Азбука веры Православная библиотека Секты и расколы Духоборы и молокане Разговор православного с молоканином о св. крещении, о храме и о св. иконах
Т.С. Харитонов

Разговор православного с молоканином о св. крещении, о храме и о св. иконах

Источник

Молоканин. – Здравствуй, духовный о Христе брат. Давно уже хотелось мне побеседовать с тобою о вере, и так как ты никогда ещё не отказывал мне в своих наставлениях, то я надеюсь, что и на этот раз разрешишь мои недоумения в духе кротости и любви.

Православный. – Я рад, брат, что ты не только не уклоняешься от бесед о вере, как делают некоторые из твоих единомышленников, но и сам просишь наставление. Посему, по слову Писания: обличай премудра и возлюбит тя (Притч. 9:9), я готов исполнить твоё желание и прежде всего по мере сил своих постараюсь доказать тебе, что вы, молокане, неправильно отвергаете св. крещение и пренебрегаете храмами Божьими.

Итак, скажи мне: веруешь ли ты в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия?

Молоканин. – Да, я верую, что Господь Иисус Христос есть мой Искупитель, и что Он страдал и умер на кресте нашего ради спасения.

Православный. – Если ты, брат, действительно веруешь в Иисуса Христа и желаешь получить спасение, то ты должен принять и святое крещение, ибо Сам Господь сказал: Кто будет веровать и крестится, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет (Мк. 16:16). Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19).

Молоканин. – Господь, действительно, посылал Своих учеников научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Но только здесь говорится не о чувственном крещении водою, а о крещении духовном, мысленном. Крестится же духовно тот, кто не только читает Слово Божие, но и разумеет его.

Православный. – Ты не прав, брат. Скажи мне, какое крещение, по твоему мнению, принял Господь Иисус Христос от Иоанна Крестителя во Иордане? – водное или иное какое?

Молоканин. – Не буду спорить, что Господь Иисус Христос принял от Иоанна крещение водное. Это ясно видно из св. Евангелия, в котором говорится: тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него... И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды (Мф. 3:13, 16).

Православный. – Итак, ты признаёшь, что Господь Иисус Христос принял от Иоанна водное крещение. Поэтому и мы должны, по примеру Спасителя, креститься водой, ибо Господь, приняв крещение во Иордане от Иоанна, нам оставил образ, да последуем стопам Его (1Пет. 3:21).

Молоканин. – Я не согласен с тобою, брат. Крещение водное, Иоанново, имело место во времена подзаконные. Ныне же, во времена благодати, оно не нужно, так как заменено «духовным крещением», о котором предсказал и сам Иоанн Креститель: я вас крещу в воде, в покаяние; но Идущий за мною сильнее меня. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём (Мф. 3:11). О том, что Иисус Христос будет крестить водою, Иоанн не сказал ничего.

Православный. – Я вижу, добрый человек, что ты неправильно понял указанные слова Иоанна Крестителя. Выслушай же меня. – Крещение Иоанново было только подготовительным, без дарования благодати Духа Святого, и совершалось одною чувственною, стихийною водою. Это было «крещение покаяния» (Мф. 3:11). О Христе же Предтеча сказал, что Он будет крестить не только водою, но и Духом Святым. Таким образом, крещение Христово тем и превосходит крещение Иоанново, что с погружением в воду в нём соединяется и дарование Духа Святого. Пославый мя крестити водою, – сказал Иоанн, – Той ми рече: над Него же узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым (Ин. 1:31, 33).

Молоканин. – Отсюда я ещё не вижу ясно, чтобы Иисус Христос заповедал крестить, и апостолы действительно крестили водою.

Православный. – Если ты хочешь иметь более ясное свидетельство о том, что Спаситель заповедал совершать водное крещение, а не одно лишь «духовное», как вы мудрствуете, – то прочти Евангелие от Иоанна главу 3, стихи 5–6. Господь сказал пришедшему к нему Никодиму: Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие: рождённое от плоти плоть есть, а рождённое от Духа дух есть. «Рождение водою и духом» и есть крещение, в котором подаётся благодатное очищение не только душе, но и телу человека.

Молоканин. – Правда, Христос говорил о рождении, т. е. о крещении водою и Духом; но под «водою» следует разуметь не воду чувственную, а воду духовную, т. е. научение вере. Кто научен Слову Божию и уверовал во Христа Спасителя, тот уже крестился «водою и Духом». Ты сам знаешь, что в Евангелии нигде не сказано, что апостолы были крещены водою чувственною, но Спаситель ясно предсказал пред вознесением Своим на небо, что они будут крещены только Духом Святым. Вот как сказано в книге Деяний святых апостолов: Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым не по мнозех сих днех (Деян. 1:5).

Православный. – Если «крещение водою», по твоему мнению, есть «научение вере», то как ты понимаешь слова Евангелия: Сам Иисус не крестил, а ученики Его (Ин. 4:2)? До́лжно ли это понимать в том смысле, что Спаситель не «крестил», т. е. «не учил никого вере»? Надеюсь, ты и сам видишь, к каким нелепым и богохульным выводам приходишь со своими мудрованиями!

Молоканин. – Я не признаю 2-го стиха 4 главы подлинным, так как он стоит в скобах, и читаю только 1 и 3 стихи: Когда узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн (ст. 1), то оставил Иудею (ст. 3). Здесь прямо сказано, что Иисус крестил, т. е. учил народ вере. Если же читать и слова, стоящие в скобках (ст. 2), то выйдет противоречие, будто Иисус Христос и «крестил», и «не крестил».

Православный. – Твоё невежество доводит тебя, брат до страшного греха. Ты готов уже отвергнуть Слово Божие только потому, что оно не оправдывает твоего лжеучения и недоступно для твоего понимания. Обратись к славянскому или греческому чтению, – там ты увидишь слова эти без скобок: Егда убо разуме Иисус, яко услышаша фарисее, яко Иисус множайшие ученики творит и крестит, неже Иоанн: Иисус же сам не крестяше, но ученицы Его: остави Иудею и иде паки в Галилею (ст. 1–3). Это значит, что, хотя Сам Господь и не крестил никого (водою), но повелел совершать это священное действие Своим апостолам, как и ныне совершают это преемники их, пастыри Церкви Христовой, по данной им от Бога благодати. Хотя крещение совершали святые апостолы, но они делали это во имя Господа Иисуса Христа, Его силою и властью. Господь «крестил» через Своих учеников, хотя Сам и «не совершал действия крещения» Надеюсь, ты видишь теперь, что в Слове Божием нет противоречий. Скобки же поставлены для того, чтобы облегчить тебе понимание, и ты сам виноват, что они послужили тебе камнем преткновения... Не прав ты и в том, будто святые апостолы не принимали водного крещения. Крещение водою они удостоились принять от Иоанна Крестителя; по вознесению же Спасителя на небо, им уже не было нужды вновь принимать водное крещение, а потребно было в восполнение крещения Иоаннова получить Духа Святого. И апостолы, действительно, получили Его в день Пятидесятницы.

Молоканин. – Готов сознаться, что согрешил пред Богом, дерзнув отвергать Слова Его. Но мне желательно видеть прямое указание Слова Божия на то, что апостолы крестили других не только «учением», но и «водою».

Православный. – Я мог бы привести тебе много примеров из Слова Божия, из которых видно, что апостолы крестили водою. Но думаю, что достаточно и одного, самого ясного. Читал ли ты в книге Деяние св. апостолов о крещении ап. Филиппом евнуха царицы Эфиопской? Вот что повествуется об этом в главе 8 книги Деяний. – По повелению Божию св. ап. Филипп отправился из Самарии на дорогу, ведущую в Газу, и здесь встретил мужа Ефиоплянина, вельможу царицы Эфиопской, который, сидя на колеснице, читал книгу Исаии пророка. Филипп, по его просьбе, взошёл в колесницу и благовествовал ему о Христе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказали ему; если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его. Когда же вышли из воды, то Дух Святой сошёл на евнуха (Деян. 8:36–39). – Так поступали и другие святые апостолы. Когда Корнилий сотник и весь дом его уверовали в Господа Иисуса Христа и, по особому устроению Божию, получили дар Духа Святого, то апостол Пётр сказал: Кто может запретить креститься водою тем, которые, как мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Господа Иисуса (Деян. 10:47, 48). Если бы апостол Пётр был одних мыслей с вашими молоканскими стариками, то он не только не крестил бы никого, но и сам удержал бы от этого желавших креститься. Как ты полагаешь, – кто прав, святые ли апостолы Христовы, которые считали необходимым крестить водою уверовавших в Господа Иисуса, или же старики ваши, отвергающие св. крещение?

Молоканин. – Как можно помыслить, чтобы св. апостолы могли ошибаться в этом! Они научены Самим Господом... Но я всё-таки не уразумеваю того, будто бы крещение безусловно необходимо. Вот и св. Филипп не сказал евнуху, что он «должен» непременно креститься, а только – «можно»; и ап. Пётр о Корнилии сотнике и его доме сказал так: «Кто может запретить креститься»... Значит, им можно было и не креститься.

Православный. – Что креститься необходимо безусловно, это мы уже видели из слов Самого Спасителя: Кто будет веровать и креститься, спасён будет, а кто не будет веровать, осуждён будет (Мк. 16:16). Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3:5). Святые апостолы не могли учить иначе, в противность словам Самого Господа, и ты неправильно понял сказанное апостолом Филиппом и апостолом Петром. Филипп сказал каженику: Если веруешь от всего сердца, то можно (тебе креститься), желая этими словами показать, что крещение невозможно без веры, и не то, будто бы оно не обязательно для верующего. Святой же Пётр не только «не запрещал» креститься Корнилию и дому его, но прямо велел им креститься, как сказано в 48 ст.

Молоканин. – Я всё-таки думаю, что крещение не обязательно и не важно, и это на основании слов апостола Павла к Коринфянам: Христос послал меня не крестить, а благовестить (1Кор. 1:17). Что ты можешь возразить против этого ясного свидетельства самого апостола Павла?

Православный. – Не думай, брат, что ты нашёл твёрдую опору для своего лжеучения в словах св. апостола. В том и беда ваша, что вы, сектанты, часто читая Слово Божие, превращаете его к собственной своей погибели (2Пет. 3:16); останавливая своё внимание на немногих излюбленных местах, вы толкуете их по-своему, неправильно, без всякой связи с предыдущими и последующими стихами. Оттого вы и впадаете так часто в противоречие со Словом Божиим и даже с примером Самого Господа и Его святых апостолов. Прочти внимательно всю главу 1 первого послания к Коринфянам, а не один только 17 стих, и ты увидишь, что апостол, как сам он говорит, крестил Стефанов дом (ст. 16), крестил Криспа и Гаия (ст. 14).

Молоканин. – Да, апостол крестил Криспа и Гаия и Стефанов дом; и больше никого не крестил (ст. 14): сам отказался, потому что не считал крещение необходимым. Благодарю Бога, – говорит, – что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия.., ибо Христос послал меня не крестить, а благовестить.

Православный. – Ну, это же твоё собственное измышление, Словом Божьим не оправдываемое. Ап. Павел не крестил в Коринфе никого, кроме указанных лиц, не потому, что крещение считал ненужным, а потому только, что не полагал в этом главной своей обязанности, так как крещение могли совершать поставляемые им во всех церквах пресвитеры. Благовествовать труднее, чем совершать крещение, и апостол считает это главной своей обязанностью, возложенной на него Богом Но мы знаем, что он не отказывался и сам совершать крещение, когда никто, кроме него, не мог этого сделать. Так, он крестил Лидию и темничных стражей (Деян. 16 глава). Видишь ли теперь, что указанный тобою стих нисколько не оправдывает вашего лжеучения?

Молоканин. – Ну, и что ты скажешь о другом, более сильном возражении против вашего, православного, учения. Вот ап. Пётр прямо говорит, что нас спасает не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести (1Пет. 3:21). Поэтому мы, «духовные христиане», правы, отвергая крещение водою, как плотское, и принимая крещение духовное.

Православный. – Опять вы берёте эти слова отрывочно, без связи, и потому и не поняли, что они нисколько не говорят против водного крещения. В главе 3, ст. 17–21 апостол Пётр вспоминает о потопе, во время которого спаслось от воды в ковчеге, только праведное семейство Ноя, и уподобляет этому событию спасение верующих крещением: Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести спасает воскресением Иисуса Христа. Отсюда видно, что апостол в спасении семейства Ноева от потопа усматривает образ спасения верующих чрез водное крещение, которое, хотя и совершается в вещественной стихии, т. е. воде, но не есть простое омытие плоти, а нечто более важное, – обещание Богу доброй совести – и притом спасает, т. е. простирает своё благодатное, спасительное действие не только на тело, но и на душу, – на всего человека. Ясно ли теперь тебе, что св. апостол говорит не об ином каком-либо «духовном» крещении, а именно о водном Крещении водою есть, вместе с тем, и крещение духовное, ибо в нём чрез видимое вещество, воду, подаётся невидимая благодать Божия, освящающая душу и тело человека.

Молоканин. – Теперь я вижу, что неправильно понимал указанные слова апостола...

Православный. – В таком случае, ты должен теперь признать, что вы, молокане, поступаете несогласно со Словом Божьим, отвергая св. крещение. Итак, если ты не хочешь погибели душе своей, то прими св. крещение и будь добрым сыном святой православной Церкви. Сам Господь Иисус Христос сказал: Кто будет веровать и крестится, спасён будет, а кто не будет веровать, осуждён будет (Мк. 16:16).

Молоканин. – Нет, брат, я не могу присоединиться к вашей Церкви. Хотя в вопросе о крещении ты и убедил меня, я не столько понимаю, сколько чувствую, что правда на вашей православной стороне, но есть ещё немало вещей у вас, православных, которые, как мне кажется, противны Слову Божию. Наши старики говорят, что Богу надо служить «духом и истиною»; а вы, православные, как иудеи, рабы закона, молитесь в храмах рукотворённых. Вот почему мы, «духовные христиане», и не хотим с вами соединяться.

Православный. – Ты, друже, берёшь вопрос весьма сложный и обширный – подробно его нам сегодня не разобрать, если хочешь беседовать сегодня же, то будем кратки, коснёмся только существенных сторон этого вопроса. Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой действительно сказал: Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники поклонятся Отцу в духе и истине, ибо таковых поклонников Отец ищет себе (Ин. 4:21–23). Слова эти направлены против иудеев и самарян, которые, имея два храма, одни – в Иерусалиме, другие – у себя, в Самарии, на горе Гаризине, – спорили между собою, который из этих двух храмов есть законное место совершения Богослужения. Отцы наши поклонялись на этой горе, – говорит самарянка Спасителю, – а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме (ст. 26). В ответ на это Спаситель предсказывает, что Его последователи будут поклоняться Отцу в духе и истине не в одном каком-либо городе или храме, а на всяком месте. И действительно, когда вера Христова распространилась по всей вселенной и принята была целыми народами, то везде, во всех концах земли, возникли храмы Божии и теперь, на всяком месте «поклоняются Богу духом и истиною», и везде приносится бескровная жертва Тела и Крови Христовых. Видишь ли, что Спаситель указанными словами не осуждал и не мог осуждать их, ибо и Сам Он, и святые апостолы Его, как тебе известно, посещали храм Иерусалимский для молитвы и поклонения Богу. Однажды Господь Иисус Христос, изгнав из храма производивших в нём беспорядок иудеев, сказал им: написано: дом мой дом молитвы наречётся; вы же сделали его вертепом разбойников (Мф. 21:17). Итак, храм, по слову Господню, есть «дом Божий», «дом молитвы».

Молоканин. – Если храмы суть «дома Божьи», то почему же апостол Павел сказал, что Бог не в рукотворённых храмах живёт (Деян. 17:24)?

Православный. Бог вездесущ, и, по выражению Соломона, даже небо и небо небес не довлеют Ему (3Цар. 8:27), тем паче храм, созданный руками людей... Но, по милости Своей и снисхождению к людям, Господь благоволит посещать особенною Своею благодатью храмы, которые верующие посвящают Его святому имени и предназначают для молитвы; и храмы эти становятся местами особенного присутствия Божия, «домами Божьими». Клянущийся храмом, – сказал Спаситель, – клянётся им и Живущим в нём (Мф. 23:21). Хотя Бог везде, и на всяком месте владычествия Его можно благословлять Его святое имя (Пс. 102:22), но в храмах особенно угодно Ему принимать молитвы верных. Господь сказал Соломону, создавшему храм: Освятих храм сей, егоже создал еси, еже положити имя Мое тамо во веки: и будут очи Мои ту и сердце Мое во вся дни (3Цар. 9:3).

