Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Варзуга): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «'''Успе́нская це́рковь''' (или '''Це́рковь Успе́ния''') — церковь XVII века в селе Варзуга, Тер…»)
 
м (Замена текста — «45» на «45»)
 
(не показано 11 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''Успе́нская це́рковь''' (или '''Це́рковь Успе́ния''') — церковь XVII века в селе Варзуга, Терский район на юго-востоке Мурманской области,
{{Местоположение|локация=66.394925, 36.590512|вид=Приходской храм}}
<nowiki> </nowiki>примечательный памятник деревянного зодчества. Входит в комплекс  
[[Файл:Успенская церковь (Варзуга).JPG|мини|справа||alt=Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Варзуга), Успенская церковь (Варзуга)]]
памятников деревянного зодчества Варзуги (кроме Успенской церкви:  
'''Успе́нская це́рковь''' (или '''Це́рковь Успе́ния''') церковь XVII века в селе Варзуга, Терский район на юго-востоке Мурманской области, [[Аннотация::примечательный памятник деревянного зодчества. Входит в комплекс памятников деревянного зодчества Варзуги]] (кроме Успенской церкви:  
Афанасьевская церковь, Колокольня Успенского комплекса, Церковь Николая  
Афанасьевская церковь, Колокольня Успенского комплекса, Церковь Николая Чудотворца, Петропавловская церковь и Часовня безымянного Инока Терского).
Чудотворца, Петропавловская церковь и Часовня безымянного Инока  
Терского).
 
== История ==
== История ==
Впервые церковь с таким названием в Варзуге упоминается в записях 1563 года<sup>[1]</sup>, что с ней случилось, неизвестно, но уже в 1674 году в Клировых ведомостях церквей Архангельской епархии появляется запись<sup>[2]</sup>: «Успения Пречистой Богородицы» — построено попечением жителей села в 1674 году мастером по имени Клемент, «при благоверном Царе и Великом князе Алексее Михайловиче и при Митрополите Великоновгородском Иоакиме».
Впервые церковь с таким названием в Варзуге упоминается в записях 1563 года, что с ней случилось, неизвестно, но уже в 1674 году в Клировых ведомостях церквей Архангельской епархии появляется запись: «Успения Пречистой Богородицы» — построено попечением жителей села в 1674 году мастером по имени Клемент, «при благоверном Царе и Великом князе Алексее Михайловиче и при Митрополите Великоновгородском Иоакиме».


Надпись на деревянном кресте, укреплённом на южной стене церкви, подтверждает дату окончания строительства<sup>[3]</sup>: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Успения Богородицы в лето ЗРПВ [7182] месяца августа в Д [4] день при Благоверном царе и Великом князе Алексии Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя Руси Само­держце меж патриаршестве и при Митрополите Иоакиме Великого Новаграда и Великих Лук».
Надпись на деревянном кресте, укреплённом на южной стене церкви, подтверждает дату окончания строительства: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Успения Богородицы в лето ЗРПВ [7182] месяца августа в Д [4] день при Благоверном царе и Великом князе Алексии Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя Руси Само­держце меж патриаршестве и при Митрополите Иоакиме Великого Новаграда и Великих Лук».


7182 год в тексте соответствует 1674 году в современном летосчислении. В 1985 году этот крест был перенесён на остров Высокий, в 3 километрах к северу от Варзуги<sup>[4]</sup>, до наших лет крест не дошёл<sup>[3]</sup>. Имя строителя церкви, построившего церковь без гвоздей и скоб, пользуясь лишь топором и рубанком, известно из синодика церковного прихода Варзуги, где оно упоминается в списке особо угодивших богу прихожан<sup>[5]</sup>.
7182 год в тексте соответствует 1674 году в современном летосчислении. В 1985 году этот крест был перенесён на остров Высокий, в 3 километрах к северу от Варзуги, до наших лет крест не дошёл. Имя строителя церкви, построившего церковь без гвоздей и скоб, пользуясь лишь топором и рубанком, известно из синодика церковного прихода Варзуги, где оно упоминается в списке особо угодивших богу прихожан.


Строительство церкви пришлось на годы церковной реформы Патриарха всея Руси Никона
Строительство церкви пришлось на годы церковной реформы Патриарха всея Руси Никона
<nowiki> </nowiki>и раскола верующих, когда большинство жителей Мурмана боролись против  
<nowiki> </nowiki>и раскола верующих, когда большинство жителей Мурмана боролись против  
всяких нововведений. С этим связано то, что Успенская церковь была  
всяких нововведений. С этим связано то, что Успенская церковь была  
возведена в классическом шатровом стиле, несмотря на запрет Никона на строительство храмов такой формы<sup>[6]</sup>.
возведена в классическом шатровом стиле, несмотря на запрет Никона на строительство храмов такой формы.
Церковь была построена по принципу «золотого сечения». Основание её состояло из четырёхстенного сруба (четверика)
Церковь была построена по принципу «золотого сечения». Основание её состояло из четырёхстенного сруба (четверика)
<nowiki> </nowiki>в качестве центрального столпа и четырёх примыкающих к нему патрубков,  
<nowiki> </nowiki>в качестве центрального столпа и четырёх примыкающих к нему патрубков,  
Строка 25: Строка 22:
элементы: кокошники
элементы: кокошники
<nowiki> </nowiki>и чешуя — специальное покрытие купола и его основания. Высота церкви —  
<nowiki> </nowiki>и чешуя — специальное покрытие купола и его основания. Высота церкви —  
34 метра. Спустя три года после строительства был освящён иконостас церкви — 84 иконы<sup>[6]</sup>. Часть икон были написаны специально для новой церкви в 1677 году иконописцами Антониево-Сийского монастыря<sup>[7]</sup>, часть — работы соловецких мастеров, осталась от старой, стоявшей здесь ранее церкви<sup>[3]</sup>.
34 метра. Спустя три года после строительства был освящён иконостас церкви — 84 иконы. Часть икон были написаны специально для новой церкви в 1677 году иконописцами Антониево-Сийского монастыря, часть — работы соловецких мастеров, осталась от старой, стоявшей здесь ранее церкви.


Многие исследователи и знатоки деревянного зодчества называют  
Многие исследователи и знатоки деревянного зодчества называют  
варгузинскую церковь самым примечательным памятником такого рода на  
варгузинскую церковь самым примечательным памятником такого рода на  
русском севере<sup>[8][9]</sup>. Русский писатель-искусствовед И. В. Евдокимов так отзывался о церкви<sup>[6]</sup>: «… Успенская церковь в Варзуге является в буквальном смысле потрясающей, до того прекрасен ее дивно-стройный и какой-то певучий облик …»
русском севере. Русский писатель-искусствовед И. В. Евдокимов так отзывался о церкви: «… Успенская церковь в Варзуге является в буквальном смысле потрясающей, до того прекрасен ее дивно-стройный и какой-то певучий облик …»


В середине XIX века состоялся первый капитальный ремонт церкви, в 1847—1848 годах она была перекрыта и частично обшита тёсом, в 1860 году обновился старый церковный иконостас, а в 1888—1895 годах произошёл крупный общий ремонт церкви<sup>[11]</sup>, о чём Дмитрий Афанасьевич Заборщиков — сын главного мастера производящей ремонт артели оставил хорошо сохранившуюся запись на деревянной доске установленной внутри маковки церкви<sup>[3]</sup>: «В 1894 г. обшивали эту церковь снаружи сверху до крыш. Ставили новый шпиль и обколачивали главу. Крест ставили июня 5 дня в день Святыя Троицы. И внутренность обшивали в тот же год. Выбирали иконостас и поставили 4 столба за иконостас и в алтарь 5 столбов и под углы севера западной и юго западной 6 столбов. Иконостас только что поспели поставить к празднику Успения Пре­святые Богородицы. Работу начали в конце апреля и кончили на Успеньев день. Плотники были месячны, мастер за 25 рублей в месяц, а рядовым от 15 до 18 рублей. Мастер Афанасий Петров Заборщиков и продчие Александр Лаврентьев Кри­воногов; Арсентий Григорьев Коворнин, Егор Андреев Ро­гозин, Васьян Гаврилов Чунин, Дмитрий Афанасьев Заборщиков (6 человек). А внутри обшивали человек до 12 ти. Приход был тогда один, священник жил на Николь­ской стороне о. Михаил Истомин. А раньше года за два было два прихода Никольской и Успенской. До этой обшивки обшивана была за 48 лет, а до сего времени стояла ета церковь 203 лет с прибавком. Д. А. Заборщиков августа 13 дня».
В середине XIX века состоялся первый капитальный ремонт церкви, в 1847—1848 годах она была перекрыта и частично обшита тёсом, в 1860 году обновился старый церковный иконостас, а в 1888—1895 годах произошёл крупный общий ремонт церкви, о чём Дмитрий Афанасьевич Заборщиков — сын главного мастера производящей ремонт артели оставил хорошо сохранившуюся запись на деревянной доске установленной внутри маковки церкви: «В 1894 г. обшивали эту церковь снаружи сверху до крыш. Ставили новый шпиль и обколачивали главу. Крест ставили июня 5 дня в день Святыя Троицы. И внутренность обшивали в тот же год. Выбирали иконостас и поставили 4 столба за иконостас и в алтарь 5 столбов и под углы севера западной и юго западной 6 столбов. Иконостас только что поспели поставить к празднику Успения Пре­святые Богородицы. Работу начали в конце апреля и кончили на Успеньев день. Плотники были месячны, мастер за 25 рублей в месяц, а рядовым от 15 до 18 рублей. Мастер Афанасий Петров Заборщиков и продчие Александр Лаврентьев Кри­воногов; Арсентий Григорьев Коворнин, Егор Андреев Ро­гозин, Васьян Гаврилов Чунин, Дмитрий Афанасьев Заборщиков (6 человек). А внутри обшивали человек до 12 ти. Приход был тогда один, священник жил на Николь­ской стороне о. Михаил Истомин. А раньше года за два было два прихода Никольской и Успенской. До этой обшивки обшивана была за 48 лет, а до сего времени стояла ета церковь 203 лет с прибавком. Д. А. Заборщиков августа 13 дня».


В 1939 году Успенская церковь лишилась своих колоколов. Колокола были сняты, расколоты и, подготовленные к перевозке, сложены на песчаном берегу протекающей через Варзугу одноимённой реки. Перевозки они так и не дождались, пришедший прилив утащил остатки колоколов в реку, где они погрязли в слоях донного ила. Достать их так и не удалось<sup>[4]</sup>. За годы советской власти сильно пострадали иконы Успенской церкви, хранящиеся в неприспособленных условиях, в том числе, ценнейшие работы XVII века
В 1939 году Успенская церковь лишилась своих колоколов. Колокола были сняты, расколоты и, подготовленные к перевозке, сложены на песчаном берегу протекающей через Варзугу одноимённой реки. Перевозки они так и не дождались, пришедший прилив утащил остатки колоколов в реку, где они погрязли в слоях донного ила. Достать их так и не удалось. За годы советской власти сильно пострадали иконы Успенской церкви, хранящиеся в неприспособленных условиях, в том числе, ценнейшие работы XVII века
<nowiki> </nowiki>«Зосима и Савватий», «Святой Афанасий в житии», «Петр и Павел в житии»,
<nowiki> </nowiki>«Зосима и Савватий», «Святой Афанасий в житии», «Петр и Павел в житии»,
<nowiki> </nowiki>«Неопалимая купина». Уцелевшие иконы отправили в  
<nowiki> </nowiki>«Неопалимая купина». Уцелевшие иконы отправили в  
Художественно-реставрационные мастерские Эрмитажа<sup>[6]</sup>.
Художественно-реставрационные мастерские Эрмитажа.


В 1947 году Успенскую церковь исследовал известный советский архитектор А. В. Ополовников, а в 1961 году другим архитектором — мурманчанином Н. П. Быстряковым был создан точный макет церкви, хранящийся сейчас в Мурманском областном краеведческом музее, по состоянию на XVII век<sup>[8]</sup>. В 1968 году выдвигался проект по переносу храма из Варзуги в окрестности Мурманска, однако, ход этим планам так и не дали<sup>[6]</sup>. К 300-летию церкви историк-краевед Иван Федорович Ушаков выпустил очерк «Успенская церковь в селе Варзуга»<sup>[12]</sup>.
В 1947 году Успенскую церковь исследовал известный советский архитектор А. В. Ополовников, а в 1961 году другим архитектором — мурманчанином Н. П. Быстряковым был создан точный макет церкви, хранящийся сейчас в Мурманском областном краеведческом музее, по состоянию на XVII век. В 1968 году выдвигался проект по переносу храма из Варзуги в окрестности Мурманска, однако, ход этим планам так и не дали. К 300-летию церкви историк-краевед Иван Федорович Ушаков выпустил очерк «Успенская церковь в селе Варзуга».


После перестройки, в 1990 году,
После перестройки, в 1990 году,
Строка 44: Строка 41:
№ 12 от 14 июля 1990 года), зарегистрировано «религиозное общество  
№ 12 от 14 июля 1990 года), зарегистрировано «религиозное общество  
Русской Православной Церкви с. Варзуги Терского района, Мурманской  
Русской Православной Церкви с. Варзуги Терского района, Мурманской  
области»<sup>[3]</sup>.  
области».  


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
В 1999 году храм был передан в пользование русской православной церкви<sup>[8]</sup> и закрыт на реставрацию<sup>[3]</sup>, хотя ряд церковных служб проводился до 2004 года. Часть икон передали находящейся также в Варзуге Церкви Николая Чудотворца<sup>[3]</sup>. В 2006—2008 году был проведён комплекс реставрационных работ, финансируемый РАО «ЕЭС России».
В 1999 году храм был передан в пользование Русской Православной Церкви и закрыт на реставрацию, хотя ряд церковных служб проводился до 2004 года. Часть икон передали находящейся также в Варзуге Церкви Николая Чудотворца. В 2006—2008 году был проведён комплекс реставрационных работ, финансируемый РАО «ЕЭС России».
<nowiki> </nowiki>Церковь была практически полностью восстановлена, оставалось провести  
<nowiki> </nowiki>Церковь была практически полностью восстановлена, оставалось провести  
косметический ремонт: восстановить двери и окна, завершить работу по  
косметический ремонт: восстановить двери и окна, завершить работу по  
внутренней отделке храма<sup>[3]</sup>. На начало 2012 года настоятелем прихода Успенской церкви является игумен Митрофан (Баданин)<sup>[13]</sup>.
внутренней отделке храма. На начало 2012 года настоятелем прихода Успенской церкви является игумен Митрофан (Баданин).
В 2009 году региональная телекомпания Мурманской области «ТВ-21»
В 2009 году региональная телекомпания Мурманской области «ТВ-21»
<nowiki> </nowiki>проводила конкурс «7 чудес на краю света», в ходе которого путём  
<nowiki> </nowiki>проводила конкурс «7 чудес на краю света», в ходе которого путём  
народного голосования было выбрано из 44 достопримечательностей области 7
народного голосования было выбрано из 44 достопримечательностей области 7
<nowiki> </nowiki>самых главных. В список победителей попала и Успенская церковь Варзуги<sup>[14]</sup>.
<nowiki> </nowiki>самых главных. В список победителей попала и Успенская церковь Варзуги.
 
== [[Престольные праздники]] ==
'''[[Престольный праздник::Успение Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-uspenie-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 28 августа]
 
== Видео ==
<youtube>http://www.youtube.com/watch?v=1PRPvWK9-Ak</youtube>
 
== Как добраться ==
'''Проезд:''' Из Кандалакши, через Умбу, на Варзугу примерно 250 км.
 
'''Адрес:''' 184712, Мурманская область, Терский район, с. Варзуга, ул. Успенская, 37.
 
'''Тел.:''' [tel:89113112747 8(911)311-27-47] (иеромонах Варлаам)
 
'''E-mail:''' [mailto:melaniya99@mail.ru melaniya99@mail.ru].
 
== Ссылки ==
* [http://varzuga.cerkov.ru/ Храм Успения Пресвятой Богородицы п. Варзуга. Страница прихода]
* [http://sobory.ru/article/?object=06714 Варзуга. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Фотографии]
* [http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=7703 Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Варзуга: фото, описание]
* [http://temples.ru/card.php?ID=6095 Храмы России. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Варзуге]
* [http://www.culture.ru/institutes/13384 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Варзуге Мурманской области. Фотографии]
* [http://www.shvedirina.ru/uspenskaya-tcerkov-v-varzuge Успенская церковь в Варзуге]
 
{{SEO|в Мурманскую область|Мурманской области}}

Текущая версия от 11:18, 13 мая 2020

Идёт загрузка карты…
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Варзуга), Успенская церковь (Варзуга)

Успе́нская це́рковь (или Це́рковь Успе́ния) — церковь XVII века в селе Варзуга, Терский район на юго-востоке Мурманской области, примечательный памятник деревянного зодчества. Входит в комплекс памятников деревянного зодчества Варзуги (кроме Успенской церкви: Афанасьевская церковь, Колокольня Успенского комплекса, Церковь Николая Чудотворца, Петропавловская церковь и Часовня безымянного Инока Терского).

История[править | править код]

Впервые церковь с таким названием в Варзуге упоминается в записях 1563 года, что с ней случилось, неизвестно, но уже в 1674 году в Клировых ведомостях церквей Архангельской епархии появляется запись: «Успения Пречистой Богородицы» — построено попечением жителей села в 1674 году мастером по имени Клемент, «при благоверном Царе и Великом князе Алексее Михайловиче и при Митрополите Великоновгородском Иоакиме».

Надпись на деревянном кресте, укреплённом на южной стене церкви, подтверждает дату окончания строительства: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Успения Богородицы в лето ЗРПВ [7182] месяца августа в Д [4] день при Благоверном царе и Великом князе Алексии Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя Руси Само­держце меж патриаршестве и при Митрополите Иоакиме Великого Новаграда и Великих Лук».

7182 год в тексте соответствует 1674 году в современном летосчислении. В 1985 году этот крест был перенесён на остров Высокий, в 3 километрах к северу от Варзуги, до наших лет крест не дошёл. Имя строителя церкви, построившего церковь без гвоздей и скоб, пользуясь лишь топором и рубанком, известно из синодика церковного прихода Варзуги, где оно упоминается в списке особо угодивших богу прихожан.

Строительство церкви пришлось на годы церковной реформы Патриарха всея Руси Никона и раскола верующих, когда большинство жителей Мурмана боролись против всяких нововведений. С этим связано то, что Успенская церковь была возведена в классическом шатровом стиле, несмотря на запрет Никона на строительство храмов такой формы. Церковь была построена по принципу «золотого сечения». Основание её состояло из четырёхстенного сруба (четверика) в качестве центрального столпа и четырёх примыкающих к нему патрубков, за счёт чего основание церкви имеет в поперечном сечении форму креста. В верхнюю часть церкви входят: восьмистенный сруб (восьмерик), сам шатёр, основание купола (так называемая шейка)и купол-главка, увенчанный восьмиконечным крестом. Для украшения храма использовались многочисленные декоративные элементы: кокошники и чешуя — специальное покрытие купола и его основания. Высота церкви — 34 метра. Спустя три года после строительства был освящён иконостас церкви — 84 иконы. Часть икон были написаны специально для новой церкви в 1677 году иконописцами Антониево-Сийского монастыря, часть — работы соловецких мастеров, осталась от старой, стоявшей здесь ранее церкви.

Многие исследователи и знатоки деревянного зодчества называют варгузинскую церковь самым примечательным памятником такого рода на русском севере. Русский писатель-искусствовед И. В. Евдокимов так отзывался о церкви: «… Успенская церковь в Варзуге является в буквальном смысле потрясающей, до того прекрасен ее дивно-стройный и какой-то певучий облик …»

