прот. Иоанн Козлов

Источник

Седьмины Данииловы

В этом вопросе беспоповцы далеко ушли от учения святых отцов и приблизились к мнению протестантов. Седьмины, о которых говорит Даниил (Дан.9:23–27) св. отцами считаются каждая по семи лет и все они, за исключением Иринея, признают их уже исполнившимися в пришествие Иисуса Христа. Здесь приведем несколько святоотеческих изъяснений о седьминах.

1) Феодорит ч. 4, стр. 163, 165: «Что по шестидесяти двух седьминах будет в продолжении седми седьмин, об этом, говорит архангел, сказал я прежде; надлежит же знать, что совершится и в другую седьмину. Ибо во время оной дан будет верующим новый завет, и исполнит их всякой силы. В половине же сей седьмины отымется жертва и возлияние, т. е. прекратится жертва подзаконная; потому что принесена истинная жертва непорочного Агнца, вземлющего грех мира. По принесении сей жертвы, приимет конец жертва подзаконная... А сие совершилось, как скоро принесена жертва за весь мир. Если же кто в точности желает знать самое время, то из евангелия от Иоанна узнает, что около трех с половиною лет Господь проповедывал, и утверждал святых Своих учеников и учением и чудесами. И потом претерпел страдание. А по кресте и смерти. по воскресении и вознесении на небеса, и по сошествии Святаго Духа, в остальное время седьмины святые апостолы, проповедуя и творя чудеса в Иерусалиме, многие тысячи людей наставив в евангельском учении, сподобили их нового завета, и приготовили к принятию благодати всесвятого крещения... Посему то Божественный архангел блаженному Даниилу говорит, что утвердит завет мнозем седьмина едина, совокупляя вместе и время распятия Господня, и время, когда святые апостолы по воскресении Спасителя проповедовали учение в Иерусалиме. Потом делит седьмину пополам и говорит: и в полседьмины отымется жертва и возлияние; потому что с принесением истинной жертвы восприимет конец сень законная. И сверх сего говорит еще: и во святилищи мерзость запустения; потому что ради жертвы крестной не только прекратится жертва подзаконная, но и мерзость запустения дана будет святилищу, то есть, быв прежде чтимым и приводя в трепет, соделается оно запустевшим. Признаком же запустения будут некоторые изображения, запрещенные законом и внесенные в святилище. Сие же сделал Пилат, в храм Божий, вопреки Божию закону, внесши ночью царские изображения. Сие и Господь предсказал святым ученикам Своим в священном Евангелии: егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, разумейте, яко приближися запустение Иерусалиму. Тогда сущии во иудеи да бежат в горы... А, чтобы не подумали иудеи, будто Божественный храм снова восприимет прежнее благолепие и славу архангел присовокупил: и даже до скончания времене скончание дастся на опустение; потому что до скончания века, говорит, запустение пребудет без всякой перемены».

2) Там же, стр. 155: «По сограждении же Иерусалима, иудеи в продолжение четырехсот девяноста лет будут жить под законом. Ибо столько времени составляют семьдесят седьмин». ...стр. 105: «Поскольку число четырехсот девяносто лет протекло, и сверх того прошло еще более четырехсот сорока лет. Таким образом бл. Феодорит весьма ясно засвидетельствовал, что седьмины кончились еще за 140 слишком лет до него (он жил в пятом веке).

В древности были люди, которые последнюю седьмину считали за семьдесят лет, но бл. Иероним о них писал:

3) ч. 12. стр. 89: «Но я не знаю, почему предшествующие семь и шестьдесят две седьмины мы должны принимать за седмилетия, а эту одну за десятилетия, то есть за семьдесят лет».

4) У бл. Иеронима, на 81 стр, 12 ч. приводится мнение Африкана, которое он не отвергает: «Говорит же сам ангел, что семьдесят седьмин лет, то есть четыреста девяносто лет, начинаются с выхода слова об ответе и об обстроении Иерусалима, в двадцатый год царя персидского Артаксеркса». Об этом мнении Африкана бл. Иероним выразился так, на 83 стр.: «Это Африкан сказал в тех же самых словах, какими изложили мы».

5) Иероним ч. 12, стр. 89–90: «Ипполит относительно тех же седьмин был такого мнения: он насчитывает семь седьмин до возвращения народа и шестьдесят две седьмины по возвращении до Рождества Христова... Последнюю же седьмину он относит к концу мира и разделяет ее на времена Илии и антихриста... (выше): «Но времена их не соответствуют эτому».

6) Иоанн Златоуст т. 6. стр. 539: «Посмотри, как поразительно он (пророк) говорит о бедствиях! В пол-же седьмины отымется курение и жертва и возлияние, и во святилище мерзость запустения, и даже до скончания времени скончаются на опустение (ст. 27). Посмотри, как он окончил речь прискорбными событиями, а о благоприятных сказал не ясно, – последние указаны в словах: утвердит завет мнозем седмина едина; а о прискорбном же говорит часто и много. И мерзость запустения, т. е. Адрианова».

7) Его же т. 7, стр. 755–756: «Говорит Христос, придет конец Иерусалима. А что он указывает именно на это, видно из следующего. В удостоверение разрушения Иерусалима Он привел и пророчество, говоря: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе: иже чтет, разумеет (ст. 15). Он указал им на Даниила. А мерзость называет статую завоевавшего тогда город, которую он, по опустошении города и храма, поставил внутри храма, почему и называют мерзостью запустения. Потом для того, чтобы они знали, что это случится еще при жизни некоторых из них, сказал: егда узрите мерзость запустения».


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle