Источник

Плоть

Жизнь плотская и наслаждение в жизни сей большим богатством и властию бывает смертию для души... (прп. Антоний Великий, 89, 89).

* * *

Горе нам, что мы плоть свою, имеющую обратиться в прах и пищу червей, питаем в грехах, не боясь ни огня, в коем будем вечно мучиться, ни червя, никогда не усыпающего (прп. авва Исаия, 59, 188).

* * *

...Когда ум спасет чувства души от пожеланий плоти и минует их, тогда столп созерцания его отделит душу от пожеланий плоти (прп. авва Исаия, 89, 421).

* * *

...Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха, и о гресе осуди грех в плоти (Рим. 8, 3), т. е. Господь уди лил от нее грехопадение, пленницею которого была всегда плоть, почему и не принимала в себя Божественной мысли, и самую плоть доведя до удобоприемлемости слова, соделал, что мы не по плоти уже ходим, но по духу... (свт Афанасий Великий, 2, 255). Источник.

* * *

Что такое скверна плоти?.. Скверною плоти будет сообщение с теми, которые делают запрещенное... (свт. Василий Великий, 9, 202).

* * *

...Остерегайтесь исполнять хотения плоти, чтоб не оказаться нам безответными на Страшном оном Судилище, на котором будет воздаяние всякому, сделал ли кто доброе что или худое (см.: 2Кор. 5, 10) (прп. Ефрем Сирин, 30, 32).

* * *

Кто желает плотского успокоения, тот готовит себе много болезней; а долготерпеливый спасается (прп. Ефрем Сирин, 30, 148). Источник.

* * *

Не люби плотского покоя, чтоб не найти себе в нем духовного вреда (прп. Ефрем Сирин, 30, 158). Источник.

* * *

Кто питает плоть тела своего, тот питает злые похоти, и срамные помыслы не оскудеют у него (прп. Ефрем Сирин, 30, 166). Источник.

* * *

От множества снедей делается грубым ум, а доброе воздержание очищает его (прп. Ефрем Сирин, 30, 176). Источник.

* * *

Всех дров в лесу не достанется для огня; и плоть не насытится покоем (прп. Ефрем Сирин, 30, 196). Источник.

* * *

Кто украшает одежды свои и наполняет чрево свое, тот выдержит много браней; а трезвенный страшен противникам (прп. Ефрем Сирин, 30, 203). Источник.

* * *

...В какой мере греет кто, на беду, плоть свою, в такой мере умножает в себе страсти, и напоследок душа, обре меняемая худым навыком тела, делается бесплодною (прп. Ефрем Сирин, 31, 158–159).

* * *

Как огонь не может гореть без дров и другого сгораемого вещества, так и немощная, злокозненная плоть наши, если не обременена пресыщением, не воспламеняется похотию, но бывает покойна и покорна воле Господней (прп. Ефрем Сирин, 32, 270). Источник.

* * *

...Не давай никогда покоя плоти своей, чтобы не сделалась она бременем душе твоей... (прп. Ефрем Сирин, 32, 367).

* * *

В плотском воспламенении не всякое движение про исходит от злокозненности демона, но бывает иногда, что при крайнем воздержании происходит движение, когда сухие и горячие дыхания возбуждают естество; так признано искуснейшими испытателями естества. Посему должно в меру срастворять тело принятием пищи, чтоб при совершенной неумеренности подвижнику не терпеть насилий от движений плоти (прп. Ефрем Сирин, 32, 403–404). Источник.

* * *

Плоть связана самым естеством своим и ничего не может сама себе ни прибавить, ни убавить; но воля имеет возможность восходить до всякой меры (прп. Ефрем Сирин, 34, 151). Источник.

