Деревня Ключи: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 39: Строка 39:


Из вспоминаний уроженки с. Ключи Габиевой (Пьянковой) Людмилы Михайловны 1951 г.р.: «Мне бабушка рассказывала, когда закрывали храм (в 1937 году), иконы выбрасывали прямо на улицу. Вокруг стояло много народу и все плакали», — вспоминала Габиева (Пьянкова) Людмила Михайловна. Когда храм закрыли, семью батюшки из дома выселили. «Я помню, что уже в 1939 или 1940 году в здании храма был клуб».
Из вспоминаний уроженки с. Ключи Габиевой (Пьянковой) Людмилы Михайловны 1951 г.р.: «Мне бабушка рассказывала, когда закрывали храм (в 1937 году), иконы выбрасывали прямо на улицу. Вокруг стояло много народу и все плакали», — вспоминала Габиева (Пьянкова) Людмила Михайловна. Когда храм закрыли, семью батюшки из дома выселили. «Я помню, что уже в 1939 или 1940 году в здании храма был клуб».
Я помню, что из подвала храма села Ключи шло три подземных хода. В подвал храма мы спускались, он был очень глубокий. Один из ходов шёл в сторону реки. Мы с ребятами на берегу реки находили этот выход. Стены были выложены камнем, но далеко мы боялись проходить, чтобы нас там не завалило».  Из воспоминания уроженки с. Ключи Самаркиной (Жаровой) Тамары Александровны 1952 г.р.: «С 1946-1964 года работала уборщицей в клубе. Я видел с правой стороны сцены (старой сцены) была дверь, на которой всегда висел замок. Говорили, что дверь ведёт к входу в подвал. А оттуда – в подземные ходы». Из подвала храма шло три подземных хода. Один из них шел в сторону реки. Из воспоминаний Габиевой (Пьянковой) Людмилы Михайловны1951 г.р.: «Мы с ребятами на берегу реки находили этот выход. Стены хода были выложены камнем. Но мы боялись далеко по нему проходить». Другой подземный ход от церкви  был проложен к дому священника. Из воспоминаний жительницы с. Ключи Беспаловой (Ташлановой) Галины Павловны 1936 г.р.: «В 60-х годах мы купили дом священника, что бы построить себе дом. Когда разбирали дом на брёвна, увидели подземный ход, идущий в сторону храма. Стены хода были выложены камнями».  Третий ход из церкви, соединённый с двумя первыми в подвале, вёл  на колокольню. Воспоминания уроженки с. Ключи Верещагиной (Тюменцевой) Галины Васильевны 1953 г.р.: «Мы с подругой заходили в будку к киномеханику, и он нам открывал подвал. Западня была на полу будки, а вниз вела лестница».
Около клуба (церкви) было захоронение. Вначале там был просто холм. А похоронен был там один из активистов советской власти. Верующие люди были возмущены тем, что он захоронен возле церкви, так как он был одним из самых активных разрушителей храма: «Убит он был в драке во время свадьбы Половниковых Клавдии Семеновны и Василия. Но власти, в целях пропаганды, говорили, что его убили кулаки, и долгие годы его преподносили как героя. Потом сделали вокруг могилы металлическую ограду и поставили металлический памятник с указанием Ф.И.О.».  Воспоминания уроженки с. Ключи Меньшиковой (Пьянковой) Тамары Федоровны 1941г.р. «Мой папа, Пьянков Фёдор Акимович 1910 г.р. уроженец с. Ключи, когда встречался с односельчанином Тюменцевым Алексеем, всегда вспоминал своё село и обязательно высказывал своё возмущение тем, что хулигана-драчуна похоронили около храма, который он разрушал. Позднее нам рассказывали, что могилу перенесли на кладбище. На месте этого захоронения был поставлен памятник погибшим воинам».
«Во время войны в Ключи был эвакуирован детский дом из Ленинграда. Вместе с детьми приехали учителя. Дети жили в так называемом всеми «детском доме». Учились вместе с местными детьми в Ключевской школе. А учителя, что с ними приехали, учили тех и других. В это время одного здания школы всем детям не хватало, поэтому школа была ещё в бывшем доме Священника. Наш брат Виктор всегда с благодарностью вспоминал этих учителей. Благодаря им ученики глухой деревни смогли получить хорошее образование. Здание детского дома сохранилось. Оно находится за кладбищем на берегу реки между д. Фомино и п. Бобровка».
В годы войны в селе за главного остался Черепанов Андрей Игнатьевич(1907-1971гг.) Эта личность без совести и жалости. В селе оставались женщины, старики и дети. Все мужья и сыновья ушли на фронт. Семьи остались без всяких средств к существованию и без помощи от власти. Наша мама Пьянкова (Тюменцева) Ольга Михайловна (1912-1995 гг..) осталась с тремя детьми, когда папа Пьянков Василий Екимович (1908-1980 гг..) ушёл воевать. Старшему сыну было 5 лет. Все 4, 5 года мама и Пьянкова (Глазырина) Елена Фёдоровна рубили в лесу дрова для сельского Совета, школы и клуба. У той и у другой дома оставались дома маленькие дети. За свою работу они оплату не получали. В сутки на семью выдавали каждому по куску хлеба. Поэтому в деревне от голода и холода умирали целыми семьями. Женщин за маленький проступок отправляли в тюрьму. Нескольких женщин осудили на 10 лет за одну горсть зерна, взятых в хранилище. В состав суда входили три члена Совета, конечно, без всякого юридического образования, малограмотные люди. Потом уже, только после войны стало известно, что семьям воинов полагалась и приходила материальная помощь. В Совет ещё дополнительно на эвакуированных приходила гуманитарная помощь. Но её никто не видел и не получал. Наворованное богатство тому, кто был в военные годы в селе за главного, Черепанов Андрею Игнатьевичу Черепанову, на пользу не пошло, доживал он свои годы в нищете и в беспамятстве, всеми забытый».
Все изменения, происходившие в семьях, отражались на развитии села. Были периоды бурного роста, были периоды упадка и разрухи. Многие жители села остались в доброй памяти людей но были и такие, которых никто не вспомнит добрым словом.
- Из известных людей уроженцев с. Ключи я слышала о нейрохирурге, сосудистом хирурге, профессоре по фамилии Глазырин. Сейчас его уже нет в живых.
В благодарной памяти людей остался председатель колхоза Партин Фёдор Васильевич (вторая половина 50-х годов). В это время активно велось строительство, была построена новая плотина, которая стоит и сегодня. Развивалось животноводство, птицеводство. Этот человек потом стал широко известен в области.
В 60-х годах председателем сельского совета был уроженец села Тюменцев Николай Терентьевич. Личность неоднозначная, противоречивая. Проблема тогдашних руководителе была в том, что они очень боялись не угодить начальству и не боялись ни Бога, ни народа. Поэтому забота о людях была на последнем месте.
- В нашем селе родилось и выросло много известных, замечательных людей.
Наш брат Пьянков Виктор Васильевич (1936-2017 гг..) стал «Заслуженным юристом РСФСР». Много лет проработал в должности судьи Государственного арбитража Свердловской области, а затем первым заместителем главного арбитра области.
В Екатеринбурге был известный врач профессор, нейрохирург, сосудистый хирург Глазырин. Имя, отчество к сожалению не помним. Он сам говорил, что родом из Ключей.
При въезде в Ключи справа в первом доме после моста через Ключик жила большая семья Варовиных. Этого дома сейчас нет, он сгорел, а чуть подальше построили новый дом кто-то из этой семьи. В семье было 10 детей. Отец погиб молодым: упал с моста на машине. Детей вырастила одна мать. Все получили хорошее образование. Один из братьев был директором крупного завода в Сибири.
В конце 50х годов молодёжь из села стала массово уезжать в город. Но село не погибло так, как сюда стали приезжать переселенцы из Мордовии. Первыми приехала семья Галкиных в конце 50-х годов. Затем стали приезжать другие семьи. Таким образом к концу XX века основным населением села стала мордва. В настоящее время село Ключи активно застраивается коттеджами и дачами приезжающими горожанами.

Текущая версия от 00:20, 15 февраля 2022

В книге столетней давности про Урал можно было прочесть такое: «Возможно, на всей урало-сибирской территории от Уральских гор до Великого океана нет ни одной такой реки, как Исеть, которая бы особенно выделялась по густоте своего населения. Сёла и деревни стоят по обоим берегам и на всех сколько-нибудь значительных притоках. Вода главного русла и больших притоков использована едва ли не для целой сотни мельниц, не говоря о фабриках и заводах. Верховья уральской реки Исеть богаты различными полезными ископаемыми, начиная от золота, железа, каменного угля, строительного камня...»;

Один из левых притоков реки Исеть называется Ключик. Думается, по названию реки названа на ней деревня Ключи. Ключам более 300 лет. Самое раннее упоминание– 1658 год. Возникла деревня Ключи при Багарякском тракте, по которому вывозили полезные ископаемые с дальних рудников. Дома, относящиеся к самым первым построениям деревни Ключи, находились на берегу высокого оврага. Жители села вынуждены были думать об охране своих жилищ. Поэтому строили дома на высоком берегу и обносили усадьбу высоким частоколом. Это помогало отражать набеги башкир, которые беспощадно грабили людей, уводили в рабство, убивали.

В районной газете «Маяк» в «Уголке краеведа» как-то была публикация, что в самом начале XVIII века при стрелецком бунте глазыри (так звали тогда разведчиков) поддержали Софью, а не Петра I. Поэтому глазыри были царём сосланы вместе с семьями на Урал и основались в селе Ключи. С той поры потомки тех глазырей стали носить фамилию Глазырины. Глазыриных, действительно, в Ключах много. Возможно, они и есть потомки тех самых глазырей. В начале XX века старостой прихода в с. Ключи был Глазырин Константин Павлович (1885-1972 гг.). Затем его сестра Глазырина Анна. Часто встречаемые в Ключах фамилии - Пьянковы, Тюменцевы, Беспаловы. Из воспоминаний местных жителей:«Наш брат Пьянков Виктор Васильевич (1936-2017 гг.) рассказывал, что наши предки Пьянковы пришли в с. Ключи из Пермского края поселения «Ферма» и прозвище у них было «фермята», но прижились в Ключах не все»; «в Ключах было несколько семей Тюменцевых, наш дедушка по материнской линии Тюменцев Михаил Александрович (1875-1950 гг..), вероятно, родился в Ключах, а его родители пришли, видимо, с Алтая: там есть город Тюменцево».

В книге «Летопись уральских деревень» говорится, что в петровские времена селились в Ключах и беглые рабочие с Уктусского и других горнодобытческих заводов, строящихся по всему Уралу по приказу Петра I. Строителей и рабочих набирали среди приписных крестьян, по 1 работнику от 3 дворов. Крестьяне, крайне недовольные неожиданно свалившейся на них обузой (быть приписными к заводам), нередко открыто протестовали и использовали любую возможность, чтобы бежать, хотя крестьянам выдавалось на заводе питание и 2 гроша в день. Но даже если бы крестьянам платили серебром, это вряд ли бы их обрадовало, поскольку главной их заботой были полевые работы.

Из сказов П. П. Бажова узнаём, что «Демидовы и другие заводчики Урала всяких беглых принимали, башкир тоже, староверов и прочих. Эти, дескать, подешевле и ответу за них нет, - что хошь с ними делай. Ну, а Турчанинов, купивший ближайшие к Ключам заводы Полевской и Сысертский, по-другому, видно, считал: «Наберешь таких-то, с бору да с сосенки, потом не управишься, себе не рад станешь… Не углядишь за ними. Переманю-ка лучше из дальних мест зазнамо мастеров, да перевезу их с семьями. Куда тогда кто убежит от семьи-то?» Вот те, кто «с бору да с сосенки», не взятые Турчаниновым на работы, искали, где им осесть. Некоторые из них оказывались в деревне Ключи. По началу пришлые люди промышляли грабежом на дорогах. Со временем, осваивали в здешних местах землю под пашню, заводили скот, строили себе постоянные жилища.

В 1774 году, во время крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачёва, ключевские крестьяне в стороне не остались: повоевали против соседних сёл на стороне Пугачёва. В это же время, как Екатеринбург, Сысерть, Полевской, Бобровское организовали оборону своих заводов от Пугачёва. Что очень показательно, рабочие были на стороне господина, руководившего обороной от восставших. За это в 1783 году Турчанинов получил дворянский титул, и династия Турчаниновых окончательно стала одной из ведущих на Урале. А так жизнь в деревне развивалась по обычному уральскому сценарию: кто-то работал у заводовладельцев, кто-то на мельнице, кто-то занимался перевозками муки и зерна в город, не оставляя при этом трудов на своих земельных участках…

Во времена управления уральскими заводами Василия Никитича Татищева и Вильгельма де Геннина, который поддерживал политику Татищева, была проявлена забота того и другого о развитии школ на Урале, распространении научных знаний, научению Закону Божию. Татищев не любил обилия иностранных слов, вошедших в русский язык; он никак не хотел называть новый горный город на Урале – Екатеринбургом. И всегда подписывал на своих письмах и донесениях - «из Екатерининска». Стали на Урале открывать школы словесные, где учили читать и писать, и арифметические, где преподавались арифметика, геометрия, тригонометрия и рисование. «Они должны были, - по словам Геннина, - комплектовать «ко всем горным и заводским делам в мастеровые люди и в протчие чины, також и в подьячие». А начинать должно обучение учеников «страху Божию и всякому благочинию». В школах учились сыновья священнослужителей, мастеров, подмастерьев и всех заводских жителей. Занятия продолжались круглый год, с перерывом лишь на один месяц в самое темное время: декабрь – январь. Посещение школы было обязательным и за каждый день отсутствия ученика родителей штрафовали. В начале октября 1734 г. Татищев огласил заводчикам Горный устав, учитывающий специфику Урала, отметил, что всем не хватает «знания законов божеского и естественного». Татищев обязал каждый завод содержать собственную школу, куда поступали дети с 6 лет. Но заводовладельцы школьное дело считали пустой тратой средств: они полагали, что дети должны знать лишь ремесло своих отцов. Но школы открывали, потому что боялись Татищева. Последний требовал беспрекословного подчинения. Позднее Кабинет, поддержав горнозаводчиков, предписал Татищеву не «принуждать к ученью неволею и детей рабочих, чему заводчики были рады, потому как использовали из-за недостатка рабочих рук и труд детей в добыче руды. Екатеринбург был в то время лидером по части школ и госпиталей. Над заводом возвышалась церковь. Население Урала было в основном православного вероисповедания. Но были и староверы, они работали на заводах и рудниках. Крестьянских детей в школы не брали. Но известно, что уже в 1879 году в деревне Ключи имелась народная школа. Учительствовал в ней диаконский сын, Димитрий Иванович Бабин.

В верховьях реки Ключик, в полутора километрах от села, бьют родники. Самый знаменитый родник местности называется Крестик. Почему знаменитый? Да потому что при купании в ключике на Крестике и дети, и взрослые до сей поры от многих болезней излечиваются. Здесь когда-то стояла часовня Преображения Господня. В старину часовни и поклонные кресты воздвигали на местах, отмеченных чудесами действия Божия. Но кто сейчас расскажет нам, в связи с каким Божиим чудом возведена была часовня Преображения Господа? Но вот ключевая вода здесь, прозрачная и чистая, как слеза. Каждый из жителей округи может вспомнить, как в детстве, бывая на Крестике, детской рукой черпал чистейшую ключевую воду. Местные ключи - удивительные творения, которые несут нам не только свежую благодатную воду, но и даруют размышления о смысле человеческой жизни, о силе и красоте уральской природы. Ещё известно, что к месту сему из соседних сёл крестными ходами верующие люди хаживали. Свидетельство тому – сохранившийся камень, на котором высечена надпись: «Камень с животворным крестом положен в 1807 году по желанию жителей деревни Ключей на воспоминание крестного хода в первый день Августа». Сейчас над камнем установлен издалека видимый крест. По преданию местных жителей, богослужение в часовне, что была на этом месте, совершали дважды в год - в дни местных деревенских праздников. В воскресные дни и на праздничные богослужения жители Ключей шли в храм Архистратига Михаила села Бобровское, существовавший уже в 1709 году (сначала деревянный, позднее – каменный), в церковных книгах которого значилось, что «приход Бобровский состоит из этого села и деревень: Донка, Вьюхиной, Фоминой и Ключей. От прихода, кроме обычных крестных ходов, совершаются крестные ходы 1) в праздник Вознесения в д. Вьюхину к устроенному там поклонному кресту, 2) в неделю 2-ю по Пятидесятнице в д. Поварню и 3) в праздник Успения Божией матери на ключик в лесу по дороге в Арамильское в ½ от Бобровского, так же к поклонным крестам».