В середине XIX века состоялся первый капитальный ремонт церкви, в 1847—1848 годах она была перекрыта и частично обшита тёсом, в 1860 году обновился старый церковный иконостас, а в 1888—1895 годах произошёл крупный общий ремонт церкви, о чём Дмитрий Афанасьевич Заборщиков — сын главного мастера производящей ремонт артели оставил хорошо сохранившуюся запись на деревянной доске установленной внутри маковки церкви: «В 1894 г. обшивали эту церковь снаружи сверху до крыш. Ставили новый шпиль и обколачивали главу. Крест ставили июня 5 дня в день Святыя Троицы. И внутренность обшивали в тот же год. Выбирали иконостас и поставили 4 столба за иконостас и в алтарь 5 столбов и под углы севера западной и юго западной 6 столбов. Иконостас только что поспели поставить к празднику Успения Пре­святые Богородицы. Работу начали в конце апреля и кончили на Успеньев день. Плотники были месячны, мастер за 25 рублей в месяц, а рядовым от 15 до 18 рублей. Мастер Афанасий Петров Заборщиков и продчие Александр Лаврентьев Кри­воногов; Арсентий Григорьев Коворнин, Егор Андреев Ро­гозин, Васьян Гаврилов Чунин, Дмитрий Афанасьев Заборщиков (6 человек). А внутри обшивали человек до 12 ти. Приход был тогда один, священник жил на Николь­ской стороне о. Михаил Истомин. А раньше года за два было два прихода Никольской и Успенской. До этой обшивки обшивана была за 48 лет, а до сего времени стояла ета церковь 203 лет с прибавком. Д. А. Заборщиков августа 13 дня».

В 1939 году Успенская церковь лишилась своих колоколов. Колокола были сняты, расколоты и, подготовленные к перевозке, сложены на песчаном берегу протекающей через Варзугу одноимённой реки. Перевозки они так и не дождались, пришедший прилив утащил остатки колоколов в реку, где они погрязли в слоях донного ила. Достать их так и не удалось. За годы советской власти сильно пострадали иконы Успенской церкви, хранящиеся в неприспособленных условиях, в том числе, ценнейшие работы XVII века «Зосима и Савватий», «Святой Афанасий в житии», «Петр и Павел в житии», «Неопалимая купина». Уцелевшие иконы отправили в Художественно-реставрационные мастерские Эрмитажа.

В 1947 году Успенскую церковь исследовал известный советский архитектор А. В. Ополовников, а в 1961 году другим архитектором — мурманчанином Н. П. Быстряковым был создан точный макет церкви, хранящийся сейчас в Мурманском областном краеведческом музее, по состоянию на XVII век. В 1968 году выдвигался проект по переносу храма из Варзуги в окрестности Мурманска, однако, ход этим планам так и не дали. К 300-летию церкви историк-краевед Иван Федорович Ушаков выпустил очерк «Успенская церковь в селе Варзуга».

После перестройки, в 1990 году, решением Совета по делам религий при Совете Министров СССР (протокол № 12 от 14 июля 1990 года), зарегистрировано «религиозное общество Русской Православной Церкви с. Варзуги Терского района, Мурманской области».

Современное состояние[править | править код]

В 1999 году храм был передан в пользование Русской Православной Церкви и закрыт на реставрацию, хотя ряд церковных служб проводился до 2004 года. Часть икон передали находящейся также в Варзуге Церкви Николая Чудотворца. В 2006—2008 году был проведён комплекс реставрационных работ, финансируемый РАО «ЕЭС России». Церковь была практически полностью восстановлена, оставалось провести косметический ремонт: восстановить двери и окна, завершить работу по внутренней отделке храма. На начало 2012 года настоятелем прихода Успенской церкви является игумен Митрофан (Баданин). В 2009 году региональная телекомпания Мурманской области «ТВ-21» проводила конкурс «7 чудес на краю света», в ходе которого путём народного голосования было выбрано из 44 достопримечательностей области 7 самых главных. В список победителей попала и Успенская церковь Варзуги.

Престольные праздники[править | править код]

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа

Видео[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Проезд: Из Кандалакши, через Умбу, на Варзугу примерно 250 км.

Адрес: 184712, Мурманская область, Терский район, с. Варзуга, ул. Успенская, 37.

Тел.: 8(911)311-27-47 (иеромонах Варлаам)

E-mail: melaniya99@mail.ru.

Ссылки[править | править код]