Источник

Любовь к врагам

...Врага любить должно так, чтобы не воздавать злом за зло, но благодеянием вознаграждать за обиду (свт. Григорий Нисский, 20, 106). Источник.

* * *

...Христос повелел нам считать друзьями... тех, которые... причиняют нам вред и в деньгах, и в телесном здоровье, и во всем прочем. Не только, говорит Он, прибавляй хищнику и лихоимцу, но и люби его любовию самою крепкою и искреннею (свт. Иоанн Златоуст, 44, 138). Источник.

* * *

...Христос желает, чтобы мы не только прощали, но и принимали врагов в число первых друзей (свт. Иоанн Златоуст, 44, 139). Источник.

* * *

...Если мы будем молиться за друзей, то мы еще нисколько не лучше язычников и мытарей, а если будем любить врагов, то по мере сил человеческих становимся подобными Богу... (см.: Мф. 5, 44–45) (свт. Иоанн Златоуст, 45, 452).

* * *

...Если любишь не только любящих, но и враждующих против тебя, подражаешь по силе своей твоему Господу (свт. Иоанн Златоуст, 47, 30).

* * *

...Заповедь <о любви ко врагам> очень трудна, но если подумаешь о награде, уготованной исполняющим ее, то она, хоть и весьма трудна, отнюдь не покажется такою (свт. Иоанн Златоуст, 47, 30).

* * *

...Не должен ли ты считать за милость, что своими благодеяниями врагу можешь отворить себе двери дерзновения пред Богом и достигнуть прощения своих грехов? (свт. Иоанн Златоуст, 47, 30).

* * *

...То составляет величайшую добродетель, когда не тех только мы любим и не тем только всячески угождаем, которые искренно к нам расположены, но когда и людей, желающих вредить нам, к себе привлекаем ласковостью (свт. Иоанн Златоуст, 47, 633).

* * *

...Научись прежде всего никогда не называть врага именами презрительными, а почетными. А если уста привыкнут называть оскорбившего именем почетным и приятным, то и душа, услышав это и будучи вразумляема и научаема языком, охотно примирится с ним. Самые слова будут наилучшим врачевством сердечной язвы (свт. Иоанн Златоуст, 47, 843). Источник.

* * *

...Если ты исполняешь заповедь любви ко врагам, то пребываешь с Богом, если же оставляешь ее – то с мытарями (свт. Иоанн Златоуст, 50, 211). Источник.

* * *

...Врагам, хотя бы они причинили нам бесчисленное множество зол, <воздадим> всем, что есть у нас доброго... не преминем оказывать и им благодеяния. Ведь если, терпя зло, можно удовлетворить ярость их, то гораздо больше – благодетельствуя им. Первое меньше последнего, потому что не все равно – благодетельствовать врагу... или быть готовым претерпеть (от него) большее зло. От последнего перейдем и к первому, что (и составляет) преимущество учеников Христовых, (свт. Иоанн Златоуст, 52, 139).

* * *

Кто любит любящего его, тот не делает ничего важного, а кто любит ненавидящего его, тот преимущественно достоин венцов (свт. Иоанн Златоуст, 53, 262).

* * *

...В подражание <Богу> будем и мы благотворить врагам, не отвергнем тех, кто ненавидит нас и отвращается от нас (свт. Иоанн Златоуст, 54, 61–62).

* * *

Любовь к врагам есть любовь к Богу, даровавшему заповеди и законы, есть подражание Ему. Знай же, что, оказывая благодеяния врагам, ты благотворишь не им, а себе, не их любишь, а повинуешься Богу (свт. Иоанн Златоуст, 54, 64). Источник.

* * *

Бог оказывает благодеяния своим врагам делом, а ты совершай их, по крайней мере, словом – молись за врага; таким образом ты уподобишься Отцу твоему, Который на Небесах (свт. Иоанн Златоуст, 54, 663).

* * *

...Кто благословляет своего врага, благословляет себя самого, и кто проклинает его, проклинает себя, и кто молится за врага, молится за себя, а не за него (свт. Иоанн Златоуст, 54, 664). Источник.

* * *

...Когда захватишь в свои руки врага, старайся не о том, чтобы отомстить ему и осыпать тысячами ругательств, а о том, чтобы расположить его к себе услужливостью, чтобы довести его до кротости, и до тех пор не отставай и делать все, и увещевать, пока своею кротостью не победишь его жестокости (свт. Иоанн Златоуст, 55, 739).

* * *

...Невозможно любить оскорбляющего даже тому, кто отрекся от мира и всего что в мире, если он истинно не познает цель Господню. Когда же даст ему Господь познать ее, и он возревнует ходить по указанию ее, тогда возможет он от сердца любить ненавидящего и оскорбляющего, как любили и апостолы, знавшие ее (прп. Максим Исповедник, 91, 139).

* * *

Иное есть не печалиться и не гневаться при бесчестиях, поношениях, искушениях и встречающихся прискорбностях и иное – желать этого с благодарением, когда случится что такое. Иное опять есть – молить Бога о тех, кои причиняют это, иное – прощать им, иное любить их от всей души, как благодетелей, и иное – напечатлевать в уме лица каждого из них и целовать их бесстрастно, как искренних друзей своих, со слезами чистой любви, – так чтобы на душе не было совершенно никакого знака оскорбления или страсти. Большее из всего сказанного есть, когда кто в самое время искушения таковое же имеет расположение и к тем, которые поносят его в лицо или клевещут на него, и ко всем другим, кои или осуждают его, или презирают и ставят, ни во что, или плюют в лицо, еще и к тем, кои по видимости притворяются друзьями, а тайно так же действуют против него, как и сказанные пред сим, – и это не утаивается от него, но он то знает. Источник.

И из этого опять высшее и совершеннейшее без сравнения есть... то, если кто совсем забывает претерпенные искушения и никогда не вспоминает тех, кои его опечалили или как-нибудь обесчестили, ни когда они бывают налицо, ни когда отсутствуют, но имеет и их наравне с друзьями своими, без всякого различения, сколько когда беседует с ними, сколько же и тогда, когда вкушает вместе с ними пищу. Все это суть дела и совершенства мужей, ходящих во свете. Которые же чувствуют, что они далеки от таких порядков и правил жизни, те пусть не обольщаются и не обманывают себя, но да ведают наивернейше, что они ходят во тьме (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 400). Источник.

* * *

...В том и состоит человеколюбие, чтобы ты благодетельствовал врагам и любил их, как друзей и как истинных благодетелей, чтобы молился за всех обижающих тебя и имел сердечную любовь равно ко всем, и добрым и злым, и за всех повседневно полагал душу свою, за спасение... быть может, одного или, если возможно, то и всех (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 148).

* * *

Благорасположенно любящий тех, которые его поносят и обижают, и причиняют ему ущерб, и молящийся о них в короткое время достигает великого преуспеяния (прп. Симеон Новый Богослов, 93, 9).

* * *

Любовь к врагам доставляет сердцу полноту любви. В таком сердце вовсе нет места для зла, и оно уподобляется благостию своею Всеблагому Богу (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 512).

* * *

...Когда возлюбишь врагов своих и будешь молить о них, чтобы им дарованы были все блага, временные и вечные, тогда только низойдет к тебе Бог на помощь, и ты поперешь молитвою твоею всех супостатов твоих, вступишь умом в сердечный храм для поклонения Отцу Духом и Истиною (см.: Ин. 4, 24) (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 211–212).

* * *

Достигший любви к врагам достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собою отворились врата любви к Богу (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 145). Источник.

* * *

...Любовь к врагам есть та высшая ступень в лествице любви к ближнему, с которой мы вступаем в необъятный чертог любви к Богу (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 299). Источник.


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle