Спасский храм (Тула): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «45» на «45»)
 
(не показано 7 промежуточных версий 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=54.222167,37.607444|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение святыни|локация=54.222167,37.607444|вид=Приходской храм}}
[[Файл:Спасский храм Тула.jpg|мини|справа]]
[[Аннотация::'''Спасский храм''' — православный храм в Туле. История Спасского храма насчитывает более двухсот лет. Храм является памятником архитектуры.]]


[[Аннотация::'''Спасский храм''' — православный храм в Туле.]]
== История ==
История Спасского храма насчитывает более двухсот лет. Начало ее связано с эпидемией чумы конца 1771 года, которая принесла тяжелое горе утраты близких во многие семьи туляков. Тесные городские погосты были тогда переполнены, умерших хоронили за городом, в поле.В конце 1771 г. Правительствующим Сенатом был издан указ «о нехоронении в городах при церквах, об отводе для того особых кладбищ за городом на выгонных землях» не ближе 100 сажен от жилья.В феврале 1772 года Тульское духовное Правление вместе с оружейной и Провинциальной канцеляриями и магистратом решили отвести места для двух кладбищ – на Посадской и на Оружейной стороне. Кладбище Оружейной слободы  предполагалось разместить у устья речки Тростянки, но священники зареченских храмов отметили, что место это топкое и сырое, и предложили расположить клад­бище «на песчаной горе по дороге Ужовке вдоль той же Тростянки». Таким образом, в конце XVIII века на холме между Большими и Малыми Гончарами появилось одно из трех городских кладбищ.В августе 1772 года дана была храмозданная грамота на построение деревянной Спасской кладбищенской церкви, а в 1773 году храм уже возвели. Освятил его во имя Нерукотворного Образа Спасителя архимандрит Тульского Предтечева монастыря Иоаким.


== История ==
Храмозданная грамота на построение уже каменной Спасской церкви была дана в сентябре 1803 года. В 1807 году на месте деревянной церкви на средства купцов Федора и Ивана Лисицыных и на пожертвования жителей  оружейной стороны был воздвигнут каменный храм с двумя приделами: с южной стороны — во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», с северной — во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи (последнего алтаря в настоящее время нет).По своему архитектурному плану храм принадлежит к распространенному в Туле трапезному виду: западная часть храма, более широкая и вместительная, соединяется узким проходом с небольшим по величине собственно храмом. Прекрасен иконостас, отделанный мрамором  (перенесен из Знаменского храма). Площадь храма составила 112,7 м2 , площадь двух алтарей – 24,6 м2 , а площадь паперти – 10,5 м2 .Старая деревянная церковь была разобрана в 1809 году, продана за 350 рублей, кроме железа и иконоста­са, «на обжежку извести», а вырученные деньги пошли на позолоту иконостаса в новой каменной церкви. Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя, называемая также церковью Спаса-на-горе´, построена в формах классицизма. Она очень изящна. На колокольне имелось шесть колоколов. Имена архитекторов – Феодор и Виктор. Согласно Тульскому синодику, священником тогда числился Ключарев Иоанн Григорьев (1806 – 1837).
История Спасского храма насчитывает более двухсот лет. Начало ее связано с эпидемией чумы конца 1771 года, которая принесла тяжелое горе утраты близких во многие семьи туляков. Тесные городские погосты были тогда переполнены, умерших хоронили за городом, в поле.В конце 1771 г. Правительствующим Сенатом был издан указ «о нехоронении в городах при церквах, об отводе для того особых кладбищ за городом на выгонных землях» не ближе 100 сажен от жилья.В феврале 1772 года Тульское духовное Правление вместе с оружейной и Провинциальной канцеляриями и магистратом решили отвести места для двух кладбищ – на Посадской и на Оружейной стороне. Кладбище Оружейной слободы  предполагалось разместить у устья речки Тростянки, но священники зареченских храмов отметили, что место это топкое и сырое, и предложили расположить клад­бище «на песчаной горе по дороге Ужовке вдоль той же Тростянки». Таким образом, в конце XVIII века на холме между Большими и Малыми Гончарами появилось одно из трех городских кладбищ.В августе 1772 года дана была храмозданная грамота на построение деревянной Спасской кладбищенской церкви, а в 1773 году храм уже возвели. Освятил его во имя Нерукотворного Образа Спасителя архимандрит Тульского Предтечева монастыря Иоаким.Храмозданная грамота на построение уже каменной Спасской церкви была дана в сентябре 1803 года. В 1807 году на месте деревянной церкви на средства купцов Федора и Ивана Лисицыных и на пожертвования жителей  оружейной стороны был воздвигнут каменный храм с двумя приделами: с южной стороны — во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», с северной — во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи (последнего алтаря в настоящее время нет).По своему архитектурному плану храм принадлежит к распространенному в Туле трапезному виду: западная часть храма, более широкая и вместительная, соединяется узким проходом с небольшим по величине собственно храмом. Прекрасен иконостас, отделанный мрамором  (перенесен из Знаменского храма). Площадь храма составила 112,7 м2 , площадь двух алтарей – 24,6 м2 , а площадь паперти – 10,5 м2 .Старая деревянная церковь была разобрана в 1809 году, продана за 350 рублей, кроме железа и иконоста­са, «на обжежку извести», а вырученные деньги пошли на позолоту иконостаса в новой каменной церкви. Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя, называемая также церковью Спаса-на-горе´, построена в формах классицизма. Она очень изящна. На колокольне имелось шесть колоколов. Имена архитекторов – Феодор и Виктор. Согласно Тульскому синодику, священником тогда числился Ключарев Иоанн Григорьев (1806 – 1837).


В середине XIX столетия в храме на иконах и утвари находилось более трех пудов серебра 84-й пробы. Но это не являлось показателем благосостояния церкви. Спасская кладбищенская церковь бедствовала. Сохранилась резолюция от 3 мая 1860 года, где архиепископ  Тульский  и  Белевский Алексий призвал «другие зареченские храмы (Знаменский и Сергиевский), которые имеют значительное число прихожан и удовлетворительное внутреннее благолепие», оказывать помощь «бедной до крайности Спасской кладбищенской церкви». Призыв был услышан.В начале XX века староста церкви — владелец чугу­нолитейного завода Яков Родионович Алпатов изго­товил чугунную ограду и ворота кладбища. Он же яв­лялся попечителем открытой в 1898 году приходской школы и оплачивал наёмное помещение, в котором размещалась школа. Но проводить занятия в съемных помещениях было неудобно.Сохранились, сведения о том, как священник Петр Боженов пытался добиться разрешения на строительство небольшого дома для школы.  
В середине XIX столетия в храме на иконах и утвари находилось более трех пудов серебра 84-й пробы. Но это не являлось показателем благосостояния церкви. Спасская кладбищенская церковь бедствовала. Сохранилась резолюция от 3 мая 1860 года, где архиепископ  Тульский  и  Белевский Алексий призвал «другие зареченские храмы (Знаменский и Сергиевский), которые имеют значительное число прихожан и удовлетворительное внутреннее благолепие», оказывать помощь «бедной до крайности Спасской кладбищенской церкви». Призыв был услышан.В начале XX века староста церкви — владелец чугу­нолитейного завода Яков Родионович Алпатов изго­товил чугунную ограду и ворота кладбища. Он же яв­лялся попечителем открытой в 1898 году приходской школы и оплачивал наёмное помещение, в котором размещалась школа. Но проводить занятия в съемных помещениях было неудобно.Сохранились, сведения о том, как священник Петр Боженов пытался добиться разрешения на строительство небольшого дома для школы.  
Строка 19: Строка 21:


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
При храме действует Воскресная школа, социальная служба, ведется миссионерская и антисектантская работа.


== Святыни ==
== Святыни ==
* Чудотворный образ Божией Матери «Знаме­ние»
* Образ «Спаса Нерукотворного»
* Икона Божией Матери «Живоносный Источник»
* Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
* Икона блаженной старицы Матроны


== Престольные праздники ==
== Престольные праздники ==
[[Престольный праздник::Введения во храм Пресвятой Богородицы]]
'''[[Престольный праздник::Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-perenesenie-iz-edessy-v-konstantinopol-nerukotvorennogo-obraza-ubrusa-gospoda-iisusa-hrista-944 29 августа]


== Как добраться ==
== Как добраться ==
'''Адрес:''' 300000, г.Тула, ул.Малые Гончары
'''Адрес:''' 300000, г.Тула, ул.Малые Гончары


'''Телефон:''' (4872) 47-42-99
'''Телефон:''' [tel:4872474299 (4872) 47-42-99]


== Паломнику ==
== Паломнику ==
Богослужения совершаются ежедневно:
* утром в 8.00
* вечером (вт.,чт.,сб.,вс.) в 18.00
Пн.,ср.,пт., вечерние богослужения совершаются накануне Двунадесятых, Великих и Престольных праздников.


== Фото ==
== Фото ==
<gallery>
Спасский_храм_Тула5.png
Спасский_храм_Тула1.jpg
Спасский_храм_Тула2.jpg
Спасский_храм_Тула3.jpg
Спасский_храм_Тула4.jpg
</gallery>


== Ссылки ==
== Ссылки ==

Текущая версия от 09:40, 12 мая 2020

Идёт загрузка карты…

Спасский храм — православный храм в Туле. История Спасского храма насчитывает более двухсот лет. Храм является памятником архитектуры.

История[править | править код]

История Спасского храма насчитывает более двухсот лет. Начало ее связано с эпидемией чумы конца 1771 года, которая принесла тяжелое горе утраты близких во многие семьи туляков. Тесные городские погосты были тогда переполнены, умерших хоронили за городом, в поле.В конце 1771 г. Правительствующим Сенатом был издан указ «о нехоронении в городах при церквах, об отводе для того особых кладбищ за городом на выгонных землях» не ближе 100 сажен от жилья.В феврале 1772 года Тульское духовное Правление вместе с оружейной и Провинциальной канцеляриями и магистратом решили отвести места для двух кладбищ – на Посадской и на Оружейной стороне. Кладбище Оружейной слободы предполагалось разместить у устья речки Тростянки, но священники зареченских храмов отметили, что место это топкое и сырое, и предложили расположить клад­бище «на песчаной горе по дороге Ужовке вдоль той же Тростянки». Таким образом, в конце XVIII века на холме между Большими и Малыми Гончарами появилось одно из трех городских кладбищ.В августе 1772 года дана была храмозданная грамота на построение деревянной Спасской кладбищенской церкви, а в 1773 году храм уже возвели. Освятил его во имя Нерукотворного Образа Спасителя архимандрит Тульского Предтечева монастыря Иоаким.

Храмозданная грамота на построение уже каменной Спасской церкви была дана в сентябре 1803 года. В 1807 году на месте деревянной церкви на средства купцов Федора и Ивана Лисицыных и на пожертвования жителей оружейной стороны был воздвигнут каменный храм с двумя приделами: с южной стороны — во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», с северной — во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи (последнего алтаря в настоящее время нет).По своему архитектурному плану храм принадлежит к распространенному в Туле трапезному виду: западная часть храма, более широкая и вместительная, соединяется узким проходом с небольшим по величине собственно храмом. Прекрасен иконостас, отделанный мрамором (перенесен из Знаменского храма). Площадь храма составила 112,7 м2 , площадь двух алтарей – 24,6 м2 , а площадь паперти – 10,5 м2 .Старая деревянная церковь была разобрана в 1809 году, продана за 350 рублей, кроме железа и иконоста­са, «на обжежку извести», а вырученные деньги пошли на позолоту иконостаса в новой каменной церкви. Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя, называемая также церковью Спаса-на-горе´, построена в формах классицизма. Она очень изящна. На колокольне имелось шесть колоколов. Имена архитекторов – Феодор и Виктор. Согласно Тульскому синодику, священником тогда числился Ключарев Иоанн Григорьев (1806 – 1837).

В середине XIX столетия в храме на иконах и утвари находилось более трех пудов серебра 84-й пробы. Но это не являлось показателем благосостояния церкви. Спасская кладбищенская церковь бедствовала. Сохранилась резолюция от 3 мая 1860 года, где архиепископ Тульский и Белевский Алексий призвал «другие зареченские храмы (Знаменский и Сергиевский), которые имеют значительное число прихожан и удовлетворительное внутреннее благолепие», оказывать помощь «бедной до крайности Спасской кладбищенской церкви». Призыв был услышан.В начале XX века староста церкви — владелец чугу­нолитейного завода Яков Родионович Алпатов изго­товил чугунную ограду и ворота кладбища. Он же яв­лялся попечителем открытой в 1898 году приходской школы и оплачивал наёмное помещение, в котором размещалась школа. Но проводить занятия в съемных помещениях было неудобно.Сохранились, сведения о том, как священник Петр Боженов пытался добиться разрешения на строительство небольшого дома для школы.

В декабре 1901 года о.Петр писал, обращаясь в различные инстанции: «Теснота наемного помещения, неприспособленность его для школы и невозможность воспользоваться более удобным помещением, так как школа находится на окраине города, заселенной ремесленниками, имеющими дома небольших размеров, а также строгая требовательность домохозяев, предъявляемая ученикам школы, требовательность, доходящая до непозволения вполне приличных игр во дворе — все это вместе взятое позволяет желать и заботиться о приобретении или устройстве собственного школьного здания». К прошению прилагались план будущей школы, приблизительная цена материалов и стоимость строительных работ, значительную часть которых был готов взять на себя купец Алпатов. Кроме того, отец Петр просил разрешения использовать на строительство школы де­сятую часть годового кладбищенского дохода. Оставалось лишь уладить формальности, но началась бесконечная бюрократическая волокита. Вопрос так и не был решен. В описях за 1905 год упоминается одноклассная приходская школа, где обучались 36 человек. Она по-прежнему находилась в наемном доме.

В первые годы советской власти Церковь захлес­тнула волна обновленчества, но служители Спасского храма строго дер­жались исконно пра­вославного уклада.Перед Великой Отечественной войной храм закрыли решением оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тульской области от 22 июня 1939 года. В архиве есть протокол заседания Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тульской области с пометкой: «Хранить наравне с материалами, не подлежащими оглашению».В 1941 году по Спасскому кладбищу проходила линия обороны города от немецко-фашистских войск. На несколько месяцев храм стал огневой пози­цией, на его колокольне установили пулемет, а в его здании размещалась воинская часть, которая отнес­лась к нему на удивление бережно.

После сталинской «церковной оттепели» в 40-е годы XX столетия храм возвратили верующим. Вплоть до эпохи перестройки, Спас-на-горе´ был одним из четырех действовавших в Туле храмов. Прихожанам Спасской церкви пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть храму первозданный вид. В 1971 году над плащаницей была сооружена позолоченная сень.В 1991 году здание храма было поставлено на госох­рану в качестве памятника истории и культуры регио­нального значения.В 2000 г. и 2007 г. в Спасском храме производились реставрационные работы, в 2009 г. – обновление иконостасов обоих алтарей, в 2010 г. – ремонт крыши храма.

В 2011 г. производились: ремонт купола храма, штукатурные работы, ремонт полов. Построено в виде часовни ограждение «непопираемого места». Произведена замена освещения в храме. На средства прихода и благотворителей были заменены колокола, установлены кованные врата при входе на территорию кладбища, асфальтирована дорога к храму, подведено освещение.

В настоящее время в храме, посвященном как и прежде Нерукотворенному образу Спасителя, сохранился один южный придел в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Церковная история повествует, что Живоносный источник был явлен самой Божией Матерью будущему императору Льву Маркеллу близ Константинополя в 450 г. и прославился чудесными исцелениями. На этом месте был возведен храм во имя Пресвятой Богородицы, получивший название Живоносного или Живоприемного источника.

Современное состояние[править | править код]

При храме действует Воскресная школа, социальная служба, ведется миссионерская и антисектантская работа.

Святыни[править | править код]

  • Чудотворный образ Божией Матери «Знаме­ние»
  • Образ «Спаса Нерукотворного»
  • Икона Божией Матери «Живоносный Источник»
  • Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
  • Икона блаженной старицы Матроны

Престольные праздники[править | править код]

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа - 29 августа

Как добраться[править | править код]

Адрес: 300000, г.Тула, ул.Малые Гончары

Телефон: (4872) 47-42-99

Паломнику[править | править код]

Богослужения совершаются ежедневно:

  • утром в 8.00
  • вечером (вт.,чт.,сб.,вс.) в 18.00

Пн.,ср.,пт., вечерние богослужения совершаются накануне Двунадесятых, Великих и Престольных праздников.

Фото[править | править код]


Ссылки[править | править код]

Свято-Спасский храм г. Тула