На Преображенском кладбище

В Москве, вообще, богатой всякой стариною, есть много разных уголков, заслуживающих серьезного и внимательного изучения. Одним из таких уголков является Рогожское кладбище на одном конце Москвы, с его особенным миром, обычаями и своеобразными людом; другим – Преображенское кладбище, на другом конце Москвы, рядом с единоверческою обителью, богатой драгоценнейшими памятниками нашей древней иконописи и заключающей в себе знаменитую Хлудовскую библиотеку старопечатных книг и рукописей.

Еще подъезжая от Москвы к Преображенскому, уже начинаешь замечать какие-то особые, не встречающиеся в городе, типы и личности. Вы видите на улице много мужчин и женщин в черном, полуиноческом одеянии, с каким-то особым, сухим и строгим выражением лица, с лестовками (кожаными четками) в руках. Подъезжая к Преображенскому кладбищу, вы уже начинаете встречать и похоронные процессии, по обычаям и приемам не похожие на те процессы, какие встречаются в центре города. Покойников не везут, а несут какие-то дюжие ребята, на особых носилках. Тела положены не в гробы, а в открытые колоды, прикрытые богатыми покровами. Крышу колоды отдельно несут перед гробом на головах. Перед процессией шествует не духовенство, а простой «начетчик» со старою книгою в руке, а около него или позади идут, так-называемые «читалки» – женщины в черных рясках и с черными платками на голове. Они то читают по книжкам, то распевают uni-sono погребальные песни.

Вступив в аллеи Преображенского кладбища, вы почти на каждом шагу натыкаетесь на сцены, подобные той, которую мы помещаем в нынешнем № Нивы. Это родственники покойного идут служить панихиду на его могилу. По обычаю старообрядческому, женский персонал идет не в современных модных платьях, а прикрыв их черными рясами и платками. За родственниками следуют «читалки», распевающие на всем пути к могиле свои песни; между ними есть и молодые, и старые, и отмеченные каким-нибудь внешним убожеством... Впереди идет начетчик и на ходу помахивает своей кацеей (т. е. курильницей), заменяющей здесь церковное кадило. Да, многое в этих встречах и отдельных сценах Преображенского кладбища напоминает нам древнюю, допетровскую Русь, которая, по странной игре случая, пережила своего грозного Преобразователя именно здесь, в Преображенском. Где некогда стояли страшные застенки Преображенского Приказа, где, заседал приснопамятный князь-кесарь со своими дьяками и подьячими, и где вершился суд и расправа над стрельцами в последние годы XVII века.

Читалки и уставщик Федосеевского толка, служащие панихиду на Преображенском кладбище в Москве. Ориг. рис. К. Лебедева, грав. Хелмицкий.

Комментарии для сайта Cackle