прот. Иоанн Козлов

Источник

Спасение в мире (против странников-бегунов)

Странники учат, что надо оставить мир и все, находящееся в нем, ибо теперь в мире спастись нельзя. Это заблуждение опровергается следующими данными:

1) Симеон новый богослов в. 1, сл. 2, стр. 26: «И в будущей жизни христианин не будет испытуем, отрекся ли он мира, постился ли, совершал ли бдения, молился ли, плакал ли и другие какие совершал ли в настоящей жизни дела добрые, но будет тщательно испытуем, имеет ли он какое-либо подобие Христу, как сын отцу».

2) Его же, в. 1, сл. 4, стр. 42: «Но более счастливы и блаженны те, которые пожили здесь после святого крещения, и будучи облечены в оное царское одеяние, как во всеоружие Божие, вступили в брань с врагом нашим диаволом и в конец победили его сο всеми его кознями и злоухищрениями... То и слава Христова, чтобы христиане, воюя с демонами, не были побеждаемы (а побеждали), имея с собою непобедимого Христа». А странники от борьбы и убегают.

3) Его же, в. 1, сл. 29, стр. 234: «Так теперь, когда мы исходим в сердце из мира сего и с исповеданием страданий Господа входим в гроб покаяния и смирения, тогда сам Христос сходит с небес, входит в нас как во гроб, соединяется с душами нашими и воскрешает их, явно в смерти пребывающих».

4) Там же, сл. 30, стр. 240: «все заповеди, какие повелел Господь соблюдать апостолам, а след. и нам, мы можем соблюдать даже среди мира, но не хотим, потому что слабы в вере и любви ко Христу».

5) Там же, сл. 47, стр. 394: Но я говорю о тех еретиках, которые говорят, что в нынешние наши времена и среди нас никого нет, кто мог бы соблюсти заповеди евангелия... Так те, которые почитают это невозможным, еретики и имеют не одну какую-либо частную ересь, но, можно сказать, все ереси»... стр. 395: «эти богоборцы, или лучше сказать, антихристы вопят: невозможно это, невозможно».

6) Его же в. 2, сл. 74, стр. 246: «Таким образом, и те, которые будто приходят ко Христу и оставляют мир и мирское, но не отвергаются от всех родных своих и при этом самой жизни своей, делают все противное сему, любят родных паче Христа, тщетно думают, что они ученики Христовы, и преступая каждочасно не одну какую-либо маленькую заповедь, но много и при том великих, напрасно воображают, что не делают ничего богопротивного».

7) Там же, стр. 520: «Видишь, что тебе препятствует в этом враг (т. е. диавол), всевая плевелы малодушия и не попуская тебе воспарить на такую высоту святости тем, что наводит расслабление. чрез возметание помыслов страшливых такими внушениями: невозможно тебе спастись среди мира и неопустительно исполнять все заповеди Божии».

8) Истины показание Зиновия мниха, в конце 37 гл., стр. 711: «Тоже непщевати и постником, яко ничтоже пользует исхождение от мира кривоверие держащу кому или о постничестве возносящуся и правоверному; но смирение да внемлет паче, еже любви действо».

9) Благовестное ев. Матфея. зач. 102, л. 194 и об.: «Евангелие: тогда два будета на селе, один поемлется, а другий оставляется, две мелющи в жерновах, едина поемлется, и едина оставляется. Толк.: Тогда рече. беспечальнем сущим всем, делающим дела своя на селе, село бо именуется мир, един убо поемлется, сиречь, праведный иже и срящет Господа на воздусе. един же оставляется долу еже есть грешный, и недостойный срести Господа обаче же аще и раби суть неции и мелют, сиречь, работают и молвят, жернова бо молва есть, и сущих в работах и молвах, ови убо поемлются елицы достойни, ови же оставляются, яко недостойни, яве бо от сего разумеваем яко раби и жены не повреждаются ничем, аще хотят добродетельни быти. елицы на селе, сиречь, в мире сем обретаются, аще препрости и неучени, и не племенити родом же и богатством, и славни и не славни, ови праведни, ови же не праведни и праведни убо приемлются, неправедни же оставляются во огни и муках».

10) Кириллова, л. 52: «Аще кто слышится силен быти, да ся борет с сатаною... но страшливии да бегают, а инии да оставимся», Следовательно, бегут от борьбы только трусы. Не таковы ли и странники?

11) Андрей Кесарийский в толк. 12 гл. Апок. говорит, что оставшиеся в мире победят антихриста – см. в статье «священство», В, § 23, стр. 448.

12) Пролог, 5 марта, – слово о глаголющих, яко несть мощно спастися в миру, л. 24 об – 25 (1648 г.): «Не спасет место нас, аще не творим воли Божии, но коегождо ум со изволением к Богу. Несть бо пособия от честна сана, пи от места свята, не творящему заповеди Божии... да иже кто глаголет, не мощно спастися в миру с женою и с детьми, таковый льстит себе невеглаством (неведением), везде бо приимет ны Бог, аще заповеди Его творим, а место никого не спасет, не осудит, но когождо дела, или осудят или спасут. Аще и в миру живем не отчаемся, аще и согрешим что, то паки покаянием прибегнем к Богу».

13) Там же 21 марта, – слово о хотящих идти в черные ризы от мира сего, л. 107 об. – 108: «Везде бо приемлет ны Бог, правоживущих по закону Божию. Темже не спасут нас ризы черные, ниже осудят белые, аще благоугодные Богу дела делаем ...не чернцем речено: наг бех и не одеясте Мене, странен, и не введосте Мене, болен и не посетисте Мене ...ни есть речено к пустынником: в темнище бех и не посетисте Мене. Но сия словеса речена ради живущих в миру Христом... Они бо (т. е. Антоний, Савва и иные отшельники) ни единого часа не имеша на покой, но многи беды прияша от злых духов, аще же дручения их постническая велика Быша, и жажда водная, и алкота, и ины страсти их кто исповесть? Если можешь претерпеть все страсти, тогда отъиди в монастырь и ту поработися игумену, яко Богу, отвергнув свою волю радии Христа».

14) Там же, 16 апреля, слово св. Нифонта «о искушении Божии», л. 245–246: «Не соблазняй си, брате, ума, на всяком месте обретается спасение Божие, аще волю Его творим. А место никого не спасет, но дела... аще кто в монастырь, или в пустыню идет, а злых дел не оставляя, не спасется».

15) Четъ-Минея 19 января, житие преп. Макария Египетского: Преп. Макарию во время его молитвы был голос: «Не у пришел есть в меру двоих жен, яже в ближнем граде живут вкупе». Желая узнать этих женщин пр. Макарий не обленился придти в город, узнал где они живут, объяснил им причину своего посещения и просил их рассказать ему, как они живут. Они рассказали ему, что состоят в замужестве 15 лет за двумя братьями, но во все это время не сказали друг другу ни одного бранного слова. На это преп. Макарий сказал: «воистину ни девы, ни женимыя, ни иноки, ниже мирянина, но произволения ищет Бог, приемля е, яко самое дело. И по производению когожде подаст святого Духа, действующего и управляюща житие всякого хотящего спастися» (и в предисл. к русск. переводу его творений стр. XV).

16) Беседы Иоанна Златоуста на ев. Матфея. бес. 77. л. 514 об.: «Сего ради рече и о двух на селе сие являя яко тако нечаятельне, тако безпечальным им сущим, найдет: и о двех мелющих и то такожде о не пекущихся и при том, яко и рабы, и владыки и поемлются, и оставляются, и сущии в свободе, и сущии в труде, и от сего достоинства, и от онаго: якоже в древнем рече: от седящего на престоле до пленницы мелющия в жерновах. Егда бо рече, яко не удобь богатии спасутся, показует, яко не всеконечне, ниже сии погибнут, ниже нищии спасутся вси, но и от онех, и от сих и спасутся и погибнут».

17) В русск. переводе, т. 7, стр. 775: «Притом поемлются и оставляются и слуги, и рабы, и те, которые будут упражняться в труде, и те, которые будут находиться в праздности, словом из всех состояний, подобно тому, как и в ветхом завете говорится: от седящего на престоле до рабыни, яже у жернов (Исx.11:5). Хотя Христос и сказал, что трудно спастись богатым, но здесь уверяет, что они не все погибнут, равно и бедные не все спасутся; но как из тех, так и из этих некоторые спасутся, а некоторые погибнут».

18) Кириллова л. 57 об. – 58 и об.: «Пошлет ангелов своих с трубою великою, и изберут избранные его от четырех ветр... аще и на ниве будеши, возмут тя ангели... тогда два будета на едином ложи, един взят будет, а другий оставлен, аще и в работе у жернов муж или жена, хотя и дети имаши, и у жерновах работаеши, не презрит Бог тебе иже изводит окованных мужеством».


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle