В. Лебедев, А. Прилуцкий, В. Викторов

Религиоведение

Источник

Содержание

Предисловие

Часть 1.Введение в общее религиоведение Глава 1. Религиоведение как наука 1.1. Религия: значение термина и объем понятия 1.2. Религиозные тексты и их особенности 1.3. Религиоведение как наука 1.4. Религиоведение, мифология и теология 1.5. Классификация религий и типология религиозных организаций 1.6. Социальные аспекты религии, функции религии в обществе. Религиозная ситуация Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Глава 2. Компоненты религии и явления, системно связанные с ней 2.1. Религия и мистика 2.2. Религия и ритуал 2.3 Религия и культ 2.4 Религиозный опыт 2.5 Религия и вера 2.6 Религия и богословие 2.7. Религия и эзотерика 2.8. Магия и религия Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Часть 2. Ранние формы религии и религии политеизма Глава 3. Ранние формы религии. Средиземноморские и европейские религии политеизма 3.1. Ранние формы религии. Мифология и религия 3.2. Религия Месопотамии 3.3. Религия Древнего Египта 3.4. Древнегреческая религия 3.5. Религия Древнего Рима 3.6. Религия древних кельтов. Друиды 3.7. Религиозные традиции германо–скандинавских племён 3.8. Восточнославянское язычество Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Религии Востока 4.1. Зороастризм 4.2. Манихейство 4.3. Индуизм 4.4. Джайнизм 4.5. Сикхизм 4.6. Религии Древнего Китая 4.6.1. Даосизм 4.6.2. Конфуцианство 4.7. Синтоизм Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Часть 3. Мировые религии. Религии монотеизма Глава 5. Буддизм 5.1. Происхождение буддизма 5.2. Вероучение буддизма 5.3. Направления буддизма 5.4. Ритуальная жизнь буддизма 5.5. Буддизм в современном мире Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Глава 6. Иудаизм: первый в ряду авраамических религий 6.1. История и происхождение 6.2. Сионизм 6.3. Священные книги, герменевтика и экзегетика 6.4. Вероучение 6.5. Богослужение и ритуалы иудаизма 6.6. Бытовой уклад и символика иудаизма Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Глава 7. Христианство: происхождение, становление, основные исторические вехи 7.1. Происхождение христианства. Основные этапы становления 7.1.1. Гностицизм 7.2. Священные тексты в христианстве. 7.2.1. Экзегетика и герменевтика 7.3. Вероучение христианства 7.3.1. Эсхатология христианства 7.4. Организация и управление христианскими церквями 7.5. Христианское богословие 7.6. Богослужение и Таинства в христианстве Несторианство и монофизитство Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Глава 8. Ислам 8.1. Возникновение и история ислама 8.2. Вероучение и ритуалы ислама 8.3. Направления и течения в исламе 8.4. Бахаизм Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Часть 4. Религия в новое и новейшее время. Религия и культура современности Глава 9. Христианство в новое время 9.1. Реформация 9.2. Консервативный протестантизм 9.2.1. Лютеранство 9.2.2. Кальвинизм 9.2.3. Англиканство 9.2.4. Янсенизм и старокатолики 9.3. Радикальный протестантизм и пограничные общности 9.3.1 Радикальный протестантизм 9.3.2. Пограничные религиозные общины 9.4. Православие в Новое время 9.4.1. Начало патриаршего периода. Русские еретические движения 9.4.2. Реформы патриарха Никона и старообрядцы 9.4.3. Православие после реформ Петра I 9.5. Католицизм в XVII–XVIII вв. Секуляризация Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Глава 10. Религия в современном мире 10.1. Современные тенденции развития религии 10.2. Религиозный модернизм. Модернизм в католицизме 10.3. Традиционализм 10.4. Модернизм в православии 10.5 Модернизм и консервативные направления в протестантизме 10.6. Неоязычество 10.7. Новые религиозные движения 10.7. Экуменизм и глобализм Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Примерные темы и вопросы семинарских занятий по курсу «Религиоведение» Примерный перечень вопросов к зачёту/экзамену по курсу «Религиоведение»  

 

Авторы:

Лебедев Владимир Юрьевич – доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры;

Прилуцкий Александр Михайлович – доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;

Викторов Вячеслав Юрьевич – кандидат философских наук, доцент кафедры общих гуманитарных дисциплин Российского государственного социального университета (г. Клин).

Рецензенты:

Смирнов М. Ю. – доктор социологических наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения Санкт–Петербургского государственного университета;

Малыгина И. В. – доктор философских наук, директор института культурологии и музееведения, заведующая кафедрой теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств.

Настоящий учебник по дисциплине «Религиоведение» охватывает материал, относящийся к общему (теория религии) и частному (история религий и рассмотрение отдельных религиозных систем) религиоведению. Он затрагивает все разделы соответствующего учебного курса, включая рассмотрение самого статуса религиоведения как науки, его современного положения, актуальных проблем, возможных путей их решения и научных перспектив. Его материал соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

В учебнике учтены новейшие направления в религиоведении, особое внимание уделено состоянию религии в современном мире, своеобразным процессам, происходящим в этой сфере, которые могут затронуть каждого человека. Представлено краткое изложение взглядов на ключевые проблемы религиоведения, принадлежащих крупным представителям наиболее авторитетных школ и направлений. Даны определения необходимых религиоведческих терминов. Текст дополняют схемы, дающие наглядное представление о материале.

Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей, а также всех читателей, заинтересованных изучением религии.

Предисловие

Настоящий учебник предназначен для студентов вузов, изучающих учебный курс «Религиоведение». Знакомство с ним позволит студентам:

– знать: предмет и структуру научного религиоведения; специфику религиозного мировосприятия; отличия религиозной и светской культуры; структуру религиозного дискурса; особенности мифологической религиозности; мифологию и пантеон древних религий германских и славянских племён; основные положения концепции двоеверия в религиозной истории Руси; композицию христианской теологии; основные положения религиоведческой семиотики; специфику ранних форм религий; основные сюжеты древних мифологий; историю и основы вероучения и обрядовых практик христианства, ислама, иудаизма; основные течения в современном исламе; направления современного иудаизма, его богослужебный уклад и религиозные традиции; основные исторические религии народов Востока, их связь с национальными и языковыми культурами; религиоведческую специфику религиозного либерализма и консерватизма; конфессиональную структуру христианства; основные течения в других мировых религиях; тенденции изменения в современных религиях;

– уметь: критически анализировать религиоведческую литературу; пользоваться религиоведческими понятиями при сравнении обрядовых и вероучительных практик; обосновывать необходимость учёта религиозного фактора при анализе специфики национальных культур; правильно интерпретировать специфику народной религиозности; разграничивать религиоведческий и теологический подходы к изучению религиозных феноменов; различать предмет теологии и философии религии; анализировать отдельные компоненты религиозного дискурса; с религиоведческих позиций анализировать мифологические сюжеты в искусстве; обнаруживать сюжетные и тематические параллели в религиозных представлениях различных народов; использовать элементы семиотического анализа при работе с религиозными представлениями; разграничивать понятия теологема и мифологема при анализе ранних и современных религий; классифицировать мифы на основании их содержания и сюжета; корректно и терминологически правильно излагать историю и специфику вероучения мировых религий; анализировать монотеистичекие и политеистические тенденции в эволюции религиозных представлений, элементы магизма в народной религиозности, явление религиозного синкретизма, понимать его источники; видеть вероучительную общность и различия аврамических религий; правильно объяснять проблему отношений между оригинальными текстами священных книг и их переводов на современные языки; ценить уникальный духовный опыт мировых религий, многообразие религиозных традиций и культур; использовать религиоведческие знания в преподавательской деятельности; обосновывать ценность религиозной толерантности;

владеть: базовой религиоведческой терминологией; основными понятиями и проблематикой, смежной для религиоведения и теологии, религиоведения и философии религии; сформированным представлением о историческом и методологическом развитии научного религиоведения; способностями к аналитической интерпретации содержания ранних и современных религий; религиоведческой компетентностью, достаточной для анализа религиозных процессов, происходящих в современном обществе; различными подходами к определению понятия «религия»; основами исторического метода анализа религиозных явлений; основами сравнительного метода анализа религиозных явлений; теоретической базой, необходимой для анализа религиозной ситуации; теоретической базой, на основании которой классифицируются различные религии; критериями выявления новых религиозных движений.

Авторы старались объективно изложить основные проблемы религиоведения, сохраняя баланс религиоведческой традиции в сочетании с относительно новыми подходами и направлениями (семиотический подход), избегая, однако, резких суждений и оценок. При рассмотрении вопросов, не имеющих однозначной трактовки, приводились различные подходы к их осмыслению для создания максимальной объективности. Это касалось и понятийно–терминологического аппарата в тех случаях, когда в понимании слов появлялась многозначность, требующая разъяснения. Читатель должен самостоятельно определить своё отношение к принципам религиозного мировоззрения.

Авторы ставят своей задачей сочетать доступность изложения с сугубо научным подходом к объекту исследования. Учитывая то, что обучение в вузе предполагает изучение курса философии, авторы не давали подробных характеристик личностей философов и учений, особенно известных и в обязательном порядке включаемых в курсы философских дисциплин, при их упоминании в тексте учебника. Также предполагалось, что понятия, общие для религиоведения и философии (например, «идеализм»), не требуют разъяснения или нуждаются только в минимальных пояснениях.

Ещё одной задачей авторов (отчасти определившей некоторые особенности подачи материала) было найти разумное соотношение материала относительно простого и материала сложного. При этом следует учесть, что как раз новейшие разработки в области изучения религии являются умеренно сложными, поскольку такова специфика науки в её современном состоянии. Нами был выбран следующий принцип: в ряде параграфов (особенно это относится к первой главе) представлен материал разных уровней сложности. Пользующийся учебником может остановить своё изучение на материале простом и относящемся ко всем минимальным требованиям к изучению религиоведения. Читатель, заинтересовавшийся некоторой темой, может прочитать и дальнейшее, углублённое изложение. Сказанное относится ко всему параграфу 1.2, а также к материалу главы 1, касающемуся мифологии и соотношения религиоведения и теологии. Авторы надеются, что такой способ подачи материала сделает учебник полезным для читательской публики с разным уровнем предварительной подготовки и с разными мотивациями для чтения предлагаемого учебника.

При распределении огромного материала происходил неизбежный отбор, в ходе которого авторы руководствовались следующими принципами:

– особое внимание уделялось менее известному материалу, более скупо или односторонне изложенному в предшествующей литературе, объяснению наиболее проблематичных и трудных для понимания моментов, а также устоявшихся некорректных мнений, подчас становящихся негативной традицией и наиболее часто встречающихся ошибочных мнений;

– принималось во внимание наличие и качественный уровень имеющейся литературы по тому или иному вопросу, к которой студент мог бы прибегнуть для более подробного выяснения интересующих его сведений;

– в ряде случаев использовался принцип формирования концептуальной основы, обеспечивающей общее правильное понимание вопроса и минимум ориентирующих знаний. Этот базис позволяет легче и плодотворнее изучить вопрос, привлекая иные информационные источники.

При упоминании имён собственных использованы стандартные способы их написания, с учётом того, что в пределах религиозной субкультуры может быть принята иная орфографическая норма, касающаяся в первую очередь порядка написания прописных и строчных букв. Титулатура, подразумевающая указание на состоявшуюся канонизацию или иное особое состояние, учитывалась как часть имени и подвергалась стандартным традиционным сокращениям (например, св. – святой, бл. – блаженный), но без некоторых тонкостей, принятых в конфессиональных рамках и требующих сложных комментариев. Имена духовных лиц воспроизводились с учётом существующей традиции их написания (притом, что она сильно варьирует порой в пределах одной конфессиональной группы). Еврейские и арабские имена давались в одной из существующих огласовок, иногда с произносительными вариантами и бытующими в обиходе эквивалентами (например, Мессия – Машиах).

Греческие, еврейские и подобные им морфемы приведены в упрощённой латинской транскрипции с учётом негуманитарной специализации адресатов учебника. Данные по словообразованию и этимологии также приводились в умеренном количестве, дабы не создать эффекта лингвистической перегрузки, учитывая негуманитарный профиль обучения студентов, для которых предназначен учебник.

В тех случаях, когда указание точных дат представлялось непринципиальным, указывался век в качестве более общей хронологии. Кроме того, тем самым преследовалась цель побудить самих студентов к самостоятельному уточнению деталей.

Для наглядности в учебнике приводятся фактические примеры, в том числе касающиеся ритуалов. В них отражена специфика вероучения и мировоззрения соответствующей религии, а, как показывает практика, знание этого раздела материала обычно малоудовлетворительно при наличии потребности восполнить дефицит знаний.

Вопросы, представленные в тексте учебника, предполагают проблемно–созидательный характер ответов: продуманы так, чтобы вводить студента в проблемные ситуации, побуждать обдумывать и сопоставлять прочитанное, рассматривать узнанное с нетривиальной стороны и стимулировать обращение к дополнительной литературе (разумеется, принималась во внимание её доступность).

В разделах и главах учебника некоторые сведения повторяются (в одном месте всегда полнее) для создания точек пересечения, скрепляющих материал и не позволяющих ему превратиться в механический набор глав и параграфов. Этой же цели служат отсылки, указывающие читающему, в каком разделе он может найти нужный ему при прочтении дополнительный материал. Такая структура облегчает использование учебника.

Приведенные схемы выполняют иллюстративную роль и помогают представить сведения с помощью иного кодирования информации.


Источник: Религиоведение: учебник для бакалавров / В. Лебедев, А. Прилуцкий, В. Викторов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. - 629 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс. ISBN 978-5-9916-2248-6 (Издательство Юрайт) ISBN 978-5-9692-1399-9 (Ид Юрайт)

Комментарии для сайта Cackle