Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной ориентации
Культ Ауробиндо Гхоша
Руководство: Основатель – Гхош Ауробиндо (1872–1950), индийский религиозный философ.
Месторасположение центров: Последователи учения Ауробиндо Гхоша имеются в Индии, Европе и Америке. В России адепты этой организации действуют в Ярославле (численность не известна).
Доктрина
Философской основой системы Гхоша явилась реформированная им веданта («интегральная веданта»). Особенность ее – отрицание иллюзорности мира и понимание майи как реальной силы (шакти) брахмана, благодаря которой он обладает способностью самопроявления 1009 .
Согласно учению Гхоша, промежуточным звеном между абсолютной реальностью (брахманом) и эмпирическим миром является «супраменталыюе сознание», в котором первоначальное единство брахмана дифференцируется в «духовное многообразие». В результате отчуждения этого многообразия от своего источника возникает мир, цель развития которого – возвращение к своему источнику, возможное только посредством совместного освобождения всего человечества. Привести к этой цели может лишь интегральная йога, посвящение всей деятельности реализации божественного начала путем использования религиозных этических, эстетических и других импульсов человека в их совокупности 1010 .
Характеристика
Как Рамакришна и Вивекананда, Гхош видел выход из кризиса современного человечества и особенно Индии в обращении к духовно- религиозному наследию древней Индии. Однако, в последний период своей жизни Гхош очень большое внимание уделял оккультной психологии, явлениям «сверхсознания» и т.п. 1011 . Вероятнее всего, именно на этой части его учения и сделан акцент в религиозных группах его последователей в России и странах Европы.
* * *
Энциклопедия мистицизма / Под ред. А.Семенова.– Санкт-Петербург: Изд-во «Литера», Изд-во «ВИАН», 1997.– 480 с.
Энциклопедия мистицизма / Под ред. А.Семенова.– Санкт-Петербург: Изд-во «Литера», Изд-во «ВИАН», 1997.– 480 с.
Энциклопедия мистицизма / Под ред. А.Семенова.– Санкт-Петербург: Изд-во «Литера», Изд-во «ВИАН», 1997.– 480 с.