Молоканин. – Это сказано о ветхозаветном храме. Ныне же, во времена нового завета, Нет нужды в храмах рукотворённых.

Православный. – Так думаете вы, молокане; но не так мыслили святые апостолы, которые и во времена нового завета, по воскресению и вознесению Спасителя на небо, посещали храм Иерусалимский, молились в нём. Читай об этом в 3 главе книги Деяний: Пётр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы, девятый (ст. 1).

Молоканин. – Мы, может быть, и согласились бы молиться в храмах; но нас смущает обилие икон, которыми вы, православные, украшаете свои храмы и, что всего хуже, кланяетесь им и тем нарушаете вторую заповедь воспрещающую идолопоклонство.

Православный. – Вторая заповедь воспрещает поклоняться и служить бездушным истуканам, – кумирам. Мы же, православные, служим Господу и почитаем святые иконы, на которых изображены Сам Вседержитель Господь Саваоф, Единородный Сын Божий Господь наш Иисус Христос Пречистая Его Матерь и святые ангелы и угодники Божии. Чрез эти изображения Господь силен подавать Свою спасительную благодать всем, с верою взирающим на них. Святы не краски и доски, но свят, и досточтим лик, изображённый на них. Почитая образ Господень, мы, православные, воздаём честь Первообразу, к Нему возносим ум свой и Его духовно созерцаем.

Молоканин. – Бог есть истинный Дух. Как же можно изобразить Его красками?!

Православный. – Как же, спрошу и я тебя, – Господу Богу угодно было явить Себя св. пророку Даниилу во образе «Ветхого денми»? Зрях, дóндеже престол и постановишася, и Ветхий денми седе, и одежда Его бела, аки снег, и власы главы Его, аки волна чиста (Дан. 7:9). И Сын Божий не явил ли Себя в образе человека, облечённого плотью? Известно, что и св. ангелы по воле Божией являлись в человеческом образе.

Молоканин. – Я думаю, что можно ещё допустить поклонение пред изображением Спасителя; но поклоняться иконам ангелов и угодников Божьих, значит поклоняться изображениям тварей. Это уже противно второй заповеди...

Православный. – Поклоняясь иконам Пречистой Матери Божией, св. угодников и ангелов, мы воздаём им не то поклонение, которое подобает Единому Богу, во Святой Троице славимому; не боготворим их, но лишь оказываем то почитание, какое подобает лицам, прославленным благодатью Божией. Следовательно, и честь, воздаваемая им, относится к Самому Богу, дивному во святых Своих; и такую честь мы не только можем, но и должны воздавать угодникам Божьим. Сама Матерь Божия предсказала о Себе: се отныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1:48). Пред ангелами Божиими падали ниц Иисус Навин и св. пророк Даниил (Нав. 5:14; Дан. 10:15). Сам Моисей, который принял заповеди Закона Божия на горе Синае, получил повеление от Бога сделать два литых изображения херувимов и поставить их над ковчегом, и также выткать изображение херувимов на завесе, отделявшей святилище от Святого Святых (Исх. 25:18–20; 26:1). Иудеи поклонялись пред ними и не считали этого преступлением против второй заповеди. Внидем в селение Его, – говорит Псалмопевец, – поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его (Пс. 131:7). Итак, Самому Господу угодно, чтобы верующие воздавали поклонение изображениям святых Его ангелов. Да будет же в этом, как и во всем, Его святая воля! Аминь.

Новоприсоединённый из молоканства

крестьянин г. Тифлиса

Тимофей Сергеев Харитонов


Источник: Разговор православного с молоканином о св. крещении, о храме и о св. иконах / [Тимофей Харитонов]. - Санкт-Петербург : типо-лит. В.В. Комарова, 1901. - 23 с.

Комментарии для сайта Cackle