Роудс Рон (протестант)

Источник

Огромная пропасть: «помазанники» и «другие овцы»

Кто Мне служит, Мне да последует;

и где Я, там и слуга Мой будет.

(Ин.12:26, курсив автора)

Согласно богословию Сторожевой Башни, на небеса пойдут лишь 144 000 Свидетелей Иеговы – они составляют так называемый «класс помазанников» (Откр.7:4; см. также Откр.14:1–3). Все остальные Свидетели Иеговы принадлежат к числу «других овец» Бога и будут жить вечно в раю на земле.

Книга Reasoning from the Scriptures сообщает нам об «огромной пропасти», разделяющей эти две группы людей, и говорит, что «Бог решил воссоединить ограниченное число верных людей с Иисусом Христом в небесном Царстве»557. Из той же публикации мы узнаем, что только «рожденные снова» – то есть ставшие «сыновьями» Бога – могут попасть в небесное Царство (Ин.1:12–13; Рим.8:16–17; 1Пет.1:3–4)558.

На небесах этих людей ожидает не телесное, а духовное существование. Журнал «Сторожевая башня» поясняет: «У них были все основания ожидать, что они будут жить на небесах как бессмертные духовные создания, став соправителями в Божьем Царстве. Такое благословение должны получить только 144 000 христиан...»559.

«Поскольку плоть и кровь не могут наследовать Царства Божия», эти люди должны стать «духовными сыновьями» Бога560. Книга «Ты можешь жить вечно в раю на земле» поясняет: «Об Иисусе Христе говорится, что Он „восстал первым из мертвых»... Он был также первым, воскресшим, как духовное лицо (1Пет.3:18). Но Библия сообщает, что будут и другие... [...] Поэтому после воскресения Христа следующими должны быть воскрешены 144 000. Они принимают участие в „воскресении первом» или в „раннем воскресении»... [...] „Первое воскресение» к небесной жизни, конечно, невидимо для человеческих глаз. Это есть воскресение к жизни как духовные создания. [...] Лицам, идущим на небо, Бог дает новое духовное тело»561.

Далее Общество Сторожевой Башни утверждает, что лишь «немногие» находят вход в это духовное царство, – в сравнении с населением Земли они составляют поистине «малое стадо»562. Набор в это небольшое стадо истинных верующих (Лк.12:32) якобы начался с двенадцати апостолов и полностью завершился к 1935 году (судья Ратерфорд получил соответствующее «откровение»)563. По состоянию на 1 января 2003 г. на земле оставалось 8760 этих «помазанных» верующих. В большинстве своем они уже очень немолоды.

Как объясняется в публикациях Сторожевой Башни, чтобы получить спасение, эти люди должны поверить в Бога, покаяться в своих грехах, посвятить себя Богу, креститься погружением и принести в «жертву» все человеческие права и надежды, как это сделал Иисус. Совершенно очевидно, что это спасение по делам. «Помазанникам» нужно «прилагать много усилий, чтобы оставаться „неоскверненными от мира""564. «Верное служение помазанников в земном дворе храма до самой смерти – гарантия их будущего небесного воскресения для дальнейшего священнического служения»565.

Членам помазанного класса даны духовные благословения и привилегии, которых не имеет средний Свидетель Иеговы (большинство Свидетелей Иеговы не принадлежит к числу помазанников). Общество Сторожевой Башни говорит, что только члены помазанного класса:

рождены свыше (Ин.3:3–8; Тит.3:5; 1Пет.1:3; 1Ин.5:1);

получили усыновление как «сыновья» Бога (Ин.1:12–13; Рим.8:14–17; Гал.4:6–7; Еф.1:5);

братья Христу (Рим.8:29; Евр.2:11–17; 3:1);

подобны образу Христа (Рим.8:29; 2Кор.3:18);

находятся в единстве с Христом (2Кор.5:17; Еф.1:3);

сонаследники Христа (Рим.8:17);

участники Нового Завета (Лк.22:20; Евр.12:20–22);

могут участвовать в Вечере (Лк.22:15–20; 1Кор.11:20–29);

крещены в смерть Христа (Рим.6:3–8; Фил.3:10, 11; Кол.2:12, 20; 2Тим.2:11–12);

крещены Святым Духом (1Кор.12:13);

члены Церкви (Еф.1:22–23; Кол.1:18)

члены Тела Христова (Рим.12:5; 1Кор.12:13; Еф.4:4);

часть храма Божьего (1Кор.3:16; Еф.2:20–22; 1Пет.2:5);

часть семени Авраамова (Гал.3:26–29; 6:15–16);

члены царственного священства (1Пет.2:4–9; Откр.1:6; 5:10);

оправданы верой (Рим.3:22–28; 5:1; Тит.3:7);

освящены (1Кор.1:2; 6:11; Еф.1:4; Евр.12:14);

получают прославленные тела (1Кор.15:40–54; Фил.3:21);

пребывают на небесах (Ин.14:2–3; 1Кор.15:50; 1Пет.1:4);

будут соправителями Христа (1Кор.6:2; 2Тим.2:12; Откр.20:6);

увидят Христа и Бога (Мф.5:8; 1Ин.3:2)566.

Поскольку эти и прочие подобные привилегии обещаны только классу помазанников, подавляющее большинство новозаветных благословений не имеет никакого значения для огромного числа Свидетелей Иеговы, – ведь большая их часть принадлежит к «земному» классу.

Чем же помазанники будут заниматься на небесах? Судя по публикациям Сторожевой Башни, они будут соправителями Христа. «Они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с ним тысячу лет» (Откр.20:6, ПНМ). Если же класс помазанников состоит из «царей», должны быть и подданные – те, кем помазанники будут править567. Именно такая роль отводится «другим овцам», имеющим земную надежду.

Свидетелей Иеговы, которые не принадлежат к классу помазанников, ждет не небесная участь, а вечная жизнь в раю на земле. «На конгрессе, состоявшемся в 1935 году в Вашингтоне, прозвучала волнующая новость: великое множество, упомянутое в 7-й главе Откровения, – это люди, имеющие надежду жить на земле»568. Поскольку требуемое число помазанников – 144 000 человек – было в основном набрано к 1935 году, с тех пор практически всем Свидетелям Иеговы уготована земная участь.

Книга Your Will Be Done On Earth уверяет читателей, что «небесная надежда 144 тысяч верных членов истинного христианского собрания не оставляет других людей без всякой надежды на будущее. Светлая надежда на земной рай, где воля Бога будет вершиться на земле, как и на небе, – это благословенная надежда, уготованная им по неизменно исполненному любви замыслу Бога»569.

В подтверждение своих слов Общество Сторожевой Башни напоминает, что земля, согласно неизменному учению Библии, «будет существовать „во веки и веки» (Пс.103:5; Ек.1:4). Райская земля, таким образом, была предназначена для того, чтобы служить постоянным, восхитительным местожительством для совершенных людей, которые обитали бы на ней вечно»570. «Совершенные люди» – это Свидетели Иеговы, не принадлежащие к классу помазанников. Они составляют группу людей, которая в Откровении 7:9 названа «великим множеством», а в Ин.10:16 – «другими овцами». «...Миллионы овцеподобных христиан признают и поддерживают духовных братьев Иисуса. В результате у этого „великого множества» есть основанная на Библии надежда пережить „великую скорбь» и затем вечно жить в Раю, земной сфере Божьего Царства»571.

Общество Сторожевой Башни говорит: «Подобно тому как Ной и его семья пережили период великого потопа и составили ядро нового человеческого общества на земле, так и „великое множество» переживет грядущую „великую скорбь» и составит постоянное ядро нового человеческого общества, символическую „новую землю""572.

В публикациях Сторожевой Башни говорится, что после Армагеддона, «когда духовному росту уже не будут мешать Сатана и его демоны, пережившие Армагеддон люди получат помощь, чтобы постепенно преодолеть греховные наклонности и достичь совершенства»573.

В брошюре «На самом ли деле Бог заботится о нас?» мы читаем, что «новый мир будет свободным от войны, жестокости, преступлений, несправедливости и нищеты. Это будет мир без болезней, горя, слез и даже смерти»574.

Спасение для «других овец», как и спасение так называемого «класса помазанников», основано на делах. Главное «дело» для Свидетеля Иеговы – проповедь по домам и распространение литературы Сторожевой Башни. «Сегодня они с радостью участвуют в исполнении долга, лежащего на каждом христианине, долга проповедовать эту радостную весть о Божьем Царстве. С радостью ходят они по домам, по улицам и по местам публичных собраний, возвещая стремящимся к праведности католикам, протестантам, иудеям и тем, кто исповедует другие религиозные взгляды или не исповедует никаких, о Божьем образе жизни»575. «Да, все христиане, надеются ли они получить бессмертие на небесах или вечную жизнь в Раю на земле, должны „простираться вперед», делая все возможное, чтобы достичь жизни»576.

Общество Сторожевой Башни рассказывает нам, что умершие «другие овцы» будут «воскрешены к жизни». Хотя они и не пойдут на небо, им достанется значительная часть духовного наследия, которым обладают помазанники577.

Рассуждая при помощи Писания. Класс помазанников

Лк.12:32 – «Малое стадо» как «класс помазанников»

Учение Сторожевой Башни. Стих Лк.12:32 в «Переводе нового мира» звучит так: «Не бойся, малое стадо, потому что вашему Отцу было угодно дать вам царство». Малое стадо, как считают Свидетели Иеговы, состоит из 144 000 человек, имеющих небесную надежду: «Только в книге Откровение мы находим число тех, кого Иисус назвал „малым стадом», которому Отец Агнца дает Царство (Лк.12:32; 22:28–30)... Апостол Иоанн, получивший Откровение, засвидетельствовал: „Я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи» (Откр.7:4578.

Общество Сторожевой Башни утверждает, что дохристианские святые, такие как Авраам, Исаак, Иаков и ветхозаветные пророки, не принадлежат к этому малому стаду. Они входят в число «других овец», о которых Иисус говорил в Ин.10:16. У них есть земная, а не небесная надежда579.

Библейское учение. Предложенное Сторожевой Башней толкование стиха Лк.12:32 идет вразрез с контекстом. Прочитав 12-ю главу, мы увидим, что все тринадцать стихов – с 22-го по 34-й – составляют единое целое. Этот отрывок начинается словами: «И сказал [Иисус] ученикам Своим...» (Лк.12:22, курсив автора). Все следующие тринадцать стихов – это слова, обращенные Иисусом непосредственно к Своим земным ученикам, жившим в I столетии нашей эры. Даже самое богатое воображение не может усмотреть какую-либо связь между текстом Лк.12:32 и элитной группой из 144 000 членов помазанного класса, формировавшейся с I века нашей эры по 1935 год. Свидетели Иеговы вкладывают в этот стих совершенно чуждый смысл.

Кроме того, Иисус называл учеников овцами Своего стада. Например, наставляя двенадцать учеников по поводу их будущего служения, Он говорил: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10:16, курсив автора). Позже Иисус предсказал ученикам, что после Его смерти они разбегутся: «...все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: „поражу пастыря, и рассеются овцы стада»...» (Мф.26:31). Если в Мф.10:16 и Мф.26:31 ученики названы «овцами» стада Иисуса, то в Лк.12:32 они названы Его «малым стадом»580. Иисус называл учеников «малым стадом» потому, что они представляли собой маленькую, беззащитную кучку людей, которую легко было уничтожить. Однако им не о чем было беспокоиться, потому что божественный Пастырь обещал заботиться о них.

В этом отрывке (Лк.12:22–34) Иисус наставляет Своих учеников не беспокоиться о пище, одежде и прочих вещах. Беспокоиться бессмысленно, потому что беспокойство не изменит реального положения вещей (Лк.12:25–26). Оно не может продлить нашу жизнь хотя бы на один день и объясняется отсутствием веры (Лк.12:29). Ученики должны были помнить, что Бог Отец знает их нужды (Лк.12:30). Поэтому Иисус говорил ученикам, что Бог – если Царство станет их всепоглощающей страстью – позаботится обо всех их прочих нуждах (Лк.12:31). Ученикам следует не бояться, а доверять Богу, ведь Он «благоволил дать им царство» (Лк.12:32). Очевидно, что контекст не дает никаких оснований относить эти стихи к 144 000 членов так называемого класса помазанников.

Спросите:

К кому обращается Иисус в тринадцати стихах отрывка Лк.12:22–34? См. Лк.12:22.

Есть ли в тексте Лк.12:32 конкретное указание на то, что речь идет о 144 тысячах из 7-й и 14-й глав Откровения?

Где Писание говорит, что набор в это так называемое «малое стадо» помазанных верующих будет завершен в 1935 году?581

Непременно обсудите со Свидетелем Иеговы последний вопрос: он должен понять, что эта мысль основана не на Писании, а на мнимом «откровении», данном Дж. Ф. Ратерфорду. Напомните собеседнику, что Общество Сторожевой Башни называет себя единственной группой на земле, которая по-настоящему следует Библии.

Отметьте, что Иисус, по свидетельству Евангелий, на всем протяжении Своего трехлетнего служения непрестанно говорил о Царстве небесном и Царстве Божьем. Между тем Он ни разу не упомянул, что это Царство предназначено лишь для 144 000 человек. Иисус говорил, что все должны искать Царства, и что всякий ищущий его найдет (напр., Мф.9:35–38; Мк.1:14–15; Лк.12:22–34)582.

Спросите:

Можете ли вы назвать хоть один библейский стих, где Иисус ограничивает население небесного Царства 144 000 человек? (Если в ответ ваш собеседник сошлется на 7-ю или 14-ю главы Откровения, попросите его показать хотя бы один стих из этих глав, где прямо сказано, что Царство предназначено лишь для 144 000. Ни одного такого стиха нет!)

Укажите собеседнику на слова Иисуса в Ин.3:5: «...истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Общество Сторожевой Башни утверждает, что «рождены свыше» и могут пойти на небеса лишь члены класса помазанников. Писание же говорит совсем другое. Откройте Библию на 5-й главе Первого послания Иоанна и вслух прочитайте 1-й стих: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него» (курсив автора). Подчеркните слова «всякий верующий». Иоанн говорит обо всех христианах, а не только о 144 000 человек583.

Спросите:

В 1Ин.5:1 сказано: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден...». Разве слово «всякий» не включает в себя всех, а не только помазанные 144 000?

Если «от Бога родиться» может "всякий верующий», и если для вхождения в Царство небесное требуется «родиться от Бога» или «родиться свыше» (Ин.3:5), разве Царство небесное в таком случае не открыто «всякому верующему», а не только 144 000?

А как быть с учением Сторожевой Башни о том, что ветхозаветные святые не принадлежат к «малому стаду» или помазанному классу и, таким образом, не имеют небесной надежды? Лучше всего обратиться к 11-й главе Послания к евреям, где перечислены имена выдающихся героев веры584. Читая эту главу, обратите внимание, что автор упоминает многих ветхозаветных святых, включая Авеля, Еноха, Ноя и Авраама. Предложите Свидетелю Иеговы прочесть вслух стихи с 13-го по 16-й:

Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (курсив автора).

Ветхозаветные святые явно стремились к небесной, а не к земной участи. Этот факт пробивает огромную дыру в теории Сторожевой Башни о том, что только 144 000 избранных верующих, принадлежащих к так называемому классу помазанников, будут вечно жить на небесах.

Кроме того, в Писании есть четкие указания на то, что некоторые ветхозаветные святые взошли на небеса. Например, в Книге 4Цар.2:1 мы читаем: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала». Далее, в 4Цар.2:11 говорится: «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (курсив автора). Илия не претерпел смерти и отправился прямо в присутствие Божье на небесах. Это неопровержимый пример ветхозаветного святого, имеющего небесную участь!

Есть и другие примеры. В Мф.8:11 конкретно говорится о том, что Авраам, Исаак и Иаков находятся в Царстве небесном. А в Лк.13:28 сказано, что все ветхозаветные пророки пребывают с Авраамом, Исааком и Иаковом.

Спросите:

Как вы примирите учение Сторожевой Башни о том, что ветхозаветные святые уповают на земную участь, с библейским утверждением, что Авраам, Исаак, Иаков, пророки и другие ветхозаветные святые будут с Богом на небе? (Если собеседник не согласится с вами, попросите его прочесть вслух Мф.8:11 и Лк.13:28, а затем спросите, о чем говорится в этих стихах.)

Откр.7:4 и 14:1–3 – 144 000 в «классе помазанников»?

Учение Сторожевой Башни. В «Переводе нового мира» Откр.7:4 звучит так: «И услышал я число отмеченных печатью – сто сорок четыре тысячи, которые были отмечены печатью из каждого племени сыновей Израиля...» (курсив автора). По словам Свидетелей Иеговы, в этом стихе речь идет о классе помазанных верующих, имеющих небесную надежду (ср. Откр.14:1–3).

Как утверждается в публикациях Сторожевой Башни, именно эти 144 000 названы «малым стадом» в Лк.12:32. «Малое стадо» числом в 144 000 человек составляет тело Христа и будет царствовать с Ним. Общество утверждает, что эти люди будут участвовать в «первом воскресении» – получат такие же духовные тела, какое в свое время получил Иисус Христос585. Их тела непременно будут духовными, потому что «плоть и кровь не могут наследовать царство Бога» (1Кор.15:50, ПНМ).

Хотя Книга Откровение говорит, что 144 000 – представители двенадцати колен Израиля (по 12 тысяч от каждого колена), Сторожевая Башня утверждает, что на самом деле это лишь метафорическое обозначение класса помазанных Свидетелей Иеговы. «Небесное собрание уподобляется двенадцати коленам, по 12 тысяч человек каждое, под владычеством Большего Моисея, Христа Иисуса»586.

Но откуда мы знаем, что в Откр.7:4–8 речь не идет о коленах Израиля в буквальном смысле? Общество Сторожевой Башни утверждает, что эти колена не могут быть коленами земного Израиля, поскольку в Ветхом Завете никогда не существовало колена Иосифова, упомянутого в Откр.7:4–8. Кроме того, в 7-й главе Откровения не названы колена Ефрема и Дана, о которых говорится в Ветхом Завете. Левиты, которые в 7-й главе Откровения причислены к коленам, в Ветхом Завете были отделены для храмового служения и не считались одним из двенадцати колен587. Таким образом, 144 000 из 7-й главы Откровения не являются двенадцатью коленами Израиля в буквальном смысле. В этом отрывке речь идет не о земном Израиле, а о классе помазанников, состоящем из 144 000 посвященных Свидетелей Иеговы.

Библейское учение. Против толкования Откр.7:4 и Откр.14:1–3, предлагаемого Сторожевой Башней, есть несколько существенных возражений. Во-первых, прямо посередине 4-го стиха 7-й главы Общество меняет метод толкования. Первая часть стиха толкуется буквально: «И услышал я число отмеченных печатью – сто сорок четыре тысячи...» (курсив автора). На основании этих слов Общество утверждает, что так называемый класс помазанников насчитывает ровно 144 000 человек.

Вторую же половину стиха: «...из каждого племени сыновей Израиля... », – Сторожевая Башня отказывается толковать буквально. Иными словами, избранных будет в буквальном смысле 144 000, но речь идет не о буквальных коленах Израиля, а о классе помазанных Свидетелей Иеговы. Общество Сторожевой Башни находит и буквальный, и переносный смысл в одном и том же стихе.

Указав Свидетелю Иеговы на этот факт,

Спросите:

Чем продиктован переход от буквального к фигуральному толкованию прямо посередине 4-го стиха 7-й главы Откровения?

Во-вторых, покажите, что Книга Откровение однозначно исключает женщин из числа 144 000588. В Откр.14:4 сказано: «Это те, которые не осквернили себя с женщинами, они девственники» (ПНМ, курсив автора). Это означает, что к числу 144 000 принадлежат либо неженатые, либо соблюдавшие целибат мужчины (ср. 2Кор.11:2). В любом случае факт, что они «не осквернили себя с женщинами», и по отношению к ним используются местоимения мужского рода, указывает на их принадлежность к мужскому полу. Включая в число 144 000 женщин, Общество игнорирует ясное учение Писания.

Спросите:

Входят ли женщины в число ста сорока четырех тысяч помазанных верующих? (Ответ будет утвердительным.)

Как вы примирите это утверждение с Откр.14:4, где ясно сказано, что 144 000 состоят исключительно из мужчин, не осквернившихся с женщинами?

В-третьих, и это самое важное, Писание ясно говорит, что небесная участь уготована всем верующим в Иисуса Христа, а не только элитной группе из 144 000 помазанников (Еф.2:19; Фил.3:20; Кол.3:1; Евр.3:1; 12:22; 2Пет.1:10–11). Деление верующих на имеющих небесную надежду и имеющих земную надежду не имеет под собой никакого библейского основания. Все верующие во Христа наследуют вечное царство (Гал.3:29; 4:28–31; Тит.3:7; Иак.2:5). Праведность Бога, ведущая к небесной жизни, «через веру в Иисуса Христа [присутствует] во всех и на всех верующих, ибо нет различия...» (Рим.3:22, курсив автора). Иисус обещал: «Кто мне служит, Мне да последует; и где Я, там [на небесах] и слуга Мой будет» (Ин.12:26, курсив автора). Иисус сказал, что все верующие будут «одним стадом» с «одним пастырем» (Ин.10:16). Двух «стад» – одного на земле и одного на небе – не будет. Писание говорит ясно: «одно стадо, один Пастырь!»

Спросите:

Как вы соотносите с Библией учение Сторожевой Башни о «классе помазанников» на небесах и «других овцах» на земле, если Ин.10:16 ясно говорит, что все верующие будут «одним стадом» с «одним пастырем»?

Буквальные колена Израилевы? Теперь нам нужно проверить справедливость заявления Сторожевой Башни о том, что «колена» из 7-й главы Откровения нельзя истолковывать как буквальные колена Израилевы. Сам факт упоминания конкретных колен наряду с конкретной численностью этих колен исключает всякую возможность фигурального истолкования. Нигде в Библии фраза «двенадцать колен Израилевых» не обозначает что-то кроме двенадцати колен Израилевых. По словам апологета Нормана Гайслера, «слово „колено» в Писании никогда не обозначает что-либо кроме буквальной этнической группы»589. Известный западный библейский комментарий также указывает, что слово «Израиль» в Новом Завете, как правило, используется в отношении кровных потомков Иакова590. Таким образом, точка зрения Сторожевой Башни идет вразрез с обычным значением слова «Израиль» в Новом Завете.

Спросите:

Известно ли вам, что слово «колено» в Писании никогда не обозначает ничего, кроме буквальных этнических групп?

Известно ли вам, что слово «Израиль» в Писании почти всегда применяется к кровным потомкам Иакова?

Понимаете ли вы, что предлагаемое Сторожевой Башней толкование Откр.7:4 противоречит обычному смыслу этих слов?

Однако нам нужно выяснить, почему в 7-й главе Откровения не упомянуты ветхозаветные колена Дана и Ефрема. Важно иметь в виду, что в Ветхом Завете «есть не менее двадцати отличных друг от друга списков колен, и все эти списки включают в себя от десяти до тринадцати колен, хотя число двенадцать преобладает (см. Быт.49; Втор.33; Иез.48591. Следовательно, списки двенадцати колен вовсе не должны совпадать. Но поскольку число двенадцать лучше всего подходит для перечисления колен Израиля, Иоанн решил соблюсти этот принцип в 7-й и 14-й главах Откровения.

Как считают многие современные ученые, колено Дана не упомянуто потому, что оно неоднократно грешило идолопоклонством и, как следствие, оказывалось на грани полного уничтожения (Лев.24:11; Суд.18:1, 30; см. также 3Цар.12:28–29). Поклоняться идолам и не раскаяться в своем выборе значит лишиться Божьего благословения. Кроме того, издревле существовало предание, что антихрист произойдет из колена Данова. Библеист Роберт X. Маунс поясняет:

Очевидно, Дан не был упомянут из-за своей давней приверженности идолопоклонству. Когда потомки Дана переселились на север и обосновались в Лаисе, они поставили у себя истукана (Суд.18:30). Впоследствии на земле Дана был поставлен один из двух главных идолов Северного Царства (3Цар.12:29). В «Завете Дана» (5:6) сатана называется князем колена. Ириней, писавший во второй половине II века, отметил, что колено Дана не было упомянуто по причине предания, что из этого колена произойдет антихрист (Против ересей, кн. 5, гл. 30, п. 2.)592.

А как быть с коленом Ефрема? Почему оно не упомянуто в 7-й главе Откровения? Не забывайте, что и Ефрем, и Манассия были сыновьями Иосифа. В ветхозаветных списках колен всегда либо упоминается Иосиф, а два его сына исключаются (Быт.49), либо же Иосиф не упоминается, а его сыновья Ефрем и Манассия присутствуют как два полуколена (Иез.48)593. Однако в 7-й главе Откровения названы колена Иосифа и Манассии, а колено Ефрема – нет. Почему?

Изучение Писания показывает, что колено Ефрема – как и колено Дана – было склонно к идолослужению и языческому поклонению (Суд.17; Ос.4:17). Очевидно, из списка в 7-й главе Откровения Ефрем вычеркнут по той же причине, что и Дан. Expositors Bible Commentary отмечает, что если причиной исключения Дана и Ефрема было идолопоклонство, «можно понять, почему список был переделан так, чтобы дополнить число колен до двенадцати, и в него были включены Иосиф и Манассия»594.

Спросите:

Как Общество Сторожевой Башни относится к идолопоклонству? (Оно осуждает все формы идолопоклонства.)

Как вы полагаете, если колена Дана и Ефрема были виновны в идолопоклонстве, – о чем ясно говорится в Писании, – следовало ли упоминать их в 7-й главе Откровения в числе рабов Бога? (Ответ будет отрицательным.)

Выходит, у Иоанна были серьезные причины не упоминать колена Дана и Ефрема в 7-й главе Откровения, вы согласны?

С учетом всего, что мы узнали о коленах Дана и Ефрема, разве не очевидно, что фигуральное толкование Общества Сторожевой Башни не оправдано, поскольку оно игнорирует оправданное отсутствие Дана и Ефрема в списке?

Остается последний вопрос: почему в список колен в 7-й главе Откровения включено колено Левия? Как мы помним, в Ветхом Завете левиты не входили в число двенадцати колен, поскольку Закон Моисеев придал им особый статус священнического колена. Возможно, Иоанн включил их в список потому, что священнические функции этого колена прекратились с пришествием Христа – Великого Первосвященника595. Действительно, труд левитского священства обрел свое завершение в Личности Христа (Евр.7–10)596. Поскольку в служении левитов как священников уже не было необходимости, не было и причин по-прежнему отделять их от остальных колен. Следовательно, они по праву включены в список колен в Книге Откровение.

Таким образом, протесты Общества Сторожевой Башни против истолкования «колен» в 7-й и 14-й главах Откровения как буквальных колен Израиля совершенно безосновательны. Утверждение о том, что 144 000 – это число «помазанников», представляет собой грубое и отвратительное извращение Писания.

«Другие овцы»

Ин.10:16 – «Другие овцы»

Учение Сторожевой Башни. Стих Ин.10:16 в «Переводе нового мира» звучит так: «У меня есть и другие овцы, которые не из этого загона; их я тоже должен привести, и они будут слушаться моего голоса и станут одно стадо, один пастырь» (курсив автора). Как говорят Свидетели Иеговы, на небо пойдут лишь 144 000 помазанных духом верующих, но у Бога есть и «другие овцы» – другие истинно верующие, – которые получат жизнь вечную и будут жить в земном раю. Как уже говорилось выше, возможность войти в число 144 000 исчезла в 1935 году597.

Журнал «Сторожевая башня» объясняет, что «тот же [святой] дух действует сегодня на „других овец» Иисуса, не пробуждая в них, однако, надежды и желания жить на небе... Получив от Бога надежду на вечную жизнь в земном раю, они с радостью поддерживают помазанный остаток, активно проповедуя в то время, когда так близок Божий новый мир праведности...»598.

Этим «другим овцам» будет доверена честь владычествовать над землей, возделывать и наполнять ее. Они не пойдут на небеса, но будут жить в блаженстве на совершенной и восстановленной земле599. Поскольку эти «овцы» усердно возвещают Царство людям по всему миру и приводят в «стадо» новых овец, их число постоянно растет, в отличие от точно установленного числа членов помазанного класса (144 000).

Библейское учение. Из контекста совершенно ясно, что слова «другие овцы» в Ин.10:16 относятся к верующим из язычников в противоположность верующим из иудеев. Для правильного понимания этих слов важно помнить, что Евангелия называют евреев «погибшими овцами дома Израилева» (Мф.10:6; 15:24), а тех евреев, которые последовали за Христом, – Его «овцами» (Ин.10).

Иисус часто называл Своих учеников-евреев овцами Своего стада. Например, давая Двенадцати наставления относительно их будущего служения, Он сказал: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков; итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10:16, курсив автора). Впоследствии Иисус предупреждал учеников, что после Его распятия они разбегутся: «...поражу пастыря, и рассеются овцы стада...» (Мф.26:31, курсив автора).

Когда Иисус говорил: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора...» (Ин.10:16, курсив автора), Он явно имел в виду верующих из язычников. Уверовавшие язычники и евреи составят одно стадо, и у них будет один Пастырь (Ин.10:16). Это полностью соответствует сказанному в Еф.2:11–22, где мы читаем, что во Христе евреи и язычники обретут мир в одном теле. В Гал.3:28 Павел сообщает нам, что «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (курсив автора). Подобным же образом, в Кол.3:11 говорится об обновлении, в котором «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем – Христос».

Обратите внимание Свидетеля Иеговы на то, что в конце Ин.10:16 сказано: «...и будет одно стадо и один Пастырь». Не будет одного стада Божиих людей на небесах и другого на земле. Не будет различия между классом помазанников и «другими овцами». Все будут жить вместе как «одно стадо» с «одним пастырем».

Спросите:

Как вы примирите учение Сторожевой Башни о том, что «класс помазанников» будет жить на небесах, навеки отделенный от «других овец» на земле, с Писанием, которое ясно говорит, что весь народ Божий есть «одно» во Христе – «одно стадо» с «одним пастырем»?

Откр.7:9 – «Великое множество» и «другие овцы»

Учение Сторожевой Башни. Откр.7:9 в «Переводе нового мира» звучит так: «После этого взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог сосчитать, из всех наций, и племен, и народов, и языков стояло перед престолом и перед Агнцем; они были одеты в длинные белые одежды; и в руках у них были пальмовые ветви» (курсив автора).

Общество Сторожевой Башни утверждает, что в этом стихе речь идет о «других овцах», упомянутых в Ин.10:16. Как мы уже отметили выше, эти люди не могут стать членами Тела Христова или участниками Нового Завета, родиться свыше, быть в небесном царстве Христа, получить крещение Святым Духом и принимать причастие. «Другие овцы» – явно не привилегированная группа.

В изданной Сторожевой Башней публикации Mankinds Search for God мы находим следующие рассуждения о «великом множестве» из Откровения:

В 1935 году Свидетели пришли к более ясному пониманию относительно класса небесного Царства, который будет править с Христом, и его подданных на земле. Они уже знали, что число помазанных христиан, призванных править вместе с Христом с небес, составит всего 144 000. Так какая же надежда есть у всего остального человечества? Всякое правительство нуждается в подданных, наличие которых узаконило бы его существование. Это небесное правительство, Царство, будет также иметь миллионы послушных подчиненных здесь на земле. Они и составят «великое множество людей, которого никто не мог сосчитать, из всех наций, и племен, и народов, и языков»...

Такое понимание великого множества помогло Свидетелям Иеговы увидеть, что они имели перед собой огромную сложную задачу – искать и учить все эти миллионы ищущих истинного Бога, из которых и составится «великое множество»600.

Предвидя возможные богословские возражения против своего подхода к толкованию Книги Откровение, Общество Сторожевой Башни обращается к одному отрывку из 9-го стиха 7-й главы, где о великом множестве сказано, что они «стоят пред престолом и пред Агнцем». Разве эти слова не означают, что группа людей, о которых идет речь, находится на небесах, а не на земле?

Нет, отвечает Общество Сторожевой Башни. Данная фраза может и не указывать на место пребывания: речь идет о том, что эти люди находятся «в одобрении» у Бога. Общество говорит, что слова «пред престолом» буквально означают «в виду престола». Подобный оборот речи не обязательно означает, что великое множество находится на небесах. Оно находится попросту «в виду престола». Это вполне согласуется с тем, что Бог, как говорит Писание, с небес взирает на сынов человеческих (Пс.10:4)601.

Библейское учение. Беседу со Свидетелем Иеговы об Откр.7:9 Мэриан Бодин предлагает начать с нескольких ключевых вопросов.

Спросите:

Где в этом тексте говорится, что великое множество не имеет небесной надежды?

Где в этом тексте говорится, что великое множество предопределено к жизни на земле?602

В действительности, в тексте Откровения нигде не говорится, что великому множеству закрыт доступ на небеса. Эту мысль Общество Сторожевой Башни привносит в Писание. Попросите Свидетеля Иеговы прочитать 9-й стих вслух, задайте приведенные выше вопросы и дождитесь ответа.

Далее, в Откр.7:9 ясно сказано, что великое множество стоит «пред престолом и пред Агнцем». Свидетели Иеговы пытаются доказать, что слова «пред престолом» означают попросту «в виду престола», однако смысл этого стиха совсем в другом. Здесь изображено великое множество, физически присутствующее перед небесным престолом Бога, – точно так же перед Его престолом присутствуют ангелы (Откр.7:11).

Греческое слово enopion, переведенное как «перед», встречается в Книге Откровение еще несколько раз, и речь в таких случаях идет о личностях, физически присутствующих перед престолом Бога. Например, это слово употреблено в Откр.5:8, где мы читаем, что «четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых». Это же греческое слово употреблено и в Откр.7:11: «И все Ангелы стояли вокруг престола, и старцев, и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу...». Наконец, это слово используется и в Откр.14:3 применительно к 144 000: «Они поют как бы новую песню пред престолом и пред четырьмя животными и старцами».

В Откр.7:9 слово enopion употреблено в точно таком же значении – здесь сказано, что великое множество находится «пред престолом» Бога. Авторитетные лексикологи утверждают, что это греческое слово в Откр.7:9 не означает «в виду», а указывает «на место перед кем-то или чем-то»603. Иными словами, это слово указывает на физическое присутствие перед престолом Бога.

Спросите:

Греческое слово enopion («перед») в Книге Откровение употребляется применительно к 144 000 перед престолом Бога (Откр.14:3), ангелам перед троном Бога (Откр.7:11) и двадцати четырем старцам перед престолом Бога (Откр.5:8). Разве не логично предположить, что слово enopion имеет тот же смысл, когда оно употребляется применительно к великому множеству перед престолом Бога (Откр.7:9)?

Обратите внимание на то, что сказано об этом великом множестве в Откр.7:15: «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его...» (курсив автора). Где же находится этот Божий «храм»? Покажите Свидетелю Иеговы, что в Откр.11:19 говорится о «храме Божием на небе» (курсив автора). В Откр.14:17 мы читаем: «И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе...» (курсив автора).

Если великое множество служит Богу день и ночь в Его храме (Откр.7:15), и если храм находится на небесах (Откр.11:19; 14:17), то великое множество находится на небесах, а не на земле, как старается нас убедить Общество Сторожевой Башни604. Великое множество находится «перед престолом и пред Агнцем» и служит Богу день и ночь «в храме Его», который находится «на небе». Что может быть яснее? Утверждать, что великое множество находится на земле, значит полностью игнорировать контекст 7-й и 14-й глав Откровения.

Спросите:

«Великое множество» день и ночь служит Богу в Его храме (Откр.7:15). Храм Бога находится на небе (Откр.11:19; 14:17). Разве это не означает, что великое множество находится на небесах?

Вот еще один довод, который может оказаться эффективным в беседе со Свидетелем Иеговы. Откр.19:1–2 – хорошее параллельное место к нашему отрывку: «После этого услышал я громкий голос как бы великого множества на небе. Они говорили: „Восхваляйте Иаг! Спасение, слава и сила принадлежит Богу нашему"» (ПНМ). Заметьте: здесь сказано, что великое множество находится «на небе»605.

Попросите Свидетеля Иеговы прочесть Откр.19:1–2 вслух и

Спросите:

Где, согласно Откр.19:1, находится великое множество? На небе или на земле?

Мф.6:10 – Рай на Земле?

Учение Сторожевой Башни. Стих Мф.6:10 в «Переводе нового мира» звучит так: «Да придет царство твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Общество Сторожевой Башни часто ссылается на этот текст в доказательство того, что «другие овцы» (они же «великое множество») проведут вечность в земном раю, а не на небесах.

Авторы книги Reasioning from the Scriptures спрашивают: «Какова воля Бога в отношении земли?»606. В качестве ответа они приводят два библейских стиха:

«Бог благословил их, и Бог сказал им: „Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над летающими тварями небесными, и над всякой живой тварью, пресмыкающейся по земле«» (Быт.1:28, ПНМ, пер. с англ).

«Ибо вот, что сказал Иегова, Творец небес, Он – [истинный] Бог, Образовавший землю и Создавший ее, Он – Утвердивший ее, сотворивший ее не напрасно, образовавший ее для того, чтобы на ней жили: „Я Иегова, и нет иного»» (Ис.45:18, ПНМ, пер. с англ).

Поскольку Бог хочет, чтобы земля была населена и находилась под властью человека, и поскольку в Мф.6:10 есть просьба о том, чтобы воля Бога совершилась на земле, – очевидно (как говорят Свидетели), что этот стих представляет собой молитву об установлении земного рая, в котором человек обитал бы вечно.

Библейское учение. Когда Иисус подал ученикам пример молитвы: «...да будет воля Твоя и на земле, как на небе», действительно ли Он учил их молиться о земном рае, в котором люди будут обитать вечно? Вовсе нет! Это типичный пример эйзогезы (привнесения в текст чуждого смысла) в противоположность экзегезе (извлечению из текста его истинного смысла). Читая этот стих без «помощи» публикаций Сторожевой Башни, вы и за миллион лет не додумаетесь до такого толкования и не увидите никакой связи между этим отрывком и текстом Быт.1:28 и Ис.45:18! В Мф.6:10 попросту нет и намека на земной рай.

Спросите:

Можете ли вы из контекста Мф.6:10 доказать, что в этот стих изначально была заложена связь с текстом Быт.1:28 и Ис.45:18?

Как показывает простое прочтение Мф.6:10 (в контексте), Иисус учил апостолов молиться о том, чтобы воля Бога, которая уже совершенным образом осуществляется на небе, осуществилась бы и на земле – в сфере обитания падшего, грешного человечества. Алва Дж. Мак-Клейн замечает: «Хотя Царство Божие [в духовном смысле] уже правило над всем, между осуществлением этого правления „на небе» и „на земле» все же была разница. Эта разница проистекает из факта, что на земле существуют мятеж и грех»607. Таким образом, эта часть Молитвы Господней выражает насущную нужду христиан, живущих на земле. Эта нужда состоит в том, чтобы Бог разобрался со всеми, кто сопротивляется Его воле и восстает против нее.

Спросите:

Поскольку земля представляет собой место обитания падшего и грешного человека, разве не правомерно с нашей стороны просить Бога, чтобы Его воля осуществлялась на земле так же, как это уже происходит на небесах?

В конечном итоге эта молитва, бесчисленные миллионы раз звучавшая из уст христиан по всему миру начиная с I века, получит полный и совершенный ответ. Это произойдет, когда Бог положит конец мятежу человека и его греховным последствиям и, таким образом, окончательно установит полноту Царства Божьего, так что воля Бога на земле будет исполняться в той же степени, что и на небе608. Тогда все люди во всем мире будут послушны Богу.

Благодаря тому что Христос говорил в других отрывках Писания, мы можем быть уверены, что Он исполнит наше прошение. В Мф.28:18 Он сказал: «...дана Мне всякая власть на небе и на земле» (курсив автора). Христос безраздельно властвует над обеими сферами. Вернувшись в славе как Царь царей и Господь господствующих (Откр.19), Он сокрушит всякое сопротивление Его суверенной воле.

Пс.36:9, 11, 29 – Рай на Земле?

Учение Сторожевой Башни. Стихи из Пс.36:9, 11, 29 в «Переводе нового мира» звучат так: «Ибо сами делающие зло будут отсечены, но те, кто надеется на Иегову, – они будут владеть землей... Но сами кроткие будут владеть землей, и они найдут высшее наслаждение в изобилии мира... Сами праведники будут владеть землей, и они будут обитать на ней вечно» (пер. с англ., курсив автора).

Согласно утверждению в книге Reasoning from the Scriptures, эти стихи доказывают, что не все хорошие люди попадут на небеса609. Некоторые будут жить вечно на земле. Эти стихи также показывают, что человеку не обязательно находиться на небесах, чтобы обрести поистине счастливую жизнь. «Большинство служителей Иеговы сегодня имеют прекрасную надежду вечно жить на райской земле»610.

Библейское учение. Изучение всего 36-го Псалма показывает, что речь здесь идет вовсе не об отдаленном будущем, когда Бог устранит всех грешников и позволит праведникам жить на райской земле. Скорее, псалмопевец говорил о том, что было знакомо его современникам (и будущим поколениям). Грешники должны быть отсечены уже при его жизни; праведные уже при его жизни должны обрести благословение в земле обетованной611.

Важно иметь в виду, что еврейское слово, переведенное как «земля», в этом контексте использовано в значении «страна» – точнее, «страна иудейская, навеки данная Самим Богом в наследство их отцам и их потомству»612. Хотя в Ветхом Завете еврейское слово ’eres часто переводится как «земля», оно нередко употребляется и в значении «страна». Лексикограф У. Вайн объясняет:

Слово «eres относится не только ко всей поверхности планеты, но также используется для обозначения некоторых частей земли. В нашем языке это значение передается такими понятиями как земля, страна, местность и почва. Довольно часто слово »eres означает территорию, заселенную каким-то народом или коленом... Об Израиле сказано, что он живет в земле Господа (Лев.25:23; Ос.9:13). Когда люди подошли к ее границе, Моисей напомнил им, что эта земля будет принадлежать им лишь потому, что Господь прогнал другие народы, чтобы «дать тебе землю их в удел» (Втор.4:38). Моисей обещал, что Бог сделает почву этой земли плодородной, «даст земле вашей дождь», и она станет "землей плодоносной», «землей, в которой течет молоко и мед» (Втор.11:13–15; 8:7–9; Иер.2:7)613.

Очевидно, что еврейское слово eres в Пс.36 обозначает обетованную землю, а не будущую райскую землю. И главная проблема, которой посвящен этот псалом, заключается в следующем:

Кто «унаследует землю» (Пс.36:9, 11, 22, 29), то есть будет продолжать жить и насаждаться благословениями Господа в обетованной земле? Будут ли это нечестивые, которые злоумышляют (Пс.36:12), лукавят (Пс.36:7, 32), не отдают долги (Пс.36:21), силой завоевывают власть и богатство (Пс.36:14) и производят впечатление преуспевающих людей (Пс.36:7, 16, 35)? Или же это будут праведные, которые надеются на Господа (Пс.36:3, 5, 7, 34), кроткие (Пс.36:11), непорочные (Пс.36:18, 37), милостивые (Пс.36:21, 26) и миротворцы (Пс.36:37) – люди, из чьих уст исходит нравственная мудрость, свидетельствующая о размышлении над Божьим законом (Пс.36:30, 31)?614

Однозначный ответ, данный псалмопевцем, сводится к тому, что праведные наследуют землю обетованную и там примут Божье благословение.

Спросите:

Знаете ли вы, что еврейское слово, переведенное в 36-м Псалме как «земля», в Ветхом Завете часто употребляется в значении «страна», и что именно этим словом в Ветхом Завете называется земля обетованная, которую Бог дал Израилю?

Не считаете ли вы, что контраст между праведными и нечестивыми обретает реальный смысл, если в этом Псалме говорится о «наследовании» обетованной земли?

Если такое прочтение текста верно, в чем же тогда смысл стиха Пс.36:29, в котором сказано: «Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» (курсив автора)? Вопреки учению Общества Сторожевой Башни эти слова не означают, что будет существовать земной класс людей, вечно живущих в земном раю, отличный от класса помазанников, живущих на небесах.

По мнению большинства известных гебраистов, еврейское слово "ad («вовек») в Ветхом Завете часто обозначает необозримое будущее615. Таким образом, словосочетание «обитать вовек» означает «обитать отныне и в необозримом будущем». В ней привычным для евреев образом выражена мысль, что живущие в то время израильтяне – равно как и их дети и дети их детей – всю свою жизнь проведут в земле обетованной. В течение необозримого периода времени праведники из поколения в поколение будут наслаждаться благословениями в земле обетованной. Нечестивым же уготовано прямо противоположное будущее, ибо, как сказано в предыдущем стихе, «потомство нечестивых истребится» (стих 28).

Пс.113:24 – Рай на Земле

Учение Сторожевой Башни. Пс.113:24 в «Переводе нового мира» звучит так: «Что касается небес, то Иегове принадлежат небеса, но землю он дал сынам человеческим» (пер. с англ.). Участью среднего Свидетеля Иеговы из числа «других овец», не принадлежащего к числу помазанников, вновь назван земной рай.

Публикация Let Your Name Be Sanctified так комментирует этот стих: «Итак, цель, поставленная перед Адамом и Евой, была исключительно земной: дожить до момента, когда вся земля наполнится их большой семьей, миллиардами потомков, и продолжать вечно жить вместе с ними в совершенном счастье в раю, который распространится на всю землю. Иегова Бог сказал им, что таков его замысел для них»616.

Библейское учение. Бог действительно дал землю людям. Но каков контекст процитированного выше стиха? Действительно ли речь идет о небольшой части человечества – земном классе верующих, отличном от класса помазанников? Вовсе нет; псалмопевец говорит, что Бог дал землю всей человеческой расе – без исключений и различий.

Спросите:

Есть ли в Пс.113:24 какое-нибудь указание, что сказанное относится лишь к небольшой части человечества, а не ко всей человеческой расе?

Если же в Пс.113:24 речь идет обо всех человеческих существах – и это ясно из контекста, – в каком смысле Бог дал им землю? Вполне очевидно, что Он дал землю смертным людям в качестве места обитания, которым они должны управлять. В Быт.1:28 сказано: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

Та же мысль звучит в Пс.8:7–9: «...поставил его [человека] владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями»617. Таким образом, вполне очевидно, что в Пс.113:24 речь идет о смертных людях и их земной жизни (до момента смерти).

Объяснив это Свидетелю Иеговы, укажите ему на новозаветные отрывки, в которых говорится, что небесная участь ждет всех истинных верующих. Писание ясно говорит, что небеса уготованы не только избранной группе из 144 000 помазанников, а всем верующим в Иисуса Христа (Еф.2:19; Фил.3:20; Кол.3:1; Евр.3:1; 12:22; 2Пет.1:10–11). Иисус обещал: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там [на небесах] и слуга Мой будет» (Ин.12:26, курсив автора). Все верующие во Христа – наследники вечного царства (Гал.3:29; 4:28–31; Тит.3:7; Иак.2:5).

Попросите Свидетеля Иеговы прочесть вслух Ин.12:26, а затем

Спросите:

В Ин.12:26 сказано: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там [на небесах] и слуга Мой будет» (курсив автора) – разве не очевидно, что всякий следующий за Христом может надеяться на небесную участь?

* * *

557

Reasoning from the Scriptures (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 76.

558

Там же. С. 77.

559

Сторожевая башня. 1999. 1 января. С. 20.

560

Let God Be True (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1946), p. 200; Объединены в поклонении единому истинному Богу. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 112.

561

Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 172–174.

562

Там же. С. 124. См. также: Истина, ведущая к вечной жизни». Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1969. C. 77.

563

В сегодняшних публикациях Сторожевой Башни эта мысль выражается более осторожно: «Скорее всего, полное число членов духовного Израиля, „малого стада», уже набрано» (Сторожевая башня. 2000, 1 сентября. С. 22, курсив мой). Ранее ру­ководители Общества говорили об этом с большей уверенностью: «В отчете из „Еже­годника Свидетелей Иеговы» за 1939 год говорилось: „Теперь на земле осталось немного помазанных последователей Христа Иисуса, и их число никогда не увеличится..."» (Сторожевая башня. 1999. 1 февраля. С. 18, курсив мой).

И все же в наши дни к числу «помазанников» изредка продолжают присоеди­няться новые Свидетели Иеговы. В 1970 году Фредерик Франц – будущий четвер­тый президент, а тогда еще только вице-президент Общества, – прокомментировал это явление так: «Нет, сбор завершен!.. Он завершился в 1931–1935 годах! Допол­нительного сбора не будет. Но кто же тогда те немногие, которые недавно стали при­нимать от символов на Вечере воспоминания? Если они принадлежат к остатку, то они из числа замены! Они не дополняют класс помазанников, а заменяют тех, кто отошел [от истины]» (Сторожевая башня. 1999. 1 февраля. С. 19; см. также: Сторо­жевая башня. 1998. 15 февраля. С. 20). – Примеч. науч.ред.

564

Сторожевая башня. 1999. 1 марта. С. 15. См. также: Сторожевая башня. 1998. 15 февраля. С. 16–17.

565

Сторожевая башня. 1997. 1 января. С. 9.

566

Эти положения заимствованы из работы Robert М. Bowman. «Only for the 144 000?» (Christian Research Institute).

567

Сторожевая башня. 1997. 15 августа. С. 14.

568

Сторожевая башня. 2001. 15 января. С. 19.

569

Your Will Be Done On Earth (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1958), c. 50.

570

Жизнь – как она возникла? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1992. C. 234.

571

Сторожевая башня. 1999. 1 мая. С. 13.

572

Man’s Salvation Out of World Distress At Hand! (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1975), p. 325.

573

Сторожевая башня. 1999. 1 ноября. С. 7.

574

На самом ли деле Бог заботится о нас? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1992. C. 3–4.

575

Let God Be True. C. 264–265.

576

Сторожевая башня. 1998. 1 октября. С. 31.

577

Сторожевая башня. 2000. 1 сентября. С. 23.

578

Сторожевая башня. 1999. 1 декабря. С. 11.

579

Сторожевая башня. 1998. 15 февраля. С. 20.

580

См.: I. Howard Marshall. Commentary on Luke (Grand Rapids: Eerdmans, 1983), p. 530.

581

David A. Reed. Jehovah's Witnesses Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 107.

582

Walter Martin and Norman Klann. Jehovah of the Watchtower (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1974), pp. 150–151.

583

David A. Reed. C. 74.

584

Там же. С. 79.

585

Let God Be True. C. 277.

586

Там же. С. 130.

587

Reasoning from the Scriptures. C. 166–167.

588

The New Treasury of Scripture Knowledge, ed. Jerome H. Smith (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1992), pp. 1095–1516.

589

Norman Geisler and Thomas Howe. When Critics Ask: A Popular Handbook of Bible Difficulties (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), p. 553.

590

Expositor s Bible Commentary, «Revelation», ed. Frank E. Gaebelein (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1978), p. 479.

591

Там же. С. 482.

592

Robert H. Mounce. The Book of Revelation, The New International Commentary on the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1977), pp. 169–170.

593

Expositor s Bible Commentary. C. 482.

594

Там же. С. 482–483.

595

Charles С. Ryrie. Revelation (Chicago: Moody Press, 1981), p. 51.

596

Norman Geisler and Thomas Howe. C. 554.

597

См. сноску 564

598

Сторожевая башня. 1998. 15 февраля. С. 19.

599

Сторожевая башня. 2000. 1 сентября. С. 22.

600

Mankind's Search for God. С. 358–359.

601

Reasoning from the Scriptures. C. 167.

602

Jerry and Marian Bodine. Witnessing to the Witnesses (Irvine, CA: n.p., n.d.), p. 65.

603

William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich. A Greek English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago: The University of Chicago Press, 1957), p. 270.

604

Jerry and Marian Bodine. C. 64.

605

David A. Reed. How to Rescue Your Loved One from the Watch Tower (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 28.

606

Reasoning from the Scriptures. C. 165.

607

Alva J. McClain. The Greatness of the Kingdom (Grand Rapids: Kregel Publications, 1960), p. 35.

608

Там же.

609

Reasoning from the Scriptures, p. 162.

610

Сторожевая башня. 1999. 15 июля. С. 18.

611

David A. Reed. Jehovah's Witnesses Answered Verse by Verse. C. 33–34.

612

The New Treasury of Scripture Knowledge. C. 610.

613

Vine's Expository Dictionary of Biblical Words, eds. W. E. Vine, Merrill F. Unger, and William White (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1985), p. 66, курсив автора.

614

NTV Study Bible, ed. Kenneth Barker (Grand Rapids: Zondervan, 1985), p. 822.

615

Theological Workbook of the Old Testament, ed. R. Laird Harris, vol. 2 (Chicago: Moody Press, 1981), p. 645.

616

Let Your Name Be Sanctified (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1961), p. 34.

617

Вставка автора.


Источник: Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания/ Пер. с англ. — СПб: Центр Апологетических исследований, 2004. — 408 с.

Комментарии для сайта Cackle