В.А. Мартинович

Источник

Заключение

Данное исследование отражает результаты работы автора над проблемой возникновения и миграции нетрадиционной религиозности. Вне всякого сомнения, тема слишком объемна и серьезна, чтобы в рамках одной монографии можно было дать исчерпывающее объяснение всем явлениям и процессам макро- и микроуровня, обеспечивающим и сопровождающим воспроизводство нетрадиционной религиозности. Именно поэтому в заключении хотелось бы остановиться не на кратком перечислении полученных результатов, с которыми лучше знакомиться в процессе прочтения книги, а на том, что автор планировал, но не успел осуществить, и что еще можно и нужно было бы изучить и исследовать в этой области.

Во-первых, в работе была представлена авторская концепция карты нетрадиционной религиозности, но не был дан анализ динамики появления всех типов НРД в диахронической перспективе. Действительно, что может быть важнее для темы появления НРД, чем выявление конкретных периодов и регионов зарождения всех тех типов нетрадиционной религиозности, которые лежат в основе ее современной конфигурации или же уже стали достоянием истории. В монографии не был проведен соответствующий анализ даже для XIX и XX ст. Имеющихся у автора данных по 3815 НРД из 93 стран мира оказалось недостаточно для разрешения этого вопроса в такой его постановке. Для достижения хоть какой-то минимально значимой репрезентативности выборка должна включать порядка 15 тысяч НРД из не менее чем 150 стран мира.

Во-вторых, в работе представлена авторская разработка динамики системы воспроизводства нетрадиционной религиозности и предпринята попытка ее приложения к сектантству в Беларуси конца XX – начала ХХI вв. Однако успешной апробации на столь кратком периоде истории одной страны недостаточно для выявления всех возможных проблем и вопросов в предложенной концепции. Означенная схема представлена в работе в самых общих чертах и должна еще пройти испытание на материале других стран и разных периодов истории. Эта работа предполагает необходимость анализа социокультурного контекста разных стран мира, на фоне которого развиваются процессы появления НРД.

В-третьих, успешный сбор данных по первых двум пунктам позволил бы подойти к изучению особенностей мировой динамики системы воспроизводства нетрадиционной религиозности, проанализировать и сопоставить процессы ее протекания в разных странах в диахронической перспективе, выявить какие-то закономерности, факторы и тенденции, ее сопровождающие и обуславливающие.

В-четвертых, темы религиозной и культовой инновации требуют глубокой проработки в контексте предложенной типологии НРД. Так, например, остается открытым вопрос о том, существует ли какая-либо зависимость или взаимосвязь между типом НРД и моделью появления культов, либо наиболее характерным для того или иного типа НРД путем откола сект. Проведение такого анализа требует детального изучения процессов появления репрезентативного количества НРД в рамках всех без исключения структурированных типов нетрадиционной религиозности. При этом уже один такой анализ может дать весьма неожиданные результаты и выявить какие-то принципиально новые модели и пути появления НРД.

В-пятых, дальнейшее изучение темы миграции требует переноса акцента с анализа процессов миграции в конкретной стране мира (как это имело место в данной работе), на изучение распространения по всему миру самих НРД. Так, исследование динамики миграции 400–500 наиболее крупных НРД мира, вне всякого сомнения, позволило бы взглянуть на эту тему в несколько ином ракурсе и смогло бы дополнить ее новыми и интересными наблюдениями и материалами.

Тема возникновения и миграции НРД сама по себе является одной из множества подтем современного теоретического сектоведения. Уровень ее анализа в определенной степени связан с общим состоянием исследований нетрадиционной религиозности. Соответственно, прорыв, например, в области анализа харизматического лидерства в НРД, культовой среды общества, механизмов идентификации нетрадиционной религиозности в общественном дискурсе, а также целом ряде иных тем может оказать существенное влияние и на развитие исследований в области появления НРД. В то же время, глубокое понимание истоков феномена нетрадиционной религиозности является фундаментом всего теоретического сектоведения, вратами, которые невозможно миновать на пути к серьезному, системному и целостному анализу сектантства.


Источник: Мартинович, В. А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция : Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Т. 1 / В. А. Мартинович ; предисл. Л. И. Григорьевой. — Минск : Минская духовная академия, 2015. — (Монографии Минской духовной акаде-мии). — ISBN 978-985-7028-11-5.

Комментарии для сайта Cackle