В верховьях реки Ключик, в полутора километрах от села, бьют родники. Самый знаменитый родник местности называется Крестик. Почему знаменитый? Да потому что при купании в ключике на Крестике и дети, и взрослые до сей поры от многих болезней излечиваются. Здесь когда-то стояла часовня Преображения Господня. Ещё известно, что к месту сему из соседних сёл крестными ходами верующие люди хаживали. Свидетельство тому – сохранившийся камень, на котором высечена надпись: «Камень с животворным крестом положен в 1807 году по желанию жителей деревни Ключей на воспоминание крестного хода в первый день Августа». Сейчас над камнем установлен издалека видимый крест. По преданию местных жителей, богослужение в часовне, что была на этом месте, совершали дважды в год - в дни местных деревенских праздников. В воскресные дни и на праздничные богослужения жители Ключей шли в храм Архистратига Михаила села Бобровское, существовавший уже в 1709 году (сначала деревянный, позднее – каменный), в церковных книгах которого значилось, что «приход Бобровский состоит из этого села и деревень: Донка, Вьюхиной, Фоминой и Ключей. От прихода, кроме обычных крестных ходов, совершаются крестные ходы 1) в праздник Вознесения в д. Вьюхину к устроенному там поклонному кресту, 2) в неделю 2-ю по Пятидесятнице в д. Поварню и 3) в праздник Успения Божией матери на ключик в лесу по дороге в Арамильское в ½ от Бобровского, так же к поклонным крестам».

Думается, место возле села Ключи, где некогда стояла часовня Спаса Преображения, называют Крестиком ещё и потому, что здесь местные жители крестили своих младенцев. В ту пору знали, что надо радоваться каждому народившемуся дитя, даже если оно ещё в утробе матери: дитя - данность от Самого Бога! Страх имели люди перед Господом, поэтому рожали всех детей, кого Бог давал. Знали и то, что жена чадородием да хорошим воспитанием детей спасается. Десять детей в семье никого тогда не удивляло, а в иных семьях их было и более того. Так что крещение детей на Крестике – было дело нередкое. По родословной уроженцев села Ключи Беспаловых, их «прабабушка, Пьянкова Евдокия Васильевна, родившаяся в 1878 году и умершая в возрасте 102-х лет в 1980 году, говорила, что крестили её, по рождении, в Ключах. Ещё она говорила, что когда строили храм, все жители деревни собирали яйца и приносили к месту строительства, так как их добавляли в раствор».

Крестили детей раньше, если церковь не близко, и священника рядом нет, крестные родители. Главное – трижды окунуть ребёнка в святую воду, произнося над ним тайносовершительные слова: «Креща́ется раб Бо́жий (раба́ Бо́жия, имярек) во и́мя Отца́ (первое погружение), ами́нь, и Сы́на (второе погружение), ами́нь, и Свята́го Ду́ха (третье погружение), ами́нь».

Потом уже, в церкви, если Крещение правильно было совершено, священник совершал над младенцем миропомазание, после чего ребёнка можно было причащать. Ещё свт. Григорий Богослов писал: «…У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению, пусть освящен будет в младенчестве и от юности посвящен Духу». Так что с Крещением в те поры не тянули. Благо, что и святая вода рядом – родник на Крестике.

Из воспоминаний уроженца с. Ключи Пьянкова Николая Васильевича 1944 г.р. (проживающего в г. Комсомольск - на- Амуре): «Я слышал рассказы, что на Крестике стояла часовня. Помню, там действительно стояло какое-то строение, но уже с провалившейся крышей...

В старину селения, в которых не было церкви, называли деревнями (дома тогда на Урале все ставили деревянные, так как леса вокруг было немеряно). Когда в деревне появлялась церковь, её деревней уже никто не называл. Статус повышался с деревни на село! Недаром народная мудрость гласит: «Не бывает села без церкви». Так произошло и с деревней Ключи, ставшей, после воздвижения в ней каменного Спасо – Преображенского храма, селом Ключи. Во время Великой Отечественной войны близ села Ключи был запущен завод ферросплавов, называемый тогда для конспирации Ключевским. Так и село по названию завода некоторое время называли наряду с названием Ключи – селом Ключевским.

В деревне была также большая мельница. Её построил известный тогда мукомол Никифор Грачев. Затем её хозяином стал зять Грачёва Степан Первушин, передавший мельницу уже своему зятю - Александру Барчанинову. При последнем хозяине на мельнице работало около сотни человек. При ней же была и небольшая электростанция. В годы Гражданской войны остановилась электростанция, а в конце 20-х — и мельничные жернова. В 20-е годы небольшой кооператив использовал ещё мельницу для размола хромитов, из которых делал краску. В начале 30-х, использовав мельничную турбину, заводские умельцы сотворили мини-ГЭС. (В наше время местные краеведы пытались эту турбину отыскать, обошли всю прилегающую территорию с металлоискателем, но безрезультатно).

В 1947 году, из-за нехватки электроэнергии заводу, расположенному в Двуреченске, директор завода решил, используя сохранившуюся ещё тогда плотину, построить ГЭС. 3 августа 1951 года состоялся её пуск. Однако до трети времени она простаивала из-за отсутствия воды. Слишком много её фильтровалось сквозь земляную насыпь. Поэтому, как только к заводу подвели ЛЭП, ГЭС законсервировали. Это произошло 1 декабря 1956 года. Пруд спустили в конце 90-х. На месте водосброса, используя его как фундамент, построили мост.

К слову сказать, каждый из мукомолов прошлых столетий (сейчас их называют мельниками) был своего рода меценатом села Ключи. Мукомол Никифор Грачев в месте сворота к селу Ключи через Исеть в 60-х годах XIX века строил плотину, преграждавшую путь реке. Мукомол Степан Первушин держал при мельнице большую кружку для пожертвований на постройку каменной церкви. (Каменная церковь в родной деревне – это была заветная мечта всех жителей деревни Ключи. Поэтому падали и падали монетки в эту кружку, дабы мечта жителей деревни Ключи поскорее осуществилась). Мукомол Александр Барчанинов в 1904 году построил для деревенских детей школу. Первыми учительницами в ней были сёстры Елена и Надежда Евтифьевны.

После революции власти стали под давлением народ в колхозы загонять. Кто оказывал упорство, хотел оставаться в своей единоличной жизни, - тех объявляли кулаками да подкулачниками. Таковые лишались последнего, что имели, а то и своего жилища. И на общественные должности их не брали, в профсоюзы не принимали. В годы первых пятилеток была построена Ключевская горно-обогатительная фабрика. Многие крестьяне ушли туда. Обучившиеся ремеслу, становились «навечно» закреплёнными за предприятием. В результате, крестьянский труд в деревне, в первую очередь, лёг на крестьянских жён и детей: вся тяжесть пахоты, сенокоса и жатвы…

Из воспоминаний местной жительницы: «Наша бабушка Пьянкова Татьяна Петровна (1882-1943гг.) овдовела в 1920 году, имея двух сыновей 10 и 12 лет. Её муж Пьянков Яким Яковлевич был членом Совбеза (совет бедноты). Когда наступал Колчак они вынуждены были скрываться в лесах. Он заболел воспалением лёгких и в 1920 году умер. Татьяна Петровна нашла утешение в православной Вере. Она стала одной из самых активных прихожанок. Когда стало известно о закрытии церкви община отправила её в Москву искать защиты для храма. Она добралась до Москвы, попала в приёмную Калинина. Там ей выдали документ, разрешающий сохранить церковь. Она отсутствовала две недели. Когда вернулась с бумагой от Калинина, храм уже был закрыт, колокола сброшены. По воспоминаниям родителей прихожанам часть икон и церковной утвари удалось вынести и спрятать по домам. Маленький колокол висел долгое время около пожарного депо».

Из вспоминаний уроженки с. Ключи Габиевой (Пьянковой) Людмилы Михайловны 1951 г.р.: «Мне бабушка рассказывала, когда закрывали храм (в 1937 году), иконы выбрасывали прямо на улицу. Вокруг стояло много народу и все плакали», — вспоминала Габиева (Пьянкова) Людмила Михайловна. Когда храм закрыли, семью батюшки из дома выселили. «Я помню, что уже в 1939 или 1940 году в здании храма был клуб».

Я помню, что из подвала храма села Ключи шло три подземных хода. В подвал храма мы спускались, он был очень глубокий. Один из ходов шёл в сторону реки. Мы с ребятами на берегу реки находили этот выход. Стены были выложены камнем, но далеко мы боялись проходить, чтобы нас там не завалило». Из воспоминания уроженки с. Ключи Самаркиной (Жаровой) Тамары Александровны 1952 г.р.: «С 1946-1964 года работала уборщицей в клубе. Я видел с правой стороны сцены (старой сцены) была дверь, на которой всегда висел замок. Говорили, что дверь ведёт к входу в подвал. А оттуда – в подземные ходы». Из подвала храма шло три подземных хода. Один из них шел в сторону реки. Из воспоминаний Габиевой (Пьянковой) Людмилы Михайловны1951 г.р.: «Мы с ребятами на берегу реки находили этот выход. Стены хода были выложены камнем. Но мы боялись далеко по нему проходить». Другой подземный ход от церкви был проложен к дому священника. Из воспоминаний жительницы с. Ключи Беспаловой (Ташлановой) Галины Павловны 1936 г.р.: «В 60-х годах мы купили дом священника, что бы построить себе дом. Когда разбирали дом на брёвна, увидели подземный ход, идущий в сторону храма. Стены хода были выложены камнями». Третий ход из церкви, соединённый с двумя первыми в подвале, вёл на колокольню. Воспоминания уроженки с. Ключи Верещагиной (Тюменцевой) Галины Васильевны 1953 г.р.: «Мы с подругой заходили в будку к киномеханику, и он нам открывал подвал. Западня была на полу будки, а вниз вела лестница».

Около клуба (церкви) было захоронение. Вначале там был просто холм. А похоронен был там один из активистов советской власти. Верующие люди были возмущены тем, что он захоронен возле церкви, так как он был одним из самых активных разрушителей храма: «Убит он был в драке во время свадьбы Половниковых Клавдии Семеновны и Василия. Но власти, в целях пропаганды, говорили, что его убили кулаки, и долгие годы его преподносили как героя. Потом сделали вокруг могилы металлическую ограду и поставили металлический памятник с указанием Ф.И.О.». Воспоминания уроженки с. Ключи Меньшиковой (Пьянковой) Тамары Федоровны 1941г.р. «Мой папа, Пьянков Фёдор Акимович 1910 г.р. уроженец с. Ключи, когда встречался с односельчанином Тюменцевым Алексеем, всегда вспоминал своё село и обязательно высказывал своё возмущение тем, что хулигана-драчуна похоронили около храма, который он разрушал. Позднее нам рассказывали, что могилу перенесли на кладбище. На месте этого захоронения был поставлен памятник погибшим воинам».

«Во время войны в Ключи был эвакуирован детский дом из Ленинграда. Вместе с детьми приехали учителя. Дети жили в так называемом всеми «детском доме». Учились вместе с местными детьми в Ключевской школе. А учителя, что с ними приехали, учили тех и других. В это время одного здания школы всем детям не хватало, поэтому школа была ещё в бывшем доме Священника. Наш брат Виктор всегда с благодарностью вспоминал этих учителей. Благодаря им ученики глухой деревни смогли получить хорошее образование. Здание детского дома сохранилось. Оно находится за кладбищем на берегу реки между д. Фомино и п. Бобровка».

В годы войны в селе за главного остался Черепанов Андрей Игнатьевич(1907-1971гг.) Эта личность без совести и жалости. В селе оставались женщины, старики и дети. Все мужья и сыновья ушли на фронт. Семьи остались без всяких средств к существованию и без помощи от власти. Наша мама Пьянкова (Тюменцева) Ольга Михайловна (1912-1995 гг..) осталась с тремя детьми, когда папа Пьянков Василий Екимович (1908-1980 гг..) ушёл воевать. Старшему сыну было 5 лет. Все 4, 5 года мама и Пьянкова (Глазырина) Елена Фёдоровна рубили в лесу дрова для сельского Совета, школы и клуба. У той и у другой дома оставались дома маленькие дети. За свою работу они оплату не получали. В сутки на семью выдавали каждому по куску хлеба. Поэтому в деревне от голода и холода умирали целыми семьями. Женщин за маленький проступок отправляли в тюрьму. Нескольких женщин осудили на 10 лет за одну горсть зерна, взятых в хранилище. В состав суда входили три члена Совета, конечно, без всякого юридического образования, малограмотные люди. Потом уже, только после войны стало известно, что семьям воинов полагалась и приходила материальная помощь. В Совет ещё дополнительно на эвакуированных приходила гуманитарная помощь. Но её никто не видел и не получал. Наворованное богатство тому, кто был в военные годы в селе за главного, Черепанов Андрею Игнатьевичу Черепанову, на пользу не пошло, доживал он свои годы в нищете и в беспамятстве, всеми забытый».

Все изменения, происходившие в семьях, отражались на развитии села. Были периоды бурного роста, были периоды упадка и разрухи. Многие жители села остались в доброй памяти людей но были и такие, которых никто не вспомнит добрым словом.

- Из известных людей уроженцев с. Ключи я слышала о нейрохирурге, сосудистом хирурге, профессоре по фамилии Глазырин. Сейчас его уже нет в живых.

В благодарной памяти людей остался председатель колхоза Партин Фёдор Васильевич (вторая половина 50-х годов). В это время активно велось строительство, была построена новая плотина, которая стоит и сегодня. Развивалось животноводство, птицеводство. Этот человек потом стал широко известен в области.

В 60-х годах председателем сельского совета был уроженец села Тюменцев Николай Терентьевич. Личность неоднозначная, противоречивая. Проблема тогдашних руководителе была в том, что они очень боялись не угодить начальству и не боялись ни Бога, ни народа. Поэтому забота о людях была на последнем месте.

- В нашем селе родилось и выросло много известных, замечательных людей.

Наш брат Пьянков Виктор Васильевич (1936-2017 гг..) стал «Заслуженным юристом РСФСР». Много лет проработал в должности судьи Государственного арбитража Свердловской области, а затем первым заместителем главного арбитра области.

В Екатеринбурге был известный врач профессор, нейрохирург, сосудистый хирург Глазырин. Имя, отчество к сожалению не помним. Он сам говорил, что родом из Ключей.

При въезде в Ключи справа в первом доме после моста через Ключик жила большая семья Варовиных. Этого дома сейчас нет, он сгорел, а чуть подальше построили новый дом кто-то из этой семьи. В семье было 10 детей. Отец погиб молодым: упал с моста на машине. Детей вырастила одна мать. Все получили хорошее образование. Один из братьев был директором крупного завода в Сибири.

В конце 50х годов молодёжь из села стала массово уезжать в город. Но село не погибло так, как сюда стали приезжать переселенцы из Мордовии. Первыми приехала семья Галкиных в конце 50-х годов. Затем стали приезжать другие семьи. Таким образом к концу XX века основным населением села стала мордва. В настоящее время село Ключи активно застраивается коттеджами и дачами приезжающими горожанами.