12 лет после рукоположения Митрофан Сребрянский служил полковым священником в разных частях, в том числе на Русско-Японской войне, после которой опубликовал «Записки полкового священника». Потом с 1906 по 1908 г. служил в Орле. За два года паства так полюбила его, что когда он уезжал в Москву для служения духовником в устрояемой великой княгиней Елизаветой Марфо-Мариинской обители, тысячные толпы запрудили железнодорожное полотно, и поезд смог тронуться лишь на шесть часов позже расписания. Великая княгиня Елизавета Феодоровна писала об отце Митрофане царю: «Он… подаёт пример своей чистой, простой жизнью, такой скромной и высокой по её безграничной любви к Богу и Православной Церкви. Поговорив с ним лишь несколько минут, видишь, что он скромный, чистый и человек Божий, Божий слуга в нашей церкви». Отец Митрофан и его жена воспитали троих племянниц-сирот, а своих детей не имели: ещё перед переездом в Москву они приняли решение жить как брат с сестрой. После революции 1917 г. они приняли монашество.
12 лет после рукоположения Митрофан Сребрянский служил полковым священником в разных частях, в том числе на Русско-Японской войне, после которой опубликовал «Записки полкового священника». Потом с 1906 по 1908 г. служил в Орле. За два года паства так полюбила его, что когда он уезжал в Москву для служения духовником в устрояемой великой княгиней Елизаветой Марфо-Мариинской обители, тысячные толпы запрудили железнодорожное полотно, и поезд смог тронуться лишь на шесть часов позже расписания. Великая княгиня Елизавета Феодоровна писала об отце Митрофане царю: «Он… подаёт пример своей чистой, простой жизнью, такой скромной и высокой по её безграничной любви к Богу и Православной Церкви. Поговорив с ним лишь несколько минут, видишь, что он скромный, чистый и человек Божий, Божий слуга в нашей церкви». Отец Митрофан и его жена воспитали троих племянниц-сирот, а своих детей не имели: ещё перед переездом в Москву они приняли решение жить как брат с сестрой. После революции 1917 г. они приняли монашество.
Строка 55:
Строка 55:
== Монастыри ==
== Монастыри ==
[[Все монастыри Твери]]
[[Все монастыри Твери]]
=== [[Борисоглебский мужской монастырь]] ===
'''Дата основания''': 1038
[[Файл:Борисоглебский монастырь в Торжке.jpg|alt=Борисоглебский монастырь в Торжке|thumb|300x300px|]]
Новоторжский Борисоглебский монастырь — крупный мужской монастырь в городе Торжке; считается древнейшим в Тверской области. Борисоглебский монастырь — крупный мужской монастырь в городе Торжке; считается древнейшим в Тверской области. Монастырь «не имеет клочка писанной истории вплоть до XVI века, и списки настоятелей открываются ставленниками Грозного». Из житийной литературы XVII века следует, что монастырь основал в 1038 году боярин Ефрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.
'''Адрес:''' 172006, Россия, Тверская обл., г. Торжок, ул. Старицкая, д. 7
'''Телефон:''' + 7 (48251) 9-91-88
'''E-mail''': ierom.arseniy@ya.ru
[[Борисоглебский мужской монастырь|Подробнее...]]
=== [[Екатерининский женский монастырь (Тверь)]] ===
=== [[Екатерининский женский монастырь (Тверь)]] ===
[[Файл:Свято-Екатерининский женский монастырь г. Тверь.jpg|мини|Свято-Екатерининский женский монастырь]]
[[Файл:Свято-Екатерининский женский монастырь г. Тверь.jpg|мини|Свято-Екатерининский женский монастырь|alt=Тверь, Свято-Екатерининский женский монастырь г. Тверь]]
Монастырь был учреждён в 1996 г. на основе церкви великомученицы Екатерины. Эта церковь в стиле барокко освящена в 1781 г.
Монастырь был учреждён в 1996 г. на основе церкви великомученицы Екатерины. Эта церковь в стиле барокко освящена в 1781 г.
Строка 81:
Строка 66:
Богослужения. Утреннее богослужение по будням в 7 ч, по субботам – в 8 ч., по воскресеньям и большим праздникам – в 9 ч. Вечернее – в 17 ч.
Богослужения. Утреннее богослужение по будням в 7 ч, по субботам – в 8 ч., по воскресеньям и большим праздникам – в 9 ч. Вечернее – в 17 ч.
Тел.: (0822) 31-00-72
Тел.: [tel:0822310072 (0822) 31-00-72]
Адрес: ул. Кропоткина, 19/2
'''Адрес:''' ул. Кропоткина, 19/2
[[Екатерининский женский монастырь (Тверь)|Подробнее...]]
Монастырь основан между 1584-1598 гг. на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы. Сначала обитель была очень бедная. После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода.
Монастырь основан между 1584-1598 гг. на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы. Сначала обитель была очень бедная. После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода.
Строка 98:
Строка 85:
[[Николо-Малицкий мужской монастырь|Подробнее...]]
[[Николо-Малицкий мужской монастырь|Подробнее...]]
=== [[Христорождественский женский монастырь (Тверь)]] ===
[[Файл:Христорождественский монастырь Тверь.jpg|мини|справа|alt=Тверь, Христорождественский монастырь Тверь]]
Точно неизвестно, кто и когда основал Христорождественский монастырь в Твери. Впервые упомянут в грамоте, датированной 1514 годом. Распространено предание, что обитель возникла в начале XV века по благословению святителя и чудотворца Арсения, епископа Тверского.
В Смутное время монастырь был разорён, долгое время находился в упадке. Но с конца XVII века стал благоустраиваться и достиг лучшего положения. Тем не менее до начала XIX века все постройки монастыря оставались деревянными. Главной святыней обители являлась чудотворная Тихвинская икона Богоматери, принесённая в монастырь в 1703 году.
'''Адрес''': г. Тверь, ул. Баррикадная, 1-1 А
[[Христорождественский женский монастырь (Тверь)|Подробнее...]]
== Храмы ==
== Храмы ==
Строка 105:
Строка 102:
=== [[Воскресенский кафедральный собор (Тверь)]] ===
=== [[Воскресенский кафедральный собор (Тверь)]] ===
[[Файл:Вкст 1.jpg|мини|справа]]
[[Файл:Вкст 1.jpg|мини|справа|alt=Тверь, Вкст 1]]
Собор заложен в 1913 году к 300-летию царствования Дома Романовых. Построен на средства царской семьи и Христорождественского монастыря по проекту петербургского инженера Н.П. Омелюстого как один из храмов этой обители. Освящён 17 апреля 1916 года архиепископом Тверским и Кашинским Серафимом (Чичаговым) в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
Собор заложен в 1913 году к 300-летию царствования Дома Романовых. Построен на средства царской семьи и Христорождественского монастыря по проекту петербургского инженера Н.П. Омелюстого как один из храмов этой обители. Освящён 17 апреля 1916 года архиепископом Тверским и Кашинским Серафимом (Чичаговым) в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
Строка 114:
Строка 111:
'''Адрес:''' 170006, Россия, г. Тверь, ул. Баррикадная (дореволюционное название - Рождественские горки), 1-1а
'''Адрес:''' 170006, Россия, г. Тверь, ул. Баррикадная (дореволюционное название - Рождественские горки), 1-1а
[[Файл:Вознесенский собор Тверь1.jpg|мини|справа]]
[[Файл:Вознесенский собор Тверь1.jpg|мини|справа|alt=Тверь, Вознесенский собор Тверь1]]
История возникновения собора уходит вглубь веков. Известно, что до 1612 г. возле настоящей церкви стояла деревянная, с тем же наименованием. Рядом находилась также деревянная церковь во имя Богоявления Господня. Это были небольшие приходские соборы (теплый и холодный). Оба были сожжены во время польско-литовской интервенции. В 1624 г. церковь Вознесения была отстроена заново, а в 1709 г. здесь опять возвышались две церкви — Вознесения и Богоявления. Но в 1725 г. Богоявленская церковь сгорела и больше не возобновлялась.
История возникновения собора уходит вглубь веков. Известно, что до 1612 г. возле настоящей церкви стояла деревянная, с тем же наименованием. Рядом находилась также деревянная церковь во имя Богоявления Господня. Это были небольшие приходские соборы (теплый и холодный). Оба были сожжены во время польско-литовской интервенции. В 1624 г. церковь Вознесения была отстроена заново, а в 1709 г. здесь опять возвышались две церкви — Вознесения и Богоявления. Но в 1725 г. Богоявленская церковь сгорела и больше не возобновлялась.
Строка 142:
Строка 139:
'''Адрес:''' 170100, г. Тверь, ул. Советская, 26
'''Адрес:''' 170100, г. Тверь, ул. Советская, 26
'''Телефон:''' (4822) 32-28-27
'''Телефон:''' [tel:4822322827 (4822) 32-28-27]
[[Вознесенский собор (Тверь)|Подробнее...]]
[[Вознесенский собор (Тверь)|Подробнее...]]
Строка 168:
Строка 165:
'''Вокзалы Твери'''
'''Вокзалы Твери'''
Ж/д вокзал: (4822) 33-32-21.
Ж/д вокзал: [tel:4822333221 (4822) 33-32-21].
Автовокзал: (4822) 33-35-90.
Автовокзал: [tel:4822333590 (4822) 33-35-90].
Речной порт: (4822) 33-31-36.
Речной порт: [tel:4822333136 (4822) 33-31-36].
Расположение автобусного и ж/д вокзалов можно уточнить по карте Твери.
Расположение автобусного и ж/д вокзалов можно уточнить по карте Твери.
Центр области. Расстояние от Москвы до Твери составляет 167 км на северо-восток от столицы. На р. Волге, при впадении в неё Тьмаки и Тверцы. Население – 462 тыс. человек.
Субъективно
Большой старый центр города (такой большой, что его даже трудно назвать центром) сплошь уставлен богатыми домами XIX-XIX вв. Благодаря Волге и классической застройке город немного похож на Санкт-Петербург. Вид города не соответствует его истории, содержанию. Каменные свидетели великих событий в истории средневековой Твери уничтожены при Екатерине II, мощи великих святых Твери оказались несовместимы с советским названием города (Калинин).
Тверичи порой кажутся излишне строгими: исстари у здешних купцов было принято так подчёркивать свою солидность, значительность.
На осмотр достопримечательностей Твери хватит одного-двух дней.
Город Тверь основал владимирский князь Всеволод в 1181 г. К началу XIII в. князья Переславля-Залесского, оттеснив новгородцев с ничейной «тферской» земли, включили её в состав своих владений.
В 1238 г. город не избежал общей участи русских городов, был разорён Батыем. А в 1247 г., в результате раздела русских земель великим князем Владимирским Святославом Всеволодовичем между племянниками, образовалось удельное Тверское княжество. Почти одновременно с ним образовалось и княжество Московское.
Право княжить в стольном городе Руси Владимире переходило от князя к князю в порядке счёта родства. В 1304 г. это право перешло к тверскому князю Михаилу Ярославичу. Московский князь Юрий Данилович, не имевший надежды приобрести великое Владимирское княжение законно, решил приобрести его путём интриг. Он оклеветал князя Михаила, родного дядю, перед ханом Золотой Орды Узбеком в утаивании части общерусской дани, которая через него, как великого князя Владимирского, поступала в Орду. Летом 1317 г. Узбек передал великое княжение Юрию Московскому, при этом отдав ему в жёны свою сестру Кончаку. Приказ Узбека означал не только изменение судьбы Михаила, но и введение на Руси новых порядков, при которых только Орда определяла, что законно и справедливо. Не случайно это произошло при Узбеке: именно он утвердил в Орде мусульманство в качестве государственной религии.
Зимой на «дом Святого Спаса», как тверичи называли свой город по кафедральному собору, двинулось союзное войско Москвы и «всех суздальских князей» при поддержке сильного монгольского отряда. Мужественный воин, ещё в юности успешно защищавший тверские земли и от Литвы, и от владимирских князей, князь Михаил терпел три месяца, наблюдая за бесчинствами врагов на своей земле. Потом, посоветовавшись с епископом и боярами, вышел навстречу противнику со своим, сильнейшим на Руси, войском, и разбил врагов в битве при Бортенево. Попала в плен и умерла в Твери жена Юрия Московского Кончака.
В 1318 г. Михаил был вызван в Орду для объяснений. Его благочестивая жена Анна, провожая мужа, примерами благоверных князей Бориса и Глеба укрепляла Михаила в решимости, если потребуется, до смерти исповедовать христианскую веру. Михаил, согласно житию, отвечал:
– Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Нет для меня ничего вожделеннее, как умереть за Господа Иисуса Христа.
Барку с князем провожали множество бояр и народа на лодках и плотах. У р. Нерли князь исповедался, причастился и простился с семьёй…
В темнице закованный в колоду Михаил читал Псалтирь, которую слуга листал перед его лицом. После пыток и унижений 47-летний князь был казнён в присутствии и при одобрении племянника – Юрия Московского. Память святого князя-мученика Церковь празднует 22 ноября (5 декабря).
Княгиня Анна стойко перенесла все эти беды, находя опору в Боге. Вдова постриглась в тверском Софийском монастыре. Оттуда переехала в город Кашин, где преставилась в 1338 г. и прославилась под именем Анны Кашинской. (Мощи благоверной княгини покоятся в Воскресенском кафедральном соборе Кашина.) Память благоверной княгини празднуется 2 (15) октября.
У Михаила осталось четыре сына – Димитрий, Александр, Константин и Василий. В 1320 г. Константин Михайлович венчался с дочерью Юрия Московского. Но два года спустя Димитрий Михайлович по прозвищу «Грозные очи» отомстил за отца и за Тверь, убив Юрия в ханской ставке, за что сам был казнён по приказу хана.
В 1327 г., на праздник Успения Божией Матери, не выдержав притеснений от завоевателей под командованием Чолхана, двоюродного брата Узбека, тверичи восстали и перебили почти всех монголов, живших в Твери. Поводом к излиянию давно копившегося негодования послужила попытка монголов отнять лошадь у одного дьякона; к восставшему народу присоединился и князь со своей дружиной. В карательном походе на Тверь вместе с монголами приняли участие московское (во главе с Иоанном Калитой) и суздальское войска. Князь Александр Михайлович был вынужден бежать и только в 1337 г. добился ханского прощения. Александр Тверской мог по закону получить право на великое княжение. Москва снова пошла незаконным путём: князь Иоанн Данилович Калита пустил в ход наговоры и подкуп ханских советников. В 1339 г. в Орде хан казнил князя Александра и его сына Феодора.
12 лет после рукоположения Митрофан Сребрянский служил полковым священником в разных частях, в том числе на Русско-Японской войне, после которой опубликовал «Записки полкового священника». Потом с 1906 по 1908 г. служил в Орле. За два года паства так полюбила его, что когда он уезжал в Москву для служения духовником в устрояемой великой княгиней Елизаветой Марфо-Мариинской обители, тысячные толпы запрудили железнодорожное полотно, и поезд смог тронуться лишь на шесть часов позже расписания. Великая княгиня Елизавета Феодоровна писала об отце Митрофане царю: «Он… подаёт пример своей чистой, простой жизнью, такой скромной и высокой по её безграничной любви к Богу и Православной Церкви. Поговорив с ним лишь несколько минут, видишь, что он скромный, чистый и человек Божий, Божий слуга в нашей церкви». Отец Митрофан и его жена воспитали троих племянниц-сирот, а своих детей не имели: ещё перед переездом в Москву они приняли решение жить как брат с сестрой. После революции 1917 г. они приняли монашество.
В 1923 г. архимандрит Сергий Сребрянский был арестован за прочтение в храме послания патриарха Тихона. После второго ареста и двух месяцев заключения был сослан в Тверскую губернию, где стал приходским священником Покровского храма в селе Владычня. В 1930 г. был арестован в третий раз. После трёх лет заключения на Севере отец Сергий продолжил служение во Владычнем, где и умер в 1948 г. В последний период своей жизни прозорливый старец был духовником множества православных, в том числе уцелевших сестёр Марфо-Мариинской обители.
Через два года после его смерти, когда в могилу опускали гроб его бывшей супруги, монахини Елисаветы, крышка гроба сдвинулась, и открылась нетленность мощей преподобного. Память святого празднуется 23 марта (5 апреля) – в день его кончины.
Монастырь был учреждён в 1996 г. на основе церкви великомученицы Екатерины. Эта церковь в стиле барокко освящена в 1781 г.
Недавно появившаяся в монастыре икона Божией Матери «Не рыдай мене, Мати» обратила на себя внимание необычными явлениями. Когда реставратор работал над иконой, от лика Божией Матери вдруг изошёл свет, ярко осветивший всю комнату. Когда после этого икону пытались сфотографировать, фотоаппарат не срабатывал до тех пор, пока не догадались помолиться. Число сестёр нового монастыря – около 20. При монастыре действует богадельня.
Трудниц принимают.
Богослужения. Утреннее богослужение по будням в 7 ч, по субботам – в 8 ч., по воскресеньям и большим праздникам – в 9 ч. Вечернее – в 17 ч.
Монастырь основан между 1584-1598 гг. на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы. Сначала обитель была очень бедная. После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода.
В 1675 г., от сильного пожара вся обитель сгорела. Среди пепла и песка была обнаружена икона святителя Николая Чудотворца, чудесным образом уцелевшая в столь сильном пожаре. В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство.
В 1751-1760 на средства графини М. Г. Шуваловой монастырь почти полностью отстроен заново, руководил строительными работами арх. П. Я. Плюсков.
В 1829 по проекту И. Ф. Львова был перестроен братский корпус.
Адрес: Тверская обл., Калининский р., д. Николо-Малица, ул. Школьная, д. 17.
Точно неизвестно, кто и когда основал Христорождественский монастырь в Твери. Впервые упомянут в грамоте, датированной 1514 годом. Распространено предание, что обитель возникла в начале XV века по благословению святителя и чудотворца Арсения, епископа Тверского.
В Смутное время монастырь был разорён, долгое время находился в упадке. Но с конца XVII века стал благоустраиваться и достиг лучшего положения. Тем не менее до начала XIX века все постройки монастыря оставались деревянными. Главной святыней обители являлась чудотворная Тихвинская икона Богоматери, принесённая в монастырь в 1703 году.
Собор заложен в 1913 году к 300-летию царствования Дома Романовых. Построен на средства царской семьи и Христорождественского монастыря по проекту петербургского инженера Н.П. Омелюстого как один из храмов этой обители. Освящён 17 апреля 1916 года архиепископом Тверским и Кашинским Серафимом (Чичаговым) в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
В 1936 году собор был закрыт. В 1988 году возвращён епархии; в 1992 году епископ (впоследствии митрополит) Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) совершил малое освящение храма.
В декабре 2000 года в селе Владычня были обретены и перенесены в собор мощи преподобноисповедника Сергия (Сребрянского).
Адрес: 170006, Россия, г. Тверь, ул. Баррикадная (дореволюционное название - Рождественские горки), 1-1а
Троицкий храм - самое древнее из сохранившихся сооружений старой Твери, свое название "Белая Троица" храм получил за покрытие глав белой черепицей.
Построен, вероятно на месте древней церкви, на средства московского купца Г.А. Тушинского, который принадлежал к числу купцов, переселенных из Москвы в конце XV - начале XVI веков. Строил храм выдающийся тверской зодчий Г.Д. Маков.
Храм был освящен 15 августа 1564 года.
Храм неоднократно перестраивался. Южный его придел (Николая Чудотворца, с XVII века - Введенский) построен тверским купцом П.Д. Ламиным. В 1787 году пристроена трапезная с Ефремовским приделом, в 1812 году - двухъярусная колокольня, в 1864-1867 годах - придел Татианы и Арсения, епископа Тверского, в 1878 году надстроен третий ярус колокольни и шатровый верх.
История возникновения собора уходит вглубь веков. Известно, что до 1612 г. возле настоящей церкви стояла деревянная, с тем же наименованием. Рядом находилась также деревянная церковь во имя Богоявления Господня. Это были небольшие приходские соборы (теплый и холодный). Оба были сожжены во время польско-литовской интервенции. В 1624 г. церковь Вознесения была отстроена заново, а в 1709 г. здесь опять возвышались две церкви — Вознесения и Богоявления. Но в 1725 г. Богоявленская церковь сгорела и больше не возобновлялась.
Позже на этом месте, перекрестке дорог, была устроена деревянная церковь во имя Вознесения Господня с престолом Богоявления. Но и этот храм простоял недолго. Он сгорел дотла во время сильного пожара. Через некоторое время прихожане просили разрешения строить на этом месте новую церковь, уже каменную, с тем же наименованием и с тем же приделом. Была дана храмосдательная грамота. В 1751 г. придел Богоявления был закончен строителями «чистыми образами и всяким церковным облачением убран» и освящен.