часть храма с северной и южной стороны оформлена открытыми галереями со сплошными частными сводами. В южную стену и пилоны вмонтированы надгробные плиты.


Вход в собор оформляет невысокий лестничный марш. Наружная входная дверь декорирована фронтоном с горельефом, изображающим ангелов с трубами (скульптор Гейдлих по рисунку Н.Е. Лансере), и двумя полунишами с головками херувимов. С востока храм замыкает полукруглая апсида, над которой установлена маковка с крестом. Собор завершает восьмигранный барабан с ложными окнами, увенчанный пятиглавием. Луковичные главки украшают богато золоченые кресты.
'''Как добраться:''' станция метро "Выборгская", выйти на улицу Смолячкова и идти по ней до пересечения с Большим Сампсониевским проспектом. Затем повернуть по проспекту налево и идти в сторону уменьшения нумерации домов до Сампсониевского собора. Автобус №14


Автор проекта колокольни собора также неизвестен. Она представляет собой трехъярусную, квадратную в плане башню, верхняя часть которой – восьмигранный шатер, завершенный главкой луковичной формы. В первом ярусе колокольни находятся арочный проезд и боковые флигели-пристройки. На площадке третьего яруса колокольни — чугунный колокол XVIII века. Лицевые фасады колокольни декорированы чугунными плитами, датируемыми 1909 годом.
== Паломнику ==
Актуальное расписание богослужений смотрите на [https://vk.com/sampsonysobor странице храма в соцсети]


В соборе сохранилась большая часть образов, датированных 1720-1760 годами.
== Фото ==
 
<gallery>
Главный иконостас в стиле «аннинское барокко», отличающийся богатством орнаментальных мотивов, выполнен из сосны, его резной декор и скульптура – из липы. Композиционное построение представляет синтез древнерусских канонов с европейскими влияниями. В северном и южном приделах находятся малые четырехъярусные иконостасы, содержащие 18 и 22 иконы соответственно.
Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)22.jpg|Внутреннее убранство
 
Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)20.jpg|Внутреннее убранство
На северной и южной стенах трапезной находятся крупнейшие в Санкт-Петербурге Лицевые святцы, датируемые концом XVII века.
Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)28.jpg|Внутреннее убранство
 
Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)29.jpg|Внутреннее убранство
В разное время на стенах и сводах церкви были исполнены сюжетные композиции, наиболее яркая их которых – роспись в главном нефе, изображающая Петра I победителем Полтавской баталии. На западной стене трапезной размещаются две зеркальные композиции «Символ Веры», на восточной стене алтарей малых иконостасов — «Бог Саваоф».
Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)6.jpg|Внутреннее убранство
 
Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)7.jpg|Внутреннее убранство
В центральном приделе храма находится посеребренное шестиярусное паникадило, изготовленное русскими мастерами из меди и бронзы.  
Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)9.jpg|Внутреннее убранство
 
Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург).jpg|Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)
== Святыни ==
Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)2.jpg|Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)
В конце XIX века в соборе находилась икона с частью Ризы Господней в серебрянном ковчежце и с частицами св. мощей в двух серебрянных крестах и двух серебряных ковчежцах, с надписью:
Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)3.jpg|Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)
 
Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)24.jpg|Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)
«В нижнем ковчеге хранится часть Ризы Господней, в большом кресте - части мощей святителя Моисея, Иоанна и Никиты Новгородских, преп. Антония Римлянина, Макария Египетского, Евфимия Новгородского и Анастасия Персиянина; камень от стоп Господних, с горы Елеонския и земля вертепа, идеже Христос родился. С правой стороны креста [мощи] Феодора Тирона, с левой — Евстафия Плакиды великомучеников; в малом кресте - святителей Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского и прочих святых мощи».
Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)26.jpg|Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)
 
Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)33.jpg|Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)
На самой иконе — лики тех угодников, мощи которых помещены в ковчегах и крестах.
Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)34.jpg|Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)
Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)35.jpg|Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)
Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)36.jpg|Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)
</gallery>


== Видео ==
== Видео ==
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=P-wp3iEZ7cg|230|left|
{{#ev:youtube|https://youtu.be/TuL4vrVR9eU|350|left||frame}}
Сампсониевский собор (2015)
|frame
}}
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=0DNBP6lCij4|230|left|
С-Петербург.Соборное кольцо.Сампсониевский собор.Фрагменты экскурсии.23 февраля 2014 года
|frame
}}
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=5vZyyKz7uM0|230|left|
Сампсониевский собор отметил свое 305-летие
|frame
}}
 
== Как добраться ==
'''Проезд:''' Из метро «Выборгская» выйти на улицу Смолячкова и идти по ней до пересечения с Большим Сампсониевским проспектом. Затем повернуть по проспекту налево и идти в сторону уменьшения нумерации домов до Сампсониевского собора.
 
Авт. №14; марш. №32, 146, 183, 262, 270, 280.


'''Адрес:''' 194044, г. СПб, Выборгский район, Б. Сампсониевский пр., д. 41
{{#ev:youtube|https://youtu.be/KU_ESw6fr5g|350|left||frame}}


[http://cathedral.ru/sampsonievskii_sobor/ '''Официальный сайт''']
{{#ev:youtube|https://youtu.be/pIdI5PuHGhk|350|left||frame}}


== Расписание богослужений ==
{{#ev:youtube|https://youtu.be/5vZyyKz7uM0|350|left||frame}}
Богослужения: ежедневно, кроме выходных дней музея (среда).


Исповедь: 9:30. Литургия: 10:00. Вечерние богослужения: 17:00.  
{{#ev:youtube|https://youtu.be/0DNBP6lCij4|350|left||frame}}


Расписание богослужений регулярно обновляется [http://cathedral.ru/raspisanie_bogoslugenii на странице храма].
{{#ev:youtube|https://youtu.be/P-wp3iEZ7cg|350|left||frame}}


== Ссылки ==
== Ссылки ==
*[https://vk.com/sampsonysobor Страница храма в соцсети "Вконтакте"]
* [http://globus.aquaviva.ru/sobor-prp-sampsona-strannopriimtsa-sampsonievskiy-filial-gos-muzeya-pamyatnika-isaakievskiy-sobor Собор прп. Сампсона Странноприимца (Сампсониевский). Общие сведения]
* [http://globus.aquaviva.ru/sobor-prp-sampsona-strannopriimtsa-sampsonievskiy-filial-gos-muzeya-pamyatnika-isaakievskiy-sobor Собор прп. Сампсона Странноприимца (Сампсониевский). Общие сведения]
* [http://sobory.ru/article/?object=01540 Санкт-Петербург. Собор Сампсона Странноприимца. Фотографии]
* [http://temples.ru/gallery.php?CardID=7369 Храмы России. Собор Сампсона Странноприимца]
* [http://drevo-info.ru/articles/19488.html Собор во имя прп. Сампсона Странноприимца в Санкт-Петербурге. Справочная информация]
* [http://drevo-info.ru/articles/19488.html Собор во имя прп. Сампсона Странноприимца в Санкт-Петербурге. Справочная информация]
* [http://www.isaac.spb.ru/sampsonievsky Исторический символ России]
*[https://www.mishanita.ru/2015/12/04/26562/? История Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге]
*[https://www.culture.ru/institutes/13964/sampsonievskii-sobor-v-sankt-peterburge? Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге]


{{SEO|в Санкт-Петербург, Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург)|Санкт-Петербурга}}
{{SEO|в Санкт-Петербург, Собор прп. Сампсона Странноприимца|Санкт-Петербурга}}

Текущая версия от 22:38, 22 июня 2022

Идёт загрузка карты…

Собор прп. Сампсона Странноприимца в городе Санкт-Петербург возведен по повелению Императора Петра I, в 1711 году в воспоминание Полтавской победы. Автором проекта возможно был Д. Трезини. В 1761 году был переделан на пятиглавый и расписан. Здание собора, выдержано в стиле раннего барокко.

История[править | править код]

27 июня 1709 года, в день преподобного Сампсония, Петр I одержал знаменитую победу под Полтавой и уже через пять месяцев в память об этом событии заложил в столице, на населенной мастеровыми Выборгской стороне, деревянную церковь. В следующем году низкий, сложенный из бревен храм с небольшим куполом был освящен, и при нем открыто первое городское кладбище "для всех христиан", а через четыре года - первая в городе богадельня. На этом существовавшем до 1772 кладбище были погребены многие сподвижники Петра I: "князь-папа" П. И. Бутурлин, сибирский губернатор кн. М. П. Гагарин, лейб-медик Л. Блюментрост, зодчие Д. Трезини и Ж. Леблон.

В 1725 к церкви был пристроен Михайловский придел. В таком виде она простояла до 1737 года, когда была разобрана и на ее месте возведена часовня. Рядом уже в 1725 году заложили каменный однокупольный храм, автором которого был, возможно, Д. Трезини. Его строительство началось через три года и шло в два этапа: сперва возвели западную, затем - восточную часть здания. Боковые приделы: Архангела Михаила и святого Иоанна Богослова были освящены в 1733 году, главный (хотя в нем уже служили) — 28 августа 1740 епископом Архангелогородским и Холмогорским Варсонофием.

В боковых приделах поставили иконостасы из прежней церкви, в главном - позолоченный новый в четыре яруса, высотой 11 м, иконы в котором написали А. И. Квашнин, А. М. Поспелов, Т. Баженов. Тогда же, в 1737-1739 годах, в главном алтаре появились великолепные резные сень и престол.

В 1761 году в связи с новыми течениями в русской архитектуре церковь была переделана на пятиглавую и расписана. В 1810 году была выстроена часовня, колокольня соединена с храмом.

В 1885 году по проекту М. А. Щурупова на могилах А. П. Волынского, А. Ф. Хрущева и П. М. Еропкина, казненных Бироном в 1740 году и погребенных с южной стороны храма, был поставлен бронзовый памятник с рельефом работы А. М. Опекушина. В 1890-е годы существовавшая в интерьере роспись была дополнена новой, исполненной маслом.

27 июня 1894 года крестный ход торжественно перенес из Пантелеимоновской церкви часть мощей преподобного Сампсония, подаренных принцессой Е. М. Ольденбургской. В храме уже имелись две иконы со святынями: "Страсти Христовы" с частью Ризы Господней и мощами, заключенными в серебряные ковчежцы, и "Успение" с мощами мучеников из палестинской лавры святого Саввы Освященного. К числу почитаемых икон относилась также Толгская Божия Матерь - список с чудотворной ярославской, написанной в первой трети XVIII века. Этим же временем датировался золоченый потир из серебра и темперное изображение Петра Великого над входом.

В 1908, в связи с предстоящим 200-летием приходской церкви, под руководством архитектора А. П. Аплаксина началась ее полная реставрация. Образа реставрировал известный московский иконописец Г. И. Чириков. В боковых приделах были сделаны новые иконостасы, в трапезной появились композиции П. О. Смукровича, П. С. Добрынина, В. М. Арнольда, на фасаде повешена чугунная доска с полтавской речью Петра, а в ограде, по эскизу Н. Е. Лансере, выстроены в стиле барокко две часовни. Через два дня после освящения обновленного храма, ставшего незадолго до того собором, начались юбилейные торжества, во время которых 27 июня 1909 года перед колокольней был открыт памятник Петру I по модели М. М. Антокольского, отлитый на средства графов Шереметевых (с 1940 находится в Третьяковской галерее, в 2003 заново отлит и открыт на прежнем месте).

С 1874 года при церкви действовало благотворительное общество, содержавшее богадельню и сиротский приют. В 1906 году возникло братство, выстроившее для себя дом (1907-1909, архитектор Н. Н. Егоров), где помещались залы для бесед, воскресная школа, миссионерские курсы, иконная лавка и книжный магазин. В 1912 году открылся первый в городе детский союз, в 1914 году - христианский союз юношества и общество хоругвеносцев. Работал также дамский кружок праведной Тавифы с рукодельной школой и детской столовой.

Ежегодно 27 июня, после литургии, служился молебен и панихида с провозглашением вечной памяти Петру I, при жизни которого и вплоть до 1760-х годов этот день отмечался в храме церковным парадом в Высочайшем присутствии.

Последним перед 1917 годом настоятелем собора был протоиерей Иоанн Евграфович Острогорский.

В 1933 году Ленгорсовет принял постановление о снятии колоколов с церквей города. С Сампсониевского собора было снято 13 колоколов общей массой 16 тонн 943 кг (за исключением главного колокола, который был взят на учет Главнаукой).

Собор был закрыт по решению административной комиссии Выборгского комитета города Ленинграда 27 июля 1938 года, когда все священники были уже арестованы, службы в соборе были прекращены. В августе этого же года собор становится филиалом Государственного Эрмитажа до 1943 года.

В декабре 1941 года в сторожку рядом с колокольней собора попала зажигательная бомба. Сгорели сторожка и часть колокольни. 10 февраля 1942 года прямое попадание 76-миллиметровго снаряда повредило главный купол и две главки с восточной стороны храма.

С 1947 по 1951 год здание собора арендовала Библиотека Академии наук (БАН). С 1951 по 1972 — Ленинградская оптово-закупочная база Главособунивермага (позднее Росхозторга). В 1972 году был подписан акт о передаче Сампсониевского собора в качестве филиала Военно-историческому музею А. В. Суворова.

В марте 1982 года из музея А. В. Суворова были возвращены 75 отреставрированных икон. Таким образом, для Сампсониевского собора были сохранены почти две трети его иконописных произведений.

В 1984 году собор был передан Государственному музею-памятнику «Исаакиевский собор».

В 1990 году община верующих начала хлопоты о передаче ей здания храма.

В 1999 году, после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, в Сампсониевском соборе был открыт государственный музей-памятник.

Современное состояние[править | править код]

В мае 2002 года в соборе были возобновлены богослужения. 19 февраля 2006 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) впервые за долгие годы совершил архиерейскую Божественную литургию в Сампсониевском соборе в сослужении с духовенством города.

В настоящее время собор полностью отреставрирован и возвращен Церкви, в нем проходят регулярные богослужения.

Собор охраняется государством как памятник архитектуры.

Описание[править | править код]

Существующее здание собора построено неизвестным мастером (предположительно Дж. Трезини и И. Лапшиным, при участии М. Земцова).

Сампсониевский собор – типичный для своего времени по архитектурным параметрам однонефный храм. Здание собора, выдержанное в стиле раннего барокко, растянуто по оси "восток - запад". В отделке его фасадов использованы профилированные карнизы, рустовка, пилястры. Окна декорированы наличниками. Первоначально собор имел один купол, покоившийся на высоком граненом барабане и увенчанный луковичной главкой. В 1761 году к нему пристроили четыре малых трубчатых барабана с главками в стиле "елизаветинского барокко", в результате чего здание получило традиционное пятикупольное завершение.

В традиционном для русского церковного зодчества стиле были возведены примыкающая к помещению собора с западной стороны трапезная с малыми приделами и многоярусная колокольня, накрытая каменным шатром с крошечными окнами и луковичной главкой. Вдоль боковых фасадов здания протянулись открытые галереи, что почти несвойственно церквам Петербурга.

В соборе сохранился четырехъярусный резной деревянный исключительной красоты иконостас главного придела, высотой 11 метров, созданный русскими мастерами в 1737-1739 годах, украшенный прямыми и витыми колоннами. В композиции иконостаса широко использованы скульптура и орнаментальная резьба, характерные для стиля аннинского барокко и выполненные с большим мастерством и виртуозностью: головки и фигурки херувимов, гирлянды цветов, картуши разнообразных форм. Иконостас выполнен из сосны, а его скульптурный декор вырезан из липы. По стилистическому решению и размаху замысла он близок творениям Ф.Б. Растрелли.

Внутренняя часть иконостаса окрашена в изумрудно-зеленый цвет. Образа в иконостасе написаны художниками А. Башниным, А. Поспеловым, Т. Баженовым и другими; некоторые из икон, размещенных в иконостасе, были написаны для Царских врат предшествующей церкви. Факт сохранности иконостаса столь раннего происхождения можно считать чудом, поскольку даже во многих более поздних храмах, доживших до наших дней, неоднократно менялись алтарные преграды.

Скромнее оформлены два малых иконостаса приделов Иоанна Богослова и Архангела Михаила - они трехъярусные и расчленены по горизонтали антаблементами, а по вертикали - пилястрами на пять частей. Первоначально иконостасы были окрашены в бирюзовые тона, позже - забелены. В 1909 году при проведении реставрации им вернули первоначальную окраску. Прекрасными образцами русской школы резьбы являются также великолепная надпрестольная сень и главный престол собора. Большинство икон выполнено в 1720 – 1760 годах.

Престольные праздники[править | править код]

Сампсон Странноприимец, преподобный - 10 июля

Михаил, Архистратиг - 19 сентября (воспоминание чуда в Хо́нех), 21 ноября (собор)

Иоанн Богослов, апостол - 21 мая, 9 декабря

Контакты[править | править код]

Адрес: 194044, Россия, город Санкт-Петербург, Выборгский район, Большой Сампсониевский проспект, дом 41

Телефон: +7(812)294-57-51

Как добраться: станция метро "Выборгская", выйти на улицу Смолячкова и идти по ней до пересечения с Большим Сампсониевским проспектом. Затем повернуть по проспекту налево и идти в сторону уменьшения нумерации домов до Сампсониевского собора. Автобус №14

Паломнику[править | править код]

Актуальное расписание богослужений смотрите на странице храма в соцсети

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]