Русанова И. П., Тимощук Б. А.

Языческие святилища древних славян

Источник

Научное издание И. П. Русанова, Б. А. Тимощук «языческие святилища древних славян»

От редакции

Предисловие. Об авторе этой книги И.О. Гавритухин

Основные публикации, связанные с дискуссией о памятниках на Збруче

Важнейшие публикации И.П. Русановой и БЛ. Тимощука о славянском язычестве

Основная литература об И. П. Русановой и Б. А. Тимощуке

Введение

I. Культовые места и святилища славян Поклонение природным явлениям и объектам Идолы Жертвенные ямы Жертвенные площадки и капища Малые городища-святилища Храмы Крупные культовые центры II. Языческий центр на реке Збруч Городище-святилище Богит Городище-святилище Звенигород Датировка збручских святилищ III. Обряды и верования Жертвоприношения человека Жертвоприношения животных Роль огня, хлеба и хлебных печей Символика жертвенных вещей IV. Значение городищ на Збруче и условия их существования Приложение Дополнительные сведения о культовых местах и святилищах Литература Список сокращений Рисунки  

 

Исследование знаменитых археологов И. П. Русановой и Б.А. Тимощука «Языческие святилища древних славян», впервые вышло в 1993 году мизерным тиражом на газетной бумаге и стало редкостью сразу после появления. Кратко этот труд можно охарактеризовать так: книга, на которую часто ссылаются, но которую почти никто не читал.

Впервые в мировой археологической науке авторы вьшолнили обзор известных сведений о славянских святилищах, одновременно подробно описав результаты своих раскопок святилищ IX–XIII в. на реке Збруч в Подолии (территория современной Украины) – тех самых, с одного из которых, возможно, происходит прославленный Збручский идол.

Планировка святилищ, описание находок, планы раскопок и картография культовых памятников – авторы рассматривают полученные сведения, привлекая обширный исторический, этнографический и справочный материал.

Издание подготовлено совместно с Институтом археологии РАН.

От редакции

Среди множества общедоступных книг, посвященных истории славян, не так много трудов, авторы которых опираются на серьезную научную основу, а тем более на собственные полевые изыскания. Преимущественно приходится иметь дело с сочинениями, которые, по сути являются не чем иным, как подборкой спекулятивных размышлений не очень-то исторически грамотных авторов или сводом более или менее общеизвестных фактов – зачастую спорных и сомнительных.

В условиях почти полной вседозволенности и отсутствия чувства меры, когда основным доводом в пользу издания той или иной книги чаще всего, в основном, является лишь скорость оборота вложенных в издание средств, читателю крайне сложно отыскать достойную книгу среди изобилия броских обложек и многообещающих названий.

Тем почетнее и достойнее, на наш взгляд, сделать доступными научные работы действительно глубокие и одновременно интересные, авторы которых – не досужие «интересанты», делающие себе «продаваемое» имя, но – ученые.

К числу таких работ, несомненно, относится книга известных во всем мире отечественных археологов И. П. Русановой и Б. А. Тимощука «Языческие святилища древних славян». Кратко ее можно охарактеризовать так: книга, на которую часто ссылаются, но которую почти никто не читал. Не читали не потому, что не знали, отнюдь! Просто впервые она вышла в далеком уже теперь 1993 году на бледно-желтой газетной бумаге типичным для научных трудов по истории и археологии тиражом несколько сотен экземпляров, часть которого, к тому же, еще и погибла, залитая водой из лопнувшей водопроводной трубы. В широкую продажу книга, естественно, не поступала и не могла поступить. Если бы не частое обращение к ней немногих серьезных популяризаторов исторической и археологической науки, о ней, наверное, и до сих пор мало кто знал бы.

Издательство «Ладога-100» не без гордости представляет вам второе, исправленное издание этого фундаментального исследования.

К сожалению, исходный текст рукописи книги не сохранился. Однако при подготовке нового издания, помимо исправления досадных опечаток и, частично, неточностей, вкравшихся в текст первого издания, удалось восстановить и по сути заново подготовить часть иллюстраций, используя для этого слайды и негативы из архива И. П. Русановой, хранящемся в Институте археологии РАН. Кроме того, выверена часть цитат из летописей и ссылок на них, а также в ряде случаев уточнены некоторые другие ссылки, имена авторов и названия использованных источников.

Для удобства читателей все цитаты приведены в соответствие с современной русской орфографией.