* * *

Гибельная плоть – черная волна зломудренного велиара! Гибельная плоть – корень многовидных страстей! Гибельная плоть – подруга дольнего скоротечного мира! Гибельная плоть – противница небесной жизни! Плоть – мой враг и друг, приятная война, неверное благо, плоть, непрестанно вкушающая плод человекоубийственного древа, брение, грязная цепь, тяжелый свинец, неукротимый зверь, порождение воюющего со мною вещества, негодная кипучесть, гроб и узы царя твоего – небесного образа, который получил я от Бога! Еще ли не положишь конца бесстыдным порокам, не покоришься духу и седине, о окаянная злоумышленница? Тебя одну Христос, когда неблагообразие вещества приводил в благолепие словом, тебя одну образовал собственными руками и напоследок сочетал с Божеством, чтобы возлюбленную тварь, наследницу великой жизни, но которую одуряющий велиар обременил страданиями, спасти и Своею смертию избавить от лютой смерти. Посему окажи мне уважение, перестань безумствовать и питать непримиримую вражду к душе моей! Источник.

Рукою бессмертного Бога и тем бедственным днем, который, наконец, соберет воедино все дела смертных, свидетельствуюсь тебе, что, изнурив и низложив тебя скорбями всякого рода, сделаю бессильнее самих мертвецов, если не остановишь в себе безумия и тока кровей, прикосновением к краю чистых риз Христовых (свт. Григорий Богослов, 16, 24–25). Источник.

* * *

Блажен, кто ведет жизнь бесплотную, и великого образа не обложил примесью тины! Немногое, и то по принуждению, следует за небесными помыслами, а гораздо большее им противится и служит омрачением ума. Я порождение скоротечного; для чего делаешь подобным меня бессмертным? Если во мне Божие дыхание, то для чего, Христе, связываешь меня брением? Наступила старость, ослабели члены. Но если восставшая плоть, явно или тайно, приходит еще в бешенство и, что всего прискорбнее, таинника небесных жертв делает нечистым, то заклинаю тебя, плоть, великою державою Бога, или черным для нечестивцев днем, удержись от наглости! (свт. Григорий Богослов, 16, 25–26). Источник.

* * *

Не робей слишком плоти, как будто она по природе своей неукротима. Не от Бога тот страх, который делает человека связанным. Не предавайся слишком и плотской неге, чтобы пресыщение, сверх чаяния твоего, не низринуло тебя с стремнины! (свт. Григорий Богослов, 16, 80). Источник.

* * *

Нехорошо, если на жизнь твою кидается плоть – эта рыба прильнуша, останавливающая корабль на всем ходу(свт. Григорий Богослов, 16, 87). Источник.

* * *

Скажи и ты, негодная, зловонная плоть! поскольку я <душа> – владычица – сопряжена с тобою пищеваром, то скажи: чего ты хочешь себе, чтобы удержать в себе дыхание? Я должна тебе немногим, хотя стараешься вынуть у меня многое. Хочешь ли иметь стол, благоухающий от мира и излишних поварских ухищрений, слышать восторгающие звуки музыкальных орудий и рукоплесканий, видеть пляски юных отроков, несвойственные мужам, и круженья дев, неблагочинно обнаженных, так как все это учреждают на пиршествах любители студодеяния, чтобы еще более разгорячить вино, омрачающее ум? Если этого хочешь ты от меня, то скорее получишь удавку. Я ненасытным друзьям предлагаю следующее! Пусть сокроет тебя какой-нибудь приют, или сам собою образовавшийся в каменной горе, или, если надобно тебе и потрудиться, дело нескольких часов. Одеждою пусть будет у тебя или верблюжий волос, по уставу праведников, или даже кожа – покров древней наготы. Для ложа бери, что случилось; а трава и древесные ветви да будут у тебя пурпуровой скатертью, неопасною для сопиршественников. И приятно благоухающая трапеза да предлагается у тебя без дальних приготовлений из тех безыскусственных даров, какие дружелюбная земля расточает всякому. А устроив твое помещение, и напитаем тебя охотно. Хочешь ты есть? Бери себе хлеб, если случится, даже и житный. А для варенья без меры даем тебе соль и дикий лук – некупленный овощ; другою лучшею приправой пусть будет голод. Хочешь ли ты пить? – Пред тобой струится вода – всегда через край льющаяся чаша, питье, не производящее опьянения, наслаждение, заимствуемое не у виноградной лозы. А если хочешь и пороскошничать, то не пожалеем уксуса. Но тебе и этого будет недостаточно. Ты неутомимо и ненасытно хочешь черпать удовольствие дырявою бочкою. Ищи же себе другого попечителя, а у меня нет досужего времени лелеять своего домашнего врага, который бы уязвил меня, как окостеневшая от стужи, и потом в недре моем отогретая змея. Ты хочешь огромных домов, позолоченных потолков, искусных произведений живописи и мозаики, едва не живых изображений, стен, блестящих разными и искусно подобранными цветами? Хочешь пышной одежды, к которой нельзя и притронуться, хочешь богатых перстней и этого убранства, смешного для тех, которые учатся целомудрию, а еще более смешного для меня, который знаю одну внутреннюю красоту...

«Богомудрый! пройди мимо пламенеющего меча, будь делателем Божественных растений, цветущих разумом, которых лишил меня враг, уловив сластолюбием. Приступи опять к древу вечно пребывающей жизни, а она, как нашел я, есть ведение Всевышнего Бога, Единого Трисиянного Света, к Которому стремится все». Так скажет сам себе всякий, если он мудр. А кто не захочет сказать, тот напрасно провел жизнь. И, о, если бы еще только напрасно, а не и величайшем зле! (свт. Григорий Богослов, 16, 197–199). Источник.

* * *

.В естестве человеческом умопредставляются две жизни: плотская, водящаяся чувствами, и духовная, невещественная, преуспевающая в разумном и бесплотном житии души. Но невозможно соделаться в одно и то же время причастным той и другой жизни; потому что тщательность об одной из них производит лишение в другой. Потому, если будем стараться соделать душу жилищем Божиим, то надлежит плотию выйти из плотской скинии. Чтобы дом наш обновлен был Тем, Кто обновляет нас Своим вселением, сему невозможно совершиться иначе, как разве когда совершится исход скинии отчуждением от жизни телесной (свт. Григорий Нисский, 19, 85). Источник.

* * *

...Нерассудительно относиться враждебно к естеству плоти, ибо не от нее зависит причина зла; если бы это было так, то зло имело бы одинаковую силу у всех, получивших в удел телесную жизнь (свт. Григорий Нисский, 24, 521). Источник.

* * *

Не к добру пространно питающие плоть свою, и попечение о ней простирающие до похоти (см.: Рим. 13, 14) на себя самих после сего пусть жалуются, а не на нее. Напротив те, которые стяжали душевное бесстрастие чрез это самое тело и прилежат посильному (при его же посредстве) созерцанию Сущего, исповедуют благодать Творца (давшего нам тело) (авва Евагрий, 89, 576).

* * *

Как служанка, служащая порядочной женщине, необходимо и сама делается такою же, хотя бы и не желала этого; так и плоть такой любомудрой души необходимо сообразует и собственные порывы с ее движениями (свт. Иоанн Златоуст, 44, 356). Источник.

* * *

Не жизнь создана для пищи и питья, но для жизни пища и питье. Так не станем же извращать этого порядка, и не будем так угождать чреву и плотским удовольствиям, как будто бы мы для этого и созданы (свт. Иоанн Златоуст, 47, 213).

* * *

...Размышляя о происходящем для нас вреде от этого угождения <плоти>, станем укрощать движения плоти, не поленимся и не попустим ей восставать на душу (свт. Иоанн Златоуст, 47, 213).

* * *

...Тело служит средством и для порока, и для добродетели, подобно оружию, которое у пользующегося им при годно на дела того и другого рода; так одним и тем же оружием защищаются – и воин, сражающийся за отечество, и разбойник, вооружающийся против граждан; следовательно, вина падает не на оружие, а на того, кто употребляет его во зло. То же самое можно сказать о плоти, которая бывает тем или другим не по собственной природе, а по расположению души (свт. Иоанн Златоуст, 52, 609).

* * *

Мы соглашаемся, что плоть ниже и недостаточнее души, но вовсе не противоположна ей, не враждебна и не зла, но как гусли – музыканту и как корабль – кормчему, так и плоть подчинена душе; и гусли, и корабль не противоположны тем, кто управляет и пользуется ими, но и вполне согласны, хотя и неодинакового достоинства с художником... искусство не в гуслях и не в корабле, а в кормчем и в гусляре, не унижает этих предметов, а показывает различие между художником и искусством... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 638). Источник.

* * *

Кто спас душу, Тот <Христос> и сделал плоть благопокорною (свт. Иоанн Златоуст, 52, 644).

* * *

Если бы победа <над грехом> совершилась не во плоти, это не так было бы удивительно, потому что и закон производил это; но удивительно то, что (Христос), имея плоть, воздвиг победный трофей, и та самая плоть, которая тысячекратно была побеждена грехом, одержала над ним блистательную победу. Смотри же, сколько совершилось необычайного: во-первых, грех не победил плоти, во-вторых, он сам был побежден и притом побежден плотию, – ведь не одно и то же – не быть побежденной и победить того, кто всегда побеждал, – в-третьих, плоть не только победила, но и наказала, так как тем, что (Христос) не согрешил, Он явился непобежденным, а тем, что умер, Он победил и осудил грех, сделав для него страшною ту самую плоть, которая была прежде презираема. Так, Он уничтожил и силу греха, уничтожил и смерть, введенную в мир грехом. Пока грех встречал грешников, он по справедливому основанию наносил им смерть; когда же, нашедши тело безгрешное, предал его смерти, то, как сделавший несправедливость, подвергся осуждению (свт. Иоанн Златоуст, 52, 644).

* * *

Христос уготовал победу, не принявши другой плоти, вместо прежней, и не изменив эту <человеческую> в существе, но, согласившись пребывать в том же самом естестве, достиг того, что оно приобрело венец за победу над грехом, а после этой победы воскресил его и сделал бессмертным (свт. Иоанн Златоуст, 52, 645).

* * *

Пока она <плоть> сохраняет собственное свое значение, не бывает ничего несообразного; когда же мы позволяем ей все, и она, преступив свои пределы, восстанет на душу, тогда все губит и портит не по собственной своей природе, но вследствие неумеренности и происходящего из нее беспорядка (свт. Иоанн Златоуст, 52, 646).

* * *

...Христос не только угасил мучительство греха, но и плоть сделал более легкою и духовною, не чрез изменение ее природы, но посредством большего окрыления ее (свт. Иоанн Златоуст, 52, 649). Источник.

* * *

Как железо от пребывания в огне само делается огнем, сохраняя собственную природу, так и у верующих, имеющих Духа, самая плоть перерождается в ту же деятельность, делаясь всецело духовною, во всем распинаемая и окрыляемая вместе с душою (свт. Иоанн Златоуст, 52, 649). Источник.

* * *

Необходимо, чтобы она <плоть> шла позади, а не впереди, чтобы она не управляла нашей жизнью, а принимала законы Духа (свт. Иоанн Златоуст, 52, 657).

* * *

...Хотя плоть и ниже души, но и она прекрасна (свт. Иоанн Златоуст, 53, 804).

* * *

Когда она (плоть), возомнив о себе, захватывает власть над возницей, тогда производит бесчисленное множество зол (свт. Иоанн Златоуст, 54, 47). Источник.

* * *

Как хороший и крепконогий конь не обнаруживает достоинства, когда не повинуется вознице, так и плоть тогда лишь хороша, когда мы обуздываем ее порывы (свт. Иоанн Златоуст, 54, 47). Источник.

* * *

...Если мы пригвоздим плоть свою страхом Божиим, то ничто не поколеблет нас; если же оставим ее на свободе, то и слабое нападение может поразить и погубить нас (свт. Иоанн Златоуст, 54, 826–827). Источник.

* * *

...Не будем делать из плоти нашей (тело) бесполезное, негодное или вредное, но будем произращать в ней добрые плоды и плодоносные растения, и прилагать старание, чтобы они не завяли от пресыщения, – так как и они могут загноиться и породить червей вместо плодов (свт. Иоанн Златоуст, 55, 247). Источник.

* * *

Тогда как похоть плоти неудержимо стремится к одному греховному и находит удовольствие в одном том, что доставляет временный покой; дух, напротив, весь желает прилепиться к делам духовным, оставляя даже самые необходимые потребности плоти, желает предаться исключительно тем одним, не уделяя даже и малой заботы о тленной плоти сей. Плоть услаждается сластями и похотями; духу неприятны даже естественные нужды. Та желает насыщаться сном и наполняться пищею; сему питательнее бдения и посты, и он не хотел бы принимать пищи и сна даже столько, сколько это необходимо для жизни. Та желает изобиловать всякими сокровищами; сей неохотно имеет даже малую часть хлеба на каждодневное содержание. Та желает нежиться и окружать себя толпою ласкателей; сему отраднее житие жестокое и уединение пустыни, удаленной от сопребывания смертных. Та пленяется похвалами и почестями человеческими; сей радуется, если терпит гонения и обиды (прп. авва Даниил, 56, 230).

* * *

Сколько для плоти, избыточествующей силами, нужно умерщвление, укрощающее надмение страстей, столько же для плоти, изнемогающей и вместе с душою подвергающейся злостраданию, потребна помощь, чтобы подчинялась Божественным заповедям. Посему должно заботиться и о том и о другом, а при недостатке чего-либо одного усовершение трудно (прп. Исидор Пелусиот, 60, 5).

* * *

...Плоть рвется и скачет, нелегко уступает изнуряющим ее, но нередко, побежденная в юности, за поражения сии вознаграждает себя победами в старости и уничтожает славные памятники, после побед над нею воздвигнутые (прп. Исидор Пелусиот, 62, 227). Источник.

* * *

Пока пища утучняет тело; восстает и самовластвует плотское мудрование, узаконяя подвластным, что ему угодно (прп. Нил Синайский, 71, 9). Источник.

* * *

Давай плоти то, что ей нужно, а не что хочет она получить (прп. Нил Синайский, 72, 235).

* * *

Изнуряй плоть добрыми трудами, но позаботься не приводить ее в совершенный упадок (прп. Нил Синайский, 72, 236). Источник.

* * *

Всего лучше гнушаться плотолюбивых помыслов, потому что и тело растлевают, и душу оскверняют (прп. Нил Синайский, 72, 248–249). Источник.

* * *

...Плотские нравом извергнуты будут вне Царствия (прп. Нил Синайский, 72, 276).

* * *

...Не услуживай без меры рабе <плоти> чревоугодием, чтобы, забыв свою меру, не сделалась она самоуправною, и не осмелилась поднять оружие на владельца (прп. Нил Синайский, 72, 336).

* * *

Скакание плоти и срамное пожелание, наказав бичом поста и словом, убедим безмолвствовать (прп. Нил Синайский, 72, 338). Источник.

* * *

К чему так щедро утучняешь плоть свою, которая, еще немного, и станет пищею червей (прп. Нил Синайский, 72, 343). Источник.

* * *

...Разжжение плоти соделается матерью вечного огня (прп. Нил Синайский, 73, 401). Источник.

* * *

Юношеская плоть, утучненная разными яствами и винопитием, делается подобно вепрю, готовому на заклание. Жжением плотских сластей закалается при этом душа, и распадением злой похоти пленяется ум, не могши противостоять влечению плоти. Так, прилив крови – отлив духа. Что касается до вина, то юность да не обоняет даже запаха его, – чтоб двойным пожаром, – внутри от воз действия страсти, и совне от винопития, – разгоревшись сласть плотская не изгнала духовной сладости болезненного умиления и не произвела смятения и ожесточения и сердце. Даже воды в сытость да не приемлет юность, для сохранения духовного желания (благонастроения); ибо скудость воды много способствует к уцеломудрению тела. Когда испытаешь это на деле, тогда удостоверишься в том собственным опытом (прп. Марк Подвижник, 89, 478).

* * *

Воля плоти есть естественное движение тела с последующим за ним разжжением без помыслов, – которые укрепляются сном и покоем тела... (прп. Марк Подвижник, 89, 513). Источник.

* * *

В какой мере превозмогает в тебе любовь к плоти, в такой не можешь быть отважным и бестрепетным при многих противоборствиях, окружающих любимое тобою (прп. Исаак Сирин, 58, 11). Источник.

* * *

Все доброе и худое, что ни приключается с плотию, почитай за сновидение (прп. Исаак Сирин, 58, 16). Источник.

* * *

Очищение плоти есть неприкосновенность к плотской скверне (прп. Исаак Сирин, 58, 389). Источник.

* * *

...Плоть сия есть друг неблагодарный и льстивый: чем более мы ей угождаем, тем более она нам вредит (прп. Иоанн Лествичник, 57, 95).

* * *

Если бывает разжжение плоти, то должно укрощать ее воздержанием, во всякое время и на всяком месте (прп.Иоанн Лествичник, 57, 106).

* * *

Кто хочет бороться со своей плотню и победить ее своими силами, тот тщетно подвизается; ибо если Господь, не разорит дома плотской похоти, и не созиждет дома душевного, то всуе бдит и постится думающий разорить (прп. Иоанн Лествичник, 57, 115). Источник.

* * *

Если свяжу ее постом, то, осудив ближнего, снова предаюсь ей; если, перестав осуждать других, побеждаю ее, то, вознесшись сердцем, опять бываю ею низлагаем. Она и друг мой, она и враг мой, она помощница моя, она же и соперница моя; моя заступница и предательница. Когда и угождаю ей, она вооружается против меня. Изнуряю ли ее, изнемогает. Упокоеваю ли ее, бесчинствует. Обременяю ли, не терпит. Если я опечалю ее, то сам крайне буду бедствовать. Если поражу ее, то не с кем будет приобретать добродетели. И отвращаюсь от нее, и объемлю ее. Какое это во мне таинство? Каким образом составилось во мне это соединение противоположностей? Как я сам себе и враг и друг? (прп. Иоанн Лествичник, 57, 130). Источник.

* * *

Иссохшая тина не привлекает свиней: и плоть, увядшая от подвигов, не упокоивает более бесов (прп. Иоанн Лествичник, 57, 211). Источник.

* * *

Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти невозможно взойти на небо (прп. Иоанн Лествичник, 57, 211). Источник.

* * *

Как сражающийся со львом, если отвратит от него взор свой, тотчас погибает; так и борющийся с плотию своею, если ее упокоит (прп. Иоанн Лествичник, 57, 213). Источник.

* * *

Кто ум свой отрешил от любления и ласкания плоти, тот Животворящим Духом умертвил деяния плотские (ср.: Рим. 8, 13) (авва Фалассий, 91, 310).

* * *

Не думай отрешиться от склонности к плотскому, если ум твой еще занимается тем, что свойственно плоти (авва Фалассий, 91, 323).

* * *

Не все пекись о плоти, но, определив ей подвиг, по силе ее, весь ум свой обрати на внутреннее (прп. Максим Исповедник, 91, 222).

* * *

Если, когда плоть здорова и в довольстве, обычно возрастает сила греха; то явно, что когда она в скудости, юнеть следует силе добродетели. Будем же нести мужественно измождение плоти, – сию очистительницу душевных скверн и виновницу будущей славы. Недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18) (прп. Максим Исповедник, 91, 250).

* * *

...Возлюбим же болезненное преутруждение плоти и возненавидим ее сласти: ибо то вводит в рай и делает причастными благ его; а те изгоняют из него и лишают благ его (прп. Максим Исповедник, 91, 251).

* * *

...Угождение ему <телу> противно духовной жизни (прп. Феодор Студит, 92, 37).

* * *

Не будем поблажат телу, которое святые почитали врагом и смиряли его всячески воздержанием... (прп. Феодор Студит, 92, 37).

* * *

Как со зверем диким, как со львом, живешь ты с этот плотию. Если не прострешь на него меча, он тебя похитит, сотрет и убьет (прп. Феодор Студит, 92, 110). Источник.

* * *

Сколько ни корми ее, сколько ни покой, сколько ни услаждай – не превратится ли она все же в червей и и смрадную грязь? (прп. Феодор Студит, 92, 123).

* * *

Когда немощная плоть начнет изнемогать, напомним себе, что, поблажая ей, усокровиществуем себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия, и воспрянем к воодушевленному мужеству (прп. Феодор Студит, 92, 224).

* * *

Возьмите же ее (плоть) в руки и утесните, и, по слову Апостола: угодия не творите в похоти (Рим. 13, 14), но, доставляя ей потребное в мере разумной, пребывайте так,чтобы жить в духе (прп. Феодор Студит, 92, 432).

* * *

...Сласть плотская удица есть, растлевающая, а не питающая, – смертоносная, а не живительная... (прп. Феодор Студит, 92, 543).

* * *

Такова всякая плоть: тлением зачинается, тлением и кончается (прп. Феодор Студит, 92, 624).

* * *

Бедствующие от восстаний сего смертного тела и каждочастною почти войною его утомляемые, пусть не плоть за это осуждают, а самих себя; ибо если бы они не давали ей силы, попечения о ней простирая до похоти, то не бедствовали бы столько от нее. Или не видят они распеньших плоть свою со страстьми и похотьми и мертвость Иисусову в мертвенной плоти своей носящих, как они имеют ее содейственницею паче в добром, – не противоборствующею, но покорною и ведомою законом Божиим? (свт. Феодор Едесский, 91, 323).

* * *

Движение души к доброму должно быть столько сильнее движения ее к худому, сколько мысленные красоты превосходят чувственные; так что и попечение ее о плот должно быть допускаемо лишь на столько, сколько это необходимо для удовлетворения ее потребностей и поддержания жизни, чтоб иначе не довесть животный организм наш до насильственного расстройства. Но это установить для себя легко; в дело же произвесть весьма трудно, ибо нельзя без труда искоренить устаревшие привычки души (свт. Феодор Едесский, 91, 348).

* * *

Не сораспялся еще Христу тот, кто имеет естественные1 движения плотские, и не спогребся еще Ему тот, кто носит помышления и сочувствия плотские... (прп. Илия Екдик, 91, 433).

* * *

Если не умертвимся плоти, ее похотям и желаниям, то не можем обрести покоя и свободы от злых дел, которые водворяется в нас благодатию Всесвятаго Духа при усиленной с нашей стороны борьбе со страстьми и похотьми, к успешному ведению которой много способствует раздаяние имений (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 196).

* * *

Кто мудрствует и действует плотски, тот неверен и пуст от благодати Божественной. Ибо если б не был он неверен, то не был бы пуст и наг от благодати Христовой и не был бы увлекаем от дьявола действовать плотски (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 205). Источник.

* * *

Мудрования же плотского будем всячески бегать, потому что оно неугодно Богу и при нем нет возможности оторваться от наслаждения привременным и вознестись умом к небесному и вечному. Мудрование плотское тому, кто порабощен ему, не дает жить по Богу, но увлекает душу его к бессловесным стремлениям плоти и всего человека делает подобным неразумному животному (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 291). Источник.

* * *

...Отбрось самоугодие и вооружись нещадно против плоти... (прп. Никита Стифат, 93, 101).

* * *

Когда плоть господствует в нем <человеке>, похоть и гнев сопротивляются душевным желаниям (прп. Григорий Синаит, 93, 194).

* * *

Тело, говорят богословы, создано нетленным, каковым и воскреснет, как и душа создана бесстрастною... (прп. Григорий Синаит, 93,195). Источник.

* * *

...Как душа имела свободу согрешить, так тело – возможность подвергнуться тлению (прп. Григорий Синаит, 93, 195).

* * *

...Плотское вожделение, будучи независимым от воли и явно враждебным закону духа, – хотя у целомудренных, путем силы воли, и держится в рабстве и послабляется только в целях деторождения, – как-то от начала привносит осуждение, будучи тлением, и называемо так, и рождает, конечно, для нетления, и является страстным движением человека, не сознающего чести, которую наше естество прияло от Бога, но потом уподобилось животным (свт. Григорий Палама, 26, 155). Источник.

* * *

...Плоть... не должно оставлять без внимания. Иначе как она будет нашею? Как удержим ее за собою? Как отразим подступы к ней лукавого, – особенно когда уз наем, как духовно противодействовать духам злобы... (свт. Григорий Палама, 93, 297). Источник.

* * *

...Для внимающего одним вещественным благам земли, и склонного к плотским удовольствиям, небеса заключены, как для имеющего омраченными мысленные очи свои (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 178).

* * *

Постараемся мудро устроить состояние плоти нашей, давая ей столь много пищи и сна, чтоб она не изнемогли излишне, и оставалась способною к подвигам; давая их столь мало, чтоб она постоянно носила в себе мертвость, не оживая для движений греховных (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 204). Источник.

* * *

...Плоть, не распятая, а утучняемая и утешаемая обильным питанием, наслаждением и упокоением, не может не сочувствовать греху, не услаждаться им, не может не быть неспособною к приятию Святаго Духа, не может не быть чуждою и враждебною Христу (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 350). Источник.

* * *

...Необходимо для подвижника Христова распятие плоти! Необходимо подчиниться благому игу подвигов для обуздания скотоподобных стремлений плоти, а не для отьятия у нее здоровья и сил, необходимых для самого подвижничества (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 350). Источник.

* * *

Сущий во плоти, т.е. не обуздывающие своей плоти, но допустившие ей преобладание над духом, Богу угодить не могут. И потому, живя во плоти, мы должны жить не для плоти! (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 94).

* * *

...Многие, упоенные жизнию для плоти, не только забыли о предметах духовных, но начали из упоения своего отвергать существование Бога, невидимого мира, самойдуши своей (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 231).

* * *

Главное плоти угодия бегать... Ее надо строго наказать – умертвить (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 32). Источник.

* * *

Над умерщвлением сих <плотских> движений надо потрудиться: ибо они имеют свою основу в естестве, потому живучи очень... пост сильный, постоянный, малоспание, утруждение тела... паче же молитвенное трезвение... достигают, наконец, того, что они стихают (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 175).

* * *

Самый лукавый враг – плотоугодие... Эта лягавая прикидывается окалевающею, но только поблажь ей... уже и удержи нет... подай одно, подай другое (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 219). Источник.

* * *

...Всякая победа над плотью дает венец. Как врагу невыгодно доставлять венцы; то он и удаляется и не нападает (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 97). Источник.

* * *

Сласть плотская стала отрицанием христианства внутри нас. И ничто так не подавляет радости духовной ныне... как сия сласть (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 106). Источник.

* * *

Вражду и неприязнь непримиримую к плоти имейте... и преследуйте ее своеволие... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 111). Источник.

* * *

Старцы древние писали, что они сурово относились к телу: не его убить имея в виду, а чрез умерщвление плотиумертвить страсти (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82,154). Источник.

* * *

Телесная, плотская, чувственная, – неодобрительная в нравственном отношении жизнь есть та, когда человек, увлекаясь крайне животолюбием и телолюбием, поставляет главною для себя целию и заботою покой тела... (свт.Феофан, Затв. Вышенский, 88, 17). Источник.

* * *

Авва Пимен говорил: «Должно удаляться всего плотского. Человек, близкий к плотскому искушению, подобен человеку, стоящему над глубокою пропастью. Враг человека, в какое бы время ни захотел, легко низвергает его в эту пропасть. Но удаляющийся от всего плотского подобен стоящему далеко от пропасти. Хотя враг повлечет его, чтобы низвергнуть в бездну, но пока будет влечь его с принуждением, Бог пошлет ему помощь» (97, 201).

* * *

Еще авва Пимен говорил: «Как дым выгоняет из улья пчел, и тогда они перестают работать мед; так и плотские наслаждения изгоняют из души страх Божий и разрушают все доброе делание ее» (97, 200).

* * *

Авва Антоний говорил: «Думаю, что в теле есть движение естественное, прирожденное ему, но оно не действует, когда душа не хочет, – и показывает в теле только движение бесстрастное. Есть и другое движение, происходящее от питания и разгорячения тела пищей и питьем. Источник.

От этого жар крови возбуждает тело к деятельности. Потому-то и говорит Апостол: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18). Равно и Господь заповедал ученикам Своим: смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались обьядением и пиянством (Лк. 21, 34). В подвижниках же бывает еще иное движение, которое происходит от коварства и зависти демонов. Итак, надобно знать, что в теле бывает троякое движение: одно естественное, другое от безразличного употребления пищи и третье от демонов» (97, 9).

* * *

Говорил авва Даниил: «Чем тучнее тело, тем немощнее душа, а чем суше тело, тем сильнее душа». Также говорил: «Чем более иссыхает тело, тем душа делается утонченнее; душа чем делается утонченнее, тем делается она пламеннее» (106, 91). Источник.


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle