Азбука веры Православная библиотека Секты и расколы Расколы Донесение митрополита Филарета о том, что раскольники преображенского кладбища не просто следуют старинным погрешительным мнениям о вере, но и вновь составляют зловредные правила и распространяют их с видом формальности

Донесение митрополита Филарета о том, что раскольники преображенского кладбища не просто следуют старинным погрешительным мнениям о вере, но и вновь составляют зловредные правила и распространяют их с видом формальности

(1844 г., 28 апреля).

При кроткой и снисходительной терпимости, которую законы Его Императорского Величества оказывают заблуждающим от истины веры, раскольники, особенно начальствующие на московском преображенском кладбище, вместо того, чтобы с благодарностью пользоваться спокойствием, которое им предоставляется, действуют не только к нарушению спокойствия православной церкви, но и к нарушению законов, порядка гражданского и к разрушению нравственности.

Сведения о сем открываются по случаям, частью при обращении некоторых от раскола к православию. Но большею частью не могут быть приведены в официальный вид потому, что и обращающееся к православию не отваживаются открыто поставить себя свидетелями против раскольников, опасаясь мщения, к которому раскольники, при обширных денежных средствах, находят много способов.

До сведения моего дошел список с так называемых отеческих завещаний, которые в подлиннике подписаны старшими попечителями преображенского богадельного дома, Алексеем Никифоровым и друг. В начале сказано: из книги пандекты. Но это только подлог, чтобы доставить уважение завещаниям. Содержания же завещаний состоят в том, чтобы браков никаких не признавать, чтобы раскольников, находящихся в брачном союзе с лицами, непринадлежащими к расколу, разлучать от брачного союза, чтобы в браках христианских родства телесного не признавать. Что с 1666 года установленная Богом царская власть упразнися, что теперь христиане брачующиеся суть змиино гнездище сатанино и бесов его прескверное дворище, что теперь об умножении рода человеческого промышляет сатана, и к зачатию младенца душа дается от диавола.

Нетрудно усмотреть, что сии правила ведут и к мятежу и к разврату, и к детоубийству. К подтверждению же истины дошедшего до меня сведения, случилось, что вскоре после сего при отношении г. московского гражданского губернатора1 препровождены ко мне две рукописные книжки, писанные, как видно, на преображенском кладбище. Первая из сих книг, объявление о согласи монастырских или Мануиловых, сочинение не новое, почитает нечестьем то, что царя именуют благочестивейшим и молятся за него. Вот ее слова: по вере убо благочестивой и царь благочестивый, по нечестивой же вере и царь нечестивый нарицается. И далее: убо в сем монастыре те нечестивствуют, еже в молительной форме нечестивого благоверным и благочестивым и прочими титулами во благочестии пребывающим приличными нарицают. Другая книга: показание о едином общем христианском тесном пути отвергает браки и есть сочинение новое, написанное в 7340, то есть в 1832 году.

Особенно замечательна в конце сей книги статья, в которой учение, что за нынешнюю царскую власть молить Бога должно, называется богомерзким преданьем. В ней подтверждается то же зловредное учение, которое изложено в так называемых отеческих завещаниях. Вот точные слова статьи: 4) к зачатию такого брака душа от диавола; 5) таковых браков родства телесного не признавать; 6) в нынешнее последнее и горько-плачевное время и в царствие антихристово о умножении рода человеческого Бог не промышляет, се печется сатана. В конце сей статьи приписано тою же рукою следующее: Cиe отца Сергея предлоги и возраженья на новоженские браки написаны в Москве в Преображенском Богадельном доме при главном настоятеле Семене Кузьмиче и попечителе Алексее Никифоровиче, казначее Андрее Ларионовиче, в лето 7350 (1842) месяца июня в 3 день многогрешным настоятелем Е. Г. (Егором Гавриловым).

Из сего несомнительным образом открывается, что раскольники преображенского кладбища, не просто следуют старым погрешительным мнениям, но и вновь составляют зловредные правила и распространяют их, даже с видом формальности, за подписанием своих начальников. С вероятностью полагать можно, что на распространение вредных мнений, особенное влияние имеет Семен Кузьмич. В одной записке, писанной лицом принадлежащим к преображенскому кладбищу, но начинающим сознавать тамошние нелепости, сказано: в преображенском богадельном доме явились разные неизвестные пришельцы, называющиеся старейшинами и настоятелями и рассеивающие вредные новизны, как главный настоятель Семен Кузьмич, от той мятежнической, прежде бывшей здоровой толпы оставшийся член, рассеивающий вредные толки учения, как то неповиновение властям и закону.

1844 г., апреля 122

* * *

1

В 1844 г. москов. гражд. губ. был Иван Григорьевич Сенявин; умер 19 июня, 1862 г.

2

С автографа, хранящ. в архиве Св. Синода, по описи №16, док. №1.

Комментарии для сайта Cackle