Хочется выразить огромную благодарность за поддержку нашей инициативы по переизданию труда И. П. Русановой и Б. А. Тимощука сотрудникам Института археологии Российской академии наук И. О. Гавритухину, М. Г. Гусакову и А. В. Алексееву, историку А. П. Пятнову, работникам архива и библиотеки Института. Их доброжелательная заинтересованность и деятельное содействие дали возможность снять немалую часть вопросов, неизбежно возникавших в ходе подготовки книги к выходу в свет.

Издательство «Ладога-100» выражает также свою глубокую признательность всем нашим читателям, без одобрения которых замысел издать книгу едва ли мог бы воплотиться в действительность.

Предисловие. Об авторе этой книги И.О. Гавритухин

Эта книга является плодом совместного творчества двух замечательных отечественных археологов-славистов: Ирины Петровны Русановой (22.04.1929, Москва – 22.10.1998, Москва) и Бориса Анисимовича Тимощука (07.05.1919, с. Лука под Житомиром – 26.02.2003, Черновцы). Их вклад в науку и вехи биографии нашли отражение в ряде специальных публикаций, есть и списки опубликованных работ этих ученых (см. избранную библиографию в конце предисловия). Здесь мне бы хотелось остановиться на некоторых деталях предыстории и судьбы данной книги.

Совместная работа Ирины Петровны и Бориса Анисимовича1 началась в середине 1970-х годов. И. П. Русанова к тому времени уже была известна как знаток погребальных памятников южной ветви восточных славян (прежде всего – полян и древлян), полевой исследователь школы Ю. В. Кухаренко, открывший многие славянские памятники на северо-западе Украины и юге Белоруссии и проведший раскопки ряда из них, что дало эталонные материалы, специалист по раннеславянской культуре, чьи работы получили европейское признание. Б. А. Тимощук был известен исследованиями в Северной Буковине (бывшей до того «белым пятном» для археологов), где он открыл сотни памятников, раскопками и анализом раннеславянских и древнерусских поселений и городов Восточного Прикарпатья.

В 1970-е годы оба исследователя особое внимание уделяли изучению славянских древностей, связанных с эпохой, когда появились первые письменные известия о народе, носившем имя «славяне». В VI в. этот народ столкнулся с Византией на Дунае, а к VII в. достиг Эгейского и Адриатического морей на юге, Эльбы на западе. Археологические следы традиционной материальной культуры славян специалисты отождествляют с пражской культурой. К началу 1970-х годов археологи активно обсуждали вопросы выделения наиболее ранних пражской культуры. Требовалось найти эталон. Один из пригодных для этого пунктов был открыт Б. А. Тимощуком в урочище Кодын у сел Острица и Чагор в Черновицкой области. И. П. Русанову тоже привлекло Восточное Прикарпатье, связывавшие славянский «север» и «юг». В 1974 году, вское после знакомства, они организовали совместную экспедицию. Была практически полностью раскопана сохранившаяся часть двух поселений в Кодыне, что позволило убедительно выделить славянские древности V в. Результаты раскопок и наблюдения были опубликованы учеными в совместной книге «Кодын – славянские поселения V–VIII вв. на р. Прут» (М.: Наука, 1984).

Итак, первый опыт совместной деятельности оказался очень удачным, получил всеобщее признание. Он оказался плодотворным не только в науке: Борис Анисимович и Ирина Петровна стали мужем и женой. Параллельно с раскопками в Кодыне появился новый совместный проект.

Исследователи не раз отмечали, что славянские поселки располагались скоплениями – «гнездами» Уникальную возможность для их изучения дают земли Восточного Прикарпатья. Дело в том, что многие славянские поселения располагались здесь в пересеченное местности, ныне покрытом лесом. После того как жители этих поселков переселились на новые места, оставленные селища не распахивались и на их поверхности до сих пор хорошо видны «западины» – следы снесенных построек. Важна и другая особенность предгорных районов. Многие из них имеют продиктованные особенностями местности естественные границы. Учитывая все это, можно оценивать поселения не только по площади, но и по плотности застройки, а гнезда поселении – не только исходя из расстояния между селищами, но и с учетом заданных природой границ группы древних памятников, связанных с ними угодий и т.д.

Б.А. Тимощук у священного колодца, исследованного Прикарпатской экспедицией (из архива И.П. Русановой)

Б. А. Тимощуком с учениками в ходе многочисленных разведок по Северной Буковине были открыты многие такие гнезда, началось их осмысление. И. П. Русанова предложила сделать исследования систематическими, со сплошным обследованием гнезд, сьемкой инструментальных планов памятников, четкой привязкой материалов. Комплексные экспедиции, проводившиеся в те же сезоны, что и раскопки, начались со второй половины 1970-х годов и продолжались до последних лет полевых исследований И. П. Русановой и Б А Тимощука. Так были получены уникальные данные для изучения общественной организации славян во второй половине I – первых столетиях II тыс н. э. Пока они отражены в печати лишь несколькими совместными статьями 1980-х годов и использованы в книгах Б. А. Тимощука 1990-х годов.

Коль скоро началось археологическое изучение общественных структур, встал вопрос об отличительных особенностях памятников, связанных с центрами регулирования общественных отношении, военной, политической и, конечно, духовной жизни. Началась разработка археологических признаков, позволяющих определять городища-убежища, общинные, для более позднего времени – административные и дружинные центры, особенности микротопографии ряда возникающих городов, замков и т. д. Результаты целенаправленных разведок и раскопок на «узловых» для понимания памятника участках, обработанные и обдуманные, помогали точнее сформулировать задачи исследований следующего полевого сезона. В этом контексте И. П. Русанова и Б. А. Тимощук вновь обратились к проблематике исследования общественных центров духовной жизни славян, т. е. святилищ.

Тема не была для них новой. Еще в 1966 г. И. П. Русанова опубликовала часть материалов своих раскопок у Шумска под Житомиром, связав несколько исследованных объектов со славянской культовой практикой конца I тыс. н.э. Б. А. Тимощук археологические исследования на Буковине сочетал со сбором этнографических данных. Среди них – восходящие к далеким временам поверья и легенды, указывающие на особое отношение, почитание некоторых мест. Во многих из таких мест были обнаружены славянские археологические памятники, причем отличающиеся необычным местонахождением и структурой. В ходе экспедиций по изучению гнезд славянских поселений на такие места стали обращать специальное внимание, сравнивать их признаки, продумывать интерпретацию. В 1983 г. была опубликована подборка материалов о таких памятниках, расположенных на территории Западной Украины. Как и в случае с древнейшими материалами пражской культуры, требовался эталон, чтобы сделать доказательным для всех то, что было понято в ходе исследований. Так появилась идея экспедиции на реку Збруч.

Место это знал каждый славист. С конца XVIII века, после раздела Польши, здесь проходила граница Российской империи и империи Габсбургов. Сухим летом 1848 г. австрийские пограничники заметили торчащую из реки голову. Объект был вытащен на берег, им оказался каменный идол. Позднее он был перенаравлен в Краков, тогда столицу Галиции – австрийских владений к востоку и северу от Карпат, где и хранится до сих пор. Находка в славянских землях этого уникального скульптурного изображения породила обширнейшую литературу, от изящных гипотез до фантастических домыслов. Все эти штудии оставались кабинетными.

Первое систематическое археологическое обследование мест в районе находки Збручского идола, как ни странно, было произведено почти на 150 лет позднее его обнаружения. Это стало заслугой И. П. Русановой и Б. А. Тимощука, начавших в 1984 году исследования на Збруче. На местности на основании описаний было определено приблизительное место, где идол был найден, проведены разведки прилегающих районов, раскопки. Работы продолжались до 1989 г. – первый блок задач был выполнен: открыто 5 городищ, более 20 поселений и связанных с ними могильников. На важнейших из них были проведены стационарные исследования и раскопки, позволяющие получить данные для изучения структуры памятников и датировать их. Новый этап исследований требовал организации еще более масштабных работ. Но осуществить их не позволяло здоровье, а руководить раскопками, не принимая в них непосредственного участия, но будучи начальником экспедиции номинально, Ирина Петровна считала для себя неприемлемым2. Борис Анисимович согласился с ней, было решено посвятить силы осмыслению полученных материалов в широком историческом контексте и их публикации.

Очень оперативно, во второй половине 1980-х гг. (еще параллельно с раскопками) – начале 1990-х гг. общая характеристика и обзор важнейших материалов, открытых на Збруче, были опубликованы как в центральных археологических изданиях, так и изданиях, ориентированных на коллег – представителей смежных дисциплин, прошли доклады на заседаниях отдела славяно-русской археологии Института археологии АН СССР (где работали И. П. Русанова и Б. А. Тимощук) и научных конференциях. Открытия вызвали большой резонанс. Большинство выводов и наблюдений были приняты специалистами. Хотя в дискуссиях на ряде собраний прозвучал и скепсис.

Пока речь шла о славянском язычестве на территории Руси до XI века, материалы и их интерпретация, предложенные И. П. Русановой и Б. А. Тимощуком, воспринимались как важные уточнения и дополнения существующих представлений. Но оказалось, что памятники с теми же характеристиками, что святилища IX–XI вв., известны и для более позднего времени. Наличие у полабских (т. е. живших в основном в бассейне Лабы–Эльбы) славян крупных языческих центров, сформировавшегося пантеона и жреческого сословия – по крайней мере, для XII в., до разгрома в ходе немецких и польских «крестовых» походов и завоевания немцами западных славянских территорий, – подтверждено многочисленными письменными источниками. На Збруче же, согласно данным, полученным на исследованных памятниках, один из всплесков активной деятельности местного населения приходился наконец XII – первую половину XIII века. Тезис о наличии в это время крупного языческого центра на территории древнерусского государства противоречил устоявшимся представлениям.

Следует сказать, что полученный вывод оказался неожиданным и для самих исследователей збручского комплекса. В этой связи работа стала продвигаться по нескольким направлениям. Б. А. Тимощук особое внимание начал уделять анализу археологических памятников как отражению общественной структуры, выделяя признаки укреплений-убежищ, общинных центров, городов, замков и на их фоне – святилищ. И. П. Русанова, склонная не столько к социологическому, сколько к сравнительно-историческому анализу, стала специально изучать особенности культовых памятников, достоверно принадлежащих славянам.

Неоднократно поднимался вопрос о систематической публикации материалов, полученных на Збруче. Об этом говорили как сторонники, так и противники концепции. Конечно, это было особенно важно и для авторов раскопок. Однако возможностей для этого в центральных издательствах, где была сосредоточена публикация археологических материалов, не нашлось3. Удалось договориться с научным центром «Архэ»4. Как и другие издания этого центра, книга, переиздание которой Вы держите в руках, вышла с минимальными издательскими и полиграфическими затратами и очень ограниченным тиражом. Но главное сделать удалось – научная общественность получила возможность ознакомиться с основными результатами раскопок Прикарпатской экспедицией памятников, связываемых с языческими культами средневековых славян, в книге был представлен археолого-аналитический и сравнительно-исторический материал для их интерпретации.

Вскоре появились отклики в отечественной и зарубежной печати. Основные сомнения скептиков были изложены в рецензии, написанной известным специалистом по изучению духовной культуры средневековья Владиславом Петровичем Даркевичем и опубликованной в центральном отечественном археологическом журнале «Российская археология». Рецензент высоко оценил полевые исследования И. П. Русановой и Б.А. Тимощука, но горячо отвергал в принципе наличие крупного языческого центра на территории Руси в XII–XIII вв. Материалы со збручских памятников X–XI вв. он считал соотносящимися с языческими центрами, на месте которых возникли древнерусские поселения, в том числе город, неизвестный по письменным источникам. Многочисленность находок, расчлененные трупы и т. д. он предложил интерпретировать как следы внезапного ужасного разгрома, который был учинен здесь монголо-татарами.

Следует отметить, что рецензия не переубедила сторонников выводов И. П. Русановой и Б. А. Тимощука. Рецензент использовал факты весьма выборочно, иногда просто ошибочно. В. П. Даркевич не учитывал, что ряд комплексов, которые он связывал с погромом, были разновременными. Сравнения ограничивались отдельными, не всегда корректными, примерами. Все сказанное выше прозвучало в ответе на рецензию В. П. Даркевича, написанном И. П. Русановой и Б. А. Тимощуком и в 1998 г. опубликованном в «Российской археологии».

И. П. Русанова и Б. А. Тимощук не считали дискуссию закрытой, о чем не раз говорили и писали. Ведь она затрагивает важнейшие стороны понимания истории и культуры Древней Руси. Авторами был указан и способ ее плодотворного ведения. Кроме оценки конкретных материалов5, она должна включать последовательное обсуждение методических проблем (в частности – проблему археологических признаков, отличающих культовые памятники от некультовых), опираться на широкий круг систематически рассмотренных аналогий. Такой подход требует непредвзятости, смелости и, одновременно, строгости мышления. Впрочем, Ирина Петровна и Борис Анисимович не рассматривала дискуссию как самоцель. Она – лишь момент в научном поиске, позволяющий лучше очертить непонятное, требующее дальнейшего исследования.

Мемориальная доска на доме №11 по улице Ватутина в Черновцах (Украина), где жил Б. А. Тимощук. А вот российским археологам государство до сих пор ни одного памятника или мемориальной доски не поставило

Для И. П. Русановой следующим этапом на пути изучения славянско­го язычества стала разработка картины развития форм и особенностей языческих представлений по археологическим материалам ряда культур Центральной и Восточной Европы I тыс. до н. э. – I тыс. н. э. (от кельтов и германцев до скифов, сармат и ряда финно-угорских народов). Этот впечатляющий проект, замечательный по самоценности сконцентриро­ванных материалов и наблюдений, должен был помочь выявить общие закономерности развития и понять специфические формы язычества. Для этого необходимо было учесть разность и взаимовлияние традиций, культурные связи и конвергентные формы эволюции, историческую ситуацию и многое другое. Все это должно было создать серьезную сравнительно-историческую основу для понимания язычества в целом и славянского язычества в частности, в противовес, как заскорузлости восприятия, так и скороспелым поверхностным суждениям или фантастическим реконструкциям, ставшим столь частыми в литературе, все более «захлестывающей» книжными прилавками. К несчастью, скоротечная тяжелая болезнь и смерть не дали И. П. Русановой завершить этот труд6

Борис Анисимович Тимощук, переживший болезнь и смерть искренне любимой и глубоко уважаемой Ирины Петровны, продолжал работу, связанную с изучением общественных отношений у славян. Как и прежде, важной стороной своей деятельности он до последнего дня считал устную и письменную популяризацию научных знаний для всех, кого не оставляет равнодушным прошлое родной страны и культуры.

Первое издание книги, которую Вы держите в руках, вышло крайне ограниченным тиражом, разошлось очень быстро и стало библиографической редкостью. Понятно, что этой работе суждена долгая научная жизнь, чему и призвано способствовать ее новое издание.

Основные публикации, связанные с дискуссией о памятниках на Збруче

Даркевич В. П. Рец.: Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. М.: АРХЭ, 1993 // РА. 1996. № 4. С. 200–209.

Назаренко А. В., Хорошкевич А. Л. Языческая Европа глазами археолога // Русанова И. П. Истоки славянского язычества (Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н.э. – I тыс. н. э.). Черновцы: Прут, 2002. С. 6–9.

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Еще раз о славянском языческом центре на реке Збруч // РА. 1998. № 2. С. 234–243.

Szimanski W. Рец.: Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. М.: АРХЭ, 1993 // Archeologia Polski (Warszawa). 1997. Т. 42, Z. 1–2. S. 286–301.

Важнейшие публикации И.П. Русановой и БЛ. Тимощука о славянском язычестве

Русанова И. П. Языческое святилище на р. Гнилопять под Житомиром // Культура Древней Руси. М., 1966. С. 233–237.

Русанова И. П. Культовые места и языческие святилища славян VI–XIII вв. // СА. 1992. № 4. С. 50–67.

Русанова И. П. Караваи в языческих обрядах славян // IV научная конференция Российской народной академии наук. М„ 1993. С. 27–30.

Русанова И. П. Культовые сооружения и жертвоприношения славян–язычников // Истоки русской культуры (археология и лингвистика). Материалы по археологии России. Вып. 3. М.: Русский мир, 1997. С. 47–62.

Русанова И. П. Культовые зольники скифского времени / / Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Т. VI. Симферополь, 1998. С. 160–172.

Русанова И. П. Священные колодцы // Историческая археология. Традиции и перспективы (к 80-летию со дня рождения Даниила Антоновича Авдусина). М., 1998. С. 8–14.

Русанова И. П. Истоки славянского язычества (Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н.э. – I тыс. н.э.). Черновцы: Прут, 2002.

Русанова И. П. Языческие храмы славян // Сборник в память В. В. Аулиха. Львов (издание осталось нам недоступно).

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Славянские святилища на Среднем Днестре и в бассейне Прута // СА. 1983. № 4. С. 161–173.

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Збручское святилище (предварительное сообщение) // СА. 1986. № 4. С. 90–99.

Русанова И. П., Тимощук Б. А. По следам Збручского идола // Знание – сила. 1987. № 3. С. 42–47.

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Второе Збручское (Крутиловское) святилище // Древности славян и Руси. М.: Наука, 1988. С. 78–91.

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Рец.: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987 // СА. 1988. № 2. С. 260–264.

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Во времена Збручского идола // Вопросы истории. 1990. № 8. С. 153–157.

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. М.: АРХЭ, 1993.

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Язычники на Збруче // Наука в России. 1994. № 2. С. 72–77.

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Еще раз о славянском языческом центре на реке Збруч // РА. 1998. № 2. С. 234–243.

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Религиозное «двоеверие» на Руси XI–XIII вв. // Культура славян и Русь. М.: Наука, 1998. С. 144–163.

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Збручское святилище // HBУУ. 2001. Т. 1. С. 148–153.

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Второе Збручское (Крутиловское) святилище // HBУУ. 2001. Т. 1. С. 159–165.

Тимощук Б. О. Зустрiч з легендою: Iсторико–краезнавчi нариси. Ужгород: Карпати, 1974.

Тимощук Б. О. Слов'яни Пiвнiчноy Буковини V–IX ст. К.: Наук, думка, 1976.

Тимощук Б. А. Восточнославянская община VI–X вв. н. э. М.: Наука, 1990.

Тимощук Б. А. Языческое жречество Древней Руси (по материалам городищ-святилищ) // РА. 1993. № 4. С. 110–121.

Тимощук Б. О. Iлiвське городшце-святилище // Галицько–Волинська держава: передумови виникнення, icтopiя, культура, традицii: Тези доп. i повiд. Мiжнар. наук. конф. Галич. Львiв, 1993. С. 28–29.

Тимощук Б. А. Восточные славяне: от общины к городам. М.: Изд-во МГУ, 1995.

Тимощук Б. О. Поганськi городища-святилища Галицькоi Pyci // Буковинський журнал (Чернiвцi). 1996. Ч. 1–2. С. 83–96.

Тимощук Б. А. Отдельный комплекс культовых сооружений святилища Звенигород // РА. 1996. № 1. С. 133–144.

Тимощук Б. О. Язичницькi святилища Галицькоi Pyci // Iсторико-фiлологiчний вiсник Украiнського iнституту. М., 1997. Т. 1. С. 176–181.

Тимощук Б.О. Язичницькi святилища Галицькоí Pyci // Медобори i духовна культура давнiх, середньовiчних слов'ян (до 150-рiччя виявлення Збруцького «Святовита»): Матерiали наук. конф. (8–9 жовтня 1998 р., Гримайлiв). Jlьвiв, 1998. С. 39–50.

Тимощук Б.О. Схiднi слов'яни VII–X столiть: полюддя, язичництво, початки держави. – Чернiвцi: Прут, 1999.

Тимощук Б. А. Языческое жречество Древней Руси (по материалам городищ-святилищ) // НВУУ. 2001. Т. 1. С.165–173.

Основная литература об И. П. Русановой и Б. А. Тимощуке

Борис Онисимович Тимощук. Бiблiографiчний покажчик. (До 80-рiччя вiд дня народження). Упорядники Ю. В. Мисько, О. М. Масан; вступна стаття О. М. Масана. Чернiвцi: Мiсто, 1999.

Винокур И. С. Путь в науку // История СССР. 1969. № 4. С.174–176.

Винокур И. С. Борис Анисимович Тимощук – выдающийся исследователь археологии Буковины // Stratum plus. 2002. № 5. Славянские древности. Памяти И. П. Русановой и Б. А. Тимощука. С. 13–20. библ. с. 21–26.

Гавритухин И. О. Тимощук Борис Анисимович // Институт археологии: история и современность. М.: ИА РАН, 2000. С. 235–236.

Гавритухин И. О., Масан А. Н., Перхавко В. Б. Памяти Бориса Анисимовича Тимощука (1919–2003) // РА. 2003. № 4. С.175–177.

Гавритухин И. О., Михайлина Л. П., Перхавко В. Б. К 80-летию Бориса Онисимовича Тимощука // РА. 1999. № 4. С. 240–241.

Гавритухин И. О., Обломский А. М. Русанова Ирина Петровна // Институт археологии: история и современность. М.: ИА РАН, 2000. С. 207–210.

Масан О. Борис Онисимович Тимощук: життя i наукова дiяльнiсть. (До 85-рiччя вiд дня народження) // Етнокультура у контекстi свiтовоi icтopii: Матерiали VI Мiжнар. наук. семiнару «Черезовскi читання». Чернiвцi: Прут, 2004. С. 72–87.

Масан О., Тимощук Т. Видатний украiнський археолог та iсторик Борис Онисимович Тимощук (1919–2003 pp.) // Hoвi обрii: Hayковi працi iнституту фундаментальних дослiджень. Вип. 8. К., 2005. С. 146–152.

Плетнева С. А. Памяти Ирины Петровны Русановой // РА. 1999. № 2. С. 246–252 (с библиографией трудов И. П. Русановой).

Плетнева С. А., Макарова Т. И. Памяти Ирины Петровны Русановой // Stratum plus. 2002. № 5. Славянские древности. Памяти И. П. Русановой и Б. А. Тимощука. С. 10–12. библ. с. 17–20.

Постатi украiнськоi археологii. Матерiали i дослiдження з археологii Прикарпаття i Волинi. Вип. 7. Львiв, 1998. (статьи Л. Михайлины, Ю. Мисько, В. Войнаровського, М. Филипчука, I. Вознего, О. Масана). С. 61–67,108–110.

Хорошкевич А. Л. Судьба – археология: исследователи раннего славянства – Ирина Петровна Русанова и Борис Анисимович Тимощук // Археологiчнi cтудii. Вип.1. Киiв – Чергнiвцi, 2000. С. 4–21 (с библиографией трудов И. П. Русановой). Переиздано с дополнениями, но без фотографий // Slavia antiqua. Т. 41. S. 191–210.

Сокращения:

HBУУ – Науковий вiсник Украiнського унiверситету (г. Москва)

РА – Российская археология

СА – Советская археология

Введение

Каменный идол, случайно найденный в 1848 г. в реке Збруч (служившей в то время границей России и Австро-Венгрии), до сих пор привлекает к себе внимание необычностью своего облика и помещенных на нем изображений, не имеющих в целом аналогий. Эта находка привела к появлению многих научных трудов и вызвала не прекращающуюся до настоящего времени дискуссию о времени изготовления идола, об этнической принадлежности его создателей, о его значении и месте, где он мог стоять (Гуревич Ф.Д., 1941). Для решения этих вопросов было необходимо обследование и выявление всех археологических реалий на местности в районе обнаружения идола. Такие исследования были проведены Прикарпатской экспедицией Института археологии РАН в 1984–1989 гг. под руководством авторов. Эти работы привели к открытию на Збруче в непосредственной близости от места находки идола трех городищ-святилищ – Богит, Звенигород и Говда, как их традиционно называют местные жители. Исследования этих городищ позволили выяснить дату, принадлежность и первоначальное местонахождение Збручского идола.

В то же время сами городища-святилища и открытые на них материалы оказались столь разнообразными и неожиданными, что, в свою очередь, вызвали споры и недоумения. Необычность Збручских святилищ, расположенных на южной окраине Галицкой Руси, связана, прежде всего, со временем их существования с конца X вплоть до второй половины XIII в., когда основная масса населения этого района была уже христианизирована. Особенностью городищ-святилищ оказались также их сложная планировка, разветвленная система окружающих валов и рвов, многообразие открытых на городищах культовых сооружений и построек. К тому же заключительный этап функционирования святилищ сопровождался массовыми жертвоприношениями, в том числе и человеческими, что в таком количестве не было встречено в других местах славянского мира и не укладывалось в сложившиеся представления о верованиях и обрядах древнерусского населения.

В связи с этим первоочередной задачей данной работы является как можно более полная публикация полученных материалов. Но сделать это необходимо с привлечением имеющихся в настоящее время сведений о славянских культовых сооружениях с широкой территории, на фоне которых стала бы видна необычность или традиционность открытых на Збруче святилищ. В сумме своей археологические данные о святилищах, распространенных в славянских землях, показывают наличие определенной закономерности в форме и конструкции культовых сооружений, в особенностях совершенных на них жертвоприношений. Как оказалось, те же закономерности прослеживаются и на збручских памятниках, где были сконцентрированы все те элементы, которые присутствуют на разбросанных в разных местах славянских культовых объектах. Уникальность збручских святилищ вызвана хорошей сохранностью этого одного из крупных языческих центров славян, существовавшего длительное время в силу сложившихся исторических условий. Кроме того, богатство и разнообразие полученных данных связано с довольно широким масштабом и целенаправленностью исследований, проведенных на Збруче, что не всегда удавалось осуществить на других подобных языческих центрах славян.

При исследованиях языческих святилищ на Збруче в Прикарпатской экспедиции постоянно участвовали М. А. Ягодинская и И.О. Гавритухин, в разные годы руководили раскопками А.З. Винников, А.П. Медведев, Г.Л. Новикова, С.В. Пивоваров, Н.П. Тельнов, Е.Н. Федотова, М.А. Филипчук, А.А. Юшко. Раскопки проводились силами студентов Черновицкого, Киевского, Воронежского, Тверского университетов, Тернопольского, Нижегородского, Луганского пединститутов. Определение костных остатков сделано В.П. Данильченко, П.М. Покасом, Г.П. Романовой, пыльцовые анализы выполнены Е.А. Спиридоновой, злаки изучены Н.А. Кирьяновой, стеклянные браслеты исследованы Ю.Л. Щаповой. Авторы выражают всем глубокую благодарность.

 

 

* * *

1

Ряд материалов о Б.А. Тимощуке был любезно представлен дочерью Бориса Акимовича Т.Б. Тимощук и его учеником, черновицким археологом С.В. Пивоваровым.

2

Тогда она отдала мне свою полевую сумку, планшет для черчения на раскопе, свой «фирменный» совок, удобный для раскопки. Правда, проводить раскопки я стал в другом месте, исследуя округу знаменитого раннеславянского городища Зимно под Владимиром-Волынским (провести там исследования, чтобы понять археологический контекст этого памятника, было идеей Бориса Анисимовича), что больше соответствовало моим научным интересам. Памятники на Збруче остались «в ведении» ученицы Бориса Анисимовича, археолога из Тернополя М.А. Ягодинской, как и я, руководившей в составе прикарпатской экспедиции (начальник И.П. Русанова, зам. Начальника – Б.А. Тимощук) одним из отрядов.

3

Сейчас трудно сказать, в какой степени это было связано с непониманием важности такой публикации издательскими чиновниками, нежеланием помочь у тех археологов и историков, от кого зависело решение, в какой – с реальными трудностями в это время, и другими причинами.

4

Центр «Архэ» (фактически – объединение нескольких энтузиастов во главе с А.П. Абрамовым) был создан в конце 1980-х гг. и занимался поддержкой исследований по античной археологии Северного Причерноморья, опираясь на изыскиваемые организационные ресурсы, спонсорские деньги и другую безвозмездную помощь. Удалось поддержать раскопки городища Патрей на Тамани, создать в Москве Музей амфор (первый в России!), наладить выпуск периодического сборника научных публикаций и материалов «Боспорский сборник» (его 9 выпусков на некоторое время «закрыли брешь» в изданиях по отечественному антиковедению, стали заметным явлением в историографии) и др. Окрепнув, центр по инициативе Андрея Петровича Абрамова обратился и к «славянской программе», понимая её важность для отечественной науки. Эту программу стал разрабатывать я. В рамках этой программы удалось издать книгу И.П. Русановой и Б.А. Тимощука, был подготовлен, вместе с А.М. Обломским, сборник статей. К сожалению, по причине финансовых и других трудностей центр прекратил деятельность. Значительная часть материялов славянского сборника была опубликована коллегами из Молдавии в посвящённом И.П. Русановой и Б.А. Тимощуку томе 5 за 2002 г. журнала Stratum plus.

5

Даже из материалов Прикарпатской экспедиции опубликована лишь сравнительно небольшая часть. Впрочем, такая ситуация, к сожалению, типична для подавляющего большинства материалов с древнерусских памятников. А ведь по Збручским памятникам, в отличие от многих других, есть весьма подробные ежегодные отчёты о полевых исследованиях, экземпляры которых хранятся в архивах Институтов археологи Национальной Украинской (в Киеве) и Российской (в Москве) академий наук. В Тернопольском областном краеведческом музее хранятся коллекции находок. Ряд материалов можно найти в личном архиве И. П. Русановой (передан в Институт археологии РАН) и Б. А. Тимощука (передан в Черновицкий университет).

6

Лишь его небольшая часть издана в нескольких статьях и книге, которую удалось подготовить друзьям и коллегам Ирины Петровны из Москвы и Украины, опубликованной в Черновцах в 2002 г.


Источник: Языческие святилища древних славян / И.П. Русанова, Б.А. Тимощук. - [2-е изд., испр.]. - Москва : Ладога-100, 2007. - 303 с. : ил., карт., портр., табл. (Веди / Ин-т археологии РАН).

Комментарии для сайта Cackle