Долготерпение Божие
...Велика и неисповедима благость Божия, невыразимо Божие долготерпение к человеческому роду, если только пожелаем мы отрезвиться и постараемся всецело обратиться к Богу, чтобы возможно нам было улучить спасение (прп. Макарий Египетский, 67. 34). Источник.
* * *
...Бог не прекращает Своего долготерпения в течение всей жизни человека, потому что и тысяча лет у Него считается кратчайшим временем, и притом... уже прошедшим (свт. Иоанн Златоуст, 48, 901).
* * *
Если пренебрегаешь ты, несчастный, Божиим медлением и долготерпением, то устыдись хотя настоящего. Ибо многие, не имея в виду будущего, уклоняются того, что осмеивается здесь. Если же пренебрегаешь тем и другим, то здесь возбудишь смех, а там – плач (прп, Исидор Пелусиот, 60, 120).
* * *
Поскольку Божественный Промысл щадит согрешающих больше, нежели сколько видит их щадящими себя самих, то посему, водясь долготерпением, взывает царственной и человеколюбивой проповедью: покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3, 2). Но если согрешающие, ни во что вменяя сие увещание, признают долготерпение небрежением, то, может быть, и ныне, без сомнения же, когда настанет время суда, не пощадит уже не удостоивших пощады себя самих, но подвергнет самым жестоким наказаниям пренебрегших долготерпение... (прп. Исидор Пелусиот, 61, 11–12). Источник.
* * *
...Если и весьма теперь долготерпит Божий гнев, призывая к покаянию, то впоследствии без замедления строже накажет не уваживших столь великого человеколюбия. Посему многие здесь еще не избегли непреодолимой руки, но постигнуты были такими бедствиями, которые великостью своей затмили всякое плачевное представление, многие же, избежав по видимому здешних наказаний, горчайшие вкусили там, когда правдивый Суд возмерил им, сколько было должно (прп. Исидор Пелусиот, 61, 43). Источник.
* * *
...Уважив Божие долготерпение, держись добродетели. Ибо не до конца будет терпеть пренебрегаемый Судия, но наложит сильную руку. Почему наперед указует и оправдывается, что на подлежащих ответственности произносится Им непогрешительный приговор. Молчах, говорит, еда а всегда умолчу, и потерплю; ...истреблю и изсушу вкупе (Ис. 42, 14); а сим как бы выражает: «Если образумитесь, Я наперед сказал, что будет. Если же станете упорствовать, то вина не на Мне; вы сами вынудили постигающее вас наказание» (прп. Исидор Пелусиот, 62, 194). Источник.
* * *
...Не обвиняй Божия правосудия в нерадении, но подивись Его долготерпению, которое ныне призывает... к покаянию, и тем отъемлет предлог к оправданию... (прп. Исидор Пелусиот, 62, 283).
* * *
Не вопи на Божие долготерпение, по причине благоденствия <нечестивых>... которые, оскорбляя добродетель и увенчивая порок, даже превозносятся тем. Напротив того, удивляйся сему долготерпению, по причине безмерной благости призывающему их к покаянию, и молись, чтобы они пришли в себя, и ты избавился от соблазна, они – от наказания, а вера – от осмеяния. Если же (чего да не случится!) до конца будут они упоены поросом, неистовствуя в безумии и бешенстве; из того, что потерпят там, познают, что лучше было бы вести себя целомудренно (прп. Исидор Пелусиот, 62, 292).
* * *
...Всего несообразнее с разумом терпение Божие, принимающее к покаянию, обращать в напутие к большим грехам. Если же потому, что не понесли еще наказания, надеетесь, что и не будете наказаны, то вполне знайте, что Божество как человеколюбиво, так нелживо и всемогуще. Оно оказывает человеколюбие, и первые грехопадения оставляет ненаказанными, давая время к исправлению, однако же, если прегрешения паче и паче усиливаются, взыскивает за них напоследок, и подвергает наказанию за все в совокупности... (прп. Исидор Пелусиот, 62, 307).
* * *
...Частое прощение твоих прегрешений обучило тебя грешить непростительно. Поэтому, употребив узду воздержания, попытайся остановить себя в стремлении в бездну и сделай, чтобы врачевство прощения стало не бесполезным, и чтобы не постигло наконец тебя Божественное правосудие, как неблагопризнательо и бесчувствено (прп. Исидор Пелусиот, 62, 405).
* * *
Божие долготерпение да не побуждает тебя к пороку, но да призывает к добродетели. Ибо ни с чем не сообразно терпеть вред от блага, а такое долготерпение есть благо же; оно порождает милость кающимся, и суд нераскаянным (прп. Исидор Пелусиот, 62, 465).
* * *
Не порицай Божия долготерпения, ибо оно – общее врачевство (прп. Нил Синайский, 72, 234). Источник.
* * *
Иеромонах Троице-Сергиевой Лавры отец Мелетий сообщил достойную памяти историю последних лет жизни иеромонаха московского Покровского монастыря отца Никодима. Иеромонах Никодим, по словам отца Мелетия, был муж просвещенный и доброго сердца. Своей истинно иноческой жизнью он был известен даже митрополиту Филарету.
Вдруг с ним случилось что-то непостижимое для человеческого ума. Он впал в непонятную тоску и от уныния не находил себе места. Чтобы сколько-нибудь забыться в своем тяжелом угнетенном состоянии, он стал прибегать к вину, постепенно пристрастился к водке и сделался настоящим алкоголиком. Архимандрит Паисий, тогдашний настоятель Покровского монастыря, уважаемый всей Москвой за свою духовную жизнь, принимал все меры, чтобы удержать отца Никодима от запоя. Но все старания его были напрасны, и он был вынужден, наконец, доложить об этом митрополиту Филарету.
По прибытии членов следственной комиссии из консистории в Покровский монастырь, отец Никодим не открыл им даже своей двери. Находясь в нетрезвом состоянии, он беззастенчиво грубил некоторым из них. На донесении членов комиссии о результатах следствия митрополит Филарет наложил резолюцию, в которой выражал сожаление о поведении отца Никодима и назначал его на поселение в Николо-Песношский монастырь. На Песноше игуменом состоял тогда истинный монах мудрой и духовной жизни, которому, однако никак не удавалось благотворно повлиять на отца Никодима. Тот и здесь продолжал вести нетрезвую жизнь и доходил до такого состояния, что, удаляясь в соседнюю деревню, все пропивал с себя. Игумен не знал, что с ним делать. Лишать его сана и обратить в первоначальное состояние он не хотел, так как не терял надежды на его исправление и просил о том Бога. О спасении отца Никодима заботился и сам митрополит Филарет, всегда спрашивавший о нем.
Так прошло три года. Отец Никодим был буквально соблазном для всей Песношской обители. Однажды игумен, будучи в Москве, специально просил митрополита Филарета, чтобы он помолился об искушаемом иеромонахе Никодиме. Владыка митрополит в ответ на просьбу настоятеля сказал: «Верю, что не до конца Господь прогневался на него. Он помилует и исцелит его немощи». Однажды, к неописуемой радости игумена, отец Никодим неожиданно для всех пришел в церковь к полунощнице, стал на клирос и своим мощным голосом стал помогать братии в пении. В тот же день он пришел к Литургии, к вечерне, а затем и в последующие дни стал неопустительно являться ко всем службам. Братия часто замечала его плачущим и молитвенно кающимся. В таком благодатном душевном состоянии он провел восемь месяцев. Игумен, видя его исправление, официально сообщил о том митрополиту Филарету и просил разрешить священнодействие отцу Никодиму. На донесении святитель Филарет наложил следующую резолюцию: «Душою и сердцем радуюсь исправлению отца Никодима. С любовью благословляю и разрешаю ему священнодействовать».
Разрешение это было получено отцом игуменом в Великую Пятницу на Страстной седмице. Объявляя об этом отцу Никодиму, игумен благословил ему готовиться к священнослужению вместе с ним в Светлый день Святой Пасхи. Предстоя святому престолу в служении с отцом игуменом, отец Никодим всю Светлую заутреню и всю обедню пламенно, со слезами, молился. Благодарственные молитвы после причащения отец Никодим от изнеможения читал уже сидя. По окончании молитв к нему подошел пономарь, чтобы напомнить о разоблачении. Но отец Никодим уже ничего не слышал. Он был мертв, и лицо его сияло пасхальной радостью.
Когда об этом было донесено митрополиту Филарету, то владыка со слезами на глазах сказал: «Слава и благодарение Всевышнему Богу, не хотящему смерти грешника, по промыслительно спасающему человеческие души!» (114, 171–174).