игум. Иоанн (Рубин)

Источник

Резолюция научно-практической конференции «Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение?»

Конференция проведена 15–16 октября 2013 г. Николо-Угрешской православной духовной семинарией (далее НУПДС) по благословению Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения при поддержке Администрации города Дзержинского Московской области. С приветствием к участникам конференции обратился Председатель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.

В конференции приняли участие богословы (теологи), философы, историки,филологи, религиоведы, юристы, культурологи, педагоги, психологи, журналисты, учащиеся духовных образовательных организаций и государственных вузов, представители органов государственной власти и местного самоуправления, члены общественных организаций, эксперты по проблеме сектантства, члены экспертных советов по проведению государственной религиоведческой экспертизы, а также лица (граждане), пострадавшие от деятельности деструктивных культов. Всего – 228 представителей Москвы, Московской, Белгородской, Курской областей Российской Федерации, в том числе:

• духовенство Русской Православной Церкви, сотрудники синодальных отделов, епархиальных миссионерских отделов и комиссий Московской, Белгородской, Курской епархий;

• преподаватели и студенты Московской православной духовной академии (далее МПДА), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (далее ПСТГУ), Российского православного университета святого Иоанна Богослова (далее РПУ), Московского государственного лингвистического университета (далее МГЛУ), Академии управления МВД Российской Федерации, Белгородского государственного университета (далее БГУ), духовных семинарий: Николо-Угрешской, Белгородской, Курской, Сретенской, Николо-Перервинской;

• сотрудники Душепопечительского центра реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского (далее Центр св. Иоанна Кронштадтского), Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского , Московского общественного Комитета по спасению молодежи от деструктивных культов, Белгородской РОО содействия развитию демократии и решению социальных проблем «Скорая Молодежная Помощь»;

• представители сферы общего образования: директора, заместители директоров и сотрудники школ, детских садов, центров дополнительного образования города Дзержинского Московской области, а также руководители Общественного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» и Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы.

С основными докладами на пленарном заседании выступили:

Евдокимов А. Ю. – преподаватель НУПДС, профессор кафедры теологии МГЛУ, доктор технических наук, кандидат культурологии; иерей Тигрий Хачатрян – руководитель Миссионерского отдела Курской епархии, помощник по научной работе проректора Курской православной духовной семинарии, кандидат богословия; Дворкин А. Л. – президент МОО «Центр религиоведческих исследований», председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ, вице-президент Европейской Федерации исследовательских центров информирования о сектах (РЕСК18); диакон Павел Сержантов – доцент кафедры Систематического богословия и патрологии Богословского факультета ПСТГУ, редактор журнала «Альфа и Омега», кандидат философских наук; протоиерей Сергий Дергалев – секретарь Ученого совета Белгородской православной духовной семинарии, руководитель Православного Молодежного Миссионерского Центра, доцент кафедры теологии социально-теологического факультета БГУ, кандидат философских наук; иеромонах Димитрий (Першин) – председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы; протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер – заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, доцент Академии управления МВД России, доцент ПСТГУ, полковник внутренней службы в отставке, кандидат юридических наук; Иванишко И. В. – заведующий кафедрой уголовного права и процесса факультета экономики и права РПУ, преподаватель кафедры уголовного права Российской академии правосудия, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области; диакон Вячеслав Стёпкин – сотрудник Центра св. Иоанна Кронштадтского, кандидат богословия; Письменюк И. Н. – студент МПДА и Московского государственного юридического университета имени

О. Е. Кутафина.

На круглом столе, посвященном обсуждению итогов Международного молодежного правозащитного форума по проблемам деструктивных культов, проведенного 13–15 сентября 2013 г. Центром религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского , студенты семинарий, вузов и члены молодежных объединений поделились опытом и планами.

Мастер-классы по вопросам практического сектоведения провели протоиерей Олег Стеняев и другие специалисты.

В ходе проведенных в рамках конференции пленарного заседания, круглого стола и мастер-классов были названы основные черты современного псевдохристианства, представлены результаты изучения истории пятидесятническо-харизматического движения, вероучения современного неопятидесятничества, в частности, «теологии процветания», выходящей за границы традиционных христианских богословских учений. Даны примеры присоединения к Русской Православной Церкви бывших неопятидесятников. Презентована книга: «Неопятидесятничество: вирус в христианстве. Сборник трудов. / Под общ. ред. игумена Анатолия (Берестова). М.: Издательство Центр св. Иоанна Кронштадтского, 2010. 440 с. Рассмотрены вопросы, касающиеся псевдохристианских доктрин и миссионерских технологий у неопятидесятников, а также соответствующие проблемы обороноспособности и духовной безопасности России. Сообщены примеры противоправной деятельности неопятидесятников и ее пресечения.

По итогам конференции была принята резолюция.

1. Проблемы, поднятые на конференции, актуальны сегодня, как никогда. Харизматическое движение получило на территории России широкое распространение и действует как «анонимное христианство». В Послании апостола Иоанна звучит предупреждение для всех нас: «Возлюбленные!Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4, 1).

2. Неопятидесятничество вполне можно назвать религиозным трансформером, т.е. постоянно трансформирующимся псевдохристианским движением, в котором активно задействованы оккультные и сектантские компоненты. «Харизматическое движение обновления» все время разрабатывает разные формулы неопятидесятничества, в которых экстатический опыт «крещения Святым Духом» (транс), взятый у пятидесятников, соединяется с какой-либо упрощенно-ложной (искаженной) религиозной традицией и совмещается с неоязыческими практиками целительства. Неопятидесятники сочетают элементы религиозных практик протестантизма, католичества и нехристианских традиций, т.е. идут пространным (широким) путем (см. Мф. 7, 13–14).

3. Участники конференции подтверждают актуальность и поддерживают итоговый документ Международной научно практической конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма», организованной в 2005 г. Саратовской Епархией Русской Православной Церкви и Саратовским государственным университетом им. Н. Г. Чернышевского по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при поддержке Администрации Саратовской области и города Саратова.

4. Должно обратить внимание на русофобию лидеров неопятидесятников, которые, в частности, заявляют, что «за целое тысячелетие Православие не приблизило наш народ к Богу, а словосочетание «Святая Русь» не более, чем игра слов известного поэта», что «Русь никогда не была святой, русский народ поклонялся и продолжает поклоняться идолам, не познав Иисуса Христа» (http://iriney.ru/main/pravo/xarizmatikinachinayut-i-proigryivayut.html). Проповедники неопятидесятнических учений целенаправленно подрывают традиционные духовные ценности и устои народов, населяющих Россию, вступают в конфронтацию с социальными институтами, скрытно и явно противостоят Русской Православной Церкви.

5. Необходимо знакомить обучающихся в духовных образовательных организациях с различными направлениями практического сектоведения, включать в миссионерскую практику задачи формирования навыков общения в духе святоотеческого отношения к заблудшим, навыков сотрудничества со специалистами в информационно-аналитической и правозащитной деятельности. Своевременным также является преподавание в государственных вузах учебных курсов по теме «Духовно-религиозные основы национальной безопасности России» (например, проводимых в Академии управления МВД России), которые направлены на просвещение российских граждан в духовной сфере, что напрямую способствует объективной реализации их права на свободу религиозного самоопределения. Важность проблемы противостояния лжеучителям и защиты православной веры на сегодняшнем этапе жизни Церкви очевидна. Необходимо вооружить знаниями и умениями всех, в ком есть желание защитить Истину.

6. Просить руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти уделять внимание помощи лицам, пострадавшим от псевдорелигиозных организаций и деструктивных культов, предоставлять помещения для организации пострадавшими общественных приемных, необходимых для своевременной поддержки друг друга и регулярной взаимопомощи.


Источник: Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение? Труды научно-практической конференции 15–16 октября 2013. – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ», 2014. – 180 с.

Комментарии для сайта Cackle