Источник

Ропот

Ничто так не бывает причиною отвращения Божия и наказания человека, как ропот... (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 150).

* * *

...Не ропщите ни на кого, подозревая его в чем-либо с худой стороны (прп. авва Исаия, 59, 8).

* * *

Воздерживайся от ропота, дабы не уязвили тебя (мысленные) змеи! (прп. авва Исаия, 59, 91). Источник.

* * *

...Проклятия достоин и жалок, кто не приобрел послушания, предается же ропоту (прп. Ефрем Сирин, 30, 21). Источник.

* * *

Ропотник, когда дают ему приказание, противоречит, к делу негоден; в таком человеке нет даже и доброго расположения: потому что он ленив, и лень неразлучна с ропотом (прп. Ефрем Сирин, 30, 22). Источник.

* * *

У ропотника всегда готов предлог. Если приказано ему заняться делом, он ропщет; а вскоре развращает и других. «И это на что, – говорит он, – и другое к чему? И пользы нет в этом деле» (прп. Ефрем Сирин, 30, 22). Источник.

* * *

Всякое дело ропотника не стоит одобрения, и негодно и чуждо всякой добродетели (прп. Ефрем Сирин, 30, 22). Источник.

* * *

Ропотник любит трапезовать и гнушается постом (прп. Ефрем Сирин, 30, 22–23). Источник.

* * *

Ропотник и ленив: он умеет наушничать, знает, как сплести речь; он изворотлив и многоизобретателен, и никто не превзойдет его в многословии; он всегда клевещет одному на другого (прп. Ефрем Сирин, 30, 23). Источник.

* * *

...Для чего роптать <в скорбях>, скажи мне, и произносить богохульные слова? Разве боль сделается оттого легче для тебя? Даже если бы она и сделалась легче, и тогда не следовало бы решаться на это, и терять спасение души, заботясь доставить облегчение своему телу (свт. Иоанн Златоуст, 48, 400).

* * *

Если малодушие заставляет тебя роптать, то нужно истребить и этот корень, содержать дверь <уста> крепко и хранить строго (свт. Иоанн Златоуст, 48, 484).

* * *

Роптание есть знак ленивого и бездеятельного ума (свт. Иоанн Златоуст, 49, 355). Источник.

* * *

Тяжел, несносен ропот; он близок к хуле... Ропот – это неблагодарность. Ропщущий неблагодарен Богу; а не благодарный Богу подлинно есть и хульник (свт. Иоанн Златоуст, 54, 291). Источник.

* * *

Лучше ничего не делать, нежели делать с ропотом, так как при этом и самое дело теряет цену (свт. Иоанн Златоуст, 54, 291).

* * *

Ропот свойствен рабам непризнательным и бесчувственным... какой сын ропщет, трудясь на пользу отца и трудясь для самого себя? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 291).

* * *

Какие бы дела ни совершал человек ропщущий, он унижается и теряет награду, подобно израильтянам, – а вы знаете, какому подверглись они наказанию за ропот (свт. Иоанн Златоуст, 55, 267).

* * *

Для того ведь диавол и наводит тысячи бедствий, чтобы низвергнуть тебя в этот ров <хулы и ропота>. И если он видит, что ты хулишь, то легко умножает и усиливает скорбь, чтобы ты под влиянием мук опять предавался ропоту; а если видит, что переносишь мужественно, и чем более усиливается страдание, тем более ты благодаришь Бога, то тотчас же отстает, видя уже тщетность и бесполезность своих козней. Зачем ты ропщешь, человек, и извергаешь хулы, если подвергнешься когда-нибудь неожиданному несчастью? Разве ты сделаешь легче страдание, если будешь хулить? Наоборот, ты усилишь его и сделаешь скорбь гораздо более тяжкой. Но ты не можешь молчать, будучи пронзаем скорбью? Тогда вместо хулы возблагодари, восхвали, прославь Бога.

Если ты произнесешь хулу, то и помощь Божию оттолкнешь, и диавола сделаешь более сильным против себя; а если возблагодаришь, то и козни лукавого демона отразишь, и попечение Бога-Покровителя привлечешь к себе (свт. Иоанн Златоуст, 55, 574). Источник.

* * *

Те же, которые не переносят вразумления Божия с благодарностью, а предаются ропоту, кроме того, что не получают от того никакой пользы, еще и подвергают себя крайним бедствиям (свт. Иоанн Златоуст, 55, 640).

* * *

Господь сносит всякие немощи человеческие, не терпит же человека всегда ропщущего и не оставляет без вразумления (прп. Исаак Сирин, 58, 396). Источник.

* * *

...Мера каждому – труд и усердие. А у болящего какая мера? Скажет кто: ибо он работать не может. Ему мера – благодарение, безропотность и терпение (прп. Феодор Студит, 92, 209–210).

* * *

Ропщет кто, грех ему есть: не будем же роптать, ни выходить из себя... ибо мы земля и пепел, пыль и прах... (прп. Феодор Студит, 92, 254).

* * *

При отцах наших не было ропота, но каждый принимал с благодарением, что давалось, и от этого горькое было сладко и неприятное приятно; ныне же мы ропщем, осуждая то и это, не только сами в себе, но и при всех, чтобы побольше наделать ропотников и побольше Бога преогорчить (прп. Феодор Студит, 92, 486).

* * *

...Никто также не отказывайся от своего послушания, но благопокорно исполняй его, хоть бы смерть: это будет настоящее монашеское совершенство. И ропотлив никто не будь, осуждая наше место <место, где подвизаешься>, яко не имеющее того и этого. Таковой повинен суду возроптавших в пустыне, коих пагуба изумительна... (прп. Феодор Студит, 92, 491).

* * *

...Внимая да внимаем себе, братие, – все вместе: и кои здесь, и кои в отлучке, – всеусердно да исправляем заповеди Господни, и да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел (Евр. 10, 24), не дозволяя себе жить беспечно, не творя волю плоти и помышлений, не вдаваясь в ропотливость, подобно древним ропотникам, не искушая Господа подобно тогдашним искусителям, – может ли Он и на будущее время то и то сделать для нас... (прп. Феодор Студит, 92, 537–538).

* * *

Кто ропщет за обыкновенными службами, тяготится ими и не соблюдает радения о них во все продолжение славословия Божия, тот поистине не познал, как много сладки в гортани любящих Бога словеса Божии, и насколько слаще они паче меда и сота в устах пришедших в познание Его, но совсем плоть есть, и мудрование имеет плотское, и чувство плотское, и не может вкусить и духовно восчувствовать блага, какие даровал нам Бог (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 227–228).

* * *

...Проводник искушения к душе есть помышление ропотливое, всегда движимое в сердце... (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 330).

* * *

Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 87). Источник.

* * *

...Признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 357). Источник.

* * *

Не позволим себе зловредного ропота, в особенности не позволим себе душепагубной хулы, которые часто слышатся из уст ослепленного, ожесточенного грешника, терзающегося и бьющегося на кресте своем, тщетно порывающегося избавиться от креста. При ропоте и хуле крест делается невыносимою тяжестью, увлекающею во ад распятого на нем (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 95–96). Источник.

* * *

Ропот на посланную скорбь, ропот на Бога, пославшего скорбь, уничтожает божественную цель скорби: лишает спасения, подвергает вечной муке (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 234). Источник.


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle