Роудс Рон (протестант)

Источник

Меньше ли Христос Отца? Часть 1

Христос «равен Отцу по божеству и меньше

Отца по человечеству».

Афанасьевский Символ Веры (дата неизвестна)

В доказательство того, что Иисус менее божествен, чем Отец, Свидетели Иеговы часто ссылаются на отрывки из Нового Завета, которые якобы показывают, что Иисус в каком-то смысле меньше Отца. Например, Иисус говорил: «...Отец Мой более Меня» (Ин.14:28). В 1Кор.11:3 говорится, что «Христу глава Бог», а в 1Кор.15:28 сказано, что Иисус «покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем». Иисус назван «Единородным Сыном» (Ин.3:16), «рожденным прежде всякой твари» (Кол.1:15) и «началом» создания Божия (Откр.3:14). Следовательно, говорят Свидетели, Иисус не может быть Богом в том же смысле, что и Иегова.

Обсуждая со Свидетелями Иеговы такие отрывки, очень важно изучить каждый из них в надлежащем контексте. Каждое слово в Библии является частью предложения, каждое предложение – частью абзаца, каждый абзац – частью книги, каждая книга – частью всего Писания. Таким образом, у каждого отдельно взятого стиха есть непосредственный и широкий контекст.

Непосредственным контекстом стиха является абзац (или несколько абзацев) соответствующей библейской книги. Ни одна фраза в Писании не изолирована от окружающего текста. Толковать какой-либо стих в отрыве от его непосредственного контекста – это все равно, что пытаться понять картину Рембрандта, изучая один единственный квадратный сантиметр полотна, или рассуждать о «Мессии» Генделя, прослушав несколько коротких нот. Для верного понимания отдельных отрывков Писания абсолютно необходимо учитывать непосредственный контекст.

Широким контекстом любого отдельно взятого отрывка является все Писание. Мы всегда должны помнить, что толкование конкретного отрывка не должно противоречить библейскому учению в целом, о каком бы вопросе ни шла речь. Отрывки – это не изолированные фрагменты, а части единого целого. Следовательно, чтобы их понять, нужно правильно определить, как они связаны с целым и друг с другом, – ведь каждый библейский автор писал в более широком контексте предшествующего библейского учения. У всего Писания, – хотя оно и создано руками многих людей, – есть только один автор (Бог), не противоречащий Сам Себе (2Пет.1:21).

В этой главе мы убедимся, что многие толкования Библии, которые предлагает Сторожевая Башня, полностью игнорируют непосредственный и широкий контекст рассматриваемых стихов. Мы также убедимся, что многие доводы Сторожевой Башни основываются на абсолютном непонимании сути Воплощения – истины о том, что Иисус (вечный Бог) облекся в человеческую природу. Воплотившись, Иисус стал как полностью Богом, так и полностью Человеком. Как мы убедимся, многие библейские отрывки, которые Свидетели Иеговы расценивают как «доказательства» того, что Иисус менее Отца, в действительности говорят о Христе с точки зрения Его человеческой природы. Давайте рассмотрим несколько таких отрывков.

Рассуждая при помощи Писания

Откр.3:14 – Иисус – «начало» создания Божия?

Учение Сторожевой Башни. Откр.3:14 в «Переводе нового мира» звучит так: «И ангелу собрания в Лаодикии напиши: „Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало творения Божьего..."» (курсив автора). Свидетели Иеговы находят в этом стихе указание на тварную природу Иисуса: якобы Он был «первым из творений Иеговы Бога»237. Сторожевая Башня связывает данный стих с такими отрывками, как Ин.1:14, где Иисус назван «Единородным» от Отца238.

Отстаивая правильность своего толкования, в брошюре «Следует ли верить в Троицу?» Свидетели Иеговы утверждают: «Слово „начало» [греч. архи] нельзя толковать как означающее, что Иисус был „начинателем» Божьего создания. В вошедших в Библию трудах Иоанна различные формы греческого слова архи встречаются более 20 раз и всегда несут общий смысл „начала». Да, Бог сотворил Иисуса как начало своих невидимых творений»239.

Библейское учение. В ответ на такое толкование Откр.3:14, предложенное Сторожевой Башней, следует заметить, что греческое слово arche (ПНМ, «начало») имеет широкий спектр значений, – оно действительно может означать «начало», но обладает и другими значениями: «тот, кто начинает», «отправная точка», «источник», «творец», «первопричина». Евангелические ученые единодушно считают, что в Откр.3:14 слово arche употреблено в одном из последних значении240.

Авторитетный труд Уильяма Арндта и Ф. Уилбура Джингриха утверждает, что в Откр.3:14 слово arche употреблено в значении «первопричина»241. Иными словами, это слово обозначает здесь «активное начало творения, Того, кто был причиной творения, и описывает Иисуса Христа не тварным существом, но Творцом всего (Ин.1:3242.

Беглый обзор некоторых современных переводов Библии отражает именно такое понимание этого слова:

Уильямс и Гудспид переводят arche как «дающий начало» («the beginner») Божьему творению.

Нелишне отметить, что русское слово «архитектор» также происходит от греческого arche. Иисуса можно назвать архитектором всего творения (Ин.1:3; Кол.1:16; Евр.1:2). Экзегет Генри Олфорд утверждает, что Христос – «начало и условие существования всего Божьего творения, его главный источник»243.

Следует также отметить, что в Откровении слово arche употребляется и применительно к Богу, Который назван "началом и концом» (Откр.1:8; 21:6; 22:13)244. Этот факт, конечно же, не означает, что у Всемогущего Бога было начало. Наоборот, эти стихи называют Бога и началом, и концом творения. Он – первопричина творения; Он – его конечная цель245. В Откр.3:14 греческое слово arche используется в этом же смысле: Христос дал начало Божьему творению (ср. Ин.1:3; Кол.1:16; Евр.1:2).

Спросите:

Если использование слова arche применительно ко Всемогущему Богу не означает, что у Него было начало (Откр.1:8; 21:6; 22:13), почему вы настаиваете, что это слово указывает на тварную природу Христа?

Еще нужно учесть, что другое возможное значение слова arche – «начальник» или «должностное лицо». В пользу такого толкования говорит факт, что слово arche в Писании – если речь идет о личности – почти всегда употребляется применительно к начальствующим246. Это же слово в форме множественного числа в русском Новом Завете обычно переводится как «начальства» (см. Рим.8:38; Еф.3:10; Кол.2:15)247. Дэвид Рид отмечает, что в одном случае «Перевод нового мира» передает слово arche, стоящее в форме множественного числа, фразой «государственные служащие»248. В других новозаветных отрывках в это слово вложено значение «управления» или «владения» (Лк.20:20; Иуд.6)249.

Именно от этого значения слова arche происходит русское слово «архиепископ». Архиепископ – тот, кто имеет власть над остальными епископами. Он руководит ими.

Итак, из общего контекста Писания следует, что в Откр.3:14 слово arche употреблено в своем основном значении «первопричины», или «источника» Божьего творения. Возможно и другое толкование: Христос – «начальник» Божьего творения. К Христу применимы оба значения, поскольку в других отрывках Писание описывает Его как Творца (Евр.1:2) и Господа (Откр.19:16) всего сущего.

Представление о Христе как «начальнике» Божьего творения отлично согласуется с другими новозаветными отрывками, в которых Христос изображен Творцом, – толкование же Сторожевой Башни попросту не вписывается в общий контекст Писания. Например:

«...Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:16–17).

«...B последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр.1:2).

«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3).

Спросите:

Помните ли вы, что апостол Иоанн, написавший Откр.3:14, написал и Ин.1:3: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»?

Писание последовательно изображает Христа не творением, а Творцом всего сущего. Здесь будет уместно напомнить Свидетелю Иеговы, что Творцом, согласно библейскому учению, является только Бог. Устами пророка Исаии Бог говорит: «...Я – Господь [Яхве], Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю...» (Ис.44:24, курсив автора). Это лишает всякой опоры мысль, что сначала Иегова сотворил Христа, а уже через Него – все остальное. Факт, что Иегова «сотворил все», «один» распростер небеса и «Своею силою» разостлал землю (Ис.44:24), в сочетании с тем, что Христос сотворил «все» (Ин.1:3; Кол.1:16; Евр.1:2), доказывает, что Христос есть Всемогущий Бог, такой же, как и Отец.

Спросите:

Иегова говорит: «Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю». Как, на ваш взгляд, этот стих согласуется с учением Сторожевой Башни, что сначала Иегова сотворил Христа, а потом Христос сотворил все остальное?

Притч.8:22–23 – Иисус – «самое первое свершение» Иеговы?

Учение Сторожевой Башни. Текст Прит.8:22–23 в «Переводе нового мира» звучит так: «Сам Иегова произвел меня в начале пути Своего, самое первое из Его древних свершений. От бесконечности я была поставлена, от начала, от времен более древних, чем земля» (пер. с англ., курсив автора). Свидетели Иеговы полагают, что этот стих однозначно указывает на тварную природу Иисуса Христа. На самом деле в 8-й главе Книги Притчей речь идет о Премудрости, однако Свидетели Иеговы утверждают: «...большинство ученых согласны, что это риторическая фигура, обозначающая Иисуса как духовное создание до его прихода на землю»250.

В изданном Сторожевой Башней справочнике Aid to Bible Understanding читаем: «Многие известные христианские писатели первых веков нашей эры считали этот отрывок [из 8-й главы Книги Притчей] символическим описанием Сына Божьего в его дочеловеческом состоянии... Невозможно отрицать ни того, что Сын был „произведен» Иеговой „в начале пути Своего, самое первое из Его древних свершений», ни того, что при сотворении земли Сын был „рядом [с Иеговой] как главный работник""251.

Библейское учение. Предлагаемое Сторожевой Башней толкование противоречит контексту не только Книги Притчей, но и всего Писания в целом. Прежде всего вам следует обратить внимание собеседника на то, что в первых девяти главах Книги Притчей речь идет об олицетворенной мудрости. Олицетворение – художественный прием, когда неодушевленные предметы или абстрактные понятия наделяются человеческими качествами или изображаются в виде личностей252. В первых девяти главах Книги Притчей мудрость фигурально наделяется человеческими качествами253.

С учетом этого обстоятельства укажите собеседнику на один важный факт: в тексте Книги Притчей нет никаких указаний на то, что 8-ю главу следует понимать как-либо иначе, нежели остальные восемь. Апологет Роберт Боумэн развивает эту мысль: «Если мы сочтем Прит.8:22 буквальным описанием Христа, нам также придется допустить, что Христос – это женщина, которая кричит на улицах (Прит.1:20–21) и живет с кем-то по имени „Разум» (Прит.8:12) в доме с семью столбами (Прит.9:1)!»254 Эти главы Книги Притчей теряют всякий смысл, если «вставить» в них Христа.

Спросите:

Допустим, что под «мудростью» в 8-й главе Книги Притчей подразумевается Христос. Но этой самой «мудрости» посвящены все первые девять глав книги (на что ясно указывает контекст); кто же в таком случае назван «разумом», и с кем обитает Иисус (Прит.8:12)?

Верите ли вы, что Христос – женщина, кричащая на улицах (Прит.1:20–21)?

Поднимите и другой важный вопрос: всегда ли у Бога была мудрость? Мудрость, по определению, должна быть так же вечна, как и Сам Бог255. (Свидетель Иеговы не может допустить, что у Бога когда- то не было мудрости.)

Спросите:

У «мудрости» из 8-й главы Книги Притчей было начало. Значит ли это, что до какого-то момента у Бога не было мудрости? Что же это за «Бог»?

С помощью этих вопросов мы всего лишь хотим показать, что мудрость Бога столь же вечна, как и Сам Бог. Конечно, мудрость у Бога была всегда. В Книге Прит.8:23 мы читаем: «...от века я [мудрость] помазана...». Это поэтический образ, призванный показать вечную природу Божьей мудрости256. Точно такой же оборот («от века») в Пс.89:3 указывает на вечность Самого Бога257.

Таким образом, Книга Прит.8:22–23 – это метафорическое описание вечной мудрости Бога и того, как она «родилась» (стих 24), чтобы принять участие в создании Вселенной. В 8-й главе Притчей не сказано, что мудрость возникла в какой-то момент времени. И уж, конечно, Иисус здесь не изображен творением, поскольку речь идет вовсе не об Иисусе, а об олицетворенной мудрости.

Кол.1:15 – Иисус – «первенец» из всего творения

Учение Сторожевой Башни. Текст Кол.1:15 в «Переводе нового мира» звучит так: «Он – образ невидимого Бога, первенец из всего творения» (курсив автора). Свидетели Иеговы ссылаются на этот стих в подтверждение того, что Иисус когда-то появился на свет в качестве творения, ангела. Игнорируя библейские свидетельства в пользу противоположной точки зрения, они настаивают, что слово «первенец» [в англ. тексте ПНМ «firstborn», т. е. «первородный». – Примеч. науч. ред.] в этом стихе означает «сотворенный первым»258.

Как утверждает Общество Сторожевой Башни в книге Reasoning from the Scriptures, слово «первенец» указывает на положение Иисуса как «самого старшего в семье сыновей Иеговы»259. Эта же книга утверждает, что слово «первенец» в Библии встречается более 30 раз, и каждый раз, когда оно употребляется в отношении живого существа, первенец оказывается частью более широкой группы. Писание называет «первенцем» первого сына, который родился у фараона, – так и Иисус был первым, кого «родил», или сотворил, Иегова. Иисус «стоит в ряду творений Бога как первое из них, а также самое любимое и самое привилегированное из них»260. Книга «Самый великий человек, который когда-либо жил» сообщает нам, что Иисус был «совсем особенной личностью, потому что был создан Богом прежде всего другого»261.

Библейское учение. Из этого стиха Свидетели Иеговы сделали ошибочный вывод, что когда-то Иисуса не было и Его существование началось в определенный момент времени. Слово «первенец» (греч. prototokos) вовсе не означает «сотворенный первым». Наоборот, специалисты по греческому языку единодушны во мнении, что оно означает «первый по положению, превосходящий других наследник»262. Оно выражает идею должностного превосходства и главенства. Христос – первенец в том смысле, что Он занимает более высокое положение по отношению к творению и главенствует над всем сущим. Христос также является наследником всего творения, поскольку все принадлежащее Отцу принадлежит и Сыну.

Покажите Свидетелю Иеговы, что рассуждения Сторожевой Башни относительно Кол.1:15 нелогичны. Как уже было сказано, Общество Сторожевой Башни считает «первенца» Христа первым творением Иеговы, подобно тому как «первенцем» фараона назван первый сын фараона. Но заметьте, что в Послании к Колоссянам Христос назван «первенцем из всего творения» (т.е. не первенцем Иеговы). Если уж проводить прямую параллель между первенцем фараона и первенцем из всего творения, то придется сделать вывод, что «родителем» Иисуса было творение. В действительности все было наоборот, и уже в следующем стихе мы читаем, что Христос является «родителем» творения, поскольку Он сотворил все сущее во Вселенной (Кол.1:16). Христос не обязан Своим существованием творению; наоборот, творение было делом Его рук263.

Чтобы понять Библию, очень важно видеть в каждом слове именно тот смысл, который вложил в него автор. Мы не вправе навязывать словам смысл, чуждый первоначальному авторскому замыслу.

Позвольте я приведу пример. Представьте себе не слишком эрудированного иностранца, который выучил английский язык и приехал в Америку. Он слышит от кого-то название «Уолл-Стрит». Исходя из своих познаний, наш герой думает, что речь идет об улице с таким названием. Но его собеседник имел в виду нечто совсем иное. Он подразумевал Нью-Йоркскую фондовую биржу. Иными словами, мы должны понять, какой конкретный смысл автор вкладывал в использованные слова. В противном случае мы поймем его неправильно.

Зная об этом, давайте запомним, что «первенцем» древние евреи называли сына, который занимал в семье привилегированное положение – каким бы по счету он ни родился. Этот сын не только имел превосходство перед другими детьми, но и получал двойную долю семейного наследства.

Хороший пример такого «первенца» – царь Давид. Он был младшим из сыновей Иессея, однако в Пс.88:28 о нем сказано: «...Я сделаю его первенцем, превыше царей земли». Псалмопевец называет Давида, последнего сына Иессея, «первенцем» потому, что его возвысил Бог264.

Сопоставляя Быт.41:50–51 и Иер.31:9, мы видим, что слово «первенец» опять используется в этом значении. Первым сыном Иосифа (в буквальном смысле) был Манассия, а Ефрем родился немного позже. Однако Иеремия называет «первенцем» Ефрема, благодаря его превосходству над братом265. Он родился не первым, но стал первенцем в силу своего превосходства.

Толкователь Рэй Стедмен добавляет: «Измаил был на тринадцать лет старше Исаака, но первенцем все-таки был Исаак. Хотя Исав родился первым, первенцем стал Иаков»266. Таким образом, слово «первенец» явно означает не того, кто родился первым, а того, кто занимает в семье привилегированное положение.

Спросите:

Давид был самым младшим сыном Иессея – как вы думаете, в каком смысле Писание называет его первенцем (Пс.89:27)? (Давид занимал привилегированное положение.)

Ефрем родился позже Манассии – как вы думаете, в каком смысле Писание называет его первенцем (Иер.31:9)? (Ефрем занимал привилегированное положение.)

Рассуждая о том, какой смысл люди вкладывали в слово «первенец» в библейские времена, толкователь Ф. Ф. Брюс отмечает: «Слово „первенец» уже давно перестали использовать только в буквальном смысле, как и слово „премьер» (франц. premier – «первый»). Премьер-министр – это не первый министр, когда-либо назначенный в нашей стране, а просто самый главный... Аналогичным образом слово „первенец» [у древних] стало обозначать не только первенство по времени, но и превосходство по статусу»267.

Если бы стих Кол.1:15 следовало понимать так, как это делают Свидетели Иеговы (т.е. считать «первенца» первым творением Бога), Павел, считает Брюс, использовал бы не слово «первенец, первородный» (prototokos), а слово «первосозданный, первосотворенный» (protoktisis), которое в Новом Завете ни разу не употребляется применительно к Христу268. Дж. Б. Лайтфут отмечает: «Отцы IV века справедливо обращали внимание своих читателей на то, что апостол пишет не protoktisis [„первосотворенный«], а prototokos [„первенец, первородный»]»269.

Учитывая различие между словами «первородный» и «первосотворенный»,

Спросите:

Почему в Кол.1:15 апостол Павел не использовал слово «первосотворенный» (protoktisis), если он хотел сказать, что Христос был самым первым творением Иеговы270?

Теперь, зная, что основное значение слова «первенец» подразумевает статус наследника, давайте зададимся вопросом: в каком смысле Иисус является наследником? Роберт Боумэн отмечает, что «Христос, Сын Божий, является „наследником» Отца потому, что все принадлежащее Отцу принадлежит также и Сыну. Конечно, это только фигура речи, и ее не стоит понимать слишком буквально (Бог Отец никогда не умрет и не „оставит наследства» Сыну!). В Кол.1:15 Христос назван „первенцем [наследником] всего творения» по той же причине, по которой мы обычно считаем первородного сына наследником всего имущества его отца»271. «Имущество», унаследованное «наследником» (Христом), – «все творение». Христос по праву является наследником всего, потому что Он – Творец всего (Кол.1:16). Все творение принадлежит Ему как Богу.

Ин.3:16 – Иисус – «Единородный» Сын

Учение Сторожевой Башни. Ин.3:16 в «Переводе нового мира» звучит так: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал своего единородного Сына, чтобы каждый, кто проявляет в Него веру, не погиб, но имел вечную жизнь» (курсив автора).

В каком смысле Иисус является «Единородным» Сыном Бога? Книга «Объединены в поклонении единому истинному Богу» утверждает, что Иисус «был единородным Сыном, единственным, которого создал Сам Бог. Все другое на небе и на земле было создано через этого любимого первородного Сына»272 (курсив автора).

Брошюра «Следует ли верить в Троицу?» указывает читателю, что в Послании к Евр.11:17 Исаак назван «единородным» сыном Авраама. Далее следует комментарий: «Нет никаких сомнений в том, что Исаак был единородным в прямом смысле этого слова»273. Применительно к Иисусу Христу это слово употребляется в том же смысле: «Всемогущего Бога можно по праву назвать Давшим Жизнь, или Отцом, в том же смысле, в каком так называют земного отца, например, Авраама, который дал жизнь сыну»274.

Из этого стиха Общество Сторожевой Башни делает вывод, что «выражение „Сын Божий» относится к Иисусу как к отдельной сотворенной личности, а не как к части Троицы. Будучи Сыном Бога, Иисус не мог быть самим Богом»275. Таким образом, «Бог старший. Иисус младший – по времени, положению, силе и знаниям»276.

Библейское учение. Сначала давайте рассмотрим последний аргумент Сторожевой Башни. Прежде всего необходимо отметить, что Исаак не был «единородным» сыном Авраама уже потому, что был не единственным. У Авраама было несколько сыновей, в том числе Измаил, родившийся раньше Исаака. Из общего контекста Писания очевидно, что Исаак назван «единородным» в том смысле, что он был уникальным сыном Авраама277.

Спросите:

Поскольку у Авраама были и другие сыновья, – а значит, Исаак не был в буквальном понимании его «единородным» сыном, – в каком смысле Писание называет Исаака «единородным»?

Разве из контекста не очевидно, что Исаак назван «единородным» (т.е. уникальным) потому, что через Исаака и его потомство должен был исполниться Божий замысел?

Комментируя высказывание Сторожевой Башни, что Иегова родил Иисуса так же, как Авраам родил Исаака, Роберт Боумэн делает интересное наблюдение: «Если бы эти рассуждения были правильными... из них вытекал бы довольно неприятный для Свидетелей Иеговы вывод. Ведь если Бог – Отец Иисуса „в том же смысле, в каком так называют земного отца... который дал жизнь сыну», может сложиться впечатление, что у Иисуса, кроме небесного Отца, должна быть и небесная Мать»278.

Очень важно объяснить Свидетелю, что слово «единородный» никоим образом не свидетельствует о тварности Христа (вопреки учению еретика Ария). Скорее, это слово говорит об «уникальности», «особых благословениях» или «превосходстве» Сына. Богослов Джон Ф. Уолвурд в своем классическом труде Jesus Christ Our Lord отмечает: «...Мысль, очевидно, заключается в том, что Христос рожден от Бога в уникальном смысле, неприменимом ни к кому другому»279. Реформатский богослов Бенджамин Уорфилд высказывал аналогичную мысль: «Прилагательное „единородный» выражает идею не происхождения и подчинения, а уникальности и единосущности: Иисус, и лишь Он один воплощает в Себе все, что представляет Собой Бог»280.

Иисус: Вечный Сын Бога. Предположение, что титул "Сын Бога» указывает на более низкое положение по сравнению с Отцом, опирается на неверное понимание того, какой смысл древние вкладывали в слова «сын такого-то». В конкретном контексте этот оборот действительно может означать «потомок», но в нем также заложен еще более важный смысл принадлежности к определенной категории или группе281. В таком значении эти слова часто употребляются в Ветхом Завете. К примеру, фраза «из сынов пророческих» означает «из числа пророков» (3Цар.20:35). Фраза «сыновья певцов» означает «принадлежащие к певцам» (Неем.12:28). Также и словосочетание «Сын Бога» означает «имеющий Божью природу» и указывает на абсолютную божественность.

Древние семиты и жители Востока использовали формулу «сын такого-то...» как указание на равенство сущности, а также на родство или тождество природы282. Таким образом, когда Иисус называл Себя Сыном Бога, Его современники-иудеи ясно понимали, что Он называет Себя Богом. Уорфилд подтверждает, что с самых первых дней христианства в словах «Сын Бога» видели претензию на абсолютное равенство с Богом283. Вот почему, когда Иисус назвал себя Сыном Божьим, иудеи заявили: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин.19:7). Понимая, что Иисус отождествляет Себя с Богом, иудеи хотели предать Его смерти за богохульство (см. Лев.24:16).

Спросите:

Если фраза «сын такого-то...», как показывают древние документы, для людей того времени подразумевала тождественность природы, как следует понимать библейское выражение «Сын Бога»?

Писание свидетельствует, что Сыновство Христа вечно284. Одно дело сказать, что Иисус стал Сыном Бога, но совсем другое – что Он всегда был Сыном Бога. Если мы предположим, что когда-то Сын не был Сыном, нам придется признать, что и Отец не всегда был Отцом. Если титул первой Личности, «Отец», вечен, это свойство следует признать и за титулом второй Личности, «Сын». С такой точки зрения Христос, именуемый «Сыном Бога», в сравнении с Отцом вовсе не выглядит меньшим или низшим по сущности или положению.

Сын до Своего воплощения. Христос уже был Сыном Божьим, когда родился в Вифлееме, и это ясно свидетельствует о Его вечном Сыновстве. Вспомните, к примеру, Его беседу с Никодимом в 3-й главе Евангелия от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ин.3:16–17, курсив автора). Христос был послан в мир как Сын Божий, а значит, прежде Своего воплощения Он уже был Сыном Бога.

Это же очевидно из 11-й главы Евангелия от Иоанна, где Иисус успокаивает Марфу и Марию, сестер покойного Лазаря. Прежде чем вернуть их брата к жизни, Иисус сказал Марфе: «...Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Ин.11:25–26). Марфа отвечала: «...так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин.11:27). Чтобы правильно оценить слова Марфы, вы должны уловить главную мысль: Сын Бога перешел из небесного мира, из вечности в земной, преходящий мир.

Сын Бога в Книге Притчей. Главу Прит.30 написал благочестивый человек по имени Агур. В первых четырех стихах он приходит к выводу, что человек не способен постичь бесконечного Бога, после чего смиренно признает свое невежество. Агур очень четко высказывает мысль, что страх Божий – начало истинной мудрости.

В Прит.30:4 итоги его размышлений сформулированы в виде нескольких вопросов. Агур спрашивает:

Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?

Многие исследователи – в том числе известные знатоки Ветхого Завета Ф. Делич и А. Р. Фоссет – полагают, что в этом тексте, возможно, говорится о вечном Отце и вечном Сыне Божьем285. Очень важно, что этот отрывок – не пророчество о грядущем Сыне Бога. Скорее, этот текст уже во времена Ветхого Завета говорит о Боге Отце и Боге Сыне в настоящем времени.

Таким образом, ответ на каждый из вопросов Агура – «Бог». А из вопроса об имени Сына Божьего можно сделать вывод, что он по вдохновению свыше знал о существовании Лиц в Божестве286.

Еще одно подтверждение вечного Сыновства Христа можно найти в Послании к Евр.1:2, где сказано, что Бог сотворил Вселенную через Своего Сына, – ведь из этого следует, что Христос был Сыном Бога еще до сотворения мира. Более того, согласно учению Библии, Сын был «прежде всего» (Кол.1:17; ср. Кол.1:13–14), и Сам Иисус говорит (Ин.8:54–56), что Он существовал от вечности, еще до рождения Авраама (Ин.8:58)287.

Из всего сказанного очевидно, что Писание называет Иисуса вечным Сыном Бога. Ссылаться на титул «Сын Бога» для отрицания божественности Христа значит совершенно не понимать, какой смысл вкладывали в это слово древние.

Мих.5:2 – «Происхождение» Иисуса

Учение Сторожевой Башни. Мих.5:2 в «Переводе нового мира» звучит так: «И ты, Вифлеем Ефрафа, слишком маленький, чтобы быть между тысячами Иудиными, из тебя выйдет ко мне тот, кто должен быть правителем в Израиле, чье происхождение от ранних времен, от дней времен неопределенных» (пер. с англ., курсив автора).

Свидетели Иеговы часто приводят указанный стих в доказательство того, что Иисус появился на свет в какой-то момент времени и не может быть Всемогущим Богом, таким же, как Его Отец. Он ведет происхождение «от ранних времен, от дней времен неопределенных» . Из этих слов Свидетели делают вывод, что Иисус был сотворен, только очень давно. «По некоторым оценкам ученых, Вселенная существует не меньше 12 миллиардов лет. Если эти подсчеты хоть сколько-нибудь верны, то до сотворения Адама первородный Сын Бога общался со своим Отцом неисчислимое множество столетий и тысячелетий»288.

Библейское учение. В Синодальном переводе текст Мих.5:2 звучит так: «...мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Несомненно, это пророчество о Христе и Его предстоящем рождении в Вифлееме. Но гораздо важнее другое: Михей свидетельствует о вечной природе Христа289.

Обратите внимание Свидетеля на тот факт, что еврейское слово, переведенное здесь как «из начала», пророк Аввакум использует для описания вечной природы Иеговы Бога («издревле», Авв.1:12). Но из этого, конечно, не следует, что Иегова – творение. Таким образом, можно сказать, что Михей, используя это слово, указывает на вечную природу Христа точно так же, как Аввакум указывает на вечную природу Иеговы. Более того, словосочетание «от дней вечных» буквально означает «от дней неизмеримого времени"290 (курсив автора). В совокупности обе фразы являют собой «ярчайший образ бесконечной продолжительности, на какой только способен еврейский язык»291. Таким образом, эти понятия полностью выводят Христа за рамки времени. Как и Отец и Святой Дух, Христос вечен, и Его владычество простирается в безначальную вечность прошлого.

Спросите:

Если пророк Аввакум использовал слово «издревле» применительно к вечной природе Бога Иеговы (Авв.1:12), не разумно ли предположить, что в Мих.5:2 эта же грамматическая конструкция относится к вечной природе Христа?

Очень важно разобраться в значении еврейского слова, которое переведено здесь как «происхождение» («Которого происхождение из начала, от дней вечных»). Михей говорит не о том, что Христос когда-то появился на свет. Это еврейское слово буквально означает «выхождения». Соответственно, последнюю часть стиха можно перевести так: «Которого выхождения из начала, от дней вечных». Между прочим, Септуагинта – греческий перевод еврейского Ветхого Завета, сделанный еще до Рождества Христова, – переводит эту фразу именно так292.

Исследователь Ветхого Завета Джон А. Мартин предполагает, что под «выхождениями», вероятно, имеются в виду Христовы «победы в Творении, теофании [явления до воплощения] и провиденциальные свершения» во Вселенной293. Роберт Реймонд также связывает «выхождения» Христа с сотворением и поддержанием жизни Вселенной294. Чарльз Райри говорит, что эта фраза «относится, прежде всего, к явлениям Христа в виде Ангела Господнего до воплощения, и тем самым подтверждает, что Христос существовал еще до Своего рождения в Вифлееме»295. Слова Михея доказывают вечную божественность Христа. Свидетели Иеговы находят в этом стихе указание на тварную природу Иисуса лишь по причине ошибочного толкования текста.

1Кор.11:3 – Бог – глава Христа?

Учение Сторожевой Башни. 1Кор.11:3 в «Переводе нового мира» звучит так: «Но хочу, чтобы вы знали, что каждому мужчине глава – Христос, а женщине глава – мужчина, а Христу главаБог" (курсив автора). Свидетели Иеговы говорят, что Христос не может быть Богом, поскольку Иегова назван здесь главой Христа. Будь Христос Богом, Он Сам был бы главой.

Если верить книге Reasoning from the Scriptures, этот стих доказывает, что Иегова выше Иисуса по положению, и, следовательно, что Иисус – не Бог Всемогущий. Дальнейший ход рассуждений выглядит так: 1-е Послание к коринфянам было написано около 55 г. н. э. (через 22 года после вознесения) – следовательно, Иегова главнее Иисуса не только в земной жизни, но и на небесах. Если бы Иисус был Всемогущим Богом, главенствовать над Ним не мог бы никто. Брошюра «Следует ли верить в Троицу?» комментирует: «Всемогущий Бог Иегова не только отличен от Иисуса, но и во все времена стоял выше его. Иисус всегда изображается как отдельный и нижестоящий смиренный служитель Бога»296.

Библейское учение. Внимательное изучение 1Кор.11:3 показывает, что в этом отрывке ничего не говорится о низшем или высшем положении одной личности по отношению к другой; скорее, речь идет о распределении полномочий. Заметьте, что Павел называет мужчину главой женщины, хотя мужчины и женщины совершенно равны по природе. Библия ясно говорит об этом. И мужчина, и женщина – люди, сотворенные по образу Божьему (Быт.1:26–28). Они представляют собой одно во Христе (Гал.3:28). Взглянув через призму этих стихов на 1Кор.11:3, мы увидим, что равенство природы и социальная иерархия не противоречат друг другу. По природе мужчина и женщина абсолютно равны, но между ними существует функциональная иерархия.

Аналогично, Христос и Отец абсолютно равны по Своей божественной природе (Иисус говорил: «Я и Отец – одно» [Ин.10:30]), хотя функционально Иисус подчинен Отцу. В том, что божественным Личностям свойственны и равенство природы, и функциональная субординация, нет никакого противоречия. По Своей божественной природе Христос равен Отцу, но в том, что касается взаимоотношений (или функций), подчинен и послушен Ему – особенно после воплощения. Таким образом, из 1Кор.11:3 не следует, что Иисус меньше Бога.

Спросите:

Мужчины главенствуют над женщинами, но значит ли это, что женщины по своей природе ниже мужчин?

Если главенство мужчины над женщиной не означает, что женщины ниже мужчин по природе, почему Сторожевая Башня настаивает, что главенство Отца над Сыном указывает на различие в Их природе?

1Кор.15:28 – «Покоряется» ли Христос Отцу?

Учение Сторожевой Башни. 1Кор.15:28 в «Переводе нового мира» звучит так: «Когда же все будет покорено ему, тогда и сам Сын покорится Тому, кто покорил все ему, чтобы Бог был всем для всех» (курсив автора). Книга Reasoning from the Scriptures упоминает этот отрывок как несомненное доказательство того, что Иисус не равен Отцу и не является Всемогущим Богом297 . Книга Let God Be True также сообщает читателю, что все люди, в том числе и Иисус Христос, полностью покорны Богу Иегове298. Будь Христос Богом Всемогущим, утверждает Общество, Он не покорялся бы никому.

Библейское учение. В ответ следует подчеркнуть, что слово «покорится» в 1Кор.15:28 не имеет отношения к особенностям природы или бытия Христа. Скорее, оно указывает на функциональную подчиненность Христа – как Богочеловека и Посредника – Богу Отцу в осуществлении плана спасения. «Как совершенный человек, Христос должен был быть послушен Отцу и таким образом исполнить план Бога: искупить человечество. Иисус добровольно покорился этому плану, подчинился Богу Отцу, с тем, чтобы спасти человечество от вечного разделения с Богом»299.

Свидетели Иеговы сильно преувеличивают значимость того факта, что Христос подчиняется Отцу даже сейчас, в прославленном состоянии. Это якобы доказывает, что Иисус не является Богом в том же смысле, что и Отец. Но такая точка зрения предполагает, что Иисус утратил Свою человеческую природу и был воскрешен (или вновь сотворен) уже не в человеческом теле, а как духовное существо. Если Свидетель убедится, что Иисус по-прежнему обладает человеческой природой, его аргументы окажутся несостоятельными: оставаясь Человеком (ныне и вовеки), Христос всегда будет послушен Отцу.

Следовательно, вы должны показать своему собеседнику, что Христос до сих пор остается прославленным Богочеловеком и обладает человеческой природой. Обратите внимание, что Христос воскрес в том самом человеческом теле, в котором умер (Лк.24:37–39; Деян.2:31; 1Ин.4:2; 2Ин.7). Он Сам сказал: «...дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк.24:39). На небеса Христос вознесся в том же физическом теле, свидетелями чего были несколько Его учеников (Деян.1:11). О Христе как Посреднике между Богом и человеком конкретно сказано, что Он обладает человеческой природой (1Тим.2:5). Вернувшись, Христос придет как «Сын Человеческий» – этот мессианский титул ясно указывает на Его человеческую природу (Мф.26:64).

Поскольку Христос до сих пор обладает человеческой природой, Он по-прежнему пребывает в послушании у Отца300. Но это не значит, что Иисус меньше Отца по природе. Христос – Богочеловек. Как человек Иисус менее Отца, но как Бог Он навеки равен Отцу. Четко объясните это Свидетелю Иеговы.

Следует также заметить, что Иисус подчиняется Отцу не только как Человек, но и в силу природы взаимоотношений между Лицами Троицы. Покорность Иисуса Отцу не ограничена узкими рамками Его земной жизни.

Но все это опять-таки не значит, что Иисус – меньший Бог, нежели Отец; речь идет лишь о взаимоотношениях внутри Троицы. Покажите собеседнику, что между равенством природы божественных Лиц и их взаимным функциональным подчинением нет противоречия. По Своей божественной природе Христос совершенно равен Отцу, но в том, что касается взаимоотношений (или функций), Он пребывает в подчинении и послушании.

Взаимоотношения мужчин и женщин построены по тому же принципу. Хотя представители обоих полов равны по природе (Быт.1:26–28; Гал.3:28), между ними существуют иерархические отношения (1Кор.11:3). Вот как об этом говорится в книге The New Treasure of Scripture Knowledge: «Подчинение... Сына Отцу – это добровольные, хотя и очевидно неизменные отношения, которые влияют на степень божественности Сына не в большей степени, чем божественный порядок подчинения жены мужу (1Кор.11:3) в семейных отношениях влияет на ее равенство мужу по человеческой природе или свидетельствует о ее более низком положении»301.

Спросите:

Считаете ли вы, что равенство природы и функциональное подчинение несовместимы друг с другом?

Считаете ли вы, что равенство природы и функциональное подчинение есть в отношениях между мужчинами и женщинами (1Кор.11:3)? (Прочтите отрывок вслух.)

Если главенство мужчины над женщиной не означает, что женщина ниже мужчины по природе, почему главенство Отца над Христом должно означать, что Христос менее Отца?

Наконец, вы должны разъяснить Свидетелю Иеговы, о чем в действительности идет речь в 1Кор.15:28. Роль вечного Сына в вечном плане спасения состояла в том, чтобы стать Посредником («связующим звеном») между человеком и Богом Отцом. Однако эта роль посредника не вечна. В будущем, когда искупление человечества будет завершено, Христос добровольно уступит царство Богу Отцу, Который послал Его в мир ради нашего искупления.

В этот миг посредническая роль Сына закончится. «Когда Он передаст управление земным царством Отцу, триединый Бог будет властвовать как Бог, а не через воплощенного Сына»302. Да, «на протяжении бесконечной вечности триединый Бог Иегова наполнит Вселенную Своей небесной любовью и славой. Тогда все узнают Бога лично. Какая славная участь ждет искупленных Господом!»303.

В этой главе мы рассмотрели некоторые стихи, на которых Общество Сторожевой Башни основывает свое учение о том, что Христос ниже Отца по положению. В следующей главе мы изучим остальные аргументы Сторожевой Башни.

* * *

237

Let God Be True (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1946), p. 200.

238

Там же. С. 107.

239

Следует ли верить в Троицу? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C.14.

240

Spiros Zodhiates. The Complete Word Study Dictionary (Chattanooga, TN: AMG Publishers, 1992), p. 260.

241

William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich. A Greek English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago: The University of Chicago Press, 1957), p. 112.

242

Spiros Zodhiates. C. 261.

243

Цит. по кн.: John F. Walvoord, The Revelation of Jesus Christ (Chicago: Moody Press, 1980), p. 90.

244

Robert M. Bowman. Why You Should Believe in the Trinity (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 65.

245

Там же. С. 66.

246

Там же. С. 65.

247

Там же. С. 66.

248

David A. Reed. Jehovah's Witnesses Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 104.

249

Robert M. Bowman. C. 66.

250

Следует ли верить в Троицу? С. 14.

251

Aid to Bible Understanding (Watchtower Bible and Tract Society, 1971), p. 918, курсив ориг.

252

The American Heritage Dictionary (Boston: Houghton Mifflin Co., 1978).

253

The Bible Knowledge Commentary, Old Testament, eds. John F. Walvoord and Roy B. Zuck (Wheaton, IL: Victor Books, 1985) p. 992.

254

Robert M. Bowman. C. 60.

255

Там же. C. 60–61.

256

Там же. С. 61.

257

Там же.

258

Aid to Bible Understanding. С. 918.

259

Reasoning from the Scriptures (Brooklyn, Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 408.

260

Let God Be True. C. 33.

261

Самый великий человек, который когда-либо жил. [Предисловие]. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1991.

262

Cm.: Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness (Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed, 1990), p. 247.

263

Cm.: Robert M. Bowman. C. 63.

264

David A. Reed. C. 97.

265

Уизерс Пол Дж. Отвечая на доводы Свидетелей Иеговы против учения о Троице. [Статья ЦАИ С-028]. С. 4–5.

266

Ray Stedman. Hebrews (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1992), p. 29.

267

F. F. Bruce в кн.: Inerrancy, ed. Norman L. Geisler (Grand Rapids: Zondervan, 1979).

268

Там же.

269

J. В. Lightfoot. Paul’s Epistles to the Colossians and to Philemon (Grand Rapids: Zondervan, 1979), p. 147.

270

Jerry and Marian Bodine. Witnessing to the Witnesses (Irvine, CA, n.p., n.d.), p. 40.

271

Robert M. Bowman. C. 62, курсив автора.

272

Объединены в поклонении единому истинному Богу. Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 29. См. также: Познание, ведущее к вечной жизни. Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 1995. C. 39; Сторожевая башня. 1997. 1 февраля. С. 12.

273

Следует ли верить в Троицу? С. 15.

274

Там же. С. 16.

275

Там же.

276

Там же.

277

См.: Robert М. Bowman. С. 82.

278

Там же.

279

John F. Walvoord. Jesus Christ Our Lord (Chicago: Moody Press, 1980), p. 44.

280

Benjamin B. Warfield. The Person and Work of Christ (Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing, 1950), p. 56.

281

James Oliver Buswell. A Systematic Theology of the Christian Religion (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1979), 1:105.

282

Райри Чарльз. Основы богословия. М.: Духовное возрождение, 1997. С. 290–291. (Серия «Библейская кафедра»).

283

Benjamin В. Warfield. С. 77.

284

См.: John F. Walvoord. Jesus Christ Our Lord. C. 22–25.

285

C. F. Keil and F. Delitzch. Commentary on the Old Testament, vol. 6 (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1986), pp. 273–278; Robert Jamieson, A. R. Fausset, and David Brown. A CommentaryCritical, Experimental, and Practicalon the Old and New Testaments (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1973), p. 508.

286

Cm.: R. Laird Harris. «Proverbs» in The Wycliffe Bible Commentary, eds. Charles F. Pfeiffer and Everett F. Harrison (Chicago: Moody Press, 1974), p. 581.

287

Я признателен Роберту Боумэну за эти ссылки.

288

Сторожевая башня. 2000. 15 февраля. С. 11.

289

Е. W. Hengstenberg. Christology of the Old Testament (Grand Rapids: Kregel, 1970), pp. 586–595.

290

The Bible Knowledge Commentary. C. 1486.

291

Robert Jamieson. A. R. Fausset, and David Brown. C. 600.

292

Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The Old Testament Witness (Scotland, Great Britain: Christian Focus Publications, 1990), pp. 60–61.

293

The Bible Knowledge Commentary. C. 1486.

294

Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The Old Testament Witness. C. 61.

295

Charles C. Ryrie. The Ryrie Study Bible (Chicago: Moody Press, 1986), p. 1247.

296

Следует ли верить в Троицу? С. 20. См. также: Время для истинной покорности Богу. Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 1994. C. 29.

297

Reasoning from the Scriptures. C. 410.

298

Let God Be True. C. 104.

299

Мак-Дауэлл Джош, Ларсон Барт. Иисус. Чикаго: SGP, 1989. С. 93.

300

Robert М. Bowman. С. 80.

301

The New Treasury of Scripture Knowledge, ed. Jerome H. Smith (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1992), p. 1347.

302

The Wycliffe Bible Commentary. C. 1257, курсив автора.

303

F. W. Thomas. Masters of Deception (Grand Rapids: Baker Book House, 1983), p. 21.


Источник: Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания/ Пер. с англ. — СПб: Центр Апологетических исследований, 2004. — 408 с.

Комментарии для сайта Cackle