прот. Иоанн Козлов

Источник

Двоеперстие

а) Стоглав, гл. 31: «Правую бы руку сиречь десницу уставливали ко крестному воображению: большей палец да два нижнии перста во едино совокупив, а верхний перст с середним совокупив простер и мало нагнув... первое возлагати на чело таже на перси сиречь на сердце и потом на правое плечо таже на левое плечо… и двема персты крестное знамение на лице своем воображати и поклонятися... креститися и благословити два дольныя а третий верхний к дольнема перстома... тоже согбение персту толкует преклонь бо небеса и сниде нашего ради спасения, а два верхние сими же двема благословити в божество и в человечество... креститися подобает и благословити... персты три совокупити низу, а два верхнии купно... Сице благословити рукою и креститися... три персты равны имети вкупе по образу троическому. Бог Отец. Бог Сын. Бог св. Дух, не три бози, но един Бог в троицы, имены разделяется, а божество едино... Тако и тем трем перстом указ два перста имети наклонена, а не простерта, а тем указ тако, то образует две естестве божество и человечество. Бог по божеству, а человек по вочеловечению, а во обоем совершен. вышний перст образует божество, а нижний человечество. понеже сошед от вышних спасе нижняя. тоже сгбение персту толкует. преклонь бо небеса и сниде нашего ради спасения».

б) Большой Катихизис л. 5 об. – 6: ..Три персты равно имети. великий со двема малыми вкупе слагаеми. сим образуем святую Троицу. Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. не три Боги, но един Бог в Троице имены разделяется и лицы, а божество едино... А два перста имети наклонены, а не простерты. и тем указ сице. то образует две естестве Христове, божество и человечество»...

в) Кириллова кн. л. 179 об.: .Три перста сложити в место, великий и малый, и третий что подле малаго, исповедается тайна божественных трех ипостасей, Отца и Сына и Св. Духа, единаго Бога в трех лицех. Два же перста вышний и средний великий вместо сложити и протянути, показуется тайна Самого Господа нашего Иисуса Христа, иже есть совершен Бог и совершен человек. Той же средний великий перст мало преклонити, исповедуется тайна иже есть Сын Божий преклонь небеса и сниде на землю, и бысть человек нашего ради спасения»...

– л. 181: «Вышний же перст образует божество, а нижний человечество, понеже сшед от вышних спасе нижняя».

– л. 184 об.: «Совокуплением бо триех перст, сиречь пальца, и еже от средняго и малаго, тайну исповедуем богоначальных триех ипостасей Отца и Сына и Св. Духа, единаго Бога трое. Протяжением долгаго и средняго сшедшася два естества во Христе».

г) Кн. о Вере л. 74: «Совокупление триех перстов правыя руки, сиречь великаго и малаго перста, и третияго что подле малаго, исповедуется в том таинство божественных, триех ипостасей Отца и Сына и Св. Духа единаго Бога в триех лицех. Притяжением же двоих персть вышняго и средняго, показуется тайна самого Господа нашего Иисуса Христа, яко совершен Бог, и совершен человек бысть нашего ради спасения и тако сложивше персты полагаем первое руку на главу»... и проч.

Как видно, почти во всех старопечатных книгах относительно сложения двух перстов нет единогласия: то один из них пригнуть, то два, а το оба протянуть, а по Стоглаву следует пригибать не среднии, и указательный (там он наз. «верхним»), что без привычки пожалуй и не сделаешь, да старообрядцы никогда и не следуют этим указаниям. Как разно сложение, так ни исповедание в этих перстах не одинаково, что видно тоже из приведенных свидетельств.

К сему еще добавим из «Послания» патр. Иова к Грузинскому митрополиту Николе (Озерский 2, 388): «Молящиси креститися подобает двема персты: преж положити на чело главы своея, таже на перси, потом же на плече правое, таже и на левое. Сгбение персту именует сшествие с небес, а стоящий перст указует вознесение Господне, а три персты равны держати». (Это послание напечатано в старообрядческом заграничного издания «Собрании из разных книг святоотеческого писания о сложении перст на крестное знамение», Львов 1873 г., л. 15 об.)

Эта разность как в сложении самих перстов, так и в исповедании, соединяемом с ним, указывает, что двоеперстие есть обряд, а не неизменяемый догмат, и может поэтому законною церковною властью по обстоятельствам переменяться на лучшее.


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle